Фильм «Тренер» как публичная исповедь Данилы Козловского
20 апреля 2018, 10:22
Что посмотреть
Футболист московского «Спартака» Юрий Столешников (угадайте, кто же его играет в фильме режиссера Данилы Козловского по сценарию Данилы Козловского?) в матче с Румынией в решающий момент не забивает пенальти, причем по-глупому, а затем дерется с арбитром, получает красную карточку, бан на год и даже отправляется в кутузку, откуда его забирает папа с неизменно грустным взглядом (Андрей Смоляков).
После этого тяжелого периода, который показывается в небольшой сцене игры в регби по колено в грязи (в этот момент очень отчетливо вспоминается кинокартина «Викинг» с Данилой в главной роли), он, как неликвидный, но все еще относительно известный футболист, отправляется тренером в затрапезную новороссийскую команду «Метеор», которая только что чудом пробилась в ФНЛ (это следующая в России лига после основной Премьер-лиги).
Там все как и следует ожидать: игроки, которые не хотят играть, болельщики, которых уже давно не радует болеть (главного из них играет фактурный Александр Ильин из «Интернов»), спивающийся детский тренер (Владимир Ильин), недобрый мэр (вечный злодей Виктор Вержбицкий) и его дочь (Ирина Горбачева), директор футбольного клуба, единственный не до конца разочарованный жизнью человек в городе. Она и пригласила Столешникова с пока не ясными целями.
Кадр из фильма «Тренер»
© filmpro.ru
А вот актерские цели и задачи для Данилы Козловского, видимо, главного молодого актера страны, с «Тренером» неожиданно дебютировавшего в режиссуре, впервые придумал сам Данила Козловский. Вообще это была изначально необычная задумка: авторское по факту кино, для которого актер-режиссер еще и сценарий написал лично, и вдруг — спортивная драма. Фильмы в этом жанре дорого стоят, и, что даже важнее, от них многого требуют, особенно после парадоксального результата в прокате у «Движения вверх».
И все же сравнивать «Тренера» с тем же «Движением» не хочется, и речь даже не о том, что сюжет «Тренера» ни на каких реальных событиях не основан, разве что вдохновлен историей не самого сильного британского клуба «ЛестерСити», который смог выиграть Английскую премьер-лигу. Кроме того, здесь уж точно поменьше коллективных и продюсерских амбиций (то есть собрать по максимуму денег и стать главным российским фильмом в новейшей истории) и побольше амбиций личных, то есть Данилы Козловского. Более того, в этой картине совершенно невозможно отделить героя от его создателя: Столешников — это и есть Козловский, и вот почему.
Во-первых, о том, что роль футбольного тренера для него была ролью мечты, Козловский сам заявлял неоднократно. Видимо, к ней он шел уже довольно давно, потому что одной из первых его работ в кино был образ как раз таки футбольного игрока, которого он изобразил в картине Алексея Германа — младшего «Garpastum».
Кадр из фильма «Тренер»
© filmpro.ru
Во-вторых, тот факт, что Козловский в случае собственного режиссерского дебюта (а никакого другого постановочного опыта у Данилы не наблюдается) решился взвалить на себя главную роль, о многом говорит. Для него это чуть больше, чем просто роль, он же сам фактически главный игрок в стране, лучший и уж точно самый известный форвард отечественной кинематографии. Значит, можно предположить, что «Тренер» — это его публичный самопсихоанализ, обезоруживающе честный и откровенный.
Итак, вернемся в начало. Столешников — чрезвычайно уверенный в себе футболист, считающий себя главным в сборной, но самолюбие его и губит, и в результате он находит для себя спасение именно в том, с чего он когда-то начинал, — в самом футболе, и играть в него оказывается все так же классно. Причем Козловский благодаря «Тренеру», очевидно, прошел тот же путь.
Нет, допустим, футбольные сцены далеко не так изысканно сняты в технологическом плане, как в «Движении вверх»: оператор злоупотребляет рапидами, и эти бесконечно медленные удары в небеса к какому-то моменту страшно надоедают. Допустим, что Козловский-сценарист пока решает сюжетные проблемы слишком прямолинейно: Столешников просто ходит по всему городу и докапывается до каждого встречного-поперечного — например, до врача-травматолога (Ольга Зуева, девушка Козловского в реальной жизни, да и по сюжету, разумеется, в стороне не останется), повара команды или предводителя ультрас.
Кадр из фильма «Тренер»
© filmpro.ru
Но кстати, даже для экранных фанатов клуба «Метеор» у режиссера была своя концепция. Козловский говорил, что для него это такие футбольные фанаты будущего: нетоксичные, неопасные болельщики, готовые на коллективную консолидацию позитивной энергии во имя родной команды. И местные ультрас действительно проходят собственный путь от ненависти обратно к любви к клубу. Этот путь венчается выдающейся сценой, где разукрашенные в командные цвета фанаты идут по Новороссийску и поют: «Я уплываю, и время несет меня с края на край».
С другой стороны, это же и есть та самая борьба с собственными амбициями, с внутренними демонами, которую декларирует Козловский. Да, это не фильм века, это не шедевр Бергмана — Тарковского, так же как и выдуманная команда «Метеор» — ни одним местом не «Манчестер Юнайтед». «Тренер» — это развлекательное, понятное, потребительское российское кино, которого так жаждут кинотеатры, чтобы побольше заработать, благодаря которому растет доля отечественного кино в сравнении со всем остальным.
Более того, здесь даже можно углядеть некую глобальную жанровую идею: в контексте спортивной драмы «Тренер» заменяет некий почти что военный подвиг, где команде спортсменов предлагается любой ценой одолеть на поле врага, на победу радостных энтузиастов, которые не претендовали ни на какие награды, но все равно смогли выиграть просто потому, что они классные.
Главная движущая сила в «Тренере» — патриотизм местечковый и районный. С чего начинается Родина, если не с картинки в твоем букваре? Разумеется, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе и болеющих за ту же местную футбольную команду, которая просто играет, как умеет, в свое удовольствие.
В кино с 19 апреля.
Егор Беликов
Фильм «Тренер» 2018: Данилу Козловского могла вдохновить история наставника свердловских футболистов
Комсомольская правда
ЗвездыКультураКультура: кино
Владимир КРУГЛОВ
19 апреля 2018 16:52
«Комсомолка» посмотрела фильм «Тренер» и сравнила с жизнью Виктора Марьенко. В конце 50-х карьеры футболист блистал в московском «Торпедо», но, забив гол в свои ворота, закончил карьеру, как и персонаж Козловского
Уральцы уверены, что сюжет фильма «Тренер» Данила Козловский подсмотрел из жизни Виктора Марьенко. Фото: архив клуба «Торпедо»/трейлер фильма «Тренер»
Фильм «Тренер» 2018 года новоиспеченного режиссера Данилы Козловского еще не вышел на экраны, а уже попал в эпицентр скандала. Ленту не ругал разве что ленивый. Критики цеплялись и за банальность сюжета. Мол, где это видано, чтоб футболист не забил решающий пенальти, а потом стал тренером и привел команду к победе? И за излишки пафоса в картине. Подключились даже те, кто и вовсе «не переваривает» российский футбол. В общем, бедному Козловскому досталось по всем фронтам… А между тем сценарий Данила взял не с потолка. Многие старожилы уральского футбола узнали в сюжете «Тренера» историю, которая на самом деле произошла в свердловском спорте в 50-60-е годы с тренером Виктором Марьенко.
РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ
Главный герой фильма — Юрий Столешников играет за сборную России. В решающем матче (что он решает, неясно), счет неутешительный, зато близок к реальности: 0:1 в пользу сборной Румынии. За 15 минут до конца второго тайма Столешников зарабатывает пенальти, драматично падая на газон. Бить собирается сам.
В момент истины болельщики на трибунах затихают. Столешников бьет! И… мяч попадает прямо в руки вратарю. Какая трагедия, отыграть гол с игры не получается, трибуны освистывают неудачника, и он затевает в драку с арбитром и болельщиками. Его карьера в одночасье рушится…
В реальной жизни молодой Виктор Марьенко играл за московский клуб «Торпедо». Автозаводцы тогда были среди фаворитов, став в 1957 году вице-чемпионами СССР. Футболисты купались в славе (а не в деньгах, как современные). Марьенко, за его несгибаемый характер, хвалили журналисты. А одноклубники дали кличку – «Железный Боцман».
— «И ничем его не согнешь! Как железный играет! — восхвалял новичка «Советский спорт». — Они справа, Марьенко тут, передача на левый фланг, а он и сюда успел ногу подставить!».
Но в матче против «Спартака» — сильнейшего клуба страны, «Боцман» допустил роковую ошибку. Встреча проходила 1 августа 1958 года. Вплоть до второго тайма счет был равный 2:2. Как и в фильме Козловского, в атаку шел «Спартак». Но «Торпедо» удалось отразить нападение на штрафную и с мячом оказался Марьенко.
В итоге, спустя много лет, Марьенко смог вывести «Уралмаш» в чемпионат СССР.
— Внезапно Виктор Марьенко решает отдать пас своему же вратарю Альберту Денисенко. Голкипер в этот момент отвлекся попить водички. И мяч подло пересек черту. Счет стал 2:3 в пользу «Спартака». Это и решило исход встречи, — писал на страницах «Советского спорта» журналист Алексей Леонтьев.
УЕХАЛИ В ПРОВИНЦИЮ
Разочарованный собственной неудачей Столешников в фильме уезжает в провинцию, где получает должность тренера бездарной команды «Метеор». Стадион у команды небольшой, болельщиков – полтора землекопа. Сами футболисты здесь деморализованы, и уверены, что их уже «слили» из национальной лиги (второй дивизион).
— А зачем нам играть? Это наш последний сезон, отбегаем и назад в любительскую лигу, — дерзко говорит нападающий в фильме новоиспеченному тренеру. – Ты нас не трогай, а мы вас не сольем.
После фееричного провала в фильме тренер возвращается со своей командой. В жизни Виктор Марьенко устроил тоже самое. Фото: кадр из фильма
Киношный тренер уехал из столицы спустя два года после своего «позора». Виктор Марьенко после курьезного автогола играл в клубе еще два года. А после (поиграв немного в Харькове) решил завершить карьеру и тренировать. Пройдя через тренерство ярославского «Шинника». Марьенко возглавил «Торпедо», сделал его во второй раз в истории клуба чемпионом страны и впервые в истории Советского Союза вывел в Кубок европейских чемпионов. Футбольные старожилы помнят те матчи 1966 года с итальянским «Интернационале»
А уже после этого дебюта, Марьенко уехал в провинцию, где взял под крыло «Уралмаш», который боролся тогда за жизнь на самом дне последнего дивизиона страны.
ПОДХОД К КАЖДОМУ ПОДОПЕЧНОМУ
В «Тренере» Столешников приезжает в Новороссийск, и тут же удивляет новых подопечных своей проницательностью.
— Рафаэль Хамиджанов, женат, есть две дочки, взрывной, — описывает едва знакомого нападающего Столешников.
А в середине картины, когда команда вовсю готовится к борьбе за жизнь в лиге, Столешников, вместо тренировок, отбирает у всех мяч.
— Штраф тысяча тому, кто к нему прикоснется, — говорит строгий наставник.
А сам садится за…бумажки. Изучает характеры своих подопечных, ругается, что продали опытных игроков, и сам ищет, кем бы усилить команду. В итоге находит. Тем временем футболисты, соскучившись по мячу, нарушают запрет и начинают играть так, как никогда.
Уже свердловский тренер Виктор Марьенко тоже удивляет команду странной методикой обучения. Прибыв на Урал он сперва изучил игроков, их семью, физические данные. А после засел за пособия и книги.
— Я из тех тренеров, которые считают, что стержень команды, ее ось всегда лежит не поперек поля, а вдоль. Надо создавать эту ось заново, — задумчиво говорил «Боцман» и заставлял всех играть по 5-6 часов в день, оттачивая длинные пасы.
ОСОБАЯ ТАКТИКА ТРЕНИРОВОК
Данила Козловский, то есть, конечно, его герой Столешников, весь фильм находит индивидуальный подход к своим футболистам. В картине есть некий нападающий Зуев. Талантливый молодой парень, отлично справляется, но до жути боится единоборств. То есть, буквально, падает перед подкатом соперника, чтобы лишний раз не травмироваться. И Столешников пытается его сначала уговорить.
Персонаж Козловского также, как и Виктор Марьенко переезжает в провинцию, чтобы начать карьеру тренера бездарной командыФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
— Чего ты боишься-то? Ты все можешь, это просто игра. Выходи и играй! – говорит Столешников напуганному Зуеву фразу, которую тому в свою очередь говорил отец.
Но молодой форвард все равно боялся так, что у него начинали трястись коленки. Убедить его удалось только к концу фильма, в финале Кубка России, когда провинциальный «Метеор» сражался за чемпионство.
«Железный Боцман» в «Уралмаше» усмотрел явного лидера – Евгения Сесюнина. Тот всегда рвался в штрафную в качестве центрального нападающего. Тренер же решил, что ему лучше стать полузащитником.
— Сесюнин был вспыльчивый и упертый. Постоянно ругался с новоиспеченным тренером. Не принимал новую роль. Но Марьенко настоял. И пообвыкнув, Сесюнин заиграл в полную силу, став опорным полузащитником, выдавай порой такие комбинации, каких он не сделал бы в нападении, — писал тогда Алексей Леонтьев в «Совспорте».
КОМАНДЫ ВЫШЛИ В ЧЕМПИОНАТ
По фильму провинциальный «Метеор» вырывает победу и становится обладателем Кубка России. Марьенко на Урале сделал тоже самое. Только здесь все куда прозаичнее.
«Уралмаш» в конце 60-х получил право играть в дивизионе «А», в который до этого не дотягивали. Еще через год уральцы оказались в первой строчке и получили право ехать в Сочи на финал дивизионов. За победу сражались «Судостроитель» (Николаев), «Иртыш» (Омск), «Карпаты» (Львов) и «Уралмаш».
— Наша команда в этом «Финале четырех» одержала верх в матче с «Судостроителем» (3:1), — рассказывают в футбольном клубе «Урал». — Два других матча были сыграны вничью 1-1. Но у конкурентов дела были еще хуже. Поэтому надежда была на «Иртыш». Если бы омичи сыграли вничью с «Судостроителем», «Урал» был бы в высшей лиге. Но «Иртыш» растерзал конкурентов в финальном матче. И мы впервые вышли в чемпионат СССР! Для этого «Уралмашу» пришлось победить 84 команды.
В истории «Урала» это достижение так никто и не повторил. Фото: архив клуба «Урал»
В истории клуба «Урал», это высшее достижение, которое пока никто повторить так и не смог!
Кстати, прямо перед титрами зрителю показывают сцену, как «Метеор» играет с лондонским «Челси», что само по себе выглядит забавно. А персонажа Козловского зовут тренировать «Спартак», в котором он когда-то и играл.
В реальной жизни, Марьенко уже выводил свой клуб в Европу — тот самый матч против «Интера».
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Екатеринбургский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», ул. Мамина-Сибиряка, 52, оф.302, Екатеринбург, ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 620075, контактный телефон: +7 (343) 237-25-51.E-mail: [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Trener (2018) — IMDb
- Awards
- 1 nomination
Photos7
Top cast
Danila Kozlovskiy
- Yuriy Stoleshnikov
Andrey Smolyakov
- Otets Yuriya Stoleshnikova
Vladimir Ilin
- Бергер
Оля Зуева
Ирина Горбачева
Виктор Вержбицкий
Виталий Андреев
Олег Андросов
Vilen Babichev
Dmitriy Chebotarev
- Masyanya
Alan Gatagov
- Petrovskiy
Igor Gordin
- Prezident Spartaka
Aleksandr Ilin
- Mekhanik
Askar Ilyasov
Egor Kelli
- Бандит
Хатаженков Владислав
Костерин Игорь
- Тренер
Ковалев Александр
- Trener
- Danila Kozlovskiy
- Sergey Chetverukhin
- Danila Kozlovskiy
- Andrey Zolotarev
- All cast & crew
- Production, box office & more at IMDbPro
More вот так
Легенда №17
Три секунды
Летный экипаж
Бездушный
Аритмия
В капюшоне
No Escapes
Sulless 2
Metro
Операция ‘Y’ и другие приключения Shurik
Salyut-7
Ivan Vasilyevich меняет свою профессию
.
обзор5/
10
пройти проверку
60/100 фильм спортивного вдохновения, наконец, не изменил судьбу пенальти ложкой пенальти, к сожалению
helpful•1
1
- yoggwork
- Feb 18, 2019
Details
- Release date
- April 19, 2018 (Russia)
- Russia
- Russian
- Также известен как
- Тренер
- Производственные компании
- Кинослово
- Студия Трайт
- Д. К. Развлечения
- См. больше кредитов компании на IMDbPro
кассовые сборы
Технические спецификации
2 часа 18 минут
Связанные новости
Внесите на эту страницу
Предложите Edit или добавить содержимое
Top Gap
на What Native Lost Content
. (2018) официально выпущен в Канаде на английском языке?
Ответить
Фотографии Данилы Козловского и фотографии премиум-класса в высоком разрешении
- ТВОРЧЕСТВО
- ОТ РЕДАКЦИИ
- ВИДЕО
Best match
Newest
Oldest
Most popular
Any dateLast 24 hoursLast 48 hoursLast 72 hoursLast 7 daysLast 30 daysLast 12 monthsCustom date range
Royalty-free
Rights-managed
RF and RM