Эвенки (тунгусы) — происхождение народа, где и как живут, фото
Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми.
Название
До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:
- килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») — китайцы;
- орочнун — маньчжуры;
- хамнеган — монголы;
- тонгус — татары.
Где живут
До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».
С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:
- Север — Северный Ледовитый Океан.
- Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
- Восток — Охотское море.
- Запад — река Енисей.
Численность
Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:
- Якутия — 18 232 чел.
- Красноярский край — 4 632 чел.
- Хабаровский край — 4 533 чел.
- Бурятия — 2 334 чел.
- Амурская обл. — 1 501 чел.
- Забайкальский край — 1492 чел.
- Иркутская обл. — 1 431 чел.
Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:
- Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
- Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.
Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:
- В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
- В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.
Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.
Язык
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:
- положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
- смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
- чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
- находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.
История
Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ.
В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков.
К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек.
Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.
Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.
Внешность и характер
Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:
- Байкальский.
- Катангский.
- Центрально-азиатский.
Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:
- средний рост;
- непропорциональное телосложение;
- округлая форма лица;
- широкие дугообразные брови;
- узкие темно-коричневые глаза;
- широкий плоский лоб;
- выдающиеся скулы;
- заостренный подбородок;
- широкий рот;
- черные жесткие волосы;
- слабая растительность на лице и теле.
Этнографы, исследователи, пришедшие в регион казаки отмечали у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью добродушие, добросердечие, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. Согласно заметкам исследователей, «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса».
Одежда
Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.
Семейный уклад
Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:
- Олени (от 2 до 15).
- Отработка в семье невесты.
- Обмен сестрами между двумя семьями.
Женщины
Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.
Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.
Жилище
Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.
Жизнь
Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:
- Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
- Охотников-оленеводов.
- Оседлых скотоводов.
Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.
Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.
Религия
Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:
- Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
- Средний — земной, где живут люди и духи.
- Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.
Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.
Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.
Традиции
Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».
Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.
К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.
Видео
этнос, описание с фото, быт, история, новое название, обычаи и традиционные занятия
Разнообразие народностей просто поражает. Все меньше и меньше становится представителей тех или иных самобытных племен. Об этносе большинства старинных народов сейчас можно узнать только из исторических книг или редких фото. Национальность тунгусов также практически забыта, хотя эти люди до сих пор населяют довольно обширное пространство Сибири и Дальнего Востока.
Кто это?
Для многих станет открытием то, что тунгусы — это прежнее название народа эвенки, которые на данный момент являются одним из самых многочисленных на Крайнем Севере. Именно тунгусами назывались они еще с первого века до нашей эры вплоть до 1931 года, когда советская власть решила переименовать народность. Слово «тунгус» происходит от якутского «тонг усс», что означает «мерзлый, мороженый род». Эвенки – это китайское название, производное от «эвенке су».
На данный момент численность национальности тунгусов составляет около 39 тысяч человек на территории России, столько же на территории Китая и еще приблизительно 30 тысяч на территории Монголии, что дает понять: этот народ довольно многочисленный, несмотря на особенности его существования.
Как выглядит этот народ (фото)
Тунгусы в общей массе довольно неказистые: их фигура непропорциональна, как бы придавлена к земле, рост средний. Кожа обычно темная, коричневатого оттенка, но при этом мягкая. Лицо имеет заостренные черты: впалые щеки, но высокие скулы, мелкие, плотно стоящие зубы и широкий рот с большими губами. Волосы темного цвета: от темно-коричневого до черного, жесткие, но тонкие. Как женщины, так и мужчины заплетают их в две косы, реже – в одну, хотя не все мужчины отращивают длинные волосы. У мужской части народа после тридцати лет вырастает редкая борода и тонкая полоска усов.
Вся внешность тунгусов довольно четко передает их характер: резковатый, настороженный и упрямый до крайностей. При этом все, кто встречался с ними, утверждают, что эвенки довольно гостеприимные и щедрые, не в их правилах слишком переживать за будущее, они живут одним днем. Большим позором среди тунгусов считается болтливость: таких людей они открыто презирают и обходят стороной. Также среди народностей тунгусов не принято здороваться и прощаться, только перед иностранцами он снимают головной убор, делая легкий поклон, и тотчас одевают его на голову, возвращаясь к привычному сдержанному поведению. Несмотря на все трудности существования, эвенки в среднем живут 70-80 лет, иногда даже сто, и практически до конца дней сохраняют активный образ жизни (если болезнь не подкашивает их).
Где проживают тунгусы?
Несмотря на то что численность эвенков небольшая по сравнению с другими национальностями, места их проживания довольно обширны и занимают все пространство Дальнего Востока от Крайнего Севера до середины Китая. Чтобы более точно представить, где живет народ тунгусов, можно обозначить такие территории:
- В России: Якутская область, а также Красноярский край, весь бассейн Байкала, Бурятия. Небольшие поселения имеются на Урале, Поволжском округе и даже Северо-Кавказском округе. То есть большая часть Сибири (Западной, Центральной и Восточной) имеет на своих территориях поселения, где жили тунгусы.
- Эвенкийский автономный хошун, который частично находится на территории Монголии и немного в Китае (провинции Хэйлунцзян и Ляонин).
- Селенгинский аймак на территории Монголии имеет в своем составе хамниганов – группу тунгусского происхождения, но смешавшую свой язык и традиции с монгольской культурой. Традиционно тунгусы никогда не строят больших поселений, предпочитая небольшие – не более двухсот человек.
Особенности быта
Где живут тунгусы, вроде понятно, но какой у них был быт? Как правило, вся деятельность была разделена на мужскую и женскую, и крайне редко кто-то выполняет «не свою» работу. Мужчины, помимо скотоводства, охоты и рыбалки, изготавливали изделия из дерева, железа и кости, украшали их резьбой, а также лодки и нарты (сани для зимней езды по снегу). Женщины готовили пищу, воспитывали детей, а также выделывали шкуры, шили из них великолепные предметы одежды и быта. Также они умело сшивали бересту, изготавливая из нее не только предметы обихода, но и детали для чума, который являлся основным домом для кочующих семей.
Оседлые эвенки все больше перенимали привычек от русских: возделывали огороды, заводили коров, а кочующие племена тунгусов продолжали придерживаться старых традиций: питались в основном мясом оленей (иногда коней), диких животных и птиц, убитых на охоте, а также всевозможными грибами и ягодами, которые в изобилии растут в местах их обитания.
Основной род занятий
Нация тунгусов условно разделяется на несколько групп исходя из образа жизни:
- Оленеводы-кочевники, которых считают истинными представителями своей народности. Они не имеют своих стабильных поселений, предпочитая кочевать, как это делали многие поколения их предков: некоторые семьи за один год преодолевали верхом на оленях расстояние в тысячу километров, следуя за выпасом своего стада, которые являлись основным способом пропитания наряду с охотой и рыбалкой. Их жизненная позиция довольно проста: «Мои предки кочевали по тайге, и я должен так делать. Счастье можно найти только в пути». И ничто не в силах изменить это мировоззрение: ни голод, ни болезни, ни лишения. На охоту тунгусы обычно ходили по два-три человека, используя в качестве оружия рогатины, копья (на большого зверя вроде медведя или лося), а также луки со стрелами и всевозможные капканы и ловушки для мелких зверей (чаще пушных).
- Оседлые оленеводы: в самом большом количестве они проживают в районе реки Лена и Енисей. В основном этот вариант бытия произошел из-за многочисленных смешанных браков, когда тунгусы брали в жен русских женщин. Их образ жизни летом кочевой: они пасут оленей, иногда добавляя в стадо коров или лошадей, а зимуют в домах, которыми управляют женщины во время кочевания мужчин. Также в зимнее время эвенки промышляют пушным зверем, вырезают из дерева потрясающие изделия, а также изготовляют из кожи различные предметы быта и одежды.
- Береговые эвенки считаются угасающей группой, так уже не занимаются активно оленеводством и при этом не пытаются использовать технологические новинки цивилизации. Их быт в основном вращается вокруг рыболовства, сбора ягод и грибов, иногда земледелия и охоты на мелких зверей, чаще пушных, шкурки которых они обменивают на жизненно-необходимые вещи: спички, сахар, соль и хлеб. Именно в этой группе самый высокий процент смертей от алкоголизма в силу того, что эти тунгусы не смогли найти себя в современном обществе из-за большой привязанности к традициям предков.
Свадебные обычаи
У эвенков еще в прошлом веке повсеместно практиковался интересный предбрачный обычай: если мужчине нравится некая женщина, и он хочет высказать свое расположение, он приходит к ней со словами: «Я замерз». Это означает, что она должна предоставить ему свою постель для согрева, но только дважды. Если же он и в третий раз придет с такими словами – это уже прямой намек на свадьбу, и его откровенно начинают выпытывать, определяют размер калыма для невесты и обсуждают прочие свадебные тонкости. Если же мужчина не изъявляет желание жениться, то его очень настойчиво проводят к двери, запрещая больше появляться у этой женщины. Если же он противится, то вполне могут пустить стрелу по нему: национальность тунгусов славится своим умением убеждать наглецов.
Калым обычно состоит из стада оленей (около 15 голов), многочисленных шкурок соболей, песцов и прочих ценных зверей, также могут запросить еще и деньги. По этой причине самые красивые тунгусские девушки всегда были у богатых, а малоимущие довольствовались теми, кто не просил слишком большой выкуп за свою некрасивую дочь. Кстати, брачный договор всегда составлялся от лица отца девушки, сама она не имела права выбора. Бывало так, что в возрасте восьми лет девочка в семье уже была помолвлена с каким-то взрослым мужчиной, который уже уплатил калым и ждал ее полового созревания. Также среди эвенков обширно распространено многоженство, только муж обязан обеспечивать всех своих женщин, а значит, должен быть богатым.
Вероисповедание
Народ тунгусов изначально придерживался шаманизма, на территории Китая и Монголии иногда исповедовали тибетский буддизм, и только в последние несколько десятилетий стали появляться христиане-эвенки. Шаманизм до сих пор массово распространен по всей территории: люди поклоняются различным духам и лечат болезни с помощью заговоров и шаманских плясок. В особом почете у тунгусов Дух тайги, которого они изображают в виде седовласого старика с длинной бородой, который является хранителем и хозяином леса. Среди местных жителей ходит множество историй о том, что некто видел этого Духа во время охоты верхом на большом тигре и обязательно в сопровождении огромной собаки. Для того чтобы охота была удачной, эвенки изображают лицо этого божества, используя своеобразный рисунок в виде насечек на коре особого дерева и приносят в жертву часть только убитого зверя либо кашу из крупы (смотря, что имеется). Если охота не удалась – Дух тайги гневается и уводит всю дичь подальше, поэтому его почитают и всегда уважительно ведут себя в лесу.
На самом деле среди тунгусов вера в духов была очень сильна: они истово верят, что различные духи могут вселяться в людей, животных, жилища и даже предметы, поэтому различные ритуалы, связанные с изгнанием этих сущностей, были повсеместно распространены и практикуются среди некоторых жителей до наших дней.
Поверья, связанные со смертью
Народ тунгусов верит, что после смерти душа человека попадает в загробный мир, а те души, кто туда не добрался из-за неправильных ритуалов погребения, становятся привидениями и злыми духами, которые насылают порчу на родственников, болезни и различные неприятности. Поэтому обряд похорон имеет несколько важных моментов:
- Когда умирает муж, то жена должна сразу же отрезать свою косу и положить в гроб мужу. Если же муж очень любил свою женщину, то он также может отрезать свои волосы и положить ей под левую руку: по поверью, это поможет им встретиться в загробном мире.
- Все тело умершего обмазывают кровью свежезарезанного оленя, дают ей подсохнуть, а затем одевают в лучшие одежды. Рядом с его телом располагают все его личные вещи: охотничий нож и все остальное оружие, кружка или котелок, которые он брал с собой на охоту, или оленьи перегоны. Если умирала женщина, то это были все ее личные вещи, вплоть до лоскутка ткани, — ничего не оставалось, чтобы не навлечь гнев духа.
- Выстраивают специальный помост на четырех столбах, который называется Geramcki, обычно он высотой около двух метров над землей. Именно на этом помосте и располагают покойника с его вещами. Под помостом разводят небольшой огонь, на котором коптят жир и сало оленя, а также варят его мясо, которое делится между всеми и съедается с громкими причитаниями и слезами по умершему. Потом помост плотно упаковывают шкурами животных, прочно забивают досками, что ни в коем случае до трупа не добрались дикие животные и не съели его. По преданиям, если это случится, то разгневанная душа человека никогда не обретет покоя, а все, кто нес покойного на помост, умрут на охоте, разорванные зверями.
Окончание ритуала
Ровно через год проводится последний обряд поминок: выбирается гнилое дерево, из ствола которого вырезается образ покойного, одевают его в хорошие одежды и ставят на постель. Далее приглашают всех соседей, родственников и тех, кто был знаком с умершим. Каждый приглашенный человек из народа тунгусов должен принести лакомство, которое предлагают образу из дерева. Затем снова отваривается мясо оленя и предлагается всем, особенно изображению покойника. Приглашается шаман, который начинает свои таинственные обряды, в конце которых он выносит чучело на улицу и кидает как можно дальше (иногда его подвешивают на дереве). После этого о покойном никогда не упоминается, считая, что он успешно достиг загробного мира.
Это интересно!
Даже такой малознакомый для большинства народ тунгусы имеет в своей истории множество важных моментов, которыми гордится:
- Очень добрые и миролюбивые тунгусы во время становления советской власти в 1924-1925 годах массово взялись за оружие, чтобы защитить свои территории: все совершеннолетние мужчины вплоть до семидесяти лет встали плечом к плечу против кровавого террора Красной армии. Это беспрецедентный случай в истории народа, славящегося своим добродушием.
- За все многовековое существование тунгусской народности на территории их проживания не исчез ни один вид флоры и фауны, что говорит о том, что эвенки живут в гармонии с природой.
- Как парадокс: под угрозой исчезновения сейчас находятся именно тунгусы, ведь их численность стремительно идет вниз. Во многих округах их проживания рождаемость вдвое ниже, чем смертность, потому что этот народ как никто другой почитает свои древние традиции, ни на шаг от них не отступая ни при каких обстоятельствах.
Непростая жизнь народа Эвенки (36 фото) » Триникси
Фотопроект литовского фотографа Жильвинаса Василяускаса позволяет пролить свет на жизнь людей из бывшего автономного округа Эвенкия, где в непростых климатических условиях живут закаленные и трудолюбивые представители одного из многочисленных северных народов.Плотность населения в этих землях — один человек на 50 км², одна из самых низких в мире
В Эвенкии зима — самый продолжительный и холодный сезон
Дикие олени мигрируют из страны, но потом возвращаются — каждый раз в одно и то же место.
Один из главных промыслов здесь — охота на оленей
Один олень — это 50–70 кг мяса. А олений язык — местный деликатес.
Популяция диких оленей составляет примерно 1 млн особей
Вес волка может доходить до 80 кг
Плато Путорана охватывает большую часть территории Эвенкии. На местном языке Путорана означает «плоская, как стол»
Работа на холоде требует большой подготовки. Каждый шаг должен быть просчитан
Каждая прорубленная дыра во льду — это час интенсивной работы
Экологически чистый ужин. Этот таймень, представитель самого крупного рода в семействе лососевых, мог бы дорасти до 2 м в длину и стать чьим-то желанным уловом
Большинство охотников имеют отдельные домики в той области, где они охотятся
Каждый домик площадью около 30 м² оснащен печкой
Лабас — так называется хижина, построенная на сваях. Сделано это для того, чтобы в дом не могли забраться дикие животные
Наиболее ценная часть оленьей шкуры — мех с его ног, он называется камус и продается по $10 за штуку
Вертолет Ми-8 совершает полеты раз в две недели — это единственный способ выбраться из поселения
Олег Тимофеевич — последний, живущий на озере Дипкун. Когда их дети были маленькими, Олег жил со своей женой Катериной. Однако, когда они достигли школьного возраста, Катерина переехала в столицу Эвенкии — Туру, чтобы они могли посещать школу
Деревня Чиринда. Ближайшая большая дорога проходит в 1000 км отсюда
Спиридон и его младшая сестра Алина. 12-летний мальчик глухонемой, он не ходит в школу и играет, как правило, один или с собакой
Александр, бывший художник, сейчас — смотритель АЗС. Александр получил сильное обморожение рук и потерял все пальцы, но ему приходится работать, так как дома его ждут шестеро детей
Вода, которой тушили пожар, сковала дом в Туре. Это обычное явление в условиях суровой зимы
В полярную ночь северное сияние становится дополнительным источником света
Охотникам часто приходится ездить на дальние расстояния, порой более чем за 100 км от дома
В самые холодные месяцы года — с ноября по май — в районе действует система зимников. Общая протяженность ледовых дорог и переправ в Эвенкии составляет около 4000 км
Трактор К-700, он же «Кировец», который давно снят с производства, до сих пор служит и выполняет функции грейдера благодаря импровизированному отвалу из старой гусеницы
Я не знаю другого народа, у которого большую часть года жизнь проходила бы так уединенно. Каждый чум сам по себе отправляется в лесную глушь, предаваясь охоте или рыбной ловле. Из этого обстоятельства у тунгусов развилось и первобытнейшего рода письмо, состоящее из знаков. Так, в лесу вы встречаете срубленное деревцо, в зарубке которого торчит стрела концом вниз. Это значит: я расставляю луки поблизости. Если стрела смотрит вкось кверху, то охотник ушел далеко. Ветка от куста, втиснутая таким же образом, указывает на присутствие охотника на близком расстоянии. Положенный через след сучок запрещает идти дальше по этому направлению; чурбан, положенный на таком месте, где прежде находился вход в чум, не позволяет или не советует устраивать туг чум. Лошадиная голова, нарисованная на снятой с дерева коре, предлагает искать лошадь, пропавшую на месте привала. В случае болезни или погибели кормильца, иное семейство беспомощно погибает от голода. Разговор с тунгусами, мимоходом, касается того или другого случая подобного рода, как будто это так и должно быть. Находят скелеты или замечают, что недостает знакомых: все они погибли бесследно. Я встретил три совершенно обедневших тунгусских семейства. У одного из них был всего один северный олень, у другого три, а у третьего их вовсе не было. Эти три семейства соединились между собою, чтобы помогать друг другу. Как ни уединенно тунгус живет в своей глуши, все-таки он очень подвижен. Не повезет ему в одном месте, он отправляется в другое, и движется все дальше и дальше, так что постепенно, большею частью весьма небольшими переходами, посещает самые отдаленные местности и сходится с самыми разнообразными соседями. Жизнь тунгуса представляет поразительную смесь кочевки с оседлостью. Он не упускает случая в течение года побывать в местах, отстоящих одно от другого на более, чем тысячу и даже две тысячи верст, тут занимаясь ловлей рыбы, там охотясь на лучших соболей. Но с другой стороны, он любит также постоянно возвращаться на зиму в те же места, где он ведет свои засеки, расставляет ловушки, устраивает ямы. «Коренные жители Сибири» |
Лица Сибири: потрясающие портреты якутов, ульчи и негидальцев (34 фото) | Екабу.ру
Рассказывает фотограф Александр Химушин:Девять лет назад я собрал рюкзак и отправился в путешествие по всему свету. С тех пор я побывал в 84 странах. В путешествии я понял, что самая удивительная часть мира — это люди.
Три года назад мне в голову пришла идея фотопроекта «Мир в лицах», который бы рассказал о красоте и разнообразии мира через портреты обычных людей. Особенно людей из тех далеких мест, где еще живы местные традиции и культура. С тех пор я сделал тысячи снимков во всем мире. Последние полгода я фотографировал людей из коренных народов Сибири.
Сибирь огромна: она почти в два раза больше Австралии, на 30% больше США, Канады или всей Европы. Это одна из последних неизведанных областей в мире. Конечно, все слышали, что Сибирь очень холодная и малообитаемая, но что мы знаем о людях, которые там живут?
За полгода я в одиночку преодолел 25 тысяч километров, чтобы побывать в отдаленных уголках Сибири: от Байкала до берегов Японского моря, от бескрайних степей Монголии до самого холодного места на земле — Якутии. И все это ради того, чтобы запечатлеть лица и традиции местных коренных жителей из разных народов. Здесь есть большие этнические группы, преобладающие в своих регионах, но в то же время многие народности находятся на грани исчезновения: вплоть до того, что в них осталось всего 100 человек. Внешний мир о них почти ничего не знает.
Якутка (самоназвание — саха).
Эвенкийская девочка с северным оленем.
Ульчийка (самоназвание — нани).
Ульчийка.
Эвен (до 1931 года народ называли тунгусами).
Девочка из народа ороки (самоназвание — уйльта).
Якутка.
Эвенка.
Нивх.
Бурятка.
Сойотская девушка.
Эвенка.
Негидалка (самоназвание — элькан бэйэнин, то есть «местные люди»).
Тазка.
Айн.
Бурятская шаманка.
Шэнэхэнская бурятка.
Эвенка с ребенком.
Русскоустьинка.
Чукчанка (самоназвание — лыгъоравэтльат).
Орочон.
Нанайка.
Ульчи.
Бурят.
Эвен.
Орочанка.
Юкагирка.
Семейская женщина.
Удэгеец.
Удэгейская шаманка.
Тофалар (прежнее название — карагасы, самоназвание — тоъфа).
Тувинец.
Якутский шаман.
Долганка.
Бурятский монах школы Гелугпа.
Источник: Bored Panda
Самые красивые женщины тюркских народов
Тюркоязычные женщины обладают шармом, выразительными чертами лица и грациозностью. Предлагаем вам взглянуть на список самых красивых женщин 19 тюркских народов. Народы в списке расположены по алфавиту.
1. Самая красивая азербайджанка — певица и актриса Гугуш / Googoosh (настоящее имя — Феиге Атешин). Родилась 5 мая 1950 года в Тегеране (Иран), в семье азербайджанцев. После исламской революции в Иране в 1979 году ее выступления в стране были запрещены. Сейчас Гугуш живет в пригороде Лос-Анджелеса.
2. Самая красивая алтайка — Джамиля Асасырова (родилась 3 октября 1988 года). Финалистка конкурса Miss Asia Moscow 2013 (победила в номинации «Мисс Обаяние»). Сейчас работает редактором на «Первом канале» в Москве. Рост — 167 сантиметров, параметры фигуры — 83-72-91. Страница «ВКонтакте».
3. Самая красивая балкарка — певица Лилия Шаулухова.
4. Самая красивая башкирка — Ляйсан Утяшева (родилась 28 июня 1985 года, поселок Раевский, Башкортостан). Российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике. После завершения спортивной карьеры — телеведущая (НТВ, НТВ +, «Россия-2»). Ляйсан не раз входила в число 100 самых красивых женщин планеты по версии журнала FHM. Официальный сайт.
5. Самая красивая гагаузка — молдавская модель Ксения Дели (родилась 27 октября 1989 года, бессарабка, Молдова). Рост — 170 сантиметров, параметры — 81-56-84.
6. Самая красивая казашка — Баян Есентаева (родилась 15 января 1974 года) — актриса, продюсер, телеведущая.
7. Самая красивая карачаевка — певица Алика Богатырева (родилась 18 декабря 1989 года, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт.
8. Самая красивая киргизка — Таттыбюбю Турсунбаева (12 июля 1944 — 21 декабря 1981) — советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Киргизской ССР.
9. Самая красивая крымская татарка — крымскотатарская певица Эльзара Баталова. Заслуженная артистка Украины, заслуженная артистка Автономной Республики Крым.
10. Самая красивая кумычка — Зоя Гасанова — автор и ведущая программы «Свадебный сезон» на дагестанском телевидении. Страница «ВКонтакте».
11. Самая красивая ногайка — Динара Эльгайтарова (родилась 25 марта 1985 года, Актау, Казахстан) — модель, участница 3-го сезона реалити-шоу «Топ-модель по-русски». Отец Динары — ногаец, мать — татарка. Рост — 176 сантиметров, параметры фигуры — 83-60-91. Страница «ВКонтакте».
12. Самая красивая татарка — Алсу (родилась 27 июня 1983 года) — певица, народная артистка Республики Татарстан. Девичья фамилия Алсу — Сафина, после замужества взяла фамилию мужа — Абрамова.
В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: «Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 году, но это — мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово, и рада представить альбом своим землякам — татарстанцам». Официальный сайт Алсу.
13. Самая красивая тувинка — Алдынай Ооржак — представительница Тывы на конкурсе Miss Asia Moscow 2013 (заняла третье место).
14. Самая красивая турчанка — Туба Бюйюкюстюн (Буйукустун) / Tuba Büyüküstün (родилась 5 июля 1982 года) — турецкая актриса и модель. Известна по сериалам «Под сенью лип», «Аси», «Разбивающая сердца».
15. Самая красивая туркменка — Сельби Таганова (родилась 17 апреля 1992 года) — блогер, дизайнер, фотограф, модель. Страница «ВКонтакте».
16. Самая красивая узбечка — Райхон Ганиева (род. 16 сентября 1978) — узбекская актриса и певица. Райхон — дочь известной актрисы Тамары Шакировой.
17. Самая красивая уйгурка — Mahire Emet / Mayire Ametjan (кит. 马依热·艾买提江) — танцовщица, актриса и певица, участница уйгурской группы Gul Yaru. Родилась 24 мая 1987 года в Урумчи (столица Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая). Рост — 173 сантиметра.
18. Самая красивая чувашка — модель Роза (Розалия) Муравьева. Русскоязычные источники сообщают, что она выиграла конкурс «Супермодель мира» / Supermodel of the World в 1998 году, в то время как в англоязычных источниках указывается, что Муравьева заняла тогда второе место, а выиграла англичанка Katie Burrell.
19. Самая красивая якутка — Полина Протодьяконова — «Мисс Виртуальная Якутия-2006», самая успешная якутская модель, востребованная в России и за рубежом. Рост — 178 сантиметров, параметры — 89-58-90. Страничка на сайте Facebook.
В мире на тюркских языках говорят более 30 народов, а общее количество говорящих на языках тюркской семьи достигает 200 миллионов человек.
Крупнейшими тюркоязычными народами являются турки (более 60 миллионов человек), азербайджанцы (до 40 миллионов), узбеки (более 30 миллионов). К числу тюркских народов принадлежали исчезнувшие ныне гунны, хазары, булгары, печенеги, половцы и другие.
Рейтинг составлен по итогам голосования на сайте top-antropos.com
Этнографическая экспедиция 1900-1901 гг. Часть 2: humus — LiveJournal
Этнографическая экспедиция 1900-1901 гг.
Семья казака из Среднеколымска, 1900
Дети коряков-охотников на морского зверя
Добыча огня по-корякски, 1900
Дом камчадала. 1901
Женщины коряков-охотников на морского зверя за работой, 1900
Жилище обрусевшего якута
Коряки в броне, с луком и стрелами. 1901
Коряки в деревянных церемониальных масках. 1901
Коряки в масках, 1901
Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900
Корякская шаманка с бубном
Корячка в травяной маске. 1900
Корячка рыбачит в проруби, около 1900
Корячки в травяных масках. 1900
Мужчины с оленями
Острова в заливе Кишига, 1897-1902
Пассажирские вагоны на ВСЖД, Хибины, 1901
Плот на плаву
Портрет тунгусского шамана с кожаным бубном, 1901
Портрет тунгусского шамана с кожаным бубном, 1901
Праздник Кумыса, Сибирь
Тунгус в расшитой бисером одежде, 1901
Тунгусы в праздничной одежде, 1901
Члены экспедиции, Анадырь,1895
Чукотский шаман
Эвенки танцуют
Юкагиры, 1900
Якутка в зимней одежде, 1901
Якутка шаманка. 1897-1902
Якутка, 1900