Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Нуар стиль в кино – Ой!

Нуар стиль в кино – Ой!

Содержание

Нуар (кино) — Википедия. Что такое Нуар (кино)

Нуа́р (фр. film noir «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.

Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Печать зла» (1958). На создании нуаров специализировались режиссёры Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Стенли Кубрик, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер, Николас Рэй и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности Рита Хейворт, Ингрид Бергман, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик, Ава Гарднер и Джин Тирни.

В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приёмы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма («М», а особенно «Ярость» и «Жизнь дается один раз» Фрица Ланга)[1]. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Не исключено также влияние и французского поэтического реализма[2] конца 1930-х годов («Пепе ле Моко»). Фильмы нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии.

Терминология и определения

Термин «чёрный фильм», или «фильм-нуар», впервые употребил в 1946 году французский критик Нино Франк для обозначения стиля, получившего популярность в американском кино в середине 1940-х годов

[3]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен, как правило ночных. Женщины обычно выступают как лживые персонажи, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют главных героев мужского пола.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем ряд критиков возражает против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film)[4][5]

[6].

В зависимости от выбранной дефиниции к нуару относят проблемные, с жанровой точки зрения, фильмы — это триллеры в стиле Хичкока (от «Ребекки» до «Ночи охотника» Чарльза Лоутона), достаточно лёгкие, не лишённые оптимизма романтические ленты на военно-шпионские темы (как, например, знаменитая «Касабланка», «Иметь и не иметь» Г. Хоукса, «Дурная слава» Хичкока), а также остросюжетные триллеры, действие которых происходит в викторианскую эпоху («Газовый свет» Дж. Кьюкора, «Подозреваемый» и «Винтовая лестница» Р. Сьодмака).

Художественные особенности

Сюжетную линию «чёрных фильмов» отличает запутанность. Как отмечал Жорж Садуль, фабула фильма-нуар «липкая, как кошмар или речь пьяницы»[7]. Эта сюжетная неопределённость порождает у зрителя смутную тревогу:

Частный детектив соглашается выполнить очень неопределенную миссию: найти женщину, остановить шантаж, удалить кого-либо, и тут же трупы устилают его путь. За ним следят, его оглушают, его арестовывают. Стоит ему спросить о чем-то, как он оказывается связанный, окровавленный, в подвале. Люди, едва различимые в темноте, стреляют и убегают

[7].

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[8].
  • В традиции немецкого экспрессионизма изобилуют искажённые ракурсы: камера часто запечатлевает героев либо место действия широкоугольным объективом, с непривычно высокой либо низкой точки съёмки, «под голландским углом».
  • «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн).
  • Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
  • Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Эволюция

Несмотря на узкие рамки нуаровой стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950» (Robert Ottoson, Reference Guide to the American Film Noir 1940–1950, Scarecrow Press, 1981) указывает, что появление картины Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1940) — является одним из главных факторов, предопределивших рождение этого жанра (после немецкого экспрессионизма; французского поэтического реализма; «крутых» детективных романов; возвращения послевоенного кинематографа в студийные экстерьеры ради экономии средств; атмосферы отчаяния, порожденной войной и сложностями в приспособлении ветеранов войны к мирной жизни; возросшего интереса к Фрейду и психоанализу; итальянского неореализма). С нуаром перекликаются многие фильмы Альфреда Хичкока, хотя даже в 1940-е годы его творчество несводимо к этому направлению. Элементы нуара прослеживаются в гангстерском вестерне «Высокая Сьерра» с Хамфри Богартом в главной роли, вышедшем на экраны в январе 1941 г. Через несколько месяцев Богарт сыграл главную роль в первом «чистом» примере жанра — детективе Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941). Именно этот фильм ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, раз за разом предающей его. И то и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями довоенного времени.

Конвейерное производство нуаров начинается в 1944 году. Как раз в это время Американская киноакадемия признала за криминальной драмой законное место в голливудской иерархии жанров, наградив главными призами фильм Билли Уайлдера «Двойная страховка». (Фильм ужасов, например, не считался жанром серьёзным и не мог претендовать на «Оскары» в главных номинациях.) Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и по сочетанию цинизма и пессимизма был для того времени беспрецедентным.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у авторов «крутых» детективов — таких, как Р. Чандлер (серия фильмов о Филиппе Марлоу), Д. Хэммет («Стеклянный ключ»), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды»), К. Вулрич («Чёрный ангел»). В титрах классических нуаров можно увидеть имена и более интеллектуальных авторов — Э. Хемингуэя («Убийцы»), К. Одетса («Крайний срок — на рассвете»), Т. Уайлдера («Тень сомнения») и др.

Своеобразный вклад в эволюцию нуара внесли мелкие студии, которые специализировались на малобюджетных лентах категории «Б»: такие фильмы снимались ночью, при минимальном освещении и часто за пределами дорогостоящих студийных декораций. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссёры, как Э. Г. Ульмер («Объезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др., вывели Голливуд за пределы «гламурных» студийных декораций и приблизили фильмы к реальной жизни того времени (ср. неореализм).

С восстановлением послевоенной экономики к американцам начинает возвращаться уверенность в светлом будущем. По мере роста оптимистических настроений нуары вытесняются на обочину кинопроизводства. Начиная с 1948 года всё чаще появляются крупнобюджетные нуары в цвете, действие переносится далеко за город, подчас в жаркие страны («Леди из Шанхая», «Риф Ларго», «Ниагара»). Вместо тёмных, плохо освещённых подворотен экран всё чаще заливает солнечный свет; иногда для обозначения этой группы фильмов вместо «фильм-нуар» применяется контрастное наименование — «фильм-солей» (film soleil, «солнечный фильм»). После 1955 года интерес к нуару в Голливуде и других странах сходит на нет; в бокс-офисе его вытесняют такие жанры, как пеплум, романтическая комедия и мюзикл.

Мода на нуар возвращается в 1990-е годы, причём действие ряда новых нуаров помещено в классические для жанра послевоенные годы («Секреты Лос-Анджелеса», 1996), большая же часть «чёрных фильмов» построена на современном материале («Подозрительные лица», 1995). Едва ли не первым неонуаром принято считать «Китайский квартал» Романа Поланского (1974). В современном кинематографе нуаровая стилистка растворена в различных дозах в фильмах самых разных жанров и направлений, включая вестерны («Старикам тут не место»), комедии («Фарго»), фантастические блокбастеры («Бегущий по лезвию», «Тёмный город») и даже авторское кино с налётом сюрреализма (вышедшие в 2000-е годы фильмы Д. Кроненберга и Дэвида Линча).

Фильмы-нуар

Классический голливудский нуар

Жирным выделены фильмы, признанные в США национальным достоянием
Ранний нуар
Зрелый нуар
  • январь 1944 — «Жилец» Джона Брама
  • февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака
  • июнь 1944 — «Рождественские каникулы» Р. Сиодмака
  • август 1944 — «Когда незнакомцы женятся» Уильяма Касла
  • сентябрь 1944 —
    «Двойная страховка»
    [3][11]Билли Уайлдера и «Странники в ночи» Энтони Манна
  • октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга
  • ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга[3]
  • декабрь 1944 — «Подозреваемый» Р. Сиодмака и «Убийство, моя милая»[3]Эдварда Дмитрыка
  • март 1945 — «Странная иллюзия» Эдгара Г. Ульмера
  • февраль 1945 — «Площадь похмелья» Дж. Брама
  • август 1945 — «Странное дело дяди Гарри» Р. Сиодмака
  • сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса
  • октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера
  • ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера, «Объезд» Э. Г. Ульмера и «Меня зовут Джулия Росс» Джозефа Х. Льюиса
  • декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Стала, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга
  • февраль 1946 — «Гильда» Чарльза Видора[3][12]
  • апрель 1946 — «Синий георгин» Джорджа Маршалла и «Тёмный угол» Генри Хэтэуэя
  • май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды»[3]Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса
  • июнь 1946 — «Где-то в ночи» Джозефа Л. Манкевича
  • июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса[3], «Дурная слава» А. Хичкока, «Убийцы» Р. Сиодмака[3] и «Чёрный ангел» Роя Уильяма Нила
  • сентябрь 1946 — «Катастрофа» Ирвинга Рейса
  • октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака
  • ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли
  • декабрь 1946 — «Медальон» Дж. Брама
  • январь 1947 — «Леди в озере» Роберта Монтгомери и «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромвелла
  • март 1947 — «Бумеранг!» Элиа Казана, «Красный дом» Делмера Дэйвса и «Подставленный» Ричарда Уоллеса
  • апрель 1947 — «Страх в ночи» Максвелла Шейна
  • май 1947 — «Долгая ночь» Анатоля Литвака, «Отчаянный» Э. Манна, «Паутина» Майкла Гордона и «Рождённый убивать» Роберта Уайза
  • июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена и «Женщина на пляже» Жана Ренуара
  • июль 1947 — «Мне не поверят» Ирвинга Пичела, «Одержимая» Кёртиса Бернхардта и «Перекрёстный огонь» Э. Дмитрыка
  • август 1947 — «Поцелуй смерти» Г. Хэтэуэя и «Тело и душа» Роберта Россена
  • сентябрь 1947 — «Подставили!» Э. Манна и «Чёрная полоса» Д. Дэйвса
  • октябрь 1947 — «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга и «Вне подозрений» М. Кёртиса
  • ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра[13]
  • декабрь 1947 — «Леди из Шанхая»[3] О. Уэллса , «Двойная жизнь» Джорджа Кьюкора и «Агенты казначейства» Э. Манна
  • январь 1948 — «Тайна за дверью» Ф. Ланга и «Я всегда одинок» Байрона Хэскина
  • февраль 1948 — «Звонить: Нортсайд 777» Г. Хэтэуэя
  • апрель 1948 — «Безжалостный» Э. Г. Ульмера и «Большие часы» Джона Фэрроу
  • май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена и «Грязная сделка» Э. Манна
  • июль 1948 — «Ки-Ларго»[14] Дж. Хьюстона
  • август 1948 — «Западня» Андре де Тота и «Бессмысленный триумф» Стива Секели
  • сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» А. Литвака, «Плач большого города» Р. Сиодмака и «Придорожное заведение» Жана Негулеско
  • октябрь 1948 — «Восход луны» Фрэнка Борзейги
  • ноябрь 1948 — «Он бродил по ночам» Альфреда Л. Веркера
  • декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски
  • январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака и «Обвиняемая» Уильяма Дитерле
  • февраль 1949 — «Пленница» Макса Офюльса
  • март 1949 — «Подстава» Р. Уайза и «Удар» Артура Любина
  • апрель 1949 — «Чемпион» Марка Робсона
  • июль 1949 — «Дом незнакомцев» Дж. Л. Манкевича
  • август 1949 — «Окно» Теда Тецлаффа и «Слишком поздно для слёз» Б. Хэскина
  • сентябрь 1949 — «Белое каление» Р. Уолша
  • октябрь 1949 — «Воровское шоссе» Ж. Дассена, «За лесом» Кинга Видора и «Момент безрассудства» М. Офюльса
  • ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера и «Они живут по ночам» Николаса Рэя
Поздний нуар
Anne savaged2.jpg

Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике

Жирным выделены фильмы, снятые с участием американцев и часто относимые к классическому нуару

Пародии на нуар и подражания нуар-стилистике

Следующие фильмы и сериалы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие штампы такого рода фильмов:

См. также

Примечания

  1. Gary Morris. Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  2. Пол Шредер. Заметки о фильме-нуар
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх. Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  4. John Belton. Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  5. Paul Schrader. Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  6. Mark Mignone. Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.)  (недоступная ссылка — история). Проверено 26 марта 2009. Архивировано 9 октября 1999 года.
  7. 1 2 Михаил Трофименков. Любить тревогу // Ъ-Weekend, 11.02.2011.
  8. Сергей Каптерев. Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (30 марта 2005). Проверено 6 апреля 2009. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  9. Alain Silver (англ.), Elizabeth Ward, eds. Film Noir: An Encyclopedic Reference to the American Style, film noir review and analysis by Bob Porfiero, page 269, 3rd edition, 1992. Woodstock, New York: The Overlook Press. ISBN 0-87951-479-5.
  10. Spencer Selby. Dark City: The Film Noir. #398 on page 183, 1984. Jefferson, N.C. & London: McFarland Publishing. ISBN 0-89950-103-6.
  11. James Naremore. More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
  12. ↑ Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  13. Gary Morris. High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  14. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  15. Alan Vanneman. Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  16. Ginette Vincendeau. Pépé le Moko. British Film Institute, 1998. Pages 17, 51
    Аннотация на обложке: «This highly romantic and atmospheric thriller was crucial to the development of French film noir».
  17. Сергей Анашкин. Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  18. Robin Buss. French Film Noir. ISBN 978-0-7145-2963-9. Page 194.
  19. A.O. Scott. The Unreal Road From Toontown to ‘Sin City’ (англ.). The New York Times (24 April 2005). Проверено 8 августа 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.
  20. Tom Keogh. «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (28 October 2005). Проверено 26 марта 2009. Архивировано 26 августа 2011 года.

Литература

  • Ю. А. Кравцов. Основы киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. — СПб.: Институт телевидения, бизнеса и дизайна («Невский университет»), 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN 0-87286-412-X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)

Ссылки

wiki.sc

10 крутых и недооцененных неонуаров — Что посмотреть

Сыщик в плаще и шляпе, блондинка-искусительница, брюнетка-спасительница, дождь и «голландские углы» (ничего эффектнее этих углов в манере съемки кинематограф до сих пор не придумал). Нуар торжествующе поднялся в 1940-х, но в чистом виде продержался едва ли десятилетие. После Великой депрессии и Второй мировой наступили оптимистичные 50-е, и мрачное кино просто вышло из моды. Ситуация изменилась в 70-е. Америка переживала «вьетнамский синдром», разразился Уотергейтский скандал, и лодка общественной жизни опять дала течь. На экраны развязной походочкой вышел неонуар, во многом переписавший каноны жанра.

Если в классических фильмах зло наказывалось, в новой волне оно все чаще торжествовало. Главный герой — уже не умница-супермен, а усталый человек в помятом костюме, а то и вовсе злодей с принципами (в наше время — даже без). Женщины порочны, мужчины еще хуже, живые позавидуют мертвым, конец.

Некоторые представители жанра «выстреливали» в прокате, но часто лучшие образцы пессимистического кино не находили отклика у массового зрителя. Журнал «Нож» рассказывает о фильмах, доказывающих, что «Секреты Лос-Анджелеса» — не единственный неонуар, который стоит пересматривать.

«Ночные ходы» (1975)

Night Moves

Warner Bros. Pictures

Бывшего футболиста, а ныне частного детектива нанимает для поисков своей дочери-тинейджера стареющая актриса, которая когда-то успела выскочить за студийного магната. Денег он ей не оставил, но основал трастовый фонд для дочери, с которого мать что-то и получает. В своих поисках детектив едет во Флориду, где найдет пропавшую девицу, ясное солнце, голубые воды и объеденный рыбами труп.

Картина крупного режиссера Артура Пенна не нашла признания у публики, хотя со временем обрела статус культовой. Критики называют «Ночные ходы» одним из важнейших фильмов десятилетия, портретом сознания американцев той эпохи. Он проникнут духом бесполезного поиска и глухого отчаяния, не сразу заметного под ярким солнцем, но постепенно выползающего на поверхность.

«Позднее шоу» (1977)

The Late Show

Warner Bros.

У Марго — женщины со странностями и котиком — похищают котика. На помощь ей приходит пожилой частный детектив Айра Уэллс, до такой степени олдскульный, что обращается к девушкам «куколка». Он бы никуда не пришел, но Марго уже обращалась к его бывшему партнеру, тот начал расследование, и его убили. Необходимо разобраться, и детектив с Марго идут по следу, обнаруживая нечто более серьезное, чем кладбище домашних животных.

Режиссер Роберт Бентон играет по правилам. В фильме есть затемненные помещения, саспенс и детективная интрига. Но зрелище не превращается в черную-черную комедию абсурда, как со временем стали делать братья Коэны. Сохраняя маркеры жанра, фильм остается симпатичной историей со странно трогательными отношениями персонажей. Против котика любой нуар бессилен.

«Жесткач» (1979)

Hardcore

Columbia Pictures Corporation

Дочь верующего бизнесмена исчезает во время школьной поездки. Нанятый детектив случайно обнаруживает пленку порнофильма с ее участием. Шокированный отец, преодолевая омерзение, лично отправляется на ее поиски по рынкам плоти Лос-Анджелеса.

Режиссера и сценариста Пола Шредера воспитывали в строгой религиозной семье и до 18 лет запрещали ему смотреть кино. А мальчик вырос и всем отомстил. Во всяком случае, такой вывод во время просмотра напрашивается: клишированная тема пропавшей дочери кажется лишь поводом для того, чтобы прогнать несчастного отца по всем кругам ада, выдав ему вместо Вергилия проститутку в проводницы. Бордели, стрип-клубы, пип-шоу, улицы красных фонарей, пульсирующий больной энергией город. Очередные витрины с обнаженкой застят взгляд. А что это за девочка, и где она живет, все равно не разобрать в мясных рядах, где на лицо смотрят в последнюю очередь.

«Путь Каттера» (1981)

Cutter’s Way

United Artists

Ветеран Вьетнама Алекс Каттер — параноик, алкоголик и калека, ненавидящий весь мир. Его жена пребывает в понятной депрессии, лучший друг Ричард — жиголо, чуть менее несчастный, чем остальные. Дождливой ночью у Ричарда глохнет машина, и он оставляет ее у мусорного бака, рядом с которым мелькает мужской силуэт. На следующий день в баке находят труп девушки. На городском празднике Ричард замечает местного олигарха Корда, и ему кажется, что той ночью он видел его. Теперь Каттер, не сомневаясь в виновности Корда, намерен его шантажировать и разоблачить.

«Путь Каттера» повторил судьбу героев жанра: появился не в том месте и не в то время. Начались 80-е, от фильмов с локациями у воды ждали пляжных боевиков и прочих спасателей Малибу. Джеффа Бриджеса хотели видеть в смокинге и в ромкомах. Американцев больше не волновали вьетнамские ветераны, которые хотят отомстить системе за себя и за того парня. Время немного сгладило разлад между фильмом и реальностью. Братья Коэны любовно спародировали его в «Большом Лебовски», где Бриджес сыграл главную роль, и повторили священную заповедь нуара: если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят.

«Катала» (1989)

Мосфильм

Профессиональный шулер Грек отошел от дел, работает на катере преуспевающего картежника и засматривается на его женщину. Потом картежник играет не с теми, да еще и остается должен, за что с ним быстро рассчитываются. Грек прячет женщину с дочкой в надежном месте, а сам едет в Москву поднять бабла. Над всеми игроками-аферистами маячит тень всемогущего Директора, с которым Греку очень хочется сыграть.

Жанр нуара в советском кинематографе существовать не мог: советские реалии требовали розовощекого оптимизма. Но «Катала» режиссера Сергея Бодрова — не тот случай. Это настоящий «черный фильм», крепкая драма поворота «не туда» на каждом витке, упрямого стремления лемминга полететь над пропастью. Фильм поставлен по отечественной традиции, поэтому в нем есть моменты нравственных метаний в духе Раскольникова. В западном нуаре их заменили бы пятисекундным кадром, где герой курит в ночь (если бы он вообще метался). Наши каталы — самые духовные в мире.

«На запад от Красной скалы» (1993)

Red Rock West

Red Rock Films

Безработный парень, проехав тысячу миль из Техаса в Вайоминг, получает от ворот поворот на буровой, куда надеялся устроиться. В придорожном баре хозяин, приняв его за киллера, достает толстую пачку и заказывает убийство своей жены. Жена оказывается красавицей и предлагает заплатить вдвое больше.

В фильме историю о силе обстоятельств разыгрывают аж три человека из главных нуаров десятилетия: страдальческий Николас Кейдж, буйный Деннис Хоппер и роковая Лара Флинн Бойл — звезда нуара нуаров «Твин Пикс». Главный герой честно пытается уехать, но уехать невозможно. Ты взвешен на весах и найден очень легким. Добро пожаловать назад в Ред Рок.

«Бессонница» (1997)

Insomnia

Norsk Film

Настоящий детектив Энгстрем приезжает из Швеции в Норвегию расследовать дело об убийстве бедной студентки с богатым гардеробом. Гардероб и другие особенности наводят детектива на мысли. Устроив засаду на маньяка, он почти его ловит, но в тумане промахивается и выстрелом убивает своего напарника. Или не промахивается.

На «Бессонницу» режиссера Эрика Шёлдбьерга есть ремейк Кристофера Нолана, снятый в 2002 году. Нолановская Аляска выглядит в сравнении с оригиналом курортом: недостаточно холодная и скупая, недостаточно монохромная, недостаточно нездоровая. Маниакально-депрессивный скандинавский психоз подвергся в голливудской версии раскрашиванию в техниколоре, а к финалу и вовсе взбодрился, перевоспитался и отправил героя на заслуженный отдых. Спи спокойно, дорогой товарищ. С персонажем Стеллана Скарсгарда — противоположная ситуация. Он-то уже никогда не заснет.

«Сексуальная тварь» (2000)

Sexy Beast

Recorded Picture Company

Гэл Доув завязал. Живет с любимой женой в Испании, жарится у бассейна, ест кальмаров и с ненавистью вспоминает родную Англию. Он совершенно счастлив, пока из Лондона и прошлой жизни к нему не приезжает Дон Логан — лысый псих в белой конторской рубашке, который требует, чтобы Гэл принял участие в ограблении века.

Горячечные краски, психоделические пролеты камеры, мефистофельский МакШейн, образцовая deadpan-физиономия Кингсли, который слепил образ отмороженного криминального авторитета со своей еврейской бабушки. И в особенности кролик с ружьем. Американские критики жалуются на кролика. Что бы они понимали! Британский нуар без кролика с ружьем — это как Лос-Анджелес без проституции или скандинавский сыщик без развода и анамнеза. Неполны.

«Ограбление казино» (2012)

Killing Them Softly

Annapurna Pictures

Один хмырь подряжает двух других хмырей для ограбления подпольного казино. Пару лет назад хозяин казино сам проделал такой трюк, и все подозрения должны пасть на него. Так и происходит, но криминальные боссы нанимают специалиста по решению проблем Джеки Когана, чтобы тот все выяснил и уладил.

Режиссер Эндрю Доминик перенес события одноименного романа Джорджа В. Хиггинса, опубликованного в 1974 году, во всемирный экономический кризис 2008 года, поэтому большую часть фильма не грабят и стреляют, как у каждого дурака, а говорят о финансовых проблемах. Здесь мир горячих пистолетов лишен привычного ореола крутизны.

«Холод в июле» (2014)

Cold in July

BSM Studio

В 1989 году в дом хозяина багетной мастерской залезает грабитель. Парень — больше с перепугу — в него стреляет. Вызывает полицию, слышит утешения: ты защищал свою семью, расслабься. Но появляется отец убитого с богатым криминальным прошлым и начинает делать намеки. Мы его поймаем, уверяет полиция. Но тот проникает в дом, художественно разбрасывает пули в детской кроватке и, говорят, сбегает в Мексику. Потом говорят, что его ловят и все позади. Играет воодушевляющая музыка, но и без нее понятно: все только началось.

По содержанию это удивительно старомодный нуар: здесь есть парни со стороны добра, которым не плевать. Фильм долго раскачивается, обещает одно, делает другое, в середине зачем-то намекает на зомби. Зато тут появляется Дон Джонсон в белом стетсоне на красном кадиллаке и улыбается, как в 1984 году. Предъявлять после этого фильму претензии будет только брюзга.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

www.ivi.ru

От «крутого детектива» до чернухи: пять фильмов-нуар. «Бумага»

В прокат выходит «Город грехов — 2», в котором Роберт Родригес сочетает эстетики комикса и фильма-нуар. «Бумага» вспоминает лучшие образцы нуара: от истоков жанра до его новых обработок. Фильм-нуар — возможно, главное направление в истории Голливуда. Фильмы 40-х годов с криминальными сюжетами, героями сомнительных моральных качеств и мрачными урбанистическими пейзажами вошли в кровь американского кино — и не только американского. Историю нуара невозможно уместить в подборку из пяти фильмов, поэтому мы просто собрали коллекцию его достойных образцов.

«Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, 1941

Один из главных источников эстетики нуара — американская бульварная литература. В 20–30-е годы оформился как самостоятельное явление американский вариант детектива, получивший название «крутого» (hardboiled detective): сама интрига в нем была проще, чем у англичан, и главным орудием сыщика становился не дедуктивный метод Шерлока Холмса. Герои главных мастеров жанра — Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера — прокладывали дорогу к разгадке кулаками и пистолетом, а где это не помогало — красноречием. Главная ценность этих романов — остроумные диалоги, что и сделало их идеальным материалом для экранизаций вроде «Мальтийского сокола» — одного из первых классических нуаров, снятого по роману Хэммета. Хамфри Богарт (как известно, официально самый крутой парень Голливуда) играет сыщика Сэма Спейда, который идет по следу европейских злодеев, похитивших средневековую реликвию. Впрочем, сам Спейд не пример добродетели, что обычно для нуарных героев, циничных, но обаятельных мизантропов. Здесь есть и все остальные типичные черты нуара: роковая женщина, ночной мегаполис и сюжет, завязанный на преступлении и предательстве. Иными словами, «Мальтийский сокол» — идеальный фильм-нуар.

«Министерство страха» Фрица Ланга, 1944

Помимо «крутого детектива», другой источник нуара — фильмы немецкого экспрессионизма. Оттуда американцы позаимствовали визуальную сторону дела: косые углы, игру со светотенью и контрастный свет, а также впечатление города как жуткого, неестественного места

paperpaper.ru

Что такое фильмы нуар? Лучшие примеры

Нуар долгое время был одним из самых увлекательных стилей кинопроизводства в истории. Но что именно значит жанр «нуар»? Ответ на этот вопрос не так прост, как с научной фантастикой, фэнтези, романтическими комедиями или другими популярными жанрами.

Нуар – это больше стиль, чем жанр, и поэтому он не ограничен одной категорией. Это причина, почему фильм нуар так трудно определить. До сегодняшнего дня кинокритики разделились по поводу статуса нуар в фильмах любимых классиков, таких как «Дурная слава» с Кэри Грантом и Ингрид Бергман, «Бульвар Сансет» 1950 года и один из самых уважаемых классических фильмов всех времен – «Касабланка». Есть также много споров, касающихся современных фаворитов, таких как трилогия «Темного рыцаря» Кристофера Нолана.

Фильм нуар – это стиль, который спустя десятилетия, сохранился в современной эпохе. Он связан с иконами Золотого века Голливуда, в том числе Хамфри Богартом, Робертом Митчумом, Барбарой Стэнвик, Орсоном Уэллсом, Лорен Бэколл и многими другими. Несколько знаменитых режиссеров пробовали свои силы в нуар, с разной степенью успеха. В основном это связано с американским кино, но его популярность повлияла на режиссеров со всего мира.

История нуар

нуар

Нуар зародился в 1930-х годах, но на самом деле увидел свет, только в 1940-х. Его происхождение часто объясняется отношением пессимизма и тревоги, возникшим во время Второй мировой войны. Но фильм нуар не был вдохновлен только культурными событиями. Одним из способствующих факторов была литература. В то время, крутые детективы, написанные такими романистами, как Дашилл Хаммет и Рэймонд Чандлер, пользовались большим спросом. Адаптация этих книг к фильмам является частью того, что создало основу для фильмов нуар.

В 1946 году французские критики придумали термин «нуар», чтобы описать мрачное настроение этих новых фильмов, и название привязалось, хотя оно не получило широкого распространения в то время. Нуар стал одним из самых популярных жанров в 1940-х годах, и это продолжалось до 1950-х годов. 1940-е и 1950-е годы до сих пор считаются звездным часом этого стиля.

Стиль нуар

нуар

Трудности начались с «Кодекса производства Кинофильмов» – это набор моральных принципов, которые повлияли на все американские фильмы, начиная с 1930 года. Тогда еще не было ни системы рейтингов, ни возрастных ограничений. Кодекс производства заставил все фильмы подчиняться, многие из которых запретили к показу. Человек не мог быть убит на экране, сцены поцелуев не могли быть слишком длинными, плохие парни не могли избежать наказания и так далее. Однако, некоторые фильмы, все таки избежали этих проблем. Они рассматривали «Кодекс производства» как проблему и находили способы подорвать правила, используя наводящие диалоги, новые методы освещения, тени и многое другое. Кинематографисты также приняли черно-белый формат.

Есть ряд характеристик, которые помогают определить стиль нуар. Многие фильмы сосредоточены вокруг циничных главных героев или порочных антагонистов, которые помогают отразить мрачный и пессимистический тон. Кто бы ни был главным героем, он, как правило, вовлечен в замысловатый заговор, который включает в себя многочисленные повороты, предательства, сокрытия, коррупцию, скандалы и, возможно, самое главное, роковую женщину. Безжалостные и соблазнительные женщины являются неотъемлемой частью фильмов нуар и одной из их самых привлекательных сторон. Учитывая, что в других жанрах в то время использовались гораздо более невинные изображения женских персонажей.

Нео-нуар / Современные фильмы нуар

Нео-нуар

Золотой век фильмов нуар закончился, но его влияние все еще присутствует в современном кинематографе, отсюда и возник «нео-нуар». Новые фильмы не должны идти по тем же правилам, так как «Кодекс производства» закончился в 1968 году. «Нео-нуар» можно охарактеризовать теме же элементами, что и старые фильмы. Роковые женщины, детективы и сложные сюжетные линии. Современный фильм нуар не должен быть обязательно о раскрытие убийств, или о том, как детектив связался с женщиной, которая убила своего мужа. Например, научно-фантастические фильмы, такие как «Бегущий по лезвию», обладают достаточным количеством этих качеств для историков кино, чтобы классифицировать их как нуар.

Приведу несколько примеров современных фильмов нуар. Семь (1995), Город грехов (2005), Секреты Лос-Анджелеса (1997), Падшие ангелы (1995), Бойцовский клуб (1999), Основной инстинкт (1992), Тёмный город (1998), Перекресток Миллера (1990), Молчание ягнят (1991), Бэтмен возвращается (1992). И конечно Бешеные псы Квентина тарантино, и Сонатина, режиссера Такеши Китано. Это далеко не все фильмы из списка «Нео-нуар».

Классические фильмы нуар

нуар

Среди наиболее заметных примеров классических фильмов нуар – «Двойная страховка», «Лаура», «Головокружение» и «Это оружие для найма». Один из самых ранних и самых известных – «Мальтийский Сокол» режиссера Джона Хьюстона. В фильме 1942 года Хамфри Богарт снялся в роли Сэма Спэйда, частного детектива, который ищет бесценный артефакт. Красивая женщина и несколько гнусных людей стоят на пути к цели Сэма Спэйда. Фильм демонстрирует все основные качества нуар.

Есть так

nedosmotrel.ru

НУАР. ОТ ЭКРАНА ДО ПОДИУМА: la_gatta_ciara — LiveJournal

Кинематографический стиль «фильм – нуар» сегодня один из самых востребованных среди фотохудожников и дизайнеров.
 



Лили Коул в фотосессии для журнала «ELLE»
Этот стиль настолько эстетичен и, вместе с тем, имеет такое интересное внутреннее драматическое наполнение, что привлекает к себе внимание многих художников.  
Для тех, кто не знает, что за зверь такой, этот «фильм – нуар», Википедия дает следующее определение: «Нуар (фр. film noir — «чёрный фильм») — направление в американском кинематографе 1940-х — начала 1950-х годов, которое запечатлело атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, свойственную для американского общества после Великой депрессии и в годы Второй мировой войны». От себя добавлю, что, как правило, это фильмы с криминальным сюжетом.  

Хамфри Богарт и Лорен Бэккол в фильме «Иметь или не иметь»


Мужчины в этих фильмах – брутальные, чаще всего, мрачноватые типы (частные детективы, гангстеры, просто сомнительные личности), которые не лишены обаяния. Еще бы, ведь их играли самые харизматичные актеры той поры: Хамфри Богарт, Кэри Грант, Берт Ланкастер, Генри Фонда, Жан Габен…  
 

Кэри Грант и Ингрид Бергман в фильме А. Хичкока «Дурная слава».

 Герои фильма — нуар, как правило, носят тренч — плащ и неприменную мягкую шляпу.  

 С точки зрения морали с ними все не просто. Достаточно тяжело разобраться – положительный герой, или же — отрицательный.


 Кадр из фильма А. Хичкока «Заворожённый». Ингрид Бергман и Грегори Пек.
 Этот фильм еще известен тем, что там сцену сна делал Дали.

«Женщины в этих фильмах, как правило, выступают в качестве лживых персонажей, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют действия главных героев мужского пола» (Википедия).

 
 Это невероятные красавицы с точеными фигурами, длинными ногами и роскошными волосами. Они закутаны в сексуальные, полупрозрачные, тончайшие шелка и кружева — «шантильи».  

  Богини, незнающие бытовых проблем и живущие только страстью. Но при всем их совершенстве – на их лицах практически не бывает улыбок, в глазах блестит опасный огонек, выщипанные брови высокомерно приподняты, а яркий, чувственный рот плотно сжат.  

Это расчетливые, привлекательные самки, использующие мужчин в своих корыстных (часто – преступных) целях. Их красота, нежность и женственность нарядов – паутина, в которую они завлекают доверчивых мужчин.

Джон Гальяно, вдохновившись этими образами, сделал коллекцию одежды «фильм – нуар»
(Christian Dior Channels Film Noir for Spring 2010)

 


 

  Сам Гальяно вышел в конце показа в образе Хамфри Богарта.


 



В стиле «нуар» известный фотохудожник С. Майзель сделал для «Диор» рекламу новой коллекции 2010. 
Модель копирует кинозвезду 40-х Лорен Бэколл.




Лорен Бэккол

  Также, для «Диор», и в этом же стиле — «нуар» режиссер Оливье Даан снял рекламный ролик “Черная Леди” с Марийон Котийяр в главной роли. За ролик хочу сказать отдельное спасибо френду maelgon  , который пишет чудесные кинообзоры, выкладывает портфолио художников кино и делает очень смешные анимированные кинокартинки. 
 


Не только сложными образами привлекателен этот жанр. Еще фильм — нуар интересен с точки зрения его стилистических особенностей.
 Кадры в этих черно-белых кинокартинах очень графичны за счет контрастной светотени и присутствия горизонтальных или косых полос отбрасываемых жалюзи.



Лица, обычно, высвечены не полностью, а иногда персонаж и вовсе находится в тени, и мы видим только его абрис.
Еще один прием, свойственный этому стилю – присутствие в кадре дыма, рассеянного тумана. Или отражение лиц героев в зеркалах.
Само основное действие, как правило, происходит ночью или в темноте.   И редкий фильм — нуар обходится без огромных, пугающих теней. Это, разумеется, не все приемы, но одни из самых популярных.


кадр из фильма «Дурная слава»



кадр из фильма — нуар «Лаура». А вот так эту же сцену видит известный фотохудожник Энни Лейбовитц.

Она сделала прекрасную фотосессию с известными актерами Голливуда в стиле фильма – нуара для журнала «Vanity Fair»


 
 
 

«Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — этот прием часто используется в фильмах — нуар. Клубы дыма и туман не только добавляют фильму загадочности, но и частенько скрывают обшарпанные декорации» (Википедия).





Я привела здесь только несколько примеров стилизации. На самом деле, фотосессий «под нуар» огромное множество, поскольку это один из самых ярких и эффектных стилей. Почитать про фильм-нуар можно здесь
Посмотреть коллекцию Гальяно можно здесь

la-gatta-ciara.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *