Альфред и Альма Хичкок — Радио ВЕРА
ПоделитьсяАльфред и Альма Хичкок
Он был некрасивым, обладал тяжёлым характером и завоевал славу своей гениальностью. Она была маленькой и невзрачной «серой мышкой». Мало кто обратил бы на них внимание по отдельности, однако вместе они всегда притягивали к себе взгляды. Их знакомые всегда гадали, как им удаётся уживаться друг с другом, но Альфред и Альма Хичкок прожили в счастливом браке больше 50 лет и ни разу не дали повода усомниться в своей верности.
Они встретились на киностудии, куда Альфред пришёл рисовать титры, а стал в итоге режиссёром. В невероятно короткий срок – за два года – он сумел доказать, что его талант не ограничивается ни рисованием титров, ни простым написанием сценариев. В ассистентки начинающему режиссёру дали молоденькую девушку, которая тоже пришла на студию недавно.
Поначалу Альфред Альму даже не замечал. Он ужасно гордился, что ему так быстро доверили самостоятельную работу, и был поглощён созданием фильмов. Однако у него накапливалось очень много дел, которые были важны для режиссуры, но прямо её не касались. У Альфреда кружилась голова, когда он представлял, сколько будет с ними возиться. А ведь его ждали фильмы! И половину дел он перекладывал на помощницу, которая с удивительной ловкостью и быстротой решала все его проблемы. Трудолюбие Альмы, её внимательность и тщательность привлекли Альфреда, который уважал дотошность и любил докапываться до всех деталей. Скоро он уже не мог обходиться без Альмы, и ему хотелось видеть её рядом с собой постоянно.
Однако предложить ей встречаться не только на работе будущий великий режиссёр стеснялся. Ему очень нравился такой тип – хрупкие, изящные и светловолосые женщины. Но вот беда – он совершенно не нравился им! Девушки обходили стороной полного Альфреда, и он боялся, что его в очередной раз отвергнут. Ему понадобилось много времени, чтобы наконец-то решиться намекнуть Альме о своих чувствах. И хотя ему казалось, что он не вызывает у неё никакого интереса, Альма на самом деле была в восторге от его ухаживаний – робких и при этом таких заботливых…
Практичная Альма прекрасно замечала недостатки Альфреда. Она знала, что у него странное чувство юмора, что он плохой собеседник. Но Альфред искренне привязался к Альме, и благодаря этому сумели раскрыться те его стороны, о которых он даже не подозревал. Поэтому девушка увидела и сумела оценить его верность, внимательность, заботливость. И его талант – яркий и необычный. Душевные качества Альфреда значили намного больше, чем те внешние черты, которые могли оттолкнуть поверхностного человека. Поэтому, когда через три года знакомства Альфред сделал ей предложение, Альма не раздумывала – она сразу дала согласие. Тучного Хичкока как будто подменили – он, медлительный, обстоятельный, летал по студии, словно на крыльях!
Альма стала самой лучшей помощницей Альфреда и самой верной поклонницей. Она часто помогала ему со сценариями, редактировала за ним диалоги персонажей. Своим опытным глазом она замечала многие мелочи, которые не пришли бы в голову мужчине, снимающему фильм о женщине. Хичкок очень ценил советы жены и всегда им следовал. Завистники могли сколько угодно шутить по поводу его пристрастий к «холодным» блондинкам – актрисам из его фильмов. Но при этом все знали – в жизни знаменитого режиссёра есть только одна женщина, одна королева его сердца, и зовут её Альма.
Альфред по-настоящему любил жену и боялся её потерять. Под конец жизни она долго болела. Однажды, когда у Альмы случилось обострение и её надолго положили в больницу, Хичкок поехал вместе с ней и отказался покидать больничную палату. Иногда врачам всё-таки удавалось убедить его, что жене нужен отдых. Тогда Альфред уходил в соседний ресторанчик и принимался отсчитывать время до того момента, когда можно будет наконец вернуться.
Конечно, он дождался её выздоровления. Они уезжали из больницы вместе – огромный Хичкок и его невзрачная сухонькая жена. Как обычно, они нежно держались за руки. Любому, кто глядел на них, становилось ясно – вовсе не внешность привлекла их друг к другу. Их соединило сначала взаимное уважение, а затем любовь, которая навсегда скрепила сердца великого режиссёра и его помощницы.
История любви Альфреда Хичкока
13 августа исполнится 120 лет со дня рождения режиссера, заставившего зрителей в страхе убегать из кинозалов. Режиссера, имя которого навевало ужас на его поклонников и совершенно не пугало его жену. Напротив, неизвестная широкой публике муза Альма Ревиль обожествляла супруга. И он платил ей тем же.
Альфред Хичкок. Фото: wikipedia.orgИмя Альфреда Хичкока давно стало нарицательным, потому что маэстро всегда свято соблюдал придуманное им же правило: «Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки». Личная жизнь «мастера страха» никогда не была скучной, но и счастливой она, увы, не была…
Ужасы детства
Сейчас всем начинающим кинематографистам работы Хичкока приводят в качестве образцового примера саспенса, то есть долгого, мучительного и нервного ожидания чегото ужасного. Нарастание напряженного ожидания в лучшем виде предстает в его картинах. Между тем все киноприемы мастера сформировались в его голове еще в детстве, на практике…
Альфред Джозеф Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне. Его отец воспитывал неуклюжего толстого мальчика довольно жестко. Однажды он отправил пятилетнего малыша с запиской в полицию. Начальник участка прочел ее и со словами: «Вот как мы поступаем с нехорошими мальчиками!» - запер беднягу в камере. Альфред пробыл там пару часов. Но даже годы спустя он панически боялся полиции, из-за чего никогда не садился за руль автомобиля и был едва ли не единственным в Голливуде человеком, который платил все налоги… А тема законопослушного гражданина, невинно обвиненного во всех грехах, стала одной из центральных во всем его творчестве.
В 7 лет мальчика отдали в иезуитский колледж святого Игнатия, где монахи учили его иностранным языкам, математике и хорошим манерам. И поколачивали резиновыми палками в наказание за провинности. Время экзекуции разрешалось назначать самим провинившимся, так что пацаны обычно откладывали свое наказание на неделю и потом долгих семь дней тряслись в страхе. Вот вам и саспенс, тревожное ожидание беды в самом реальном своем воплощении!
Последний девственник
Потом были Инженерно-навигационная школа, попытка уйти добровольцем на фронт в Первую мировую войну. Из-за непомерной полноты его зачислили в резерв и попытались обучить подрывному делу, которое для пузатого парня оказалось непосильным. Затем он устроился электриком, изучал искусство, регулярно смотрел свежие кинофильмы и… хранил девственность. Его полнота не оставляла шансов на роман.
Так что многолетнее воздержание сполна воплотилось в его картинах. В молодости он окончательно стал одиноким человеком, всегда державшим дистанцию в общении даже с немногочисленными друзьями.
Первый успех
Альфред Хичкок с супругой Альмой Ревиль в 1955 году. Фото: wikipedia.orgЕдва в газетах появилось объявление о том, что американская кинокомпания «Парамаунт феймос плейерзЛаски» набирает технический персонал, Хичкок пришел одним из первых. Толстячок умел рисовать, поэтому его взяли писать титры. Затем он стал помощником режиссера, откуда рукой подать до самостоятельной работы… Миниатюрная Альма Ревиль служила его ассистенткой.
Хичкок не решался пригласить Альму на свидание целых два года. Лишь достигнув определенного статуса, он предложил Ревиль поработать вместе над его картиной. Это был «Сад удовольствий», съемки которого проходили в 1925 году в Германии. По возвращении в Англию Хичкок прямо на пароме сделал Альме предложение. Как он сам позже вспоминал, ей было трудно согласиться - она тяжело переносила качку: «Она стонала. Кивала головой. Ее тошнило. В общем, диалоги были слабоваты, но постановка удалась!»
2 декабря 1926 года в Бромптонской молельне (Южный Кенсингтон) они поженились, а в свадебное путешествие отправились в Санкт-Мориц. Позже у них сложилась традиция возвращаться туда в каждую годовщину свадьбы. А в 1928 году у пары родилась дочь, которую назвали Патрицией.
А Альме нравится!
Всю себя Альма посвящала браку, а также карьере мужа. На съемках они почти всегда работали в тандеме, и Хичкок полностью доверял советам жены. Для сценаристов, которые сотрудничали с режиссером, наивысшей похвалой считалась фраза: «Альме понравилось то, что вы написали».
Альма, в свою очередь, преклонялась перед талантом мужа и мирилась с его фобиями и комплексами. Когда она поняла, что Альфреду нравятся блондинки, то раз и навсегда перекрасила свои рыжие локоны в светлый тон.
Кстати, о блондинках. Именно они всегда становились жертвами его режиссерского садизма. Причем на съемках «Птиц» героиня фильма, которую играла бывшая манекенщица Типпи Хедрен, подверглась атаке пернатых по-настоящему. Вороны буквально исклевали бедную актрису, а одна поранила бедной Типпи нижнее веко. От боли девушка потеряла сознание…
Занавес
В середине жизни режиссер был неоправданно жесток к друзьям и коллегам. Растолстел так, что проходил не во все двери и систематически падал с лестниц. Он стал до умопомрачения скуп. Помешан на чистоте: умывшись, он вытирал раковину и кран тремя полотенцами.
Единственное, что в нем оставалось человеческого, - трепетная любовь к жене и забота о ней. Альма, с которой Хичкок прожил 50 лет, долго болела раком, но он все время находился рядом с ней.
С ее болезнью занавес начал опускаться. Каждый вечер Хичкок глушил водку со льдом, но главное окончательно потерял интерес к жизни. «Жизнеутверждаться» за счет кино он уже устал. Впрочем, он и так доказал все что мог.
Чем отличаются и чем похожи телефильм «Девушка» и байопик с Хопкинсом – Архив
«Девушка»: Британская звезда эпизода и приметных второстепенных ролей Тоби Джонс («Шпион, выйди вон!», «Мгла») из-за своей незаурядной внешности редко получает заглавные партии (до этого он блистал только в роли еще одного гения — Трумена Капоте, в «Дурной славе»). Хичкок в исполнении Джонса предстает перед нами отвратительным, деспотичным и при этом глубоко несчастным человеком. Он расхаживает по студии походкой Человека-Пингвина, неуместно шутит, налегает на алкоголь и домогается звезды «Птиц» и «Марни» Типпи Хедрен (Сиенна Миллер). Хичкок, как мальчишка, влюбляется в белокурую актрису и весь фильм навязчиво склоняет ее к близости — вначале вежливо, а затем — насилием и шантажом («я тебе славу — ты мне всю себя»). Финал печальный: Хичкок понимает, что навсегда потерял свою музу. Не то «Красавица и Чудовище», не то «Синяя Борода».
«Хичкок»: Из Энтони Хопкинса в гриме «спасибо, что живой» (за который фильм номинировали на «Оскар») вышел Альфред Хичкок совсем другого пошиба — шаржевый, забавный гений-толстяк с набором причуд, от ночных походов к холодильнику до подглядывания через дырку в стене за переодевающейся Джессикой Бил. Озорник Хич снимает «Психо» (фильм, в который никто не верит), страдает от ожирения, много и украдкой пьет, отпускает остроумные шутки и пытается пропускать мимо ушей разговоры о том, что ему пора бы уйти на покой. По сюжету больше всего мастер саспенса боится предательства со стороны женщин, поэтому на протяжении всего фильма маниакально ревнует свою жену Альму Ревилл (Хелен Миррен) к болтливому щеголю-сценаристу (Дэнни Хьюстон). Кроме того, Хичкока беспокоят кошмарные видения с реальным маньяком Эдом Гейном, который послужил прототипом Нормана Бейтса в книге и фильме «Психо».
«Девушка»: Хронологически действие «Девушки» разворачивается уже после событий фильма «Хичкок», то есть после оглушительного успеха «Психо». Хичкок задумывает снять не менее пугающий хоррор под названием «Птицы» и приглашает на главную роль дебютантку Типпи Хедрен, которую заприметил в ТВ-рекламе. На первых кинопробах он учит ее вилять бедрами и заставляет целоваться с каким-то неприятным типом. Постепенно съемки превращаются в противостояние непреклонной актрисы и похотливого режиссера-деспота. На съемочной площадке актрисе приходится переживать ужасы наяву: по издевательскому велению Хичкока птицы в самом деле нападают на Хедрен. Даже после этого, вопреки всякой логике, самоотверженная Типпи соглашается сниматься в следующем проекте Хичкока «Марни». На съемках домогательства не прекращаются, скорее наоборот — и она решает навсегда распрощаться с Хичкоком. Кажется, поворотным моментом стал тот, когда Хич перекрасил Типпи волосы. Зато за все эти муки актриса была вознаграждена «Золотым глобусом».
«Хичкок»: В попытке вернуть себе острые ощущения молодости Альфред Хичкок берется за экранизацию противоречивого романа Роберта Блока «Психо». Его не останавливают ни советы соратников, ни отказ студии «Парамаунт» финансировать проект. На роль Нормана Бейтса приглашает застенчивого Энтони Перкинса (Джеймс Д’Арси). Дальше, как известно, Хичкок скупает все экземпляры книги, а съемочную группу заставляет поклясться о неразглашении сюжета фильма. Работать над фильмом приходится в экстремальных условиях: под бюджет фильма Хичкок закладывает свой дом, цензура запрещает сцены с душем и унитазом (пресловутый кодекс Хейса), «убивать» актрису в ванной приходится тоже самому. Затем Хичкок пишет инструкции кинотеатрам по прокату «Психо» и наслаждается криками перепуганных зрителей в зале.
«Девушка»: Сиенне Миллер уже не раз приходилось играть эффектных актрис («Я соблазнила Энди Уорхола», «Интервью»), но на этот раз ей предстояло воплотить образ классической хичкоковской блондинки, звезды фильмов «Птицы» и «Марни» Типпи Хедрен. Она начинающая модель, «разведенка» с детьми, которую приглашают на кастинг к некому режиссеру — в кабинете ее встречает прославленный мистер Хичкок, за ужином он дарит ей брошь с птицами и обещает сделать новой звездой Голливуда. Она с радостью соглашается, не подозревая, что подписывает сделку с дьяволом. Вскоре Хичкок потребует от своей музы не только хорошей актерской игры, но и сексуальной доступности. Типпи дает отпор режиссеру и пытается доказать себе, что может стать актрисой даже в условиях постоянных домогательств гения-злодея. Блондинка неожиданно оказывается человеком колоссальной силы, которая позволяет ей стерпеть и морально выдержать все муки съемок и давление режиссера.
«Хичкок»: Скарлетт Йоханссон в роли Джанет Ли (быстро убитой звезды «Психо») отведена довольно скромная партия: по сюжету Альфред Хичкок увлечен похождениями своей жены гораздо больше, чем красавицей-блондинкой. У Джанет идеальная фигура, она схватывает все на лету, подкармливает Хичкока конфетами и без особых уговоров соглашается на знаменитую сцену в душе. Хичкок лишь дважды за фильм проявляет знаки внимания своей покладистой актрисе — на съемках сцены в душе нападает на нее с ножом, дабы та по-настоящему испугалась в кадре, а под конец устраивает сюрприз со скелетом миссис Бейтс в гримерке.
«Девушка»: В ТВ-версии жену Хичкока Альму исполняет британская актриса Имельда Стонтон («Много шума из ничего», «Вера Дрейк»). В этой истории миссис Хичкок предстает заботливой тетушкой в роговых очках, которая во всем поддерживает своего супруга, терпеливо сносит все его выходки и всегда остается в тени мужа-гения. Их отношения не столько семейные, сколько партнерские, основанные на сотрудничестве и сотворчестве. При этом видно, что режиссер глубоко привязан к этой женщине и нуждается в ее поддержке, ведь она как никто другой разбирается во всех темных сторонах Альфреда Хичкока.
«Хичкок»: По сути, у Хелен Миррен вышел абсолютно противоположный персонаж. Здесь Альма — успешная, самоуверенная, элегантная женщина. Она увлечена своим садом и написанием сценария, флиртует с симпатичным прохвостом-сценаристом. При этом миссис Хичкок вовсе не собирается прятаться за спиной мужа-режиссера: в критический момент она сама руководит съемками, а также в знак своей независимости втайне от мужа покупает кроваво-красный купальник. Тем не менее Альма давно и крепко любит своего мужа, ревнует его к стопке фотографий с актрисами и остается его верной боевой подругой.
год | |
страна | |
слоган | «История о фильме, который потряс мир» |
режиссер | Саша Джерваси |
сценарий | Джон Дж. МакЛафлин, Стивен Ребелло |
продюсер | Алан Барнетт, Джо Медьяк, Том Поллок, … |
оператор | Джефф Кроненвет |
композитор | Дэнни Элфман |
художник | Джуди Бекер, Александр Вэй, Джули Уайсс, … |
монтаж | Памела Мартин |
жанр | драма, биография, история, … слова |
сборы в США | |
сборы в мире | |
сборы в России | |
зрители | 252.2 тыс., 213.8 тыс., 141.8 тыс., … |
премьера (мир) | |
премьера (РФ) | |
релиз на DVD | 4 апреля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
релиз на Blu-ray | 4 апреля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
время | 98 мин. / 01:38 |
год | |
страна | |
слоган | «История о фильме, который потряс мир» |
режиссер | Саша Джерваси |
сценарий | Джон Дж. МакЛафлин, Стивен Ребелло |
продюсер | Алан Барнетт, Джо Медьяк, Том Поллок, … |
оператор | Джефф Кроненвет |
композитор | Дэнни Элфман |
художник | Джуди Бекер, Александр Вэй, Джули Уайсс, … |
монтаж | Памела Мартин |
жанр | драма, биография, история, … слова |
сборы в США | |
сборы в мире | |
сборы в России | |
зрители | 252.2 тыс., 213.8 тыс., 141.8 тыс., … |
премьера (мир) | |
премьера (РФ) | |
релиз на DVD | 4 апреля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
релиз на Blu-ray | 4 апреля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
время | 98 мин. / 01:38 |
Хичкок — Кино не/для всех
Миссис Хичкок: история любви
«За каждым «Психо» скрывается великая женщина» — недаром именно такой лозунг создатели нового биопика «Хичкок» разместили на постерах к мировой премьере фильма.
Картина посвящена не столько королю саспенса, гениальному сценаристу и режиссеру Альфреду Хичкоку, сколько его не менее гениальной и замечательной жене, Альме Ревиль, его соавтору и партнеру, которым в течение почти 60 лет она оставалась.
«Хичкок» будто бы играючи раскрывает истинную историю создания «Психо», снятого Альмой и Альфредом на собственные деньги и ставшего образцом триллера. Все, что раньше было за кадром, вдруг освещается с необычной стороны: мифическая фигура великого и ужасного А.Х. становится по-человечески понятной.
Вечные сомнения, ревность и эгоизм, самые обычные детские страхи, капризы и боязнь остаться покинутым и одиноким… — все это слишком далеко от того, что должно бы вязаться с масштабом гения и вместе с тем настолько близко, настолько про Хичкока, что невольно удивляешься — как же раньше не раскусили этого Волшебника Изумрудного города, как же раньше не вывели на чистую воду этого труса и циника, закомплексованного пингвина, обиженного на весь мир чревоугодника, безвольного и ни на что не способного без посторонней помощи?!
Энтони Хопкинс в роли Альфреда ХичкокаЭнтони Хопкинс, несмотря на мощный и явно неудобный грим, смог передать всю двойственность и сложность характера своего протагониста. Его Хичкок получился уютным и очень живым – вот-вот он заберется на канат и с ребяческой верой в свои силы будет демонстрировать умение пройтись над бездной, не упав. Его Хичкок — это гедонист и постоянный наблюдатель.
В фильме Хичкок подсматривает каждые пять минут, то в щелку, то в открытую дверь, то в камеру — по-моему, эта одержимость «подглядыванием» одна из самых чудесных находок создателей фильма. Именно таким и должен быть настоящий режиссер: ценить хорошее вино, умный сценарий, красивых женщин и уметь отлично их подать.
Но Хичкок Хопкинса был бы невозможен без Хелен Миррен, как невозможен был бы настоящий Хитч без своей вечной подруги, Альмы Ревиль. Они встретились еще тогда, когда будущий король был нищим, подрабатывал помощником монтажера на студии. Альма Ревиль была его руководителем — об этом мы как бы вскользь узнаем из уст Альмы, верной, мудрой жены гения, остающейся в тени своего экстравагантного мужа.
Альма Ревиль и Альберт Хичкок за монтажом «Психо»Недаром из актерского дуэта именно Хелен Миррен была номинирована на десяток премий за исполнение главной роли. Образ созданной ею Альмы — один из самых ярких, глубоких, многогранных среди персонажей, сыгранных актрисой. В ней есть величие творца — ведь Альма на протяжении 30 лет (фильм повествует о событиях 1959 -1960 гг.) была бессменным критиком, соавтором, со-постановщиком, со-монтажером и со-режиссером Хичкока. Есть и честолюбие, и амбиции истинного художника — как показывает фильм, может быть, художника куда более мощного, чем Хичкок. В ней есть и мудрость любящей женщины, которая верит в своего Хитча безусловно. В ней есть и материнская нежность по отношению к капризам мужа, и материнская же требовательность, есть понимание и прощение его чудачеств.
Хелен Миррен в роли Альмы Ревиль, супруги Альфреда ХичкокаПока ее Хитч гоняется за призраками, лелеет свои страхи и фанатично отсматривает на главную роль в «Психо» «холодных» блондинок, она методично следит за его здоровьем, ведет бухгалтерию, умудряется погасить не один конфликт с менеджерами Парамаунта и избалованными журналистами, привлекает, очаровывает, колдует, пишет сценарии, монтирует фильмы, убирает сад, кормит собак… Чтобы наконец услышать самое главное признание от своего Хитча после премьеры лучшего фильма в их совместной истории:
«Ты моя самая любимая блондинка и всегда ею была»
Альфред и Альма
год | |
страна | |
слоган | «История о фильме, который потряс мир» |
режиссер | Саша Джерваси |
сценарий | Джон Дж. МакЛафлин, Стивен Ребелло |
продюсер | Алан Барнетт, Джо Медьяк, Том Поллок, … |
оператор | Джефф Кроненвет |
композитор | Дэнни Элфман |
художник | Джуди Бекер, Александр Вэй, Джули Уайсс, … |
монтаж | Памела Мартин |
жанр | драма, биография, история, … слова |
сборы в США | |
сборы в мире | |
сборы в России | |
зрители | 252.2 тыс., 213.8 тыс., 141.8 тыс., … |
премьера (мир) | |
премьера (РФ) | |
релиз на DVD | 4 апреля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
релиз на Blu-ray | 4 апреля 2013, «Двадцатый Век Фокс СНГ» |
время | 98 мин. / 01:38 |