Тренер. Х/ф / Cмотреть все выпуски онлайн / Russia.tv
На лучших стадионах страны снимался новый масштабный фильм о спорте «Тренер» – режиссерский дебют Данилы Козловского. Он же исполнил главную роль – бомбардира национальной сборной Юрия Столешникова, который в решающий момент не забивает пенальти. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и становится тренером маленькой провинциальной команды «Метеор». Именно с этим клубом Столешникову предстоит совершить чудо и вновь поверить в себя.
«Я всегда мечтал сыграть футбольного тренера, – говорит Данила Козловский. Когда мы начали работать над фильмом «Тренер», я планировал быть только продюсером и актером, но в какой-то момент понял, что не могу и не хочу доверять никому эту историю, хочу рассказать ее сам – как режиссер. Для меня это история о страсти, чувствах, эмоциях… О том, как маленькая группа людей в далеком провинциальном городе изменила мир вокруг себя. Про людей, которые не боятся осуществлять свою мечту и тем самым дарят другим надежду. Надежду осуществить невозможное. В истории футбола таких примеров немало – ФК «Ростов», «Лестер», сборная Исландии. Но это фильм не только о футболе. Это еще и попытка рассказать и о славных страницах и героях прошлого, и о том, что происходит здесь и сейчас. О том, что чудо возможно и сегодня».
География съемок «Тренера» охватывает Москву, Краснодар, Новороссийск и Лондон. Съемочными площадками для «Тренера» стали лучшие российские стадионы, в том числе «Краснодар», «Открытие Арена», «Арена Химки» и другие.
«Для нас эта картина – настоящий вызов, – говорит продюсер Петр Ануров. – Такой же вызов, как и для главного героя. Вместе нам предстоит пройти через серьезные испытания, но мы всей нашей прекрасной съемочной командой готовы к ним, мы верим в нашего «тренера» Данилу Козловского, в его смелость и талант, и уверены, что фильм станет одним из самых ярких событий будущего года, года первого в истории Чемпионата мира по футболу в России».
24 марта 2017 года Данила Козловский был объявлен официальным послом ЧМ по футболу 2018 года.«Я рад, что у меня есть возможность принимать участие в Чемпионате мира, занимаясь при этом своей профессиональной деятельностью, то есть создавая кино о футболе, – говорит Данила Козловский. – Я тоже болельщик, но в футболе я болею не за команды, а за личности. За тех, кто творят чудеса против всяких ожиданий. Именно про такого человека мы и снимаем нашу картину».
Фильм снимался при поддержке Фонда кино. Также производство фильма поддержали Министерство Спорта РФ, Российский футбольный союз и лично В.Л. Мутко.
Интересные факты:
- Съемки длились 2,5 месяца – с 15 апреля по 5 июля 2017 года.
- Фильм был снят всего за 56 смен, что невероятно для такого сложнопостановочного проекта.
- География съемок: Москва, Подмосковье, Новороссийск, Краснодар, Лондон.
- В столице Кубани съемки проходили на одном из лучших стадионов мира – «Краснодар». Также одна из сцен снималась на знаменитом стадионе Stamford Bridge в Лондоне.
- Больше всего съемочных дней группа провела в Новороссийске. Здесь в съемках приняли участие около 500 актеров массовых сцен, жителей города. Те, кто составил «фанатское движение», по окончании работы в Новороссийске, как настоящие фанаты, за свой счет поехали в Краснодар, где продолжали сниматься и поддерживать съемочную группу с трибун.
- Городской стадион Новороссийска для съемок пришлось практически перестроить.
- Все игроки команды «Метеор» – актеры, умеющие профессионально играть в футбол, а также прославленные футболисты: Дмитрий Сычев и Алан Гатагов.
- Название «Метеор» и фирменный логотип клуба придумал художник-постановщик картины Сергей Агин.
- До старта съемок актеры-футболисты 1,5 месяца посвятили тренировкам и разучиванию комбинаций. «Вторым домом» для группы стал стадион «Янтарь» в Строгине.
- Для проекта было разработано, закуплено и произведено около 5000 единиц футбольной экипировки. Съемочная группа, когда позволяла погода, переодевалась в клубные ветровки и бейсболки, иногда для удобства «сливаясь» в кадре с болельщиками и командой.
- Александр Ильин не только сыграл лидера фанатов, но и спел все главные фанатские песни вместе со своей группой «План Ломоносова».
- Еще до старта российского проката «Тренер» был продан более, чем в 20 стран, включая Китай, Западную и Восточную Европу, Латинскую Америку и др.
Продюсеры: Данила Козловский, Петр Ануров, Леонид Верещагин, Никита Михалков
Авторы сценария: Данила Козловский, Андрей Золотарев, Сергей Четверухин
Режиссер: Данила Козловский
Оператор-постановщик: Федор Лясс
Художник-постановщик: Сергей Агин
Художник по костюмам: Варвара Авдюшко
Жанр – спортивная драма
В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Ирина Горбачева, Мария Лобанова, Павел Ворожцов, Александр Ильин-мл., Игорь Гордин
Тренер. Х/ф / Премьера трейлера фильма Данилы Козловского / Видео / Russia.tv
Бомбардир национальной сборной Юрий Столешников в решающий момент не забивает пенальти. После этого он покидает сборную и становится тренером маленькой провинциальной команды «Метеор». Именно с этим клубом Столешникову предстоит совершить чудо и вновь поверить в себя. Режиссер и исполнитель главной роли – Данила Козловский.
На лучших стадионах страны снимался новый масштабный фильм о спорте «Тренер» – режиссерский дебют Данилы Козловского. Он же исполнил главную роль – бомбардира национальной сборной Юрия Столешникова, который в решающий момент не забивает пенальти. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и становится тренером маленькой провинциальной команды «Метеор». Именно с этим клубом Столешникову предстоит совершить чудо и вновь поверить в себя.
«Я всегда мечтал сыграть футбольного тренера, – говорит Данила Козловский. Когда мы начали работать над фильмом «Тренер», я планировал быть только продюсером и актером, но в какой-то момент понял, что не могу и не хочу доверять никому эту историю, хочу рассказать ее сам – как режиссер. Для меня это история о страсти, чувствах, эмоциях… О том, как маленькая группа людей в далеком провинциальном городе изменила мир вокруг себя. Про людей, которые не боятся осуществлять свою мечту и тем самым дарят другим надежду. Надежду осуществить невозможное. В истории футбола таких примеров немало – ФК «Ростов», «Лестер», сборная Исландии. Но это фильм не только о футболе. Это еще и попытка рассказать и о славных страницах и героях прошлого, и о том, что происходит здесь и сейчас. О том, что чудо возможно и сегодня».
География съемок «Тренера» охватывает Москву, Краснодар, Новороссийск и Лондон. Съемочными площадками для «Тренера» стали лучшие российские стадионы, в том числе «Краснодар», «Открытие Арена», «Арена Химки» и другие.
«Для нас эта картина – настоящий вызов, – говорит продюсер Петр Ануров. – Такой же вызов, как и для главного героя. Вместе нам предстоит пройти через серьезные испытания, но мы всей нашей прекрасной съемочной командой готовы к ним, мы верим в нашего «тренера» Данилу Козловского, в его смелость и талант, и уверены, что фильм станет одним из самых ярких событий будущего года, года первого в истории Чемпионата мира по футболу в России».
24 марта 2017 года Данила Козловский был объявлен официальным послом ЧМ по футболу 2018 года.
«Я рад, что у меня есть возможность принимать участие в Чемпионате мира, занимаясь при этом своей профессиональной деятельностью, то есть создавая кино о футболе, – говорит Данила Козловский. – Я тоже болельщик, но в футболе я болею не за команды, а за личности. За тех, кто творят чудеса против всяких ожиданий. Именно про такого человека мы и снимаем нашу картину».
Фильм снимался при поддержке Фонда кино. Также производство фильма поддержали Министерство Спорта РФ, Российский футбольный союз и лично В.Л. Мутко.
Интересные факты:
- Съемки длились 2,5 месяца – с 15 апреля по 5 июля 2017 года.
- Фильм был снят всего за 56 смен, что невероятно для такого сложнопостановочного проекта.
- География съемок: Москва, Подмосковье, Новороссийск, Краснодар, Лондон.
- В столице Кубани съемки проходили на одном из лучших стадионов мира – «Краснодар». Также одна из сцен снималась на знаменитом стадионе Stamford Bridge в Лондоне.
- Больше всего съемочных дней группа провела в Новороссийске. Здесь в съемках приняли участие около 500 актеров массовых сцен, жителей города. Те, кто составил «фанатское движение», по окончании работы в Новороссийске, как настоящие фанаты, за свой счет поехали в Краснодар, где продолжали сниматься и поддерживать съемочную группу с трибун.
- Городской стадион Новороссийска для съемок пришлось практически перестроить.
- Все игроки команды «Метеор» – актеры, умеющие профессионально играть в футбол, а также прославленные футболисты: Дмитрий Сычев и Алан Гатагов.
- Название «Метеор» и фирменный логотип клуба придумал художник-постановщик картины Сергей Агин.
- До старта съемок актеры-футболисты 1,5 месяца посвятили тренировкам и разучиванию комбинаций. «Вторым домом» для группы стал стадион «Янтарь» в Строгине.
- Для проекта было разработано, закуплено и произведено около 5000 единиц футбольной экипировки. Съемочная группа, когда позволяла погода, переодевалась в клубные ветровки и бейсболки, иногда для удобства «сливаясь» в кадре с болельщиками и командой.
- Александр Ильин не только сыграл лидера фанатов, но и спел все главные фанатские песни вместе со своей группой «План Ломоносова».
- Еще до старта российского проката «Тренер» был продан более, чем в 20 стран, включая Китай, Западную и Восточную Европу, Латинскую Америку и др.
Продюсеры: Данила Козловский, Петр Ануров, Леонид Верещагин, Никита Михалков
Авторы сценария: Данила Козловский, Андрей Золотарев, Сергей Четверухин
Режиссер: Данила Козловский
Оператор-постановщик: Федор Лясс
Художник-постановщик: Сергей Агин
Художник по костюмам: Варвара Авдюшко
Производство: КИНОСЛОВО, студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, DK Entertainment, телеканал «Россия 1», при участии Фонда Кино
Жанр – спортивная драма
В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Ирина Горбачева, Мария Лобанова, Павел Ворожцов, Александр Ильин-мл., Игорь Гордин
Рецензия на фильм «Тренер»
Нападающий «Спартака» и сборной России Юрий Столешников (Данила Козловский) не забивает пенальти в решающем матче, психует и устраивает драку на поле. В результате его надолго дисквалифицируют. Возраст у Юрия уже приличный, и парень решает повесить бутсы на гвоздь. Два года спустя Столешникова приглашают главным тренером в команду «Метеор» из Новороссийска. Клуб недавно пробился в ФНЛ и теперь барахтается в турнирной таблице, не имея никаких перспектив. Однако Юрий привык побеждать, и он решает добиться от команды, чтобы она прыгнула выше головы.
Кадр из фильма «Тренер»
Что можно сказать о российском футболе? Кое-что хорошее и много плохого. Так считают наши болельщики, и сценарно-режиссерский дебют Данилы Козловского («Духless», «Экипаж», «Викинг») с ними полностью солидарен. «Тренер» честно перечисляет наши футбольные грехи: демотивированные команды, некомпетентные «специалисты», продажные судьи, циничные чиновники, пустые стадионы, агрессивные болельщики, подлые закулисные сделки… И, как следствие, публичные пьянки и скандалы, которые окончательно добивают репутацию спорта.
Кадр из фильма «Тренер»
Будь «Тренер» «Левиафаном», он бы на этом остановился. Но Козловский снял не фестивальную «чернуху», а жизнеутверждающую спортивную драму. Поэтому лента констатацией проблем не исчерпывается. Она предлагает кое-какие пути решения и убеждает, что люди, у которых еще не погас огонь в душе, могут спасти положение, если проявят мужество, смекалку и трудолюбие.
Кадр из фильма «Тренер»
Закадровый комментарий к экранным матчам записали реальные телекомментаторы – в частности, Константин Генич и Нобель Арустамян. Они сами придумали свои реплики
Юрий Столешников – не Иисус Христос. Это неоднозначный и порой неприятный тип, который многому должен научиться, чтобы стать настоящим тренером. Но Юрий умеет побеждать, он хочет продолжать выигрывать, и он не сдается и не спивается, когда натыкается на равнодушие и коррупцию (хотя без алкогольных сцен фильм не обходится). У него не сразу получается задуманное, но он ищет подходы к футболистам, перетягивает на свою сторону болельщиков, находит единомышленников… И постепенно превращает незаметный клуб в команду, о которой говорят по всей стране. Это завораживающее и вдохновляющее зрелище.
Кадр из фильма «Тренер»
В футбольных сценах фильма снимались настоящие футболисты и актеры, которые в прошлом серьезно занимались футболом
Параллели с «Движением вверх» напрашиваются сами, но это разные ленты. Особенно в плане подхода к спорту. В «Движении» много времени уделялось тренерской мысли главного героя – его идеям по поводу того, как победить сильного соперника. В «Тренере» же тактика и стратегия даже не упоминаются. У Столешникова команда куда более слабая, чем у Гаранжина, и до тонкостей дело не доходит. Основная задача Юрия – зажечь парней, превратить их из «одиннадцати индивидуальных предпринимателей», отбывающих номер до ухода из спорта по возрасту, в настоящую команду, которая хочет играть и выигрывать. В результате Столешников, фигурально выражаясь, заканчивает там, где Гаранжин начинает.
Кадр из фильма «Тренер»
Это особенность «Тренера». А вот недостаток – фильм уделяет слишком много времени заглавному герою и слишком мало времени членам его команды. К концу «Движения» мы знали ведущих игроков как облупленных. К концу «Тренера» мы чувствуем, что едва познакомились с парой-тройкой парней и что им и еще нескольким второстепенным персонажам (прежде всего, второму тренеру, президенту клуба и лидеру фанатов) нужно было уделить больше внимания. Да, фильм называется «Тренер», но это командная история, и рассказывать ее надо было командно.
Кадр из фильма «Тренер»
Как можно было это сделать, не увеличивая и без того солидный, более чем двухчасовой хронометраж? Например, можно было вырезать романтическую линию, которая лишь сообщает зрителям, что у Юрия гетеросексуальная ориентация. Любовь героя не ведет и почти не вдохновляет, она не имеет отношения к победам «Метеора», и она не особенно убеждает, поскольку между Козловским и играющей его пассию Ольгой Зуевой слабая романтическая «искра». Уж сколько раз твердили миру, что не стоит брать на роли любовников тех, у которых связь в реальной жизни… Хотя проблема «Тренера» не в том, как звезды смотрятся вместе, а в том, что романтика не вписывается в концепцию фильма, и она отъедает время, которое можно было потратить лучше. Если Козловскому хотелось добавить в кадр эстрогена, надо было просто расширить роль президента клуба в исполнении Ирины Горбачевой. Это более занятный персонаж, чем героиня Зуевой.
Вообще, сценарий «Тренера» нуждался в дополнительной полировке. В нем немало удачных моментов, но есть и не стреляющие «ружья Чехова» (несущественные, но заметные внимательному зрителю), и корявые реплики, и драматургически недотянутые сцены. Впрочем, это очень сложный, размашистый режиссерский дебют. Так что кое-какие из недоработок ленты можно простить. С учетом того, что это «правильное» кино для нашего кинематографа – то есть зрительская жанровая картина на современном материале, с верным моральным посылом, обоснованным пафосом и без «розовых очков». А также с фактурными актерами, нестандартным местом действия (Новороссийск) и убедительными и энергичными футбольными сценами. На особую красоту ударов и комбинаций, правда, не надейтесь. Но было бы нелепо, если бы заштатная команда из Национальной лиги вдруг заиграла как «Барселона».
С 19 апреля в кино.
Рецензия на фильм «Тренер» с Данилой Козловским
19 апреля на российские экраны вышел фильм «Тренер» с Данилой Козловским в главной роли. Чисто по описанию это стандартная спортивная драма по западному образцу — перспективный футболист губит себе карьеру, становится тренером провинциальной команды (вымышленный клуб «Метеор» города Новороссийска) и пытается выиграть Кубок России. По исполнению же кино уникальное — таким нам еще не показывали ни футбол, ни вообще спорт.
Что нужно сделать вымышленному участнику ФК «Спартак», чтобы стать трагическим героем, на год отстраненным от российского футбола?
Юрию Столешникову (герою Козловского) мало не забить пенальти на важном (хоть и всего лишь отборочном) матче в составе сборной на ЧМ. Мало после этого покалечить румынского игрока, получить на ровном месте красную карточку и напасть на арбитра. После этого Юрию еще пришлось подраться с выскочившим на поле фанатом, со скандалом уйти из клуба, перегородить движение в туннеле личным автомобилем и попасть в обезьянник за вождение в нетрезвом виде.
Очевидно, без всего этого его поведение было бы трудно отличить от заурядного неудачного дня из жизни зарабатывающего 20 млн в месяц российского спортсмена, за которые в Новороссийск не ссылают.
«Тренер» — фильм про спорт, который можно было снять только в наших условиях. Его герои играют в холодный, суровый провинциальный российский футбол, не имеющий практически ничего общего с европейской разновидностью этой игры. Это футбол, в который играют под снегом и дождем на ужасных лужайках без подогрева, в инфернальном свете дымовых шашек в руках небольших, но очень угрюмых групп щедро татуированных болельщиков. Это футбол, где перед игрой судье заносят толстую денежную «торпеду» в газете — не чтобы выиграть, а потому что конкуренты уже занесли, и хочется, чтобы человек беспристрастно судил.
До «Тренера» нам этот спорт в кино просто не показывали — подопечные главного героя откровенно сливают матчи, делают ставки против собственного клуба (причем по своему паспорту), а их за это не то что не выгоняют из команды, но даже не ругают как следует. Это все — часть спорта, шестеренки системы, перемалывающей главного героя. Козловский затрагивает и проблему команд-инкубаторов, вырабатывающих спортсменов для премьер-лиги, сами при этом навеки прозябая в ФНЛ, и вопросы спонсорства команд в уездных городах, где футбол — вообще последнее, что волнует как мэрию, так и подавляющее большинство простых граждан.
Из всего этого материала «Тренер» собирает уникальную киновселенную, которая, должно быть, не-российскому зрителю покажется не менее дикой и фантастической, чем «Шаолиньский футбол» Стивена Чоу.
Все это выплескивает на экран очень разозленный ситуацией в своем любимом виде спорта человек, который не только снял этот фильм (и нашел на него деньги), но и написал сценарий и сыграл главную роль. «Тренера» стоит посмотреть хотя бы за его натуралистичность и бескомпромиссность, которыми он резко выделяется на фоне ностальгических картин в духе «Легенды № 17» и «Движения вверх», идеализирующих многие аспекты советского спорта. Вместо возвышенных речей центральное кредо фильма — это элементарное
Главное — не обосраться.
Но на одних эмоциях трудно снять хорошую картину — нужны еще интеллект (или очень развитые инстинкты) и опыт. Интересный, гневный, прекрасно сыгранный «Тренер» — режиссерский дебют Козловского, да и сценариев он раньше, насколько я знаю, не писал. И это типичный дебютный фильм и еще более типичный дебютный сценарий — произведение, которое пробует сделать сразу все, толком не сосредотачиваясь ни на чем.
С чисто художественной точки зрения я не могу не выделить снятую одним планом сцену прохода руководителя клуба, героини Ирины Горбачевой, через закулисье стадиона — к сожалению, практически не имеющую отношения ко всему остальному фильму (нельзя даже с уверенностью сказать, что ее действия в этой сцене повлияли на исход матча). Но снято и сыграно очень круто — режиссерский талант у Козловского определенно есть.
Футбольная и тренировочная часть сняты адекватно, к ним трудно придраться, но и нельзя выделить что-то сногсшибательное. Точнее, один элемент я все-таки выделю… но это звуковая, а не визуальная составляющая «Тренера».
Это не скрытый наезд в духе «раз хвалить больше нечего, обратим внимание на звуковой монтаж» — звуковая картина здесь действительно выдающаяся, это первый на моей памяти отечественный фильм, который стоит смотреть в кинотеатре с хорошей звуковой системой. Оглушительный шум стадиона сменяется сценами, в которой отец главного героя смотрит его матчи без звука, и мы слышим только старые часы-ходики. Удары мяча о штангу такие, что весь зрительный зал вздрагивает, как единый организм — словно на трибунах. Удачно использовали и знакомые каждому голоса современных комментаторов, вводящие нас в контекст происходящего, и звуки, исчезающие и появляющиеся в моменты предельной концентрации футболистов… На саундтреке играют исключительно западные, англоязычные хиты. Сначала мне казалось, что таким образом Козловский проявляет космополитизм или просто, в духе Квентина Тарантино, навязывает зрителю собственные музыкальные вкусы, не заботясь о том, как это все укладывается в общую идеологию фильма.
Но авторский замысел оказался куда тоньше — в последней трети западный OST отрубает начисто, зато несколько раз звучит песня на русском языке, во всю глотку исполненная простыми болельщиками под патриотические трубы. То есть позаимствованный из американских фильмов тренировочный монтаж Козловский показывает в западном стиле, под западную музыку… а потом вдруг полностью меняет саундтрек на чисто российских сегментах.
Задумка интересная, исполнение как минимум позволяет понять, что хотели сказать кинематографисты. Впрочем, как и все в «Тренере», идея реализована не самым лучшим образом. Та самая оригинальная патриотическая песня и «Это все, что останется после меня» в заключительных титрах не в состоянии очистить слуховую память зрителя после триумфального грохота Believer в середине фильма. Вряд ли Козловский рассчитывал, что самый запоминающийся трек в фильме про российский футбол будет принадлежать не ДДТ, а вовсе Imagine Dragons.
В целом проблемы фильма связаны не с его постановкой, а со сценарной частью. Как я уже неоднократно говорил, по плохому сценарию нельзя снять хороший фильм (плохой по хорошему — сколько угодно), и усилия трех упомянутых в титрах сценаристов (включая Козловского) портят впечатление даже от самых удачных его находок в качестве актера главной роли, режиссера и постановщика футбольных сцен.
С актерской работой самого Козловского все очень любопытно — это роль-матрешка, где три персонажа сложились в одного. Во-первых, это типичный «герой Козловского», современный российский любитель красивой жизни, у которого сначала Было Все, а потом он Остался Ни С Чем. Во-вторых — простой «футболист Юра», для которого главное — это мяч под ногами. В-третьих — тренер в костюме, пытающийся найти общий язык с игроками (в том числе с реальными футболистами Сычевым и Гатаговым).
Актер мастерски справляется со всеми тремя аспектами — заигрывает с попадающимися под руку свободными 30-летними девушками в роли… ну, Данилы Козловского, колотит мячом о проволочную изгородь в образе футболиста, падает на колени посреди газона в ипостаси смертельно пьяного тренера. Больше всего в фильме поражает энергия Козловского, взвалившего на себя такую актерскую нагрузку вдобавок ко всем дополнительным функциям — я даже не берусь сказать, был ли у этого какой-то аналог в мировом спортивном кино (Сталлоне не ставил первого, лучшего «Рокки», а в остальных играл куда более простую роль).
Причем актер справился — даже в самых небольших сценках в привычной роли обаятельного хама а-ля «Духless». Я бы даже сказал, что это лучшая роль Козловского — гораздо более впечатляющая, чем его же Харламов в «Легенде № 17».
Есть в касте «Тренера» чем впечатлиться и помимо Козловского. Когда актер-звезда, выступая в роли режиссера, сценариста и продюсера, начинает навязывать своего «трудного, но благородного» персонажа какой-нибудь несчастной девушке-актрисе, на это обычно тяжело смотреть. Но у Ольги Зуевой (для которой это первая роль в российском кино) получилось очень хорошо и интересно — крайне нестандартная актерская работа в духе молодой Вайноны Райдер. Тихий голос, минимум внешних эмоций, странности поведения… Глаз цепляется не за внешность актрисы, а за выбранные ею реакции, интонации, манеру стоять и перемещаться, отличающиеся от поведения обычной красивой девушки, которую вставили в фильм в качестве любовного интереса для мужественного страдальца-героя (хотя и трудно сказать, чем именно они отличаются).
Насколько я понимаю, изначально врач-реабилитолог Варя была написана как совсем другой персонаж, и Козловский даже отказался брать Зуеву — но она самостоятельно переписала всю роль под свою манеру игры и таким образом обеспечила себе место в картине. С одной стороны, решение можно похвалить — актриса прекрасная, сцена с двумя пакетами украсила бы собой любую романтическую комедию высшего разряда. Но с другой — вся любовная линия оказалась наглухо изолированной от спортивной!
Представьте себе версию «Рокки», где главный герой на протяжении картины всего три-четыре раза пересекается с Эдриан, а в финале начисто про нее забывает, обнимаясь с тренером и спарринг-партнерами, пока камера равнодушно нащупывает героиню Талии Шайр на трибунах, где она прилежно рукоплещет со всеми остальными зрителями.
Испытывали бы вы хоть какой-то эмоциональный эффект от этой линии, если бы Сталлоне не рвался через толпу, выкрикивая имя возлюбленной? Столешников к Варе, мягко говоря, не рвется — и, чтобы там не говорил главный герой, в город он вернулся ради победы, в крайнем случае — ради команды, и только потом — из каких-то иных побуждений. Романтическая составляющая в фильме есть, она милая, на удивление хорошо сыгранная и написанная… но если ее убрать из картины совсем, в сцене финальной игры ничего не поменяется.
В стремлении походить на лучшие аналоги жанра «Тренер» с хрустом отгрызает куски от множества западных картин, тут намешаны вообще все возможные штампы из спортивного кинематографа. И сам герой, бывший игрок, ныне тренер, вылетевший из премьер-лиги во вторую и теперь пытающийся там что-то строить. И его команда из молодых-талантливых и опытных-перегоревших спортсменов, отношения с которой надо как-то налаживать. И трения с администрацией клуба — как на региональном, так и на государственном уровне. И любовная линия. И линия трудных отношений главного героя с отцом, персонажем Андрея Смолякова, который тоже заглядывает в картину на одну-две сцены…
Сцены с Козловским и Смоляковым опять-таки хорошо сыграны и выстроены, но как проникнуться этой линией, если про нее вспоминают два раза — в начале и в середине фильма? Если в случае с романтической линией «Тренеру» не хватает огня, то в случае с отношениями отца и сына ощущается уже нехватка льда — нет тяжести, эмоционального багажа, эти герои так редко друг с другом контактируют, что просто не успевают передать свою боль зрителю. Это опять-таки линия, которую можно было убрать без ущерба для основного сюжета фильма — и зачем нам дополнительные советы от отца Столешникова, если у нас уже есть такой прекрасный персонаж, воплощение советской тренерской мудрости, как детский тренер Бергер Владимира Ильина?
Я не уверен, что фильм вообще потянул бы и линию с отцом, и линию с Варей — но раз уже вы решили включить все это в фильм, за эти образы надо цепляться, развивать, делать именно их ключевыми, центральными для понимания решений героя в главном в его жизни матче. В итоге у Столешникова столько разных мотиваций (на выбор!), что совершенно непонятно, чем он в своих решениях руководствуется (и зачем вообще ему был нужен герой Ильина).
Все эти начатые и незавершенные сценарные наброски отъедают столько хронометража, что футбола в фильме нам показывают очень мало. Здесь нет полного погружения в один бесконечный яростный матч, как в «Движении вверх», и даже финальная битва со «Спартаком» напоминает нарезку лучших моментов с YouTube — удар, гол, еще удар… У меня опять-таки нет претензий к визуальной и, особенно, звуковой части матчей — все выглядит и звучит предельно реалистично, а в некоторых моментах даже захватывает. Но таких моментов очень мало, их не набирается на полноценный, выдающийся фильм про спорт — и это проблема уже не постановки, а самой структуры фильма, его сценария.
Основу «Тренера» трудно назвать одним сценарием — скорее, это несколько независимых драфтов истории с одним и тем же главным героем, сцены из которых перетасованы в случайном порядке. За что все-таки выступает Столешников — за любовь, отца, игроков, клуб, страну, самого себя? Чтобы ваш фильм сработал, произвел тот эффект, который вы в него стремились заложить как драматурги и художники, в качестве ответа нельзя выбирать «за все вышеперечисленное».
Итог
У Данилы Козловского получилось показать и любовь к футболу, и злость к положению с этим видом спорта в нашей стране. Кино полезное — и для российского кинематографа, и может быть даже для российского футбола, его стоило снять и стоит посмотреть (не взирая на скандал с прокатной ситуацией). Но я не уверен, что Козловский как режиссер и сценарист понимает, что отличает хорошее кино про спорт от великого, почему другие фильмы на эту тему, использующие такие же элементы, работают, в то время как картина Козловского… скорее, оставляет приятное впечатление.
В тексте рецензии я сознательно не стал перечислять западные фильмы, из которых «Тренер» заимствует и сюжетные ходы, и целые сцены — подход к футболу как к отечественному виду спорта здесь достаточно уникальный, чтобы все эти цитаты (заимствования? костыли?) можно было простить. Скажу только, что сюжета фильма Hoosiers с Джином Хэкмэном для «Тренера» было бы вполне достаточно — не нужно было еще сверху накидывать на него The Damned United, Slap Shot и еще пару-тройку более известных спортивных картин.
Для успеха за камерой нужны интеллект, эмоции, инстинкт и опыт. С первыми двумя качествами в дебюте Козловского все в порядке — актер продумал историю, которую мог бы хорошо рассказать, и рассказал ее с большим апломбом. Осталось научиться заимствовать из максимум двух-трех зарубежных аналогов (а не из пяти-шести)… ну, или научиться выстраивать полностью оригинальные, экономные, самостоятельные сюжеты, которые Козловский мог бы довести до экрана в таком же умном, бодром стиле.
Данила Козловский схватился с футбольными болельщиками, а задел за живое всех россиян
Очередное российское кино стало причиной скандала еще до выхода на экраны (премьера состоится только 19 апреля). Продюсер, режиссер, сценарист и исполнитель главной роли фильма «Тренер» Данила Козловский пожаловался на интернет-пользователей, которым не понравился трейлер его картины о российском футболе (см. «Сказано»).
На что так обиделся Данила Козловский?
Вот несколько показательных комментариев на портале sports.ru под рекламным трейлером его фильма:
«Судя по трейлеру, должно быть суперпафосное кино, снятое в худших традициях голливудских блокбастеров».
«Какая банальная бездарная хрень… Футболист не забивает решающий пенальти, его все не любят, он становится тренером и приводит команду к победе… Я таких сценариев могу штук 20 за полчаса придумать…»
«Фильм о бездарностях в футболе? Фильм об уродах, которые за 20 млн в месяц по мячу промахиваются? Я не буду это смотреть…».
Комментаторы разделились на две части: персональные ненавистники актера Данилы Козловского и российского кино слились с теми, кто не любит российский футбол, и выдали мощный залп ненависти. Но давайте честно: все могло быть еще жестче. Козловский пришел на чужую для него территорию российского футбола, и хотел с налета завоевать эту требовательную, язвительную и жесткую субкультуру. А теперь обижается, что не слышит оваций. Знаете, здесь, в российском футболе, это даже именитому Хиддинку не сразу удалось, и Капелло с Манчини не потянули…
Мало кому в кино удалось показать саму игру в футбол так, чтобы понравилось нормальному болельщику. Чтобы одновременно сплелись все эмоции — надежда, агрессия, восхищение и сожаление, а сами актеры при этом не казались «косоногими недоразумениями». И чтобы все это выглядело не наспех намалеванным лубком. Потому и жив еще спорт, потому и смотрят его, и ходят на стадионы десятками тысяч, а чемпионат мира по футболу — это главное зрелище на всей планете, включая все «оскары» и канские фестивали.
Получился ли фильм у Данилы Козловского, страна узнает только через 10 дней, когда его «Тренер» выйдет на экраны. Но слишком много у болельщиков было разочарований и в российском футболе и в российском кино, чтобы взять и принять «на ура» отечественную ленту про главную боль российского спорта.
СКАЗАНО!
«Дерьмо летит либо в сторону российского футбола, либо в меня. Такого количества ненависти я вообще не ожидал. Я показывал ролик в Европе, в «Челси», в Лондоне, в Ирландии, в Штатах. Там все округляют глаза: «Мать твою! Это кто сделал? Наши?» — «Нет, наши, русские». А в России сплошная ненависть и хамство. Пишут столько гадостей, что порой теряешься. Думаешь: «Ну что у вас за жизнь-то такая хреновая, что в вас столько злобы».
(Данила КОЗЛОВСКИЙ, режиссер и исполнитель главной роли в фильме «Тренер», —
о реакции в соцсетях на трейлер своей новой картины.)
ОТВЕЧЕНО!
«Каждый публичный человек должен быть очень осторожен в своих суждениях и комментариях, потому что можно в одну секунду превратиться в изгоя»
(Денис КИРИС, зампред Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры.)
«А злобный или не злобный человек, который в Лас-Вегасе из окошка расстрелял 57 человек? А те ребята, которые взрывы совершают в Европе? Злобные? Ну а что ж он ерунду-то болтает? Почему россияне только злобные? А что, латыши, эстонцы не такие?»
(Юрий ЛОЗА, певец и музыкант.)
«Ну отреагировал, если написали гадости ему. Он же не как Серебряков отреагировал, который снимается за наши деньги фактически, и поливает за наши же деньги нас грязью, и живет за границей. Он живет в России и на кого-то, может быть, обиделся».
(Иван СУХАРЕВ, первый зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества.)
«Я считаю, что он правильно отзывается. Потому что он говорил не о зрителях. Он говорит о тех, как я считаю, довольно беспочвенных заявлениях людей, непонимающих, что такое киноиндустрия. Мне кажется, что о России он не говорил ничего».
(Алексей УЧИТЕЛЬ, кинорежиссер.)
«Он высказался в отношении интернета, этой мировой помойки, где огромное количество мусорных троллей. Не надо их слушать… Я поддерживаю Данилу в том, что он сделал. Он приложил к работе свои умения, старания, волю».
(Михаил ПОРЕЧЕНКОВ, актер, режиссер.)
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Спортивный комментатор Константин ГЕНИЧ, сыгравший в картине самого себя:
После премьеры негатива будет еще больше
— Константин, как вам такая резкая реакция на трейлер, а потом — ответ Данилы?
— У нас как всегда: Пастернака не читал, но осуждаю. Судить по трейлеру о фильме очень сложно. И аудитория, которая тут же раскритиковала фильм, исключительно видя обрывки эпизодов, имеет, наверное, право говорить что угодно. К сожалению, интернет-сообщество сейчас это троллинг-сообщество. Лучше покритиковать, потому что, когда кого-то хвалят, люди в интернет, как правило, не заходят. Они заходят туда, только чтобы какую-то гадость написать или кого-то унизить, оскорбить.
Реакция Данилы меня не удивляет. Он переживает перед выходом картины в прокат. Футбол у нас в стране — история тяжелая, достаточно скользкая. Я думаю, что после премьеры будет еще больше очень негативных оценок.
— Почему?
— Потому что у нас фильм, не основанный на реальных событиях, как «Легенда N17» или «Движение вверх»», скорее всего, вызывает серьезное отторжение. Я думаю, что реакция будет, как мне кажется, не позитивной.
— А вы сами видели фильм?
— Да.
— И как вам?
— Это был закрытый показ в узком кругу. Позвали комментаторов, которые участвовали в съемках фильма. Помимо нас еще были люди, которые имеют отношение к этой картине, — честно говоря, после фильма мнения тоже были неоднозначные. Кому-то очень понравилось, кто-то нашел интересные ходы в фильме, кто-то высказал свое «фи». Но все отметили потрясающие съемки футбола. Конечно, определенный уровень был задан тем же «Движением вверх», где всех вохитила финальная сцена. Здесь сцена покороче, но то, как снят футбол, детали и моменты, вот это оставило очень позитивное впечатление. Но что будет с массовой аудиторией, зацепит ли их этот фильм по-хорошему? В любом случае, фанаты Данилы Козловского пойдут на «Тренера» только ради того, чтобы посмотреть его дебютную режиссерскую работу.
Тренер (2018) — Премьерный трейлер фильма Данилы Козловского.Это эмоциональная история о поражениях и победах, о сомнениях и силе духа, о нелегкой борьбе — прежде всего, с самим собой — и об истинной преданности своему делу и своим идеалам.
В ТЕМУ
Как актер Серебряков кино с реальностью попутал, а Россию с США
Дмитрий СТЕШИН
После подрыва «Невского экспресса» в 2009 году, все поезда идущие по ветке Москва-Питер, были пущены в обход, через Псков. Эти жуткие и трагические дни, не смотря ни на что, породили смешной мем — такой уж у нас русский характер. Какая-то гламурная киса, глядя в окно на неказистые псковские пейзажи, по которым уже десятый час тащился в столицу ее поезд, страшно верещала в мобильник: «Мама, мы в аду! Мама! Тут какие-то коровники! Мы в аду!». На беду, рядом с кисой сидел какой-то блоггер, он и вывалил эту сценку в интернет. А брутальный актер Серебряков, как мне кажется, оказавшийся такой же гламурной кисой, только в штанах, все вывалил сам, в интервью Юрию Дудю. Он там много чего наговорил обидного и русофобского (подробности)
Данила Козловский завершил съемки своего первого фильма Тренер
Съемки полнометражного фильма Данилы Козловского «Тренер», который станет его дебютной режиссерской работой, завершились в Москве в ночь с 5 на 6 июля. Об этом сообщает пресс-служба кинокартины. В настоящее время постановщик уже приступил к монтажу картины, кроме того, съемочной группе еще предстоит экспедиция в Лондон.
Во время загрузки произошла ошибка.В пресс-релизе цитируются слова режиссера:
Во время загрузки произошла ошибка.Наше кино — о людях, которые не совершают ничего великого в мировом масштабе. Они просто со всей страстью и верой, на которые способны, занимаются своим маленьким делом и тем самым дают понять другим, что в жизни нет ничего невозможного.
Фильм был снят за 50 смен, в нем задействовано девять футбольных команд. Кастинг на участие в картине прошло около 3000 профессиональных футболистов, из них в фильме приняли участие 200 игроков. Съемки фильма прошли в Москве, Краснодаре и Новороссийске на лучших российских стадионах, включая «Краснодар», «Открытие Арена», «Арена Химки» и других.
Во время загрузки произошла ошибка.Ольга ЗуеваПомимо должности режиссера Козловский исполнил главную роль — бомбардира национальной сборной Юрия Столешникова, который в решающий момент не забивает пенальти, — а также выступил в качестве продюсера. Его коллегами по съемочной площадке стали Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева, Ирина Горбачева и другие.
Выход в прокат запланирован на 19 апреля 2018 года, накануне чемпионата мира по футболу, который впервые пройдет в России.
Данилу Козловского могла вдохновить история наставника свердловских футболистов
Фильм «Тренер» 2018 года новоиспеченного режиссера Данилы Козловского еще не вышел на экраны, а уже попал в эпицентр скандала. Ленту не ругал разве что ленивый. Критики цеплялись и за банальность сюжета. Мол, где это видано, чтоб футболист не забил решающий пенальти, а потом стал тренером и привел команду к победе? И за излишки пафоса в картине. Подключились даже те, кто и вовсе «не переваривает» российский футбол. В общем, бедному Козловскому досталось по всем фронтам… А между тем сценарий Данила взял не с потолка. Многие старожилы уральского футбола узнали в сюжете «Тренера» историю, которая на самом деле произошла в свердловском спорте в 50-60-е годы с тренером Виктором Марьенко.
РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ
Главный герой фильма — Юрий Столешников играет за сборную России. В решающем матче (что он решает, неясно), счет неутешительный, зато близок к реальности: 0:1 в пользу сборной Румынии. За 15 минут до конца второго тайма Столешников зарабатывает пенальти, драматично падая на газон. Бить собирается сам.
В момент истины болельщики на трибунах затихают. Столешников бьет! И… мяч попадает прямо в руки вратарю. Какая трагедия, отыграть гол с игры не получается, трибуны освистывают неудачника, и он затевает в драку с арбитром и болельщиками. Его карьера в одночасье рушится…
В реальной жизни молодой Виктор Марьенко играл за московский клуб «Торпедо». Автозаводцы тогда были среди фаворитов, став в 1957 году вице-чемпионами СССР. Футболисты купались в славе (а не в деньгах, как современные). Марьенко, за его несгибаемый характер, хвалили журналисты. А одноклубники дали кличку – «Железный Боцман».
— «И ничем его не согнешь! Как железный играет! — восхвалял новичка «Советский спорт». — Они справа, Марьенко тут, передача на левый фланг, а он и сюда успел ногу подставить!».
Но в матче против «Спартака» — сильнейшего клуба страны, «Боцман» допустил роковую ошибку. Встреча проходила 1 августа 1958 года. Вплоть до второго тайма счет был равный 2:2. Как и в фильме Козловского, в атаку шел «Спартак». Но «Торпедо» удалось отразить нападение на штрафную и с мячом оказался Марьенко.
В итоге, спустя много лет, Марьенко смог вывести «Уралмаш» в чемпионат СССР. Фото: архив клуба «Урал»
— Внезапно Виктор Марьенко решает отдать пас своему же вратарю Альберту Денисенко. Голкипер в этот момент отвлекся попить водички. И мяч подло пересек черту. Счет стал 2:3 в пользу «Спартака». Это и решило исход встречи, — писал на страницах «Советского спорта» журналист Алексей Леонтьев.
УЕХАЛИ В ПРОВИНЦИЮ
Разочарованный собственной неудачей Столешников в фильме уезжает в провинцию, где получает должность тренера бездарной команды «Метеор». Стадион у команды небольшой, болельщиков – полтора землекопа. Сами футболисты здесь деморализованы, и уверены, что их уже «слили» из национальной лиги (второй дивизион).
— А зачем нам играть? Это наш последний сезон, отбегаем и назад в любительскую лигу, — дерзко говорит нападающий в фильме новоиспеченному тренеру. – Ты нас не трогай, а мы вас не сольем.
После фееричного провала в фильме тренер возвращается со своей командой. В жизни Виктор Марьенко устроил тоже самое. Фото: кадр из фильма
Киношный тренер уехал из столицы спустя два года после своего «позора». Виктор Марьенко после курьезного автогола играл в клубе еще два года. А после (поиграв немного в Харькове) решил завершить карьеру и тренировать. Пройдя через тренерство ярославского «Шинника». Марьенко возглавил «Торпедо», сделал его во второй раз в истории клуба чемпионом страны и впервые в истории Советского Союза вывел в Кубок европейских чемпионов. Футбольные старожилы помнят те матчи 1966 года с итальянским «Интернационале»
А уже после этого дебюта, Марьенко уехал в провинцию, где взял под крыло «Уралмаш», который боролся тогда за жизнь на самом дне последнего дивизиона страны.
ПОДХОД К КАЖДОМУ ПОДОПЕЧНОМУ
В «Тренере» Столешников приезжает в Новороссийск, и тут же удивляет новых подопечных своей проницательностью.
— Рафаэль Хамиджанов, женат, есть две дочки, взрывной, — описывает едва знакомого нападающего Столешников.
А в середине картины, когда команда вовсю готовится к борьбе за жизнь в лиге, Столешников, вместо тренировок, отбирает у всех мяч.
— Штраф тысяча тому, кто к нему прикоснется, — говорит строгий наставник.
А сам садится за…бумажки. Изучает характеры своих подопечных, ругается, что продали опытных игроков, и сам ищет, кем бы усилить команду. В итоге находит. Тем временем футболисты, соскучившись по мячу, нарушают запрет и начинают играть так, как никогда.
Уже свердловский тренер Виктор Марьенко тоже удивляет команду странной методикой обучения. Прибыв на Урал он сперва изучил игроков, их семью, физические данные. А после засел за пособия и книги.
— Я из тех тренеров, которые считают, что стержень команды, ее ось всегда лежит не поперек поля, а вдоль. Надо создавать эту ось заново, — задумчиво говорил «Боцман» и заставлял всех играть по 5-6 часов в день, оттачивая длинные пасы.
ОСОБАЯ ТАКТИКА ТРЕНИРОВОК
Данила Козловский, то есть, конечно, его герой Столешников, весь фильм находит индивидуальный подход к своим футболистам. В картине есть некий нападающий Зуев. Талантливый молодой парень, отлично справляется, но до жути боится единоборств. То есть, буквально, падает перед подкатом соперника, чтобы лишний раз не травмироваться. И Столешников пытается его сначала уговорить.
Персонаж Козловского также, как и Виктор Марьенко переезжает в провинцию, чтобы начать карьеру тренера бездарной командыФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
— Чего ты боишься-то? Ты все можешь, это просто игра. Выходи и играй! – говорит Столешников напуганному Зуеву фразу, которую тому в свою очередь говорил отец.
Но молодой форвард все равно боялся так, что у него начинали трястись коленки. Убедить его удалось только к концу фильма, в финале Кубка России, когда провинциальный «Метеор» сражался за чемпионство.
«Железный Боцман» в «Уралмаше» усмотрел явного лидера – Евгения Сесюнина. Тот всегда рвался в штрафную в качестве центрального нападающего. Тренер же решил, что ему лучше стать полузащитником.
— Сесюнин был вспыльчивый и упертый. Постоянно ругался с новоиспеченным тренером. Не принимал новую роль. Но Марьенко настоял. И пообвыкнув, Сесюнин заиграл в полную силу, став опорным полузащитником, выдавай порой такие комбинации, каких он не сделал бы в нападении, — писал тогда Алексей Леонтьев в «Совспорте».
КОМАНДЫ ВЫШЛИ В ЧЕМПИОНАТ
По фильму провинциальный «Метеор» вырывает победу и становится обладателем Кубка России. Марьенко на Урале сделал тоже самое. Только здесь все куда прозаичнее.
«Уралмаш» в конце 60-х получил право играть в дивизионе «А», в который до этого не дотягивали. Еще через год уральцы оказались в первой строчке и получили право ехать в Сочи на финал дивизионов. За победу сражались «Судостроитель» (Николаев), «Иртыш» (Омск), «Карпаты» (Львов) и «Уралмаш».
— Наша команда в этом «Финале четырех» одержала верх в матче с «Судостроителем» (3:1), — рассказывают в футбольном клубе «Урал». — Два других матча были сыграны вничью 1-1. Но у конкурентов дела были еще хуже. Поэтому надежда была на «Иртыш». Если бы омичи сыграли вничью с «Судостроителем», «Урал» был бы в высшей лиге. Но «Иртыш» растерзал конкурентов в финальном матче. И мы впервые вышли в чемпионат СССР! Для этого «Уралмашу» пришлось победить 84 команды.
В истории «Урала» это достижение так никто и не повторил. Фото: архив клуба «Урал»
В истории клуба «Урал», это высшее достижение, которое пока никто повторить так и не смог!
Кстати, прямо перед титрами зрителю показывают сцену, как «Метеор» играет с лондонским «Челси», что само по себе выглядит забавно. А персонажа Козловского зовут тренировать «Спартак», в котором он когда-то и играл.
В реальной жизни, Марьенко уже выводил свой клуб в Европу — тот самый матч против «Интера».