Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Затмение в китае – 3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии

Затмение в китае – 3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии

Легенды и мифы о солнечных затмениях: от Китая до викингов

Солнечное затмение — явление, которое издревле было окружено различными мифами, домыслами и легендами. Где-то затмение предвещало жуткую катастрофу, где-то символизировало гнев богов. У других культурах соединение Солнца и Луны было долгожданной встречей влюбленных. Известные мифы и легенды о затмении разных народов мира — в материале «360».

Китай

В Китае затмение считалось вестником страшной катастрофы, которая вот-вот обрушится на Среднее царство.

В «Книге Песен» (или «Ши Цзин»), классическом конфуцианском тексте династии Чжоу (VI век до н. э.) солнечные затмения описываются «ужасными» и «ненормальными». В другом тексте «Шу Цзин» затмение называется «жуткой и противоестественной связью Солнца и Луны». В Древнем Китае затмение обозначалось иероглифом «ши», который можно перевести как «пожирать». Долгое время придворные астрономы считали, что во время затмения Солнце или Луна пожираются чудовищным Драконом.

Чтобы помочь Дракону поскорее выплюнуть из своей пасти Солнце или Луну, китайцы выносили на улицу зеркала. Зеркало долгое время символизировало небесные светила, из-за своей способности отражать их свет. Существует легенда о том, что во времена упадка династии Чжоу придворные астрономы так погрязли в утехах и пиршествах, что забыли вынести свои зеркала на улицу. Затмение продолжалось дольше обычного, за что астрономам, которые пренебрегли своими прямыми обязанностями, отрубили головы.

Источник фото: Pixabay

Индия

Солнечное и лунное затмение упоминается и в индуистском эпосе «Махабхарата». Затмения случаются в то время, когда многочисленные божества индийского пантеона собираются вместе, чтобы сварить очередную порцию сомы — эликсира бессмертия. Заручившись поддержкой демонов, боги превращают Мировой Океан в один большой котел, в котором зреет магический напиток.

Когда сома будет готова, Вишну, превратившись в прекрасную девушку, крадет весь напиток из-под носа демонов и раздает его всем добрым богам. Но демоны не собираются так просто отдавать эликсир бессмертия. Один из них, самый хитрый — Раху — крадет у Вишну один глоток сомы. Но Солнце и Луна, которые никогда не дремлют, замечают вора и докладывают о происшествии Вишну. Вишну недолго думая отрубает голову демону, но тот, уже выпивший эликсира, теперь не может умереть и вынужден жить дальше с отрубленной головой.

Источник фото: Flickr / goblinbox_

Затмения случаются, когда разъяренный Раху догоняет на небосводе Луну и Солнце и проглатывает их. Лишь затем, чтобы через пару минут светила вывалились из перерубленной шеи.

Викинги

Суровые мореплаватели Севера в своих легендах продолжали тематику пожирания Солнца и Луны. Согласно их верованиям, два прожорливых волка проглатывали небесные светила целиком.

Снорри Стурлусон, исландский автор XIII века, тоже упоминает об этих двух небесных волках. По его словам, Сколль (Отвращение) в конце концов поймает Солнце, в то время как Хати (Ненависть), который бежит перед Солнцем, настигнет Луну. Из-за этого и происходит затмение, а для того чтобы спасти Солнце и Луну, люди поднимают гвалт, бьют в барабаны и шумят трещотками. Это отпугнет волка, и он уронит свою добычу.

Викинги верили, что когда наступит час Рагнарека («Гибель Богов») гигантский волк Фернир сожрет Солнце и Луну раз и навсегда.

Источник фото: иллюстрация Уилли Погани из книги «Дети Одина» (1920)

Австралийские аборигены

Австралийские племена не так пессимистично относились к затмениям. Для них это природное явления символизировала не катастрофу и несчастья, а любовь.

Источник фото: Pixabay

Аборигены верили, что во время затмения муж-Луна приходит в гости к жене-Солнцу. Соединившись после долгой разлуки они стыдливо скрываются за ширмой, чтобы побыть наедине. У индейцев племени тлинкитов, населяющих северное побережье Британской Колумбии, в роли мужа выступает уже Солнце.

12 октября 1977 года теплоход «Фэйрси» завершил свой круиз в точке полного солнечного затмение и в честь этой красивой легенды австралийских аборигенов на мачте был поднят флаг, изображавший затмение как поцелуй между джентльменом-Луной и леди-Солнцем.

Последнее в уходящем столетии солнечное затмение в Китае смогут наблюдать только жители западных районов, пекинцы будут лишены такой возможности

Последнее в уходящем столетии солнечное затмение в Китае смогут наблюдать только жители западных районов, пекинцы будут лишены такой возможности

ПЕКИН, 11 августа, 1999. /Корр. РИА Новости Александр Исаев/. Последнее солнечное затмение в уходящем столетии в Китае смогут наблюдать только жители западных районов страны, однако затмение над этими территориями будет лишь частичным.

Как сообщает сегодня китайская печать, если погода будет благоприятствовать, то этот феномен смогут увидеть жители Внутренней Монголии, Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района, провинции Шаньси, юго-западных районов провинции Юньнань.

Как заявил директор Сианьской обсерватории Доу Чжун, в этих регионах можно будет увидеть, «как Луна скроет примерно 70% Солнца». Вместе с тем, как сообщают специалисты, пекинцы будут лишены возможности наблюдать это удивительное явление. Одновременно китайские специалисты уверяют, что никаких изменений в погоде затмение не вызовет.

В Китае довольно спокойно реагируют на сообщения о «конце света». Нынешнее солнечное затмение совпало по времени с активной кампанией по разоблачению мистической секты «Фалун гун», запрещенной в Китае в конце июля. Одним из тезисов, проповедуемым сектой, был «грядущий конец света», однако даже подвижники этого мистического учения не увязывали грядущий крах мира с нынешним космическим феноменом.

Гораздо большее беспокойство у китайских обывателей вызывают ранее опубликованные сообщения о том, что в августе планеты Солнечной системы выстроятся в виде космического креста с планетой Земля на пересечении крестовин. Согласно китайским историческим хроникам, подобное явление древнекитайские астрономы наблюдали более двух тысяч лет назад. Но и тогда на Земле не произошло никаких катаклизмов, вспышек эпидемий, наводнений и прочих стихийных бедствий.

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

Сегодня глубокая древность китайской истории считается самоочевидной. Однако еще в XIX веке это было не так. У многих европейских ученых того времени существовали глубокие сомнения по поводу столь глубокой древности китайской истории. В частности, им казалось весьма подозрительным, что сведения о существовании Древнего Китая известны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из китайских источников. И совершенно не подкрепляются иностранными свидетельствами.

Словарь Брокгауза и Ефрона, отражая мнения русских и немецких ученых XIX века, пишет по этому поводу следующее:

«Источники для изучения древнего периода китайской истории находятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ… главнейшие из них —… книги и отчасти «Исторические записки» (Ши-цзи) Сы-ма-цяня (около I в. до Р.Х.), вместе с ОЧЕНЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ «Бамбуковой летописью” (Чжу-шу-цзи-нянь)… новейшие же, как-то: летопись Тун-цзянь-ган-му (переведенная в прошлом столетии на французский язык иезуитом de Moyriac de Mailla), Лу-ши (сочинение сунского ученого Ло-би), Тун-цзянь-вай– цзи (экскурс к упомянутой летописи Тун-цзянь, XI в. после Р.Х.) и И-ши («Сводная история», начала XVII в. после Р.Х.), по своей отдаленности от трактуемой эпохи не имеют уже такого значения, как древнейшие, поэтому ПОЧТИ И НЕ ИЗУЧАЛИСЬ ЕВРОПЕЙСКИМИ УЧЕНЫМИ; «Сводная история» даже и совсем почти не затронута, главным образом благодаря ПОЛНЕЙШЕЙ СЫРОСТИ собранного в ней огромнейшего материала, выписанного дословно из всех предшествовавших сочинений, начиная с древнейших.

Вопросы о происхождении китайцев, о ДОСТОВЕРНОСТИ ОТНОСЯЩИХСЯ К ДРЕВНЕМУ ПЕРИОДУ СВЕДЕНИЙ, о ТОЧНОСТИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ, о СУЩЕСТВОВАНИИ ПИСЬМЕННОСТИ (! – Авт.) давно уже сделались предметом изысканий синологов, но все еще ОСТАЮТСЯ НЕРАЗРЕШЕННЫМИ сколько-нибудь удовлетворительно. О каждом из них существует почти столько же отдельных, нередко диаметрально противоположных мнений, сколько более или менее крупных синологов. Большинство исследователей считает предков нынешних китайцев ПРИШЕЛЬЦАМИ, ДОСТИГШИМИ УЖЕ ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ (это мнение неслучайно: манжуры действительно были пришельцами в Китае, а вся известная сегодня китайская история началась, как мы увидим, именно с них –

Авт.)» [988:00], статья «Китай».

Итак, еще в XIX веке отношение ряда европейских ученых к китайским уверениям о собственной древности было весьма и весьма настороженным. Вероятно, поэтому китайцам и понадобилось подкрепить эти уверения какими-то доказательствами. И такие «доказательства» появились. Причем, самыми первыми из них стали астрономические датировки китайских СОЛНЕЧНЫХ ЗАТМЕНИЙ. Кстати – датировки АСТРОНОМИЧЕСКИ ОШИБОЧНЫЕ, как мы вскоре убедимся. Сообщается следующее:

«ПЕРВОЙ ДОСТОВЕРНОЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ДАТОЙ можно считать 38-й год правления чжоуского Ли-вана или, по нашему летоисчислению, 842 г. до Р.Х., к которому «Исторические записки» приурочивают свой счет по циклическим знакам. ГЛАВНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЭТОГО СЛУЖИТ ДОСТОВЕРНОСТЬ ЗАТМЕНИЯ, относимого к 6-му году правления чжоуского государя Ю-вана и, КАК ТЕПЕРЬ ДОКАЗАНО АСТРОНОМИЧЕСКИМИ ВЫЧИСЛЕНИЯМИ, ПРОИСШЕДШЕГО 29 АВГУСТА 775 г. ДО Р.Х.» [988:00], статья «Китай».

Что ж, давайте проверим эту САМУЮ ПЕРВУЮ из «достоверно установленных» дат китайской истории. Действительно ли в конце августа 775 года до н. э. в Китае произошло сколь-нибудь заметное солнечное затмение?

Нет, расчеты показывают, что ничего подобного не было. Более того, 29 августа 775 года н. э. на Земле вообще не было НИКАКОГО солнечного затмения. Ближайшее к этой дате солнечное затмение произошло на месяц раньше, 27 июля 775 года н. э. Но и оно совершенно не годится для «подтверждения» древне-китайской хронологии. Поскольку это было всего лишь частное солнечное затмение с максимальной фазой 0,75. Причем в Китае его не видели вовсе, поскольку полоса его максимальной фазы прошла гораздо западнее и севернее Китая – по северо-западу Сибири в окрестностях Новой земли. В Пекине этого затмения вообще не было, а на северо-восточных границах Китая максимальная фаза затмения была настолько мала – всего лишь 0,15 – что его практически невозможно было заметить невооруженным глазом. (Расчеты были произведены с помощью программы StarCalc А.Е. Завалишина.)

Данное обстоятельство было, очевидно, замечено историками, хотя и с опозданием. Иначе трудно объяснить, что спустя некоторое время после выхода в свет Словаря Брокгауза и Ефрона дата этого важнейшего китайского затмения – которое, напомним, ПОСЛУЖИЛО ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ДОВЕРИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ К КИТАЙСКОЙ ХРОНОЛОГИИ – была ИЗМЕНЕНА.

Обратимся к современной нам монографии [1487:1]. Там это затмение, случившееся в 6-й год императора Ю-вана из династии Чжоу датировано уже по-другому. А именно, ПРИМЕРНО НА ГОД РАНЬШЕ – 6 сентября 776 года до н. э. Приведем одно из древне-китайских описаний этого затмения, согласно [1487:1] (остальные мало чем от него отличаются):

«6 сентября 776 год до н. э. Император Ю из династии Чжоу, 6-й год, 10-й месяц, новолуние день синьмао 28; при переходе в 10 месяц, в первый день месяца, произошло затмение Солнца [Шицзин, Сяоя]» [1487:1], с. 30.

Согласно династическим китайским таблицам, император Ю-ван из династии Чжоу правил в 781–771 годахдон. э. [1487:1], с. 405. Поэтому, как 775, так и 776 год до н. э. можно было бы считать 6-м годом его правления. И потому исправленная дата затмения – 776 год вместо 775-го – тоже вполне годилась бы для подтверждения китайской хронологии. Если бы не одно «но». Все дело в том, что и это затмение СОВЕРШЕННО НЕ БЫЛО ВИДНО В КИТАЕ.

На рис. d.13 мы приводим карту с изображением полосы солнечного затмения 5–6 сентября 776 года до н. э. Затмение было полным, но не для китайского наблюдателя. На географических долготах Китая полоса полной фазы проходила ПО СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ, причем – в сотнях километров от берега. На рис. d.13 хорошо видно, что город Пекин, отмеченный белым кружком, находится в точности на границе, отделяющей область совершенного отсутствия указанного затмения от полосы его частной фазы. При переходе через эту границу фаза затмения начинает медленно нарастать. Но даже в самом северном Китае она не превосходила ничтожной величины 0,1–0,2.

Расчеты показывают, что на географических долготах Китая и на широтах 40 градусов (Пекин) фаза затмения 5–6 сентября 776 года до н. э. составляла 0,05 – 0,08; на широтах 45 градусов (средняя Монголия) она равнялась 0,20 – 0,22.

Рис. d.13. Область видимости полного солнечного затмения 5–6 сентября 776 года до н. э. Черным кружком отмечена узкая полоса, где затмение было полным. На географических долготах Китая полоса полного затмения проходила по Северному Ледовитому океану примерно в 300 километрах от берега. Белым кружком отмечен Пекин, находящийся на границе области частной фазы затмения. Ни в Китае, ни в Монголии, ни даже в Забайкалье, это затмение не могло наблюдаться из-за слишком малой фазы. Расчет по программе StarCalc.

Даже на широтах 50 градусов (Забайкалье) фаза затмения была все еще очень мала и составляла всего лишь 0,36 – 0,47. Таким образом даже в Забайкалье фаза этого затмения была совершенно недостаточна, чтобы небо хоть сколько-нибудь потемнело. А между тем, в одном из китайских описаний затмения Ю-вана прямо сказано, что во время затмения «постепенно вернулся дневной свет» [1487:1]. То есть, дневной свет во время затмения Ю-вана заметно померкнул, а значит, ОНО БЫЛО ПОЛНЫМ ИЛИ БЛИЗКИМ К ПОЛНОМУ.

Таким образом, НЕТ СОВЕРШЕННО НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ приравнивать китайское затмение, случившееся на 6-м году императора Ю-вана из династии Чжоу, и солнечное затмение 5–6 сентября 776 года до н. э. ВООБЩЕ НЕ ВИДИМОЕ НИ В КИТАЕ, НИ В ЕГО ОКРЕСТНОСТЯХ. А других подходящих реальных затмений для дат, способных подтвердить китайскую хронологию эпохи Чжоу, НЕТ. Таким образом, нельзя говорить о том, что астрономические расчеты якобы подтверждают китайскую хронологию времен Чжоу. Они ее никак не подтверждают. Они ей ПРОТИВОРЕЧАТ.

Нам могут возразить, что сегодня известно и множество других китайских записей о солнечных затмениях, часть из которых действительно соответствует китайским древним датам. Да, такие затмения имеются. Их список приведен в издании [1487:1]. Но по отношению к ним возникают следующие вопросы:

– Когда эти записи затмений вошли в научный оборот? Если они были хорошо известны еще до начала XX века, то почему тогда европейским ученым XIX века пришлось доказывать китайскую хронологию не с помощью этих замечательных китайских записей, а с помощью отсутствующего в природе китайского затмения 775 или 776 года до н. э.?

– Когда была впервые составлена ВЫБОРКА АСТРОНОМИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ китайских солнечных затмений? Например – приведенная в [1487:1], или другая, подобная ей?

Поясним смысл этого вопроса. Как уже говорилось выше, из китайских источников можно было бы почерпнуть гораздо больше записей о солнечных затмениях. Но если верить ВСЕМ таким записям, то солнечные затмения в Древнем Китае должны были бы происходить чуть ли не каждый год. Что невозможно. Поэтому большинство таких записей, очевидно, ошибочны. Вопрос – есть ли среди них правильные и как их отделить от ложных?

Нетрудно сообразить, что для того, чтобы произвести этот отсев ложных затмений, необходимо ЗАРАНЕЕ ЗНАТЬ ИХ ДАТЫ. Хотя бы приблизительно. И тогда с помощью расчетов, действительно, можно проверить, какие именно затмения происходили в Китае, а какие – нет. Но предъявлять потом полученный список «правильных» затмений в качестве ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДАТИРОВОК, С САМОГО НАЧАЛА ЗАЛОЖЕННЫХ В ЕГО РАСЧЕТ, – явная бессмыслица! А точнее, говоря, ПРОСТО ОБМАН. Поэтому вопрос о том – когда была составлена выборка якобы «правильных» китайских солнечных затмений и как именно их отделили от «неправильных» – чрезвычайно важен.

Сегодня с помощью астрономических программ нетрудно рассчитать солнечные затмения в прошлое. А значит, легко можно выбрать из хаоса китайский записей о солнечных затмениях лишь те, которые СЛУЧАЙНО совпали (или оказались близки) с каким-то реальным затмением в том же самом году. При такой частоте упоминаний о солнечных затмениях, как в китайских хрониках, вероятность подобного случайного совпадения не столь уж мала. Таким образом, вполне можно было бы набрать список «правильных затмений», подобный приведенному в [1487:1]. Но как легко сообразить, такой список ровным счетом ничего не доказывает, несмотря на множество астрономических «попаданий в точку».

Поэтому мы и спрашиваем – когда появились первые опубликованные списки китайских солнечных затмений, подобные приведенным в [1487:1]? В источниках XIX века их нет. По крайней мере, нам найти их там не удалось. Возникает впечатление, что подобные списки появились лишь в конце XX века. Когда возможности вычислительной астрономии уже позволяли их ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО СОЗДАВАТЬ НА ОСНОВЕ КИТАЙСКОЙ ХРОНОЛОГИИ. Отсеивая те китайские записи, которые противоречат хронологии Древнего Китая. Но, как мы уже говорили, использование подобных списков с целью ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОЙ САМОЙ ХРОНОЛОГИИ КИТАЯ, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ ОНИ БЫЛИ СОБРАНЫ – совершенно недопустимо. Это порочный круг.

В этом смысле наиболее ценны для хронологии не просто какие-нибудь китайские солнечные затмения, а достаточно ЗНАМЕНИТЫЕ затмения. Поскольку они, в отличие от общей массы других затмений, уже достаточно давно заняли выделенное положение. Они являлись предметом обсуждений и споров еще в

XVIII–XIX веках, когда производить астрономические расчеты было далеко не так просто, как сегодня (хотя тоже возможно). Кроме того, такие затмения обычно окружены разными рассказами и легендами, в которых могут содержаться ценные для датировки дополнительные сведения.

К числу таких достаточно знаменитых затмений относится и затмение Ю-вана, о котором мы подробно говорили выше. Оно, как мы видели, обсуждалось еще учеными XIX века, поскольку созданный в то время Словарь Брокгауза и Ефрона считает его древнейшей астрономической вехой китайской истории. Кстати, это – ЕДИНСТВЕННОЕ китайское затмение, которое упоминает Словарь.

Таким образом, затмение Ю-вана – достаточно известное, знаменитое затмение. И что же мы увидели? Оно ПРОТИВОРЕЧИТ китайской хронологии, вместо того, чтобы ее подтвердить.

Кроме затмения Ю-вана у китайцев есть и еще одно знаменитое солнечное затмение. Даже более знаменитое, чем затмение Ю-вана. О нем много и подробно пишут китайские источники. Затмение это настолько интересно, что мы посвятим ему отдельный раздел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Жители Восточной Азии готовятся смотреть на солнечное затмение

Затмение начнется около 9 часов утра по пекинскому времени (05.00 мск). По расчетам специалистов, это природное явление можно будет увидеть в провинциях Китая, расположенных на юго-западе, востоке и в центральной части страны.

По расчетам ученых, в числе самых лучших площадок для наблюдения за затмением — города Шанхай, Ухань, Чэнду, Сучжоу и Ханчжоу. В этих районах тень луны закроет солнце на 100%. Жители китайской столицы, по расчетам астрономов, смогут увидеть лишь частичное затмение солнца. Тень Луны закроет небесное светило над Пекином на 60%.

В то же время для наблюдателя в японской столице Токио Луна закроет Солнце на 75%, в городе Фукуока на юге страны — на 90%, а в Саппоро на самом северном острове Японии — на 50%.

Полное солнечное затмение можно будет наблюдать на юге страны — на островах архипелага Токара. На японском острове Акусэкидзима полное солнечное затмение продлится 6 минут 25 секунд.

В погоне за Солнцем

Акусэкидзима, население которого составляет всего 70 человек, готовится принять 220 туристов. На острове Наканосима на время солнечного затмения число туристов сравняется с местным населением — около 150 человек.

На острова архипелага, не располагающие соответствующей инфраструктурой, дополнительно завозятся пресная вода и продукты. Из-за отсутствия гостиниц и невозможности разместить всех желающих в частных домах для проживания туристов выделяются опустевшие на время каникул школьные спортивные залы. Часть туристов разместится в палатках.

В Китае любители астрономии и простые туристы также съезжаются в те районы, где затмение будет наиболее полным. Их не пугают даже неутешительные прогнозы синоптиков.

Метеорологи предупреждают, что 22 июля практически на всех «лучших площадках» для наблюдения за затмением — городах Шанхай, Ухань, Чэнду, Сучжоу и Ханчжоу ожидается облачная и временами дождливая погода. Агентство «Чжунсиньшэ» распространило в понедельник сообщение о том, что полное затмение из-за погоды может стать «полным провалом надежд».

Номера в гостиницах города Сучжоу на 21-22 июля начали бронировать еще с конца прошлого года. Владельцы гостиниц отмечают, что на фоне общего спада потока туристов, вызванного финансовым кризисом и эпидемией нового гриппа, предстоящее затмение принесет хорошие доходы. Ожидается, что из Сучжоу за солнечным затмением будут наблюдать более 110 тысяч туристов. В Шанхае и Ханчжоу занятость отелей еще за неделю до дня затмения была на 20% выше, чем в этот же день годом ранее.

Ажиотаж вокруг предстоящего явления вызвал дефицит и на железнодорожные билеты. За считанные часы были полностью распроданы билеты на поезда из Пекина в Шанхай на 21 июля.

Ученые предостерегают

Ученые Японии и Китая не устают напоминать, что солнечное затмение нельзя наблюдать незащищенным глазом, а также сквозь закопченное стекло и в солнечных очках, потому что это может нанести серьезный вред глазам.

В Китае активно продаются специальные очки, которые понадобятся любителям астрономии в среду наряду с зонтиками.

Тем, кто в силу разных причин не сможет увидеть затмение лично, его в прямом эфире покажет Центральное телевидение Китая (CCTV). CCTV будет вести теле- и интернет-трансляцию сразу из нескольких городов, в том числе Чунцина, Шанхая, Ухани и Ханчжоу с 7.30 до 11.30 по пекинскому времени (03.30 — 7.30 мск). Видеокартинка со всех передвижных станций будет поступать в Пекин, откуда бесплатно передаваться телестанциям, интернет-сайтам и провайдерам услуг сотовой связи.

Днем как ночью

В преддверии масштабного затмения министерство общественной безопасности КНР распорядилось усилить работу дорожной полиции в регионах. Полицейским патрулям предписано утром в среду быть готовыми работать в ночном режиме. Водителей в свою очередь просят во время затмения «смотреть на дорогу, а не на Солнце». Как сообщают местные СМИ, предупреждающие знаки о необходимости соблюдать меры безопасного движения во время солнечного затмения, уже появились в Гуанси-Чжуанском автономном районе на юго-западе страны.

Что предвещает затмение?

Как сообщило в понедельник Международное радио Китая, некоторые жители страны всерьез опасаются предстоящего затмения. Жители провинции Сычуань, пережившей в прошлом году разрушительное землетрясение, в частности, опасаются повторения подземных толчков. Эксперты успокаивают, что тектонические процессы земли не связаны с подобными затмениями. Тем не менее, в китайской исторической традиции затмения солнца всегда считались плохим знамением, предвещавшим стихийные бедствия и эпидемии. Так, народная память хранит воспоминания о том, что за полным солнечным затмением 1879 года в Китае последовал мощнейший в истории разлив реки Янцзы.

Солнечное затмение 26 декабря 2019 года — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Солнечное затмение 26 декабря 2019 года — кольцеобразное солнечное затмение 132 сароса, максимальную фазу которого можно было наблюдать на Аравийском полуострове, в Индии и Юго-Восточной Азии.

Это солнечное затмение представляет собой повторение через сарос кольцеобразного солнечного затмения 14 декабря 2001 года (англ.). Следующее затмение данного сароса произойдёт 5 января 2038 года.

Анимация затмения

Полоса кольцеобразной фазы началась на территории Саудовской Аравии вблизи побережья Персидского залива в точке с координатами примерно 48º восточной долготы и 25º северной широты. Оттуда полоса пошла на юго-восток через территории Объединённых Арабских Эмиратов и Омана, затем по акватории Аравийского моря, далее по югу Индии и северной оконечности Шри-Ланки, а затем через Суматру, Сингапур и Калимантан. Наибольшая фаза затмения наступит недалеко от Сингапура в точке с координатами 1º северной широты и 102,3º восточной долготы. После Калимантана полоса кольцеобразной фазы, следуя уже на северо-восток, прошла по южной оконечности Филиппинских островов и вышла в акваторию Тихого океана, где и закончилась в точке с координатами примерно 160º восточной долготы и 19º северной широты. Частные фазы затмения были видны почти во всей зарубежной Азии (кроме западной части Турции), в бывшем СССР (Закавказье, Средняя Азия, Казахстан, большая часть Северного Кавказа, Нижнее Поволжье, Южный Урал, юг Сибири и Дальнего Востока), на крайнем востоке Африки, в северной и западной частях Австралии, в северной части Индийского и западной части Тихого океана.

Основные населённые пункты, где можно было наблюдать кольцеобразное затмение:[1]

Населённый пунктВремя UTCΗДлительность
Эль-Хуфуф Flag of Saudi Arabia.svg03:36:061,4°2 м 55 с
Эль-Вакра Flag of Qatar.svg03:36:343,2°1 м 23 с
Рувайс Flag of the United Arab Emirates.svg03:36:324,6°2 м 56 с
Мангалур Flag of India.svg03:55:1731,9°2 м 30 с
Каннур Flag of India.svg03:56:2133,1°3 м 2 с
Кожикоде Flag of India.svg03:57:1334,0°1 м 22 с
Коимбатур Flag of India.svg03:59:1635,5°3 м 4 с
Диндуккал Flag of India.svg04:01:2037,0°2 м 55 с
Тируччираппалли Flag of India.svg04:02:3037,5°1 м 58 с
Джафна Flag of Sri Lanka.svg04:05:3239,8°3 м 12 с
Тринкомали Flag of Sri Lanka.svg04:08:2941,9°2 м 52 с
Сингапур Flag of Singapore.svg05:23:4464,9°2 м 7 с
Батам Flag of Indonesia.svg05:24:3065,0°3 м 6 с
Синкаванг Flag of Indonesia.svg05:42:5461,9°3 м 38 с
Сериан Flag of Malaysia.svg05:48:2860,1°3 м 28 с
Кольцеобразное затмение
частное затмение

Cолнечное затмение в прямом эфире

Прямо сейчас на небе можно наблюдать частное солнечное затмение. Оно видно по всей территории России (за исключением юго-западных районов страны), а также в Северной Америке, Скандинавии, Китае, Монголии и Корее. Но только на Чукотке Солнце будет закрыто на 70 процентов.

T. Ruen

Прямо сейчас на небе можно наблюдать частное солнечное затмение. Оно видно по всей территории России (за исключением юго-западных районов страны), а также в Северной Америке, Скандинавии, Китае, Монголии и Корее.


Подобные затмения возникают, когда Луна, проходя между Солнцем и Землей, закрывает лишь часть солнечного диска. Максимальную фазу затмения можно увидеть на Чукотке, где Луна закрывает почти 70 процентов диска Солнца, в остальных регионах страны процент покрытия меньше. Луна коснулась солнечного диска в 8:02 по всемирному времени (11 утра по Москве), максимальная фаза состоялась в 9:46 по всемирному времени, а полностью затмение закончится в 11:30 по всемирному времени (14:30 по Москве). Наблюдать за затмением можно через телескопы или бинокли или невооруженным глазом с обязательным использованием темных светофильтров.

NASA

Время для вашего населенного пункта можно посмотреть тут, интерактивная карта доступна тут, а если вам не повезло с погодой, то канал AstroChannel ведет прямую трансляцию этого небесного явления.


3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии

3.3. Древнейшее китайское солнечное затмение при императоре Чжон Кане в начале династии Ся произошло 1 сентября 1644 года н.э., в год воцарения в китае манжурской династии

Считается, что древнейшее и самое знаменитое китайское солнечное затмение произошло, ни много ни мало, в XX веке до н. э. [1487:1], с. 30. Случилось оно – говорят нам – еще во времена полулегендарной династии Ся, правившей якобы в 2100–1600 годах до н. э. [495]. Точные годы всех императоров этой древнейшей династии и даже их имена китайским ученым пока еще не удалось установить [1487:1], с. 26. Тем не менее, кое-что о династии Ся им все-таки известно. В частности от тех далеких времен китайцы бережно сохранили до нас следующую запись о солнечном затмении:

«5 год императора Чжон Кана из династии Ся, осень, 9-й месяц, день женьжсу 47, первый день месяца; было затмение Солнца [Чжу шу цзи ньянь]» [1487:1], с. 26.

Данная запись содержится в «Бамбуковой летописи» (Чжу шу цзи ньянь) и сопровождается там туманным рассказом о двух нерадивых древних китайцах Си и Хе. Пренебрегая своими обязанностями, Си и Хе допустили нарушение небесных законов, чем и заслужили себе смертную казнь. Посему в 5 год императора Чжон Кана, осенью, в первый день девятого месяца, когда случилось затмение Солнца, император повелел князю Юнь (the Prince of Yin) ВОЗГЛАВИТЬ ВОЙСКА для наказания Си и Хе [1487:1], с. 26.

Таким образом, данное затмение ознаменовало собой начало каких-то ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. А именно, прямо в день затмения были снаряжены войска для предания смерти недостойных Си и Хе. Причем, речь идет именно о ВОЙСКАХ, а не о простых палачах. То есть, говорится о ВОЙНЕ.

В других китайских источниках об том же затмении сказано, что оно произошло, когда Чжон Кан «воцарился над землею меж четырех морей». То есть, надо понимать, воцарился над Китаем, который действительно омывается сразу несколькими морями. Китайская запись гласит:

«Это было когда Чжон Кан начал править над [землей между] четырьмя морями… в первый день последнего осеннего месяца, чен… не светил в Фан [ЛС 4]. Слепые музыканты били в свои барабаны, младшие офицеры метались, рядовые бросились в рассыпную [Шан шу; Юнь чжен]» [1487:1], с. 26.

Считается, что все эти сведения «относятся к знаменитому «Затмению Чжон Кана», оно же «Затмение из Книги Документов (Шу цзин)”… запись об этом затмении была и является предметом усиленного внимания как в Китае, так и за рубежом. Некоторые полагают, что она является позднейшей вставкой, однако не исключено, что эта запись все-таки хранит в себе древнюю традицию. Правдоподобность данного древнейшего затмения все еще обсуждается учеными» [1487:1], с. 26.

Итак, историки не знают как датировать это затмение. Некоторые в отчаянии даже думают, что оно является поздней вставкой в китайские летописи и никогда не существовало на самом деле. Другие считают, что затмение все-таки было. Дело осложняется тем, что у историков нет даже приблизительного представления о том, в какой именно год оно произошло.

Но у нас такое представление уже имеется. Более того, мы получаем замечательную возможность одновременно: 1) датировать это затмение и 2) независимо проверить правильность полученной нами выше датировки гороскопа внука Желтого императора.

Напомним, что китайский гороскоп внука Желтого императора – тоже ДРЕВНЕЙШИЙ! – уже был датирован (см. выше) 1725 годом НАШЕЙ ЭРЫ. Отсюда следует, что Желтый император, правивший на самой заре китайской истории, был не кто иной, как первый император манжурской династии, ЗАВОЕВАВШИЙ Китай в 1644 году. А в 1725 году правил его внук.

Но тогда у нас естественным образом возникает подозрение, что и ДРЕВНЕЙШЕЕ китайское солнечное затмение, тоже, вероятно относится к ЭПОХЕ ВОЦАРЕНИЯ МАНЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ. То есть к XVII веку НАШЕЙ ЭРЫ.

Итак, приступим к датировке затмения Чжон Кана.

Прежде всего зададимся вопросом: как понимать имеющиеся в китайских источниках календарные указания на день затмения: «В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА»? Какой день года имеется в виду?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что первые астрономические наблюдения в манжурском Китае вели европейцы – русские и иезуиты-католики. Значит, слова «ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ДЕВЯТОГО МЕСЯЦА» следует понимать в том смысле, который мог в них вкладывать ЕВРОПЕЕЦ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА.

Поэтому мы поступим следующим образом.

– В соответствии со сказанным выше, будем искать затмение Чжона Кана в промежутке от 1500 до 1800 года н. э. То есть – в примерно 150-летней окрестности эпохи воцарения манжурской династии в 1644 году.

– Слова китайской записи «1 числа 9 месяца» будем истолковывать в соответствии с европейским календарем. Это возможно сделать несколькими способами.

ЧТО ТАКОЕ «ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ»? Выражение «девятый месяц» европеец XVII века мог понимать по-разному. Сегодня это СЕНТЯБРЬ, поскольку мы начинаем год с января. Но раньше год начинали и с сентября, и с марта, а тогда девятым месяцем оказывается, соответственно, НОЯБРЬ или МАЙ.

В России, например, в XVII веке было принято сентябрьское начало года, а в более ранние времена – мартовское. «В древности у нас гражданский год начинался с 1 марта, а церковный с 1 сентября» [988:00], статья «год». Мартовское начало года до сих пор сохраняет свои следы в названии некоторых месяцев нашего календаря. Так, например, декабрь – «десятый», октябрь – «восьмой», сентябрь – «седьмой», по-латински. Нетрудно сообразить, что первым месяцем при таком счете окажется март.

Итак, «девятый месяц» – это СЕНТЯБРЬ, НОЯБРЬ или МАЙ.

ЧТО ТАКОЕ «ПЕРВЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА»? Вопрос не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что после 1582 года в нашем календаре существует ДВА РАЗНЫХ СТИЛЯ подсчета дней месяцев – СТАРЫЙ И НОВЫЙ. Выше мы уже говорили, что далеко не все страны сразу же перешли на новый стиль. В XVII веке во многих местах Европы использовался еще старый стиль, а в России он просуществовал до 1918 года. Но в Италии новый стиль был внедрен уже в конце

XVI века. Значит, если наблюдение производили итальянские иезуиты, имевшие в XVII веке свои обсерватории в южном Китае, см. выше, то, скорее всего, они использовали привычный им новый стиль календаря для записи даты. Если же затмение наблюдалось в северном Китае вблизи русских границ, то календарный стиль в дате XVII–XVIII веков, скорее всего, окажется старым. Заранее мы не знаем – кто и в каком месте Китая записал данное наблюдение. Поэтому рассмотрим сразу ОБЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Подводя итог, получаем, что при поиске солнечного затмения Чжон Кана у нас имеются три различные возможности для девятого месяца (сентябрь, ноябрь и май) и две возможности для первого дня этого месяца (старый и новый стиль). Итого 2×3 = 6 различных вариантов. Напомним, что решения мы ищем в интервале от 1500 до 1800 года.

Мы провели полный перебор всех шести вариантов истолкования числа и месяца затмения и рассмотрели все соответствующие даты от 1500 года до н. э до 1800 года н. э. В итоге доказано следующее утверждение.

– Поставленная задача действительно ИМЕЕТ РЕШЕНИЕ, что говорит о том, что, скорее всего, мы не ошиблись в ее постановке. Иначе бы решения, скорее всего, не было бы вовсе, поскольку условия задачи достаточно жесткие.

– Это решение ЕДИНСТВЕННО: 1 сентября нового стиля 1644 года н. э. В этот день НА САМОМ ЮГЕ КИТАЯ около полудня по местному времени произошло исключительно эффектное КОЛЬЦЕОБРАЗНОЕ СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ с фазой 0,96. См. рис. d. 14, рис. d.15. Чтобы дать читателю возможность самому оценить степень зрелищности подобных событий, мы приводим на рис. d.16 фотографию кольцеобразного солнечного затмения 1992 года с чуть меньшей фазой 0,92 (фаза рассчитана по программе StarCalc). Отметим, что затмение 1 сентября 1644 года произошло около полудня, когда Солнце на широтах Южного Китая стояло почти в зените.

Рис. d.14. Область видимости кольцеобразного солнечного затмения 1 сентября 1644 года н. э. с фазой 0,96. Черным кружком отмечена полоса, где затмение было кольцеобразным. В юго-западной части Китая оно наблюдалось около полудня как кольцеобразное с максимальной фазой. Расчет по программе StarCalc.

Рис. d.15. Полоса максимальной фазы (0,96) кольцеобразного солнечного затмения 1 сентября 1644 года, отмеченная нами на карте Китая из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона [988:00]. Она проходила вблизи юго-западных границ Китая, – где как раз в то время находились обсерватории иезуитов, – а также по Китайскому морю, где плавали корабли западно-европейцев.

Рис. d.16. Кольцеобразное солнечное затмение 4–5 января 1992 года с максимальной фазой 0,92. Фотография взята из Интернета.

Что должно было еще более усилить воздействие затмения на зрителей.

– Полученное решение В ТОЧНОСТИ СОВПАДАЕТ С НАЧАЛОМ МАНЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ В КИТАЕ В 1644 ГОДУ. Теперь становится понятно, почему оно стало таким знаменитым в китайской истории. Ведь это затмение ознаменовало собой ВСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОГО МАНЖУРСКОГО ИМПЕРАТОРА НА КИТАЙСКИЙ ПРЕСТОЛ.

– Воцарение манжурской династии началось с завоевания Китая в 1644 году и очистки его от предшествующих властей. Теперь мы начинаем понимать, почему в описании затмения сказано, что в самый день затмения были отправлены войска для наказания негодных китайских чиновников Си и Хе и предания их смерти, см. выше. Речь идет о ЗАВОЕВАНИИ КИТАЯ МАНЖУРАМИ и очистке страны от прежних, «негодных» правителей. Которые, скорее всего, действительно были казнены после манжурского завоевания.

– Согласно одним китайским источникам, затмение произошло в «пятый год императора Чжон Кана», согласно другим – «когда Чжон Кан начал править над землею меж четырех морей», то есть около начала его правления [1487:1], с. 26. Возникает вопрос: в начале правления или в пятый год правления императора Чжон Кана произошло затмение? Теперь мы можем ответить на этот вопрос. Дело в том, что манжурский император Ши-цзу-Чжан-хуан-ди Шунь-чжи (1644–1662 гг.) воцарился над Китаем в 1644 году, когда ему было ШЕСТЬ лет от роду. «Он вступил на престол 6-ти лет, ввиду чего от его имени правил его дядя Айна-ван» [988:00], статья «Шунь-чжи». А незадолго перед тем ему могло действительно быть ПЯТЬ ЛЕТ, что мы и читаем в «Бамбуковой летописи»: «5-й год императора Чжон Кана… произошло солнечное затмение». И тут же были снаряжены войска против Си и Хе, см. выше.

Итак, согласно описанию – как мы его теперь понимаем – солнечное затмение 1 сентября 1644 года случилось, когда малолетнему манжурскому императору еще не исполнилось полных шести лет. В тот же год ему исполнилось шесть лет и он воцарился над Китаем.

– Имя императора ЧЖОН КАН, присутствующее в описании затмения, является, вероятно, слегка искаженным сокращением полного имени первого манжурского императора: Ши-цзу-ЧЖАН-ХУАН-ди Шунь-чжи, [988:00]. Со временем ЧЖАН ХУАН могло превратиться (на бумаге) в ЧЖОН КАН.

– Поскольку полоса затмения прошла по самому ЮГУ Китая, то совершенно естественно, что дата затмения, сохранившаяся в китайских записях, дана ПО НОВОМУ СТИЛЮ. Ведь, как известно, именно на юге Китая было особенно сильно западно-европейское влияние. Туда приходили морем корабли из Европы и там уже в XVII веке было много европейцев. Более того, первые обсерватории в Китае строили в XVII веке иезуиты: «Начало метеорологическим и магнитным наблюдениям в Китае положили иезуитские миссионеры еще в XVII столетии; они же познакомили китайцев и с европейской астрономией и устроили обсерватории в Пекине» [988:00], статья «Китай». Подчиняясь Ватикану, иезуиты, естественно, должны были признавать григорианскую реформу календаря, введенную римским папой Григорием XIII. Ясно, что сотрудники иезуитских обсерваторий в XVII веке, скорее всего, записывали даты по НОВОМУ СТИЛЮ. Но это не значит, что новый стиль был уже тогда распространен по всему Китаю. На примере гороскопа внука Желтого императора мы видели, то еще в XVIII веке в Китае использовался старый стиль, как в России.

– Может возникнуть вопрос: почему в записи о затмении говорится о «первом дне последнего осеннего месяца», если сентябрь, наоборот, является первым месяцем осени. Конечно, не исключено, что здесь вкралась ошибка и «первый месяц осени» со временем превратился в «последний». Однако возможно и другое объяснение. Дело в том, что согласно китайскому календарю XIX века (см. ниже), осень в Китае начиналась не с сентября, как у нас, а за 45 дней до осеннего равноденствия. То есть – приблизительно в начале августа, поскольку осеннее равноденствие в XVII веке было 11 сентября по старому стилю и 21 сентября – по новому. Далее, 1 сентября 1644 года было новолунием (солнечные затмения бывают только в новолуния), а значит речь в записи могла идти не о календарном, а о ЛУННОМ месяце. Который вполне мог считаться ПОСЛЕДНИМ ЛУННЫМ МЕСЯЦЕМ ОСЕНИ, поскольку следующий лунный месяц уже мог накладываться на китайское начало зимы, см. ниже. При этом, не надо забывать, что речь идет о середине XVII века – пике так называемого «малого ледникового периода», когда среднегодовые температуры были очень низкие. Зимы в те годы начинались гораздо раньше и были более продолжительными, чем сегодня. Причем, в 1645–1675 годах, судя по целому ряду геологических и других естественнонаучных данных, похолодание в Северном полушарии достигало локального максимума, см. статью А.М. Тюрина, «Датирование Малого ледникового периода на Русской равнине по естественнонаучным данным», сайт chronologia.org, 5-й выпуск электронного Сборника статей по Новой хронологии. Таким образом, в 1644 году, когда произошло затмение Чжон Кана, месяц сентябрь, скорее всего, действительно был в прямом смысле слова последним осенним месяцем. Как и сказано в записи о затмении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *