«Ле-Ман» Стива Маккуина — великий фильм о гонках. История его создания, трагедия на съемочной площадке и не только.
Фильм-гонка 1971 года, не имевший особого успеха у критиков и публики, впоследствии приобрел культовый статус среди фанатов автоспорта. В годовщину смерти Маккуина вспоминаем спортивную драму, ставшую для знаменитого актера делом всей жизни.
Ле-Ман — город в департаменте Сарта во Франции с затейливым готическим собором на главной площади и населением меньше 150 тысяч человек. Если прибавить к ним огромную толпу зрителей и несколько десятков гоночных болидов с первоклассными пилотами, механиками и другим персоналом, получится легендарная гонка на выносливость длиной в сутки — «24 часа Ле-Мана». Именно о ней в свое время очень хотел снять фильм Стив Маккуин (американский актер, сыгравший Томаса Крауна в «Афере Томаса Крауна»). Хотел и сделал. Вот только получилось не совсем то, что он задумывал. А может, как раз то? Просто никто не понял? Давайте выяснять, почему маккуиновский «Ле-Ман» такой противоречивый и как он стал культовым, невзирая на очень прохладный прием.
Материал приурочен к годовщине смерти Стива Маккуина — его не стало 7 ноября 1980 года.
Стив Маккуин обожал гонкиСтива называли «королем крутизны». Он увлекался восточными единоборствами, дружил с Брюсом Ли и учился у него Кунг-фу. А еще с юности любил гонки. Свои первые крупные гонорары Маккуин заработал не на съемочной площадке, а в седле — он был отличным мотоциклистом. Позже к мотоспорту добавился и автоспорт, он выступал практически наравне с корифеями. Дерек Белл, британский гонщик, девятикратный призер «Ле-Мана», говорил следующее: «Думаю, Стив вполне мог бы сделать карьеру в гонках, если бы начал раньше. Мы тогда толком и не осознавали, насколько он хорош».
За несколько недель до начала съемок «Ле-Мана» Маккуин в тандеме с пилотом Питером Ревсоном победил в заезде «12 часов Себринга» на Porsche 908. Незадолго до этого Стив попал в аварию на мотоцикле и повредил левую ступню, но сел за руль даже в гипсе. Гонки были для него всем, а «Ле-Ман» стал мечтой и делом чести. Персонаж Маккуина Майкл Делани говорит в одной из сцен: «Гонка — это жизнь. Все, что происходит до и после нее, — лишь ожидание». В этой фразе — вся суть отношения самого Стива к скорости.
youtube
Смотреть
У фильма не было готового сценарияФильм начали снимать, не имея на руках оконченного четкого сценария. Не из спешки и не по чьей-то нерасторопности, а специально. Маккуин намеревался снимать кино об автогонках и не желал, чтобы сюжет как-то отвлекал зрителя от самого главного. Дан Нанли, заведовавший на площадке реквизитом, потом вспоминал: «Стив изо дня в день боролся за то, чтобы свести концепт истории к минимуму. Ему не нужна была история любви, он не хотел, чтобы на экране разворачивался типичный киносюжет. Просто сутки из жизни автогонщика — и все. Этого он добивался и, можно сказать, добился».
В интервью Маккуин не раз говорил, как ему нравится быть продюсером: «Самое большое удовольствие — контролировать съемочный процесс». Вот только не все члены команды были в восторге от его подхода. Актеры, не имевшие арок и конкретных реплик, не понимали, как и что им вообще играть. Главный режиссер ленты Джон Стерджес высказал свое недовольство и уволился прямо посреди съемок, его в срочном порядке заменил Ли Кацин. Вот так нежелание драматизировать в кадре перенесло драму в реальную жизнь.
Пожалуй, самым трагичным косвенным последствием отсутствия сценария стало крушение болида Porsche 917, за рулем которого был британский пилот Дейв Пайпер. Это произошло во время съемок очередного эпизода на трассе. Так как у Маккуина не было четкого плана, он попросил Дейва сделать еще дубль, который закончился аварией. Водитель выжил, но потерял одну ногу ниже колена. И это еще не вся трагедия Пайпера. Разумеется, после аварии он не смог продолжить сниматься. Сцены с участием Дэвида практически не вошли в финальную версию фильма, поэтому после премьеры компания отказалась платить ему роялти. Стив Маккуин не раз обращался к руководству с просьбой пересмотреть решение, но так и не преуспел.
К кинопроизводству подошли предельно серьезно. Снимать было решено в период реального заезда «24 часа Ле-Мана» 1970 года, чтобы запечатлеть настоящих зрителей и настоящие состязания. Силами компании Маккуина Solar Productions рядом с местом проведения гонки была выстроена целая деревня — в ней разместили команду и все административные помещения: бухгалтерию, кинозал, столовую. Стоило это, мягко говоря, недешево — затраты были колоссальные.
Но Стив не жалел денег на реализацию мечты. Он нанял для съемок не троих и не десятерых, а сорок профессиональных пилотов (41, если говорить точнее). Помимо вышеупомянутого Дерека Белла, над фильмом работали и другие призеры и победители престижных Гран-при (в том числе и «24 часов Ле-Мана»): Ричард Этвуд, Юрген Барт, Жерар Ларрусс, Мастен Грегори — всех не перечесть. Чтобы оперативно доставлять звезд на место, был арендован частный самолет.
Реализм на грани жизни и смертиСтив Маккуин восхищался прямолинейностью гонок. «Гонки — очень чистый спорт, результат невозможно подделать», — говорил он. Фильм предполагалось снимать такой же честный: автомобили, пилоты, трасса, соревновательный дух — все настоящее.
Реалистичности за неимением современных технологий добивались, рискуя жизнями в самом прямом смысле. Изначально Маккуин планировал лично поучаствовать в гонке «24 часов Ле-Мана» и снять этот процесс, но страховщики строго-настрого ему запретили. Аварии на заездах тогда были обычным делом — и риск потерять исполнителя главной роли в фильме, в который на тот момент уже была вложена уйма денег, никто на себя брать не хотел.
В итоге непосредственно во время гонки снимались пилоты Джонатан Уильямс и Герберт Линге на Porsche 908 под номером 29. Операторы придумали гениальную штуку: закрепили камеру на пластине, прикрученной болтами к капоту автомобиля, так, чтобы объектив смотрел прямо на водителя. Если садилась батарейка или кончалась пленка, требовался пит-стоп. Это происходило примерно раз в 15 минут, поэтому победить «груженому» 29-му Porsche 908 не удалось, но он финишировал целым и невредимым. Операторы не оставляли свои камеры все 24 часа.
Аутентичным должно было быть все, даже звук. На переозвучке строго соблюдалось соответствие рева двигателя и машины — если в кадре Ferrari 512, вы слышите именно ее мотор. Одна из немногих «подделок» в фильме — автомобиль-победитель. В реальной гонке 1970 года выиграл Porsche 917 K под номером 23, а на экране — Porsche 917 LH под номером 25.
Провал и триумфФильм «Ле-Ман» вышел на большие экраны в 1971 году. Критики и публика приняли его без особого энтузиазма. Скорее всего, потому, что вместо крутых сюжетных поворотов им показали лишь повороты на гоночной трассе, и этого оказалось недостаточно. Количество потраченных денег значительно превысило выручку, в результате чего компания Solar Productions вынуждена была объявить о банкротстве. С точки зрения бизнеса это был полнейший провал.
Финал всей этой истории интересно перекликается с финалом самого фильма (осторожно, спойлер!). Герой Маккуина Майкл Делани приходит вторым. Казалось бы, он проявил себя хорошо и должен радоваться, но радоваться будто бы нечему. То же самое и с самим Стивом: он сделал все так, как задумывал — снял фильм из жизни гонщика, в котором гонка стала ключевым персонажем, — но публика не поняла и не приняла. Разочарование оказалось настолько глубоким и травмирующим, что «король крутизны», болевший и горевший скоростью всю жизнь, потерял к ней интерес: «Я больше не хочу этим заниматься, я соскочил». Первая жена Маккуина Нил Адамс (с которой он разведется спустя два года из-за многочисленных измен) говорила, что после фильма весь мир для него стал другим.
Однако «Ле-Ман» все-таки получил заслуженное признание. Со временем его оценили поклонники авто- и мотоспорта за фантастическую для того времени реалистичность съемок, то есть ровно за то, ради чего так старался и столько рисковал Стив Маккуин. Актер умрет через десять лет от редкой формы рака легких, вызванной курением, другими вредными привычками и воздействием асбеста (его высокая концентрация была обнаружена в гоночных костюмах, из которых Стив когда-то не вылезал). Настоящего триумфа своего главного творения он так и не дождался.
Стив МакКуин. Человек и гонщик 2015 смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве
10 stars 9 stars 8 stars 7 stars 6 stars 5 stars 4 stars 3 stars 2 stars 1 star
- Рейтинг
- 6.8 6.8
- Название
- Steve McQueen: The Man & Le Mans
- Год
- 2015
- Жанры
- документальный
- Страна
- Великобритания , США
- Режиссёр
- John McKenna
- Сценарий
- Актёры
- Стив МакКуин, Нил Адамс, Чэд МакКуин, Haig Alltounian, Дерек Белл, Луиз Эдлинд, Хэл Хэмилтон, Марио Искович, Майкл Кейзер, Джон Клауиттер
- Время
- Премьера
- 16 мая 2015 в мире
Стив МакКуин — великий человек и знаменитый актер, сыгравший пилота на гонках Ле-Мана в одноименном фильме. На его долю выпали и одержимость, и предательство, и торжество справедливости. Это фильм об одной из самых непостоянных, харизматичных кинозвезд Голливуда 60-70-х годов.
‘Стив МакКуин был гонщиком. Пол Ньюман был слишком расчетлив»
Фильмы о гонках
Ни один фильм не смог передать накал гонок на выносливость так, как
Ле-Ман , движимый страстью Стива МакКуина и поддерживаемый командой лучших гонщиков. Наш новый спецвыпуск рассказывает о закулисье насыщенных событий съемок фильма . «» Его называют самым аутентичным гоночным фильмом из когда-либо созданных, но история создания «
» Стива МакКуина0009 Ле-Ман гораздо более захватывающий, чем сюжет фильма.
В новом специальном выпуске Motor Sport , Racing at the Movies 2, , мы возвращаемся за кулисы бурных и напряженных съемок 1970 года, которые перенесли на большой экран необработанную реальность «24 часов Ле-Мана».
Среди участников есть Дерек Белл, который присоединился к нам в качестве водителя, чтобы заработать дополнительные деньги, и катался на велосипедах с МакКуином или участвовал в гонках с Ричардом Эттвудом и Джо Зифферт по грунтовым дорогам производственного поселка.
«Я был там с недели после Ле-Мана до октября, — говорит Белл. «Я нырял по выходным, чтобы участвовать в гонках. По пути к гонкам чемпионата Европы мы останавливали мою машину F2, и я проезжал пару кругов по трассе Bugatti. Вот тогда-то Стив и попробовал. Были великолепные его фотографии, которые были во всей прессе. Вы можете представить это сегодня? Он проехал 10 кругов, и ему это очень понравилось».
Дерек Белл помогает Стиву МакКуину освоиться в его Формуле 2 Brabham на трассе Bugatti в Ле-Мане в 1970
AFP через Getty Images
Он был задуман как фильм, демонстрирующий подлинную жестокость гонок, сочетающий в себе кадры гонки 1970 года, в том числе кадры из автомобиля с камерой Porsche 908, который был в списке участников, с постановочными сценами. Собственная заявка Маккуина на участие в гонке была заблокирована страховщиками, но ветеран «12 часов Себринга» компенсировал это, когда ему передали трассу для съемок.
«В то время я думал, что с ним все в порядке, но, оглядываясь назад, он был очень хорош, — говорит Белл. «Был знаменитый пробег по Белому дому, где я вел Стива и Зифферта. И Джо, и я сказали, что нам нужно ехать изо всех сил. Мы хотели, чтобы это было по-настоящему.
«Я сказал ему, что ему не нужно вмешиваться. Но он это сделал, потому что мог»
«Мы не брали максимальные обороты, но мы ехали жестко, 1-2-3 так. Мы подошли к концу кадра, и Стив оказался прямо позади меня. Он вышел, и его лицо было таким же белым, как его лицевая маска! Он сказал: «Ублюдки! Эй, Джон, иди сюда». Подошел [режиссер] Джон Стерджес. «Они вытащили меня через угол, черт возьми!» Я сказал ему, что ему не нужно держать ногу в этом. Но он сделал, потому что мог. Это был он, а не любой другой актер. Я не думаю, что Пол Ньюман сделал бы это.
Съемки Le Mans продолжались с момента окончания гонки до октября, с командой, преданной аутентичности, но большую часть времени без сценария. Стерджес ушел, были серьезные аварии, в том числе одна, когда Белл был госпитализирован с ожогами, и расходы резко возросли.
В конце концов, Белл говорит, что не гордился результатом съемок летом. «Я думаю, что мы все были разочарованы фильмом. Действительно, мы ожидали от него большего. Но история была слабой, и мы не поняли, что Стив на самом деле очень мало говорил на камеру».
Обзор ракурсов на съемочной площадке Ле-Мана
Гетти Изображений
В другом месте 132-страничного выпуска, наполненного фотографиями со съемок, Обри Дэй, бывший главный редактор Total Film, , объясняет, как выросла репутация Le Mans за 51 год после его выпуска и почему он улучшается каждый раз, когда вы его смотрите.
Он также включает Джонатана Уильямса, описывающего свою роль за рулем автомобиля McQueen с камерой Porsche 908 в гонке 1970 года, другие закулисные истории и рассказ о том, как были восстановлены сотни тысяч футов оригинальных кадров со съемок.
Racing at the Movies 2 столь же подробно рассматривает основополагающие Гран-при Джона Франкенхаймера , , а также Winning Пола Ньюмана, исследуя историю фильмов о гонках, от The Speed Kings до 1913 года. Предстоящая эпопея Майкла Манна Ferrari , а также постеры, которые сами по себе являются формами искусства.
Гонки в кино, часть 2 Величайшие фильмы об автоспорте всех времен Опубликовано Motor Sport Купить |
Человек и Ле-Ман демонстрируют свое стремление к совершенству — Объезд
Многие из нас ездили в Ле-Ман. Некоторые делают это каждый год, и я готов поспорить, что многие из них подпитываются просмотром
Le Mans , фильма, в котором была сделана попытка передать суть автогонок.
Стив МакКуин: Ман и Ле-Ман не оставляют сомнений в том, что МакКуин был упрямым сукиным сыном. Не потому, что он был фаворитом Голливуда, человеком, который мог прийти в любую крупную студию и назвать свою цену, а потому, что он гонялся до самого высокого уровня на двух и четырех колесах и обладал редким пониманием того, что движет людьми — и это были в основном мужчины, то есть рисковать жизнью в погоне за победой.
Документальный фильм датируется 2015 годом, но недавно был показан на BBC4 и будет доступен для просмотра на iPlayer до середины мая. Это важный просмотр не только для автолюбителей и энтузиастов автоспорта, но и для всех, кто хочет заглянуть за кулисы голливудского производства и увидеть, как такой страстный человек, как МакКуин, копался в своих гоночных ботинках и добивался подлинности любой ценой.
И сколько стоит. Производство в Ле-Мане превысило бюджет более чем на 1,5 миллиона долларов, что было большим событием в 1970 году, режиссеры уходили, сценаристы приходили и уходили, продюсеры разбивали свои трейлеры, а гонщики получали серьезные травмы, и все потому, что МакКуин был полон решимости запечатлеть очарование гонок.
МакКуин и его продюсерская компания Solar Productions были на пике популярности после успеха Bullitt. Они сбежали в Ле-Ман, планируя, что МакКуин примет участие в 24-часовой гонке вместе с Джеки Стюарт после успешной 12-часовой гонки в Себринге ранее в том же году, где МакКуин и талантливый Питер Ревсон заняли впечатляющее второе место в Порше 902/08. Однако страховщики, уже нервничавшие после того, как МакКуин сломал лодыжку в гонке на мотоциклах, наложили вето на идею звездных гонок в Ле-Мане. Поэтому ему пришлось соединить свои собственные кадры вождения с реальными кадрами, снятыми во время гонки, используя как камеру автомобиля, так и наземные устройства.
Режиссеры Гэбриел Кларк и Джон МакКенна, документальный фильм рассказывает о бывшей жене МакКуина, Ниле, его сыне Чаде, водителях, принимавших участие в съемках, личном помощнике МакКуина, его механике и руководителях студии того времени. Картина, которую он рисует, — это перфекционист, борющийся с практичностью и реальностью производственных графиков и бюджетов, и нервные руководители студий, которые слышат всевозможные слухи из виноградной лозы. Эти слухи сопровождались постоянным потоком плохих новостей, таких как гонщик Дэвид Пайпер, потерявший половину ноги после аварии на Porsche 9.17 во время съемок, или Дерек Белл чудом избежал ожогов лица после того, как Ferrari 512 загорелся во время дубля.
Джон Стерджес, директор, был доведен до отчаяния. Пара успешно работала вместе над «Великолепной семеркой» и «Большим побегом». Но, как позже сказал Стерджес: «У нас была звезда, у нас были драйверы, у нас был невероятный набор технической поддержки. У нас было все. Кроме сценария». Несмотря на это, МакКуин продолжил, и Стерджес ушел со съемочной площадки.
Во время съемок, которые длились до начала ноября — так долго, что для некоторых сцен листья приходилось красить в зеленый цвет, — брак МакКуина распался, как один из хрупких гоночных автомобилей с космической рамой, врезавшийся в аварийный барьер.