Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Стиль нуар в кино: «Нуáр» — происхождение и значение слова

Стиль нуар в кино: «Нуáр» — происхождение и значение слова

Содержание

нуар | это… Что такое Фильм-нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ.

hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Содержание

  • 1 Подходы к определению фильма-нуар
  • 2 Происхождение термина
  • 3 Художественные особенности «чёрного фильма»
  • 4 Фильмы нуар
    • 4.1 Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
    • 4.2 Фильмы-нуар других стран
    • 4.3 Нео-нуар
    • 4.4 Пародии на нуар
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует.

Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Хамфри Богарт в картине «Мальтийский сокол»

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов

[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»
    [5]
    , «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

  • «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
  • «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)[12]

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

  • «Расплата» Брайана Хелгеленда[13]
  • «Город Грехов» Роберта Родригеса[14]
  • «Чёрная орхидея» Брайана де Пальма[15][16]
  • «Кирпич» Райана Джонсона[16]
  • «Перекрёсток Миллера» братьев Коэнов[17]
  • «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха [18][16]
  • «Секреты Лос-Анджелеса» Кертиса Хенсона[19]
  • «Эди»[20]
  • «Аура»[21]
  • «Синий бархат»[22], «Шоссе в никуда»[23], «Малхолланд Драйв»[24]Дэвида Линча
  • «Memento» Кристофера Нолана[24]
  • «Китайский квартал» Романа Полански

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

  • «Театральный фургон» Висенте Миннелли
  • «Мёртвые пледов не носят» Карла Райнера
  • «Голый пистолет» Дэвида Цукера
  • «Кто подставил кролика Роджера?» Роберта Земекиса
  • «Поцелуй навылет» Шэйна Блэка[25]

Литература

  • Ю.
     А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.
  • R. Borde, E. Chaumeton, P. Hammond. A Panorama of American Film Noir (1941—1953). City Lights Publishers, 2002. ISBN: 087286412X.
  • Chris Garcia. Online Course: Film Noir — Danger, Darkness and Dames (англ.)

Примечания

  1. 1 2 John Belton Film Noir’s Knights of the Road (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  2. Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  3. Mark Mignone Looking at Genre Theory of Hollywood’s Film Noir Films (англ.). Проверено 26 марта 2009.
  4. Gary Morris Noir Country. Alien Nation (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  5. 1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11 Анжелика Артюх Нуар: голос из прошлого. Искусство кино (май 2007). Проверено 6 апреля 2009.
  6. Сергей Каптерев Билли Уайлдер. Запоздалый некролог. Киноведческие записки (2005-03-30). Проверено 6 апреля 2009.
  7. 1 2 Энциклопедия «Британника» (англ.)
  8. James Naremore More than Night: Film Noir in Its Contexts (англ.). Проверено 6 апреля 2009.
  9. Gary Morris High Gallows. Out of the Past (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  10. Сайт filmsnoir.net с отсылкой к литературе
  11. Alan Vanneman Whose Noir Is It, Anyway? Robert Aldrich`s Kiss Me Deadly (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  12. Сергей Анашкин Мисима зияющий. Искусство кино (январь 2004). Проверено 6 апреля 2009.
  13. Owen Gleiberman Mean Machine (англ.). Entertainment Weekly (1999-02-12). Проверено 30 марта 2009.
  14. Amy Robertson The comeback of film noir — sort of (англ.). University Wire (2007-06-21). Проверено 30 марта 2009.
  15. Андрей Плахов «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы в Венеции. Коммерсантъ (01.09.2006). Проверено 24 марта 2009.
  16. 1 2 3 Виктор Топоров В канун русского нуара. Частный корреспондент (2008-12-02). Проверено 30 марта 2009.
  17. Rita Kempley Miller`s Crossing (англ.). Washington Post (1990-10-05). Проверено 30 марта 2009.
  18. Carina Chocano In Bruges (англ.). Los Angeles Times (2008-02-08). Проверено 30 марта 2009.
  19. Bill Krohn. Le film noir: aventures et mesaventures d’un genre. Cahiers du Cinema no. 524 (May 1998) p. 8
  20. Сайт Каннского кинофестиваля — 2007 (фр. )
  21. Евгений Гусятинский Старые технологии. Искусство кино (январь 2006). Проверено 30 марта 2009.
  22. Fred Pfeil Revolting Yet Conserved: Family «Noir» in Blue Velvet and Terminator 2 (англ.). Center for the Humanities (Oregon State University) (1992). Проверено 26 марта 2009.
  23. Gary Morris The Review on Detours and Lost Highways: A Map of Neo-Noir, by Foster Hirsch (англ.). New York: Limelight Editions (1999). Проверено 24 марта 2009.
  24. 1 2 Scott Thill The Not-So-Straight Story (англ.). Проверено 24 марта 2009.
  25. Tom Keogh «Kiss Kiss, Bang Bang»: Noir parody is dark dark, laugh laugh (англ.). The Seattle Times (2005-10-28). Проверено 26 марта 2009.

Ссылки

  • Film-Noir.ru Сайт, полностью посвященный классическому «нуару» 1940-50-х годов.
  • Filmsnoir.net Аналитические статьи, заметки, обзоры фильмов-нуар
  • Список фильмов в стиле «пост-нуар» по версии сайта theyshootpictures.com

голос из прошлого. Об истории и теории жанра

В московском кинотеатре «Пионер» стартовал мини-фестиваль «Наконец-то в кино», посвященный фильмам в жанре нуар. Вспоминаем текст Анжелики Артюх из номера ИК 2007 года — подробный путеводитель по миру теней, заманивающий зрителя во все главные фильмы-ловушки жанра — от классических историй, вдохновленных криминальными романами, до поздних жанровых метаморфоз, соединяющих нуар с комиксами, киберпанком и сюрреализмом.

«Все должно быть безупречно, до самого конца».
(из фильма «Двойная страховка»)

Если бы американские критики не были так высокомерны в 40-е годы, то сегодня мы, возможно, не использовали бы французский термин noir для обозначения таких фильмов, как «Мальтийский сокол», «Двойная страховка» или «Убийцы». Мы, возможно, говорили бы «черный фильм», или фильм «черной серии», или того лучше — hard-boiled film, имея в виду связь подобных образцов с традицией «круто сваренного» черного романа (hard-boiled). Тем не менее история распорядилась иначе, и первыми, кто заговорил о нуаре, были французские синефилы.

В начале было слово. В 1946 году Нино Франк запустил в обиход выражение film noir, позаимствовав его из книжной серии Марселя Дуамеля Serie noire. Однако стать термином, подразумевающим под собой фильмы со схожими чертами и интонацией, нуар смог только в 1955 году, когда во Франции вышла книга Раймона Борде и Этьена Шаметона «Панорама американских кинонуаров», моментально ставшая киноведческим бестселлером. Рассматривая такие американские образцы, как «Мальтийский сокол» (1941) Джона Хьюстона, «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера, «Убийство, моя дорогая» (1944) Эдварда Дмитрыка, «Женщина в окне» (1944) Фрица Ланга, «Лаура» (1944) Отто Преминджера, «Гильда» (1946) Чарлза Видора, «Большой сон» (1946) Ховарда Хоукса, «Леди в озере» (1946) Роберта Монтгомери, «Убийцы» (1946) Роберта Сиодмака, «Почтальон всегда звонит дважды» (1946) Тея Гарнета, «Из прошлого» (1947) Жака Турнера, «Обнаженный город» (1948) Жюля Дассена и ряд других, авторы книги констатировали появление целой серии мрачных фильмов, выдержанных не столько в канонах полицейского или гангстерского жанров, сколько предлагающих «новые криминальные приключения» или «новую криминальную психологию». Странность, эротичность, кошмар, жестокость, амбивалентность — вот ключевые слова, которые уже тогда были найдены для американских нуаров. События большей части из них закручивались вокруг убийства. Подспудная одержимость смертью или динамизм жестокой смерти находили в нуарах свои впечатляющие визуальные решения, как, например, в «Убийцах», где свет от пистолетных выстрелов подосланных киллеров взрывал несколько раз темноту комнаты и обмякшая рука жертвы свидетельствовала о том, что дело сделано, или как в «Двойной страховке», где момент преступления отмечали три автомобильных сигнала и крупный план непроницаемого лица героини Барбары Стенвик, подстроившей вместе со своим любовником смерть мужа от несчастного случая. Или еще лучше — в фильме «Леди из Шанхая» (1947) Орсона Уэллса, где финальная разборка между убийцей-мужем, убийцей-женой и обвиненным в убийстве любовником происходила в зеркальной комнате и имела с десяток отражений.

«Леди из Шанхая», 1947, Орсон Уэллс

Завороженность авторов преступлением в нуаре куда сильнее, чем завороженность наказанием. Не из-за этого ли постановщик «Двойной страховки» Билли Уайлдер изъял из своего фильма финальную сцену смерти преступника на электрическом стуле? Подобный финал сразу бы вывел звучание фильма в регистр социальной критики — то есть в зону предшественников нуара, американских гангстерских фильмов 30-х годов, вроде «Я — беглый каторжник» Мервина Ле Роя или «Ревущие 20-е» Рауля Уолша. Нуары — фильмы о преступлении, но не документы преступления. Даже чуть ли не единственное исключение — один из поздних нуаров «Убийство» (1956) Стэнли Кубрика, построенный под «документ», по часам фиксирующий дело об ограблении кассы ипподрома, рассказывал, скорее, о вмешательстве рока, планомерно разрушающего хитроумно задуманную преступниками комбинацию.

Рок или судьба, разбивающая планы героев быстрее, чем могла бы их разбить полиция, в нуарах значили очень много. Моральный детерминизм, ведущий к расплате, включался сразу же, как только главный герой совершал один неверный шаг — чаще всего попадал под чары роковой женщины или (что значило почти то же самое) брался выполнить задание какого-нибудь вздорного богача, чтобы заработать деньги и уехать далеко-далеко с возлюбленной красавицей. То, что это шаг роковой, герои понимали не сразу. А когда понимали, ничего уже сделать не могли. Не отсюда ли та обреченная покорность героя Берта Ланкастера в начале «Убийц», не желающего бежать от киллеров и встретившего смерть, не сходя с кровати? И не отсюда ли та повышенная нервозность героя Ричарда Уидмарка в британском фильме Жюля Дассена «Ночь и город» (1950), задумавшего ради преуспеяния настроить друг против друга отца и сына, чтобы с помощью одного организовать в Лондоне греческие бои, которые бы начали конкурировать с предприятием второго…

Нуары исследовали преступление с точки зрения преступника, а не полицейского. Неслучайно повествование довольно часто велось от лица главного героя — частного детектива, страхового агента, писателя, ветерана войны, убийцы и даже убитого, как в «Сансет-бульваре» (1950). Через рассказ мир обретал смысл. «Из прошлого», «Леди из Шанхая», «Двойная страховка», «Лаура», «Почтальон всегда звонит дважды», «Рассчитаемся после смерти» — своим голосом за кадром герои этих и других фильмов как будто бы извлекали свой рассказ из прошлого, говорили, словно на исповеди. В картине «Почтальон всегда звонит дважды» эта «исповедь» была обыграна буквально: в финале зрителю давали понять, что рассказанная убийцей история о любовной связи с женой работодателя и двух попытках его убийства адресована священнику перед казнью. Похожий ход был разыгран в «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромуэлла, где герой — ветеран войны, взявшийся расследовать убийство, в котором обвинили его боевого товарища, — также поначалу обращался со своим рассказом к священнику, но в финале переадресовывал его зрителю, который должен был стать главным свидетелем и моральным судьей преступников. Моральное видение жизни — неотъемлемая составляющая философии нуара. И хотя здесь жизнь раскрывалась во всей своей аморальности, за каждый неверно сделанный шаг героев ждала неминуемая расплата.

Рэймонд Чандлер

Голос за кадром, позволявший выстроить повествование как субъективный рассказ, являлся также следствием онтологической связи нуара и американского hard-boiled детектива. Черные романы (как их иногда называют) Дэшила Хэммета, Рэймонда Чандлера, Росса Макдоналда, Микки Спиллейна, по мнению теоретика кино Джона Кавелти, сотворили один из важнейших американских мифов. Центральной фигурой этого мифа был герой-сыщик, носитель субъективной точки зрения (the private eye hero), занимающий маргинальную позицию по отношению к официальным социальным институтам (вроде полиции или прокуратуры). В мире, где, как писал Чандлер в своем эссе «Простое искусство убивать», «гангстеры правят нациями и городами, где отели, многоквартирные дома, роскошные рестораны принадлежат людям, которые сколотили свой капитал на содержании публичных домов, где звезда киноэкрана может быть наводчиком бандитской шайки, где ваш очаровательный сосед может оказаться главой подпольного игорного синдиката, где судья, у которого подвал ломится от запрещенного сухим законом спиртного, может отправить в тюрьму беднягу, у которого в кармане обнаружили полпинты виски, где мэр вашего города может относиться к убийству как к орудию наживы, где никто не может спокойно, без опаски за свою жизнь пройти по улице, потому что закон и порядок — это нечто, что мы обожаем на словах, но редко практикуем в жизни», — в таком мире все-таки мог найтись человек, не запятнанный и не запуганный.

Частный сыщик вроде Филипа Марлоу или Сэма Спейда (сыгранных в кино Хамфри Богартом) вселял надежду на индивидуальную честность и способность разобраться с преступлением. Этот маргинальный герой, работающий вне официальных органов правопорядка и зарабатывающий не особенно много денег, рискуя жизнью, отстаивал интересы своего клиента, даже если последний старался использовать его как пешку в двойной игре. Он — человек чести и прямоты, который не мог сдаться, пока не найдет правосудие. В отличие от своих английских предшественников (вроде рациональных детективов Агаты Кристи и Дороти Сейерс, выстраивавших свой детективный метод на основе улик и рассказов свидетелей), сыщики черных романов вели расследование через непосредственные встречи и неожиданные столкновения с сетью преступной корпорации. Их частенько били, но они упорно пытались найти истину. Подобные герои, как отмечал все тот же Кавелти, раскрывали не отдельного преступника, но коррумпированное общество, в котором богатые и респектабельные люди были связаны с гангстерами и продажными политиками. Своими действиями они помогали обнаружить ту двусмысленность, которая существовала между институциализированным законом и подлинным правосудием. Поскольку речь шла о погрязшем в преступлении обществе, а не об отдельном преступнике, официальная машина закона была не в состоянии вершить правосудие. Героям черных романов приходилось самим решать, какого рода наказание должно быть совершено в двусмысленном мире современной Америки. Таким образом, героический маргинальный персонаж, наследовавший героям-одиночкам вестерна, становился судьей и вершителем правосудия, а закон и порядок поддерживался только индивидуальной волей. В дальнейшем история развития нуара, а точнее его современной модификации неонуар, покажет, что кино будет активно пересматривать формулу крутого детектива и образ сыщика. К примеру, «Китайский квартал» (1974) Романа Полански заставит поверить, что привести к правосудию коррумпированное общество нельзя, равно как никакими героическими усилиями невозможно защитить невинность, а «Черная орхидея» (2006) Брайана Де Пальмы продемонстрирует, что Лос-Анджелес (архетипическое место развития нуара) — город, где каждый способен на преступление, включая сыщика.

«Мальтийский сокол», 1941, Джон Хьюстон

Итак, на первом этапе развития крутой детектив успешно одолжил нуару свою формулу, которая в кино блестяще заявила о себе в 1941 году — экранизацией романа Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол». Этот фильм Джона Хьюстона повествовал о группе авантюристов, охотящихся за реликвией мальтийского ордена и готовых ради нее убить любого, а также о частном сыщике, втянутом в расследование, связанное с этой реликвией. В фильме было почти все самое главное, что свойственно нуару: общество, погрязшее в преступлениях и фальшивых приоритетах, герой-одиночка по ту сторону закона, не состоящий на службе в полиции и ведущий свое собственное расследование, женщина-оборотень, расставляющая ловушку герою, хитрая, расчетливая и способная на убийство. Femme fatale, красивая и опасная, — важный образ для формулы черного романа, а следом и нуара. Она всегда стоит на пути расследования и старается заставить героя полюбить себя. Иногда она клиент, иногда часть преступной сети. И что важно для формулы черного романа — протагонист утверждает себя как герой, когда в финале находит силы уйти от нее, остаться верным своему маргинальному статусу, не изменить собственным приоритетам. Нуар, в ходе своего развития предъявивший две основные сюжетные модели — фильмы-расследования (вроде «Мальтийского сокола») и фильмы-ловушки (вроде «Двойной страховки»), тем не менее унаследовал от черного романа определенный взгляд на роль роковой соблазнительницы. Пытаясь вовлечь мужчину в круговорот обмана, толкнуть его на путь преступления и тем самым разрушить его мужскую силу, приблизив его к неизбежной деструкции, женщина формировала важную функцию нуара. Через нее жанр репрезентировал мужское желание и идентичность, ибо выполнением преступного задания, определяемого женщиной-соблазнительницей, герой парадоксальным образом испытывал себя на маскулинную состоятельность.

К тому же, часто являясь рассказчиком истории (учитывая фирменный для нуара голос за кадром), герой невольно навязывал зрителю свой субъективный взгляд, формируя образ женщины, возможно, такой же далекий от реальности, каким далеким оказывалось восстановленное в памяти героя прошлое от настоящего.

Женщина-фантазия, женщина-наваждение — героини классического нуара, сыгранные такими блистательными актрисами, как Рита Хэйворт, Ава Гарднер, Барбара Стенвик, Лорен Бэколл, Лана Тёрнер, Мэри Астор, Вероника Лейк, Джейн Грир, — при более близком рассмотрении просто боролись за свое место под солнцем, считая, что для этого все средства хороши. Мужчина являлся для женщин нуара средством для достижения своей цели: будь то какой-нибудь пожилой богач, за которого они обычно выходили замуж, или молодой герой, чьими руками они стремились устранить богатого супруга как препятствие на пути к долгожданной независимости. Треугольник здесь — принципиальная форма взаимоотношения характеров.

«Двойная страховка», 1944, Билли Уайлдер

Нуар иногда определяют одновременно как вид «мужской мелодрамы» и как «женский триллер». К примеру, «Двойная страховка» Билли Уайлдера — краеугольный камень нуара, его идеальная модель — вполне может претендовать на то и на другое определение. «Двойная страховка», снятая по роману Джеймса Кейна, — это история страхового агента (Фред Макмюррей), который, оказавшись под чарами своей клиентки, берется подстроить смерть от несчастного случая ее супруга. Прекрасно зная все подводные камни страхового бизнеса, он пытается осуществить идеальное убийство, и, если бы не непредвиденные обстоятельства (неожиданный свидетель или феноменальное чутье на аферу у его босса), его усилия могли бы увенчаться для клиентки страховкой в двойном размере. Автор сценария Рэймонд Чандлер и режиссер Билли Уайлдер построили фильм как своего рода исповедь: во вступительных кадрах раненный соучастницей герой посреди ночи приходит в кабинет своего босса, чтобы сознаться в преступлении. Он записывает свой рассказ на магнитофон, восстанавливая в памяти детали первой встречи с роковой женщиной (Барбара Стенвик), сумевшей нащупать в нем моральную слабину и склонить к преступлению. Барбара Стенвик — идеальная героиня нуара — хищная, расчетливая и одновременно хрупкая, как фарфоровая куколка. В момент совершения убийства Билли Уайлдер крупным планом и специальным освещением подчеркивает ее неподвижное лицо-маску. Такое лицо женщины-сфинкса — это смерть мужчинам, а воля и энергия — вызов мужской пассивности. Она стратег во всем: первая стреляет в своего соучастника, когда тот после преступления начинает видеть в ней исчадие ада и избегать ее. Рядом с ней главный герой смотрится, скорее, исполнителем, который всегда на шаг позади.

Искусительница Барбара Стенвик своей действенностью и решимостью позволяла вспомнить о героях триллера, в то время как психологическое портретирование внутренних дилемм Фреда Макмюррея — о мелодраме. Экстремальный эмоциональный опыт, который переживал в «Двойной страховке» герой, — игра судьбы, случайные совпадения, рефлексия и раскаяние — также связывал нуар с мелодрамой. Однако главное, чем поражала «Двойная страховка», — то, что отметил в программной статье «Заметки о кинонуаре» Пол Шредер: этот жанр вводил фильм в ранг негероических и неискупительных. Через мизантропический взгляд на человека нуар транслировал витавшую во времени разочарованность, которая была долгоиграющей реакцией на Великую депрессию 30-х и последовавшую за ней Вторую мировую войну.

Эта разочарованность и пессимизм порой буквально отражались на сюжетах послевоенных нуаров: в таких фильмах, как «В трудном положении» (1945), «Голубой георгин» (1946), «Рассчитаемся после смерти» (1947), герои — ветераны войны, обманутые своими подружками или партнерами по бизнесу, — сталкивались с миром, за который, казалось бы, вовсе не стоило воевать.

«Поцелуй меня насмерть», 1955, Роберт Олдрич

Безнадежность, отчуждение, клаустрофобия, чувство фатализма — ключевые слова для нуара. На все это в числе прочего работает черно-белая, почти графическая стилистика фильмов, создающая то, что можно назвать noir-look, — настолько узнаваемый и характерный, что просто напрашивается на то, чтобы предстать в рисованных графических сериях (что и было эффектно проделано создателем комикса «Город грехов» Фрэнком Миллером). Любимый прием нуара — половинное освещение лица главного героя, создающее эффект столкновения света и темноты, который можно трактовать как визуальное воплощение вечных моральных дилемм. Нуар любит ночные улицы, игру теней на стенах полуосвещенных комнат и вслед за немецким экспрессионизмом (еще одним предшественником нуара) предпочитает горизонтальным линиям вертикальные. Как верно заметил Пол Шредер, в нуаре композиционность имеет преимущество перед физическим действием: режиссеры скорее будут выстраивать композиции вокруг главного исполнителя, чем позволят актеру контролировать сцену за счет физических усилий. Яркая визуальная пластика — одна из главных причин игнорирования нуара американской критикой, вплоть до 70-х зацикленной на социологическом аспекте кино и со снобизмом относившейся к фильмам категории B, к которой частенько принадлежали нуары (достаточно вспомнить «Нечестную сделку» (1948) Энтони Манна или «Поцелуй меня насмерть» (1955) Роберта Олдрича). Нуар демонстрировал условность социального бытия, предлагая особую интонацию, тон, манеру, стиль. Своим узнаваемым стилем фильмы-нуары предлагали пересмотреть авторскую концепцию, ибо, как отмечал все в той же статье Пол Шредер, авторская концепция подразумевает то, чем режиссеры отличаются друг от друга, а критика кинонуара останавливается на том, что у них общего.

Общим для нуаров, к примеру, была техника освещения low-key, при которой фигуры актеров одновременно освещались сильными лучами сверху, что создавало черные тени, и мягким, рассеянным светом спереди (источник ставился перед камерой), что позволяло еще больше акцентировать тени, заполнить их, сделать более контрастными и выразительными. Таким образом техника low-key сталкивала свет и темноту, затемняла лица, помещение, городской ландшафт и создавала эффект таинственности, неизвестности, опасности. Варьирование верхнего освещения (оно может быть под углом 45 градусов или может помещаться за спину актеров), равно как и устранение переднего света (что создает участок темноты), давало разные возможности освещения. К примеру, исключительно благодаря освещению в фильме «Почтальон всегда звонит дважды» возникает тень в виде решетки на стене комнаты в сцене, когда герои, совершившие убийство, под давлением прокурора начинают валить вину друг на друга. Не менее метафорично решена первая сцена в «Убийцах», снятых по рассказу Эрнеста Хемингуэя, где два киллера, приехавших в городок убить предателя Андерсона по кличке Швед (Берт Ланкастер), благодаря ночной съемке и специальному освещению выглядят как две зловещие фигуры неминуемого рока, внезапно появившиеся из темноты.

Освещение позволяло подчеркнуть непроницаемость лиц роковых женщин. Нуар не любит сверхкрупных планов лица, но когда использует их, то делает это с математической точностью. Например, в «Двойной страховке» сверхкрупный план героини Барбары Стенвик появляется в сцене, когда она дает понять своему соучастнику в убийстве, что не позволит ему выйти из игры. Есть один сверхкрупный план лица в «Убийцах» в момент, когда роковая женщина (Ава Гарднер) встречается в ресторане с ведущим расследование убийства страховым агентом и натравливает на него убийц. Крупный план позволяет взглянуть в глаза женщине-убийце, он показывает, что зло — тотально, раз занимает собой весь экран, и оно искусительно, раз таится в столь прекрасных глазах.

«Большой сон», 1946, Ховард Хоукс

Излюбленная техника нуаров — глубокий фокус и съемка широкоугольным объективом при интенсивном освещении — позволяет «растянуть» кадр, создать многофигурные композиции и избежать монтажа «восьмеркой» при диалогах. Например, в экранизации Рэймонда Чандлера «Большой сон» благодаря широкоугольной оптике Филипп Марлоу (Хамфри Богарт) постоянно оказывается в одном кадре и ведет напряженный словесный поединок то с преступниками, то с женщинами-искусительницами, чем подчеркивается его уязвимость, одиночество. Герой все время находится один на один с опасностью, смотрит в глаза смерти, не отворачиваясь. Он как будто отчужден от всего остального мира, для него актуален известный сартровский афоризм «Ад — это другие».

Много было написано о влиянии экзистенциализма на нуар, о его «черном видении». И это логично, учитывая роль экзистенциализма в американской культуре послевоенного периода. Как и в мире книг Сартра и Камю, в мире нуара не было места ни трансцендентным ценностям, ни моральным абсолютам. Зато здесь знают, что такое чувство отчуждения, одиночества и одновременно импульс упрямой, почти абсурдной настойчивости, с которыми герои заявляли о себе. Персонажи Хамфри Богарта («Мальтийский сокол», «Большой сон», «Рассчитаемся после смерти», «Черная полоса»), Роберта Митчума («Из прошлого»), Ричарда Уидмарка («Ночь и город») и особенно Берта Ланкастера («Убийцы», «Грубая сила») демонстрировали упрямое сопротивление абсурдности и жестокости бытия. К примеру, в «Грубой силе» осужденный сидеть в тюрьме герой Ланкастера решался осуществить побег даже тогда, когда узнавал, что о его планах известно главному надзирателю тюрьмы, желающему воспользоваться моментом, чтобы демонстративно и самым садистским образом расправиться с бунтовщиком.

В «Убийцах» его герой демонстрировал еще большую уязвимость и нелепое упрямство, когда, невзирая на предупреждение товарища, не желал прятаться от убийц и встречал свою смерть, едва приподнявшись на кровати. Кстати, эта абсурдная упертость, достойная Сизифа, станет отличительной чертой героев современных неонуаров. К примеру, ее будет демонстрировать персонаж «Огней городских окраин» (2006) Аки Каурисмяки, готовый выгораживать финскую femme fatale даже тогда, когда ее предательство будет ему очевидно.

«Огни городской окраины», 2006, Аки Каурисмяки

Как отметил Роберт Порфирио, автор статьи «При закрытых дверях: экзистенциальные мотивы нуара», герои черных фильмов демонстрировали предельную отчужденность от любого социального и интеллектуального порядка. Даже частные сыщики вроде чандлеровского Филипа Марлоу, сохраняющие на минимальном уровне эмоциональную вовлеченность в дела клиента, обретали силу над остальными только ценой одиночества. Женщины нуара (femme noir) также смотрелись своего рода отчужденными монадами, бесполезными для общества. На отчуждение работали и мизансцены, в которых персонажи то входили в тень, то выходили из нее, что напоминало о неминуемой опасности. В этом мире для них совсем не оставалось убежища, разве что маленький спартанский офис (частное детективное или страховое агентство) или апартаменты, и то до тех пор, пока туда не вторгалась полиция или не заявлялись убийцы.

Является ли нуар жанром? Это один из самых спорных вопросов кинотеории. Вплоть до конца 70-х французские, а затем и американские критики расценивали нуар не как жанр, а как тон, настроение, стиль. Пол Шредер даже предложил рассматривать нуар как своеобразный период в истории кино, вроде «новой волны» или неореализма. И только с конца 70-х стали появляться статьи, предлагающие рассматривать нуар как жанр, имеющий свою формулу, или структуру повествовательных конвенций. К примеру, Джеймс Дамико писал: «Жанр подразумевает собой группу, теоретически основанную на общих внешних формах (специфика метра, структура), а также на внутренних формах (склад мышления, тон, цель, предмет, аудитория)». Он обращал внимание на то, что, как любой жанр, нуар имеет период рождения, развития, расцвета и увядания и, что не менее важно, как другие жанры, обладает трансжанровыми функциями, которые активно работают в создании неонуаров. Например, можно встретить самые разные смешения: нуар-комикс («Город грехов»), нуар — эротический триллер («Основной инстинкт» (1992), нуар — сюрреалистический фильм (Femme Fatale, 2002), tech-нуар («Бегущий по лезвию бритвы», 1982), ретронуар («Черная орхидея») и даже нуар-мюзикл (номер Фреда Астера «Охота на девушку» в фильме «Театральный вагон», 1953). Конечно, любое ностальгическое использование классической формулы может закончиться лишь появлением еще одного образца ретронуара, но нуар продолжает удивлять своими новыми трансформациями. Тогда как роковые женщины нуара панически боятся своего преступного прошлого, ибо оно грозит расплатой, а мужчины готовы рассказывать о прошлом в подробностях как о самом сокровенном в жизни, жанр нуар обретает себя через обращение к прошлому. Это — одна из ключевых конвенций, которая сохраняется и в его современных модификациях. Иногда это обращение к прошлому ничем особо не маскируется, как, например, в первых кадрах фильма Femme Fatale, где Ребекка Ромейн-Стамос глядит, как в зеркало, в экран телевизора, на котором показывают «Двойную страховку».

Орсон Уэллснуарбилли уайлдерджон хьюстонховард хоукс

Поделиться

FacebookВконтактеTwitter

FacebookВконтактеTwitter

Лучший нуар для тех, кто хочет окунуться в жанр

С наступлением ноября наступает и давняя традиция выпуска Noirvember . Используется как время, чтобы оценить жанр фильма нуар, стиль фильма, наполненный пессимизмом, криминалом и резкими контрастами, чтобы соответствовать настроению его персонажей и историй. За прошедшие годы было снято много нуарных фильмов, и этот список призван указать на некоторые из наиболее важных моментов, которые может предложить этот жанр. В этом списке вы найдете как традиционный нуар из тех времен, когда стиль кинопроизводства был впервые создан, так и более современные примеры, которые берут то, что было раньше, и придают этому свой собственный оттенок. Несмотря на разницу поколений в некоторых из этих фильмов, все они по-прежнему имеют схожие истории с пессимистическими взглядами на условия жизни человека.

Мальтийский сокол (1941)

Изображение через Warner Bros.

Мальтийский сокол имеет все задатки классического фильма нуар. На самом деле, это один из первых фильмов жанра, который действительно помог закрепить многие правила, структуру и эстетику, принятые во многих других фильмах. На самом деле, режиссер Джон Хьюстон создал проект нуарного фильма и представил то, что многие другие фильмы в этом списке в конечном итоге использовали или формировали в соответствии со своим собственным видением. Вслед за детективом Сэмом Спейдом ( Хамфри Богарт ), расследуя смерть своего напарника, Спейд оказывается окутанным паутиной преступлений и обмана, когда он сам и группа ярких персонажей ищут бесценный артефакт: мальтийского сокола.

Благодаря мрачным ракурсам камеры и освещению, The Maltese Falcon становится незаменимым при просмотре нуара. Наряду с сомнительным и временами морально неоднозначным детективом Спейдом в главной роли и соблазнительной роковой женщиной в Рут Уандерли ( Мэри Астор ), «Мальтийский сокол» удается не только быть пионером жанра фильма, но и золотым стандартом в его структуре повествования и производстве. Каждый кадр кажется клаустрофобным, с разными настройками камеры для разных персонажей. Одним интересным аспектом жанра нуар является тот факт, что большую часть времени в фильмах наблюдается их суровый тон и установка до самого конца. К тому времени, когда вы закончите смотреть Мальтийский сокол, , вы будете в восторге от мрачной истории и персонажей, сломленных жадностью и насилием.

Третий человек (1949)

Изображение через Selznick Release Organization

Третий человек — еще один фильм-нуар 40-х годов, в котором основное внимание уделяется писателю Холли Мартину ( Джозеф Коттен ), который посещает Вену вскоре после Второй мировой войны. Однако город не такой, каким кажется, поскольку Холли оказывается втянутой в заговор с целью убийства, когда его друг, которого он навещает, Гарри ( Орсон Уэллс ) погибает в результате побега. По мере того, как стены медленно начинают приближаться к нему, Холли пытается раскрыть правду о «третьем человеке» на месте преступления. Всего Кэрол Рид « Третий человек » — почти идеальный фильм-нуар. Сложный сюжет и мрачные персонажи привлекут внимание с самого начала. Обстановка послевоенной Вены добавляет таинственности, которая находится за пределами понимания зрителя. Если вы ищете все атрибуты нуарного фильма, обратите внимание на « Третий человек». Это важное зрелище, которое показывает, как реализовать каждый аспект нуара с жестокой точностью. Фильм является отражением того времени, когда он был снят после жестоких ужасов последней мировой войны, когда романтизм кино сменился на более мрачный и захудалый тип истории. Это тип истории, которую вы можете найти в запутанной, темной и захватывающей Третий мужчина.

Brick (2006 г.)

Изображение с помощью функций фокусировки

Более нетрадиционный фильм в этом списке, Brick по-прежнему настолько нуар, насколько это возможно. Автор сценария и режиссер Райан Джонсон. (его режиссерский дебют). -Подруга. Что делает Brick интригующим как фильм-нуар, так это обстановка средней школы, поскольку история фильма — это нуар насквозь, но с раскраской средней школы. Сценарий Джонсона острый и остроумный, с интересным жаргоном, используемым в фильме, который является почти собственным языком. Субтитры почти необходимы для просмотра такого динамичного и умного фильма, как этот. Брендан — типичный герой нуара, одиночка в своей школе, на самом деле не принадлежащий ни к какой клике. Вместо этого он погружается в темный преступный мир своей школы, чтобы перевернуть все, из-за чего была убита его бывшая девушка. Джонсон берет скудный бюджет, чтобы снять фильм-нуар, в который вложено много сердца. Хотя он и не такой унылый или забитый, как другие фильмы в этом списке, Brick идеально подходит для просмотра нуара из-за уникальной обстановки, которая является свидетельством силы фильма нуар и его способности адаптироваться к различным фонам.

Бульвар Сансет (1950)

Изображение через Paramount

Режиссер Билли Уайлдер считается одним из пионеров жанра нуар. Это не последний его фильм, который вы видите в этом списке. Его мастерство в создании фильмов нуар не похоже ни на одно из других режиссеров. Это никогда не становится более очевидным, чем в его, пожалуй, самом культовом фильме «9».0010 бульвар Сансет . Основная тема «будьте осторожны со своими желаниями» действительно укрепляет себя, показывая темную сторону Голливуда. Гламур и трагедия фильма идут рука об руку. Повествование и структура фильма блестящие. Из вступительного повествования (мертвого) сценариста Джо Гиллиса (, Уильям Холден, ), в котором рассказывается о событиях, приведших к его смерти, мы переходим к его мучительным отношениям с бывшей звездой Нормой Десмонд (9).0010 Глория Суонсон ), чтобы узнать, что привело к его падению. Предостерегающая история также является язвительным комментарием о Голливуде и его звездной системе того времени. Даже сейчас его навязчивое сообщение несколько своевременно. Шедевр Уайлдера наполнен блестящими диалогами и чрезвычайно привлекательными персонажами.

Шоссе в никуда (1997)

Изображение через October Films

Если вы хотите погрузиться в некоторые из самых нетрадиционных уголков жанра нуар, обратите внимание на этот триповый нео-нуар от режиссера 9.0010 Дэвид Линч . Этот фильм, действие которого происходит в Лос-Анджелесе, рассказывает историю саксофониста Фреда Мэдисона ( Билл Пуллман ), который по причинам, неизвестным ему самому и зрителю, оказывается в камере смертников. Затем, без объяснения причин, он превращается в совершенно другого персонажа по имени Пит Дейтон ( Бальтазар Гетти ), который живет совсем другой жизнью, чем Фред. Этот нео-нуар определенно самый странный в списке по сравнению с другими нуарами здесь. В то время как большинство нуарных фильмов могут иметь сложные сюжеты и мотивацию персонажей, Lost Highway — это совершенно другой уровень причудливости. С двойным повествованием этих двух разных персонажей, Lost Highway создает нео-нуарный фильм, рассказывающий поучительную историю о ядовитой мужественности. В основном ночной мир Lost Highway похож на сказку и радикально отличается от нуарных фильмов, хотя он, безусловно, соответствует работам Линча.

Чайнатаун ​​(1974)

Изображение через Paramount

«Забудь, Джейк. Это Чайнатаун». Показывая одну из самых знаковых линий в кино, Чайнатаун ​​ наполнен инновационным и смелым повествованием. Нуар Романа Полански считается одним из величайших когда-либо созданных в этом жанре. В ролях Джек Николсон в роли Джейка Гиттиса, частного сыщика, который берется за, казалось бы, простое дело о неверности, которое превращается в более крупное дело, связанное с обманом, коррупцией и таинственной роковой женщиной миссис Малрэй ( Фэй Данауэй ). Фильм красиво снят и включает один из лучших саундтреков к нуарному фильму, а музыку написали Джерри Голдсмит . Этот фильм-нуар освещает захудалую изнанку Лос-Анджелеса и уделяет время формированию гордого и упрямого главного героя Джека Гиттиса. В одной из лучших ролей Николсона стремление этого антигероя раскрыть заговор, стоящий за миссис Малрэй и секретами ее семьи, наносит ему большой физический и эмоциональный ущерб (постарайтесь не отводить взгляд, когда Полански, играя головореза, отрезает Гиттесу нос). Роковая женщина Данауэя также является одной из лучших, что может предложить жанр нуар. Ее химия с Николсоном невероятна и делает финал фильма еще сильнее. В конце концов, Гитти и его повязка на носу навсегда останутся культовым изображением фильма нуар, и не зря.

Двойное возмещение (1944)

Изображение через Paramount

Двойная компенсация — еще одна классика Уайлдера, которая берет нуар и продвигает его еще дальше, оставаясь влиятельным фильмом на долгие годы. Этот нуар обязателен к просмотру из-за его творческой структуры и потрясающей игры актеров. Уайлдер мастерски управляет своей режиссурой, создавая историю о мошенничестве со страховкой, которая, несмотря на несколько низкие ставки, все же пронзает зрителя и имеет зловещий тон, который показывает истинную жестокость человечества. В фильме Фред МакМюррей в роли страхового агента и Барбра Стэнвик в роли вызывающей домохозяйки, которая соблазняет его совершить «идеальное преступление». Двойная компенсация имеет своих персонажей, поддающихся своим самым низким желаниям, это мрачный фильм, соответствующий кинематографической композиции. Моральное разложение в фильме — яркое свидетельство мастерства Уайлдера в рассказывании историй. Визуальный и тональный стиль фильма источает то, что ожидается от нуарных фильмов. Актерский состав, операторская работа, сценарий и монтаж — все это вместе создает невероятную запись в жанре нуар. В целом, паранойя сюжета фильма хорошо сочетается с резкими диалогами и мрачными образами.

Вор (1981)

Изображение через United Artists

Последней записью в этом списке является нео-нуар, который является полнометражным режиссерским дебютом Майкла Манна . Вор остается одной из его самых сильных работ благодаря интимной, напряженной и интуитивной истории. Фильм рассказывает историю похитителя драгоценностей и медвежатника Фрэнка (, Джеймс Каан, ), человека, который находится на перепутье в своей жизни после долгой истории преступлений и насилия. Фрэнк, который оказывается обремененным своим занятием по взлому сейфов теперь, когда он находится под агрессивным новым руководством, хочет пробиться из этого ради чего-то лучшего. Этот чикагский набор в стиле нео-нуар носит на рукаве его влияние и жанр. Суровый городской пейзаж и красивая кинематография рассказывают эту криминальную историю с чувством чутья, что делает фильм одним из самых ярких нуарных фильмов в этом списке. Манн действительно погружает аудиторию в состояние Фрэнка, показывая его конфликт со своей профессией и тот факт, что он хочет большего от своей жизни. Всего 9«0003 Вор » — невероятный нео-нуар, глубоко погружающийся в процесс демонстрируемых преступлений и психику главного героя, который заканчивается на мрачной ноте, отличающей себя от других криминальных фильмов 80-х.

10 лучших классических нуарных фильмов по версии IMDb (и где их транслировать) себя с их уникальным стилем кинопроизводства и их беспрецедентными психологическими триллерами. Фильм-нуар характеризовался загадочностью, темным и резко контрастным освещением, циничными или непохожими главными героями.

СВЯЗАННЫЙ: Эксклюзив: Гильермо дель Торо раскрывает свои 10 лучших фильмов-нуар, вдохновивших его на «Аллею кошмаров»

Благодаря удобному списку IMDb самые популярные классические нуарные фильмы легко найти.

Аллея кошмаров (1947)

Критики Metascore не слишком высоко оценивают этот фильм, но, похоже, зрителям он понравился. Аллея Кошмаров — классика, но не та, которую создал Гильермо дель Торо . У фильма Эдмунда Гулдинга после Второй мировой войны был необычно большой бюджет для фильма такого стиля, а также кастинг звезды Tyrone Power в качестве лидера. Здесь Пауэрс играет мошенника и случайного убийцу Стэна Карлайла, который притворяется, что обладает способностью читать мысли, чтобы продвинуться к славе.

Эта удивительно мрачная и эмоциональная история вдохновила дель Торо на создание одноименного ремейка. Для тех, кто заинтересован в просмотре оригинального фильма 1947 года, его можно найти на сервисе Roku Retro Reels. Ремейк доступен на Hulu.

Ребекка (1940)

Дафна дю Морье вне времени 19Готический роман «38» экранизировали несколько раз на протяжении десятилетий, но сохранился фильм 1940 года. В качестве первого американского фильма Альфреда Хичкока « Ребекка » рассказывается история безымянной молодой женщины, которая, выйдя замуж за таинственного богатого человека, переезжает в его поместье, которое преследуют воспоминания о его покойной жене. Кинематография темная и навязчивая, что подчеркивает зловещий тон фильма.

В фирменном стиле Хичкока этот психологический триллер раскрывает трагическую историю самоубийства, ревности и неверности, которую можно увидеть на телеканале Roku’s TV Time.

Милдред Пирс (1945)

В 1996 году этот фильм был сохранен в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса как имеющий культурное значение. Он также получил свою главную актрису, Джоан Кроуфорд , премию Оскар за лучшую женскую роль. Рассказанная почти полностью в воспоминаниях, эта тайна убийства, в которой обезумевшая мать (титулованная Милдред Пирс) раскрывает, кто из ее семьи действительно совершил убийство, является воплощением фильма нуар.

Сильные персонажи и исполнение позволили зрителям не заметить случайные нелогичные детали. Милдред Пирс можно найти на HBO Max.

Убийство (1956)

Еще не известный режиссер, которым он станет позже, Стэнли Кубрик решил попробовать свои силы в жанре нуар в 1956 году. Результатом стал изобретательный эксперимент по рассказу нелинейной истории. The Killing включает в себя все классические элементы: ограбление, в котором ветеран-преступник собирает команду, чтобы совершить самое большое преступление в своей карьере (кража 2 миллионов долларов из букмекерских контор на скачках), действие и моральное серый свинец, который, в конечном счете, сталкивается с последствиями своих действий.

СВЯЗАННЫЕ:27 лучших фильмов об ограблениях 21 века

Настоящая сила фильма заключается в том, как он снят: сцены ограбления повторяются с разных точек зрения персонажей в разных местах гоночной трассы, причем один хронометрист — это конкретная сцена, которая повторяется снова и снова. Убийство , как один из первых великих фильмов Кубрика, стоит посмотреть на Плутоне.

Двойное возмещение (1944)

Со страховым каламбуром в названии вполне уместно, что фильм следует за агентом по страхованию жизни, вовлеченным в убийство для своей соблазнительной клиентки. Один из самых известных (и, возможно, первый) фильмов нуар всех времен, он содержит все характеристики жанра: психосексуальность, преступник в главной роли, четкое освещение и композицию сцен.

Еще одна распространенная черта — воспоминания, которые широко используются на протяжении всего фильма, чтобы добавить зрителям напряжения, напряженности и драматической иронии. Купите или возьмите напрокат у Amazon Prime и наслаждайтесь этой знаменитой классикой!

Мальтийский сокол

Адаптация одноименного популярного нуар-книги писателя-криминалиста Дэшила Хэммета , Мальтийский сокол был ранним примером того, из чего вырастет фильм-нуар, и его можно посмотреть на HBO Max. Это следует за «крутым» частным детективом Сэмом Спейдом, который отправляется в свое циничное путешествие, чтобы найти бесценную статую сокола. Далее следует история обмана, предательства и драматических смертей.

Фильм был тщательно снят даже по сегодняшним стандартам, и режиссер боролся за то, чтобы включить в него материалы, противоречащие действовавшему на тот момент Кодексу кинопроизводства Хейса, например, пьянство, которое, по его мнению, добавляло аутентичности персонажу.

Третий человек (1949)

На поверхности, Третий человек — это классическая история о писателе, расследующем убийство своего друга. Выбор места действия фильма в Вене добавляет отличный слой атмосферы фильму, известному именно этим — «Третий мужчина » часто называют одним из лучших фильмов всех времен, заслужив свое место в списке лучших фильмов с большим отрывом. Съемки на месте в Вене 1940-х годов позволили создать красивую, хотя и суровую обстановку после Второй мировой войны.

Почти случайное использование голландских ракурсов, фокус на черном рынке и приятно-горькая концовка превращают этот фильм в нечто особенное для своего времени.

Бульвар Сансет (1950)

бульвар Сансет (часто стилизованный под Бульвар Сансет ), трехкратный обладатель премии «Оскар», признанный одним из лучших когда-либо созданных фильмов, заслуживает своего места в списке лучших нуарных фильмов. Отслеживая бурные, созависимые отношения между борющимся сценаристом и бывшей звездой немого кино, Sunset Blvd. — это напряженная драма, повествующая о погружении в безумие и, в конце концов, об убийстве.

по теме: 10 лучших мистических и нуарных фильмов 1950-х годов

Характерный для жанра нуар фильм начинается в конце истории и постепенно объясняет, как произошли события. Этот фильм, доступный на Плутоне, безусловно, заслуживает просмотра!

Прикосновение зла (1958)

Наличие звезды Чарлтон Хестон и режиссура Орсона Уэллса — это лишь пара вещей, благодаря которым этот фильм в конечном итоге стал культовой классикой. Вначале рецензенты и даже сам Хестон выразили сомнение в том, что он когда-либо взлетит, с тем, что казалось тонким сюжетом, а также с тенденцией к стилю, а не содержанию. Тем не менее, этот стиль получил некоторую похвалу, и даже критикам пришлось признать, насколько хорош был фильм.

Добавленный в Библиотеку Конгресса в 1993 году и Роджер Эберт в Список великих фильмов в 1998 году, фильм, рассказывающий о бомбах, расовой напряженности на границе с Мексикой и нечестных полицейских, является великой частью истории кино, о которой стоит знать. ! Его можно арендовать или купить на Amazon Prime.

Печально известный (1946)

Лучшим классическим нуарным фильмом (по критическим отзывам на IMDb, если не по популярности среди пользователей) признан Notorious ! Режиссер Альфред Хичкок, в ролях Кэри Грант , Notorious — нуар-шпион, рассказывающий о трех людях, которые разбираются в запутанном любовном треугольнике, все время выполняя миссию по внедрению в нацистскую организацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *