Нуар (кино) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Нуар.Нуа́р (фр. film noir «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Печать зла» (1958). На создании нуаров специализировались режиссёры Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Стенли Кубрик, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер, Николас Рэй и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности Рита Хейворт, Ингрид Бергман, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик, Ава Гарднер и Джин Тирни.
В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приёмы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма («М», а особенно «Ярость» и «Жизнь дается один раз» Фрица Ланга)[1]. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Не исключено также влияние и французского поэтического реализма[2] конца 1930-х годов («Пепе ле Моко»). Фильмы нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.
Термин «чёрный фильм», или «фильм-нуар», впервые употребил в 1946 году французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов [3]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.
Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем ряд критиков возражает против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film)
В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят проблемные, с жанровой точки зрения, фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника» Чарльза Лоутона), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).
Сюжетную линию «чёрных фильмов» отличает запутанность. Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы»[7]. Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу:
Частный детектив соглашается выполнить очень неопределенную миссию: найти женщину, остановить шантаж, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чем-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают [7].
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
- Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.
- В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
- Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[8].
- В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «под голландским углом».
- «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн).
- Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
- Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
- Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950» (Robert Ottoson, Reference Guide to the American Film Noir 1940–1950, Scarecrow Press, 1981) указывает в числе факторов зарождения нового жанра влияние немецкого экспрессионизма, французского поэтического реализма, «крутых» детективных романов, возвращение послевоенного кинематографа в студийные экстерьеры ради экономии средств. Психологической подоплёкой служила депрессивная атмосфера Второй мировой войны, а затем сложности в приспособлении ветеранов войны к мирной жизни. Несколько позднее к этому присоединился интерес кинематографистов к Фрейду и психоанализу, а также уроки итальянского неореализма. Одним из самых важных влияний Оттосон считает появление картины Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1940).
С нуаром перекликаются многие фильмы Альфреда Хичкока, хотя даже в 1940-е годы его творчество несводимо к этому направлению.
Несмотря на узкие рамки нуаровой стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Элементы нуара прослеживаются в гангстерском вестерне «Высокая Сьерра» с Хамфри Богартом в главной роли, вышедшем на экраны в январе 1941 г. Через несколько месяцев Богарт сыграл главную роль в первом «чистом» примере жанра — детективе Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941). Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, раз за разом предающей его. И то и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени.
Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время Американская киноакадемия признала за криминальной драмой законное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка». (Фильм ужасов, например, не считался жанром серьёзным и не мог претендовать на «Оскары» в главных номинациях.) Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и по сочетанию цинизма и пессимизма был для того времени беспрецедентным.
Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у авторов «крутых» детективов — таких, как Р. Чандлер (серия фильмов о Филиппе Марлоу), Д. Хэммет («Стеклянный ключ»), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды»), К. Вулрич («Чёрный ангел»). В титрах классических нуаров можно увидеть имена и более интеллектуальных авторов — Э. Хемингуэя («Убийцы»), К. Одетса («Крайний срок — на рассвете»), Т. Уайлдера («Тень сомнения») и др.
Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссёры, как Э. Г. Ульмер («Объезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др., вывели Голливуд за пределы «гламурных» студийных декораций и приблизили фильмы к реальной жизни того времени (ср. неореализм).
С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («Леди из Шанхая», «Риф Ларго», «Ниагара»). Вместо тёмных, плохо освещённых подворотен экран всё чаще заливает солнечный свет; иногда для обозначения этой группы фильмов вместо «фильм-нуар» применяется контрастное наименование — «фильм-солей» (film soleil, «солнечный фильм»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как пеплум, романтическая комедия и мюзикл.
Мода на нуар возвращается в 1990-е годы, причём действие ряда новых нуаров помещено в классические для жанра послевоенные годы («Секреты Лос-Анджелеса», 1996), большая же часть «чёрных фильмов» построена на современном материале («Подозрительные лица», 1995). Едва ли не первым неонуаром принято считать «Китайский квартал» Романа Полански (1974). В современном кинематографе нуаровая стилистка растворена в различных дозах в фильмах самых разных жанров и направлений, включая вестерны («Старикам тут не место»), комедии («Фарго»), фантастические блокбастеры («Бегущий по лезвию», «Тёмный город»), экранизации комиксов (Город грехов 1 и 2) и даже авторское кино с налётом (вышедшие в 2000-е годы фильмы Д. Кроненберга, Р. Джонсона и Дэвида Линча).
Классический голливудский нуар[править | править код]
- Жирным выделены фильмы, признанные в США национальным достоянием
Ранний нуар[править | править код]
Зрелый нуар[править | править код]
- январь 1944 — «Жилец» Джона Брама
- февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
- июнь 1944 — «Рождественские каникулы» Р. Сиодмака
- август 1944 — «Когда незнакомцы женятся» Уильяма Касла
- сентябрь 1944 — «Двойная страховка»[3][11]Билли Уайлдера и «Странники в ночи» Энтони Манна
- октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
- ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга[3]
- декабрь 1944 — «Подозреваемый» Р. Сиодмака и «Убийство, моя милая»[3]Эдварда Дмитрыка
- март 1945 — «Странная иллюзия» Эдгара Г. Ульмера
- февраль 1945 — «Площадь похмелья» Дж. Брама
- август 1945 — «Странное дело дяди Гарри» Р. Сиодмака
- сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
- октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
- ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера, «Объезд» Э. Г. Ульмера и «Меня зовут Джулия Росс» Джозефа Х. Льюиса
- декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Стала, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
- февраль 1946 — «Гильда» Чарльза Видора[3][12]
- апрель 1946 — «Синий георгин» Джорджа Маршалла и «Тёмный угол» Генри Хэтэуэя
- май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды»[3]Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
- июнь 1946 — «Где-то в ночи» Джозефа Л. Манкевича
- июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
- август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса[3], «Дурная слава» А. Хичкока, «Убийцы» Р. Сиодмака[3] и «Чёрный ангел» Роя Уильяма Нила
- сентябрь 1946 — «Катастрофа» Ирвинга Рейса
- октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
- ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
- декабрь 1946 — «Медальон» Дж. Брама
- январь 1947 — «Леди в озере» Роберта Монтгомери и «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромвелла
- март 1947 — «Бумеранг!» Элиа Казана, «Красный дом» Делмера Дэйвса и «Подставленный» Ричарда Уоллеса
- апрель 1947 — «Страх в ночи» Максвелла Шейна
- май 1947 — «Долгая ночь» Анатоля Литвака, «Отчаянный» Э. Манна, «Паутина» Майкла Гордона и «Рождённый убивать» Роберта Уайза
- июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена и «Женщина на пляже» Жана Ренуара
- июль 1947 — «Мне не поверят» Ирвинга Пичела, «Одержимая» Кёртиса Бернхардта и «Перекрёстный огонь» Э. Дмитрыка
- август 1947 — «Поцелуй смерти» Г. Хэтэуэя и «Тело и душа» Роберта Россена
- сентябрь 1947 — «Подставили!» Э. Манна и «Чёрная полоса» Д. Дэйвса
- октябрь 1947 — «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга и «Вне подозрений» М. Кёртиса
- ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра[13]
- декабрь 1947 — «Леди из Шанхая»[3] О. Уэллса , «Двойная жизнь» Джорджа Кьюкора и «Агенты казначейства» Э. Манна
- январь 1948 — «Тайна за дверью» Ф. Ланга и «Я всегда одинок» Байрона Хэскина
- февраль 1948 — «Звонить: Нортсайд 777» Г. Хэтэуэя
- апрель 1948 — «Безжалостный» Э. Г. Ульмера и «Большие часы» Джона Фэрроу
- май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена и «Грязная сделка» Э. Манна
- июль 1948 — «Ки-Ларго»[14] Дж. Хьюстона
- август 1948 — «Западня» Андре де Тота и «Бессмысленный триумф» Стива Секели
- сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» А. Литвака, «Плач большого города» Р. Сиодмака и «Придорожное заведение» Жана Негулеско
- октябрь 1948 — «Восход луны» Фрэнка Борзейги
- ноябрь 1948 — «Он бродил по ночам» Альфреда Л. Веркера
- декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
- январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака и «Обвиняемая» Уильяма Дитерле
- февраль 1949 — «Пленница» Макса Офюльса
- март 1949 — «Подстава» Р. Уайза и «Удар» Артура Любина
- апрель 1949 — «Чемпион» Марка Робсона
- июль 1949 — «Дом незнакомцев» Дж. Л. Манкевича
- август 1949 — «Окно» Теда Тецлаффа и «Слишком поздно для слёз» Б. Хэскина
- сентябрь 1949 — «Белое каление» Р. Уолша
- октябрь 1949 — «Воровское шоссе» Ж. Дассена, «За лесом» Кинга Видора и «Момент безрассудства» М. Офюльса
- ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера и «Они живут по ночам» Николаса Рэя
Поздний нуар[править | править код]
Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике[править | править код]
- Жирным выделены фильмы, снятые с участием американцев и часто относимые к классическому нуару
Пародии на нуар и подражания нуар-стилистике[править | править код]
Следующие фильмы и сериалы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:
- ↑ Gary Morris. Noir Country. Alien Nation (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Пол Шредер. Заметки о фильме-нуар
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх. Нуар: голос из прошлого (неопр.). Искусство кино (май 2007). Дата обращения 6 апреля 2009. Архивировано 4 февраля 2012 года.
- ↑ John Belton. Film Noir’s Knights of the Road (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Paul Schrader. Notes on Film Noir (англ.). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Mark Mignone. Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 9 октября 1999 года.
- ↑ 1 2 Михаил Трофименков. Любить тревогу // Ъ-Weekend, 11.02.2011.
- ↑ Сергей Каптерев. Билли Уайлдер. Запоздалый некролог (неопр.). Киноведческие записки (30 марта 2005). Дата обращения 6 апреля 2009.
- ↑ Alain Silver (англ.), Elizabeth Ward, eds. Film Noir: An Encyclopedic Reference to the American Style, film noir review and analysis by Bob Porfiero, page 269, 3rd edition, 1992. Woodstock, New York: The Overlook Press. ISBN 0-87951-479-5.
- ↑ Spencer Selby. Dark City: The Film Noir. #398 on page 183, 1984. Jefferson, N.C. & London: McFarland Publishing. ISBN 0-89950-103-6.
- ↑ James Naremore. More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Дата обращения 6 апреля 2009.
- ↑ Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
- ↑ Gary Morris. High Gallows. Out of the Past (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
- ↑ Alan Vanneman. Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Ginette Vincendeau. Pépé le Moko. British Film Institute, 1998. Pages 17, 51
Аннотация на обложке: «This highly romantic and atmospheric thriller was crucial to the development of French film noir». - ↑ Сергей Анашкин. Мисима зияющий (неопр.). Искусство кино (январь 2004). Дата обращения 6 апреля 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Robin Buss. French Film Noir. ISBN 978-0-7145-2963-9. Page 194.
- ↑ A.O. Scott. The Unreal Road From Toontown to ‘Sin City’ (англ.). The New York Times (24 April 2005). Дата обращения 8 августа 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Tom Keogh. «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (28 October 2005). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- Ю. А. Кравцов. Основы киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. — СПб.: Институт телевидения, бизнеса и дизайна («Невский университет»), 2006.
- R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN 0-87286-412-X.
- Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (недоступная ссылка) (англ.)
Ссылки[
Неонуар — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2018; проверки требуют 38 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2018; проверки требуют 38 правок.Неонуа́р (neo-noir) — обозначение нуаровой волны, которая прокатилась по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов на фоне уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме. Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период.
Травма войны во Вьетнаме, череда нераскрытых убийств политических деятелей, сенсационные журналистские разоблачения власть предержащих и рецессия в экономике — эти обстоятельства придали многим фильмам Нового Голливуда налёт неизбывного пессимизма[1]. На этом фоне в Голливуде вновь оказалась востребованной эстетика нуара, которая вышла из моды в оптимистический период экономического бума середины 1950-х годов.
Три года рецессии в США (1973—1975) ознаменовались обоймой фильмов, которые переосмысливали наследие эпохи нуара и полемизировали с ним[2]. Они поднимают более острые темы (тотальная коррупция, семейное насилие, бесправие, инцест) и приходят к более мрачным выводам, чем фильмы 1940-х. Их герои оказываются заложниками собственной принципиальности и старомодного кодекса чести, который не востребован хаотично устроенным обществом сегодняшнего дня[1]:
- В «Китайском квартале» Романа Полански (1974) действие происходит в координатах классического нуара (мегаполис 1930-х годов), однако выводы, к которым приходит частный детектив после традиционной для жанра встречи с загадочной незнакомкой, настолько радикальны, что их нельзя себе представить в кинематографе времён кодекса Хейса, требовавшего, чтобы порок под конец фильма был наказан и на все вопросы были даны чёткие и внушающие уверенность ответы[1].
- В «Долгом прощании» Р. Олтмана (1973) сыщик Филипп Марлоу из «крутых детективов» Р. Чандлера дезориентирован в хиппующей Америке 1970-х, где он напоминает реликт давно канувшей в прошлое эпохи. Он не только не в силах контролировать ход детективной интриги, но и даже домашние животные (кот, собаки) отказывают ему в почтении. Его попытки навести порядок в городе стремительно скатываются в абсурд и едва не заканчиваются для него кастрацией[3].
- В «Разговоре» Ф. Ф. Копполы (1974) и «Ночных ходах» А. Пенна (1975) главный герой в исполнении Джина Хэкмена дотошно собирает ключи к разгадке преступления, однако демонстрирует совершенную неспособность их расшифровать — до тех пор, пока не становится слишком поздно спасать кого бы то ни было, а его собственная жизнь оказывается в опасности[4].
Эти четыре стилеобразующих фильма, по заключению Британского киноинститута, «развеяли романтический флёр вокруг фигуры частного детектива — странствующего рыцаря в плаще современного покроя, наглядно показав его беспомощность перед лицом господствующего кругом зла, от которого он и сам едва в силах удержаться. Лишённые загадок и сюрпризов, эти неутешительные фильмы только подтверждают, что дело и в самом деле обстоит так плохо, как это нам представлялось»[5].
Нуаровая традиция Нового Голливуда представлена также такими лентами, как «В упор», «Клют», «Злые улицы», «Таксист»[6]. Атмосфера всеобщей подозрительности с оттенком паранойи царит в многочисленных политических триллерах того времени («Три дня Кондора» С. Поллака, «трилогия паранойи» А. Пакулы).
В рейгановскую эпоху задача ревизии жанра и развенчания его мифов теряет актуальность; Голливуд возвращается к игре по жанровым законам. Характерна судьба двух выпущенных в 1981 году фильмов: «Путь Каттера», снятый в лучших традициях «Долгого прощания» и «Китайского квартала», прошёл практически незамеченным, в то время как «Жар тела», повторяющий сюжет «Двойной страховки» (1944), ждал шумный успех. Благодаря этому в моду входят ремейки классических нуаров («Почтальон звонит дважды», «Наперекор всему», «Ночь и город»)[4]. Нуаровые ситуации переносятся в совершенно фантастические координаты («Бегущий по лезвию»)[4]. В фильмах братьев Коэнов «Просто кровь» и «Перекрёсток Миллера» нуар сгущается до полного абсурда и переходит в чёрный юмор.
В 1990-е годы традицию неонуара продолжают фильмы «Первая сила», «Секреты Лос-Анджелеса», «Подозрительные лица», «Помни» и другие[4]. В постнуаре силён элемент субъективизма, многие события оказываются порождены расстроенным сознанием главного героя. Вслед за «Таксистом» М. Скорсезе (1976) источник зла перемещается извне в сердце главного героя, который не только испытывает соблазн перейти на сторону зла (воспринять преступные методы борьбы с преступностью), но и не находит для себя другого выхода, кроме как уступить этому соблазну (например, в фильме Д. Финчера «Семь», 1995).
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. |
Следующие фильмы с теми или иными оговорками причисляют к современным формам «нуара» («постнуар», «неонуар»):
Также в стиле постнуар сделаны некоторые компьютерные игры. Среди них наиболее отвечают духу и стилистике нуара:
Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён. |
Западный кинематограф оказывал свое влияние и на киноискусство стран социалистического лагеря. Поэтому стиль нуар не обошел стороной советское/российское кино, оставив большой пласт «перестроечного кино», или «чернухи» (название является аналогом французского слова «нуар»). В 2000—2010-е годы с той или иной регулярностью на экран выходят различные многосерийные и полнометражные фильмы, созданные на основе нуар-стилистики.
Нуар (литература) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Нуар. Обложка нуар-романа К.АдамсаНуа́р (фр. noir — «чёрный» роман) — субжанр американской массовой литературы 1920-х — 1960-х годов, разновидность «крутого» (или «круто сваренного» (англ. hard-boiled fiction)) криминального романа. В основу жанра легли напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования в духе Эрнеста Хэмингуэя и Джона Дос Пассоса (черта общая для «крутого» и «чёрного» романов)[1]. Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление (сыщик, журналист и т. д.), героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны [2]. Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм, склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга, обязательная сексуальная линия в сюжете[2][3]. Некоторые детали (появление роковых женщин, постоянное курение персонажей и др.) со временем стали литературным штампом этого направления.
Чёрный роман было принято относить к числу «низких» жанров. Советский литературовед Георгий Косиков, например, отзывается о нём как об «американской массовой беллетристической продукции, замешанной на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавшей на острых социальных проблемах»[4]. В то же время роман-нуар расширял взгляды читателей середины XX века: «предлагая читателям несимпатичных героев с явно девиантной моделью поведения, то есть отклоняющихся от нормы, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“»[5].
Появившись в конце 1920-х годов, к концу 1930-х нуар полностью сформировался как субжанр, однако он ещё не нашёл своего читателя. Преимущественно сочинения в жанре «нуар» публиковались в журналах, специализирующихся на «бульварном чтиве». Основным среди них был журнал «Чёрная маска» (англ. «Black Mask»). Кроме того, выходили отдельные издания в дешёвом варианте с мягкой обложкой (так называемые «paperback edition»). Настоящий «нуаровый бум» начался в 1950-е годы и продолжался до конца 1960-х. В этот период «чёрный роман» публиковался много, и часто в хороших изданиях.
Многие произведения в жанре «чёрного романа» стали основой для кинофильмов-нуар. При этом, несмотря на некоторые сходные черты, большинство исследователей подчёркивает существенные различия между понятием «нуар» в литературе и кинематографе, где «нуар» является скорее стилем, чем жанром[6].
Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов.
Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году, когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий[2].
Корнелл Вулрич«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича, автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х — 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар» [7]. Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра, «Окно во двор» А. Хичкока, «Невеста была в чёрном» и «Сирена с Миссисипи» Ф.Трюффо.
У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста Уильяма Бернетта, опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» «Маленький Цезарь»[2].
Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета, Рэймонда Чандлера и Джеймса М. Кейна.
Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет Росса Макдональда одним из трёх отцов-основателей крутого детектива[8], — все вместе, Хэммет, Чендлер и Макдональд стали литературными «отцами» крутого детектива[9]. В жанре крутого детектива их фамилии зачастую ставятся критиками в один ряд — создаётся эдакий литературный триумвират, по которому меряют всех остальных авторов жанра, их современников, и тех, что пришли им на смену[10].
Главные герои-детективы Сэм Спейд, Филип Марлоу и Лью Арчер в равной степени известны каждому американскому книговеду и киноведу, так же как Микки Маус и Шерлок Холмс. Ни один из последующих частных сыщиков, не смог и не сможет повторить такого успеха, — отмечается у Бейкера и Нитцеля. Именно по этой причине книги Хэммета, Чендлера и Макдональда постоянно перепечатываются всё новыми и новыми тиражами. Их работы обсуждаются на семинарах и лекциях во всех Соединённых Штатах[11].
В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан, выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» и ещё ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу[4].
- ↑ Энциклопедия «Британника»
- ↑ 1 2 3 4 George Tuttle. What is Noir? (англ.). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 29 марта 2012 года.
- ↑ Александр Гаррос. Нуар Европы (неопр.). Эксперт, № 22 (563) (11 июня 2007). Дата обращения 8 апреля 2009. Архивировано 29 марта 2012 года.
- ↑ 1 2 Георгий Косиков. О прозе Бориса Виана (неопр.) (недоступная ссылка). Художественная литература (1983). Дата обращения 8 апреля 2009. Архивировано 24 октября 2012 года.
- ↑ Лев Гурский. Интервью (неопр.) (недоступная ссылка). Новое литературное обозрение (1999). Дата обращения 8 апреля 2009. Архивировано 20 сентября 2004 года.
- ↑ Paul Schrader. Notes on Film Noir (англ.). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
- ↑ Cornell Woolrich, father of noir fiction (англ.) — фан-сайт писателя (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 апреля 2009. Архивировано 19 января 2008 года.
- ↑ Kreyling, 2005, p. 3.
- ↑ Karydes, 2010, p. 1.
- ↑ Howard, 2010, p. 39.
- ↑ Baker & Nietzel, 1985, p. 1.
- Baker, Robert Allen ; Nietzel, Michael T. Princes of the Realm // Private Eyes: One Hundred And One Knights: A Survey of American Detective Fiction, 1922-1984 (англ.). — Bowling Green, OH: Bowling Green State University Popular Press, 1985. — 385 p. — ISBN 0-87972-330-0.
- Howard, David George. The Hard-Boiled Detective: Personal Relationships and The Pursuit of Redemption (англ.). — Master of Arts. — Bloomington, IN: Indiana University, 2010. — 86 p.
- Karydes, Karen Huston. Hard-Boiled Anxiety: Hammett, Chandler and Macdonald (англ.) / Directed by Prof. David M. Wyatt. — Dissertation. — College Park, Maryland: University of Maryland, 2010. — 209 p. Архивная копия от 1 августа 2014 на Wayback Machine
- Kreyling, Michael. The Novels of Ross Macdonald (англ.). — Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 2005. — 185 p. — ISBN 1-57003-577-6.
- Crime Novels: American Noir of the 1930s and 40s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-46-9.
- Crime Novels: American Noir of the 1950s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-49-3.
- The Fantastic Stories of Cornell Woolrich. Southern Illinois University Press, 1981. ISBN 0-8093-1008-2.
- Francis M. Nevins. Cornell Woolrich: First You Dream, Then You Die. Mysterious Press, 1988. ISBN 0-89296-297-6.
- Thomas C. Renzi. Cornell Woolrich from Pulp Noir to Film Noir. McFarland & Company, 2006. ISBN 0-7864-2351-X.
- Корнелл Вулрич. Тысяча глаз ночи. М., 2003. ISBN 5-93209-683-7 (недоступная ссылка)
Словари и энциклопедии |
---|
Нуар как жанр — Долго и счастливо — LiveJournal
Нуар – не такой простой жанр, как может показаться. Чтобы тебе было легче его нащупать, мы написали, как представляем его для игры.
Что такое нуар вообще?
Это в большей степени термин кино, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Затем нуар широко вошел в традицию кинематографа и художественной литературы и зажил своей жизнью.
Что общего есть в большинстве произведений, какие стереотипные сюжетные элементы можно выделить? Ощущение разочарованности происходящим, отчаяние, победа зла над надеждой, власть сильных, тотальная коррупция, насилие и несправедливость.
Весьма часто протаонист с самого начала является антигероем, т.е. подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев. Традиционную мораль ему может заменять некий кодекс поведения крутого парня. А оправданием поступков служит “волчья жизнь” вокруг и то, что определенную грань он все еще не переступил.
Иногда главный герой выступает в начале как положительный (или нейтральный) персонаж, надломленный, но не сломавшийся рыцарь, или просто человек, который не успел еще разочароваться и отчаяться. В процессе часто его идеи, мысли, ценности меняются, вплоть до противоположности – он также может стать антигероем. Если же главный герой до конца стоит на своем, то конец истории для него всегда трагичен, нередко – смертелен.
На нашей игре многие герои в своем прошлом переживали разочарования и предательства, мечта большинства горожан разбита. Это ставит тебя скорее в позицию антигероя, хотя и иные варианты возможны.
В нуаре практически всегда присутствует персонаж-трикстер, который в самый ответственный момент совершает что-то неожиданное и предает главного героя или же ставит его в сложную ситуацию. Часто это образ “роковой любви” – персонажа, который в начале выступает в роли страдающего героя, просящего о помощи и достойного любви, но история развивается, и роковая красотка будет первой на очереди, кто всадит нож в спину герою в своих корыстных интересах. Трикстером может быть и лучший друг персонажа, и т.д. – то есть, в нуаре всегда происходит предательство! Герой всегда сталкивается с обманом, продолжает жить в полном недоверии к миру, подозревая в дальнейшем всех и вся. Его ценности всегда подвергаются испытаниям.
Злодей в нуаре это тот, чьи практические интересы разошлись с интересами героя. Злодей не обладает инфернальными чертами, но он всегда сильный человек, знающий, чего хочет, не стесняющийся в средствах и не знающий жалости.
В нуаре присутствует и внешний мир – это серая масса, которая стеной противостоит благим (или просто личным) ценностям и действиям главного героя. Мир равнодушен, циничен, жесток, несправедлив. Мир часто представляет собой коррумпированных полицейских, судей, жестоких мафиози, сильных мира сего, действующих всегда в своих личных интересах и часто аморально, антиобщественно. Это и журналисты, которые могут действовать так же подло. Это и страховщики, это и просто равнодушная толпа, которая питается сплетнями и трагедиями других. (На игре, не стесняйся побыть для других частью серой массы — уколоть при случае, наплевать на чужие проблемы; отказать, надавить, пройти мимо)
Нуар – это почти всегда лихо закрученный детектив. Это расследование и поиск. А значит, герой ходит и тщательно собирает информацию, активно общается с другими персонажами, ищет разгадку и пытается докопаться до истины. Часто профессии главных героев – полицейские, детективы, журналисты, писатели или просто разнорабочие, которые много путешествуют в поисках лучшей жизни и оказываются в новых для себя обстоятельствах. Либо наоборот, вскрываются новые подробности прошлого, которые открывают текущие события в новом свете (на игре — через ретроспективы).
Нуар – это драма. Причем драма всегда с трагическим концом. Это расплата главного героя за то, что он когда-то принял решение хоть как-то взаимодействовать с этим несовершенным обществом. Возможно, из благих побуждений, пытаясь что-то изменить или спасти, возможно, поддавшись своей страсти, возможно, желая просто заработать денег. Герой всегда наказан, а систему не победить. Часто это приводит к тому, что герой сходит с ума или теряет моральные ориентиры и становится антигероем. Но в конце герой выносит свои “уроки” и может рассказать об этом окружающим (например, произнести монолог, обличающий систему и несправедливый мир).
Про нуарную стилистику
Нуар – от французского Noir (черный). «Film noir» – «черный фильм». Прежде всего это определенного рода образ подачи главных персонажей. Но и одновременно – описание пространства.
Вот некоторые черты “картинки” нуара. Просто чтобы у тебя было ощущение жанра:
Нуар — мир монохрома. Краски – контрастные, черно-белые.
Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.
Преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
Освещение не выделяет героя среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.
«Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание от диалога к диалогу.
Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
Чтобы прочувствовать нуар, рекомендуем тебе посмотреть несколько самых ярких фильмов в этом стиле.
Мальтийский сокол — фильм-родоначальник жанра. Сокол — древняя реликвия, оставленная госпитальерами в подарок Карлу V и с тех пор ставшая неуловимой, хотя ловцов на нее масса, поскольку сделан он из чистого золота да еще с инкрустированными драгоценными камнями. В общем, стоит баснословных денег. И вот по воле милой, но роковой женщины в охоту за соколом включается частный детектив из Сан-Франциско Сэм. И тут же появляется два трупа, а вслед за ними и еще один. В фильме есть практически все от классики – детектив, романтический герой, роковая красотка, расплата, трупы и т.д.
Двойная страховка — Классический фильм, поставленный в повествовательной манере «монолога мертвеца». Смертельно раненный страховой агент едет через весь город в свою контору. Там он надиктовывает служебную записку, признаваясь в убийстве и махинации со страховыми полисами. Разумеется, “ищите женщину”. Один из самых ярких образов роковой красавицы в истории кино.
Китайский квартал
нуар в интерьере | Prointerior.info
Главная Стили дизайна интерьераНуарСтиль нуар в интерьере: что общего у гангстеров и вампиров?
Интерьер в вампирском стиле часто называют нуаром. Это два разных направления в дизайне, но их роднят фатализм и любовь к черному цвету. Нуар притягивает мистиков, творческих людей, бизнесменов, политиков, любителей пощекотать себе нервы. Что в нем такого особенного?
Он француз или американец?
Родиной нуара считают США, он появился на свет в 20-е годы прошлого века. Название стиля пришло из французского языка: «нуар» — черный. В новорожденном дизайнерском направлении сразу зазвучало предчувствие Великой депрессии. Американские черно-белые фильмы о гангстерах 40-х годов — визитка нуара. Добро и зло в таких кинолентах — понятия относительные. Они перемешаны так, что невозможно различить, разграничить их. Черный несет особую философию и видение мира. Он символизирует отсутствие цвета и бытия. В нуаре присутствует французский шарм, по мере развития стиль вобрал и растворил в себе черты других направлений, но его основные каноны, где бал правит черный, не изменились.
Как гангстера отличить от вампира?
Не по наличию клыков! У вампирского стиля есть второй доминирующий цвет — красный. В нуаре такого нет. Гангстерский стиль не допускает ярких цветовых пятен. В качестве дополнительных цветов могут использоваться белый, светло-серый. Реже — коричневый, естественные оттенки дорогих пород дерева. Нуар — родственник модерна, шанель и ретро. Некоторые искусствоведы считают: он не может быть автономным направлением и является ветвью позднего модерна. Американский стиль:
дает себя почувствовать в роли героя гангстерского детектива;
открыто не выдвигает требований к форме предметов, но сама его атмосфера диктует, что надо использовать косые, вертикальные линии, строгие геометрические фигуры;
нацелен на применение элитных натуральных материалов — в том числе кожи и древесины ценных пород.
Нуар — это сочетание американской практичности, стремления к элитности, циничного и мрачного представления о жизни.
Как найти черную кошку в почти черной комнате?
Стиль не теряет своей популярности в оформлении жилых и нежилых помещений. Его признают идеальным для офисов. Поклонники нуара предпочитают с максимальной пользой использовать внутреннее пространство помещений и каждой вещи отводить строго определенное место. Детскую комнату в таком стиле лучше не обустраивать. Нуар моден в оформлении спален и ванных. Он подойдет для рабочего кабинета. Главная ошибка, которую допускают начинающие дизайнеры при работе со стилем нуар, — передозировка черного. Как ее избежать? Надо изначально рассчитать, какие поверхности в помещении будут черными. Если стены, то для пола и потолка нужен серый, белый, оттенки натуральной древесины. Вы решили стены сделать посветлее? В оформлении пола и потолка должен присутствовать черный.
Особенности гангстерского мышления
Один из главных девизов нуара: «Все или ничего!». Если хотите его элементы использовать для оформления комнаты и полностью не планируете организовать пространство по канонам гангстерского стиля, получится безвкусица. Нуар самодостаточен, но он же — ревнивый собственник. Направление не терпит соперников на своей территории. Световые решения — еще одна сложность. Нуар и обилие источников освещения не сочетаются. Как тогда обеспечить комфортное освещение? С задачей помогут справиться классические торшеры и настенные светильники.
Что нравится нуару?
Вы решились поэкспериментировать с таким сложным стилем. Смело! Вам помогут создать интерьер в стиле нуар:
кресла и диваны из натуральной кожи;
подвесной черно-белый потолок со встроенными светильниками;
элитная мебель из дорогих пород дерева;
жалюзи, которые могут быть заменены тяжелыми шторами из дорогой черной или серой ткани;
фотографии кинозвезд из гангстерских фильмов.
Интересным решением станут картины с изображением дождя или улиц Чикаго начала прошлого века. Цветовая гамма полотен обязательно должна включать черный, белый, серый. В таком интерьере уместно смотрятся дорогие статуэтки хищных животных, редкие коллекционные черные машинки. Нуар — стиль с крутым характером, но он способен подарить массу идей, если перестать бояться темноты.
Так же Вас может заинтересовать:
санторинипэчворкдиско