Рэперная точка. Как российские рэперы оказались на острие протеста в ходе войны в Украине
Общество
Михаил Огер
Ещё до войны популярные русские рэперы, собиравшие стадионы и миллионы просмотров в сетях, предупреждали свою аудиторию о надвигающейся катастрофе. После 24 февраля многие из них заняли бескомпромиссную антивоенную позицию, оказались за границей или попали в списки неблагонадежных, включая амбивалентного Моргенштерна. Oxxхymiron, Ic3peak, NoizeMС, Face и другие оказались на острие антивоенного протеста.
Содержание
Уехавшие
Оставшиеся
Хаски и Моргенштерн
Рэп сформировался в Нью-Йорке в 1970–80-х годах и развивался как творческое высказывание, пропитанное социальным и политическим смыслом. Тупак Шакур родился в семье политических активистов группировки «Черные Пантеры». За два-три десятилетия хип-хоп культура проникла во все уголки мира. Сегодня это уже целая индустрия — Кендрик Ламар получает Пулитцеровскую премию, Dr. Dre заключает многомиллиардную сделку с Apple, а работы Кита Харинга находятся в коллекциях крупнейших музеев мира.
Россия не стала исключением. С началом перестройки русский рэп быстро вобрал в себя американские стиль и эстетику. На генерирование локального смысла ушло чуть больше времени, но уже с ранних нулевых на смену популярной в те годы группе «Мальчишник» пришел социальный протестный рэп и быстро стал неотъемлемой частью российской массовой культуры.
За почти сорокалетнюю историю русского рэпа многие авторы обращались к остросоциальным и антиутопическим темам. Отдельно хотелось бы отметить концептуальных рэперов из ранних нулевых — известных московских арт-анархистов и антифашистов — Группу ПГ. Их творчество того времени было пронизано острой, радикальной самоиронией, а их арт-объекты и видеоарт входит в собрания ведущих коллекционеров и арт-институций России. Художники засвидетельствовали и приход Путина и становление авторитарного режима. «Самодельный» рэп Группы ПГ был одним из первых диагнозов нашему поколению.
Группа ПГ. «Илья Муромец»
Их высказывания — как в форме клипов, так и выставочных проектов — в какой-то момент стали такими провокационными, что художниками заинтересовался «Центр Э». В 2008 году группе пришлось покинуть пределы РФ и формально прекратить существование. А скоро преследование политических художников постепенно станет нормой, и государство вернется к советскому стилю жесткого подавления свободомыслия.
Все это тонко предчувствовали артисты из группы «Кровосток». Можно сказать, эпиграфом ко всему происходящему в наши дни звучит их песня 2018 года «Москва — Область».
Кровосток. «Москва-область»
Уехавшие
Oxxxymiron оказался в Стамбуле уже в начале марта 2022 года. Рэпер отменил запланированный ранее и распроданный в считанные часы весенний российский тур, посвященный выходу долгожданного альбома. Мирон выступил с жесткой критикой российской военной агрессии в Украине и проанонсировал серию концертов под названием RAW — Russians Against War. Тур прошел в трех городах — Стамбуле (15 марта), Лондоне (24 марта) и Берлине (6 апреля). Везде площадки были заполнены до отказа, и на каждом из концертов Мирон максимально внятно и доходчиво агитировал против войны и собирал пожертвования для польской НКО «Фонд Святого Николая», помогающей пострадавшим из-за войны украинским детям.
На лондонский концерт рэпера пришли поддержать такие музыкальные мастодонты как БГ и Земфира. Совместное фото этой троицы облетело в тот вечер все новостные паблики, а БГ даже исполнил со сцены несколько своих песен. Суммарно за три концерта рэпер и все его зрители собрали $195 тысяч.
Запись стрима с лондонского шоу:
Лондонское шоу Оксимирона
Стоит отметить, что с началом войны главные хиты с последнего альбома Мирона — «Агент», «Организация» и «Russian Road Rage» — зазвучали совершенно иначе.
Группу Ic3peak смело можно назвать пророками нашего времени — в своем творчестве они воспевают оду суровой российской действительности, где вместо крови по венам страны течет черная нефть, а смертью веет от каждого второго человека в форме. Их концерты негласно запрещены в РФ с 2018 года, но несмотря на попытки силовиков сорвать их, ребята не прекращали выступать, продолжали на свой страх и риск делать свое дело. К сожалению, с недавнего времени российских городов в тур-календаре группы вообще нет, в то время как количество европейских концертов возросло.
Их песня «Смерти больше нет» стала своеобразным гимном московского протеста 2019 года — у клипа 119 миллионов просмотров за три года, и это очень внушительные цифры.
Ic3peak. «Смерти больше нет»
Последний клип группы на песню Dead But Pretty вышел сразу после начала войны. В нем артисты, оказавшись как бы в загробном мире, вырываются из могил и начинают выступать прямо на кладбище, но полиция приезжает за ними и туда. Конвоиры везут ребят на Красную площадь, где прямо под стенами Кремля группа «прокачивает» толпу этих спецназовцев с крыши полицейского воронка. Кажется невероятным, что Ic3peak удалось снять и выпустить это видео, не подвергнув риску никого из команды.
Dead But Pretty
У клипа около 5 миллионов просмотров всего за полтора месяца. Во всех своих соцсетях и на всех концертах артисты призывают помогать Украине.
Noize МС тоже оказался одним из рэп-артистов, взятых на карандаш российскими блюстителями патриотической нравственности.
Его недавно вышедший альбом «Выход в город» одновременно и порадовал либеральную русскоязычную общественность, и заставил взгрустнуть: от песен, звучавших в текущем репрессивном контексте, веяло тоской и безысходностью. Несмотря на помехи чиновников, Нойзу под конец 2021 года удалось собрать за один уикенд два стадиона. Видео на песню «Столетняя война» — с его последнего российского концерта:
Noize МС — «Столетняя война»
Почти сразу после начала войны артист улетел в Европу, где активно выступает на разных антивоенных концертах — чуть ли не еженедельно, а то и чаще. Вот, например, одно из его первых антивоенных выступление в Берлине на концерте Sound of Peace, где он с болью и слезами на глазах исполнил три песни. Картину дополняет совсем недавно сочиненная им песня «Аусвайс», исполненная на концерте в Варшаве 21 апреля.
Не обеляй себя — ты тоже виноват:
В твоём аусвайсе — мультивиза в вечный ад.
И мы поныряем тут с тобой в одном котле,
Бурля пузырями, побеседуем о зле —
Ты тоже в их числе…
В бомбоубежище ребёнок издаёт последний писк.
Ты всё обдумал, взвесил факторы и не пошёл на риск:
Сытую жопу на тёплом диване убаюкивает ложь —
Ты должен много больше, чем когда-нибудь вернёшь.
Лиза Монеточка, которую часто можно встретить на одной сцене и «на фитах» с Ваней Нойзом, теперь тоже находится за пределами своей страны и активно выступает против войны — вместе с Нойзом артисты участвуют в антивоенном туре Voices Of Peace.
Спустя буквально несколько дней после начала войны Лиза выпустила концертное видео на песню «Гори гори гори», и это далеко не единственная ее протестная песня.
Лиза Монеточка. «Гори, гори, гори»
В этих ее стихах выплеснулась боль по случаю засилья и всевластия чиновников, силовиков и цензуры в России последних лет.
Еще один пример артиста с ответственной позицией — Манижа.
В прошлом году неожиданно для всех Манижа приняла участие в Евровидении. Это выступление вызвало мощную волну ненависти со стороны консервативного сообщества телезрителей, но само ее выступление, как и песня Russian Woman, пропитанная идеями феминизма и женского равноправия, произвели достойное впечатление. Режиссером номера выступил культовый хип-хоп клипмейкер Ладо Кватания, в записи видеоряда к песне приняли участие сотни женщин и активисток со всей страны. А в конце января 2022 года лицо Манижи красовалось на фасаде одного из небоскребов на Times Square, где она выступила одним из женских лиц глобальной кампании Equal, запущенной стриминговой платформой Spotify, а это для артистки из России большая честь.
В момент начала войны Манижа находилась уже за пределами РФ. Это не помешало выпустить антивоенную песню Soldier с роскошным танцевальным видеоклипом. Режиссером этого видео выступила сама Манижа, а за хореографию отвечали мастера уличного танца Саша Тронов и Аня Дельцова.
Манижа. «Soldier»
Взросление и становление Ивана Дремина, выступающего под псевдонимом Face, происходит на наших глазах. Его протестный альбом «Пути неисповедимы», выпущенный в 2018 году, отпугнул многих юных фанатов, особенно любивших рэпера за треки в стиле «Я роняю запад» и «Бургер». В 2019 году участие в крупном митинге на проспекте Сахарова привело к отмене запланированного на осень того же года тура. Как это ни прискорбно, но можно констатировать, что рэпер с гражданской позицией в России 21 века — редкость. Недавний выпуск Дудя с его участием служит хорошим тому подтверждением.
Face прощался с Россией вдумчиво и размеренно. Спустя две недели после начала войны Иван опубликовал в Instagram серию постов, где он, в прямом смысле очнувшись от оцепенения, приходит к довольно неутешительным выводам о текущей ситуации в стране и принимает решение покинуть страну.
«Кто виноват, что это случилось? Я хочу, чтобы вы знали мое мнение. Во-первых, виновато российское государство. Я знаю, что это за люди. Почти семь лет я боролся с властью за выживание моего музыкального проекта в собственной стране. Я проиграл, проиграл битву, но не войну. Эти люди так и не смогли сказать мне в глаза, что я их враг. Они называют себя носителями русского духа, но они трусы, набитые иностранными банкнотами. Они занимаются возней за твоей спиной, вставляя тебе палки в колеса, угрожают организаторам и площадкам, а потом говорят в СМИ, что лжец это ты. Я музыкант, я просто пытался делать музыку и её исполнять, но даже это в современной России практически невозможно, не оглядываясь ежедневно по сторонам».
В следующем посте он добавляет:
«Кого стоит винить еще? Винить стоит большую часть нашего народа. Тех людей, которые не думают собственной головой. Тех людей, кто сейчас радуется букве «Z». Видел бы вас всех мой прадед, который прошел всю войну до Берлина и был награжден орденом Суворова. Если бы он знал, что через 75 лет вы с гордостью придумаете себе собственную свастику и будете считать себя освободителями Европы, вероломно напав ранним утром на братскую страну, которая в 28,5 раз меньше нашей по территории, то он бы скорее застрелился, чем продолжил за вас воевать».
А третьим постом ставит точку:
«И третья вещь, которая касается конкретно меня и моей карьеры. Меня как российского артиста теперь практически не существует, как гражданина тоже. Я больше не собираюсь платить налоги в Россию, я уехал и больше не приеду в Россию, я больше не буду давать концерты в России. Почему? Потому что меня и моих близких выжили, выжили из собственного дома, с собственной земли, выжило ваше государство, которое я окончательно отказываюсь признавать моим с этой секунды, и выжил наш народ, которому абсолютно похуй на всё, пока хватает денег на бутерброд с маслом. Когда-нибудь, Россия станет достойным государством, с людьми, у которых современный и разумный менталитет, но сегодня это, к сожалению не так. Я надеюсь когда-нибудь вновь увидеть свою семью, увидеть свою аудиторию, спеть на русском языке для своего народа. И я верю, что это произойдет. Потому что нравится вам всем это или нет, но будущее России за такими как я, а не за такими как вы. Будущее России это люди, у которых в руках кисти и микрофоны, а не автоматы с гранатами. Будущее России — это мысль и свобода. Будущее России — это мы. Нет войне. Свободу Украине. Свободу Политзаключенным. FACE».
В дальнейшем Face в Instagram продолжает вести антивоенный диалог со своими многочисленными подписчиками. Видимо, его действия разозлили кого-то из Роскомнадзора, и аккурат в его день рождения рэперу присвоили статус иностранного агента.
В своем недавнем интервью Гордону Face рассказал, что уехал из России за две недели до начала войны из-за нехороших предчувствий. Планировал вернуться и упорядочить все дела, но теперь, когда это получится, Ивану неизвестно. Новых песен и клипов рэпер пока не выпустил, ближайший концерт состоится в Тель-Авиве 13 мая, благотворительный антивоенный тур обещан, но все еще в проработке.
Если же посмотреть его рэп-пророчество из 2018 года, то останется только добавить: «И не говорите, что мы вас не предупреждали».
Оставшиеся
Среди оставшихся и не спрятавших голову в песок можно выделить несколько имен: уже упомянутые в эпиграфе свободолюбивые художники из группы «Кровосток», легенда столичного олдскула — рэпер Лигалайз, ростовская народная рэп-группа «Каста» и татарско-петербургский хип-хоп дуэт «АИГЕЛ».
Эти смелые артисты продолжают давать концерты и открыто заявляют о своей антивоенной позиции — кто-то, как Каста, прямо на концерте, а кто-то — просто в соцсетях. Сам факт, что они не отмалчиваются, как большинство коллег по отечественной хип-хоп сцене, заслуживает большого уважения.
Вот, например, что пишет группа АИГЕЛ в своем Instagram 9 марта:
От фрагмента их песни, выложенной в соцсеть 24 февраля, хоть она и исполнена на татарском и без перевода, веет тревогой и войной.
Еще во время белорусских протестов группа Каста поддержала их пронзительным клипом «Выходи со мной гулять». У них был запланирован тур по трем городам Украины на 24–27 февраля и был отменен, хотя организаторы тура до последнего не теряли надежды, да и билеты продавались неплохо.
В Москве, несмотря на заявленную антивоенную позицию, свои два мартовских концерта Каста отыграла. Тем не менее один из участников группы — Шым — на сцену не вышел в знак протеста против войны. Как позже выяснилось из Instagram артиста, Шым покинул РФ, написав: «Буду снова читать рэп в России, когда закончится путинизм. До скорой встречи!».
Свой московский концерт группа начала с песни, записанной с участием украинского музыканта Sunsay, который в момент концерта находился в бомбоубежище в Харькове. Все прошло достойно — толпа скандировала «Нет войне», артисты читали протестный рэп в лучших традициях высокой культуры.
Посты одного из участников группы Влади говорят сами за себя:
«Как у меня в Москве? Тихое страдание. Чувствую потребность посидеть в автозаке, в изоляторе. Для очистки совести. Из-за бессилия. И по большому счету — для своего собственного успокоения. Мол, я не был в стороне. Вижу слезы на лицах прохожих. Но всё это ничто, в сравнении с теми, кого это на самом деле коснулось».
Ветеран московского андерграунда рэпер Лигалайз в 2019 вместе с режиссером Павлом Бардиным выпустил клип на песню «Застой 2.0», где на пустом стадионе балерины сражаются с омоновцами. Сейчас Лига тоже не может найти себе места.
В Instagram рэпера между афишами не отмененных клубных выступлений то и дело проскакивает пост с призывом остановить войну или с попыткой разобраться, откуда в соотечественниках столько агрессии и ненависти в адрес братского народа из соседской страны. Лига как может противостоит пропаганде — вот его пост с фотографией с киевского концерта и воспоминаниями о том, как вся толпа подпевала ему по-русски:
А в следующем после этого посте он напоминает нам всем про старый и тоже во многом пророческий трек группы Рабы Лампы.
Хаски и Моргенштерн
Что же происходит с самой неоднозначной фигурой в российском рэпе — Хаски? Почти сразу после аннексии Крыма он едет в тур на Донбасс в компании своего друга публициста Захара Прилепина. Потом Хаски неожиданно для всех «прозревает» и выпускает альбом-диагноз «Любимые песни (воображаемых) людей» с треками «Панелька» и «Я буду петь свою музыку». И даже играет в спектакле Серебренникова «Маленькие Трагедии». Когда его арестовали после одного из концертов, с письмами в его поддержку выступили одновременно и одиозный реваншист Прилепин, и худрук Гоголь Центра Кирилл Серебренников. А рэперы Нойз, Оксимирон и Баста (которого там совсем не ожидали увидеть) собрали концерт-митинг на несколько тысяч человек под названием «Я буду петь свою музыку». Арестованного Хаски, кстати, выпустили в тот же вечер — чуть ли не еще до начала концерта.
На 7 октября — словно в подарок на день рождения Путину — Хаски выпускает клип на песню с одноименным названием про полковника ГРУ.
Полгода назад у него вышел сильнейший клип на песню «Реванш»:
Хаски. «Реванш»
Режиссером клипа выступил Ладо Кватания, с которым этого артиста связывает большое творческое прошлое, в том числе запрещенный к показу в РФ клип «Иуда».
Сейчас Хаски в Москве и готовится к серии майских концертов. И ко всеобщему удивлению буквально пару недель назад на Янедкс.дзене рэпер выпустил короткометражный фильм «ЧВК Филармония», в котором он рассказал о жизни музыкантов, воюющих в ЛДНР. Зачем он это сделал — остается загадкой. Кино вышло неоднозначное, сочувствия и симпатий герои фильма, как и сам Хаски, здесь не вызывают. Но как документ эпохи, фиксирующий ситуацию в ЛДНР, — пригодится. Остальное оставим на совести автора, а выводы, как советует журналист Алексей Пивоваров, делаем сами.
В особенно неловкой ситуации оказался Моргенштерн, который в последнее время решил стать аполитичным и даже заявлял в интервью Дудю следующее:
«В том, что вы х***о живете, виноваты только вы. Принимайте правила игры, изучите их, не боритесь с ними, а просто используйте. У нас прекрасная страна, чтобы строить в ней бизнес, чтобы подняться — просто нужно перестать ныть, винить верхушку, найти лазеечки и пользоваться ими».
На самом деле рэпер не всегда был таким лояльным. Вот как о его печальной эволюции отзывается Андрей Лошак:
История Моргенштерна очень показательна. Когда я снимал Возраст несогласия, музыкант записывал треки в поддержку Навального и был крайне оппозиционно настроен. Потом в окружении юноши появился мутный хуй со связями в АП, которого Моргенштерн называет своим директором, и певец вдруг изменился до неузнаваемости — стал «аполитичным», решил «пожить для себя», как он сказал Собчак. То, что он нес в этом интервью про Навального, по-настоящему отвратительно. Типичная муть из предрассудков, пропаганды и конспирологии — будущий фюрер, такой же, как Путин, только хуже, некие темные силы организовали отравление, чтобы сделать из него героя и т. п. Одно дело, когда это несет условный охранник из Пятерочки, ну или Шнур, который с возрастом сам превратился в героя своих песен, другое — юный кумир молодежи, бунтарь без причины, каждый пук которого (в прямом смысле слова , учитывая историю трэка «эль проблема») жадно ловят миллионы тинейджеров. Этот осознанный конформизм, когда к 23-м годам ты превращаешься в премудрого пескаря, — наверное, самое грустное, что произошло в России за последние 5 лет в той, довоенной жизни. Я долго возлагал избыточные надежды на поколение зумеров, они и вправду сильно лучше своих предшественников, казалось, что уж этих-то никаким бумерам не растлить, но эволюция Моргенштерна демонстрирует обратное — если непоротое поколение начинают пороть, оно очень быстро превращается в обычных российских терпил с единственным правилом жизни: как бы покомфортнее приспособиться к окружающему безобразию. Надеюсь, случай Моргенштерна все же исключение из правил, но это увы неточно. Есть в этой истории и мораль: стратегия приспосабливания к безобразию ведет к катастрофе. Сначала личной — Моргенштерна задолго до войны закенсилила бумерская власть, а затем и национальной — когда таких приспособленцев становится критически много, страна оказывается там, где находится сейчас Россия. Так что к статусу иноагента тоже можно прийти по-разному.
«Ты пробовал пользоваться миксером вместо ершика?» Эти рэперы нарушают правила и пишут самый необычный хип-хоп в стране: Музыка: Культура: Lenta.ru
В эпоху засилья хип-хопа новой школы и вырождения трэп-музыки, как и во время всякого кризиса, появляются коллективы, которые отходят от общих правил игры и создают ни на что не похожий контент. Одна из таких групп — «555ТРАКС555», ребята из Москвы, которые записывают песни в стиле классиков старой школы. Их по праву можно назвать уникальной рэп-формацией, поскольку тексты их композиций, звук и стиль не похожи ни на что из того, что сейчас царствует в мэйнстримной музыке. «Лента.ру» поговорила с участниками группы Никитой, Магомедом, Сергеем и Матвеем о прошлом, настоящем и будущем русского хип-хопа. Другие члены коллектива — Паша, Гриша, Петя и, возможно, еще некоторое количество людей («555ТРАКС555» — это не группа с устоявшимся составом, а бесконечная рэп-формация, продолжающая традиции старой школы) — не смогли принять участие в интервью после изматывающего четырехчасового выступления.
«Лента.ру»: Кто вы такие? Как собрались?
Магомед: Однажды кто-то в душе уронил микрофон, мне пришлось за ним наклониться… и все! С того момента я и стал рэпером. Вот какая история у других ребят — я не знаю. Ладно, по правде: я как-то укусил себя в шею. Матвей сказал: «Это невозможно!», а я ему говорю: «Подержи мое пиво, я сейчас все в тексте расскажу, поехали!»
Никита: На самом деле мы все знакомы с детства, а когда начали подрастать, то поняли, что невозможно просто так собираться вместе и ничего не делать.
Магомед: Вообще, генезис рэпа — когда Никита Копытин жил в Берлине, потом вернулся в Москву и такой: «А что мы рэп не читаем? Мы же хотим рэпчик!»
Сергей: В смысле? Генезис рэпа — это я, чувак!
Магомед: Ладно, если уж к истокам идти — да, Сережа записывал треки, и мы с Петей записывали треки очень давно и все время мечтали о том, что у нас появится какая-то рэп-формация. Полноценной группой она ***** [совсем] не была до того момента, пока без объявления войны вот этот парень (показывает на Никиту) просто вторгся на территорию Российской Федерации. И начался рэп!
Сергей: Его не удалось остановить.
Никита: Мы очень долго слушали рэп, и почему-то никому не приходила в голову даже мысль стать рэперами.
Матвей: В том-то и дело, у всех была такая мысль, все на самом деле с детства мечтают быть рэперами!
Магомед: Это ***** [вранье], я никогда не хотел быть рэпером, я реально думал, что это постыдная тема.
Сергей: Я до сих пор не хочу, если честно.
Магомед: Я все еще не хочу называть нас рэперами. В первую очередь потому, что Никита правильно сказал: мы слушали рэпчик и хотели его записывать, потому что это клево, но в то же время есть огромное количество разных музыкальных жанров и направлений, которыми мы вдохновлялись. Потому что мы поняли, что ***** [ничего] другого не умеем — ни на гитаре играть, ни в трубу дудеть. Вот Матвей умеет, так что он скоро уходит из «555ТРАКС555». (Смеется)
Сергей: На самом деле, мне кажется, тема в том, что все независимо друг от друга в один момент решили, что вместо того, чтобы слушать говняную новую русскую волну, надо слушать русский хип-хоп! А потом и делать его самому.
Фото: предоставлено группой
Вы учитесь или отучились уже?
Матвей: Побросали все ради рэпа.
Магомед: Нет ни одной группы людей, в которой столько брошенных универов, как в нашей компании. У каждого на счету парочка.
Никита: Их примерно столько же, сколько и нереализованных идей — пальцев не хватит перечислять.
Матвей: Ни у кого в итоге высшего образования нет.
Сергей: У меня есть, но оно какое-то странное. У Никиты еще есть шанс получить диплом.
Никита: Я учусь, но у меня свободное посещение, а сейчас нет времени вообще. Вот Матвей — архитектор, например, Мага учился в Институте стран Азии и Африки. ..
Матвей: В качестве экспоната. (Смеется)
Работаете?
Магомед: Работаем, конечно, периодически, а что еще делать, надо же на что-то питаться. У всех очень много разных работ, тоже можно пальцы загибать. Работа — деньги — алкоголь, и так по новой. Ну, это я говорю за себя.
А как появилось название группы?
(Все смеются)
Магомед: История максимально проста. Когда мы записали первый трек, сказали: «Пожалуйста, Петь, сохрани его». Он просто по клавиатуре постучал и получилось такое название! Заметил, у нас нет псевдонимов рэперских?
Сергей: Почему, у меня есть.
Магомед: Кроме Сережи!
Сергей: Я Серый Сильный!
Матвей: Короче, это как заводишь собаку и даешь ей какое-то имя, думаешь: «Какое дурацкое имя, не могу ничего придумать нового». А потом привыкаешь.
Сергей: Да-да, это именно так.
Никита: Мы даже не знаем, что такое «тракс». Предполагают, что это музыкальные треки, грузовики или подвеска для скейтборда.
Магомед: Я слышал, что Тракс — это один из потерянных Романовых. (Смеется)
Матвей: Он был японцем и много улыбался. А так название само по себе звучное, симметричное, хорошо выглядит.
Никита: Симметричное — это главное.
Сергей: Сейчас в моде асимметрия, но мы идем против моды.
Фото: предоставлено группой
«Отчим» — первый ваш трек?
Никита: Да. Это в принципе самый первый трек наш.
Сергей: Мы забухали на даче, записали «Отчима», приехали в Москву, продолжили бухать и записали три-четыре трека за ночь — «Палмолив», «Духов»… Это был такой момент, как будто ты просто понимаешь, что можешь дышать, разговаривать. У нас такое было, когда мы поняли, что можем писать рэп. Нас несло! Мы писали трэп, олдскул, абстракцию — крутили барабан жанра.
Магомед: По итогу мы уже записали тысячу треков!
Никита: Их свет никогда не увидит, скорее всего.
Сергей: Увидит.
Магомед: Я хочу, чтобы они вышли. Чтобы не заниматься компоновкой этих треков, надо просто выпустить их как «неизданное». Не нужно заниматься мастерингом, все в сыром виде.
Матвей: Когда-нибудь, когда наша эра пройдет, ее назовут золотой эрой хип-хопа.
Сергей: Последний, кто из нас живой останется, будет на Avito продавать их.
О чем ваши треки? Для тех, кто вообще вас не слушали.
Никита: Мы меняемся, постоянно меняем свои амплуа, иногда выдаем себя за кого-то, моделируем ситуации.
Матвей: У нас нет никакой философии — это просто процесс, на самом деле.
Никита: Если быть честным, все это можно назвать абстрактным рэпом.
Матвей: Он не абстрактный, он спонтанный.
Фото: предоставлено группой
Магомед: Если обратиться к генезису нашей формации, там есть ответ на все это: рэп был создан как «вот мы угораем, а давайте теперь это записывать».
Никита: Мне кажется, мы еще не задумывались, поймет нас слушатель или типа того.
Магомед: Это протаптывание тропы.
Никита: Мы в новом альбоме решили писать про нас. Мы не пытались писать про нас так, чтобы кому-то было понятно. Мы не презентуем себя, мы реально просто транслируем то, что у нас в голове — пока. Может быть, это и проигрышный вариант, но я так не считаю, нам всем нравится.
Сергей: Я хочу в своих треках рассказать про боль, смерть и отчуждение.
Матвей: Всех нас очень много, у всех разные стили, если кто-то сходится в желании донести что-то, то сразу появляется трек.
Сергей: Все это хаос стопроцентный вообще!
Магомед: Это хаос-мьюзик! За себя скажу, что лично для меня это просто ***** [чертова] сублимация, ничего высокого. Рэп-поллюция! Выдавать то, что накопилось.
Поток сознания?
Магомед: Да, тупо поток сознания, конечно. Я же ни разу не рэпер, о чем вы?
Никита: Мы стараемся структурировать этот поток сознания в рамках различных поджанров, будь то «подъездный рэп», «фанки-рэпчик» или «сука-трэп» — не важно.
Как вы пришли к своему стилю? Чем вдохновлялись?
Сергей: Меня вот на написание текстов больше всего вдохновляет группа «Соломенные еноты»!
Магомед: Борис Усов!
Сергей: Я полтора года слушаю только группу «Соломенные еноты». Боре Усову светлая память!
Никита: Мы больше по олдскульному хип-хопу. Звуком вдохновлялись у Tribe Called Quest, De La Soul, плюс у всего русского рэпа с конца 1990-х и начала 2000-х: «Рабы лампы», Bad B. А потом началась лефортовская тема: «Черная экономика», «Полумягкие», Kunteynir — все это дерьмо. Все в нас перемешалось, и мы выдаем то, что получилось!
Матвей: Я все слушал. И Kunteynir-ов и Young Thug’ов, русских рэперов из новой школы — тоже.
Магомед: Я бы сказал, что мы всеядные говноеды.
Никита: Мы — как миксеры. Знаешь, миксеры разных фирм по-разному размешивают.
Магомед: Миксер, который мешает говно. Ты когда-нибудь пробовал пользоваться миксером вместо ершика? Вот это «555ТРАКС555»!
(Все смеются)
Магомед: Я всегда так делаю. Мама говорит: «М-да-а-а»… (Качает головой).
Фото: предоставлено группой
Вы намеренно противопоставляете себя новой школе?
Никита: Не, новая школа — супер, мы не противопоставляем себя никому. Это странно — отрицать какие-то тренды, странно придерживаться чего-то конкретного. Чем шире у тебя кругозор — тем интереснее впитывать все, что вокруг тебя.
Матвей: Если бы мы презирали новую школу, можно было бы смело назвать нас старперами. Мы пока со школьниками на одной волне и понимаем, о чем они говорят.
По поводу вашего состава — возможны ли какие-то прибавления в уже и так большой группе?
Матвей: Да все что угодно возможно: и прибавления, и, к сожалению, убавления, мы все очень нестабильные — каждый день кто-то пытается уйти или умереть. (Смеется)
Никита: Скорее всего, «555ТРАКС555» как группа будет иметь постоянные показатели, но у нас есть «Радонеж Beatz» — лейбл, на котором мы готовы выпускать наших корешей, если они хотят читать рэпчик. Сейчас мы немножко себя презентовали, выпустили первый альбом, и можно чуть-чуть осадить. Хотим сейчас записать нашу подругу,
МС Лингвистические Визуалы, — у нее жесткий женский рэп.
Есть мнение, что в рэп-тусовку девочкам сложно попасть, мол, их никто не пускает в исключительно мужской клуб.
Никита: Если девочка хочет читать, и у нее есть к этому способности, то мы, конечно, даем такую возможность.
Матвей: Как бы сексистски это ни звучало, есть просто такие вещи — рэп, скейтбординг — в них чаще всего, для того чтобы кататься стильно или круто читать рэп, девушка должна быть немного пацанкой.
Сергей: Да, это правда.
Тогда такой вопрос: возможно ли появление девчонок в составе вашей группы?
Сергей: Да, все возможно, и не только девчонок — трансгендеров, например.
Никита: Может, полукиборгов — технологический прогресс все-таки идет. Мага постоянно текст забывает, мы думаем его на киборга заменить.
Сергей: Причем он тоже будет на водке работать, но будет ее более экономно потреблять.
Фото: предоставлено группой
Топоним «Радонеж» фигурирует в названии вашего лейбла «Радонеж Beatz» и в вашем альбоме «Москва — Радонеж». Почему?
Никита: У Пети и Сергея, наших ребят, есть дача рядом со станцией «Радонеж». Там все началось, мы туда выезжаем при каждой возможности, это наше сакральное место.
Матвей: Ну и слово хорошее.
Какая публика на ваших концертах?
Никита: Друзья и фанатки.
Матвей: Интересуют нас больше из них всех именно друзья.
Сергей: Не хочу обидеть наших фанаток, но когда я вижу своих друзей, мне этого уже достаточно.
Последний вопрос: если не хип-хоп, то чем бы вы занимались?
Никита: Работали бы и учились.
Матвей: Всякой ***** [ерундой]. И думали бы: эх, ***** [круто] было бы быть рэпером!
Сергей: Я кино еще хочу снимать.
Магомед: Максимально оригинально я сделаю вот как: какое-то время буду читать рэп, получу фидбэк, начну продавать травку, сяду в тюрьму, потом выйду спустя шесть лет, подсяду жестко на «Ксанакс» и буду ходить на разные YouTube-шоу. Надену маску еще. Я уже долго выбираю между маской кенгуру и гориллы — что-то такое планирую.
Сергей: Горилла занята уже.
Никита: А псевдоним придумал себе?
Магомед: Я всегда хотел, чтобы меня родители назвали Пашей… А так псевдоним: Мага Слесарь, Мага Байконур, Мага Студент Филологического — что-то такое.
20 апреля «555ТРАКС555» выпустили свой дебютный альбом. В июне они выступят на московском фестивале уличной культуры Faces&Laces 2019
Все, что вам нужно знать о музыкальном исполнителе
О Рахиме
Рахим — российский рэп-исполнитель, завоевавший популярность на музыкальной сцене. Его уникальный стиль и энергия выделяют его из толпы!
СПИСОК ЛИКС Ракхима
LIL PUMP
Знаменитый DEX
Ракхим возраст
Rakhim в настоящее время 27 лет
Рахим.0005
Настоящее имя Рахима
Настоящее имя Рахима — Денис Шафоростов
Ярлыки Рахима
Родиной Рахима является Российская Федерация
9000 карьеры Рахима?
История успеха Рахима
Кто такой Рахим?
Рахим — стремительно набирающий популярность рэп-исполнитель из России. Его настоящее имя Денис Шафоростов, он родился в 1993 году. Он начал выпускать свою музыку в 2017 году и уже завоевал популярность как в своей стране, так и за ее пределами. Его уникальный стиль и энергия выделяют его среди других артистов в индустрии рэпа и хип-хопа.Ранние годы
Рахим родился в Москве, Россия, и вырос в окружении музыки. Его родители оба были меломанами, и они познакомили его с различными жанрами с раннего возраста. Он увлекся рэпом и хип-хопом, что привело его к музыкальной карьере.Прорыв в карьере
В 2017 году Рахим выпустил свой первый сингл «Гангста», который быстро стал популярным в России. Затем он выпустил серию синглов и EP, которые еще больше укрепили его репутацию артиста. В 2019 году, он выпустил свой дебютный альбом The Killa, который был встречен критиками. В альбоме представлены совместные работы с Lil Pump, Famous Dex и другими известными артистами.Стиль и влияние
Стиль Рахима находится под сильным влиянием классического рэпа Восточного побережья. Он часто читает рэп о своем жизненном опыте и о том, как он рос в трудных условиях. Он часто включает в свои песни элементы трэпа, придавая им энергичную атмосферу. Также он черпает вдохновение в творчестве Тупака Шакура, Notorious B.I.G., Эминема, 50 Cent и других легендарных рэперов.Наследие
Рахиму удалось за короткое время сделать себе имя. Его альбомы были высоко оценены как критиками, так и фанатами, и он стал важной фигурой на российской хип-хоп сцене. В настоящее время он работает над своим следующим проектом, который, несомненно, принесет еще больший успех в его и без того впечатляющую карьеру.Кто такой Рахим?
Рахим — стремительно набирающий популярность рэп-исполнитель из России. Его настоящее имя Денис Шафоростов, он родился в 1993 году. Он начал выпускать свою музыку в 2017 году и уже завоевал популярность как в своей стране, так и за ее пределами. Его уникальный стиль и энергия выделяют его среди других артистов в индустрии рэпа и хип-хопа.Ранние годы
Рахим родился в Москве, Россия, и вырос в окружении музыки. Его родители оба были меломанами, и они познакомили его с различными жанрами с раннего возраста. Он увлекся рэпом и хип-хопом, что привело его к музыкальной карьере.Прорыв в карьере
В 2017 году Рахим выпустил свой первый сингл «Гангста», который быстро стал популярным в России. Затем он выпустил серию синглов и EP, которые еще больше укрепили его репутацию артиста. В 2019 году, он выпустил свой дебютный альбом The Killa, который был встречен критиками. В альбоме представлены совместные работы с Lil Pump, Famous Dex и другими известными артистами.Стиль и влияние
Стиль Рахима находится под сильным влиянием классического рэпа Восточного побережья. Он часто читает рэп о своем жизненном опыте и о том, как он рос в трудных условиях. Он часто включает в свои песни элементы трэпа, придавая им энергичную атмосферу. Также он черпает вдохновение в творчестве Тупака Шакура, Notorious B.I.G., Эминема, 50 Cent и других легендарных рэперов.Наследие
Рахиму удалось за короткое время сделать себе имя. Его альбомы были высоко оценены как критиками, так и фанатами, и он стал важной фигурой на российской хип-хоп сцене. В настоящее время он работает над своим следующим проектом, который, несомненно, принесет еще больший успех в его и без того впечатляющую карьеру.Рахим
ПОСЛЕДУЮЩИЕ
встречайте Face, сосланный Путиным рэпер
Российский рэпер Face (настоящее имя Иван Дрёмин) написал следующее послание своим критикам. «Я люблю вас всех», — иронизирует 25-летняя девушка. «Ты лучшее, что было в моей жизни! Ты причина того, что у меня так много денег и влияния. Ты можешь встать на колени и сосать мой член!»
Если учесть, что российское правительство назвало Дрёмина «иностранным агентом» и в настоящее время он скрывается в неназванной стране, эта насмешка кажется особенно наглой. Такое ощущение, что это сделал кто-то, кому нечего терять, художник, смирившийся с мыслью, что их будущее, скорее всего, продлится в изгнании.
«В России будущее не радужное, и молодые люди чувствуют, что у них ничего нет. Они оцепенели!» Дрёмин мне говорит. Впервые он покинул страну в 2019 году.после кампании цензуры против хип-хопа. Теперь он уехал навсегда в знак протеста против продолжающегося вторжения в Украину. Дрёмин — не единственный рэпер, который покинул страну или столкнулся с санкциями Кремля. Большое давление оказывалось и на артистов, включая Noize MC, Oxxxymiron и Алишера Моргенштерна.
С 2019 года по всей стране было отменено множество рэп-концертов. Путин даже отверг хип-хоп в российском парламенте как музыку «секс, наркотики и протесты». Так было не всегда. Кремль рассматривал пропутинского рэпера Тимати как возможность использовать рэп для привлечения молодых избирателей, но его песни были высмеяны и быстро заклеймены как пропаганда. За самим Фейсом когда-то ухаживало российское правительство. Он говорит, что его окончательное решение сопротивляться и критиковать Путина было «правильным», даже несмотря на то, что последующую изоляцию было трудно пережить.
«Сейчас я не плакал года три! Сегодня я чувствую себя оцепенелым, как никогда, но [это означает], что я ни о чем не беспокоюсь.
Я знаю, что поступаю правильно, и [отъезд из России] — это то, во что я верю».Музыкальные клипы этого бесстрашного восходящего исполнителя набирают более 75 миллионов просмотров на YouTube и более миллиона слушателей в месяц на Spotify, несмотря на то, что стриминговая платформа не пользуется особой популярностью на его родине. Дрёмин из Уфы, столицы Российской Республики Башкортостан, нажил себе врагов в Москве за 724 мили благодаря конфронтационному подходу к трэп-музыке — южноамериканскому поджанру рэпа, построенному на грохочущих багажником басах и сыром рэпе, создающих атмосферу городской жизни. наркоторговцы в роли супергероев.
Он вырос, поклоняясь звездам трэпа, таким как Rick Ross, Lil Wayne, Gucci Mane и Young Jeezy, что нашло отражение в ранних песнях Face, таких как Burger, в которых Дриомин хвастался тем, что носит роскошную дизайнерскую одежду и занимается мошенничеством. Дриомин признает, что его жизненный опыт сильно отличается от того, что испытали его чернокожие рэп-кумиры, когда они росли среди банд в бедных районах Америки.
«Мой друг работает с 9 до 5 и зарабатывает всего 200 долларов в месяц. Зарплаты в России такие низкие, а возможностей мало. Люди чувствуют себя потерянными. Поэтому рэп-исполнители, которые рассказывают о своей депрессии и преодолении бедности, всегда будут иметь здесь большой успех».
Далее он поясняет: «Возможно, наша преступность не только на улицах, как в Америке, но в основе нашего правительства лежит организованная преступность. Кто-то может быть преступником, а завтра тот же парень — заместителем в полиции. Американские рэперы говорят о менталитете гетто в своих песнях, но такое ощущение, что вся наша страна — одно большое гетто».
Face выпустил свой дебютный альбом Hate Love в 2017 году. По мере того, как его звезда взошла в его родной стране, его звучание превратилось во что-то более мрачное и интроспективное. Он говорит мне, что недавно перестал носить дизайнерскую одежду, приняв менее материалистический образ мышления, отражающий миссию отстаивать интересы тех, у кого ничего нет в карманах.
Тексты его песен также изменились, чтобы стать более социально сознательными. «Мне предложили деньги, которые были залиты нашей кровью, чтобы продвигать тех, кто нас в них утопил / тех, кто их взял, я не пожму им руку», — задыхаясь, читает он под угрожающие сирены Третьей мировой войны в захватывающем Stolen Air. — песня вроде бы о том, как Путин пытался засунуть артиста в карман. Это апокалиптически звучащая песня, которая жестоко расправляется с музыкантами, подчиняющимися российскому президенту. В 2019 годуЮморист-сатирик Дрёмин рассказывает о внесении в государственный черный список, прозорливо читая строчку: «Если Дед Мороз русский, то войну принесет».
Справедливо сказать, что многие тексты («Зачем мне шлюхи, если я трахну целую страну?» — рявкнул он на «Моем Калашникове» 2021 года), написанные на русском языке, предназначены для того, чтобы взъерошить перья ультрапатриотические правые лоббисты страны. Тем не менее, Дрёмин говорит, что его бары, такие как «Я двигаюсь, как хочу, ты двигаешься, как тебе разрешено», не являются чисто провокационными, а скорее призваны служить тревожным сигналом.
«Эта лирика — действительно послание о свободе слова, свободе передвижения. Я хочу вдохновить других художников и молодых людей в моей стране жить свободно, потому что именно так я пытаюсь жить. Смотрите, все независимые [радио]станции закрыты. Единственный способ получить независимую информацию в России — это подключиться к VPN и притвориться, что живете в другой стране. Это плохо.»
От призыва Public Enemy «бороться с властью» до NWA, критикующего полицейских-расистов, культура хип-хопа всегда была домом для песни протеста. Но даже если в последние годы песня протеста стала менее распространенной на мейнстримной рэп-сцене Америки, Дрёмин настаивает на том, что ее ценность в России остается высокой. «Музыкальные шоу очень важны для российской молодежи, — говорит он. «Это единственное место, куда молодые люди могут прийти, чтобы почувствовать свободу. Музыка — это единственное, что слушают все в России, поэтому она может многое изменить».
В будущем Face планирует продолжать выступать против вторжения его страны в Украину, подтверждая, что в настоящее время он работает над англоязычным альбомом, который даст британским и американским фанатам больше информации о циклах насилия, которые, по его мнению, определяет юность России. Он говорит мне, что поссорился даже с близкими друзьями, которые верят заявлениям Путина о том, что вторжение в Украину — это миссия по «деназификации»; он сравнивает их «промывание мозгов» с книгой Джорджа Оруэлла «1984». «Если ты мой друг и говоришь, что война — это нормально, то я даже не знаю, что это за друг».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сообщение, опубликованное FACE (@facepublicenemy)
Организация Объединенных Наций обвинила Россию в совершении жестоких военных преступлений на Украине, и Дрёмин говорит, что кровавые новостные сообщения не стали неожиданностью .
«Жестокость, которую мы наблюдаем в Буче или Мариуполе, — это лишь верхушка айсберга, — говорит он. «В России жестокость — это просто часть повседневной жизни. Насилие есть и на улице, и дома.«Я бы не сказал, что моя мать была особенно жестокой женщиной, но даже у меня есть небольшой шрам от ее ремня, понимаете? Когда случается что-то вроде войны, наши солдаты становятся жестокими, и люди не могут понять, почему, но насилие является принятой частью жизни в России, и людей воспитывают очень суровыми».
Критики Face считают, что он пустой провокатор и приукрашивает реальность уровня жизни в России ради славы и известности. Но художник возражает, говоря, что у него есть способность вдохновлять других быть смелыми и отстаивать свою позицию. «Большинство молодых людей в этой стране не поддерживают войну, но боятся что-то сказать», — утверждает он. «Они боятся что-то сказать, потому что знают, что их посадят в тюрьму. Именно так это работает в России».
На секунду суровая внешность исчезает, и он показывает искреннюю уязвимость, признавая, что скучает по сельской местности в России, месту, о котором он в прошлом читал рэп, что он был его «музой».