Бэкон, Фрэнсис (художник) — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Бэкон. Эта статья — об английском художнике XX века. Об английском философе см. Бэкон, Фрэнсис.Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; 28 октября 1909, Дублин — 28 апреля 1992, Мадрид) — английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Основной темой его работ является человеческое тело — искажённое, вытянутое, заключённое в геометрические фигуры, на лишённом предметов фоне. Триптих — излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно»[7]. Сохранилось 28 триптихов разных размеров[8], а несколько других было уничтожено самим Бэконом: он очень критично подходил к своим работам. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль — особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника
Ранние годы[править | править код]
Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в доме № 63 по улице Лоуэр Бэггот. Его отец — капитан Эдвард Мортимер Бэкон, отставной военный, занимался разведением лошадей. Он происходил из старинного, но обедневшего рода. Мать — Кристина Винифред Локсли Бэкон, урождённая Фёрт, из семьи стальных магнатов из Шеффилда [11]. В семье было пятеро детей — три сына и две дочери, которых воспитывала няня Джесси Лайтфут. С няней Бэкона связывали дружеские отношения, продолжавшиеся до её смерти в 1951 году[12].
Во время Первой мировой войны семья переехала в Лондон, где отец Фрэнсиса служил в военном министерстве. В 1918 году они вернулись в Ирландию, однако там началась сначала война за независимость, а затем гражданская война. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Из-за частых переездов, начальное образование Фрэнсиса ограничилось лишь двумя годами в школе Дин Клоуз в Челтнеме[11]. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Как вспоминал сам художник впоследствии, он заставлял его кататься верхом, хотя знал, какой губительный эффект оказывает присутствие рядом с Бэконом, страдающим хронической астмой, лошадей и собак
В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Как он сам отмечал позже, их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин». Следующие полтора года Бэкон провел во Франции, проживая у своей знакомой пианистки мадам Бокентен в Шантийи. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки[15]. Посетив выставку Пикассо в галерее Поля Розенберга в Парижe, Бэкон решил также заняться живописью [16]. В начале 1929 года Бэкон возвратился в Лондон, поселился в доме № 17 по улице Куинсбери Мьюс Уэст в Южном Кенсингтоне и занялся дизайном интерьеров. В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Тогда же Бэкон познакомился с Эриком Холлом, который на долгое время стал его любовником и спонсором, и Роем де Мейстром, австралийским художником-кубистом, с которым впервые опробовал рисование маслом[17]. В конце 1930 года он вновь посетил Берлин, где получил большой заказ на дизайн и реставрацию мебели. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери, и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936 года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»
В 1935 году Бэкон вновь посетил Париж. В дороге он приобрёл книгу о болезнях ротовой полости — увиденные картинки оказали большое воздействие на его дальнейшее творчество. В 1937 он принял участие в выставке, проведенной Холлом и де Мейстром, и познакомился с Грэхемом Сазерлендом. В 1940 году умер его отец, и Бэкон унаследовал всё имущество, так как его братьев к тому моменту уже не было в живых. Во время Второй мировой войны Бэкон не был призван в регулярную армию из-за хронической астмы, но добровольно служил в частях гражданской обороны. Однако, его здоровье ухудшилось, и в 1942 году он покинул службу и арендовал коттедж в сельской местности в Хэмпшире вместе с Эриком Холлом. Там Бэкон продолжал заниматься живописью, но никакие картины того периода не сохранились. В 1943 году Бэкон вернулся в Лондон и поселился в доме № 7 на площади Кромвеля, в Южном Кенсингтоне, где он с Холлом открыл подпольное казино [19][20]. Вскоре Бэкон познакомился с художником Люсьеном Фрейдом, который стал его близким другом. Они вместе посещали бары, клубы и игорные заведения в Сохо. По признанию Фрейда, они встречались каждый день на протяжении 25 лет с середины 1940-х. Фрейд значительно повлиял на живопись Бэкона: он стал объектом многочисленных полотен, например, «Две фигуры» (1953), «Этюд к портрету Люсьена Фрейда» (1964), «Три этюда к портрету Люсьена Фрейда» (1966), «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969). Их дружба закончилась в начале 1970-х годов в связи с творческими разногласиями: Фрейд называл поздние работы Бэкона «ужасными»[21].
Успех[править | править код]
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». Работа считается краеугольным камнем в его творчестве, так как именно здесь окончательно сложился характерный стиль, который будет присущ всем последующим работам художника. На полотнах в грубой, кричащей манере изображены три антропоморфных существа на ярко-оранжевом фоне. Основой для фигур послужили фурии — мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Название связывает нарисованных существ со святыми, которые традиционно располагались у подножия распятия в религиозной живописи
Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952 годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). В 1956 году он побывал в Танжере вместе со своим новым любовником Питером Лейси, где познакомился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинзбергом[25].
С конца 1940-х годов о Бэконе стали говорить как об одном из ведущих британских художников, и его работы все чаще выставлялись на публике. Осенью и зимой 1949 года в галерее Ганновер в Лондоне прошла его первая крупная персональная выставка
Поздний период[править | править код]
В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. Они стали близкими друзьями, и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. По приезде в Мадрид он почувствовал себя плохо и был помещён в больницу, где и умер 28 апреля от сердечного приступа. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Тело было кремировано, а прах развеян. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11 млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу[34].
Стиль[править | править код]
Не имея никакого профессионального образования, Бэкон долго выбирал подходящий род деятельности. Он экспериментировал со стилями и жанрами живописи в 1930-х годах, однако сохранилось всего 15 работ того периода. Значительное влияние на его творчество оказали покровители, такие как Рой де Мейстр и Эрик Холл. Своими учителями художник считал классических живописцев: Микеланджело, Рембрандта[35], Тициана и Энгра. Особенно он выделял Веласкеса и его «Портрет папы Иннокентия X»[36], работы Пикассо[37] и «Избиение младенцев» Никола Пуссена[15]. Бэкон часто использовал заимствованные образы в своих работах. Так, один из портретов Люсьена Фрейда он писал с фотографии Франца Кафки, утверждая, что в ней «есть что-то от Фрейда»[13].
Некоторые образы постоянно встречаются в творчестве Бэкона: крик, как утверждает сам художник, явился образом-катализатором для его творчества. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»[38]. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик — процесс, когда всё тело выходит через рот»[39]. Образ распятия прослеживается в творчестве Бэкона с самого начала и является основополагающим принципом многих работ. Сам художник говорил: «Я не нашёл ещё более подходящей темы для выражения человеческих чувств». Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)[40]. Зачастую фигура, изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку[41]. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). С ним художник познакомился в начале 1960-х годов в одном из кафе в Париже. Бэкону показалось удивительным, что тот, несмотря на богатство и признание, продолжал усердно работать в маленькой мастерской около вокзала Монпарнас. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году[42].
Бэкон никогда не писал с натуры, а использовал в качестве основы фотографии. Он говорил: «С момента изобретения фотографии живопись действительно полностью изменилась. В моей студии повреждённые фотографии разбросаны по полу — я использовал их, чтобы написать портреты друзей, а затем сохранил. Для меня проще писать с записей, чем с самих людей — так я могу работать в одиночку и чувствовать себя свободнее. Когда я работаю, то не хочу видеть никого, даже моделей. Эти фотографии для меня как записи на память — они помогают мне передать определённые черты, определённые детали». Зачастую Бэкон использовал работы Джона Дикина — фотографа британского издания журнала «Vogue», с которым художник познакомился около 1950 года в одном из клубов Лондона[43], а также фотографии Эдварда Мейбриджа[44], известного американского фотографа XIX века. По фотографиям Дикина Бэкон создал серию портретов своих друзей: Люсьена Фрейда, Генриетты Мораес, Изабеллы Роусторн[12].
Основные работы[править | править код]
- «Картина (1946)»
Написана на льняном полотне. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Это должно было быть как-то связано с теми фигурами, что я писал ранее, но внезапно линия, которую я рисовал, пошла в абсолютно другом направлении, и вокруг этого выросла вся картина. У меня не было намерения рисовать ничего такого, тут как будто одна случайность переходила в другую»[45]. Произведение было приобретено арт-дилером Грэхема Сазерленда Эрикой Браузен осенью 1946 года за 200 фунтов, а в 1948 году его купил Альфред Барр для коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства, где оно находится до сих пор[46].
- «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса» (1953)
Вдохновлённый работой Диего Веласкеса, Бэкон до начала 1960-х годов написал около сорока полотен на подобный сюжет, получивших название «Кричащие папы». На картине папа, как и на оригинале, сидит в кресле, облаченный в белые одежды. Однако, его головной убор и накидка у Бэкона фиолетового цвета, а занавеси, создающие фон, более тёмные и заходят на фигуру папы. Его рот раскрыт — создаётся впечатление крика, приглушаемого тяжёлыми портьерами и тёмным, насыщенным цветом[27][28]. В своей работе «Логика ощущения» французский философ Жиль Делёз приводит картину как пример «творческого переосмысления классического произведения». С 1980 года произведение экспонируется в Центре Искусств города Де-Мойн, штат Айова, США[47].
- Триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969)
Триптих написан в период близкой дружбы и плодотворного сотрудничества двух художников. На каждом полотне изображена искаженная фигура Фрейда, сидящая на тростниковом стуле и заключённая в геометрическую призму-клетку, на изогнутом коричнево-оранжевом фоне. Позади находится спинка кровати, отсылающая к фотографии, сделанной Джоном Дикином, которой Бэкон пользовался при работе. Цветовая гамма здесь ярче, чем в других картинах художника. Впервые картина экспонировалась в 1970 году в Турине, а затем выставлялась на большой ретроспективе в Гран-Пале в Париже в 1971—1972 годах[48]. С середины 1970-х годов составные части экспонировались раздельно, чем Бэкон был очень опечален. С 1999 года благодаря итальянскому коллекционеру Франческо де Симоне Никезе полотна вновь были собраны вместе[49]. После временной экспозиции в октябре 2013 года, 12 ноября триптих был продан на аукционе Кристис в Нью-Йорке за 142,4 миллиона долларов[50], став самой дорогой картиной, проданной на аукционе. Её приобрела жена владельца казино в Лас-Вегасе Элейн Уинн[51].
- Чёрные триптихи (англ.)русск. («В память Джорджа Дайера», «Триптих, август 1972 г.» и «Триптих май — июнь»)
Эти работы объединяют в одну серию, так как они созданы за короткий период после смерти любовника художника Джорджа Дайера осенью 1971 года, и им присущи сходный формат, тематика и стилевое оформление. В них отображены обстоятельства смерти и скорбь по утрате. Бэкон говорил: «Люди говорят, что смерть забывается, но это не так. В конце концов, моя жизнь очень несчастлива, потому что все люди, которых я действительно любил, умерли. Но я не перестаю думать о них — время не лечит»[52]. В настоящее время триптих, созданный в 1972 году, и «В память Джорджа Дайера» экспонируются в Галерее Тейт[53][54], а «Триптих май — июнь» в 1989 году был продан швейцарскому коллекционеру за 6,3 млн фунтов[55].
Арт-рынок[править | править код]
В наше время работы Бэкона пользуются высоким спросом у коллекционеров: в 2007 году семья шейха Катара приобрела «Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне» за 53 миллиона долларов[56], а в следующем году «Триптих, 1976» был куплен на аукционе Сотбис Романом Абрамовичем за 86,3 млн[57]. В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142,4 миллиона долларов. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн долларов[58]. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80,8 миллионов долларов[59].
В кинематографе, театре и литературе[править | править код]
Об отношениях художника и Джорджа Дайера повествует фильм 1998 года «Любовь — это дьявол. Штрихи к портрету Ф. Бэкона», где главные роли исполняют Дерек Джейкоби и Дэниел Крейг.
Подробную биографию художника, озаглавленную «Фрэнсис Бэкон: Анатомия загадки», написал Майкл Пеппиат. Кроме того, творчество Бэкона было подвергнуто анализу французским философом Жилем Делёзом в работе «Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения» (1981). Писатель Джонатан Литтелл посвятил творчеству художника книгу «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе» (2010).
В 2015 году в Берне Тим Берен и Флориан Пачовски (они образуют творческий союз Overhead Project) поставили балет «Фрэнсис Бэкон»[60].
- Алексей Мокроусов. После конца света (о Фрэнсисе Бэконе) // Иностранная литература, 1998, № 7.
- Мишель Лейрис. Большая игра Фрэнсиса Бэкона // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с. 115—123.
- Жиль Делёз. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения. М: Изд-во Machina, 2011, 200 с., илл.
- Джонатан Литтелл. Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе. М: Изд-во Ad Marginem, 2013, 144 с., илл.
- Sylvester, David. Looking back at Francis Bacon. London: Thames and Hudson, 2000. ISBN 0-500-01994-0.
- Peppiatt, Michael. Francis Bacon: Anatomy of an Enigma. Constable & Robinson, 2012. ISBN 978-1-84529-731-2.
- ↑ Encyclopædia Britannica
- ↑ Discogs — 2000.
- ↑ Internet Speculative Fiction Database — 1995.
- ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Francis Bacon
- ↑ Francis Bacon — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- ↑ 1 2 3 Francis Bacon — Portraits of Anxiety and Alienation (англ.). Artyfactory. Дата обращения 1 февраля 2015.
- ↑ Сильвестер, Дэвид. Looking back at Francis Bacon. — с. 107: Thames and Hudson, 2000. — 272 с.
- ↑ Пеппиат, Майкл. Francis Bacon: Anatomy of an Enigma. — с. 41-42: Constable & Robinson, 2012. — 448 с.
- ↑ Francis Bacon, 82, Artist of the Macabre, Dies (англ.). The New York Times. Дата обращения 1 февраля 2015.
- ↑ 1 2 Biography 1909-26 (англ.). The Estate of Francis Bacon. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ 1 2 Francis Bacon’s Women (англ.). Dangerous Minds (20 January 2012). Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ 1 2 Notes Towards a Portrait of Francis Bacon (англ.). Dangerous Minds (14 July 2011). Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ 1 2 Francis Bacon — Tate (англ.). Tate Gallery. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ 1 2 Biography 1926-28 (англ.). The Estate of Francis Bacon. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ The Crucifixion of Francis Bacon (англ.). Gadfly Online. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Biography 1929-32 (англ.). The Estate of Francis Bacon. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Biography 1933-38 (англ.). The Estate of Francis Bacon. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Biography 1939-44 (англ.). The Estate of Francis Bacon. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Сильвестер, Дэвид. Looking back at Francis Bacon. — с. 257: Thames and Hudson, 2000. — 272 с.
- ↑ Martin Gayford. Friends, soulmates, rivals: the double life of Francis Bacon and Lucian Freud (англ.). The Spectator (14 December 2013). Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Collection Online: Francis Bacon — Three Studies for a Crucifixion (англ.). Музей Соломона Гуггенхайма. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion (англ.). Tate Gallery. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ Second Version of Triptych 1944 (англ.). Tate Gallery. Дата обращения 5 февраля 2015.
- ↑ 1 2 The Estate of Francis Bacon | Biography (англ.).
- ↑ Hanover Gallery | Artist Biographies (англ.).
- ↑ 1 2 The Estate of Francis Bacon | Exhibitions Архивная копия от 6 июня 2014 на Wayback Machine (англ.).
- ↑ 1 2 The truth behind Francis Bacon’s ‘screaming’ popes | Art | Phaidon (англ.).
- ↑ On the Road to Tarascon: Francis Bacon Meets Vincent van Gogh (англ.).
- ↑ The Estate of Francis Bacon | Biography (англ.).
- ↑ Catalogues | Francis Bacon MB Art Foundation. Архивная копия от 28 января 2015 на Wayback Machine (англ.).
- ↑ The Estate of Francis Bacon | Biography (англ.).
- ↑ Francis Bacon Biography, Art, and Analysis of Works | The Art Story (англ.).
- ↑ The Estate of Francis Bacon | Biography (англ.)
- ↑ Сильвестер, Дэвид. Looking back at Francis Bacon. — с. 13: Thames and Hudson, 2000. — 272 с.
- ↑ Mr. Burgher’s Art Facts — Francis Bacon (англ.).
- ↑ Picasso and Bacon: two giants of art: Art Gallery NSW (англ.).
- ↑ E-3 Francis Bacon | Derek Caswell (англ.).
- ↑ Notes from ‘Francis Bacon: The Logic of Sensation’ by Gilles Deleuze (англ.).
- ↑ Francis Bacon: The Dynamic Reality of The Crucifixion. Архивная копия от 7 июня 2014 на Wayback Machine (англ.).
- ↑ Сильвестер, Дэвид. Looking back at Francis Bacon. — с. 36: Thames and Hudson, 2000. — 272 с.
- ↑ The Estate of Francis Bacon | Bacon’s World. Архивная копия от 6 июня 2014 на Wayback Machine (англ.).
- ↑ Influence and Inspiration: Francis Bacon’s Use of Photography. Архивная копия от 9 апреля 2014 на Wayback Machine (англ.).
- ↑ Francis Bacon & Photography — Cedric Arnold (англ.).
- ↑ Great interviews of the 20th century | Interviews with Francis Bacon by David Sylvester in 1963, 1966 and 1979 (англ.).
- ↑ MoMA | The Collection | Francis Bacon. Painting, 1946 (англ.).
- ↑ Des Moines Art Center (недоступная ссылка) (англ.).
- ↑ Francis Bacon’s Three Studies Of Lucian Freud An Icon Of Twentieth Century Painting | Press Release | Christie’s (англ.).
- ↑ Francis Bacon triptych smashes art auction record | Telegraph (англ.).
- ↑ Francis Bacon (1909—1992) | Three Studies of Lucian Freud | Post-War & Contemporary Art Auction | 20th Century, Paintings | Christie’s (англ.).
- ↑ Buyer of $142.4 Million Bacon Triptych Identified as Elaine Wynn | The New York Times (англ.).
- ↑ Francis Bacon: Time Does Not Heal (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 6 июня 2014 года.
- ↑ Triptych — August 1972, Francis Bacon | Tate (англ.).
- ↑ In Memory of George Dyer 1971, Francis Bacon | Tate (англ.).
- ↑ Esther Grether — Biography (англ.).
- ↑ Francis Bacon claims his place at the top of the market | The Art Newspaper (англ.).
- ↑ Roman Abramovich brings home the $86.3m Bacon and the $33.6m Freud | The Art Newspaper (англ.).
- ↑ Francis Bacon Work Sells for $70 Million at Christie’s Auction | The New York Times (англ.).
- ↑ Three Studies for a portrait of John Edwards | Christie’s (англ.).
- ↑ Алексей Мокроусов // Ведомости. Творчество Фрэнсиса Бэкона стало балетом (7 июня 2016). Дата обращения 30 декабря 2016.
Картина | Название | Оригинальное название | Год создания | Техника | Размеры (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Распятие, 1933 г. | Crucifixion, 1933 | 1933 | масло на холсте | 62 x 48.5 | частная коллекция | [1] | |
Распятие, 1933 г. (второй вариант) | Crucifixion, 1933 | 1933 | масло на холсте | 64 x 48 | частная коллекция | [1] | |
Три этюда к фигурам у подножия распятия | Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion | 1944 | масло на картоне | 94 x 73.7 (каждая панель) | Галерея Тейт, Лондон | [2] | |
Фигура в пейзаже | Figure in a Landscape | 1945 | масло на холсте | 144.8 x 128.3 | Галерея Тейт, Лондон | [3] | |
Картина | Painting | 1946 | масло и пастель на льняном полотне | 197.8 x 132.1 | Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк | [4] | |
Голова I | Head I | 1947-1948 | масло и темпера на дереве | 100.3 x 74.9 | Метрополитен-музей, Нью-Йорк | [5] | |
Голова II | Head II | 1949 | масло на холсте | 80.5 x 65 | Галерея Ульстер (англ.)русск., Белфаст | [6] | |
Голова VI | Head VI | 1949 | масло на холсте | 93 x 76.5 | Галерея Хейворд (англ.)русск., Лондон | [7] | |
Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса | Study after Velázquez’s Portrait of Pope Innocent X | 1953 | масло на холсте | 153 x 118 | Центр Искусств Де-Мойна (англ.)русск., Де-Мойн | [8] | |
Три этюда к распятию | Three Studies for a Crucifixion | 1962 | масло и песок на холсте | 198.1 x 144.8 (каждая панель) | Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк | [9] | |
Три фигуры в комнате | Three Figures in a Room | 1964 | масло на холсте | 198 × 147 (каждая панель) | Центр Помпиду, Париж | [10] | |
Портрет Изабель Роусторн | Portrait of Isabel Rawsthorne | 1966 | масло на холсте | 83.9 x 68.6 | Галерея Тейт, Лондон | [11] | |
Портрет говорящего Джорджа Дайера | Portrait of George Dyer Talking | 1966 | масло на холсте | 198.2 x 147.3 | частная коллекция | [12] | |
Три наброска к портрету Люсьена Фрейда | Three Studies of Lucian Freud | 1969 | масло на холсте | 198 x 147.5 (каждая панель) | частная коллекция | [13] | |
В память Джорджа Дайера | In Memory of George Dyer | 1971 | масло на холсте | 198 x 147.5 (каждая панель) | Галерея Тейт, Лондон | [14] | |
Автопортрет | Self-Portrait | 1971 | масло на холсте | 35.5 x 30.5 | Центр Помпиду, Париж | [15] | |
Триптих – август 1972 г. | Triptych – August 1972 | 1972 | масло на холсте | 198.1 x 147.3 (каждая панель) | Галерея Тейт, Лондон | [16] | |
Обнаженная женщина в дверном проеме | Female Nude Standing in a Doorway | 1972 | масло и пастель на холсте | 198 x 147.5 | Центр Помпиду, Париж | [17] | |
Триптих – май-июнь 1973 г. | Triptych May-June 1973 | 1973 | масло на холсте | 198 x 147 (каждая панель) | частная коллекция Эстер Гретер, Швейцария | ||
Три фигуры и портрет | Three Figures and Portrait | 1975 | масло и пастель на холсте | 198.1 x 147.3 | Галерея Тейт, Лондон | [18] | |
Триптих, 1976 г. | Triptych, 1976 | 1976 | масло и пастель на холсте | 198 x 147.5 | частная коллекция Романа Абрамовича | [19][20] | |
Триптих по мотивам «Орестеи» Эсхила | Triptych inspired by the Oresteia of Aeschylus | 1981 | масло на холсте | 198 x 148 (каждая панель) | Музей Аструп-Фернли, Осло | [21] | |
Три этюда к портрету Джона Эдвардса | Three Studies for a Portrait of John Edwards | 1984 | масло на холсте | 198.3 x 148 (каждая панель) | частная коллекция | [22] | |
Вторая версия триптиха 1944 г. | Second Version of Triptych 1944 | 1988 | масло и акриловая краска на холсте | 198 x 147.5 (каждая панель) | Галерея Тейт, Лондон | [23] |
Картина (картина Бэкона, 1946) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Картина» (англ. Painting), также известная как «Картина 1946» (англ. Painting 1946) или «Картина (1946)» (англ. Painting (1946)), — картина британского художника ирландского происхождения Фрэнсиса Бэкона, созданная в 1946 году. Она написана маслом на льняном полотне.
Первоначально на ней создавалось изображение шимпанзе в высокой траве (остатки которой могут все ещё могут быть обнаружены на полотне). Затем Бэкон попытался нарисовать хищную птицу, садящуюся в поле. Художник охарактеризовал эту картину как свою самую бессознательную, образы которой формировались без его намерения. В интервью британскому искусствоведу Дэвиду Сильвестру в 1962 году Бэкон вспоминал, что когда он пытался нарисовать птицу, которая могла быть как-то связана с тремя формами, бывшими ранее на этом полотне, то внезапно линия, которую он провёл, предложила нечто совершенно иное. И из этого случайного «предложения» и возникла эта картина. Художник утверждал, что у него не было намерения создавать эту картину и он никогда не думал об этом в таком ключе. Бэкон сравнил процесс её появления с одним непрерывным несчастным случаем, выраженном в череде подобных случаев, накладывающихся друг на друга[1].
За год до появления полотна Бэкона картина Николы Пуссена «Поклонение золотому тельцу» была включена в коллекцию Лондонской национальной галереи, и Бэкон почти наверняка держал эту картину на задворках своего подсознания, что отразилось в отображении гирлянд, телёнка (убитого у Бэкона) и палаточного лагеря евреев, у Бэкона превращённого в зонтик.
Британский художник Грэм Сазерленд увидел «Картину» в студии Cromwell Place и убедил своего дилера Эрику Браузен, тогда работавшую в галерее Редферн, пойти посмотреть на полотно и купить его. Браузен несколько раз писала Бэкону и посетила его студию в начале осени 1946 года, без долгих раздумий приобретя работу за 200 фунтов стерлингов. «Картина» была представлена на нескольких групповых выставках, в том числе в британской секции Международной выставки современного искусства (фр. Exposition internationale d’arte moderne), проходившей с 18 ноября по 28 декабря 1946 года в Государственном музее современного искусства в Париже, для чего Бэкон отправился в Париж.
Через две недели после продажи «Картины» Ганноверской галерее Бэкон использовал вырученные деньги, чтобы сбежать из Лондона в Монте-Карло, где он провёл большую часть следующих лет.
В 1948 году картина была продана Алфреду Барру для Нью-Йоркского музея современного искусства[2]. Бэкон писал Сазерленду с просьбой применить фиксатор к пастельным вкраплениям на полотне, прежде чем она будет отправлена в Нью-Йорк. Ныне «Картина» слишком хрупка для возможных перенесений из музея на выставки в другие места.
В 2007 году британский художник Дэмьен Херст, большой поклонник Бэкона, создал свою витринную инсталляцию «Школа: археология потерянных желаний, постижение бесконечности и поиск знаний» (англ. School: The Archaeology of Lost Desires, Comprehending Infinity and the Search for Knowledge), используя элементы из «Картины» Бэкона (тушу быка, птиц, стул и зонтик), которые размещались в отдельных витринах.
«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Бэкона — История одного шедевра
Сюжет
Комплексный портрет, вернее, набросок к нему, художника Люсьена Фрейда был написан в конце 1960-х. Все части имеют одинаковые размеры, колористику и композицию. Формы и тела, и лица Фрейда искажены в типичной бэконовской манере передачи предельной интенсивности ощущения бытия. Каждое новое желание, импульс заставляет тело меняться. И в своей живописи Бэкон пытался передать эти трансформации, удержать образ.
Фрэнсис Бэкон «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», 1969. (artchive.ru)
Спинка кровати, которую мы видим за моделью, — отсылка к фотографии, по которой писал Бэкон. Собственно, он никогда не писал с натуры — только по снимкам, объясняя это так: «С момента изобретения фотографии живопись действительно полностью изменилась. В моей студии повреждённые фотографии разбросаны по полу — я использовал их, чтобы написать портреты друзей, а затем сохранил. Для меня проще писать с записей, чем с самих людей — так я могу работать в одиночку и чувствовать себя свободнее. Когда я работаю, то не хочу видеть никого, даже моделей. Эти фотографии для меня как записи на память — они помогают мне передать определённые черты, определённые детали».
Фигура Фрейда заключена в клетку. Этот образ, который повторяется во многих работах Бэкона, вдохновлен работой скульптора Альберто Джакометти.
Альберто Джакометти «Клетка», 1950. (artchive.ru)
Художники познакомились в середине 1940-х в Лондоне и стали близкими друзьями. Вместе они не только работали, но, конечно, обошли все ночные заведения Сохо. Оба были азартны и любвеобильны, правда, Фрейда интересовали женщины, а Бэкона — мужчины. Как вспоминал Фрейд, в течение 25 лет они встречались ежедневно, а затем из-за творческих разногласий они разошлись.
Фрэнсис Бэкон «Эскиз для трех голов», 1962. (artchive.ru)
После первых выставок триптих разобрали на части и развезли по странам в зависимости от местонахождения покупателя. Только в конце 1990-х работа была восстановлена итальянским коллекционером Франческо де Симоне Никезе. В 2013 году полотно вновь оказалось в центре внимания: по итогам торгов оно стало самым дорогим из проданных на аукционе, но вскоре рекорд побил Пикассо.
Контекст
Художник Люсьен Фрейд, отчасти благодаря влиянию Фрэнсиса Бэкона, стал одним из важнейших британских портретистов. Он начинал с дизайна кабинетов психиатров — сказалось то, что его дед был тем самым Зигмундом Фрейдом, а отец — архитектором. Живопись Люсьена была психоанализом в своем роде: через искусство он предлагал людям принять себя, свое тело, освободиться от гнета идеальности и так называемой красоты.
Фрейд с детства много рисовал и общался больше с животными, чем с людьми. Отчасти это было связано с переездом из родной Германии, где к власти пришли нацисты, в Великобританию с ее незнакомыми порядком, языком, укладом.
Люсьен Фрейд «Отражение», 1985. (artchive.ru)
Фрейд был невероятно красив и любвеобилен. До сих пор неизвестно, сколько у него было детей — то ли 30, то ли 40. И это было бы не так важно, если бы все эти дети, любовницы и друзья не были его постоянными моделями. Фрейд никогда не писал на заказ — только знакомых и только тех, кто вдохновлял его.
Люсьен Фрейд «Ее Величество Королева Елизавета II», 2001. (artchive.ru)
Художника сравнивали с Дюрером, мастерами Северного Возрождения, немецкими экспрессионистами, сюрреалистами. Сам он отрицал причастность к какому-либо течению. Единственное влияние, которое он был готов признать, — Фрэнсиса Бэкона, который был старше на 15 лет. Они вместе выставлялись на Венецианской биеннале, что стало прорывом в карьере Фрейда. После встречи с Бэконом его манера перестает быть перфекционистской, персонажи на полотнах приобретают физиологичный, тактильный вид. Как и Бэкон, он создает живопись, которая становится плотью, причем такой, которая постоянно меняется и не совпадает с привычным понятием красоты.
В отличие же от Бэкона, Фрейд никогда не работал по фото. Кажется, он даже совсем не смотрел кино. Художник считал, что ничто не может сравниться с живописью в изображении человека, его меняющихся состояний.
Судьба художника
Семья Фрэнсиса Бэкона жила между Великобританией и Ирландией. Из-за постоянных переездов и астмы, которая удерживала ребенка дома, мальчик не получил толком никакого образования. Этим он, впрочем, позднее гордился. Отец, разводивший коней и собак, рассчитывал, что сын вырастет настоящим мужчиной, а потому заставлял мальчика, несмотря на астму, ездить верхом. Это неизменно сопровождалось приступами удушья.
Фрэнсис Бэкон в мастерской. (francis-bacon.com)
Когда Фрэнсису было 16 лет, отец застал его за переодеваниями в платья матери. Спешно юношу отправили в Берлин, где вместо учебы он предпочтет набираться жизненного опыта в кабаках и притонах. Приближалось время выбора профессии, но никаких идей или желаний относительно будущего у Бэкона не было. Перелом произошел в Париже, где молодой человек оказался после Берлина. Во Франции он познакомился с работами сюрреалистов и Пабло Пикассо и под их влиянием решил стать художником.
Вернувшись в Лондон, Бэкон первое время довольно успешен. Уже в это время, в начале 1930-х, появляется тема, которая станет центральной в его творчестве, — распятие. Не будучи, по его словам, религиозным, Бэкон интересовался этим символом как одним из самых частых сюжетов классической живописи. В то же время Бэкона завораживали рентгеновские снимки, которые, по его убеждению, изменили наши представления о теле — художник уже не может изображать людей в прежней манере. Тело — это вовсе не та оболочка, что мы видим, это сложно организованная, крайне уязвимая система. Соединив на одном полотне два извечных сюжета — религию и тело (то есть небесное и земное), — Бэкон трактует распятие как символ хрупкости и бренности человека.
Фрэнсис Бэкон «Распятие», 1933. (artchive.ru)
Первая персональная выставка была провальной — критики назвали начинающего автора недостаточно сюрреалистичным. Подавленный этим, художник уничтожает большинство работ и долгое время не подходит к холсту. Новый этап в творчестве Бэкона связан с триптихом 1944 года «Три этюда к фигурам у подножия распятия». В этой работе, как считается, впервые оформился стиль, который будет присущ всем последующим картинам. Вскоре Бэкон получил статус ведущего британского художника. Все чаще проходили его выставки как в Лондоне, так и по миру.
Фрэнсис Бэкон «Три этюда к фигурам у подножия распятия», 1944. (artchive.ru)
Своими учителями художник считал Микеланджело, Рембрандта, Ван Гога, Тициана, Энгра, Пикассо и Веласкеса. Кисти последнего принадлежит одна из картин, повлиявших на творчество Бэкона, — «Портрет папы Иннокентия X». Вдохновлённый этой работой, он написал около 40 полотен на подобный сюжет. Серия названа «Кричащие папы». Сильнее всего Бэкона восхищал богатый многообразный красный цвет. Живые оттенки, похожие на плоть, были той палитрой, к которой стремился сам Бэкон, и так и не достиг ее.
Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия Х», 1650. (artchive.ru)
Фрэнсис Бэкон «Этюд по «Портрету папы Иннокентия X» Веласкеса», 1953. (archive.ru)
Человеческие фигуры, которые он пишет, нельзя назвать портретами в классическом понимании. Его не интересует лицо, поскольку это некая социальная маска, форма которой неуловима. Бэкона интересует голова как плоть, как часть тела. Самым же красивым в теле человека художник считал рот. Этот орущий зубастый орган почти всегда крайне экспрессивно показан на картинах. А сформировался он под влиянием фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» и книги о болезнях ротовой полости. Как замечал Жиль Делёз, автор одного из наиболее подробных исследований о Бэконе, у художника «крик — процесс, когда всё тело выходит через рот».
Будучи азартным человеком, живописец следовал воле случая и в творчестве. Оно проявлялось, например, в технике. Художник всегда работал без набросков и эскизов. При этом он буквально сражался с холстом, используя в качестве инструментов тряпки, щетки или и вовсе бросая краску, как снаряд. Появлявшиеся изображения были отчасти игрой случая.
Фрэнсис Бэкон «Живопись 1946». (artchive.ru)
В последние годы Бэкон все чаще писал автопортреты. «Люди вокруг меня мрут как мухи, и больше некого писать, кроме себя», — говорил он, подразумевая в первую очередь суицид своего любовника и модели Джорджа Дайера. Несмотря на проблемы со здоровьем, Бэкон продолжал пить, вести активный ночной образ жизни, много путешествовать — в общем, жить на износ. Его последней любовью был бармен Джон Эдвардс, который взял на себя заботу об уже немолодом Бэконе. Художник скончался от сердечного приступа в 1992 году. Тело его кремировано, а прах развеян.
«Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он
«Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он — человек без иллюзий. И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии»./Дэвид Сильвестр/
Номер 9. Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон (Bacon; 1909 — 1992) — английский художник-экспрессионист
Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом.
Свое образование Фрэнсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой и не мог ходить в школу. Его отец — потомственный военный, коннозаводчик, игрок и деспот, прознав о склонности сына к гомосексуализму, заставлял конюхов пороть его плетьми на конюшне, а потом фактически выгнал его из дома (до 1964 года гомосексуализм рассматривался в Англии как тяжелое уголовное преступление)
С Богом Бэкон разделался довольно рано. «Мне было тогда 17 лет. Я случайно начал читать Ницше и еще что-то в этом роде, и, помню, как-то увидел на тротуаре кучку собачьего дерьма. Ага, подумал я, это и есть то самое, это точно как наша жизнь, пока вы не сделаете из нее что-то более приличное»
Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние — он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе южного Кенсингтона мастерскую; там он работает до 1932 г.
К 1933 г. относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ. Его первый учитель (и любовник) Ройде Мейстр говорил, что, когда в начале 30 годов он встретился с Бэконом, тот понятия не имел о живописи и задавал вопросы, на которые мог бы ответить любой школьник.
После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. В жизни Бэкона кровь, грязь, жестокость, насилие шли рука об руку с его мировой славой. «Думаю, жизнь не имеет смысла, — говорил он, — …мы рождаемся и мы умираем, и между этими точками мы придаем смысл бытию только тем, что мы делаем». Художник всегда утверждал, что он просто реалист: «Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь».
Под влиянием Веласкеса Бэкон пишет серию картин на тему «Портрет папы Иннокентия Х». В 1954 году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианском Бьеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса. Его «Этюд к портрету папы Иннокентия Х» будет продан в 2007 году за $52,6 млн
Этюды Изабель Рауторн
Бэкон рисует множество портретов. Очень редко — женские
В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.
Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она — объективна. Но художник вкладывает в неё собственную эмоцию — ту, что Бэкон считал «тайной живописи».
Бэкон говорил, что «сюжет не должен кричать громче, чем краски»
Он описывал технику своего письма таким образом: «Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа.»
Бэкон безжалостно уничтожал работы, которые считал неудачными, как только что выходившие из его кисти, так и ранние, разлетевшиеся по всему миру.
«Однажды в витрине одной галереи на лондонский Бонд-стрит Бэкон увидел свою раннюю картину. «Сколько это стоит?» — спросил он у продавца. «50 тысяч фунтов», — ответил тот. Ни слова не говоря, Бэкон выписал чек, вынес холст на улицу и тут же на тротуаре изорвал его на клочки».
Это был не единичный эпизод, и сам Бэкон говорил, что уничтожил примерно 9/10 своих работ, когда они стоили уже миллионы.
Творчество было для него главным, а все остальное — деньги, любовь, игра, алкоголь — имело значение лишь постольку, поскольку стимулировало этот процесс. Он регулярно работал по утрам, часто просыпаясь после тяжелого похмелья (он никогда не пил за работой), а вечера и ночи, как правило, проводил в пабах и игорных клубах, где проигрывал огромные суммы в рулетку. Причем считал, что игра, и особенно проигрыш, — прекрасный стимул для творчества: они заставляют смотреть в глаза судьбе и полагаться на случай.
«Даже в красивейшем пейзаже, среди деревьев, под листьями насекомые пожирают друг друга.
Жестокость — это часть жизни»
В представлении Бэкона идеальный портрет — это не реалистическая картина, а изображение, на котором искажены черты лица, но точно отражена личность и внутренняя сущность человека. Он презирал «льстивые» портреты
За свою жизнь Бэкон создал тридцать три больших триптиха (три из них он позже уничтожил). Его любовник Джон Эдвардс рассказывал, что однажды Бэкон уничтожил одновременно двадцать законченных картин
Этот триптих был оценен на Кристи в $10,2 млн — двумя днями раньше на этом же аукционе за такую сумму можно было купить четыре картины — два полотна Моне «Персики» и Оливковые деревья и пальмы, долина Сассо», картину Писсарро «Долина Сены в Дампе, сад Октава Мирбо» и большую картину Сезанна «Дома среди деревьев»
Бэкона не очень интересовали деньги. Он заключил фантастически невыгодный контракт с галереей Мальборо — 165 фунтов за картину 61 х 51 см и 420 фунтов за размер 198 х 168 см. На десять лет. Хотя один лишь его «Этюд человеческого тела» был продан за $250 тыс.
Представитель галереи Валери Бестон организовывала частную жизнь художника, сдавала в прачечную его белье, оплачивала счета из универмага, выкупала художника у тех, кому он проиграл деньги (а один из таких кредиторов угрожал отрезать ему руки), и даже утешала брошенных им любовников
Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в южном Кенсингтоне. Он очень не любил порядок, с малейшими проявлениями которого он яростно боролся в своей лондонской мастерской. Устроив должный бардак, он не успокоился до тех пор, пока не превратил стены своей студии в одну большую палитру, после чего со спокойной душой в течение 30 лет реализовывал свои странные фантазии.
Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: «Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка».
скажите свое мнение
гениально
219(27.9%)
так себе
116(14.8%)
посредственно
54(6.9%)
Выставка картин Фрэнсиса Бэкона в Метрополитен Музее
«My painting is a representation of life, my own life above all, which has been very difficult. So perhaps my painting is very violent, but this is natural to me.» Francis BaconFrancis Bacon
Посмотрела выставку картин Фрэнсиса Бэкона в Метрополитен Музее. Выставка мне очень понравилась. Конечно восприятие искусства индивидуально, со мной не обязательно соглашаться, но мне хочется поделиться увиденным… Подумалось, что лет 10 тому назад я, возможно, смотрела бы на картины с другим чувством, а сейчас поняла и приняла сразу. Бэкон, в моем понимании, сродни ясновидящему, который увидел и передал через картины то, чем наполнен мир сейчас. Его называли “экзистенциалистом живописи”. Причисленный к позднему английскому экспрессионизму Бэкон не оставил после себя никакой школы, оставшись в искусстве великим одиночкой. Обнаружила в себе стихийные начатки философии экзистенциализма. И даже поняла, почему — иррациональна, однако. Потому, наверное, и приняла так легко его живопись. Интересно: следуя одному из определений этого направления, человек выстраивает свою судьбу сам и несет ответственность за выбор. Следуя другому, — это философия существования, бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни; чувство страха, отчаяния, безысходности, присущие человеку . Но позвольте, одно противоречит другому! Почему-то не хочется спорить, противоречие не раздражает… Кажется начинаю понимать, почему определение экзистенциализма в одной из статей начинается с утверждения, что этого философского направления не существует :), правда, объяснение занимает несколько страниц. Ф. Бэкон был сложным художником с очень нелегкой судьбой. В детстве болел астмой и особой формой аллергии и из-за этого не смог закончить школу. Был в очень сложных отношениях с отцом из-за своей сексуальной ориентации, и в 16 лет начал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Работал декоратором и дизайнером. В живописи был самоучкой — не имел академического образования . В 1972г. удостоился персональной выставки в галерее Гран-Пале в Париже . До него при жизни такая честь была оказана только Пабло Пикассо. Галлерея Тэйт Британия (Тате) в Лондоне посвятила ему три выставки, последняя из которых, состоялась в 2008г. после его смерти. Теперь вот состоялась вторая выставка в Метрополитен музее. Francis Bacon (British, 1909–1992) Будучи в 60-е годы уже признанным художником, картины которого высоко ценились, Бэкон оставался верен себе. Он приобретает небольшую, скромную двухкомнатную квартиру и в одной из комнат устраивает мастерскую ( в гараже: Reece Mews) в районе, South Kensington-там же, где начинал, когда был беден, он проживет там до конца жизни (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).
Фотография мастерской в Южном Кенгсинтоне — ее стены, заодно, служили ему…палитрой
Здесь привожу, конечно, не все картины, — множество интересного о художнике, его моделях и творчестве смотрите на сайте галереи Тэйт (по ссылке внизу). Выставка в Метрополитен Музее в НЙ по размещению и составу очень сходна с последней выставкой Ф.Бэкона прошедшей в галерее Тэйт в Лондоне в 2008г. Это, возможно, одна и таже выставка, которая путешествует. Тем, кто заинтересуется, очень рекомендую найти время и «заглянуть»-это http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/francisbacon/interactive/ прекрасный сайт о выставке Фрэнсиса Бэкона в галерее Тэйт, который проведет вас по всей выставке с помощью навигатора, вы увидите фотографии знаменитых фотографов, которые он использовал для работы, услышете голос его самого, рассказывающего о своих картинах, здесь же много другой интересной информации. (Картины организованы в виртуальные «комнаты», в соответствии с темой и временем создания, -правая кнопка мышки показывает меню, из которого можно легко управлять страничкой этого вебсайта).
http://www.francis-bacon.com/paintings/triptych-1991/?c=85-92 -это непосредственно, сайт о художнике, где наиболее полно можно посмотреть его картины в хронологии.
Вот здесь http://rockkent.narod.ru/Becon/becon.htm несколько неплохих статей и линков (окно меню справа внизу) на русском языке
Crusifiction / Распятие, 1933 Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion/ Три этюда фигур в ногах Распятия, 1944 Бэкон не был верующим, но тема распятия интересовала его на протяжение жизни, так как была тесно связана с идеей самопожертвования. В этой картине и многих других, написанных позднее, присутствуют зловещие, навевающие ужас, биоморфные существа. Бэкон написал их впервые, под влиянием картин Пабло Пикассо. Они передают его ощущение времени -только что закончилась Вторая мировая война. Они также были для него символами Эриний (Эвменид) — богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила «Эвмениды», преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Гораздо позже он создал отдельный цикл и назвал его «Триптих по мотивам «Орестеи» Эсхила».Тема возмездия, преследования не покидает его и тесно связана также с обстоятельствами его жизни. Это второй вариант картины
Head I, 1947–1948 Крик, как предельное выражение эмоций, и кричащий рот — аттрибут многих картин Бэкона. Многие детали он заимствовал из медицинской книги с картинками о болезнях полости рта, на которую он набрел на раскладке.
Head III, 1949 Эта картина написана под впечатлением от фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», которым Бэкон восхищался. Пробитые пулей очки няни в одном из эпизодов были его излюбленным мотивом из картины в картину.
Study for the Nurse in the film «The Battleship Potemkim / Этюд к портрету няни из фильма «Броненосец Потемкин», 1957
Фотографии почти везде, к сожалению, не передают цвет и связанные с ним эмоции: зловещие, яростные и
исступленные..
Painting / Живопись, 1946 — смотреть на это, все равно, что заглянуть в бездну ада, но мастерски написанную
Study for Crouching Nude Без аудиогида и сопроводительных текстов мне было бы сложнее понять, что происходит, хотя картины нравились и без объяснений-я затрудняюсь объяснить понятие «нравится», но написано все превосходно и передает эмоции так, что становишься причастным к происходящему.
Study after Velazquez / Этюд по мотивам Веласкеса, 1950 Бэкон был в Риме, но в галерею Дориа-Памфили, где находится оригинал картины Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия Х», не зашел. По его словам, в этом не было смысла, так как лучше написать было невозможно. Он писал свои серии картин по репродукциям, которые отличались в передаче цвета.
Two Figures, 1953
Study of a Baboon, 1953 По этой фотографии трудно уловить удивительный серебристый блеск шкурки бабуина, напружившего в изгибе тело, и еще что-то, неуловимо мистическое в этой картине…
Study for a Portrait of Van Gogh V, 1957
Study for a Portrait of Van Gogh VI, 1957-этюды к портрету Ван-Гога. У Бэкона почти нет пейзажей, это — один из немногих
Head III, 1961
Study after Vélázquez’s Portrait of Pope Innocent X / Этюд по мотивам «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса, 1953 Пятна крови на рясе кардинала, в зале притягивали взгляд. Бэкон рисовал картины сериями, спонтанно, повинуясь цели, которая, по его словам диктовала ему развитие событий, неведомое ему самому. Иногда он даже страдал оттого, что на его долю ничего не оставалось-картины «заполняли» себя сами, без его участия. Серию нельзя было прервать, пока реальность не выстраивалась в соответствии со своими законами, по формулам, которые он открывал, как ученый, изучающий строение мира. Восемь картин серии с папой Иннокентием Х Бэкон написал в 1953г. за две недели . Вот эта серия «Три этюда к Распятию» считается знаменательной для середины его творчества
Triptih- «Three Studies for a Crucifiction»,1962 Внизу отдельные части триптиха в боль
Фрэнсис Бэкон (28.10.1909-14.4.1992) — ирландский художник. В центре его творчества — одинокий, измученный человек, чье предназначение, как кажется,- оказаться запертым в клетке. Преобладающей изобразительной формой у Бэкона является триптих. Бэкон родился в семье ирландского коневода. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец поступил на службу в военное министерство в Лондоне. Из-за астматического заболевания Фрэнсис не мог регулярно посещать школу. В шестнадцатилетнем возрасте он покинул родительский дом, жил в британской столице, перебиваясь случайными заработками, затем провел два месяца в Берлине, а после этого отправился в Париж. Во Франции работал декоратором интерьеров. 1929: ДизайнерВ 1929 Бэкон вернулся в Лондон, где открыл мастерскую по дизайну мебели и ковров. С 1931 целиком посвятил себя живописи и через два года впервые обратился к теме распятия, к которой постоянно возвращался в дальнейшем. На пропитание себе он зарабатывал игрой в рулетку. Во время второй мировой войны Бэкон уничтожил почти все картины, созданные им ранее. Вследствие болезни он был признан негодным к службе в армии и в течение трех лет работал в гражданской противовоздушной обороне. 1944: Триптих «Распятие»В 1944 Бэкон вернулся к занятиям живописью. В этом же году появились «Три этюда фигур у подножия распятия», триптих, принесший Бэкону молниеносный успех. Эта состоящая из трех частей работа представляет три сюрреалистические комбинации из людей, животных и неких аморфных существ — метафорических воплощений Страха и Ужаса. Гораздо более реалистичной стала появившаяся через год другая картина — «Фигура в окружении ландшафта», на которой изображен лежащий на скамейке в парке мертвый человек с автоматом. В «Картинах» (1946) у Бэкона впервые появляется «трупный» мотив, который становится основополагающим в творчестве художника: перед ширмой сидит чудовище в человеческом облике, а за ширмой лежит зверь с распоротым брюхом. 1950: «Папский портретист»Бэкон, пристрастившийся в послевоенные годы к алкоголю, работал в основном с сериями картин, что позволяло ему глубже проникнуть в тему. Его восхищение пионерами кинематографа нашло свое отражение в одной из картин серии «Головы», прообразом которой послужил кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» («Голова VI», 1949). На основе этой картины Бэкон создал ряд работ, перекликающихся с «Портретом папы Иннокентия X» кисти Веласкеса, известной из которых был вариант, датируемый 1953 годом («Этюд портрета папы Иннокентия X по Веласкесу», также «Кричащий папа»). На картине изображен раскрытый в крике рот; этот мотив Бэкон использовал и в более поздних своих работах. Бэкон смешивал краски с пылью, песком или грязью и наносил их кистью или пучком стальных волокон на необработанную поверхность холста. На многих картинах он изображал изуродованные или разложившиеся человеческие тела, которые заключал в прямоугольные переплетения линий, напоминающие железную клетку. Картина Бэкона «Ван Гог — Вариации» (1957) представляет великого художника как символ изоляции человека. 1960: Фигуры на фоне монохромных плоскостейНачиная с конца 50-х в картинах Бэкона все чаще появляются сюжеты из его собственной жизни, в основном это портреты друзей после попоек. Его картины утратили агрессивность, однако по-прежнему представляли человеческие фигуры, изолированные в замкнутом пространстве. Для работ Бэкона 60-х характерны монохромные плоскости с возвышающимися на их фоне фигурами. Отыскать в этих фигурах черты индивидуальности так же трудно, как и определить место действия. Прежние расплывчатые лица Бэкон размещал сейчас на фоне затушеванных эллиптических цветовых плоскостей. Художник шокировал публику двумя своими триптихами на тему распятия (1962 и 1965), в которых изобразил убийц и их истекающую кровью жертву. С конца 60-х он стал все чаще объединять в одной картине ландшафты и портреты в полный рост. 70-е годы: «Черные триптихи»В 1971 после продолжительной болезни скончался Джордж Дайер. Бэкон с головой погрузился в работу, он создал так называемый «Черный триптих», где Дайер изображен стоящим перед открывающейся темной дверью. Он продолжал анализировать эту смерть и в последующих работах. В других картинах 70-х Бэкон запечатлел бренность человеческого тела, помечая отдельные компоненты кружочками, как это принято в рентгенографии. В конце 70-х из картин Бэкона исчезли присущие его ранним портретам намеренные «искажения действительности». Теперь Бэкон работал с косой штриховкой, которая позволяла более точно запечатлеть черты человеческого лица. В 1992 художник умер в Мадриде в возрасте 82 лет. Дж. Лeнc Картины БэконаПоследние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |