Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Хельмут бергер и лукино висконти – Хельмут Бергер: цветок зла — В действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле. Антуан де Сент Экзюпери — LiveJournal

Хельмут бергер и лукино висконти – Хельмут Бергер: цветок зла — В действительности всё совершенно иначе, чем на самом деле. Антуан де Сент Экзюпери — LiveJournal

биография, фильмография, личная жизнь :: SYL.ru

О нем говорили, что он обладает «особой породой с летучим намеком на душевный вывих». Его называли белокурой бестией, лучшим Людвигом за всю историю мирового кинематографа, цветком зла. Красота этого актера казалась восхитительной, но в то же время отталкивала. Он словно специально был создан для роли Людвига Второго в одноименном фильме и Мартина фон Эссенбека в артхаусной ленте «Гибель богов». И даже если бы Хельмута Бергера на самом деле не было, его стоило бы придумать!

хельмут бергер

Противоречивая и насыщенная: биография Хельмута Бергера

Актер Хельмут Бергер появился на свет 29 мая 1944 года в Австрии. Правда, тогда его фамилия была несколько длиннее – Штайнбергер. Из маленького курортного городка под названием Бад-Ишль семья перебралась в Зальцбург. Здесь Хельмут учился в колледже, основанном монахами ордена францисканцев. Семья будущего актера занималась слишком уж приземленным делом – гостиничным бизнесом. Юного Бергера же привлекали красота, мода и беззаботная жизнь, так что продолжать дело отца молодой человек не собирался. В стремлении стать актером Хельмута поддерживала мать. Отец, напротив, считал актерское ремесло глупостью.

Первые шаги к покорению мира

На момент окончания зальцбургского колледжа Хельмуту исполнилось 18 лет. Юноша был полон надежд и мечтаний. Потому неудивительно, что он решил покорять мир. Начал Бергер с Вены. В столице Австрии он брал уроки актерского мастерства и одновременно изучал английский язык, пытаясь избавиться от раздражавшего австрийского акцента.

Хельмут Бергер в Европе

Путь к мировой славе начался с путешествий. Хельмут какое-то время жил в Швейцарии, оттуда он переехал во Францию. Следующей была Англия. Задержался молодой человек лишь в Италии – здесь он поступил в университет, где начал учить итальянский язык. На пути к мечте Хельмут не отказался ни от одного предложения: он снимался в телерекламе, был фотомоделью в модных глянцевых журналах, пробовал себя в качестве статиста в ряде итальянских фильмов. А в 1964 году на экраны вышел фильм «Карусель» с Хельмутом Бергером. Роль была эпизодической, начинающего актера даже не упомянули в титрах.

фильм карусель с хельмутом бергером

Кстати, 1964-й стал для Хельмута особенным годом: на одном из модных показов на молодого манекенщика обратил внимание известный итальянский режиссер Лукино Висконти. Он был просто поражен невероятной красотой двадцатилетнего Бергера. Висконти даже не смутила разница в возрасте – великий кинорежиссер был старше на 38 лет! Лукино приглашал Хельмута на вечеринки и буквально заваливал подарками.

Международная известность

Мечта сбылась! Не прошло и двух лет, как Бергер уже начал активно сниматься у Висконти. Первой лентой стала киноновелла «Ведьма, сожжена заживо», снятая в 1965 году. Конечно, свою роль сыграла внешность Хельмута, но режиссер смог разглядеть в юноше артистизм и харизму. И не просто разглядел, а помог развить эти качества и позволил актеру завоевать мир.

Имя «Хельмут Бергер» появилось на страницах популярных журналов сразу после выхода на экран фильма «Гибель богов». Критики в один голос твердили: этот актер был рожден для киноленты! «Белокурая бестия» превосходно справился с ролью негодяя Мартина фон Эссенбека, выродка из славного семейства промышленников, «цветка зла». Сумасшедший успех, который принесла Бергеру роль наследника немецких фабрикантов, был закреплен еще одной киноновинкой – фильмом Висконти «Людвиг». Здесь Хельмут перевоплотился в короля Баварии. И перевоплощение это было просто изумительным – глядя на человека с наивной, хоть и больной душой, никто не сомневался в намерениях «правителя» построить уникальное государство, в котором царили бы гармония и красота.

хельмут бергер фильмы

Работа с другими режиссерами

Потрясающая актерская игра, мгновенное растворение в образе – вот что демонстрировал на площадке Хельмут Бергер. Фильмы с его участием приносили режиссерам прибыль и славу. В Италии он работал с Витторио Де Сика, Флорестано Ванчини. Его снимали австрийский режиссер Отто Шенк, американец Ларри Пирс, испанец Хесус Франко и многие другие. Роли получались не просто удачными – это было поистине головокружительно. Об этом старались не говорить, но многие считали, что причина такого успеха кроется в моральной поддержке Висконти.

Лукино Висконти и Хельмут Бергер: личная жизнь с оттенком драмы

От чар магнетического «цветка зла» противоядия не было. И первым не устоял Лукино Висконти. Режиссер не был первым мужчиной в жизни Хельмута, однако это был первый человек, чувства к которому нельзя было назвать простым влечением. Они гуляли по Елисейским полям, путешествовали и были по-своему счастливы. Спустя долгие годы Бергер признается в своей книге: сначала это была просто игра в любовь, которая со временем переросла в чувство нереальной силы.

Успех Хельмута был главной задачей Висконти. Это он буквально заставил начинающего актера продолжить обучение, много читал ему (по большей части это были учебники по истории искусств), учил итальянскому. Висконти знакомил Бергера с мировыми звездами – оперными дивами, дирижерами, композиторами и танцовщиками. Лукино Висконти буквально «создал» Хельмута – как Пигмалион Галатею. У режиссера актер научился понимать искусство, полюбил музыку, живопись и архитектуру.

хельмут бергер личная жизнь

Единственная ссора

Про отношения Хельмута и Лукино можно сказать только одно – они жили душа в душу. Их первая и последняя ссора произошла накануне съемок фильма «Людвиг». Хельмут втайне от Висконти сбежал в Китцбюель – популярный горнолыжный курорт. Причина, по которой режиссер не хотел отпускать Бергера, была крайне серьезной – он опасался, что актер повредит себе что-нибудь, катаясь на лыжах. Чтобы предотвратить возможные проблемы, режиссер применил власть: будущего Людвига буквально сняли с горы и вернули обратно.

«Вдова» Висконти

Последней совместной работой возлюбленных стала картина «Семейный портрет в интерьере». Она же оказалась и последней яркой ролью актера. Смерть Лукино Висконти стала для Бергера настоящим ударом. Она застала его врасплох: актер по совету любимого человека полетел в Рио-де-Жанейро. Преодолев Атлантику, Хелл (так называл актера Висконти) встретился с Флориндой Болкан и ее братом. Их поведение показалось Бергеру подозрительным, однако не сразу он смог понять, что эти двое что-то от него скрывают. Лишь спустя несколько часов Хельмут Бергер узнал, что Лукино скончался.

Сложно представить, что чувствовал Хельмут, потеряв сразу старшего друга, учителя и любовь всей жизни. Позднее он скажет: «Главная трагедия моей жизни заключается в том, что в 32 года я овдовел». Первая годовщина смерти Висконти оказалась для Бергера невыносимой. 17 марта 1977 года актер принял смертельную дозу снотворного. Спасла его домохозяйка Мария: почуяв неладное, она приехала и обнаружила Хельмута уже без сознания. Врачи, вызванные Марией, сумели вытащить Бергера с того света.

хельмут бергер роли

Конец карьеры?

Слава актера стремительно пошла на спад. Красавец с арийской внешностью словно утратил свой талант, а вместе с ним и требовательность в выборе новых ролей. Он стал появляться в низкопробных фильмах. Казалось, его яркая звезда закатилась навсегда. Под откос пошла и жизнь – Хельмут начал выпивать, уходить в длительные загулы. Конечно, были и попытки жить «нормально»: Хелл даже женился на актрисе. Правда, брак этот оказался неудачным, хоть от него и появился ребенок.

Жизнь улыбнулась актеру еще раз – в восьмидесятых на экранах вновь появился Хельмут Бергер. Роли в телесериалах «Династия» и «Фантомас», а также эпизод в «Крестном отце» хоть и повысили рейтинг, но все же значительно уступали предыдущим работам. Бергер никогда больше не появлялся в кинолентах в своем прежнем амплуа.

актер хельмут бергер

Награды

1969 год ознаменовался тем, что Хельмут был номинирован на «Золотой глобус» за роль в «Гибели богов». Тогда этот престижный фестиваль предусматривал номинацию «Лучший новый актер». Роль Людвига Второго принесла Бергеру итальянскую национальную премию «Давид ди Донателло». А в 2007 году Хельмут Бергер был удостоен премии «Тедди». Ее Берлинский кинофестиваль присуждает за те киноработы, которые затрагивают проблемы сексуальных меньшинств.

Хельмут Бергер: цветок зла: ana_lee — LiveJournal

Его называли «цветком зла», «белокурой бестией», «особой породой с летучим намеком на душевный вывих». Он показал магическую силу порока. Его красота одновременно восхищала и отталкивала. Кажется, он был рожден для «Гибели богов» и «Людвига». И, если бы Хельмута Бергера (Helmut Berger) не существовало, его стоило бы выдумать.


«Yes I am tainted by the beautiful things in life. But to all those who only want to see my as an agent provocateur and an excentric I can only say: With every day of my life the number of people I don’t give a damn about grows and grows.»

Биография Бергера одна из самых противоречивых и насыщенных которые когда либо существовали.

Киноактер Хельмут Штайнбергер, в отличие от Арнольда Шварценеггера, оставившего без изменений свою длинную фамилию, начав сниматься в кино, сократил свою до Бергера. Но это было потом…

Хельмут родился 29 мая 1944 года в Австрии, в небольшом курортном городке Бад-Ишль. Рос мальчик уже в столице австрийской федеральной земли Зальцбург, где учился в колледже монахов-францисканцев. Его семья занималась вполне прозаическим гостиничным бизнесом, и Хельмут, которого всегда манили легкость, красота и мода, не собирался продолжать дело отца – с детства он мечтал об актерской карьере, и мать поддерживала его в этом стремлении. Ну а отец, конечно же, считал это занятие несерьезным.
Когда юноша окончил колледж в Зальцбурге, ему было 18 лет. Он был полон надежд и отправился покорять мир, точнее, сначала – столицу Австрии. По прибытии в Вену он стал брать уроки сценического мастерства у педагогов местной Драматической школы и учить английский язык, пытаясь отделаться от австрийского акцента, – считал, что для успешной карьеры актера это может стать препятствием. Ну а потом начались путешествия по Европе: он жил в Швейцарии, Франции, Англии и, наконец, доехал до Италии. В итальянском городе Перудже он поступил в университет для иностранцев, где учил итальянский язык. На пути к актерской деятельности молодой красавец перепробовал немало профессий: снимался в рекламе для телевидения, был фотомоделью для модных глянцевых журналов и статистом в ряде итальянских картин. В 1964 году он дебютировал в эпизоде французского фильма Роже Вадима «Карусель». В том же году на одном из модных показов его увидел знаменитый итальянский кинорежиссер Лукино Висконти. Его поразила красота Хельмута, и Висконти попытался приблизить его к себе: приглашал на вечеринки, посылал кучу подарков. Великий итальянец был на 38 лет старше манекенщика, однако это не помешало их сближению.

  
 

  

 


Хельмут Бергер и Лукино Висконти

Спустя два года Бергер уже снимался у Висконти. Киноновелла «Ведьма, сожженная заживо» для альманаха «Ведьмы» стала для молодого актера пробным шаром. Благодаря своим внешним данным и артистизму Хельмут Бергер под руководством маститого режиссера достиг вершин актерского мастерства и по праву стал называться «актером Висконти». Режиссер открыл своему любимцу путь к большим ролям.


 Ведьмы (1967)

С выходом фильма «Гибель богов» имя Хельмута Бергера встало в один ряд с именем его великого друга. Обольстительное животное, белокурая бестия с порочным взглядом, журналы писали о нем: тот как будто был рожден для «Гибели богов», для роли Мартина фон Эссенбека – негодяя, растлителя, выродка в его славном семействе сталелитейных промышленников, цветка зла, притом зла магического, магнетического, завораживающего. Висконти, в свое время сам не устоявший перед этим соблазном, в «Гибели богов» никому не дал устоять перед ним: ни невинной маленькой девочке, над которой Мартин надругался, ни правильному юноше-кузену, ни его безумной матери. Роль эксцентричного наследника немецких фабрикантов принесла Бергеру бешеный успех, который через несколько лет был закреплен благодаря роли баварского короля Людвига II в фильме Висконти «Людвиг». Его перевоплощение в короля Баварии, человека с чистой, хоть и больной душой, мечтавшего построить государство красоты и гармонии, было удивительным.


Гибель богов (1969)


Роми Шнайдер и Хельмут Бергер в фильме «Людвиг» (1972)


Лукино Висконти, Роми Шнайдер и Хельмут Бергер


Дориан Грей (1970)

Снимаясь у Висконти, Хельмут Бергер параллельно исполнял роли в фильмах других значительных мастеров мирового кино. Он работал не только в Италии с такими кинематографистами, как Витторио Де Сика и Флорестано Ванчини, но и в других странах. Бергер крепко держал высокий уровень актерской игры, заданный маэстро Висконти, и таким образом завоевал общественное признание как один из лучших актеров мирового кинематографа.

Роли получались удачными, может быть оттого, что смертельно больной Висконти из своей инвалидной коляски поддерживал своего любимца морально. Перед смертью он не расставался с фотографией Хельмута. «Семейный портрет в интерьере» (1974) стал последней совместной работой Бергера и Висконти и последней «звездной» ролью актера.

 


 Сад Финци-Контини (1970)

 


Карусель (1973)


Романтичная англичанка (1975)

 

 

 

 

 

 

  

 

 

В 1976 году великий режиссер умер, и на этом закончилась блистательная кинокарьера Бергера. Актер тяжело переживал смерть старшего друга. «Трагедия моей жизни в том, что я овдовел в 32 года», – говорил он. В первую годовщину смерти Лукино Висконти Бергер даже пытался покончить жизнь самоубийством. Слава актера угасала: он как будто утратил художественные критерии и требовательность в выборе предлагаемых ролей. Холодный красавец арийской внешности, некогда работавший с лучшими кинорежиссерами мира, стал сниматься в низкопробных лентах и фактически пережил свой творческий закат. Его жизнь также пошла под откос: пьянство, бесчинства, загулы… В эти годы Бергер был одним из главных персонажей европейской светской хроники. Он вращался в мире богатых и знаменитых, порой доводя до обморока даже их, циничных и роскошествующих. Однажды во время морского круиза на корабле Аристотеля Онассиса он появился к обеду практически голым, вызвав гнев греческого миллионера, который распорядился выбросить за борт все десять чемоданов от «Louis Vuitton», принадлежащих возмутителю спокойствия. Бергер заказал у «Bulgari» шлем из золота и носил его. В своей автобиографии «Я» («Ich») актер описал свои сексуальные встречи. «Если хотя бы половина из того, что Бергер написал в своей книге, – правда, то через его постель прошли чуть ли не все мировые знаменитости», – писали критики. Бергер упомянул о своей близости с Роми Шнайдер и Лиз Тейлор, с Рудольфом Нуреевым и с Миком Джаггером. «Журналисты хотели жратвы, и я ее сервировал», – вспоминает он сейчас.

«Я не знаю, что такое мораль. Я не знаю, что такое аморальность. Я знаю лишь, что такое совесть», — говорит Хельмут Бергер в одном из крайне редких интервью газете Frankfurter Allgemeine. «К сожалению, Роми всегда влюблялась в свиней», — замечает он походя в том же интервью об Алене Делоне. «Он не актер, а проститутка», — отмечает далее Бергер. Брандауэр сыграл, по его мнению, «лишь одну приличную роль — Мефисто», а из-за Софи Лорен Бергер не желает больше смотреть на церемонию вручения «Оскаров»: «В первом ряду сидит эта старая корова в парике и с беспардонным декольте. Что за безвкусица!».

 


Салон Китти (1975)

 
Vogue Paris April 1970

Бергер, Хельмут — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бергер.

Хельмут Бергер (нем. Helmut Berger, настоящая фамилия Штайнбергер, род. 29 мая 1944, Бад-Ишль) — австрийский актёр.

Бергер родился в Бад-Ишле, провёл детство в Зальцбурге и посещал францисканский колледж в Фельдкирхе. В возрасте 18 лет Бергер переехал в Лондон, чтобы обучаться актёрскому мастерству. Для того, чтобы оплатить обучение, он подрабатывал официантом. С 1965 года он учился в университете Перуджи и снимался в эпизодических ролях[1].

В 1964 году Бергер познакомился с Лукино Висконти, который позже дал ему роль в эпизоде «Сожжённая ведьма» фильма «Колдуньи» (1967 год; фильм состоял из пяти эпизодов, снятых разными режиссёрами). Висконти стал главным режиссёром Бергера, а их гомосексуальные отношения продлились до смерти Висконти.

Всемирную известность Бергеру принесли роли Мартина фон Эссенбека в «Гибели богов» (1969), которую кинокритик Нью-Йорк Таймс Винсент Кэнби назвал «ролью года»

[2], и Людвига II в «Людвиге» (1972). В одной из сцен «Гибели богов» Бергер в женском платье пародирует песню, которую Марлен Дитрих исполняла в своём знаменитом фильме «Голубой ангел». В более поздних фильмах режиссёры в основном эксплуатировали одновременно сексуальный и инфернальный образ Бергера[1], что позволило Андрею Плахову усомниться в наличии у Бергера собственного актёрского таланта[3].

В 1976 году умер Лукино Висконти, что привело Бергера к глубокой депрессии. В первую годовщину смерти Висконти Бергер совершил попытку самоубийства[3].

Бергер много снимался в 80-х и 90-х годах, в том числе на телевидении, но все его поздние работы уступали по качеству ролям в фильмах Висконти. В 1983—84 годах он даже снимался в одном сезоне популярной американской мыльной оперы Династия.

Хельмут Бергер — открытый бисексуал, ему приписывались романы со знаменитостями обоего пола. Он много раз появлялся в ток-шоу на немецком и австрийском телевидении (что нередко оборачивалось скандалами). В 1998 году Бергер опубликовал автобиографию «

Ich» (Я)[4], большая часть которой посвящена его личной жизни.

В 1969 году Бергер был номинирован на «Золотой глобус» как лучший новый актёр (номинация, прекратившая существование в 1983 году) за роль в Гибели богов, а роль Людвига принесла ему национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

В 2007 году Бергер был удостоен специальной премии «Тедди» Берлинского кинофестиваля (премия присуждается за киноработы, затрагивающие проблемы сексуальных меньшинств) за вклад в кинематограф.

Хельмут Бергер, заклейменный красотой

Семейный портрет в интерьере. 1974

75 лет актеру, звезде фильмов Лукино Висконти

31 мая 2019 Галина Парсегова

Природа наделила его редчайшим даром – абсолютной, поразительной  красотой. Хотя и артистизмом, и талантом тоже щедро. Главную роль в его жизни сыграл Лукино Висконти. Впервые случайно увидев 20-летнего Хельмута, он принял его и в свою жизнь, и в свое искусство.

Он был отцом моего выбора, говорит Хельмут Бергер. С родным отцом, Францем Штайнбергером, актер не слишком ладил. Висконти и Бергер не расставались 12 лет вплоть до смерти режиссера. Бергеру тогда исполнилось 32 года. Опустошенный, потерянный он, спустя год после кончины Висконти, попытался покончить  с собой. Актер признавался, что впервые сказав о любви к Висконти, он лгал, а последние слова любви были правдой, но, увы, уже никому не нужной. Он назовет смерть Висконти главной трагедией своей жизни.

Впрочем, в житейском смысле актер не был одинок: еще при жизни Висконти он встречался с Рудольфом Нуреевым и Микки Джаггером, заводил романы с кинодивами. В середине девяностых актер даже ненадолго женился на итальянской коллеге Франческе Гуидато. Позже он назовет свою спонтанную женитьбу несчастным случаем.

 

Семейный портрет в интерьере. 1974

Потеряв Висконти, он словно утратил суть, самый смысл жизни. Бергер остался один на один с миром, не ощущая его ни комфортным, ни дружелюбным. В те годы он боялся нелюбви публики, был застенчив и ужасно волновался перед премьерой. Ему требовался допинг, чтобы обрести спокойствие и уверенность. В одном из последних интервью Висконти сказал о Бергере: хотя он производит впечатление человека циничного, которому на все наплевать, на самом деле он очень внимателен и заботлив.

Их история, в которой ощущается античный фатум, началась в 1964 году. Хельмут, тогда еще Штайнбергер, изучавший итальянский в Перудже, приехал с другом-студентом в Вольтерру, хотя накануне собирался в Ассизи. Лукино Висконти снимал тут «Туманные звезды Большой Медведицы». Зачарованный Бергер смотрел на съемочную площадку, он продрог в легкой рубашке, но не мог заставить себя уйти. Незнакомый человек подал ему теплый шарф от имени Висконти. Назавтра, получив приглашение Висконти, Бергер обедал на его вилле. Задолго до того, в карандашном наброске Висконти портрета Алена Делона, игравшего главную роль в «Рокко и его братьях», проступали черты незнакомца, которого Висконти узнал в Хельмуте Бергере. Висконти долго присматривался к нему, прививал вкус к музыке, литературе, живописи и, да, гардеробу, запретил отращивать битнические патлы. И вот в 1969 году Хельмут Бергер появляется в одной из главных ролей в фильме «Гибель богов» — Мартина Эссенбека, внука и наследника династии сталелитейных магнатов.

Висконти при всей своей гениальности не мог бы сделать звезду из ничего. Он увидел в юноше с вызывающе прекрасным лицом произведение искусства, угадал в нем впечатлительную натуру, артистизм. Хельмут Бергер оправдал его ожидания. Знаменитая сцена из «Гибели богов», где Мартин повторяет танец Марлен Дитрих в «Голубом ангеле», едва ли не затмила прообраз. Дитрих после премьеры прислала актеру свое фото с надписью:

Кто из нас прекрасней? С любовью, Марлен.

 

Гибель богов. 1969

Кроме работы с Висконти в «Гибели богов», «Людвиге», «Семейном портрете в интерьере», Бергер снимался в фильмах Витторио де Сики и Джозефа Лоузи, Ива Буассе и Фрэнсиса Форда Копполы. Он сыграл Дориана Грея в экранизации 1970 года и Фантомаса в мини-сериале 1980-го. На нынешнем Каннском фестивале Бергер появился в роли аристократа-либертена у каталонского режиссера Альберто Серра в «Свободе».

Любимейшей ролью он называет Людвига II Баварского, несчастного короля-безумца. Трагедию властителя-романтика, мечтавшего создать царство торжествующей красоты и потерпевшего жестокий крах, Хельмут Бергер переживал на съемках, как собственную, под гипнотическим влиянием образа: Он всей тяжестью лег мне на плечи. Это был мой фильм, и я это осознавал

. Съемки начались в австрийском Бад-Ишле, близ Зальцбурга, где родился актер. Бергер, крайне щепетильный в работе, много читал об эпохе и своем герое, которому отдавал все силы и чувства, и в итоге получил специальный приз «Давид Донателло». В «Людвиге» он встретился с Роми Шнайдер, сыгравшей королеву Елизавету Австрийскую. Они стали лучшими друзьями. Актер хранит их переписку и носит подаренное  ею кольцо: Я любил ее, как старшую сестру.

 

Людвиг. 1972

Спустя 20 лет, он вновь сыграет баварского короля, в фильме «Людвиг 1881», но кроме разочарования эта работа ничего ему не даст. Он также не смог работать в Голливуде, куда его пригласили в середине восьмидесятых на съемки сериала «Династия». В 1998-м в Берлине издали автобиографическую книгу Бергера Ich – «Я». Он написал ее в соавторстве с немецкой журналисткой и подругой тех лет Хольде Хойер, но впоследствии поссорился с ней, в том числе и из-за недовольства этим текстом.

Журналисты хотели жратвы, и я сервировал ее, — зло отзовется он о книге.

Хельмут Бергер уже не тот дерзкий и застенчивый красавец, упавший в обморок на пробах к фильму «Семейный портрет в интерьере» после поцелуя с Доминик Санда. Он утратил свое гипнотическое очарование, но осталась его неповторимая пластика, высокомерный изгиб рта, его неизменно  грустный взгляд. Осталась магия, и Бергер все еще интересен миру. В 2015 году в программе Венецианского кинофестиваля демонстрировался полуторачасовой документальный фильм австрийского режиссера  Андреаса Хорвата «Хельмут Бергер, актер». В фильме «Сен-Лоран. Стиль – это я» (2014) Бергер появиляется в роли постаревшего  кутюрье. Умирающий Сен-Лоран слушает Марию Каллас, смотрит «Гибель богов», и экран несколько мгновений излучает неповторимую  красоту молодого Хельмута Бергера, глядящего из векового далека на Бергера старика. Семидесятилетний актер в этот момент становится самим собой, словно в эффекте двойной экспозиции, и уже неважно, кто же на экране, герой ли, актер. 

Я, Хельмут Бергер – Журнал «Сеанс»

Хельмут Бергер, актер. Реж. Андреас Хорват, 2015

В полутемной комнате мастурбирует семидесятилетний мужчина. Его лицо распухло от ботокса, старости и порока, но это все еще Хельмут Бергер, «самый прекрасный мужчина на земле», мемуары которого по-итальянски называются «Io», а по-немецки «Ich».

Андреас Хорват — австрийский режиссер и фотограф, в начале нулевых он выпустил фотоальбом о Якутии, снимал кино на Юконе, в лесах Финляндии, в американской и английской глубинке, а сейчас работает на Чукотке над полнометражной игровой картиной, которую продюсирует Ульрих Зайдль. Уже этого короткого списка достаточно, чтобы заметить его интерес к экстремальным состояниям, и своего героя, Хельмута Бергера, он называет человеком крайностей, балансирующим между унижением и величием, великолепием и нелепостью, жестокостью и страстностью.

Сын мелких австрийских отельеров, в середине 1960-х Бергер изучал итальянский язык в Перудже, откуда вместе с приятелем отправился на уик-энд в Вольтерру, где за столиком в кафе увидел его — Лукино Висконти, снимающего «Туманные звезды большой медведицы», уже почти шестидесятилетнего и чувствующего свое нарастающее отчуждение от молодежи. Бергер спас его, стал его музой, снялся в его лучших фильмах, а «овдовев», превратился в маску, за которой скрываются только воспоминания и пустота. Слишком прямолинейная и слишком красивая сцена в начале фильма Хорвата: в спа-салоне Бергеру наносят на лицо что-то синее и густое, а потом отдирают жутковатую маску, неотличимую от лица под ней.

Хельмут Бергер и Лукино Висконти, 1969.

Нам ничего не объясняют, но во время просмотра становится понятно, что с Бергером был заключен договор: режиссер с камерой везде следует за героем, и на восьмом десятке не изменяющего привычному джет-сету. Снимать, однако, нечего: в канун нового года Бергер сидит в номере отеля в Сен-Тропе, и бесконечно собачится со своим спутником, от угроз переходя к домогательствам («Если ты ляжешь здесь и разденешься, у тебя будет фильм, иначе — нет»). В документалистике логика жизни часто оказывается сильнее воли автора, и если, например, «Антон тут рядом» Любови Аркус по ходу съемок превратился в фильм о спасении режиссером героя, то «Хельмут Бергер» — это кино о том, как режиссер становится жертвой своего персонажа.

Сцены в Сент-Тропе и венском доме актера, — очевидно, флэшбэки, воспоминания об отношениях, которые уже завершены, были оборваны автором; вместо закадрового комментария мы слышим записи на автоответчике Хорвата: «Андреас, я хочу, чтобы ты звонил мне два раза в день», «Андреас, я хочу, чтобы ты написал книгу о том, как меня ограбила семья Висконти», «Андреас, будь проклят и никогда не звони», «Андреас, я возьму тебя в частный джет до Ибицы».

В финале неудачной поездки в Сен-Тропе (когда, видимо — можно только догадываться — и происходит разрыв) Хорват по-настоящему (или очень правдоподобно) срывается и обрушивает на Бергера каскад уничижительных эпитетов, а тот вдруг распрямляет спину и смотрит своими голубыми глазами — теми самыми — поверх спрятанной камеры: «Да, я такой и что с того?». И это тот самый момент, когда унижение становится величием.

Читайте также

Самый красивый мальчик ХХ века. Печальная история вдогонку киноигре. | Блогер Polikarpa на сайте SPLETNIK.RU 26 сентября 2017

Автор текста: Юлия Турукина . Оригинальный текст сокращен.

        Когда изучаешь биографию шведского музыканта и актера Бьорна Андресена, на ум приходит известная пословица «Не родись красивым, а родись счастливым». Прославившись в 16 лет ролью польского аристократа Тадзио в фильме легендарного итальянского режиссера Лукино Висконти «Смерть в Венеции», он стал настоящим секс-символом своего поколения. Бьорна моментально нарекли «самым красивым мальчиком XX столетия».
          С этим ярлыком он и живет по сей день. Правда, сам Андресен называет себя «самым старым мальчиком». Внешность стала не благословением, а настоящим проклятием. За ранний успех Бьорну Андресену пришлось расплатиться сполна.  

                                                         Детство.

         Бьорн Йохан Андресен (Bjorn Johan Andresen) появился на свет 26 января 1955 года в столице Швеции Стокгольме. Его мать Барбара состояла в связи с состоятельным женатым мужчиной. По слухам, он был членом Стокгольмской литературной ассоциации. Внебрачный ребенок в его планы не входил. Он попытался уговорить любовницу сделать аборт, но было поздно.   Отец в жизни Бьорна абсолютно не принимал никакого участия.

         Когда Бьорну было 6 лет, его мать лишили родительских прав, официальным опекуном стала бабушка. Спустя 3 года Барбара Андресен бесследно исчезла. В 14 лет Бьорн, наконец-то, узнал, что мать тогда покончила с собой.
Жизнь до Тадзио С самого детства Бьорн мечтал стать пианистом. К счастью, он обладал музыкальным слухом, и когда ему было 8 лет, его без проблем приняли в элитную классическую музыкальную школу Madorufu Fredrik в Стокгольме.
         

          Тем не менее Бьорн Андресен был одним из лучших учеников. Музыкальную школу он закончил с отличием в 1973 году. Об актерской карьере мальчик и не помышлял. Бабушка же Бьорна, работавшая на шведской киностудии, уже давно хотела сделать из внука актера. 


                                                     В поисках Тадзио.

              После феноменального успеха своего фильма «Гибель богов» о крахе буржуазной семьи после прихода к власти нацистов итальянский режиссер Лукино Висконти задумал экранизировать новеллу Томаса Манна «Смерть в Венеции». Впоследствии «Гибель богов», «Смерть в Венеции» и «Людвиг» станут знаменитой немецкой трилогией режиссера.
                      

             История болезненной страсти известного писателя Густава фон Ашенбаха к юному польскому аристократу Тадзио была любимой у Висконти. В новелле затрагивались темы жизни и смерти, времени и красоты. В своем фильме Лукино Висконти сделал Ашенбаха дирижером. Томас Манн при написании новеллы вдохновился судьбой дирижера Густава Малера, поэтому при создании картины режиссер решил вернуться к прототипу. 


            В короткометражке «В поисках Тадзио» мы можем увидеть путешествие съемочной команды Висконти по Швеции, Норвегии, Польше, Финляндии, Дании в поисках актера. Мэтр придирчиво рассматривает кандидатов и безжалостно дает им отставку. Он не щадит своих сил и заходит во все школы и секции для молодежи. Он отмечал: «У них у всех плебейские или же просто симпатичные лица. В них нет божественной искры, о которой писал Манн». В Швеции команда Висконти расположилась в главном отеле Стокгольма. Они уже посмотрели более 1500 мальчиков.

           Когда  Бьорн вошел в комнату , всех покорили благородство манер и грация мальчика. Не осталось сомнений в том, что именно он сыграет Тадзио. Режиссер утвердил на роль Бьорна и объявил о начале съемок. В конце фильма есть одна жутковатая пророческая фраза: «Так почему же все называют его еще Бьорном Андресеном? Давайте называть его Тадзио!»

                                                Процесс съемок фильма.

              Лукино Висконти очень ответственно подошёл к экранизации. Съемки проходили на острове Лидо, в том же самом отеле, в котором происходили события в новелле у Манна. Снимали фильм не по готовому сценарию, а ориентируясь лишь на текст новеллы. Висконти заставлял актёров по 40 раз перечитывать новеллу. В то время как Бьорну Андресену это строго запрещалось. Висконти стремился к чистоте изображения Тадзио.

              …….Как позже вспоминал в своих мемуарах Дирк Богард, Висконти всячески ограничивал свободу Бьорна: ему запрещалось купаться в море, загорать (дабы не утратить аристократическую бледность), играть в футбол с ребятами на съёмках. Когда Андресен начинал флиртовать с девочками, которые исполняли роли его сестёр, Висконти (гомосексуалист  по ориентации  . Polikarpa) начинал скандалить и мог остановить процесс съёмок….

……….Стоит упомянуть о том, что ещё до начала съёмок постоянно циркулировали слухи о внезапной смерти Бьорна Андресена. Говорили об автомобильных авариях, крушениях самолётов, передозировке наркотиков. Эти мерзкие слухи распространял актёр и любовник Лукино Висконти Хельмут Бергер, мстивший Висконти за то, что он не взял его на роль Тадзио….

                                              Страсти по Тадзио.

           ….Премьера «Смерти в Венеции» состоялась 1 марта 1971 г. в Каннах. Фильм произвёл настоящий фурор. Он получил Юбилейную премию в Каннах, несколько премий BAFTA, «Давид Донателло», номинировался на Оскар и стал хитом года в Японии. Настоящая слава обрушилась, конечно же, на Бьорна Андресена. Критики моментально нарекли его «экстраординарным мальчиком», а также «самым красивым мальчиком XX столетия». Один из них сказал о нем: «Его фотографии достойны висеть в Лувре и Ватикане». Эта красота когда-то вдохновляла Микеланджело и да Винчи». На фоне всеобщей истерии по внешности Бьорна никто не замечал его тонкой душевной организации, которая так явно видна в фильме. Молодой человек не был готов к такой всплеску популярности и очень страдал от этого….

                …..В прессе после премьеры фильма постоянно писали о принадлежности Бьорна Андресена к гей-сообществу. Журналисты из кожи вон лезли, чтобы поймать мальчика на связи с мужчинами. Бьорн яростно отрицал все домыслы и заявлял о том, что имеет традиционную ориентацию. Причиной слухов о гомосексуализме Бьорна стало совершенно безнравственное поведение Лукино Висконти и его съемочной группы: «После премьеры фильма в Каннах Висконти отвел меня в гей-клуб. А ведь мне было всего 16! Он и почти вся съемочная группа были геями и завсегдатаями подобных заведений. Официанты и посетители смотрели на меня как на кусок мяса, а я понимал — ответ на их взгляды приравнивается к социальному самоубийству»….

                    …..В какой-то момент его психика не выдержала. Массированное внушение о его гомосексуальности довело его. Юноша начал думать, что действительно является геем. Он признается, что имел ранние связи в начале 70-х с мужчинами. Но парень быстро понял, что противоречит своим истинным желаниям. «Гомосексуальный опыт, который я получил, будучи подростком, очень сильно повлиял на мою психику в негативном ключе. Я поддался всеобщему влиянию и попросту навредил своей психике»…

             ….О «Смерти в Венеции» и Лукино Висконти Бьорн Андресен предпочитает забыть раз и навсегда. Подлый поступок режиссера он простить так и не смог. Также сыграло свою роль и то, что Висконти, сделав из ребенка настоящую звезду, больше никогда не вспоминал об Андресене и не приглашал его в свои фильмы, в точности повторяя поведение отца, матери и отчима Бьорна…

                        Жизнь после  съемок у Висконти.

                   ….На волне успеха фильма бабушка уговорила Бьорна поехать в Японию, где «Смерть в Венеции» стала хитом. Эта поездка задумывалась как начало его карьеры в качестве поп-исполнителя… 

        …В Японии Бьорн рекламировал шоколад Exel, записал синглы You and I forever и Love is here. Японские модельеры нарядили его в матроску а-ля Тадзио и снимали для модных журналов. Бабушка была в восторге от того, какой популярностью в Японии пользуется Бьорн. Она поощряла бесконечные фотосессии и интервью. Бьорн не был в восторге от подобной истерии…

               В одном из интервью японским журналистам, Бьорн заявил, что не намерен становиться поп-исполнителем, а хочет вернуться в родной город и поступить в Стокгольмскую консерваторию. После этого заявления он на многие годы испортил свои отношения с бабушкой. Тем не менее приезд Бьорна в Японию оставил свои следы: в 1976 году мангака Такемуя Кейко представила свою культовую яойную работу «Песня ветра и деревьев» о первой любви двух школьников из элитной мужской академии. Прототипом одного из них послужил Бьорн Андресен. В 2000 году Бьорн подал в суд за эксплуатацию образа, но проиграл дело……….

                          ……В первой половине 1973 года Бьорн Андресен вернулся в Швецию и сразу после окончания школы попытался поступить в консерваторию. Тогда же он съехал из бабушкиной квартиры и начал снимать квартиру в центре Стокгольма…..

                        …..В 1974 году он успешно поступил в Стокгольмскую консерваторию. Спустя 2 года Бьорн оказался в центре скандала: в Америке был убит известный актёр Сэл Минео. Общественность заговорила о том, что Минео убил в порыве ревности Бьорн Андресен, который был его любовником. Андресен все отрицал и сказал, что не только не знает, кто такой Сэл Минео, но и ни разу не был в США. Как оказалось, этот слух пустил все тот же Хельмут Бергер. Все обвинения были сняты, а убийцей оказался совершенно другой человек…..

                   …….В 1979 году Бьорн с отличием закончил консерваторию по классу фортепиано и виолончели. В том же году он вернулся в родную музыкальную школу и стал преподавать игру на фортепиано…..

                 …..В 80-х годах Бьорн для дополнительного заработка появлялся в шведских полнометражных лентах и телефильмах в эпизодических и второплановых ролях. Самой известной работой того периода стала роль Ангела в фильме «Слабоумный убийца» Ганса Альфредсона, завоевавшем 3 премии на Берлинском Кинофестивале. Сам Андерсен отказывался от более крупных ролей. Свой отказ он аргументировал так: «Моя настоящая страсть — это музыка. Тем более, все предлагаемые роли были совершенно однотипными». На премьере фильма «Слабоумный убийца», которая состоялась 12 февраля 1982 года, Бьорн познакомился с юной поэтессой Сюзанной, которая подошла к нему после показа фильма, чтобы поблагодарить за отлично сыгранную роль. Он влюбился в нее с первого взгляда и, к счастью, чувство оказалось взаимным. В декабре того же года они поженились. В августе 1984 года у них родилась дочь Робин, в начале 1986 года — сын Элвин. После рождения детей Бьорн решил поступить в театральную школу. Он был одним из лучших студентов на своем курсе. После окончания школы в 1988 году Бьорн пошел работать в маленький стокгольмский театр, где исполнял обязанности не только актера, но и осветителя, посудомойщика и режиссера. Он называет этот период своей жизни самым счастливым. Когда актерская профессия стала осознанным выбором Бьорна, она начала приносить ему удовольствие. В театре ставили спектакли по пьесам Шекспира, Теннесси Уильямса и детективам Агаты Кристи. Бьорн не гнушался никаких ролей, даже тех, которые были без слов. Он вдруг открыл в себе талант театрального актера…..



                             

 ………..Казалось бы, в жизни Бьорна, наконец, все наладилось. Но в декабре 1986 года в семье Андресен произошла настоящая трагедия: в возрасте 10 месяцев от синдрома внезапной детской смерти умер сын Элвин. Для всех это стало ударом. У Бьорна, чья психика была подорвана еще в юности, случился нервный срыв. Жена настояла на том, чтобы он обратился к психологу. «Специалист помог мне разобраться в себе. Вместе мы проанализировали мою личную и профессиональную жизнь. Он объяснил, что Канны не были лучшим местом для застенчивого подростка».


                   А ведь действительно: Бьорн с самого детства был одинок. Близкие люди предавали его, а бабушка пыталась за него выстроить его же жизнь. Истерия вокруг «Смерти в Венеции» только навредила ему, у подростка произошла путаница в голове — где он настоящий, а где Тадзио. К тому же, гомосексуальные контакты, не свойственные ему, подлили масла в огонь…..

                   ….Смерть сына стала последним ударом в жизни Бьорна. После психотерапии он снова обрел надежду. Он писал музыку для театральных постановок, занимался репетиторством, изредка снимался. В 1994 году у него случился второй нервный срыв. К этому прибавились проблемы с алкоголем. После реабилитации Бьорн решает окончательно уйти из актерской профессии. Кроме основной работы педагогом по фортепиано, он подрабатывал в театре и даже занимался бухгалтерским учетом. Он вернулся в кино только через 10 лет.

             …В 2003 году австралийская феминистка Жермен Грир выпустила книгу «Красивый Мальчик». Это был сборник фотографий детей-актеров и моделей. На обложку она поместила фотографию Бьорна со съемок «Смерти в Венеции». Бьорн, который не терпел напоминаний об этом периоде своей жизни, подал на писательницу в суд. Он обвинил ее в пропаганде педофилии и использовании его фотографии без разрешения. Судебное дело выиграть не удалось, потому что авторские права принадлежали легендарному фотографу Дэвиду Бэйли. «Я не гомофоб. Но я против отношений подростков со взрослыми мужчинами. В юности я стал жертвой подобных связей. Подумайте о психическом состоянии детей, которые в это вовлечены»…..

                    Неожиданно Бьорна начали приглашать на роли на шведском телевидении и в кинофильмах. Он засветился в таких сериалах, как «Инспектор Валландер», «Книга Миров», «Могила». В «Книге миров» он даже исполнил главную роль. В 2005 году он некоторое время играл на клавишных в популярной шведской группе Sven Erics, но вскоре оставил пост. В том же году он судился с немецкой киностудией, которая нелегально использовала его образ в фильме Висконти в своих целях. Тогда он выиграл процесс. Сейчас он живет на окраине Стокгольма с женой. Неподалеку от них живет их дочь Робин Роман со своим мужем и детьми. Андресен продолжает успешно работать в музыкальной школе учителем фортепиано и сниматься в кино. Фильмы «Джентельмены» и «Рея» с его участием стали кинохитами. Музыкант обеспечил себе полную анонимность, но некоторые пожилые дамы узнают в нем того Тадзио, который стал ангелом смерти для бедного Густава фон Ашенбаха. Бьорн однажды сказал, что если бы в 15 лет знал, как сложится его жизнь после фильма, то не согласился бы на роль ни при каких условиях….

                       «Благодаря Висконти я познакомился со многими интересными людьми и смог побывать за границей. Но было бы намного лучше, если бы я не снимался в этом фильме вовсе. Это того не стоило. Мне необходимо было вести обычную жизнь подростка». В Интернете можно найти тысячи сайтов, посвященных Бьорну Андресену. Но в большинстве из них упоминается его роль Тадзио. Многие утверждают, что от божественной красоты в Бьорне ничего не осталось. В интервью журналисту Андрэ Шену Бьорн сказал: «Люди напрасно ассоциируют красоту лишь с молодостью. Красота же есть не только у молодых. Ей наделены и пожилые люди, и животные, и природа. Она скрыта даже в повседневных мелочах. Надо лишь пошире открыть глаза».

            В заключение добавлю от себя, эта история в назидание тем  Иэнам Маккелленам, которые ратуют за пропаганду гомосексуализма подросткам, и уверяют , что растлевая юношества , они, якобы  поддерживают гомосексуальных  ребятишек и предотвращают совершения ими самоубийств.  

           Искалеченная судьба Бьорна Андресена-мальчика-сироты , которого растлили походя взрослые влиятельные , авторитетные дяденьки , коим он доверял, а так же самоубийства жертв педофилов  Честера Беннингтона «Linkin Park» и Криса Корнелла «Soundgarden» должны научить общество правильному взгляду на эту проблему. И да не собьют нас с пути истинного Йены Маккелены и иже с ними.  Polikarpa  

       

        

ЛЮБОВНИК ВИСКОНТИ: ygashae_zvezdu — LiveJournal

2 ноября отмечал день рождения великий кинорежиссер Лукино Висконти (1906-1976).

Подобно своему соотечественнику и коллеге Пьеру Паоло Пазолини (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/22777.html) он был… гхм… поклонником нетрадиционной любви.
В отличие от Пазолини, однако, Висконти обладал осторожностью, имея дело с проверенными партнерами. Создается впечатление, что ему казалось важным внутреннее наполнение человека, а не просто афедрон.
Длительные отношения связывали Висконти с Франко Дзеффирелли.
Встретившись на съемочной площадке фильма «Рокко и его братья» с Аленом Делоном режиссер не на шутку влюбился в красавца. 

Но больше всех обязан Висконти Хельмут Бергер, которого он породил и ввел в пантеон вечности.

Еще находясь под впечатлением от Делона, Висконти как-то рисовал его портрет. Портрет вышел странным: вроде Делон, но проступают черты другого человека. Через несколько лет стало ясно, что Висконти пытался уловить ни разу не виденного им до этого Бергера.

Их знакомство состоялось в 1964 году. Начинающего актера-модель привезла на вечеринку Висконти жена Сальвадора Дали, объявив молодца в качестве подарка.
Бергер был юн и прекрасен. Его разница с Висконти составляла 38 лет.
Висконти сделал из красивого, но не более того, актера — суперзвезду.
Обкатав Бергера на экране в эпизоде фильма «Колдунья» он подарил молодому воплощению порока одну из главных ролей в фильме «Гибель богов» (1969).
Там Бергер сыграл полного фашистского ублюдка, который становится виновником самоубийства 12-летней девочки; насилует, а потом травит мать.

Сцена, в которой Бергер в женском платье пародирует песню Марлен Дитрих из «Голубого ангела» вошла в золотой фонд кинематографа. 
Впоследствии актер вспоминал:

«Сцена, в которой я пародировал Марлен Дитрих из «Голубого ангела», снималась в «Чинечитта». Чтобы добраться до нашей съемочной площадки, мне приходилось идти через всю студию в гриме, на высоких каблуках, а рядом Феллини снимал свой «Сатирикон». И никто не знал, с кем из них я работаю»

За роль  в «Гибели богов» актера номинировали на «Золотой глобус». 

Между тем, у юноши проявлялись не лучшие черты характера, которые он Висконти демонстрировал. Иногда Бергер напоминал возлюбленного Оскара Уайльда Бози (https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/84914.html), — та же нечувствительность к чужой боли и жажда удовольствий.

Клаудиа Кардинале вспоминала:

«Мы ездили в ЛондонИ то, что

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *