Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Стиле нуар – 10 фильмов в жанре нуар: список лучших французских детективов

Стиле нуар – 10 фильмов в жанре нуар: список лучших французских детективов

Нуар (кино) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Нуар.

Нуа́р (фр. film noir «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.

Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Печать зла» (1958). На создании нуаров специализировались режиссёры Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Стенли Кубрик, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер, Николас Рэй и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности Рита Хейворт, Ингрид Бергман, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик, Ава Гарднер и Джин Тирни.

В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приёмы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма («М», а особенно «Ярость» и «Жизнь дается один раз» Фрица Ланга)[1]. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Не исключено также влияние и французского поэтического реализма[2] конца 1930-х годов («Пепе ле Моко»). Фильмы нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.

Термин «чёрный фильм», или «фильм-нуар», впервые употребил в 1946 году французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов

[3]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем ряд критиков возражает против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film)

[4][5][6].

В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят проблемные, с жанровой точки зрения, фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника» Чарльза Лоутона), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).

Сюжетную линию «чёрных фильмов» отличает запутанность. Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы»[7]. Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу:

Частный детектив соглашается выполнить очень неопределенную миссию: найти женщину, остановить шантаж, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чем-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают

[7].

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[8].
  • В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «под голландским углом».
  • «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн).
  • Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
  • Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950» (Robert Ottoson, Reference Guide to the American Film Noir 1940–1950, Scarecrow Press, 1981) указывает в числе факторов зарождения нового жанра влияние немецкого экспрессионизма, французского поэтического реализма, «крутых» детективных романов, возвращение послевоенного кинематографа в студийные экстерьеры ради экономии средств. Психологической подоплёкой служила депрессивная атмосфера Второй мировой войны, а затем сложности в приспособлении ветеранов войны к мирной жизни. Несколько позднее к этому присоединился интерес кинематографистов к Фрейду и психоанализу, а также уроки итальянского неореализма. Одним из самых важных влияний Оттосон считает появление картины Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1940).

С нуаром перекликаются многие фильмы Альфреда Хичкока, хотя даже в 1940-е годы его творчество несводимо к этому направлению.

Несмотря на узкие рамки нуаровой стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Элементы нуара прослеживаются в гангстерском вестерне «Высокая Сьерра» с Хамфри Богартом в главной роли, вышедшем на экраны в январе 1941 г. Через несколько месяцев Богарт сыграл главную роль в первом «чистом» примере жанра — детективе Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941). Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, раз за разом предающей его. И то и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени.

Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время Американская киноакадемия признала за криминальной драмой законное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка». (Фильм ужасов, например, не считался жанром серьёзным и не мог претендовать на «Оскары» в главных номинациях.) Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и по сочетанию цинизма и пессимизма был для того времени беспрецедентным.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у авторов «крутых» детективов — таких, как Р. Чандлер (серия фильмов о Филиппе Марлоу), Д. Хэммет («Стеклянный ключ»), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды»), К. Вулрич («Чёрный ангел»). В титрах классических нуаров можно увидеть имена и более интеллектуальных авторов — Э. Хемингуэя («Убийцы»), К. Одетса («Крайний срок — на рассвете»), Т. Уайлдера («Тень сомнения») и др.

Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссёры, как Э. Г. Ульмер («Объезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др., вывели Голливуд за пределы «гламурных» студийных декораций и приблизили фильмы к реальной жизни того времени (ср. неореализм).

С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («Леди из Шанхая», «Риф Ларго», «Ниагара»). Вместо тёмных, плохо освещённых подворотен экран всё чаще заливает солнечный свет; иногда для обозначения этой группы фильмов вместо «фильм-нуар» применяется контрастное наименование — «фильм-солей» (film soleil, «солнечный фильм»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как пеплум, романтическая комедия и мюзикл.

Мода на нуар возвращается в 1990-е годы, причём действие ряда новых нуаров помещено в классические для жанра послевоенные годы («Секреты Лос-Анджелеса», 1996), большая же часть «чёрных фильмов» построена на современном материале («Подозрительные лица», 1995). Едва ли не первым неонуаром принято считать «Китайский квартал» Романа Полански (1974). В современном кинематографе нуаровая стилистка растворена в различных дозах в фильмах самых разных жанров и направлений, включая вестерны («Старикам тут не место»), комедии («Фарго»), фантастические блокбастеры («Бегущий по лезвию», «Тёмный город»), экранизации комиксов (Город грехов 1 и 2) и даже авторское кино с налётом (вышедшие в 2000-е годы фильмы Д. Кроненберга, Р. Джонсона и Дэвида Линча).

Классический голливудский нуар[править | править код]

Жирным выделены фильмы, признанные в США национальным достоянием
Ранний нуар[править | править код]
Зрелый нуар[править | править код]
  • январь 1944 — «Жилец» Джона Брама
  • февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
  • июнь 1944 — «Рождественские каникулы» Р. Сиодмака
  • август 1944 — «Когда незнакомцы женятся» Уильяма Касла
  • сентябрь 1944 — «Двойная страховка»[3][11]Билли Уайлдера и «Странники в ночи» Энтони Манна
  • октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
  • ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга[3]
  • декабрь 1944 — «Подозреваемый» Р. Сиодмака и «Убийство, моя милая»[3]Эдварда Дмитрыка
  • март 1945 — «Странная иллюзия» Эдгара Г. Ульмера
  • февраль 1945 — «Площадь похмелья» Дж. Брама
  • август 1945 — «Странное дело дяди Гарри» Р. Сиодмака
  • сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
  • октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
  • ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера, «Объезд» Э. Г. Ульмера и «Меня зовут Джулия Росс» Джозефа Х. Льюиса
  • декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Стала, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
  • февраль 1946 — «Гильда» Чарльза Видора[3][12]
  • апрель 1946 — «Синий георгин» Джорджа Маршалла и «Тёмный угол» Генри Хэтэуэя
  • май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды»[3]Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
  • июнь 1946 — «Где-то в ночи» Джозефа Л. Манкевича
  • июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса[3], «Дурная слава» А. Хичкока, «Убийцы» Р. Сиодмака[3] и «Чёрный ангел» Роя Уильяма Нила
  • сентябрь 1946 — «Катастрофа» Ирвинга Рейса
  • октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
  • ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
  • декабрь 1946 — «Медальон» Дж. Брама
  • январь 1947 — «Леди в озере» Роберта Монтгомери и «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромвелла
  • март 1947 — «Бумеранг!» Элиа Казана, «Красный дом» Делмера Дэйвса и «Подставленный» Ричарда Уоллеса
  • апрель 1947 — «Страх в ночи» Максвелла Шейна
  • май 1947 — «Долгая ночь» Анатоля Литвака, «Отчаянный» Э. Манна, «Паутина» Майкла Гордона и «Рождённый убивать» Роберта Уайза
  • июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена и «Женщина на пляже» Жана Ренуара
  • июль 1947 — «Мне не поверят» Ирвинга Пичела, «Одержимая» Кёртиса Бернхардта и «Перекрёстный огонь» Э. Дмитрыка
  • август 1947 — «Поцелуй смерти» Г. Хэтэуэя и «Тело и душа» Роберта Россена
  • сентябрь 1947 — «Подставили!» Э. Манна и «Чёрная полоса» Д. Дэйвса
  • октябрь 1947 — «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга и «Вне подозрений» М. Кёртиса
  • ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра[13]
  • декабрь 1947 — «Леди из Шанхая»[3] О. Уэллса , «Двойная жизнь» Джорджа Кьюкора и «Агенты казначейства» Э. Манна
  • январь 1948 — «Тайна за дверью» Ф. Ланга и «Я всегда одинок» Байрона Хэскина
  • февраль 1948 — «Звонить: Нортсайд 777» Г. Хэтэуэя
  • апрель 1948 — «Безжалостный» Э. Г. Ульмера и «Большие часы» Джона Фэрроу
  • май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена и «Грязная сделка» Э. Манна
  • июль 1948 — «Ки-Ларго»[14] Дж. Хьюстона
  • август 1948 — «Западня» Андре де Тота и «Бессмысленный триумф» Стива Секели
  • сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» А. Литвака, «Плач большого города» Р. Сиодмака и «Придорожное заведение» Жана Негулеско
  • октябрь 1948 — «Восход луны» Фрэнка Борзейги
  • ноябрь 1948 — «Он бродил по ночам» Альфреда Л. Веркера
  • декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
  • январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака и «Обвиняемая» Уильяма Дитерле
  • февраль 1949 — «Пленница» Макса Офюльса
  • март 1949 — «Подстава» Р. Уайза и «Удар» Артура Любина
  • апрель 1949 — «Чемпион» Марка Робсона
  • июль 1949 — «Дом незнакомцев» Дж. Л. Манкевича
  • август 1949 — «Окно» Теда Тецлаффа и «Слишком поздно для слёз» Б. Хэскина
  • сентябрь 1949 — «Белое каление» Р. Уолша
  • октябрь 1949 — «Воровское шоссе» Ж. Дассена, «За лесом» Кинга Видора и «Момент безрассудства» М. Офюльса
  • ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера и «Они живут по ночам» Николаса Рэя
Поздний нуар[править | править код]
Anne savaged2.jpg

Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике[править | править код]

Жирным выделены фильмы, снятые с участием американцев и часто относимые к классическому нуару

Пародии на нуар и подражания нуар-стилистике[править | править код]

Следующие фильмы и сериалы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:

  1. Gary Morris. Noir Country. Alien Nation (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  2. Пол Шредер. Заметки о фильме-нуар
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх. Нуар: голос из прошлого (неопр.). Искусство кино (май 2007). Дата обращения 6 апреля 2009. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  4. John Belton. Film Noir’s Knights of the Road (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  5. Paul Schrader. Notes on Film Noir (англ.). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  6. Mark Mignone. Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 9 октября 1999 года.
  7. 1 2 Михаил Трофименков. Любить тревогу // Ъ-Weekend, 11.02.2011.
  8. Сергей Каптерев. Билли Уайлдер. Запоздалый некролог (неопр.). Киноведческие записки (30 марта 2005). Дата обращения 6 апреля 2009.
  9. Alain Silver (англ.), Elizabeth Ward, eds. Film Noir: An Encyclopedic Reference to the American Style, film noir review and analysis by Bob Porfiero, page 269, 3rd edition, 1992. Woodstock, New York: The Overlook Press. ISBN 0-87951-479-5.
  10. Spencer Selby. Dark City: The Film Noir. #398 on page 183, 1984. Jefferson, N.C. & London: McFarland Publishing. ISBN 0-89950-103-6.
  11. James Naremore. More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Дата обращения 6 апреля 2009.
  12. ↑ Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  13. Gary Morris. High Gallows. Out of the Past (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  14. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  15. Alan Vanneman. Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  16. Ginette Vincendeau. Pépé le Moko. British Film Institute, 1998. Pages 17, 51
    Аннотация на обложке: «This highly romantic and atmospheric thriller was crucial to the development of French film noir».
  17. Сергей Анашкин. Мисима зияющий (неопр.). Искусство кино (январь 2004). Дата обращения 6 апреля 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  18. Robin Buss. French Film Noir. ISBN 978-0-7145-2963-9. Page 194.
  19. A.O. Scott. The Unreal Road From Toontown to ‘Sin City’ (англ.). The New York Times (24 April 2005). Дата обращения 8 августа 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  20. Tom Keogh. «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (28 October 2005). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  • Ю. А. Кравцов. Основы киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. — СПб.: Институт телевидения, бизнеса и дизайна («Невский университет»), 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN 0-87286-412-X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (недоступная ссылка) (англ.)

Ссылки[

Неонуар — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2018; проверки требуют 38 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2018; проверки требуют 38 правок.

Неонуа́р (neo-noir) — обозначение нуаровой волны, которая прокатилась по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов на фоне уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме. Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период.

Травма войны во Вьетнаме, череда нераскрытых убийств политических деятелей, сенсационные журналистские разоблачения власть предержащих и рецессия в экономике — эти обстоятельства придали многим фильмам Нового Голливуда налёт неизбывного пессимизма[1]. На этом фоне в Голливуде вновь оказалась востребованной эстетика нуара, которая вышла из моды в оптимистический период экономического бума середины 1950-х годов.

Три года рецессии в США (1973—1975) ознаменовались обоймой фильмов, которые переосмысливали наследие эпохи нуара и полемизировали с ним[2]. Они поднимают более острые темы (тотальная коррупция, семейное насилие, бесправие, инцест) и приходят к более мрачным выводам, чем фильмы 1940-х. Их герои оказываются заложниками собственной принципиальности и старомодного кодекса чести, который не востребован хаотично устроенным обществом сегодняшнего дня[1]:

  • В «Китайском квартале» Романа Полански (1974) действие происходит в координатах классического нуара (мегаполис 1930-х годов), однако выводы, к которым приходит частный детектив после традиционной для жанра встречи с загадочной незнакомкой, настолько радикальны, что их нельзя себе представить в кинематографе времён кодекса Хейса, требовавшего, чтобы порок под конец фильма был наказан и на все вопросы были даны чёткие и внушающие уверенность ответы[1].
  • В «Долгом прощании» Р. Олтмана (1973) сыщик Филипп Марлоу из «крутых детективов» Р. Чандлера дезориентирован в хиппующей Америке 1970-х, где он напоминает реликт давно канувшей в прошлое эпохи. Он не только не в силах контролировать ход детективной интриги, но и даже домашние животные (кот, собаки) отказывают ему в почтении. Его попытки навести порядок в городе стремительно скатываются в абсурд и едва не заканчиваются для него кастрацией[3].
  • В «Разговоре» Ф. Ф. Копполы (1974) и «Ночных ходах» А. Пенна (1975) главный герой в исполнении Джина Хэкмена дотошно собирает ключи к разгадке преступления, однако демонстрирует совершенную неспособность их расшифровать — до тех пор, пока не становится слишком поздно спасать кого бы то ни было, а его собственная жизнь оказывается в опасности[4].

Эти четыре стилеобразующих фильма, по заключению Британского киноинститута, «развеяли романтический флёр вокруг фигуры частного детектива — странствующего рыцаря в плаще современного покроя, наглядно показав его беспомощность перед лицом господствующего кругом зла, от которого он и сам едва в силах удержаться. Лишённые загадок и сюрпризов, эти неутешительные фильмы только подтверждают, что дело и в самом деле обстоит так плохо, как это нам представлялось»[5].

Нуаровая традиция Нового Голливуда представлена также такими лентами, как «В упор», «Клют», «Злые улицы», «Таксист»[6]. Атмосфера всеобщей подозрительности с оттенком паранойи царит в многочисленных политических триллерах того времени («Три дня Кондора» С. Поллака, «трилогия паранойи» А. Пакулы).

В рейгановскую эпоху задача ревизии жанра и развенчания его мифов теряет актуальность; Голливуд возвращается к игре по жанровым законам. Характерна судьба двух выпущенных в 1981 году фильмов: «Путь Каттера», снятый в лучших традициях «Долгого прощания» и «Китайского квартала», прошёл практически незамеченным, в то время как «Жар тела», повторяющий сюжет «Двойной страховки» (1944), ждал шумный успех. Благодаря этому в моду входят ремейки классических нуаров («Почтальон звонит дважды», «Наперекор всему», «Ночь и город»)[4]. Нуаровые ситуации переносятся в совершенно фантастические координаты («Бегущий по лезвию»)[4]. В фильмах братьев Коэнов «Просто кровь» и «Перекрёсток Миллера» нуар сгущается до полного абсурда и переходит в чёрный юмор.

В 1990-е годы традицию неонуара продолжают фильмы «Первая сила», «Секреты Лос-Анджелеса», «Подозрительные лица», «Помни» и другие[4]. В постнуаре силён элемент субъективизма, многие события оказываются порождены расстроенным сознанием главного героя. Вслед за «Таксистом» М. Скорсезе (1976) источник зла перемещается извне в сердце главного героя, который не только испытывает соблазн перейти на сторону зла (воспринять преступные методы борьбы с преступностью), но и не находит для себя другого выхода, кроме как уступить этому соблазну (например, в фильме Д. Финчера «Семь», 1995).

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.

Следующие фильмы с теми или иными оговорками причисляют к современным формам «нуара» («постнуар», «неонуар»):

Также в стиле постнуар сделаны некоторые компьютерные игры. Среди них наиболее отвечают духу и стилистике нуара:

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.

Западный кинематограф оказывал свое влияние и на киноискусство стран социалистического лагеря. Поэтому стиль нуар не обошел стороной советское/российское кино, оставив большой пласт «перестроечного кино», или «чернухи» (название является аналогом французского слова «нуар»). В 2000—2010-е годы с той или иной регулярностью на экран выходят различные многосерийные и полнометражные фильмы, созданные на основе нуар-стилистики.

Нуар (литература) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Нуар. Обложка нуар-романа К.Адамса

Нуа́р (фр. noir — «чёрный» роман) — субжанр американской массовой литературы 1920-х — 1960-х годов, разновидность «крутого» (или «круто сваренного» (англ. hard-boiled fiction)) криминального романа. В основу жанра легли напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования в духе Эрнеста Хэмингуэя и Джона Дос Пассоса (черта общая для «крутого» и «чёрного» романов)[1]. Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление (сыщик, журналист и т. д.), героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны [2]. Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм, склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга, обязательная сексуальная линия в сюжете[2][3]. Некоторые детали (появление роковых женщин, постоянное курение персонажей и др.) со временем стали литературным штампом этого направления.

Чёрный роман было принято относить к числу «низких» жанров. Советский литературовед Георгий Косиков, например, отзывается о нём как об «американской массовой беллетристической продукции, замешанной на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавшей на острых социальных проблемах»[4]. В то же время роман-нуар расширял взгляды читателей середины XX века: «предлагая читателям несимпатичных героев с явно девиантной моделью поведения, то есть отклоняющихся от нормы, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“»[5].

Появившись в конце 1920-х годов, к концу 1930-х нуар полностью сформировался как субжанр, однако он ещё не нашёл своего читателя. Преимущественно сочинения в жанре «нуар» публиковались в журналах, специализирующихся на «бульварном чтиве». Основным среди них был журнал «Чёрная маска» (англ. «Black Mask»). Кроме того, выходили отдельные издания в дешёвом варианте с мягкой обложкой (так называемые «paperback edition»). Настоящий «нуаровый бум» начался в 1950-е годы и продолжался до конца 1960-х. В этот период «чёрный роман» публиковался много, и часто в хороших изданиях.

Многие произведения в жанре «чёрного романа» стали основой для кинофильмов-нуар. При этом, несмотря на некоторые сходные черты, большинство исследователей подчёркивает существенные различия между понятием «нуар» в литературе и кинематографе, где «нуар» является скорее стилем, чем жанром[6].

Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов.

Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году, когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий[2].

Корнелл Вулрич

«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича, автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х — 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар» [7]. Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра, «Окно во двор» А. Хичкока, «Невеста была в чёрном» и «Сирена с Миссисипи» Ф.Трюффо.


У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста Уильяма Бернетта, опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» «Маленький Цезарь»[2].

Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета, Рэймонда Чандлера и Джеймса М. Кейна.

Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет Росса Макдональда одним из трёх отцов-основателей крутого детектива[8], — все вместе, Хэммет, Чендлер и Макдональд стали литературными «отцами» крутого детектива[9]. В жанре крутого детектива их фамилии зачастую ставятся критиками в один ряд — создаётся эдакий литературный триумвират, по которому меряют всех остальных авторов жанра, их современников, и тех, что пришли им на смену[10].

Главные герои-детективы Сэм Спейд, Филип Марлоу и Лью Арчер в равной степени известны каждому американскому книговеду и киноведу, так же как Микки Маус и Шерлок Холмс. Ни один из последующих частных сыщиков, не смог и не сможет повторить такого успеха, — отмечается у Бейкера и Нитцеля. Именно по этой причине книги Хэммета, Чендлера и Макдональда постоянно перепечатываются всё новыми и новыми тиражами. Их работы обсуждаются на семинарах и лекциях во всех Соединённых Штатах[11].

В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан, выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» и ещё ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу[4].

  1. ↑ Энциклопедия «Британника»
  2. 1 2 3 4 George Tuttle. What is Noir? (англ.). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 29 марта 2012 года.
  3. Александр Гаррос. Нуар Европы (неопр.). Эксперт, № 22 (563) (11 июня 2007). Дата обращения 8 апреля 2009. Архивировано 29 марта 2012 года.
  4. 1 2 Георгий Косиков. О прозе Бориса Виана (неопр.) (недоступная ссылка). Художественная литература (1983). Дата обращения 8 апреля 2009. Архивировано 24 октября 2012 года.
  5. Лев Гурский. Интервью (неопр.) (недоступная ссылка). Новое литературное обозрение (1999). Дата обращения 8 апреля 2009. Архивировано 20 сентября 2004 года.
  6. Paul Schrader. Notes on Film Noir (англ.). Дата обращения 26 марта 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  7. Cornell Woolrich, father of noir fiction (англ.) — фан-сайт писателя (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 апреля 2009. Архивировано 19 января 2008 года.
  8. ↑ Kreyling, 2005, p. 3.
  9. ↑ Karydes, 2010, p. 1.
  10. ↑ Howard, 2010, p. 39.
  11. ↑ Baker & Nietzel, 1985, p. 1.
  • Baker, Robert Allen ; Nietzel, Michael T. Princes of the Realm // Private Eyes: One Hundred And One Knights: A Survey of American Detective Fiction, 1922-1984 (англ.). — Bowling Green, OH: Bowling Green State University Popular Press, 1985. — 385 p. — ISBN 0-87972-330-0.
  • Howard, David George. The Hard-Boiled Detective: Personal Relationships and The Pursuit of Redemption (англ.). — Master of Arts. — Bloomington, IN: Indiana University, 2010. — 86 p.
  • Karydes, Karen Huston. Hard-Boiled Anxiety: Hammett, Chandler and Macdonald (англ.) / Directed by Prof. David M. Wyatt. — Dissertation. — College Park, Maryland: University of Maryland, 2010. — 209 p. Архивная копия от 1 августа 2014 на Wayback Machine
  • Kreyling, Michael. The Novels of Ross Macdonald (англ.). — Columbia, South Carolina: University of South Carolina Press, 2005. — 185 p. — ISBN 1-57003-577-6.
  • Crime Novels: American Noir of the 1930s and 40s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-46-9.
  • Crime Novels: American Noir of the 1950s. Library of America, 1997. ISBN 1-883011-49-3.
  • The Fantastic Stories of Cornell Woolrich. Southern Illinois University Press, 1981. ISBN 0-8093-1008-2.
  • Francis M. Nevins. Cornell Woolrich: First You Dream, Then You Die. Mysterious Press, 1988. ISBN 0-89296-297-6.
  • Thomas C. Renzi. Cornell Woolrich from Pulp Noir to Film Noir. McFarland & Company, 2006. ISBN 0-7864-2351-X.
  • Корнелл Вулрич. Тысяча глаз ночи. М., 2003. ISBN 5-93209-683-7 (недоступная ссылка)
⚙️   Словари и энциклопедии

Нуар как жанр — Долго и счастливо — LiveJournal

Нуар – не такой простой жанр, как может показаться. Чтобы тебе было легче его нащупать, мы написали, как представляем его для игры.

Что такое нуар вообще?

Это в большей степени термин кино, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Затем нуар широко вошел в традицию кинематографа и художественной литературы и зажил своей жизнью.

Что общего есть в большинстве произведений, какие стереотипные сюжетные элементы можно выделить? Ощущение разочарованности происходящим, отчаяние, победа зла над надеждой, власть сильных, тотальная коррупция, насилие и несправедливость.

Весьма часто протаонист с самого начала является антигероем, т.е. подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев. Традиционную мораль ему может заменять некий кодекс поведения крутого парня. А оправданием поступков служит “волчья жизнь” вокруг и то, что определенную грань он все еще не переступил.

Иногда главный герой выступает в начале как положительный (или нейтральный) персонаж, надломленный, но не сломавшийся рыцарь, или просто человек, который не успел еще разочароваться и отчаяться. В процессе часто его идеи, мысли, ценности меняются, вплоть до противоположности – он также может стать антигероем. Если же главный герой до конца стоит на своем, то конец истории для него всегда трагичен, нередко – смертелен.

На нашей игре многие герои в своем прошлом переживали разочарования и предательства, мечта большинства горожан разбита. Это ставит тебя скорее в позицию антигероя, хотя и иные варианты возможны.

В нуаре практически всегда присутствует персонаж-трикстер, который в самый ответственный момент совершает что-то неожиданное и предает главного героя или же ставит его в сложную ситуацию. Часто это образ “роковой любви” – персонажа, который в начале выступает в роли страдающего героя, просящего о помощи и достойного любви, но история развивается, и роковая красотка будет первой на очереди, кто всадит нож в спину герою в своих корыстных интересах. Трикстером может быть и лучший друг персонажа, и т.д. – то есть, в нуаре всегда происходит предательство! Герой всегда сталкивается с обманом, продолжает жить в полном недоверии к миру, подозревая в дальнейшем всех и вся. Его ценности всегда подвергаются испытаниям.

Злодей в нуаре это тот, чьи практические интересы разошлись с интересами героя. Злодей не обладает инфернальными чертами, но он всегда сильный человек, знающий, чего хочет, не стесняющийся в средствах и не знающий жалости.

В нуаре присутствует и внешний мир – это серая масса, которая стеной противостоит благим (или просто личным) ценностям и действиям главного героя. Мир равнодушен, циничен, жесток, несправедлив. Мир часто представляет собой коррумпированных полицейских, судей, жестоких мафиози, сильных мира сего, действующих всегда в своих личных интересах и часто аморально, антиобщественно. Это и журналисты, которые могут действовать так же подло. Это и страховщики, это и просто равнодушная толпа, которая питается сплетнями и трагедиями других. (На игре, не стесняйся побыть для других частью серой массы — уколоть при случае, наплевать на чужие проблемы; отказать, надавить, пройти мимо)

Нуар – это почти всегда лихо закрученный детектив. Это расследование и поиск.  А значит, герой ходит и тщательно собирает информацию, активно общается с другими персонажами, ищет разгадку и пытается докопаться до истины. Часто профессии главных героев – полицейские, детективы, журналисты, писатели или просто разнорабочие, которые много путешествуют в поисках лучшей жизни и оказываются в новых для себя обстоятельствах. Либо наоборот, вскрываются новые подробности прошлого, которые открывают текущие события в новом свете (на игре — через ретроспективы).

Нуар – это драма. Причем драма всегда с трагическим концом. Это расплата главного героя за то, что он когда-то принял решение хоть как-то взаимодействовать с этим несовершенным обществом. Возможно, из благих побуждений, пытаясь что-то изменить или спасти, возможно, поддавшись своей страсти, возможно, желая просто заработать денег. Герой всегда наказан, а систему не победить. Часто это приводит к тому, что герой сходит с ума или теряет моральные ориентиры и становится антигероем. Но в конце герой выносит свои “уроки” и может рассказать об этом окружающим (например, произнести монолог, обличающий систему и несправедливый мир).

Про нуарную стилистику

Нуар – от французского Noir (черный). «Film noir» – «черный фильм». Прежде всего это определенного рода образ подачи главных персонажей. Но и одновременно – описание пространства.

Вот некоторые черты “картинки” нуара. Просто чтобы у тебя было ощущение жанра:


  • Нуар — мир монохрома. Краски – контрастные, черно-белые.


  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.


  • Преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.


  • Освещение не выделяет героя среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.


  • «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание от диалога к диалогу.


  • Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.


  • Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.


Чтобы прочувствовать нуар, рекомендуем тебе посмотреть несколько самых ярких фильмов в этом стиле.




  • Мальтийский сокол — фильм-родоначальник жанра.  Сокол — древняя реликвия, оставленная госпитальерами в подарок Карлу V и с тех пор ставшая неуловимой, хотя ловцов на нее масса, поскольку сделан он из чистого золота да еще с инкрустированными драгоценными камнями. В общем, стоит баснословных денег. И вот по воле милой, но роковой женщины в охоту за соколом включается частный детектив из Сан-Франциско Сэм. И тут же появляется два трупа, а вслед за ними и еще один. В фильме есть практически все от классики – детектив, романтический герой, роковая красотка, расплата, трупы и т.д.


  • Двойная страховка — Классический фильм, поставленный в повествовательной манере «монолога мертвеца». Смертельно раненный страховой агент едет через весь город в свою контору. Там он надиктовывает служебную записку, признаваясь в убийстве и махинации со страховыми полисами. Разумеется, “ищите женщину”. Один из самых ярких образов роковой красавицы в истории кино.


  • Китайский квартал

нуар в интерьере | Prointerior.info

Главная Стили дизайна интерьераНуар

Стиль нуар в интерьере: что общего у гангстеров и вампиров?
Интерьер в вампирском стиле часто называют нуаром. Это два разных направления в дизайне, но их роднят фатализм и любовь к черному цвету. Нуар притягивает мистиков, творческих людей, бизнесменов, политиков, любителей пощекотать себе нервы. Что в нем такого особенного?

нуар в интерьере

стиль нуар в интерьере

Он француз или американец?

Родиной нуара считают США, он появился на свет в 20-е годы прошлого века. Название стиля пришло из французского языка: «нуар» — черный. В новорожденном дизайнерском направлении сразу зазвучало предчувствие Великой депрессии. Американские черно-белые фильмы о гангстерах 40-х годов — визитка нуара. Добро и зло в таких кинолентах — понятия относительные. Они перемешаны так, что невозможно различить, разграничить их. Черный несет особую философию и видение мира. Он символизирует отсутствие цвета и бытия. В нуаре присутствует французский шарм, по мере развития стиль вобрал и растворил в себе черты других направлений, но его основные каноны, где бал правит черный, не изменились.

интерьер нуар фото

интерьерный стиль нуар

дизайн нуар фото

стиль нуар в интерьере фото

нуар в интерьере фото

Как гангстера отличить от вампира?

Не по наличию клыков! У вампирского стиля есть второй доминирующий цвет — красный. В нуаре такого нет. Гангстерский стиль не допускает ярких цветовых пятен. В качестве дополнительных цветов могут использоваться белый, светло-серый. Реже — коричневый, естественные оттенки дорогих пород дерева. Нуар — родственник модерна, шанель и ретро. Некоторые искусствоведы считают: он не может быть автономным направлением и является ветвью позднего модерна. Американский стиль:

дает себя почувствовать в роли героя гангстерского детектива;
открыто не выдвигает требований к форме предметов, но сама его атмосфера диктует, что надо использовать косые, вертикальные линии, строгие геометрические фигуры;
нацелен на применение элитных натуральных материалов — в том числе кожи и древесины ценных пород.
Нуар — это сочетание американской практичности, стремления к элитности, циничного и мрачного представления о жизни.

Как найти черную кошку в почти черной комнате?

Стиль не теряет своей популярности в оформлении жилых и нежилых помещений. Его признают идеальным для офисов. Поклонники нуара предпочитают с максимальной пользой использовать внутреннее пространство помещений и каждой вещи отводить строго определенное место. Детскую комнату в таком стиле лучше не обустраивать. Нуар моден в оформлении спален и ванных. Он подойдет для рабочего кабинета. Главная ошибка, которую допускают начинающие дизайнеры при работе со стилем нуар, — передозировка черного. Как ее избежать? Надо изначально рассчитать, какие поверхности в помещении будут черными. Если стены, то для пола и потолка нужен серый, белый, оттенки натуральной древесины. Вы решили стены сделать посветлее? В оформлении пола и потолка должен присутствовать черный.

стиль нуар фото

стиль нуар

мебель нуар

интерьер стиль нуар

нуар интерьер

ванная в стиле нуар

Особенности гангстерского мышления

Один из главных девизов нуара: «Все или ничего!». Если хотите его элементы использовать для оформления комнаты и полностью не планируете организовать пространство по канонам гангстерского стиля, получится безвкусица. Нуар самодостаточен, но он же — ревнивый собственник. Направление не терпит соперников на своей территории. Световые решения — еще одна сложность. Нуар и обилие источников освещения не сочетаются. Как тогда обеспечить комфортное освещение? С задачей помогут справиться классические торшеры и настенные светильники.

фото нуар в интерьере

фото стиль нуар в интерьере

интерьер гостиной нуар

Что нравится нуару?

Вы решились поэкспериментировать с таким сложным стилем. Смело! Вам помогут создать интерьер в стиле нуар:

кресла и диваны из натуральной кожи;
подвесной черно-белый потолок со встроенными светильниками;
элитная мебель из дорогих пород дерева;
жалюзи, которые могут быть заменены тяжелыми шторами из дорогой черной или серой ткани;
фотографии кинозвезд из гангстерских фильмов.
Интересным решением станут картины с изображением дождя или улиц Чикаго начала прошлого века. Цветовая гамма полотен обязательно должна включать черный, белый, серый. В таком интерьере уместно смотрятся дорогие статуэтки хищных животных, редкие коллекционные черные машинки. Нуар — стиль с крутым характером, но он способен подарить массу идей, если перестать бояться темноты.

нуар дизайн интерьера

 

 

Так же Вас может заинтересовать:

санторини в интерьересанторинипэчворк в интерьерепэчворкдиско в интерьередиско

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *