Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Усадьбы русских писателей: Усадьбы и имения русских писателей – Усадьбы русских писателей

Усадьбы русских писателей: Усадьбы и имения русских писателей – Усадьбы русских писателей

Усадьбы и имения русских писателей

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Овстуг — усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 году здесь родился Фёдор Иванович Тютчев.

В 1770−е годы секунд-майор Николай Андреевич Тютчев получил овстугские земли в качестве приданого за женой Пелагеей Денисовной, урождённой Панютиной. Он заложил в Овстуге усадебный дом с Успенской церковью. Его сын, Иван Николаевич (отец поэта), в конце 1840−х годов заказал архитектору Герасимову проект более просторного господского дома в стиле позднего ампира. В 1846 году строительные работы были завершены.

Первый этаж здания был сделан в духе уже уходящей моды конца XVIII — начала XIX веков. Он позволял создавать «парадные» интерьеры с высокими потолками и анфиладным расположением комнат. Над средней частью дома возвышался мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока.

Практически все постройки тютчевского времени, включая господский дом, были разобраны в начале XX века. То немногое, что оставалось, погибло в годы коллективизации и Великой Отечественной войны.

В 1957 году в Овстуге открылся музей, первоначально он размещался в здании сельской школы, основанной дочерью поэта Марией Федоровной Бирилевой в 1871 году. Для размещения основной музейной экспозиции к 1985 году по проекту В. Н. Городкова был воссоздан усадебный дом, в котором в 1986 был торжественно открыт музей Ф. И. Тютчева.

Тарханы (ныне село Лермонтово) — бывшее имение Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича — дедушки и бабушки М. Ю. Лермонтова. Привезенный в Тарханы в шестимесячном возрасте М. Ю. Лермонтов провел здесь все свое детство и отрочество (с марта 1815 года по август 1827 года и лето 1828 года), жил с 31.12.1835 по март 1836 года. Здесь же 23 апреля 1842 года возле церкви Михаила Архистратига состоялось погребение в склепе останков поэта, перевезенных с Кавказа в свинцовом саркофаге.

Усадьба находится в излучине оврага, образуемого небольшой речушкой Милорайкой. В ее русле и в овраге Арсеньевы устроили каскад прудов, окружавших усадьбу с трех сторон. На восточном берегу Милорайки были разбиты два сада — Средний и Дальний. На западном берегу разместился Круглый сад, который липовой аллеей соединился с дубовой рощей.

Барский дом — это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Рядом с ним находится небольшая однокупольная церковь Марии Египетской, построенная Елизаветой Алексеевной в память о своей дочери Марии, матери Лермонтова.

В Тарханах истоки многих лермонтовских шедевров: «Бородино», «Песня… про купца Калашникова», «Родина». На тарханском материале создавались драмы «Люди и страсти», «Странный человек», автобиографическая повесть «Я хочу рассказать вам…», роман «Вадим». Здесь летом 1828 года написана поэма «Черкесы», а зимой 1836 года создавались драма «Два брата», поэма «Сашка», стихотворение «Умирающий гладиатор».

Сейчас здесь находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значения.

Спасское-Лутовиново — усадьба матери писателя И. С. Тургенева в Мценском районе Орловской области. Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения.

В конце XVI века Иван Грозный пожаловал Спасское Ивану Лутовинову, который создал на этой территории усадьбу. В центре имения был построен двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом, перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, больница, флигель для полиции, лаборатория.

После смерти Ивана Лутовинова усадьба перешла в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой. В 1816 году в Спасском состоялась свадьба Варвары и офицера Сергея Николаевича Тургенева, участника Отечественной войны 1812 года, столбового дворянина. В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки.

В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу, уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал отдыхать. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксаков, Афанасий Фет. Здесь была написана повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения». В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова.

В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин». Тогда же Тургенев начал работу над «Фаустом». Затем Иван Сергеевич на некоторое время уехал в Европу. По возвращении он пишет в Спасском произведения: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».

Последний раз Тургенев побывал в усадьбе в 1881 году. В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль. Наследники вывезли из Спасского мебель, а в 1906 дом сгорел. В октябре 1918 имущество писателя стало национальным достоянием. 22 октября 1922 года был создан музей-усадьба И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

В 1976 году дом писателя был восстановлен на прежнем месте в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 года. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — все пропитано духом тургеневского времени.

До начала XVII века недалеко от Ярославля располагалось село Богородицкое. В 1711 году владельцем села и окрестностей стал князь Николай Голицын, по приказу которого на Карабитовой горе недалеко от села построили усадьбу «Карабиха». Сын Николая Голицына Михаил, будучи ярославским губернатором, делает «Карабиху» своей парадной резиденцией и реконструирует родовую усадьбу. После его смерти усадьба ветшает. Получивший её в наследство сын Михаила Николаевича Валериан был арестован за участие в движении декабристов и сослан в Сибирь. После его смерти в 1859 году усадьба была продана.

В 1861 году Николай Алексеевич Некрасов приобретает усадьбу для летнего отдыха. Хозяйственные заботы берёт на себя его брат Фёдор Некрасов. В «Карабихе» Некрасов провел 10 летних сезонов подряд. Здесь были написаны «Мороз — Красный нос», «Русские женщины», «Арина — мать солдатская». В усадьбе поэт работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Неподалеку от Карабитовой горы в Абакумцево похоронена мать поэта. В последний раз в «Карабихе» Некрасов побывал в 1875 году.

Усадьба «Карабиха» — единственная в Ярославской области и одна из немногих в России, сохранившая первоначальный облик. Сейчас ее можно увидеть такой, какой ее строили князья Голицыны в XVIII веке. В ансамбль входят «Большой дом» в два этажа с бельведером и флигелями, хозяйственные постройки, два парка, английский и французский, и система прудов с каскадом.

5 декабря 1946 года было принято постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня его рождения». В числе прочих мероприятий, Ярославскому облисполкому поручено реставрировать усадьбу «Карабиха» и организовать в ней мемориальный музей.

Усадьба Ясная Поляна неотделима от имени Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 сентября 1828 года, здесь расцветал его талант от первых детских впечатлений до глубочайшего философского осмысления действительности. Именно отсюда Толстой ушёл в конце октября 1910 года навстречу своей гибели. Всю свою долгую жизнь Толстой всегда стремился сюда, в родовое гнездо.

В конце XVII века мало кому известные ныне Карцевы основали усадьбу неподалеку от Тулы. Основные черты усадьбе придал следующий владелец граф Волконский. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт — парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля.

Лев Николаевич унаследовал Ясную Поляну по обычаю — младшему сыну доставалось родовое гнездо. Во время раздела имущества ему отошла наименее доходная его часть. Но это совпадало с его собственными желаниями, Лев Николаевич хотел получить именно Ясную Поляну. Толстой возвратился в Ясную Поляну в 1856 году, 28 лет от роду. Он приехал из Санкт-Петербурга и поселился в правом флигеле.

Весь архитектурный ансамбль в усадьбе был выдержан в едином стиле, построен из одного материала. Правый флигель, где жили Толстые, был значительно перестроен при жизни Льва Николаевича. С увеличением семьи к флигелю пристраивались крылья — правое и левое. Главный дом усадьбы, в котором родился писатель, в котором жил его дед, мать, где родились его братья, не сохранился. В 1854 году он был продан и перевезён по частям в соседнее село.

Судьба была благосклонной к родовому гнезду Толстых на протяжении всего XX века. Усадьба не пострадала в годы Гражданской войны — из уважения к памяти Толстого яснополянские крестьяне уберегли ее от погрома. В 1921 году, стараниями его младшей дочери Александры Львовны в Ясной Поляне был открыт музей.

На данный момент Ясная Поляна — это крупный музейный комплекс, признанный культурный центр мирового значения. Помимо толстовского музея, в него входит целая сеть филиалов. Но центром по-прежнему остается усадьба.

Источники: anashina.com, ru.wikipedia.org, culture.ru, privetstrana.ru/usadby-rossii, russia-open.com, tonkosti.ru, karabiha-museum.ru, kraeved1147.ru

Усадьбы русских писателей

Где Александр Пушкин работал над «Евгением Онегиным» и «Пиковой дамой»? Какие стихи Михаил Лермонтов посвятил родному имению Тарханы? По чертежам какого поэта построили особняк в Мураново? Знакомимся с историей усадеб, которые принадлежали русским писателям.

Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Псковская область. Фотография: vmeste-rf.tv

Императрица Елизавета Петровна подарила имение Михайловское в Псковской губернии прадеду Александра Пушкина — военному инженеру эфиопского происхождения Абраму Ганнибалу. В 1818 году усадьба досталась по наследству Надежде Пушкиной, матери поэта.

Александр Пушкин приезжал в Михайловское всего несколько раз. Но именно здесь он жил в ссылке с 1824 по 1826 год. В это время поэт создал часть романа «Евгений Онегин», написал произведения «Борис Годунов», «Цыганы» и несколько десятков стихотворений, в том числе «Буря мглою небо кроет...» и «Я помню чудное мгновенье...».

После смерти поэта имение перешло по наследству его детям. Оно долго пустовало: сын поэта Григорий Пушкин переехал сюда лишь в 1866 году. Новый владелец распорядился полностью перестроить усадьбу и прожил в ней более 30 лет, а затем в 1899 году продал ее псковской казне. После революции Михайловское разграбили и сожгли.

Имение восстановили в 1921 году, а в 1922-м здесь открыли музей. Сейчас Михайловское входит в состав комплекса «Пушкинский Заповедник». В доме поэта восстановили интерьеры начала XIX века: девичью, гостиную, комнаты хозяев, рабочий кабинет. В экспозицию входят портреты членов семьи Пушкиных, письма, рисунки самого поэта и его родных, старинные вышивки. Неподалеку от главного здания располагается домик няни Пушкина. Усадьба окружена парком, одна из аллей которого носит имя Анны Керн.

Музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». Большое Болдино, Нижегородская область. Фотография: fototropa.ru

Усадьба в селе Большое Болдино принадлежала предкам Александра Пушкина по отцовской линии. Первое ее упоминание относится к 1585 году: тогда владельцем имения был воевода Евстафий Пушкин.

С усадьбой связан один из самых известных периодов пушкинского творчества — так называемая Болдинская осень. Поэт приехал в имение 3 сентября 1830 года, незадолго до свадьбы с Натальей Гончаровой. Он собирался провести в селе всего месяц, но задержался на три: из-за эпидемии холеры начался карантин, многие дороги перекрыли. За это время Пушкин создал около 30 стихотворений и несколько поэм, закончил «Евгения Онегина» и прозаический цикл «Повести Белкина».

Вторую осень в Болдино Пушкин провел три года спустя, в 1833-м. Он работал здесь над произведениями «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама», «Медный всадник».

Последним владельцем усадьбы в Большом Болдино стал внучатый племянник поэта, Лев Пушкин. В 1911 году имение перешло в собственность государства. В главном доме в разное время размещались школа и детский сад. К 150-летию со дня рождения Пушкина, которое отмечали в 1949 году, в усадьбе открыли музей-заповедник. Деревянный особняк, хозяйственные постройки и приусадебный парк полностью восстановили. В главном здании сейчас воссоздана обстановка времен Пушкина, выставлены черновики произведений, рисунки, письма и личные вещи поэта.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». Лермонтово, Пензенская область. Фотография: Вета Шарова / lookmytrips.com

Имение Тарханы в Пензенской губернии принадлежало Елизавете Арсеньевой — бабушке Михаила Лермонтова. Мать будущего поэта умерла, когда ему было три года. Арсеньева забрала внука и воспитывала его сама. Господский особняк по ее распоряжению снесли — семья поселилась в небольшом доме с мезонином.

Лермонтов посвятил родным местам несколько стихотворений, в том числе «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...» и «Прекрасны вы, поля земли родной..». После гибели поэта похоронили в Пятигорске, однако Елизавета Арсеньева добилась, чтобы его прах перенесли в Тарханы.

В 1939 году в усадьбе открылся Музей-заповедник Михаила Лермонтова. В доме, где жил поэт, восстановлены интерьеры того времени, выставлены книги из личной библиотеки Лермонтова и издания его произведений, картины и скульптуры XIX века. В состав музея, помимо главного здания, входят две церкви и часовня, фамильная усыпальница, дома ключника и мельника, сторожка и теплица.

Каждый год в имении проходит Лермонтовский праздник: в нем участвуют знаменитые актеры и музыканты, фольклорные коллективы и клубы военно-исторической реконструкции.

Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Тульская область. Фотография: arzamas.academy

Усадьба Ясная Поляна, где родился Лев Толстой, принадлежала князьям Волконским — предкам писателя по материнской линии. Первые упоминания ее в исторических документах относятся к 1652 году. В XVIII и XIX веках имение несколько раз перестраивали: возвели большой главный дом и два каменных флигеля рядом с ним, разбили живописный парк, фруктовые сады и оранжереи.

В Ясной Поляне Толстой провел большую часть своей жизни. В детстве и юности он жил с родителями и братьями в главном доме имения. После женитьбы он с супругой Софьей Берс поселился в одном из флигелей: для этого здание пришлось перестроить и расширить. Здесь писатель создал романы «Война и мир» и «Анна Каренина», повести «Хаджи-Мурат» и «Казаки», множество рассказов для взрослых и детей. Он также открыл в Ясной Поляне крестьянскую школу и сам преподавал в ней.

Имение почти не пострадало ни во время Гражданской войны, ни в Великую Отечественную. Сейчас в Ясной Поляне работает музей Льва Толстого. Внутри дома восстановили старинный интерьер: все картины, скульптуры, мебель и предметы быта здесь подлинные, раньше они принадлежали семье Толстых.

Музей-заповедник «Мелихово». Московская область. Фотография: srtour.ru

Антон Чехов приехал в подмосковное село Мелихово в 1892 году. Имение было запущено и почти не приносило дохода, поэтому писатель взялся его благоустраивать. Под его руководством в селе выкопали пруд, рядом с домом разбили сад и огород. Чехов открыл два медицинских пункта и сам принимал пациентов в одном из них. На свои средства он основал школы и библиотеки в Мелихове и соседних селах, устраивал праздники для крестьянских детей, помогал бедным семьям обзавестись жильем. За семь лет жизни в имении Чехов создал пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня», повести «Палата № 6» и «Моя жизнь», рассказы «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре».

В 1897 году из-за слабого здоровья врачи рекомендовали писателю сменить климат. Теперь он жил в Мелихове только в теплое время года, а осень и зиму проводил у моря, в Ялте. Еще два года спустя, в 1899-м, он продал имение и окончательно переехал в Крым.

В 1940 году в усадьбе Мелихово открылся музей-заповедник. В его экспозиции представлены прижизненные издания писателя, книги из его личной библиотеки, иллюстрации художников Кукрыниксов. В одной из пристроек воссоздан врачебный кабинет конца XIX века. С 2006 года при музее работает небольшой театр, где ставят произведения Чехова.

Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Орловская область. Фотография: esenashkin / photo-monster.ru

Усадьба Спасское-Лутовиново принадлежала матери Ивана Тургенева Варваре Лутовиновой. До 1839 года семья Тургеневых жила в просторном роскошном особняке с каменной галереей. Отдельное крыло в нем занимали библиотека и домашний театр. Рядом с домом располагались больница, лаборатория, каменный флигель и хозяйственные постройки. Затем в усадьбе случился сильный пожар, и большая ее часть была уничтожена. Варвара Лутовинова не стала восстанавливать дом в прежнем виде: к его уцелевшей части пристроили несколько новых комнат.

В 1850 году имение перешло по наследству к Ивану Тургеневу. Сюда его отправили в ссылку из-за некролога, посвященного Николаю Гоголю. Петербургские цензоры не допустили статью к печати: по их мнению, Гоголь, который часто высмеивал в своих произведениях чиновников и власть, «не заслужил» отдельной публикации. Тогда Тургенев выпустил некролог в московской газете, и в Петербурге сочли это бунтом.

Когда ссылка закончилась, Иван Тургенев уехал за границу, однако в Спасское-Лутовиново он возвращался еще несколько раз. Здесь он написал часть цикла «Записки охотника», рассказ «Муму», романы «Отцы и дети», «Накануне» и «Дворянское гнездо».

После смерти писателя дом обветшал, а большую часть вещей забрали наследники. В 1906 году в имении случился еще один пожар. В 1921 году усадьбу объявили музеем-заповедником. Однако полностью отреставрировали ее только в 1976-м. Дом восстановили снаружи и внутри по образцу 1881 года: так он выглядел, когда писатель приезжал сюда последний раз. В интерьерах представлены подлинные вещи семьи Тургеневых: столовая мебель из красного дерева, широкий диван-«самосон», икона Спаса Нерукотворного и английские часы, которые идут до сих пор.

Музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева». Московская область. Фотография: dorogavposad.ru

Имение Мураново досталось поэту Евгению Боратынскому вместе с приданым жены — Анастасии Энгельгардт. Поэт переехал сюда в 1825 году, а в 1842-м по его чертежам здесь построили новый господский дом. Тогда же Боратынский распорядился переоборудовать мурановскую мельницу и открыть лесопилку.

Впоследствии усадьба Мураново досталась по наследству свояченице Евгения Боратынского — Софье Энгельгардт. Ее дочь Ольга вышла замуж за младшего сына Федора Тютчева. Так имение перешло к семье Тютчевых.

В 1921 году в усадьбе открылся музей. В 1924 году его возглавил внук знаменитого поэта — Николай Тютчев. Подлинные вещи владельцев имения собрали для экспозиции наследники и родственники Тютчева и Боратынского. Также в музейную коллекцию вошли картины, скульптуры, редкие изделия из стекла и фарфора. В приусадебном парке сохранился старинный домовой храм Спаса Нерукотворного.

Автор: Ирина Кирилина

36 литературных загородных усадеб России

Поехать в Углич? Это очень просто! Термины: церковь, собор, монастырь и др.

Громкие имена великих писателей прошлого в советское время спасли от разрушения и уничтожения немало усадеб. Другие усадьбы были возрождены уже в наши дни. В некоторых случаях они выглядят сейчас даже лучше, чем при прежних владельцах.

Мы собрали 36 писательских усадеб России, в которых сейчас устроены музеи, и которые несомненно стоят того, чтобы там побывать.

Эта подборка состоит именно из загородных, а не городских усадеб. Список отсортирован по фамилиям владельцев (или писателей, связанных с усадьбами).

  1. Аксаков Сергей Тимофеевич и его сыновья, позднее — Мамонтов Савва Иванович. Абрамцево, Московская область.
  2. Аксаков Сергей Тимофеевич. Аксаково (Знаменское), Оренбургская область.
  3. Ахматова Анна Андреевна, Гумилев Николай Степанович. Слепнево (дом перенесен в Градницы), Тверская область.
  4. Блок Александр Александрович. Шахматово, Московская область.
  5. Веневитинов Дмитрий Владимирович. Новоживотинное, Воронежская область.
  6. Грибоедов Александр Сергеевич. Хмелита, Смоленская область.
  7. Достоевский Федор Михайлович. Даровое, Московская область.
  8. Есенин Сергей Александрович. Константиново, Рязанская область. Крестьянская усадьба.
  9. Лермонтов Михаил Юрьевич. Середниково, Московская область. Усадьба родственников Лермонтова, где он провел несколько летних каникул.
  10. Лермонтов Михаил Юрьевич. Тарханы, Пензенская область. Усадьба бабушки поэта.
  11. Ломоносов Михаил Васильевич. Холмогоры (д. Ломоносово), Архангельская область. Крестьянская усадьба.
  12. Набоков Владимир Владимирович. Рождествено, Ленинградская область.
  13. Некрасов Николай Алесеевич. Карабиха, Ярославская область.
  14. Островский Александр Николаевич. Щелыково, Костромская область.
  15. Пушкин Александр Сергеевич. Захарово, Московская область. Усадьба бабушки поэта.
  16. Пушкин Александр Сергеевич. Большое Болдино, Нижегородская область.
  17. Пушкин Александр Сергеевич. Михайловское. Псковская область.
  18. Пушкин Александр Сергеевич. Петровское, Псковская область. Усадьба прадеда Пушкина, Абрама Петровича Ганнибала, где Пушкин многократно бывал.
  19. Пушкин Александр Сергеевич. Тригорское, Псковская область. Усадьба близких друзей Пушкина, Осиповых-Вульф, где поэт постоянно бывал в гостях.
  20. Пушкин Александр Сергеевич. Берново, Тверская область. Усадьба Осиповых-Вульф, куда Пушкин не раз заезжал в гости.
  21. Пушкин Александр Сергеевич. Ярополец, Московская область. Усадьба тёщи Пушкина, Натальи Ивановны Гончаровой.
  22. Пушкин Александр Сергеевич. Полотняный завод, Калужская область. Усадьба Гончаровых.
  23. Пушкин Александр Сергеевич. Приютино, Ленинградская область. Усадьба Олениных, друзей Пушкина.
  24. Радищев Александр Николаевич. Радищево (Аблязово), Пензенская область.
  25. Твардовский Александр Трифонович. Загорье, Смоленская область.
  26. Толстой Алексей Константинович. Красный Рог, Брянская область.
  27. Толстой Лев Николаевич. Ясная Поляна, Тульская область.
  28. Тургенев Иван Сергеевич. Спасское-Лутовиново, Орловская область.
  29. Тютчев Федор Иванович. Овстуг, Брянская область.
  30. Тютчев Федор Иванович (наследники), до него Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский). Мураново, Московская область.
  31. Успенский Глеб Иванович. Сябреницы, Новгородская область.
  32. Фет Афанасий Афанасьевич. Воробьевка, Курская область.
  33. Фет Афанасий Афанасьевич. Клейменово, Орловская область.
  34. Цветаева Марина Ивановна. Усень-Ивановское, Башкортостан.
  35. Цветаева Марина Ивановна. Ново-Талицы, Ивановская область.
  36. Чехов Антон Павлович. Мелихово, Московская область.

Из интересных подмосковных усадеб можно назвать еще, например, усадьбу Герцена Васильевское (Марьино). В настоящее время это не музей, а санаторий на реконструкции, но попасть на территорию можно.

Закладка.

дачи и усадьбы русских писателей и поэтов

Чудесные пейзажи и удивительное спокойствие, разлитое в воздухе - то, что мы ищем и находим в загородном отдыхе. Сам Иван Сергеевич Тургенев писал о том, что хорошо творить, живя в русской деревне – в деревенские усадьбы отправлялись за вдохновением, раскрытием души, умиротворением. Поэтому у каждого человека искусства было по одному имению, а лучше по два и еще по дачке на берегу Черного моря. Так что увлекательным вариантом путешествия может стать посещение усадеб русских писателей и поэтов - отправьтесь за вдохновением!

Поместье Н.С. Лескова в Орле

Орел и лежащие вокруг земли имеют немалое значение в истории русской литературы, здесь жили и работали над произведениями многие писатели и поэты (Федор Тютчев, Иван Тургенев, Леонид Андреев и другие). Пожалуй, наиболее известным, главным символом этого города можно назвать Николая Лескова, автора таких произведений как «Левша», «Островитяне», «Обойдённые» и других. У писателя в Орле есть живописная усадьба из дерева в центре улицы Октябрьской (в те времена – Верхней Дворянской). Ныне усадьба является музеем и ее могут посетить все желающие.

Работниками и создателями музея экспозиция выстроена так, чтобы посетители могли прочувствовать уникальную «лесковскую» атмосферу творчества – именно творчества, а не душного хранилища пыльных раритетов.

Кабинет писателя и сам был похож на музей, так как Лесков не мог работать в комнате с «голыми» стенами. Само убранство комнаты, переполненной различными часами, картинами, портретами, иконами отражало характер своего хозяина.

Николай Семёнович увлекался и иконописью, имел репутацию знатока, по этой причине в усадьбе-музее хранятся и иконы: «Богоматерь с младенцем», икона Спасителя, и «Спас во звёздах». Последняя была подарена Лесковым его сыну.

Самые редкие экспонаты выставляются в музее к юбилею писателя и другим памятным датам.

Здесь посетители смогут увидеть портрет автора кисти В.А. Серова, который по отзывам современников отражал безупречное сходство (подлинник картины располагается в Третьяковской галерее).

Николай Семёнович сам в усадьбе в Орле так и не проживал – особняк был отстроен в 1874 году именно в том месте, где до этого располагалось родовое поместье семейства Лесковых. Этот факт меня немного расстраивает и посещение усадьбы без авторского заряда энергии уже не так интересно. Лесков в эти годы жил в Петербурге.

Адрес музея: город Орел, ул. Октябрьская, д.9.

Телефон: (4862) 76-33-04

Родовое имение Тютчевых - Овсуг

Дворянское имение знаменитого русского поэта раскинулось вдоль реки Овсуженки в невероятно живописных местах. Внутреннее убранство, увы, не сохранилось, как в далеком  XVIII веке, но  музей восстанавливался в точности: роскошная парадная, высокие потолки, восхитительные украшения стен. Требует внимание и прилегающая территория: сад, беседка, мостик над рекой. Очень жаль, что очередное достояние великой России погибло во времена советской коллективизации...

Адрес: Брянская область, Жуковский район, с.Овстуг, ул. Тютчева, д.30.

Имение Тургенева - Спасское

В Орловской области находится еще одно хранилище тайн известного писателя И.С. Тургенева. Дом выглядит удивительно! Двухэтажный, деревянный, с резными балкончиками и ставнями. Тургенев в этих краях провел свое детство и регулярно приезжал на отдых, чтобы насытиться природой.

В гости приезжали А. Фет, М.Щепкин, И. Аксаков, Н.Некрасов. Именно здесь рождается великолепный роман "Рудин", описания в произведении очень напоминают родовое имение автора. Потом пишет здесь "Дворянское гнездо" и "Отцы и дети".

За два года до смерти во Франции писатель в последний раз гостит в доме, где провел все свое детство и прошел весь творческий путь. С 1883 года начинается разрушение строения: наследники выносят мебель и памятные вещи, связанные с творчеством писателя, а в 1906 году неизвестные поджигают его. Только в 1970 году дом начали реставрировать и вернули ему прежний вид. Уверена, в него иногда возвращается дух Тургенева. Ох, эти резные балконы и ставни!

Адрес: с. Спасское-Лутовиново, ул. Музейная, 3

Имение Батюшковых и Александра Ивановича Куприна в Вологде

В Устюженском районе, в селе Даниловское расположена бывшая дворянская усадьба Батюшковых. С этим домом связано множество различных историй и легенд. Думаю, у вас уже возник вопрос, какое отношение к Батюшковым имеет Куприн (об этом немного позже).

Дача принадлежала Батюшковым и передавалась от отца - сыну несколько поколений до 1917 года. Во времена революции дача была и отдана под нужды различных советских организаций. Только в 1960 году под влиянием местных краеведов имению вернули историческое значение и открыли народный музей, много позже музею присвоили статус государственного и открыли памятник поэту. Со временем был восстановлен интерьер 18-19 веков.

Для поэта Константина Батюшкова дача в Даниловском была исключительным местом: здесь проходило его детство, он познакомился с грамотой, полюбил чтение, здесь жили его отец и дед – самые значимые люди в жизни автора. В память о них в гостиной комнате висят портреты. В шкафу для книг можно увидеть одно из изданий произведений Батюшкова, которое было опубликовано ещё при его жизни: «Опыт в стихах и прозе» (издание 1817 года).

Усадьба в Вологде связана с именем ещё одного значительного автора – Александра Куприна. Он был близким другом семьи Батюшковых, в частности, Фёдора Дмитриевича Батюшкова, который изучал литературу, филологию, являлся редактором журнала «Космополис» и др. Куприн заезжал в имение не только в гости и на охоту, но и для работы над произведениями. В Даниловском были созданы: «Слон», «Изумруд», «Как я был актером», очерк «Водолазы», первые главы «Ямы».

Соблюдая традицию дома Батюшковых проводить в доме ёлки для ребят из дворянских семей, работники Дома-музея организуют новогодние праздники для детей и взрослых, чтецкие конкурсы, «купринские» вечера. Здесь замечательно! Удивительная атмосфера для проникновения в дворянский быт, оставшийся в далеком прошлом. Где на старинном рояле и сегодня вы увидите подлинники нот 19 века, услышите музыкальные произведения тех времён, и проникнитесь удивительной творческой атмосферой. Смотрите, как бы пару сборников не написали, сидя в под тенью вековых деревьев!

Адрес музея: Вологодская область, Устюженский район, Даниловское.

Телефон: (81737) 5-11-23

Дом писателя А.П. Гайдара в Екатеринбурге

Известным жителем города Екатеринбург был советский писатель Аркадий Гайдар (Аркадий Голиков), перу которого принадлежат известные всем «Совесть», «Тимур и его команда», «Бумбараш». Что удивительно, дом его никак не напоминает загородное имение: тот самый дом теснится меж стеклянных высоток, пешеходной зоной и рекой.

Принадлежит строение жителю Екатеринбурга Анатолию Пестову. Он сохраняет здание в историческом месте и всячески оберегает имение, в котором в 1927 году проживал Аркадий Петрович.

Аркадий Гайдар не только жил, но и работал в Свердловске (советское название города Екатеринбург), снимая комнаты на Тимофеевской набережной (сейчас Набережная рабочей молодёжи). В годы между войнами, гражданской и Великой Отечественной, в Свердловске им были написаны несколько фельетонов и повесть «Лесные братья». Работал Аркадий Петрович в это время в издательстве под названием «Уральский рабочий». Уезжая из города он хотел обязательно вернуться и написать о самом Екатеринбурге, но, к сожалению, так и не смог: 26 октября 1941 года его жизнь трагически оборвалась на войне.

Адрес музея: Екатеринбург, Набережная рабочей молодёжи, 23

Дом писателя П.П. Бажова в Екатеринбурге

Павел Петрович Бажов – один из известнейших уральских авторов, которому принадлежат известные Уральские сказы. Большинство его произведений были созданы им в этом самом доме на улице Чапаева (ранее Архиерейская). Выстроил Павел Петрович дом сам около сотни лет назад. Теперь в доме организован музей имени Бажова, где сохранены все вещи так, как они были при жизни Павла Петровича.

Одна из наиболее интересных реликвий дома – это, конечно же, старинные книги, более 2000 экземпляров. Многие из них хранят автографы писателей, с которыми был дружен Бажов. В оригинале сохранён и сад, в котором Павел Петрович принимал гостей, прогуливался, работал в погожие дни.

Адрес музея: Екатеринбург, ул. Чапаева, д. 11.

Телефон: 8 (343) 257-0692

Конечно, это неполный список и путешествовать по усадьбам и имениям русских писателей я еще обязательно буду. Вдохновение нужно черпать у вдохновленных!

Усадьбы русских писателей

И.С.Тургенев говорил: «Пишется хорошо, только, живя, в русской деревне». Именно за вдохновением стремились многие русские писатели в свои загородные усадьбы. Теперь поездки в эти имения стали отличным вариантом тура выходного дня. Много групп школьников и людей, неравнодушных к творчеству писателей, приезжают, чтобы приобщиться к истории и жизни этих великих людей. Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по имениям М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

Тарханы. Находится село Тарханы в Пензенской области. Это место уникально тем, что в нем провел половину своей жизни великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Имение принадлежало его бабушке – Е.А. Арсеньевой. Когда поэту исполнилось тринадцать лет, он переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион при Московском университете. Но все время душой стремился в свои любимые Тарханы. Похоронен Лермонтов был тут же, в семейном склепе. Позже на этом месте была возведена часовня. Реставрация и ремонт усадьбы начались только в 1936 году, и уже спустя три года, был открыт доступ всем поклонникам творчества поэта, к его гробу. В этом же году первых посетителей принял и дом-музей великого классика. В 1969 году усадьбу переименовали в музей-заповедник «Тарханы». На сегодняшний день в Тарханах собрана уникальная коллекция вещей, которые принадлежали Лермонтову: его рисунки, альбом, портсигар, фамильная икона, мебель из барского дома и множество изданий его великих произведений, как прижизненные, так и посмертные. Память о поэте хранит даже старинный парк, который он некогда так любил. Тут широкие живописные аллеи, дубовые рощи, каскады великолепных прудов. В музее-заповеднике постоянно проводятся разнообразные театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера и фольклорные праздники.

Спасское-Лутовиново. В этой усадьбе, расположенном в селе Мценском, Орловской области, в родовом имении матери, прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева. Позже вся семья перебралась в Москву. Но великий русский писатель не раз приезжал сюда. Особенно любил отдыхать в Спасском-Лутовинове летом, наслаждаясь спокойной и величавой красотой русской природы, черпая тут вдохновение. В жизни писателя был такой период, когда он путешествовал по Европе, но после этого у него неизменно следовал «русский летний сезон отдыха» в имении. Сегодня усадьбы Спасское-Лутовиново – является бесценным памятников культуры, тут сохранилось все в таком же виде, как было и при жизни Тургенева. Даже дом восстановлен в первоначальном виде: тут все та же внушительная по размерам и содержанию библиотека, ампирная мебель, старинные английские часы, по прежнему тикающие в столовой, большой дубовый стол, за которым собирались многочисленные гости писателя и «самсон» - широкий диван в турецком стиле, который Иван Сергеевич очень любил.

Посетив музей, обязательно идите прогуляться по парку. Это один из самых красивых приусадебных парков России. Тут есть даже двухвековые ели, ясени и клены, и это не предел, встречаются и более древние деревья. Именно после прогулки под кронами этой зелени, Тургенев написал: «Эти деревья…заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия». Кстати, девятого ноября, здесь обязательно празднуют день рождения писателя.

Карабиха. Первые владельцы этой усадьбы в Ярославской области, были князья Голицыны, которые и начали в сороковые годы восемнадцатого века ее возведение. Стройка велась на Карабитовой горе, от чего, собственно, и пошло название усадьбы - «Карабиха». Говорят, планировка усадьбы имела тайный смысл: все постройки образуют ярусы, которые символически обозначают «Древо жизни», а оно, в свою очередь, - духовный рост личности. Н.А. Некрасов вдохнул вторую жизнь в это имение, проведя тут десять летних сезонов. Работники музея-усадьбы, постарались по максимуму сохранить «дух поэта» в поместье. Тут вам предложат увлекательнейшие экскурсии, например, «В гости к дедушке Мазаю» или «Легенды старого дома». Если первая понравится детям, то вторую оценят взрослые посетители. Про свою жизнь в Карабихе, Некрасов писал: «Деревня согнала с души давнишний сплин и сердцу весело…».

Мелихово. Усадьбы великого писателя Антона Павловича Чехова «Мелихово» находится в Московской области, всего в каких-то полсотне километрах от МКАДа. С самого утра сюда, один за одним, подъезжают экскурсионные автобусы, подвозя шумных школьников. Но так как территория усадьбы большая, то для любителей созерцания в одиночестве, найдется тихое место. Тут расположены: дом, музей, амбулатория, парк, огород. Вокруг построек тянуться красивые аллеи, яркие цветники, изумрудные лужайки и огородик, где так же, как и при жизни Антона Павловича высаживается капуста, пузатые тыквы и баклажаны. Вообще, Чехов был талантливым садоводом, он даже говорил, что, если бы не стал писателем, то выбрал бы профессию садовника. Сам домик русского писателя невелик, да и обстановка в нем очень скромная: низкие потолки, со временем потертые полы, грубые домотканые дорожки. Но сколько тут было написано великих произведений, сколько сюда приезжали великих людей! Совсем недавно в Мелихово восстановили скотный двор, ригу, людскую. В усадьбе постоянно проводятся праздники, которые устраиваются местным музейным театральным коллективом. По субботам они даю представления по рассказам Чехова. А еще тут проводится уикенд, под названием «Дачная лихорадка или двадцать два невинных удовольствия». Гостям усадьбы предлагают пожить самой настоящей дореволюционной жизнью дачников, их научат, как нужно играть в серсо, крокет, предложат поучаствовать в театральных постановках, покатают на лошадях. Переночевать предложат в соседней усадьбе - Веретенникова. На такие праздники, как Новый год, Троица, Яблочный Спас, придумываются специальные тематические программы.

Ясная Поляна. Усадьба великого Льва Толстого находится в двухстах километрах южнее Москвы, в Тульской области. Тут все сохранено в первозданном виде: и многотысячная библиотека Льва Николаевича, насчитывающая примерно двадцать две тысячи экземпляров, и рабочий кабинет писателя со старинным столом из персидского ореха под зеленым сукном. Огромный парк «Ясной Поляны» поражает своими размерами – сто восемьдесят гектаров, а еще тут довольно причудливое сочетание дикой природной растительности с культурными растениями. Предпочтительное время для экскурсий сюда – поздняя весна либо ранняя осень: когда цветут или плодоносят яблони.

Как уже сказано выше, осень – лучшее время для путешествий по старинным усадьбам русских писателей, когда все вокруг обретает неповторимый ореол романтики. Прогуливаясь по золотым аллеям поместий, невольно чувствуешь себя немножко поэтом, особенно, когда осознаешь, что тут несколько десятков лет назад ходили гении русского слова, а чудесные окрестные пейзажи дарили им вдохновение. Дворянских гнезд русских писателей в России осталось несколько десятков, поэтому обязательно нужно посетить, хотя бы некоторые.

Усадьбы и дачи в произведениях русских классиков

Загородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, — это настоящий русский феномен. Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Лев Толстой

Усадьба Ясная Поляна. Фотография: biography.com

Одним из известных дачников был Лев Толстой. Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы Ясная Поляна, где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер. Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого помещика Константина Лёвина — одного из героев романа «Анна Каренина».

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей».

Для Лёвина усадьба — это не только благодатная почва для ностальгии, но и средство заработка, возможность обеспечить себе и своей семье достойное существование. Только ухоженное и крепкое хозяйство могло выжить в новой России. В толстовской усадьбе не было места для изнеженных Онегиных — они сбежали в города. В деревне остался настоящий хозяин, которому чужда леность: «Лёвин ел и устрицы, хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее».

Иван Тургенев

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые в курсе культурных и общественных событий. Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей: выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование. Братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance (с франц. «в стиле эпохи Возрождения». [I]— Прим. ред.[I]) из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света, отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу — словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий — так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал».

Антон Чехов

Усадьба в Мелихово. Фотография: photosight.ru

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Чехова. Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

«Так уж лучше это не в Харькове и не где-нибудь в Курске, а здесь, на лоне природы... Поэтично, по крайней мере, даже очень красиво... Здесь есть лесничество, полуразрушенные усадьбы во вкусе Тургенева...»

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово. Например, в рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

«Про Волчаниновых сообщил он немного. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей; мало-помалу ей удалось собрать около себя кружок симпатичных ей людей, которые составили из себя сильную партию и на последних земских выборах «прокатили» Балагина, державшего до того времени в своих руках весь уезд. Про Женю же Белокуров сообщил только, что она не жила дома и была неизвестно где».

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек — купец, предприимчивый и современный. В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи». Раневская решительно отвергла предложение Лопахина, хотя оно принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Чехов показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет. А аристократы с тонкой душевной организацией доживают свой век и скоро исчезнут.

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Иван Бунин

Усадьба Бунина в Орле. Фотография: bunin.org

Иван Бунин — представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы — не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. На даче разворачивались события и в романе «Жизнь Арсеньева», и в сборнике рассказов «Темные аллеи», и в повести «Митина любовь», и, конечно, в рассказе «На даче».

Усадьба у Бунина — это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно меняющимся настроением. В первых произведениях Бунина загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно. Такова усадьба в рассказах «Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени».

В 1917 году писатель стал свидетелем массового уничтожения дорогого и близкого ему мира дворянских гнезд. В 1920 году Иван Бунин покинул Россию навсегда — он эмигрировал во Францию. В Париже Бунин написал цикл рассказов «Темные аллеи», повесть «Митина любовь» и роман «Жизнь Арсеньева».

«Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни, — жизнь для Мити началась тихая».

Во всех произведениях чувствуется горечь утраты — отчего дома, родины и жизненной гармонии. Его эмигрантские дворянские гнезда хоть и обречены на гибель, но хранят воспоминания о мире детства и молодости, мире старинного дворянского быта.

Автор: Дарья Лёгкая

Константиново, Переделкино, Мураново, Мелихово, Сростки.

Многие писатели создавали свои самые известные произведения в родных деревнях и селах. Они описывали эти места в стихах и рассказах, романах и пьесах. Сейчас на родине Антона Чехова, Сергея Есенина, Василия Шукшина и других литераторов работают музеи, посвященные их жизни и творчеству. Портал «Культура.РФ» составил подборку литературных мест России.

Мураново

«Есть милая страна, есть угол на земле…» (Евгений Боратынский)

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

В одном из стихотворений Евгений Боратынский описал пейзаж собственной деревни Мураново:

Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева

Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых.
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встает гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… туда душа летит.

«Счастливый дом» был построен самим Боратынским. В его кабинете поэт подготовил свой последний сборник — «Сумерки».

Уже после смерти Боратынского, при новых хозяевах, в Муранове гостили Николай Гоголь, Сергей и Константин Аксаковы, Евдокия Ростопчина, Сергей Соболевский и Сергей Полторацкий.

В 1869 году усадьба перешла во владение Ивана Тютчева — младшего сына Федора Тютчева, и Мураново расцвело. Были построены храм Спаса Нерукотворного, флигель вдовы поэта, «Детский домик» и несколько хозяйственных зданий. Из Петербурга и Остуга, находившегося в то время в упадке, в Мураново свозились личные вещи Тютчева и его семьи: книги, автографы, портреты. Именно здесь был подготовлен к публикации посмертный сборник поэта. Родственными узами Тютчевы были связаны с теми же Аксаковыми и поэтом Сушковым, часть их письменного наследия также оказалась в имении. Сегодня здесь располагается Музей-усадьба имени Федора Тютчева, фонды которого насчитывают более 30 тысяч единиц хранения.

Мелихово

Родина «Чайки»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Надо сказать, и не только «Чайки». За годы, которые Антон Павлович Чехов прожил в усадьбе, построенной в деревне Мелихово, было написано более четырех десятков произведений, среди них — «Дядя Ваня», «Палата № 6» и «Человек в футляре». Именно здесь, в Мелихове, произошли события чеховского «города С» и уездных деревень, описанные в рассказах: с его обитателей автор срисовал многих своих героев.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

«Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид. Курятник сделан по последним выводам науки. Колодезь с железным насосом. Вся усадьба загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника. Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом — пожаром; все же остальное не берет их».

В Мелихове Чехова знали не только как писателя. Для местных жителей он был врачом (бесплатно принимал пациентов, боролся с холерой) и строителем школ, здания которых сохранились до наших дней.

Сегодня Мелихово ассоциируется исключительно с музеем-усадьбой знаменитого писателя и драматурга. Восстановлен главный дом, амбулатория, и другие флигели и постройки, отреставрирован флигель «Чайка», где Антон Павлович работал над своей знаменитой пьесой. В 2006 году в Мелихове появился собственный театр «Чеховская студия», здесь ставятся спектакли с участием местных и приглашенных актеров. Главным театральным событием усадьбы является Международный фестиваль «Мелиховская весна».

Константиново

«Я снова здесь, в семье родной, / Мой край, задумчивый и нежный! / Кудрявый сумрак за горой / Рукою машет белоснежной» (Сергей Есенин)

 Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

 Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

 Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Село, расположенное в Рыбновском районе Рязанской области, неразрывно связано с именем Сергея Есенина. Высокий берег Оки, широкие луга и деревянные крестьянские дома — вот она, волшебная «страна березового ситца». И хотя Константиново Есенин покинул уже в возрасте 14 лет, поступив во второклассную учительскую школу в Спас-Клепиках, о селе говорят как о месте, в котором поэт провел детство и юность. Здесь же расположен и музей, посвященный ему.

 Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

И это я!
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.

После поступления в учительскую школу, а затем и переезда в большие города Есенин бывал на своей малой родине лишь во время каникул и отпусков. Поэт проводил здесь несколько месяцев и рвался обратно: сначала в Москву, потом в Петербург. Однако именно константиновской помещице Лидии Ивановне Кашиной суждено было стать прототипом Анны Снегиной.

В литературе село увековечил не только Есенин, хотя и второй случай тоже тесно с ним связан: в предисловии к книге «Николины притчи» (1917) Алексей Ремизов отметит, что в работе над ней пользовался «рязанскими сказками с. Константиново, переданными… поэтом С.А. Есениным».

 Государственный музей-заповедник С.А. Есенина

Сергей Есенин (во втором ряду справа) среди односельчан рядом с площадкой для игры в крокет. 1909

История села насчитывает четыре столетия, первые упоминания о нем относятся еще к 1619 году. Село, бывшее собственностью царской семьи, позже переходило от одного знатного дворянского рода к другому. Им владели Мышецкие, Нарышкины, Голицыны, Олсуфьевы. При Алексее Михайловиче Голицыне в 1779 году здесь был возведен каменный храм Казанской иконы Божией Матери — одна из главных достопримечательностей Константинова. Именно на фоне этого храма сделана единственная из известных нам фотографий Сергея Есенина в родном селе.

Переделкино

«У нас весною до зари / Костры на огороде, — / Языческие алтари / На пире плодородья» (Борис Пастернак)

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Поселок писателей Переделкино

Целый цикл стихотворений Борис Пастернак посвятил дачному поселку (или писательскому городку) Переделкино; здесь же, в дачном доме, он закончил работу над знаменитым романом «Доктор Живаго».

Без преувеличения можно сказать, что Переделкино стало центром русской литературы XX века. Александр Серафимович и Леонид Леонов, Лев Каменев и Исаак Бабель, Илья Эренбург и Борис Пильняк, Всеволод Иванов и Лев Кассиль, Борис Пастернак и Константин Федин, Илья Ильф и Евгений Петров и многие-многие другие писатели и поэты жили здесь, снимали дачи или подолгу гостили у родственников и друзей.

Поселок писателей Переделкино

«Принадлежит Переделкино в своей писательской части и будет все равно принадлежать, когда исчезнет физически (что не за горами, а точнее, за гибнущим лесом), истории, и не только истории литературы…»

Идея создать писательский городок принадлежала Максиму Горькому. По его совету правительство выделило участок земли неподалеку от реки Сетунь, на котором были построены 50 деревянных двухэтажных домов. Дачи здесь получали самые достойные, по мнению руководителей Литфонда СССР, писатели и поэты.

Сегодня некоторые из этих домов являются мемориальными музеями авторов. Многие из них закончили здесь свои дни, так что Переделкино знаменито не только своими постройками, но и кладбищем.

Сростки

«На родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови» (Василий Шукшин)

Село Сростки

Село Сростки

Село Сростки

Село Сростки

Село Сростки

Село Сростки

На берегу реки Катунь, к юго-востоку от Бийска, примостилось село Сростки — родина писателя, актера и режиссера Василия Шукшина.

Село Сростки

«…Я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых в сущности отношений между людьми там.
Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу».

После смерти автора село стало местом паломничества для всех, кто хочет узнать об истоках творчества Шукшина. Именно здесь находится музей, посвященный писателю, который с 1999 года приобрел статус всероссийского мемориального музея-заповедника. Это значит, что не только здание, где хранятся экспонаты, но и многие улицы села должны сохраниться в их неизменном виде. В 2015 году в Сростках были найдены неизвестные ранее письма Василия Шукшина, считавшиеся давно утраченными.

Сегодня в селе, чарующем посетителей видами на Катунь и гору Пикет, проводится фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», которому в этом году исполняется 40 лет.

Путеводитель разрабатывается совместно с Общественной палатой РФ и фондом «Перспектива».

Государственный музей-заповедник С. А. Есенина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *