Гарланд Бриггс | Твин Пикс вики
Гарланд Бриггс
Garland Briggs
Другие имена
Архивариус
Дата смерти
2014
Происхождение
США
Род занятий
Офицер ВВС США
Исполнитель роли
Первое появление
Майор Гарланд Бриггс — офицер ВВС США. Его работа строго засекречена — он не рассказывает о ней даже родным, жене Бетти и сыну Бобби.
Переезд в Твин ПиксПравить
Бриггса перевели в Твин Пикс в 1982 году, куда он переехал вместе с семьей. Он получал приказы он Дугласа Милфорда.
После убийства Лоры ПалмерПравить
Вечером 23 февраля 1989 года Бриггс сидел в гостиной вместе с женой и читал вслух Книгу откровений. Пришла Лора, девушка Бобби. Лора спустилась в подвал, чтобы увидеть Бобби, а потом ушла. Майор заметил, что его сын закурил сигарету, и сказал ему потушить ее.
Майор Бриггс сидел на кухне, а Бетти массировала ему плечи. Позвонила Сара, мать Лоры, разыскивающая пропавшую дочь. Сара надеялась, что Лора с Бобби, но там ее не было. После известия о смерти Лоры Бриггсы приехали в офис шерифа давать показания. Бриггс пытался поддержать и понять сына, но не мог принять его бунтарского поведения.
Гарланд и его жена очень беспокоились о Бобби и советовались с психотерапевтом.
ИсчезновениеПравить
Путь в Черный Вигвам
twinpeaks.fandom.com
актеры «Твин Пикс» 25 лет спустя — Российская газета
Джоан Чен
Шанхайская американка Джоан Чен делит пьедестал «твинпиксовских» секс-символов с Шерелин Фенн (да и немудрено: в 92-м журнал People включил ее в полусотню самых красивых женщин планеты). Играет теневую femme fatale, коварную (хотя, с другой стороны, как посмотреть) вдову владельца пресловутой лесопилки Джози Пэккард, тихо охмурившую доверчивого шерифа Трумэна. Чен томно плывет по экрану, то и дело оттягивая на себя внимание кроваво-красными нарядами и помадой соответствующего цвета, вкрадчиво придыхает, мурчит, убийственно выглядит, делается одержимой злыми силами и, наконец, более чем вычурно покидает шоу. Что немаловажно — по собственной воле. В Твин Пикс ориентальная актриса пришла не с улицы, а из «Последнего императора» Бертолуччи и мощного футуристического «спортивного» боевика «Кровь героев» (The Blood of Heroes, 1989). Тем не менее, как и для большинства, именно «ТП» стал для китаянки взлетной полосой: «Небо и земля» Стоуна, «Смертельный союз» (где она опять вслед за «Кровью героев» сыграет с Хауэром), «Судья Дредд», малоприметный, но пользующийся секретным успехом сингапурский киберпанк «Аватар» (Cyber Wars, 2004), «Все божьи дети могут танцевать»… Более того, в 1998-м Чен пробует себя в режиссуре, для старта сняв трогательную «фестивальную» «Сосланную» (Xiu Xiu: The Sent Down Girl), а следом — слёзно знаменитую душераздирающую «раковую драму» «Осень в Нью-Йорке» (Autumn In New York, 2000), в которой печально умирающая Вайнона Райдер «на посошок» перевоспитывает великовозрастного бонвивана Ричарда Гира. Последняя на сегодня работа Чен — роль императрицы Чаби в сериале «Марко Поло». Кстати, что примечательно, в изначальном варианте сценария «ТП» персонаж Чен не значился, появившись лишь после того, как проект покинула Изабелла Росселлини.
Джек Нэнс
Наивный простофиля, рыбак, шахматист, подкаблучник и душа-человек Пит Мартелл произносит одну из ключевых, наиболее цитируемых фраз сериала: «Она мертва. Завернута в полиэтилен!» Ведь это именно он первым находит труп Лоры Палмер. После чего решительно заваривает в кофейнике рыбу, хлебосольно потчуя обескураженных гостей. Исполнитель роли Пита, театральный актер Марвин Джон «Джек» Нэнс играл редко, но, как говорится, метко. В основном — у Линча, начав с Генри Спенсера в индустриальном мороке «Голова-ластик», человека с вертикально стоящими волосами, словно испытывающего перманентный ужас. И дальше — «Дюна», «Синий бархат», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда». Соответственно, кроме «Человека-слона». Был Пит и в приквеле «ТП», «Огонь иди со мной», но при окончательном монтаже сцену с его участием «купировали». Печально, но Нэнса в кино мы больше не увидим: в 1996-м актера до смерти забили ночью в парке так и не найденные подонки, приняв пьяного Джека за бездомного.
Лара Флинн Бойл
Ещё одна сериальная принцесса, сыгравшая Донну Хейворт, лучшую подругу усопшей Лоры и, по совместительству, одного из наиболее правильных персонажей «ТП». Скромную школьницу, бессильно наблюдавшую, как Лора спускает свою жизнь в сток. И даже тот факт, что она и унылый бойфренд покойной (прямоугольный байкер Джеймс Хёрли) подозрительно быстро нашли утешение в объятиях друг друга, буквально когда труп Лоры еще как следует не остыл, не делает ее менее положительной. Снявшись до «Твин Пикса» в десятке мелких ролей (включая «Общество мёртвых поэтов» и третий «Полтергейст») и понимая, что Донна запустила ее на орбиту, Лара отказалась от предложения Линча сняться в «Твин Пикс: Огонь, иди со мной». С тем, чтобы не цепляться-де за образ, а двигаться дальше. В итоге артистка, действительно, сделала не блестящую, но на первых порах очень ровную карьеру. В том числе, чуть не уведя у Калисты Флокхард главную роль в ставшем страшно популярным комедийном процессуале «Элли Макбил». После, впрочем, получив другой сериал Дэвида Келли, создателя «Макбил», вполне себе звездную «Практику». Кроме того, в закромах Бойл вторые «Люди в чёрном», «Дорога на Веллвилл» Алана Паркера, скандальный, отдающий нездоровостью, роман с Джеком Николсоном, анорексия, многочисленные пластические операции и дюжина низкобюджетных картин под конец.
Дон Синклер Дэвис
Майор Гарленд Бриггс, участник секретного исследовательского проекта, папа непутевого сынка Бобби, под финал — внезапно одна из осей потаённой мифологии сериала и, к слову, очередной мостик между «Твин Пиксом» и X-Files. В последнем актер Дон Синклер Дэвис сыграл капитана Уильяма Скалли, отца Даны. Сложно поверить, но будущий «король эпизода» дебютировал в кино всего за пять лет до премьеры первой серии «ТП» в 1985-м году в микроэпизоде диснеевского «Путешествия Нэтти Ганна» (на съемочной площадке, между прочим, познакомившись с будущим Лиландом Палмером — Рэем Уайсом). Следом он «собрал» внушительную коллекцию жанровых картин и сериалов. В послужном списке Дэвиса — «Тёмная зона», «За гранью возможного», «Полтергейст», «Горец», «Сверхъестественное», «Скалолаз» со Сталлоне, «Воздушная тюрьма» с Кейджем, «6-й день» с Шварценеггером. При этом, будучи отставным капитаном (служил в Корее), часто играл военных. Горестно это говорить, но если третий сезон «ТП» все-таки — вопреки и назло — состоится, майора мы в нем тоже не увидим: Дэвис скончался от инфаркта в 2008-м году.
Майкл Джей Андерсон
Один из обитателей Черного вигвама, колченогий карлик, «Человек из другого места», злой дух, обитавший в руке обувного коммивояжера Филиппа, пока тот ее не отрезал. И, наконец, третья точка смычки «ТП» и «Секретных материалов» (обратите внимание на эпизод второго сезона Humbug — «Обман»). Определенно, самый странный и пугающий персонаж «Твин Пикса». Тот самый дьявол, который кроется в деталях. По понятной причине (акцентироваться на который было бы не особо, пожалуй, толерантно), Андерсон пользуется у специфических киноделов стабильным спросом. Четырежды поработав с Линчем (помимо сериала это были «Промышленная симфония No1», полнометражный «Твин Пикс» и «Малхолланд Драйв»), Майкл Джей сыграл лепрекона в «Зачарованных», Румпельштильцхена в одном из ответвлений «Стар Трека», карлика в «Маленьких пальчиках» (Tiptoes, 2003) и, наконец, одну из главных ролей в очередном культовом сериале, вполне могущем потягаться с «ТП» — фантасмагорическом «Карнавале» Даниэля Науфа. Закрытого на полуслове после второго сезона (из шести намеченных).
rg.ru
Твин Пикс: ответы на главные загадки самого мистического сериала
Этот сериал стал символом 1990-х. Его показывали по ТВ поздно вечером, когда реальность размывалась и приобретала черты сна. Именно в такие моменты странная вселенная Дэвида Линча легко просачивалась в головы зрителей, и мир уже никогда не был прежним.
С тех пор мы знаем, что совы не то, чем кажутся. А вопрос «Кто убил Лору Палмер?» не перестаёт нас мучить, хотя в сериале на него вроде бы дали ответ. Или нет? Таков Дэвид Линч — он предпочитает, чтобы ответы на вопросы зрители искали сами. Грядущий третий сезон «Твин Пикса», недавно анонсированный Линчем, тоже вряд ли что-то прояснит. Поэтому попробуем разобраться в хитросплетениях сюжета сами.
Неправильные совы
Режиссёр Дэвид Линч и сценарист Марк Фрост придумали «Твин Пикс» вскоре после съёмок «Синего бархата», и сериал получился похож по атмосфере на этот сюрреалистический детектив. Это две истории о том, что наш обыденный мир от мира трансцендентного зла отделяет лишь тонкая стенка. И в неё постоянно кто-то стучит с той стороны, грозя превратить серые будни в кровавый кошмар.
Что может быть лучшим воплощением обыденности, чем захолустный американский городок, затерянный в лесах Северо-Запада? Твин Пикс — это главная «сова» сериала. Он не то, чем кажется. Два раза не то. У него два скрытых «лица», как убийц у Лоры Палмер. И зритель волен сам выбирать, какое из лиц он выберет.
А может быть, он предпочтёт «развидеть» оба потайных слоя Твин Пикса, удовольствовавшись красивой картинкой? А что, все задатки мыльной оперы у сериала есть: любовные треугольники, финансовые аферы, неожиданные катастрофы, чудесные спасения и воскрешения из мёртвых, даже комические эпизоды (у Линча странное чувство юмора, но оно определённо есть). К тому же Твин Пикс населяют сплошь прекрасные женщины с безупречными причёсками и макияжем, суровые немногословные мужчины, невинные жертвы и циничные злодеи.
«Чем не «Санта Барбара»?» — издевается над наивным зрителем Линч, придумавший «сериал в сериале». На экранах городка идёт вымышленная мыльная опера «Приглашение к любви», пародирующая не только «телевидение для домохозяек», но и сам сериал, в котором количество совпадений и нелогичных событий превышает допустимое для реалистического произведения.
Как всё это напоминает нашу провинцию начала 1990-х! Разница только в уровне зарплат и в качестве работы полиции, а проблемы те же. Неудивительно, что на постсоветском пространстве «Твин Пикс» стал таким же культовым, как в Америке.
Большая часть сериала снята в Сноукволми, штат Вашингтон. Местный железнодорожный мост с тех пор так и называют «Мост Ронетты».
Если оставаться на этом слое восприятия, то всю мистику можно объяснить как символы. Духи-подселенцы МАЙК и БОБ — персонификации психиатрических диагнозов, Чёрный Вигвам — совокупный образ коллективного бессознательного и всех криминальных заведений Твин Пикса, а сны агента Купера — просто следствие его обострённой профессиональной интуиции и тонкой душевной организации. Она-то его и погубила — приняв слишком близко к сердцу убийства девушек и угрозу жизни возлюбленной, бедняга сошёл с ума, какая досада.
Но можно пойти глубже и шагнуть за грань грязной криминальной драмы на уровень мифов и легенд, где любое зло (и добро, впрочем, тоже) материализуется в виде мест и персонажей. И здесь зло становится пугающе реальным. Но если у врага есть лицо, ты, по крайней мере, знаешь, с кем имеешь дело, и можешь с ним бороться. С третьей стороны — в легенды и мифы можно просто сбежать от реальности. В общем, и здесь выбор только за зрителем.
Хитрый Линч и здесь устроил бесстыдное обнажение приёма. Мало того, что он завершает основную линию сериала за 12 серий до финала. Эта серия ещё и заканчивается разговором майора Бриггса и агента Купера, которые словно подслушали, о чём думают зрители по ту сторону экрана. Они обсуждают, реален ли БОБ или это просто выдумка для того, чтобы не видеть более страшных вещей.
И правда, уж лучше пусть будут Чёрный Вигвам и духи-подселенцы…
Дом, который построил БОБ
Мистика «Твин Пикса» только кажется сложной, запутанной и нелогичной. Да, Линч любит и умеет создавать атмосферу абсурда, но подсказки для зрителя он оставляет на поверхности (вспомните написанные им «10 подсказок» для фильма «Малхолланд Драйв»). У потустороннего мира сериала есть чёткие очертания, входы, выходы и законы, по которым он функционирует.
Недаром из героев этот мир лучше всего понимают Дейл Купер, знаток тибетской мистики, помощник шерифа Хок, индеец по происхождению, и майор Бриггс, который в ходе секретного проекта прослушивал сигналы внеземных цивилизаций. Всё это люди, глубоко убеждённые, что в мире есть вещи, которые нельзя потрогать руками. Майор Бриггс на этот счёт цитирует Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио…».
Дейл Бартоломью Купер получил имя в честь Д.Б. Купера, который в 1971 году угнал самолёт «Боинг-747». Это одно из немногих «идеальных преступлений»: угонщик получил деньги, спрыгнул с самолёта с парашютом и остался непойманным (впрочем, возможно, он погиб во время прыжка).
Как это часто бывает, режиссёр наделил главного героя многими своими чертами. Купер — интуит, знающий наизусть Тибетскую книгу мёртвых (словами оттуда он провожает в последний путь умирающего Лиланда Палмера), в своей работе он пользуется гаданиями не реже, чем дедукцией. Иногда, правда, мистики в его работе становится больше, чем способны выдержать окружающие — в частности, трезвомыслящий шериф Трумен, с которым Купер заводит дружбу.
Вообще, некоторые черты Купера — его обаяние, талант завоёвывать друзей и влюблять в себя женщин, волшебная способность выигрывать в казино («Я всегда выигрываю, если играю на казённые деньги»), умение чутко относиться к чувствам людей — указывают на то, что в главном герое Линч воплотил «идеального себя». «У тебя есть только одна проблема — ты совершенен», — говорит Куперу влюблённая в него Одри Хорн. Характерно, что воплощать на экране свой идеал Линч доверил Кайлу Маклахлану, который долгие годы был его любимым актёром, его «марионеткой», как Джонни Депп у Тима Бёртона.
Роли для Лоры
Прототипом Лоры Палмер была… Мэрилин Монро. Именно для работы над её биографией изначально пригласили работать Фроста и Линча. Изучив трагическую историю актрисы, Линч сказал, что это всё интересно, но ему хотелось бы посмотреть на Мэрилин в реальном мире — в том, где она не стала звездой, но сохранила харизму и ненасытную сексуальность. Конечно, эта версия тоже кончалась трагедией, но история получалась совсем другая.
Изначально на роль Лоры режиссёр хотел взять какую-нибудь местную актрису из Сиэтла, чтобы сэкономить на кастинге и гонораре. Девушке предстояло появиться в пилотном эпизоде всего лишь в роли трупа, завёрнутого в полиэтилиен. Этой девушкой оказалась Шерил Ли. Обворожительная блондинка зацепила Линча настолько, что он вписал в сценарий кучу флэшбеков, в которых появляется Лора, и нового персонажа — Мэдди Фергюсон, кузину Лоры, поразительно похожую на неё внешне, но совершенно иную по характеру. Имя и фамилия этой героини взяты из фильма Хичкока «Головокружение», где также фигурировали женщины-двойники — блондинка и брюнетка.
Шерил должна была сыграть ещё и третью героиню по имени Джуди — она упоминается в «Огонь, иди со мной», но так и не появляется. Возможно, это наверстают в третьем сезоне.
Место: Белый и Чёрный Вигвамы
Чёрный Вигвам и его двойник, Белый Вигвам, Линч придумал не сам. И взял не из индейской мифологии, а из теософской. Теософия — мозаика околорелигиозных и эзотерических учений, модная в начале ХХ века и пустившая ростки в шестидесятые на Западе, а в восьмидесятые-девяностые и в наших краях (мода на эзотерику и «тайное знание» совпала у нас с показом «Твин Пикса» по ТВ, и это тоже важно). Линч увлекался западной и восточной мистикой, он и сейчас практикует медитацию и пропагандирует её как средство достичь внутреннего покоя и войти в контакт со своим творческим началом.
В 1917 году Алистер Кроули, одна из ключевых фигур теософии, написал роман «Лунное дитя». Это история о войне двух волшебных мест — Белого Вигвама, которым правит некто Ифф, и Чёрного Вигвама, лидера которого зовут Дуглас. Магическая война ведётся за душу нерождённого ребёнка, того самого «лунного дитя». При этом действие происходит на Земле, в Лондоне, Париже и Неаполе. Белый и Чёрный Вигвамы в изображении Кроули имеют фэнтезийные черты, это что-то вроде Благого и Неблагого дворов фейри.
В 1980 году вышел сюрреалистический роман писателя-визионера, верного сына эпохи Нью Эйдж, Уильяма Берроуза «Города красной ночи». В нём упоминаются «чёрные и белые ложи»:
Миддлтауном управляет магическое братство. Тебе, наверняка, рассказывали о чёрных и белых ложах, путях правой и левой руки. Поверь мне, чётких различий нет. Но Миддлтаунские Братья стараются не попадать в ситуацию, в которой им придётся прибегнуть к приёмам чёрной магии.
Lodge — по-английски и «ложа» (в масонском значении), и «Вигвам».
В сериале Белый и Чёрный Вигвамы — это обители духов. Именно так их описывает Уиндом Эрл, «закадычный враг» Дейла Купера, чёрный маг и амбициозный убийца. В Белом Вигваме обитают светлые и прекрасные духи, покровительствующие людям, а в чёрном — духи злобные, питающиеся человеческой болью. Но в индейской легенде, которую Куперу рассказывает Хок, Чёрный и Белый Вигвамы — это обиталища человеческих душ после смерти. Или даже при жизни, если в Вигвамы осмелится войти шаман или маг.
Мой народ верит, что Белый Вигвам — это место, где живут духи, которые правят человеком и природой на земле. Есть ещё легенда о месте, которое называется Чёрный Вигвам… Как гласит легенда, это воплощённая тень Белого Вигвама. Каждый дух должен пройти через него на пути к совершенству. Там ты встретишься с воплощением своей тени. На языке моего народа это называется «Живущий на Пороге». Но говорят, если попадёшь в Чёрный Вигвам, не обладая безупречной храбростью, он безвозвратно уничтожит тебя.
Помощник шерифа Хок
Есть три способа попасть в Вигвамы. Первый — умереть. Если верить Хоку, никто из жителей Твин Пикса не пройдёт мимо этих мест, это их персональные Рай и Ад. Второй — уснуть, но в этом случае обитатели Вигвамов решают, что показать и кому. Третий — воспользоваться единственным входом в Вигвамы в лесу Гоуствуд («призрачный лес»). Но мало найти место — врата в Вигвамы открываются лишь раз в полвека, когда встречаются Юпитер и Сатурн. Кроме того, к каждому из Вигвамов есть свои эмоциональные «ключи»: для Чёрного это страх, для Белого — любовь.
В снах агента Купера появляется магический круг из 13 свечей вокруг горки земли, на которой что-то лежит. Это «что-то» — бутафорское отрезанное ухо, которое находит другой герой Маклахлана, детектив Бомон, в фильме «Синий бархат».
Попасть внутрь Вигвамов не так-то просто. Всех приходящих извне встречает «предбанник» — Красная Комната. Именно её видит во сне Купер и в неё же попадает, когда в финале приходит выручать свою возлюбленную Энни из рук Уиндома Эрла. На самом деле Красных Комнат две, и они идентичны. Разницу между ними поясняет Куперу карлик, он же Человек Из Другого Места: в Красной Комнате решается вопрос, в какой из Вигвамов отправится пришелец. От его силы духа и чистоты поступков зависит, с какими духами он будет иметь дело.
Джози Паккард, вдову владельца лесопилки, должна была сыграть Изабелла Росселини — на тот момент невеста Дэвида Линча, сыгравшая главную роль в «Синем бархате». Но она ушла из проекта (и от Линча) раньше, чем начались съёмки. На замену взяли китаянку Джоан Чен, а в сценарии появились связи Джози с гонконгской мафией. Изначально героиню звали Джованна, и она была итальянкой, как и Росселини.
В Чёрном Вигваме застряли надолго, если не навсегда, сослуживцы Купера, агенты Честер Десмонт (Крис Айзек) и Филип Джефферс (Дэвид Боуи). Первому не повезло расследовать убийство Терезы Бэнкс — предыдущей жертвы БОБа, точнее, Лиланда Палмера. Что случилось со вторым — неясно, известно только, что он бесследно исчез за два года до событий фильма «Огонь, иди со мной», приквела к сериалу.
Эпизод с агентом Джефферсом показывает одно важное свойство Вигвамов: в них не существует времени. Поэтому Лора и Купер видят один и тот же сон, в котором они встречаются и девушка сообщает агенту, кто её убил. Но Лора видит этот сон в ночь перед своей смертью (она уже знает, что погибнет), а Купер — уже после того, как было найдено её тело. Для Вигвама это не имеет значения — в нём Лора всегда жива и прекрасна.
А вот с Купером в финале второго сезона всё сложно.
Ковёрный БОБ
Фрэнк Силва, художник-декоратор индейского происхождения, получил роль злобного духа БОБа по случайности. Однажды Линч увидел колоритного Силву, по ошибке задвинувшего дверь тяжёлым шкафом, и представил себе демона, который рвётся на свободу. В тот же день режиссёру сообщили, что сцену с ужасным видением Сары Палмер придётся переснимать: в зеркале отразился член съёмочной группы. Разумеется, это был Силва. Мистически настроенный Линч счёл это знаком, и вопрос с актёром на роль БОБа был решён.
К сожалению, Силва умер от СПИДа в 1995 году. Поэтому или БОБа сыграет другой актёр, или он вовсе не появится на экране «во плоти».
Никаких романов!
В начальном варианте сценария у агента Купера должен был случиться роман с Одри Хорн. Но Кайл Маклахлан в это время встречался с Ларой Флинн Бойл (Донна Хейворд), которая решительно этому воспротивилась. Cценарий был переписан: Купер тактично объяснил влюблённой Одри, что им лучше остаться друзьями. Странно, что против романа Купера с Энни возражений не последовало. Впрочем, представить агента с его «облико морале» крутящим любовь с неуравновешенной старшеклассницей как-то не получается.
Жители вигвамов: Карлик, Великан и все-все-все
Духи, живущие в Вигвамах, играют по правилам. Даже беспредельщик БОБ и его экс-подельник МАЙК не селятся в чужих телах без приглашения (зато если получают его, то обосновываются там всерьёз и надолго, до физической смерти «носителей»). Этим они напоминают вампиров и прочую нечисть, которая не может пересечь порог дома без разрешения.
Духов Вигвамов — не людей, которые попали туда после смерти, — в сериале показано немного. Это, конечно, сам БОБ — дух-разрушитель, маньяк-убийца, питающийся болью и страданиями жертв (в фильме «Огонь, иди со мной» человеческие боль и страдание называются на языке духов одним словом — «гармонбозия»). Это его бывший коллега МАЙК, раскаявшийся в своих делах и посвятивший жизнь войне с БОБом — однако он привязан к одному «дому», телу однорукого торговца обувью Филипа Жерара. Это Человек Из Другого Места, карлик, в которого превратилась рука Жерара — МАЙК отрубил её, чтобы лишить себя возможности совершать убийства. Это Великан — дух-помощник агента Купера, который даёт ему подсказки в расследовании не только по «прямой связи», но и через носителя — портье-маразматика из отеля Great Northern. Великан — явно обитатель Белого Вигвама, в отличие от остальных духов.
Красные занавески появляются почти в каждом фильме Линча. В «Малхолланд Драйв» красным бархатом оформлен мистический клуб «Силенцио». В «Синем бархате» на фоне таких штор поёт главная героиня. Ещё их можно увидеть в «Шоссе в никуда».
Есть ещё пара персонажей, чья связь с Вигвамами до конца не ясна, хотя они определённо не люди. Это миссис Тремонд и её внук Пьер. Их встречает Донна Хейуорд, подруга Лоры, когда расследует убийство. Из странного диалога в доме миссис Тремонд мы узнаём, что Пьер — фокусник. Возможно, он тот самый «чародей», упомянутый в стихотворении, которое цитируют духи: «Сквозь грядущего прошлого мрак / Чародей разглядеть стремится / Выход единый меж двух миров. / Огонь, иди со мной».
Именно миссис Тремонд указывает Донне, где искать тайный дневник Лоры. А в фильме выясняется, что Тремонды жили недалеко от места, где была убита Тереза Бэнкс. Варёная кукуруза, которую Донна видит в ладонях Пьера, — материальное воплощение той самой «гармонбозии», на которую охотятся духи Чёрного Вигвама. Фанаты до сих пор спорят, злыми или добрыми духами были Тремонды. По одной из версий, это давние жертвы БОБа, которые хотят свести с ним счёты.
В мире людей у духов есть не только носители, но и «медиаторы» — проводники, которые либо стоят очень близко к границе с Вигвамами, либо просто умеют получать и расшифровывать послания оттуда. Майор Бриггс, по его словам, бывал в Белом Вигваме и получал подсказки от его обитателей. Таинственная Дама С Поленом даёт Куперу верные советы в расследовании, получая их от своего полена.
А ещё с таинственным «чем-то в лесах» борется тайное общество «Парни из читальни». В него входят мужчины Твин Пикса, которые не только воюют с преступностью, но и противостоят потустороннему злу, о чём говорит шериф Трумен. Наконец, те самые совы, которые не то, чем кажутся, отмечают моменты, связанные с потусторонним, и появляются рядом с местами убийств.
По самой распространённой версии, в полено, которое носит Дама, вселилась душа её мужа. Фанаты подозревают, что её супругом был один из лесорубов, которые собирались в Красной Комнате в фильме «Огонь, иди со мной».
Расшифровать загадки сериала просто — если знать, куда смотреть. Линч оставляет достаточно пространства для размышлений, но его фильмам нельзя отказать в логике. Просто она надёжно спрятана под завораживающей сюрреалистической мишурой. Такую логику можно найти в странных снах: Линч — скорее Кэрролл, чем Дали.
Любезная Диана
Кто такая Диана, к которой обращается Купер в своих диктофонных записях? Самая тривиальная версия гласит, что это секретарша или ассистентка директора в ФБР. Самая романтическая — что это бывшая либо настоящая любовница Купера (что сомнительно — на начало «Твин Пикса» Купер ещё не справился с потерей Кэролайн). Самая остроумная — что это имя самого диктофона: с Купера станется давать личные имена своим вещам.
Возвращение в Твин Пикс
В начале этого года вся сериалосмотрящая общественность была поднята на уши: Дэвид Линч объявил, что грядёт третий сезон «Твин Пикса». Не римейк, не другая история в той же локации, а продолжение старой истории с теми же актёрами, которое покажут на канале Showtime. Это хорошо, потому что канал знаменит очень разными, но качественными телешоу — «Родина», «Блудливая Калифорния», «Декстер», «Мастера секса». Более того, Марк Фрост пообещал финал, который удовлетворит все чаяния фанатов. И все девять эпизодов нового сезона поставит сам Дэвид Линч. Такого счастья просто не бывает.
Важный факт: новый сезон будет снят на плёнку, а не в цифровом формате. Значит, «картинка» сериала будет заметно отличаться от того, к чему мы привыкли на ТВ. Она будет напоминать старый добрый «Твин Пикс», где игры с цветом, светом и тенью были важной частью атмосферы.
На самом деле всё логично, этого следовало ожидать ещё в начале 1990-х — но тогда мы ещё не догадывались, что Фрост и Линч слов на ветер не бросают. Вспомните, что аген
politpuzzle.ru
Кто есть кто в «Твин Пикс»
«Твин Пикс» — это не просто два сезона плюс полнометражный фильм, которые вышли четверть века назад. Это целая субкультура – и один из самых коммерчески успешных продуктов американского телевидения. В сериале много персонажей, у каждого из которых своя история. Поэтому если вы не успели посмотреть или пересмотреть старые сезоны перед выходом нового, напомним, кто обитает в маленьком городке и может встретиться вам в новом фильме. Осторожно: спойлеры.
Лора Палмер
«Твин Пикс» начинался с того, что местную красавицу Лору Палмер нашли убитой, и поиски преступника – стержень сюжета первого и отчасти второго сезонов сериала. Лора – личность загадочная и трагичная. Она и школьница, и волонтёрша местной социальной службы, и любимая дочь – а ещё наркоманка, жертва домашнего насилия, проститутка в борделе и фотомодель для «взрослых» журнальчиков, которая ещё и состояла в сексуальных связях с рядом жителей «Твин Пикс». Фильм «Сквозь огонь» — приквел сериала, посвящённый целиком Лоре Палмер.
Специальный агент Дэйл Купер
Главный герой сериала, Купер приезжает на место преступления, потому что ФБР подозревает здесь наличие серийного убийцы. Купер – человек исключительно положительный, оптимистичный и принципиальный. Помня о недавней потере женщины, которую он любил, он даже отказывается от романа с местной красавицей, но во втором сезоне всё-таки влюбляется в сбежавшую из монастыря девушку. Купер – мистик, что помогает ему вести непростое расследование. И сладкоежка, способный питаться исключительно пончиками. В конце второго сезона Купером овладевает злой дух.
Шериф Гарри С. Труман
Начальник полицейского участка в Твин Пикс, Гарри тоже персонаж абсолютно положительный. Он сразу становится Куперу лучшим другом и активно помогает ему в расследовании. В отличие от проницательного Купера, Труман прямолинеен и простодушен. Его легко влюбляет в себя молодая вдова хозяина местной лесопилки Джози, для которой очень важно иметь поддержку в полиции, так как она преступница. Во втором сезоне Джози умирает, из-за чего Труман переживает сильную депрессию, но находит в себе силы справиться с ней.
Леланд Палмер
Отец Лоры Палмер – и её невольный убийца, как выясняется в середине второго сезона. Леланд работает адвокатом и советником у местного магната Бена Хорна, человек он весёлый и умный, но только в то время, когда он не одержим неким Бобом, призраком, вселяющимся в человека и совершающего с его помощью невероятные злодеяния, включая убийства. Леланд уже давно уступил Бобу в контроле над своим телом, и когда Боба изгоняют из Леланда, тот умирает. Но приквел сериала заставляет ещё раз посмотреть на его преступления.
Уиндом Эрл
Бывший напарник, а теперь самый страшный враг агента Купера и серийный убийца-психопат, главный злодей «Твин Пикс» после того, как дело Лоры Палмер закрыто. У Купера был роман с женой Эрла, потом Эрл убил жену и стал мстить Куперу, играя с ним в зловещие шахматы. Просто вместо съеденных фигур он преподносит Куперу трупы, а ферзём становится новая любовь Купера. Эрл – интеллектуал, мистик и садист, он тёмный двойник Купера. Злой дух Боб забирает его душу в конце второго сезона.
Бенджамин Хорн
Главный воротила местного бизнеса, который ещё и содержит нелегальный публичный дом, где работала Лора Палмер. Хорн коварен и жесток, он всегда добивается своей цели. Но когда его схватили по подозрению в убийстве Лоры Палмер, он пережил огромное эмоциональное потрясение, которое перешло в сумасшествие, а потом – в невероятное желание творить добро изо всех сил. Хорн превратился в филантропа, озабоченного проблемами экологии и желающего, чтобы все в мире жили дружно.
Одри Хорн
Дочь Бена Хорна, которая хорошо знала Лору Палмер. Она похожа на своего отца: красивая, обольстительная, коварная, но всё-таки по молодости желающая жить правильно, лишь иногда позволяя себе маленькие компромиссы. Это она влюбилась в агента Купера, хотя он и отверг её любовь. Чтобы помочь ему, она внедрилась в публичный дом, не зная, что он принадлежит её отцу, и едва не стала жертвой этой проделки. Поскольку роман с Купером у Одри не получился, она лишилась девственности с партнёром своего отца Джеком Уилером во второй половине второго сезона. В конце второго сезона Одри, помогая своему отцу в попытках защитить лес от вырубки, оказалась почти в эпицентре взрыва, и фанаты до сих пор гадают, удалось ли ей выжить.
Шелли Джонсон
Ровесница Лоры Палмер, которая рано бросила школу, устроилась официанткой в местное кафе и вышла замуж за дальнобойщика Лео, но быстро пожалела об этом. Лео был очень ревнив и частенько колачивал свою жену, так что красавица Шелли завела себе любовника. Потом Лео оказался прикован к инвалидному креслу, и тут уж Шелли смогла ему отомстить и поиздеваться над ним. Впрочем, таинственная сила излечила тело Лео, так что Шелли пришлось туго.
Лео Джонсон
Муж Шелли. Он был не просто водителем грузовика, но участвовал во многих криминальных делишках, связанных с наркотиками, а также спал с Лорой Палмер и имел некоторое отношение к её убийству. После своего странного выздоровления Лео познакомился с Уиндомом Ёрлом, давним врагом Купера Уиндомом Эрлом, который сделал Лео своим рабом. В конце второго сезона Лео находится перед лицом смерти, но фанаты верят, что ему удалось спастись. Любопытно, что Лео любит свою жену, просто странною любовью.
Бобби Бриггс
Любовник Шелли Джонсон, Бобби, хоть и храбрится, — самый обычный школьник, юноша, который старается казаться взрослым бунтарём, но при этом постоянно обнаруживает инфантильность и робость в решающих ситуациях. Впрочем, он однажды всё-таки делает Шелли предложение, но всё это не мешает ему поглядывать на других девиц, в том числе на Одри Хорн, союз с которой был бы ему очень выгоден.
Большой Эд Хёрли
Хозяин местной автозаправки и человек трагической судьбы. Много лет он влюблён в Норму Дженнингс, но в результате нелепого недоразумения ещё в молодости женился на другой девушке, и Норма тоже вышла замуж за другого мужчину. Но у Эда с Нормой роман, и они мечтают как-нибудь сделать так, чтобы жить вместе. Больше Эд ни о чём не может думать, и судьба, кажется, идёт ему навстречу.
Надин Хёрли
Эксцентричный персонаж, которого сначала ненавидишь, потом смеёшься над ним, а затем сильно сочувствуешь. Надин, некрасивая и неумная жена Эда, после попытки самоубийства сошла с ума, впала в детство и откуда-то обзавелась сверхъестественной силой. Она заново отправилась в школу, устроилась в команду чирлидеров, встретила там спортсмена-блондина и закрутила с ним сумасшедший роман, о чём в итоге и сообщила Эду. Заодно она узнала о его связи с Нормой и была очень рада, что он не останется один. В конце второго сезона к Надин возвращается рассудок, о своём безумии она не помнит и по-прежнему считает, что у них с Эдом всё хорошо.
Норма Дженнингс
Хозяйка самого популярного ресторанчика в Твин Пикс и любовница Эда Хёрли. Сюда ходят полицейские, приезжие и вообще все, кто хочет перекусить. Норма когда-то была королевой красоты Твин Пикс, и хотя она уже не так молода, рядом с Эдом Хёрли она чувствует себя на много лет моложе. Шелли работает у Нормы официанткой, а Лора Палмер была у неё волонтёром по доставке еды инвалидам.
Хэнк Дженнингс
Муж Нормы и один из главных отрицательных персонажей «Твин Пикс». В начале сериала мы видим его вышедшим из тюрьмы. Впоследствии он совершает ряд преступлений, меняя время от времени «хозяев», и в конце второго сезона вновь оказывается в тюрьме, где Норма сообщает ему, что хочет развестись и выйти за Эда Хёрли. В книге «Тайная история Твин Пикс», вышедшей в 2016-м году, говорится, что Хэнка через три года после этого зарезали в тюрьме, но перед смертью он успел раскаяться в своих злодеяниях.
Энни Блэкбурн
Сестра Нормы Дженнингс, покинувшая монастырь и вернувшаяся в Твин Пикс после долгого отсутствия. Они с агентом Купером влюбляются друг в друга, между ними много общего. Например, оба в прошлом пережили огромное горе после потери любимого человека. В конце второго сезона Купер, который овладел злой дух Боб, уводит окровавленную Энни из пещеры, в которую её затащил Уиндом Эрл, враг Купера.
Джеймс Хёрли
Племянник Эда, Джеймс встречался с Лорой Палмер и был в неё искренне влюблён, ничего не зная о её тайной жизни. После смерти Лоры Джеймс быстро влюбился в её лучшую подругу Донну, потом в двоюродную сестру Лоры, приехавшую в Твин Пикс, а ещё через какое-то время – в разбитную жёнушку одного богача недалеко от Твин Пикс. Больше всего Джеймс любит кататься на мотоцикле, смотреть на девушек большими грустными глазами и целоваться.
Донна Хэйуорд
Лучшая подруга Лоры Палмер, Донна не слишком верит в расследование Купера и решает сама выяснить, что случилось с Лорой. Она влюбляется в Джеймса Хёрли, исследует многие места, где бывала Лора, знакомится с людьми, которых та знала. Отношения Донны и Джеймса в итоге заходят в тупик, и они на время расстаются. Зато Донна узнаёт, что, возможно, она – незаконная дочь Бена Хорна, и её родители долго скрывали от неё этот факт. Но точно установить это второй сезон не позволил.
Доктор Лоуренс Джакоби
Местный психиатр, который всё время одет как поклонник Боба Марли. Он был доктором Лоры Палмер и был в неё, как и все, влюблён. В расследовании от него мало толку, но время от времени он вспоминал что-то, что помогало следствию увязать все концы. Хотя поначалу он казался персонажем первостепенным и очень подозрительным, этот персонаж выполняет вспомогательную функцию. Должен появиться и в третьем сезоне.
Гордон Коул
Сотрудник ФБР, непосредственный начальник Купера, его в сериале играл сам Дэвид Линч. Коул практически ничего не слышит, хотя всегда ходит со слуховым аппаратом, и поэтому говорит он тоже всегда очень громко и невпопад, отвечая не на те вопросы, которые ему задавали. Чудо случается, когда в кафе Твин Пикс он встречает официантку Шелли, которую он слышит даже без помощи своего устройства. На прощание перед отъездом он получает от Шелли прекрасный поцелуй.
Дениз Брайсон
Агент ФБР, «один из самых блестящих умов среди всех, с которыми мне пришлось сталкиваться в Бюро», как характеризует его Купер. Раньше Брайсона звали Дэннис, теперь он предпочитает Дениз с ударением на последний слог, потому что он сменил пол. «Это долгая история», — объясняет он/она. Брайсон и Купер были прекрасными друзьями, и именно эта дружба сильно помогла Куперу в сериале, когда над ним начали собираться тучи.
Люси Моран
Она сидит на ресепшне в полицейском участке и функционально сцены с её участием – это возможность для зрителя расслабиться и отдохнуть от развития основного сюжета. Люси не слишком красива, хотя она обаятельна, у неё неприятный голос. Она влюблена в помощника шерифа Энди и даже ждёт ребёнка, хотя не знает, от него он или от продавца одежды в местном универмаге, с которым у неё была случайная связь. Любовный треугольник с Люси в центре становится поводом для массы забавных сцен сериала.
В «Твин Пикс» было много и других замечательных персонажей, но мы постарались рассказать о тех, кто с большой долей вероятности будет фигурировать в третьем сезоне, который выходит в мае 2017-го года. А чтобы познакомиться с остальными героями, лучше всё-таки посмотреть первые два сезона и приквел и получить огромное удовольствием от знакомства с этим абсурдным, жестоким, но очень милым мирком, созданным Дэвидом Линчем и его единомышленниками.
www.filmpro.ru
Гармонбозия | Твин Пикс вики
Гармонбозия.
Гармонбозия — субстанция в виде кукурузного пюре, которая представляет из себя «боль и печаль». Человек из другого места, а также, возможно, БОБ, МАЙК и другие обитатели Чёрного вигвама питаются гармонбозией. Ее можно увидеть и в комнате над круглосуточным магазином.
БОБ питается страхом. Белый и черный вигвам открываются с помощью любви и страха соответственно, а при отсутствии смелости Черный вигвам может уничтожить чью-то душу.
Кукурузное пюре было любимым блюдом Лоры Палмер.
Донна Ховард доставила кукурузное пюре Миссис Тремонд, чем та оказалась очень недовольна.
Доппельгангер Купера заказал кукурузное пюре в ресторане. Позже его стошнило гармонбозией в автомобиле после потери управления. Прибывшему на помощь патрульному мгновенно стало плохо, что указывает на токсичность гармонбозии для человека.
Грубо говоря, «гармонбозия» — это негативная энергия боли и страданий, возможно, она из них создается. Злые духи, которые обитают в Черном вигваме, намеренно манипулируют жителями Твин Пикс и заставляют их испытывать эти негативные эмоции, в результате чего генерируется гармонбозия. Это влияние может быть как прямым, так и косвенным, учитывая эксцентричное поведение некоторых жителей города. Гармонбозия имеет вид еды, так как является пищей для злых духов. Гармонбозия — это негативная энергия, у которой нет физической формы. Для людей она предстает кукурузной кашей, которая уже является осязаемой и видимой субстанцией . Точно так же «Человек из другого места» на самом деле не является карликом, он лишь принимает обличие карлика, видимое для Купера.
twinpeaks.fandom.com
БОБ | Твин Пикс вики
БОБ
BOB
Другие имена
Робертсон
Происхождение
Род занятий
Серийный убийца, насильник
Исполнитель роли
Первое появление
БОБ (или Убийца Боб) — существо из Черного Вигвама, царства чистого зла, которое находится в альтернативной реальности. Большую часть своего времени БОБ проводит на Земле, где вселяется в людей. Хотя иногда он путешествует в облике совы. Будучи в теле людей, БОБ совершает ужасные преступления, чтобы вызвать боль, страх и страдания. Эти чувства служат для жителей Черного Вигвама своего рода пропитанием, а называют они их гармонбозия.
16 Июля, 1945 года человек создал Ядерное оружие. Это позволило вселенскому злу под кодовым именем — Джуди, создать БОБа.
Дальнейшие годы существования остаются туманными. Но известно, что в районе 50-ых БОБ вселился в Лиланда Палмера. Когда тот уже завёл свою семью, БОБ решил покинуть тело Палмера и вселиться в его дочь — Лору Палмер. Лора не поддавалась чарам БОБа и тогда он руками Лиланда убил её.
Потом, в Твин Пикс приехала кузина Лоры — Мэдди Фергюсон. Она была очень похожа на свою двоюродную сестру. Когда она через некоторое время решила уехать БОБ не выдержал и убил руками Лиланда Мэдди.
После повторного убийства Дейл Купер, пребывающий в это время в Твин Пиксе (не без помощи Великана) разоблачил Лиланда и посадил его под замок. Но из-за включившееся пожарной сигнализации БОБ (являющийся духом огня) на некоторое время потерял контроль над телом Палмера. Лиланд поймал момент и совершил самоубийство, со всей силы ударившийсь головой об железную дверь. БОБ покинул тело Лиланда и вернулся в Чёрный Вигвам.
Через некоторое время, когда Купер вернулся в Вигвам, чтобы спасти Энни Блэкберн из лап Уиндома Эрла. БОБ настигает Купера и Эрла, забирает у Эрла душу и напускает на Купера его темного двойника — Мистера К. Двойник настигает Купера, оставляет его в Вигваме, а сам вышел в реальный мир, где потом 25 лет совершал преступления разной степени ужасности и скрывался от Вигвама.
БОБ в свою очередь пребывал в теле Мистера К. Но спустя 25 лет, когда Люси Моран пристрелила Мистера К, БОБ напал на Фредди Сайкса, который блягодаря своей зелёной перчатке смог одолеть или (возможно) даже уничтожить БОБа.
Финальные шаги после преступлений
twinpeaks.fandom.com
Возвращение». Сезон 3 ⋆ BRW Журнал
Настал момент максимально подробно поговорить о только что окончившемся «Твин Пиксе» Дэвида Линча. Что это, изощренная провокация? Или magnum opus гения, создавшего собственный, иррациональный вид кинематографа?
Если вы до сих пор пребываете в прострации от увиденного в финальных эпизодах, а открывающие запредельность числа 8, 430 и 250 не дают вам покоя, ловите паутину подсказок, намеков и разъяснений. И вы все поймете. Или нет. А вообще: не мешайте нам уплетать пончики!
18.
Электричество повсюду. Его слышно в горах и реках. Оно танцует на море и среди звезд. Оно сияет вокруг луны. Но в наши дни свет угасает. Что будет во тьме, которая настает?
1.
Нью-Йорк, 2014 год. Молчаливый юноша Сэм Колби часами наблюдает за стеклянным кубом, пока, наконец, из таинственного сооружения не появляется существо, пускающее Сэма и его подругу на ужин.
Нью-Мехико, полигон Аламогордо, 16 июля 1945 года. Люди испытывают первое в истории ядерное оружие, подорвав плутониевую бомбу.
Южная Дакота, 2014 год. Библиотекаря Рут Дэвенпорт находят убитой в ее квартире. Голова Рут лежит присовокупленной к телу неизвестного. По подозрению в ее убийстве арестовывают директора местной школы Билла Хастингса.
Нью-Мехико, 5 августа 1957 года. Влюбленные юноша и девушка проводят идиллический вечер, пока в пустыне рождается помесь лягушки и насекомого, а обугленные лесорубы сеют вокруг ужас и смерть.
Лас Вегас, 2014 год. Сурового вида мужчина дает зловещее задание белокурому пареньку, а Джени-И страдает от выходок своего непутевого муженька Даги Джонсона.
Твин Пикс, 23 февраля 1989 года. На берегу озера провинциального городишки находят завернутое в целлофан тело Лоры Палмер.
Париж, ???? год. Дэвиду Линчу снится Моника Беллуччи, произнося фразу: «Мы как Спящий, который видит сны, а потом живет во сне. Но кто этот Спящий?».
4.
За двадцать пять лет в этом городке, похоже, ничего не изменилось. В кафе «Дабл Р» также работают Норма и Шелли. Шелли побывала замужем за Бобби Бриггсом, но теперь они в разводе. Люси по-прежнему демонстрирует чудеса прозорливости на рабочем месте. Ветер, как и четверть века назад, колышет ветви сумрачных елей. Горы, как и тогда, молчаливы и не отвечают на вопросы человека. Жизнь просто длится. Как в книгах. Бенджамен Хорн все еще владеет отелем «Грейт Нотерн». В забегаловке «Дом у дороги» по-прежнему играют хорошую музыку. Однако что-то навсегда изменилось. Все неизбежно постарели. Рука эволюционировала из Карлика в Дерево. Бывший хулиган Бобби Бриггс удивил всех, став полицейским. Сильно постаревший Джеймс разгуливает со странноватым мальчишкой в зеленой перчатке (последнего можно заметить еще в финале второй серии!). Сара Палмер, потеряв много лет назад мужа и дочь, спивается и гробит жизнь перед телевизором. Большинство пар распались. Надин так и осталась одна со своими карнизами, отпустив Эда к той, которую он любил. Эд несчастлив, так как Норма нашла другого. Одри неизвестно где. Да и про Донну ничего не говорят.
3.
Новый «Твин Пикс» переплел разные времена и места, бесконечное количество сюжетных линий, на первый взгляд, между собой не связанных, шагнул далеко за пределы Красной Комнаты к лиловых океанам и в космические пространства сверхъестественных миров. «Твин Пикс» за прошедшие двадцать пять лет повзрослел: вместо надрыва, свойственного юности, пришла отстраненность зрелости. Да, он стал сумрачнее, жестче, лишился обаяния начала, но стал так талантлив, что сбивает с ног с первых же серий. Да, иллюзии рассеялись, в испорченности человеческой природы мы убедились, Лоры Палмер и Гарольды Смиты давным-давно погибли, лихорадку влюбленностей мы переболели, большинство из нас напоминает Эда и Надин. От юности ничего не осталось. И когда иллюзии утрачены, а мы один на один с собой, приходится уйти в холодные абстракции разума и мороз интеллектуальных игр. Вот об этом новый «Твин Пикс».
0.
Называть его третьим сезоном сериала не совсем корректно. Перед нами гораздо более прихотливо устроенное целое. Именно поэтому, быть может, он обзавелся собственным названием, «Твин Пикс: Возвращение». Так вот, «Твин Пикс: Возвращение» – лишь одна из частей мозаики. Другие пазлы – сериал «Твин Пикс» (тот самый, который крутили по телевидению в начале 90-х), его приквел «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», многочисленные вырезанные сцены из приквела, разбросанные по интернету, и наконец, «Твин Пикс: Возвращение», сделавший лето 2017 года незабываемым.
Последняя часть это нелинейного целого во многом наследует не самому сериалу, а его приквелу, вышедшему на экраны в 1992 году и показавшему последние дни жизни Лоры Палмер. Тогда «Огонь, иди со мной» был воспринят неоднозначно, многие поспешили назвать его неудачей режиссера. Но хитрый-хитрый Линч назло всем именно из него развил продолжение.
2.
Из «Огня» мы узнали, что история «Твин Пикса» началась задолго до Лоры Палмер и первоначально была связано с другими людьми.
Из «Огня» мы узнали, что важную роль в произошедшем сыграл офицер ФБР Филлип Джеффрис, загадочно исчезнувший в Буэнос-Айресе.
Из «Огня» мы узнали, что потусторонний мир каким-то образом связан с электричеством. В «Твин Пиксе: Возвращение» оно повсюду. Гудящие провода – один из новых центральных образов-лейтмотивов сериала. В космосе парит загадочная электрическая станция. Настоящий Купер возвращается в мир людей через розетку. И т.д. И т.п.
Из «Огня» мы узнали, что зло не завладело Купером: из Красной Комнаты вышел двойник героя, одержимый Бобом, а он сам остался пленником запредельной реальности.
Из «Огня» мы узнали, что время в мире «Твин Пикса» устроено крайне сложно. Прошлое и будущее существуют одновременно. Энни рассказывает Лоре во сне, что добрый Купер заперт в Вигваме и не может из него выйти. Но Лора жива, никакого Купера в Твин Пиксе нет. В Вигвам он не попадал. Следствие предшествует причине, а будущее – прошлому.
Из «Огня» мы узнали, что у зеленого кольца есть мистическое предназначение. В разное время оно оказывалось у различных персонажей, причем надевший его становился связанным с миром Вигвамов.
Из «Огня» мы, наконец, узнали, что душа Лоры не погибла. В финале ее показали нам в Красной Комнате наедине с Дейлом Купером, и к ним с небес спустился ангел. Лора всего лишь закончила земную жизнь и вернулась в мир света, из которого пришла.
5.
Новый «Твин Пикс» — прорыв в поисках новых техник повествования и организации композиции. Перед нами настолько раздробленный и нелинейный сюжет, что, на первый взгляд, его здесь нет. Линч начинает рассказывать некую историю, затем забывает о ней, переключается на вторую, со второй — на третью и четвертую, внезапно вспоминает о первой, начинает пятую, раскрывает некоторые детали третьей и второй, чтобы вернуться к четвертой через седьмую. Сюжет ветвится и напоминает дадаистский эксперимент: текст разрезали на множество кусков и в произвольном порядке перемешали. Целое есть, но собирать его придется самому зрителю. Зритель тоже становится Автором, творящим свою историю из хаоса, уравнен в правах с Режиссером.
Нелинейное многообразие сюжетов и лейтмотивов усложняется вставными элементами: музыкальными номерами в баре «Дом у дороге», подкастом доктора Джакоби, который пытается продать нам золотую лопату.
Линч издевается над зрителем. Нагружает вопросами, на которые не думает отвечать. Динамичные серии разбавляет эпизодами, в которых действие иронично замедленно. В предпоследней серии, кажется, дает ключи ко всем тайнам, но на самом деле в финале уводит повествование туда, куда зритель и не думал смотреть.
Педантично рассчитан здесь даже порядок выхода серий. После восьмой части, в которой основное действие прерывается черно-белым флэшбеком и сменяется рассказом о 1945 и 1957 годах, наступает попуск недели: Линч заставляет ждать и мучиться еще дольше, лишь формально мотивируя отсутствие эпизода празднованием Дня независимости. Это отсутствие – тоже своего рода серия, симфония, состоящая из тишины.
Линч позволяет себе дерзкие и восхитительные стилистические эксперименты. Сцены в Лиловой Комнате смонтированы нарочито рвано, с бесконечными заеданиями и повторами. Львиную долю восьмой серии занимает ядерный взрыв, телевизионные помехи, цветные и черно-белые пятна, носящиеся по экрану в броуновском движении. И все это в прайм-тайм! За космический бюджет телеканала Showtime.
Линч остается верным себе. Главным сюрреалистом начала ХХI. (В одной из сцен третьей серии многозначительно мелькает портрет Франца Кафки и задает произведению общее настроение). Он убежден, искусство не обязано выражать какой-либо конкретный смысл. Главное – эмоции и впечатления от контакта с ним. Похоже, эту истину он и пытается воплотить в жизнь.
«Твин Пикс: Возвращение» — одновременно сериал, полнометражный фильм, разбитый на части, и видео-арт, который нужно показывать в музеях современного искусства.
3.
Чтобы понять новый «Твин Пикс», надо принять ту картину мироздания, которую он рисует. Наша реальность, по логике Линча, не единственная. Мало того, что существуют запредельные миры, а силы добра (Белый Вигвам) и зла (Черный Вигвам) ведут борьбу за человеческие души, так еще, возможно, с нашим миром соседствуют его альтернативные аналоги, своего рода миры-двойники.
Главное свойство мироздания в «Твин Пиксе» – двоиться, отбрасывать тени, создавать копии-противоположности.
Белый и Черный Вигвамы, наша реальность, бесконечные двойники этой самой нашей реальности образуют сложную структуру, словно подчеркнутую повествовательной изощренностью сюжета. Вселенная на всех уровнях порождает противоположности и отражения. А границей между ее ячейками выступает электричество. С помощью него и возможно переходить из одной ячейки в другую.
Электричество, если мы разворошим в памяти элементарные знания физики элементарные законы физики, — это поток отрицательно заряженных частиц электронов, которые входят в состав атомов, образующих все вокруг, включая тебя, читатель, произносящего сейчас мои мысли у себя в голове.
У электронов в природе тоже есть «двойники», позитроны. Любой частице по законам физики противостоит античастица, ее копия-противоположность (вот откуда бесконечные двойники «Твин Пикса»!). В первые секунды после Большого Взрыва происходила неистовая борьба частиц и античастиц.
Теперь же, если человек, посредством электричества, контактирует с запредельными мирами, он неизбежно сталкивается со своими злыми двойниками, доппельгангерами. Победит в конце концов только один из них. И если над собой не работать, не созидать себя, то обязательно победит именно доппельганер, а вы аннигилируете.
Доппельгангеров следует отличать от тульп, иллюзорных фантомов, созданных жителями иных реальностей с теми или иными целями. Так у агента Купера в «Твин Пикс: Возвращение» есть доппельгангер, одержимый злым духом Бобом, мистер К. А Даги Джонсон – его тульпа, созданная, чтобы настоящий Купер мог бежать из Красной Комнаты.
0.
Теперь, когда мы смирились с многоуровневым миром Линча, попробуем связать все частички мозаики в целое.
История «Твин Пикса» началась с дела «Голубой розы». Так называлось засекреченное расследование ФБР, сотрудникам которого впервые пришлось столкнуться с необъяснимым с точки зрения здравого смысла, явлением двойников. В 1973 году на глазах пораженных полицейских некто Лоис Даффи убила вторую Лоис Даффи. Там, умирая, произнесла: «Я голубая роза».
В разные годы с мирами, лежащими по ту сторону электричества, сталкивались разные агенты ФБР, занимавшиеся делом «Голубой Розы». Так Филлип Джеффрис куда-то исчез, сгинув не то в Буэнос-Айресе, не то в иных измерениях. Майор Бриггс тоже пал жертвой коварного потока электронов. Мужское тело, найденное в Южной Дакоте в постели библиотека Рут Дэвенпорт его. Впрочем, нам известно, что он много лет назад погиб в пожаре, поэтому его тела никак не могло там возникнуть. Это наводит на мысль, что и он столкнулся со своим доппельгангером.
Та самая библиотекарь Рут Дэвенпорт из Южной Дакоты вместе со своим любовником, директором местной школы Биллом Хастингса, увлекавшимся всякой сомнительной эзотерикой, случайно вступили в связь с иными реальностями. В результате оба поплатились жизнью.
Агент Дейл Купер, тоже занимавшийся делом «Голубой Розы» и видевший во снах Лору Палмер, приехал в Твин Пикс расследовать ее убийство, а в результате попал в Красную Комнату, которая вместо него выпустила в мир доппельгангера.
Но что бы понять причем здесь Лора, придется двигаться по иному пути.
3.
В знаменитой восьмой серии нам показывают первое в истории испытание ядерного оружия «Тринити», давая ненароком понять, что Боб как новая персонификация зла, родился в том момент, когда человечество 16 июля 1945 года подорвало бомбу. За кадром не случайно можно услышать «Плач по жертвам Хиросимы» Кшиштофа Пендерецкого (совсем скоро такая же бомба будет сброшена на японский город).
Рожденный силами распавшегося атомного ядра (!), Боб – зло, сотворенное руками человека, разворошившего хтоническую мощь элементарных частиц, из которого все и вся состоит.
Однако Боб, не центральное зло, а порождение другого, еще более могущественного злого начала. Именно его мы видим в первой серии в стеклянном кубе. Этот куб приказал соорудить злой двойник Купера, мистер К. В титрах жуткое создание из куба обозначено лаконично: Эксперимент.
Бобом, как мы помним, был одержим Лиланд, отец Лоры, а вот Экспериментом… судя по данным намекам, ее мать, Сара. Помесь лягушки и насекомого, вползшая в рот невинной девушки – то самое существо, зачем-то подселившееся в тело человека (на то, что это именно Сара, говорит ржание лошади в финале эпизода, а ведь именно белая лошадь постоянно являлась Саре в галлюцинациях). Боб не случайно избрал местом жительства мужа Сары, Лиланда. Его притянул к себе тот самый Эксперимент. Что ж, Лоре несказанно повезло с родителями.
Из предпоследней серии мы узнали, что перед исчезновением майор Бриггс поделился с Гордоном Коулом и Купером новостью, что обнаружил некое существо крайне отрицательной силы. В прошлом его называли Джау Дей. Со временем это имя трансформировалось в Джуди. Мы можем предположить, что Джау Дей, Джуди – это и есть тот самый Эксперимент, который во время взрыва плутониевой бомбы и распада атомного ядра родил Боба, а после вселился в Сару и заразил своим отпрыском ее любимого. Бриггс, Купер и Гордон пытались выйти на Джуди (она, видимо, непосредственно связана с делом «Голубой Розы»). Потом Купер и Бриггс исчезли. Филлипп Джеффрис тоже говорил, что напал на след Джау Дей. Ее поисками занимался и злой двойник Купера, для чего и построил стеклянный куб.
Однако ядерный взрыв в пустыне Нью-Мексико породил не только Эксперимент и Боба, но и обгорелых лесорубов, еще одних отрицательных существ мифологии «Твин Пикса».
За взрывом и рождением нового вида зла наблюдал Некто, кого именуют то Великаном, то ?????, то Пожарным (пожарный тушит огонь, а огонь, как мы помним, сопутствует злым силам, возникшим в вареве взрыва (!) ). Не сам ли это Создатель Вселенной? Не он ли Сновидец? Нам остается догадываться. Известно одно: в самый момент он создал душу Лоры Палмер, которая вышла из его головы, словно Афина из черепа Зевса. Душа Лоры была послана на землю, чтобы остановить зло, воплощенное в ее родителях.
8.
Это вода. А это колодец. Утоли жажду и уходи.
У лошади белые глаза. А внутри темно. Утоли жажду и уходи.
У лошади белые глаза. А это колодец. А внутри темно. Это вода.
У лошади белые глаза. А это колодец. Это вода. А внутри темно. Утоли жажду и уходи.
А внутри темно. Это вода. У лошади белые глаза. Утоли жажду и уходи. А это колодец.
Это вода. А это колодец. Утоли жажду и уходи. У лошади белые глаза. А внутри темно.
Утоли жажду и уходи. У лошади белые глаза. А это колодец. А внутри темно. Это вода.
У лошади белые глаза. А это колодец. Это вода. А внутри темно. Утоли жажду и уходи.
А внутри темно. Это вода. У лошади белые глаза. Утоли жажду и уходи. А это колодец.
4.
Один из ключевых моментов, который значительно усложняют мир «Твин Пикса» — линия Одри. В финале сериала 90-х она оказалась в банке в момент произошедшего там взрыва. Из разговоров персонажей нового сериала мы узнаем, что она после этого происшествия находилась в коме. Догадываемся, что была в этом состоянии изнасилована злым двойником Купера и даже произвела на свет сына Ричарда. Однако большую часть сериала Одри не показывают. А когда она появляется, мы и вовсе недоумеваем: Одри терроризирует нового мужа, они обсуждают события и людей, о которых мы ровным счетом ничего не знаем. Линия Одри и ее мужа существует как бы автономно от основного действия. В конце концов, она завершается их приходом в «Дом у дороги», где Одри вновь исполняет свой сомнамбулический танец, а атмосфера становится все более и более сюрреалистичной. Внезапно мы видим совсем другую Одри – одетую в белое и стоящую в ужасе перед зеркалом не то в ином мире, не то в психиатрической больнице, не то… Треск электрических проводов, сопровождающий сцену, поясняет, что дело явно не так просто, как кажется.
Конечно же, на вопрос, что произошло с Одри, зритель ответа не получит. Линч его только раздразнит, при этом оставив широкое поле для трактовок. Можно предположить, что действительность «Твин Пикса» осложняется реальностью подсознания Одри (Линч применял этот прием в «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйве»). Линия Одри и ее мужа происходит внутри ее черепной коробки. В ней же существует и «Дом у дороги» с его музыкальными вставками. Быть может, настоящая Одри все еще пребывает в коме, а нам показывают ее галлюцинации, игры бессознательного? При таком раскладе становится понятным мотив ее с изнасилованием злым Купером – это реализация потаенных, подавленных желаний Одри.
Еще более интересным кажется в этом свете момент с исполнением песни Ребекки дель Рио, до этого появлявшейся в «Малхолланд Драйве» и дававшей своей пронзительной песней «Llorando» главный ключ к понимания фильма. Ребекка дель Рио в теперь и «Твин Пикс: Возвращение», причем в образе, явно напоминающем Одри. Она тасует английские слова с испанскими. No stars c No hay estrellas.
Как Ребекка дель Рио появлялась во сне Дайаны Селвин из «Малхолланд Драйв» и пела, как кто-то увидел во сне любимого человека, которого до сих пор не может забыть, так здесь она вновь поет о том, что в чьих-то глазах видела звездное небо, но теперь оно потухло. Yo vi en tus ojos las estrellas. Pero ya no hay estrellas. Язык неслучайно выбран испанский – это главный язык сюрреализма. О ком поет дель Рио в подсознании Одри? О ее все еще живой любви к Куперу, отделенной от теневых желаний сексуального контакта с ним (мотив с изнасилованием и рождением Ричарда)?
Однако если вера теория с осложнением основного сюжета линией подсознания Одри, приходится ломать голову, где кончается оно, а начинается реальность. В «Доме у дороги» появляются персонажи, которые живут в действительности. Ричард Хорн тоже вполне себе контактирует с окружающим миром. Может быть, вся реальность нового «Твин Пикса» — только морок? Или нет никаких границ между явью и не-явью, реальность и нереальностью, они взаимопроникают друг в друга? Все окружающее иллюзорно. Только голограмма. Сон.
3.
Что такое лента Мёбиуса, мы объяснять не будем (загуглите), лишь упомянем, что в мире Линча она имеет важное значение. Сюжеты его фильмов, начиная с «Головы-ластика», чаще всего развиваются именно по ее принципу, замыкаются сами на себя. Время в «Твин Пиксе» закольцовано, нелинейно, не идет из точки А в точку Б, а движется по ленте Мёбиуса. Будущее может напрямую возвращать в прошлое. Именно ленту Мёбиуса во второй половине предпоследней серии показывает Куперу Джеффрис, создавая ее из пара и обманчиво выдавая за восьмерку. «Там ты встретишь Джуди», — произносит громадный Чайник, бывший некогда агентом ФБР. После чего начинается одни из самых волнующих и будоражащих моментов нового «Твин Пикса». Мы возвращаемся в старый сериал, в 1989 год. Будущее и прошлое смыкаются. Пятидесятилетний Купер встречается с юной Лорой.
Даже нарратив «Твин Пикса: Возвращение» отсылает к нелинейности времени. Можно было не раз отшучиваться, что если посмотреть 10-ую серию перед 9-ой, подмены не заметишь. Да, да и еще раз да. Зрителя намеренно дезориентируют в хронологии происходящего.
0.
Время неразрывно связано с пространством, дополняет его трехмерность четвертым измерением. Следовательно, если в мире Линча время движется по ленте Мёбиуса, пространство следует за ним. Это ключ к пониманию последней серии.
Потерявшись в разных временах, существующих как бы одновременно, Купер пересекает еще один рубеж электричества, теряется теперь в различных пространствах. Он попадает в некую Одессу. Не ту, что у Черного моря, а в ее город-двойник. Он перестает быть Купером, а становится Ричардом. Проводит ночь со своей секретаршей Дайаной, которая теперь не Дайана, а Линда. В конце концов, Линда уходит от Ричарда, оставляя ему прощальное письмо. Здесь-то и обнаруживается разгадка имен «Ричард» и «Линда», данных нам в самом начала Великаном. В Одессе Купер (который теперь Ричард) находит официантку бара «У Джуди» (какое говорящее название!) по имени Кэрри Пэйдж. Как оказывается, Кэрри – никто иная, как Лора, которая никогда не умирала, а прожила долгую жизнь в Одессе под чужим именем. Купер (Ричард) привозит ее в Твин Пикс и показывает родной дом. Дверь открывает не Сара, а незнакомая нам женщина, которая говорит, что никаких Палмеров здесь никогда не жило. Лоры не существовало. Как не существовало ее отца. Как не существовало ее матери. Мы попали в мир-двойник нашего мира, где все течет иначе, где знакомые нам персонажи носят другие имена и проживают другие жизни, а в знакомых нам местах происходят иные события. И все было бы хорошо, если бы владелица дома, который в нашей реальности принадлежал Палмерам, не носила бы фамилию Тремонд. В оригинальном сериале в Твин Пиксе жили бабушка и внук Тремонды, явно связанные с Черным Вигвамом. Лента Мёбиуса вновь замыкается. Мы начинаем путешествие по замкнутому кругу, у кого нет ни начала, ни конца.
1.
Новый «Твин Пикс» — по-прежнему детище №1 телевидения и даже нечто большее, главный эпос современности, наша аудиовизуальная «Илиада» и «Одиссея» вместе взятые.
У каждого времени и места есть свой эпос, выражающий эпоху в неком мифологическом плане, объединяющий историю и легенды, мир богов и мир людей, рассказывающий об устройстве космоса, задающий некие представления о добре и зле. «Твин Пикс» — эпос эпохи телевидения и интернета, времени бесконечной сложности всего и вся, будь искусство, наука или человеческая природа. Как и сказитель любого эпоса, Линч удалось создать свою мифологию, сплавляет мистику с наукой, арт-хаус — с массовой аудиторией телевидения, рисует создать собственную картину мироздания. Через трагедию одной семьи (отец, много лет насиловавший дочь, в конце концов, убил ее) он выводит нас на катаклизмы ХХ века (горе в семье Палмеров произошло, потому что военные много лет назад сбросили бомбу на Хиросиму), а через историю – к метафизическому противостоянию добра и зла (Великана и Джау Дей, Белого и Черного Вигвамов). То, что начиналось как расследование рядового убийства в захолустном городке, привело нас к событиям глобального масштаба. В пороках и страданиях окраины вдруг прочитались противоречия, раздирающие Вселенную. Забытое Богом местечко посреди лесов и гор стало центром мироздания.
18.
Большинство из нас ведь, верно, напоминает разочарованных Эда и Надин. Иллюзии рассеялись, в испорченности человеческой природы мы убедились, Лоры Палмер и Гарольды Смиты давным-давно погибли, лихорадку влюбленностей мы переболели. От юности ничего не осталось. И когда иллюзии утрачены, а мы один на один с собой, приходится уйти в холодные абстракции разума и мороз интеллектуальных игр.
И вот тогда до всех нас приходит протянутый через провода интернета (тоже электрические) голос доктора Джакоби из его подкаста, который пытается всем втолковать истину: «Пора откапывать себя из дерьма». Он обращается к нам, нападая на корпорации, скармливающие людям вредную пищу и делающие на этом состояния; на фармацевтические компании, которым выгодно, чтобы люди болели, иначе их бизнес засохнет; на политиков, которые всегда, всех цветов и партий, используют нас в своих целях, а мы, такие идиоты, ведемся на их провокации; на бессмысленные ток-шоу, заставляющие нас прожигать жизни перед телеящиками.
«Купи лопату! Выкопайся из дерьма! Просвещайся!», — агитирует доктор Джакоби. И может, тогда…
Ведь люди, показал «Твин Пикс: Возвращение», не так плохи, как мы думали о них прежде. Да, большинство окружающих с гнильцой, но существуют прекрасные исключения. «Братья Трумэны – настоящие люди. Они твои братья. И другие, хорошие люди – те, кто были с тобой», — произносит Дама с поленом в своем монологе. Тру мэн. Настоящие люди. Они есть. Они рядом. Их попросту нужно уметь разглядеть.
А еще, не смотря ни на что, у нас есть музыка. Она учит чувствовать. Она лечит раны. Она дает силы жить. Может, поэтому ее так много в новом «Твин Пиксе». И, может, именно она позволит нам всем откопать себя из дерьма. А остальное – так неважно. Так неважно.
brw.md