Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Андрей романенко qiwi биография – Миллион до 33 лет: 9 молодых предпринимателей, создавших серьезный бизнес. Фото | Карьера и свой бизнес

Андрей романенко qiwi биография – Миллион до 33 лет: 9 молодых предпринимателей, создавших серьезный бизнес. Фото | Карьера и свой бизнес

Андрей Романенко биография, карьера, фото, личная жизнь российского предпринимателя

Главное меню

  • Курсы валютКурсы валют
    • Курс доллара
    • Курс евро
    • Курс фунта
    • Курс юаня
    • Курс франка
    • Курс йены
    ЦБ РФ
    • Курсы валют ЦБ РФ
    • Архив ЦБ РФ
    • Конвертер валют
    Курсы криптовалют
    • Курс биткоина
    • Курс эфира
    • Курс биткоин кэша
  • КредитыПотребительские
    • Онлайн-заявка
    • С плохой историей
    • Рефинансирование
    • Пенсионерам
    • Наличными
    • Калькулятор
    Кредиты в регионах
    • Москва
    • Санкт-Петербург
    • Екатеринбург
    • Казань
    • Нижний Новгород
    • Новосибирск
    Автокредиты
    • Кредитные картыКредитные карты
      • Онлайн-заявка
      • С плохой историей
      • С рассрочкой
      • Моментальные
      • Калькулятор
    • ЗаймыМикрозаймы
      • Онлайн
      • Без процентов
      • На карту
      • Без отказа
      • До зарплаты
      • С плохой историей
      • Калькулятор займов
      МФО
      • Onzaem
      • Е-капуста
      • Moneyman
      • Займер
      • Webbankir
      • Kviku
    • ИпотекаИпотека
      • Онлайн-заявка
      • Без первого взноса
      • Рефинансирование
      • Пенсионерам
      • На дом
      • Калькулятор
    • ВкладыВклады
      • Выгодные
      • Под высокий процент
      • Накопительные
      • В рублях
      • В долларах
      • В евро
      • Для пенсионеров
      • Калькулятор вкладов
    • Все банкиБанки России
        • Сбербанк России
        • Тинькофф Банк
        • ВТБ
        • Россельхозбанк
        • Альфа-Банк
        • Банк Открытие
        Рейтинги банков
        • Wiki
        • Главная

        Главный герой терминала – Деньги – Коммерсантъ

        Россия — родина платежных терминалов, наши комплексы до сих пор работают в Африке и Южной Америке. Заслуга во многом принадлежит сооснователю компании Qiwi Андрею Романенко. Творчески перерабатывая чужие идеи и чувствуя, когда надо объединяться с конкурентами, он заработал миллионное состояние на этом бизнесе. Но платежные терминалы — уходящая натура, и сейчас Романенко активно изучает рынок в поиске новых идей.

        ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ

        В офисе Андрея Романенко на Спиридоновке несколько десятков птиц киви: плюшевые, деревянные, киви на картинах и на мебели. Этот музей он собирает уже несколько лет, с тех пор как птичка киви стала символом его основного детища — компании Qiwi. Но сейчас офис Романенко и офис Qiwi находятся в разных местах. В этом году бизнесмен официально объявил, что уходит из компании, чтобы сосредоточиться на своем венчурном фонде Run Capital. Qiwi еще сохраняет созданный Романенко хипстерский стиль: в Северном Чертаново по всему помещению расставлены пуфики, к потолку подвешены кресла-качели, есть даже кабинки для сна, сотрудники поголовно ходят в кедах и джинсах и общаются главным образом через мессенджеры. А сам Романенко сегодня чаще носит костюм, чем джинсы, и очень много времени проводит за границей, погружаясь в венчурный бизнес.

        Чужие идеи

        Бизнесом Андрей Романенко начал заниматься в семнадцать: записывал компьютерные игры на дискеты и продавал. С тех пор учеба занимала его мало (после школы Романенко учился на менеджера в частном и не самом престижном Международном независимом эколого-политологическом университете), а предпринимательскую стезю он уже не оставлял. На третьем курсе Романенко вызвался продать для знакомого (тот был сотрудником одной из компаний-операторов) карты оплаты связи. В 1990-е это был основной способ пополнения счета мобильного телефона. Так возник первый бизнес — прообраз Qiwi, «Магазин пластиковых карт», который довольно быстро занял 70% рынка.

        Во многом успех обеспечивали достойный по тем временам брендинг и хорошая рекламная раскрутка. Что неудивительно: совладельцем этого, как и всех последующих бизнесов Романенко, был его отец, Николай Романенко. В СССР Романенко-старший руководил Внешторгиздатом, а в 1989 году стал одним из основателей российского филиала американского рекламного агентства BBDO, каковым и руководил потом долгие годы.

        Продажами карт партнеры занимались недолго: этот бизнес ок

        Принципы Андрея Романенко, Qiwi — The Village

        Андрей РОМАНЕНКО

        Основатель сети платёжных терминалов Qiwi

        Чем лучше у тебя дела, тем больше нужно делать. Обратного процесса не бывает. Хотя я знаю, что есть предприниматели, которые могут выключить телефон и поехать плавать месяца на три. Я не из таких, к тому же мы все ещё молоды и отдохнём потом. У нас большой бизнес, и какая бы профессиональная команда ни была, всё равно это требует большого вложения сил.

        Если ты не мечтаешь, значит, ты не смотришь в будущее. Надо заглядывать вперёд хотя бы на год, три, пять. Иначе либо с твоим личным развитием, либо с компанией будут проблемы. Каждый год должны происходить пара-тройка больших событий. А если что-то запланированное не сбывается, то это подрывает моральное состояние. Так что надо планировать сразу пять-шесть событий, и хорошо, если два-три из них состоятся.

        Когда у твоего сервиса аудитория более 80 млн человек, то какая-нибудь неудобная кнопка может кардинально повлиять на оборот компании. Мы стараемся вводить изменения предельно аккуратно, ведь 99% успеха в нашем случае — это дизайн интерфейса и юзабилити.

        Экстремальный отдых помогает в работе. Любая экстремальная ситуация воспитывает силу воли, и если ты выбираешься из неё, то это даёт тебе ещё больше энергии для других сфер применения. (Романенко катается на горных лыжах и сноуборде. — Прим. H&F).

        У меня две маленькие дочки, и я считаю, что дети должны заниматься всеми популярными видами спорта, которые им могут пригодиться в жизни. Например, играть в большой теннис, кататься на коньках, сноуборде и лыжах, а также плавать. Они быстро учатся. Уже четыре года, с двух с половиной лет, мои дочери катаются на лыжах, и сейчас на трассе я не могу их догнать.

        Иногда я иду на компромиссы в работе ради семьи. Семья — на первом месте, но работа у меня фактически круглосуточная. В IT-сфере что-то происходит каждую минуту, надо быстро реагировать, чтобы что-то получилось. Выходные я стараюсь проводить с семьёй, а будни — это работа с утра до самого позднего вечера. Примерно с 9 утра до 11 вечера.

        Электронная почта — это в какой-то степени бич нашего времени. Одно написанное письмо порождает ещё пару других. Зато это увеличивает управленческие возможности. Раньше один человек мог управлять 3-5 людьми, а сейчас — 10-15 как минимум.

        Даже в других странах мы набираем похожих на нас людей по менталитету, по духу. Воспитываем их примерно такими же.

        Если ты 15 лет в бизнесе, то вести базу контактов просто необходимо. У нас 40 000 поставщиков, с которыми мы работаем. В каждой компании нужно кого-то знать. Без бизнес-контактов ты можешь хорошо реализовать идею, но кому ты её продашь тогда? Если зайти в какую-то компанию «в лоб» и что-то предложить, то это не принесёт никаких результатов в 90% случаев.

        10 лет назад я перешёл на программу Exchange, где фиксирую все события. Я могу найти, что я делал несколько лет назад в понедельник утром. Это удобно и при наличии ассистентов совсем не сложно.

        У нас тоже есть холдинговая компания на Кипре. Но их экономические сложности на нас, надеюсь, не отразятся, активы мы там практически не держим. Многие используют холдинговые компании на Кипре, это нормально.

        Когда я читаю интервью с представителями компаний в прессе, я ищу лишь информацию о том, какую стратегию они выбирают. Это позволяет мне понять, куда они направят деньги.

        У меня есть два iPhone — с московской и европейской сим-картами. По будням я использую iPad, по выходным — iPad mini. Очень хорошо, что в iPhone установлен сервис «VIP». У меня там отмечены те, кому отвечать надо сразу. Остальные письма я смотрю, когда есть время.

        Месяц назад перешёл на компьютер Apple. Ощущаю себя морально неудовлетворённым. Производительность резко упала. Я даже «заказал» себе учителя, чтобы он пришёл на пару часов и показал все горячие клавиши, — у меня нет, к сожалению, времени учиться этому самому. Ноутбуками Sony я пользовался последние 10 лет, так что все горячие клавиши я знал на «винде». Но у Sony Vaio стало падать качество, а железа лучше, чем у Apple, пока нет.

        Основное у предпринимателя на компьютере — Outlook и разные инструменты, которые открывают файлы. Почтовик Apple — это не почтовик. Все, кто много работает с почтой, ставят Parallels на Apple и устанавливают Microsoft Outlook.

         

        Из России с кошельком – Секрет фирмы – Коммерсантъ

        Основатель Qiwi Андрей Романенко создал компанию, капитализация которой в прошлом году выросла в три раза, до $3 млрд. Эта оценка больше похожа на аванс: компания еще должна оправдать свои амбиции в заграничной экспансии и битве мобильных кошельков.

        Текст: Сергей Кашин

        Председатель совета директоров группы Qiwi Андрей Романенко привык четко структурировать ответы на вопросы: вот первый пункт, вот второй. При этом он испещряет листы бумаги графиками, квадратиками и стрелочками. Чувствуется, что Романенко часто общается с инвесторами: в 2013 году Qiwi прошла через размещение на NASDAQ.

        Курс акций компании Qiwi PLC после IPO 3 мая 2013 года целый месяц колебался около цены размещения $17 и по большей части ниже этой отметки. Но 4 июня, после первого релиза Qiwi, посвященного итогам первого квартала 2013 года, щелкнул какой-то тумблер — и акции полезли вверх. В конце декабря котировки превышали цену размещения более чем в три раза, преодолев рубеж $53. Компания, которая пришла на биржу с капитализацией $884 млн (малютка по тамошним меркам), в конце декабря стоила около $3 млрд . После релиза по итогам третьего квартала «зубры» из Goldman Sachs стали отслеживать результаты компании. На конец декабря акции Qiwi были со своими 222% роста на четвертом месте во всеамериканском забеге «Кто больше вырастет после IPO», оставив далеко позади Twitter (169%, девятое место).

        У Андрея Романенко есть объяснение этому полугодовому спурту с затянутым стартом. Он говорит, что по правилам американских бирж компания во время подготовки к IPO не может активно заниматься продвижением. А так как Qiwi в прежние годы ни в каких финансовых конференциях не участвовала, в продвижение и маркетинг вкладывала заметно меньше, чем, например, в ИТ, то пришла к размещению практически темной лошадкой. Более того, по словам Александры Высочкиной, PR-директора Qiwi, у бизнес-модели компании просто не оказалось аналогов и сравнивать американским аналитикам ее было не с кем.

        Сейчас темная лошадка показала свои возможности, несмотря на медвежью услугу со стороны российских депутатов. В середине января акции Qiwi на бирже NASDAQ упали по

        В Qiwi меняется руководство — CNews

        , Текст: Игорь Королев

        Основной владелец Qiwi Сергей Солонин покинул пост гендиректора компании и станет председателем совета директоров. Новым гендиректором станет нынешний председатель совета директоров Борис Ким.

        Гендиректор и председатель совета директоров Qiwi меняются местами

        Платежная система Qiwi сообщила о перестановках в руководстве компании. С 20 января 2020 г. гендиректор и основной владелец компании Сергей Солонин покидает свой пост. Он станет исполнительным председателем совета директоров компании (сейчас Солонин является простым членом совета).

        Нынешний председатель совета директоров Борис Ким, соответственно, покидает этот пост. Он станет новым гендиректором компании вместо Солонина. Также Ким покидает пост члена комитета по компенсациям при совете директоров.

        Кроме того, председатель совета директоров Киви-Банка (входит в группу Qiwi) Мария Шевченко займет должность заместителя главного исполнительного директора платежной системы.

        Как основатели Qiwi менялись должностями

        Платежная система Qiwi была создана в 2008 г. путем объединения двух сетей платежных терминалов: ОСМП и E-port. Основателями ОСМП были Сергей Солонин и Андрей Романенко, E-port – Борис Ким и Mail.ru Group.

        kim600.jpg

        Борис Ким, новый гендиректор и бывший председатель совета директоров Qiwi

        Президентом Qiwi стал Андрей Романенко, председателем совета директоров – Борис Ким. В 2012 г. между основателями Qiwi произошла рокировка. Гендиректором стал Сергей Солонин, председателем совета директоров – Романенко, а Ким стал простым членом совета.

        Но уже вскоре Ким вновь стал председателем совета директоров, а Романенко остался простым членом совета. В 2013 г. Qiwi провела IPO (первичное размещение акций) на американской бирже NASDAQ. После этого Романенко постепенно распродал свою долю в Qiwi и вышел из совета директоров компании.

        Кто сейчас является крупнейшими акционерами Qiwi

        Акции Qiwi разделены на два типа. Акции класса «А» имеют 10 голосов на одну ценную бумагу, но их нельзя продавать: для продажи их надо конвертировать в акции класса «B» с потерей голосов. В свою очередь, акции «B» могут свободно продаваться, но обладают только одним голосом на одну ценную бумагу.

        solonin540.jpg

        Сергей Солонин, новый председатель совета директоров и бывший гендиректор Qiwi

        Акции класса «А» были разделены между основателями и старейшими инвесторами Qiwi. После IPO они постепенно продавали свои акции и общее число голосов уменьшалось. В результате Сергей Солонин стал контролирующим акционером компании: ему принадлежит 19,2% от общего числа акций, что эквивалентно 64,6% от общего числа голосов.

        Ким принадлежит 1,9% от общего числа акций, что составляет 6,6% от общего числа акций. Кроме того, Банк «Открытие» владеет 34% от общего числа акций, что составляет 11,4% от общего числа голосов (в отличие от Кима и Солонина, банк «Открытие» владеет акциями класса «B»). Недавно стало известно, что банк «Открытие» и частично Солонин готовят продажи своих долей в Qiwi.



        Андрей Романенко: «Становление предпринимателя: главные шаги и главные уроки»

        Мне 36 лет, окончил Международный независимый эколого-политологический университет, член совета директоров Qiwi, являюсь инвестором в трех инвестиционных фондах, и у меня две дочки.

        С годами я пришел к выводу, что в жизни все случайности не случайны. Например, мой отец много лет возглавлял Внешторгиздат, организацию, которая печатала и переводила книги для всего мира. В 1987 году отец написал книгу о рекламе, издал ее на русском языке. Эту книгу заметили американцы из компании BBDO и предложили создать в России представительство, которое работает до сих пор. Отец активно занимался этим до 2003 года. С тех пор как он ушел из компании BBDO, стал моим партнером и последние 12 лет помогает развивать многие проекты.

        Другой пример неслучайной, как я теперь понимаю, случайности — история с моим знакомым, который в 1999 году устроился работать в «Билайн». У меня тогда уже было два бизнеса, и приятель предложил подумать, как можно продавать карточки для пополнения баланса телефонов. Я взял день на раздумье, разместил объявление в интернете о продаже карт для пополнения баланса сотовых телефонов, и мне позволили с Савеловского рынка, сказали, что хотят купить карты. Я купил тысячу карт, продал и подумал, что в этом бизнесе что-то есть. Заключил с «Билайном» договор, потом с МТС и открыл магазин пластиковых карт. Из этого бизнеса родилось два других больших проекта.

        Когда ты не ожидаешь и вдруг твоя бизнес-модель начинает работать, это очень сложно

        В 2003 году я решил, что нужно создать компанию, которая будет заниматься приемом платежей. Мы хотели отказаться от дистрибуции карт, потому что на точке было 20 номиналов карт «Билайн», МТС и «Мегафона», они постоянно терялись. Буквально через год начался безумный рост. Когда ты не ожидаешь и вдруг твоя бизнес-модель начинает работать, это очень сложно, потому что тебе нужно набирать новых людей, увеличивать серверные мощности. Но с самого первого момента была правильно выбрана бизнес-модель. У нас тогда был выбор: либо строить вертикально интегрированную компанию, когда мы сами производим терминалы, сами их расставляем, сами инкассируем; либо была возможность делать агентскую модель, которую мы и выбрали. Первый год она не работала, но потом она стартанула и пошла.

        Другая важная случайность произошла в 2006 году, когда я встретился с Юрой Мильнером. За год до этого он купил 75% компании E-port. Мы сравнили наши показатели, и он был очень удивлен тому, как за полгода рынок изменился и как быстро мы росли. Мы решили еще раз встретиться, и через десять дней прошла сделка. Было предложение объединить две компании в одну, которая сейчас называется Qiwi.

        Мы всегда старались быть первыми. И когда стали № 1, то поняли, что стоит много сил держаться на первом месте. Потому что нужно вкладывать много денег в маркетинг, ты должен все нововведения делать первым, всегда задавать тренд для рынка. Тогда казалось всё это сложным. Сейчас нет, мы держим последние 5–7 лет эти позиции.

        Как стать предпринимателем? Нужно просто брать и пробовать. И вы будете неправы, если не попробуете.

        Как стать предпринимателем? Нужно просто брать и пробовать. И вы будете неправы, если не попробуете. За последние несколько лет я собрал два кейса, о которых я жалею. Первый, когда ко мне в 2006 году пришел Альберт Попков, основатель социальной сети «Одноклассники», с предложением инвестировать в проект миллион долларов на покупку серверов. На следующий день вечером я ему позвонил и сказал, что готов, но он ответил, что всё продано, так как утром он встречался с Юрием Мильнером, они заключили соглашение и он дал ему эти деньги. Вы знаете, что потом сеть «Одноклассники» была присоединена к холдингу Mail.ru и продолжает активно развиваться сегодня.

        Второй проект, о котором я сожалею: несколько лет назад пришли ребята и предложили стать инвестором в проекте IT-такси. Тогда это казалось странно: платформа, какое-то такси, берешь телефон, кого-то вызываешь, заказываешь, разные машины… А сейчас в повседневной жизни мы без этого уже не можем. Как вы думаете, кто это был? GetTaxi. Я сам им пользуюсь, мне очень нравится.

        Всегда в жизни следую девизу «Лучше сегодня сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть».

        Основной ингредиент успеха предпринимателя — это его внутренний дух, который абсолютно не материален. Всегда в жизни следую девизу «Лучше сегодня сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Сделать быстро, небольшим количеством людей, с небольшими затратами, протестировать на небольшой аудитории, а дальше принять решение, нужно ли развивать этот продукт. Почему компании и предприниматели этого не делают? Очень часто им просто мешает страх, страх неудачи, ответственность, которую мы на себя берем. Многие люди переживают внутри свой собственный страх и не хотят брать ответственность. А на самом деле за этим стоит очень большой успех, если ты готов отвечать и нести риски. В результате конкуренты запускают вперед, и успеха у компании, которая это не сделала, нет.

        Мне кажется, формула успеха состоит из трех цифр: 4+5+1.

        Предпринимателями не рождаются, ими становятся. Просто нужно побороть свой внутренний страх, и если хочется стать предпринимателем, то попробовать это сделать. Всегда будет возможность вернуться назад. Именно этому моменту и посвящена цифра четыре в формуле — есть как минимум четыре веских причины, почему стоит начать свой бизнес прямо сейчас.

        Ничего не нужно откладывать на завтра, потому что завтра может не наступить.

        Во-первых, ничего не нужно откладывать на завтра, потому что завтра может не наступить. Во-вторых, идеальных условий в жизни никогда не будет. Всегда кажется: ладно, сегодня не буду делать, сделаю в следующем квартале, изменю что-то в своей жизни. Я никогда не боялся потерять что-то, всегда иду на риск — лучше сегодня сделать, чем завтра пожалеть. В-третьих, лучше пробовать сейчас, чем мечтать о том, что сделаешь позже. Очень сложно зачастую повторить то, что уже сделали люди. Есть такая пословица: «Кто первый, того и тапки». В-четвертых, чем моложе ты, когда начинаешь, тем меньше «тормозов», отсутствует зона риска. Не нужно ждать, когда вам будет 50–60 лет. Пока вы молоды, рискуйте сегодня, идите на эти риски.

        Теперь про цифру пять в формуле. Пять — это пять компонентов, которые показывают, что на деле значит быть предпринимателем.

        Главное — заразить команду видением и идеей. Если команда поверит больше, чем вы, то на 99 процентов успех в этом будет. Второе — создавать среду единомышленников. Не бывает ни одного проекта без единомышленников. Третье — соблюдать принцип win-win и играть вдолгую. Долгосрочный успех не бывает быстрым. Либо так, либо так, но не вместе. Бизнес — это марафон. Четвертое — нужно обязательно брать на себя ответственность и прививать это своей команде. И пятое — постоянно учиться новому. Я процентов 20 времени трачу на изучение разных технологий, гаджетов. Без этого не сможешь придумать новый продукт. Хожу на разные лекции и семинары.

        Предприниматель всегда думает в формате результата. Предпринимателя интересует как можно, а не почему нельзя.

        В чем отличие мышления предпринимателя от не предпринимателя? Предприниматель никогда не делит задачи на свои и чужие. Предпринимателя интересует не процесс, а результат. Предприниматель всегда думает в формате результата. Предпринимателя интересует как можно, а не почему нельзя.

        Как действует дух предпринимателя? Не существует нерешаемых ситуаций. Увеличивается скорость принимаемых решений. Привыкаешь постоянно находиться в движении. Повышается уровень готовности к риску. Внутри компании самое главное — заряжать идеей и верой, что вы создаете качественный продукт, нужный потребителю.

        Что это дает компании? Мотивацию сотрудникам, повышение ответственности, снижение текучести команды, естественный отбор «своих» на первых же этапах.

        Почему иногда предприниматели не добиваются успеха? Не бывает успешного предпринимателя, который был в какой-то момент неуспешен. Единственный барьер — собственный страх. Многие скажут: нельзя же стать предпринимателем без денег. Сейчас есть куча фондов, предпринимателей, ангелов, которые инвестируют в стартапы. Главное, чтобы вы могли качественно продать свою идею и вас услышали. И 10 процентов проектов, наверное, все-таки привлекают деньги.

        Если бы я десять лет назад не женился, у меня бы не было мотивации построить самую большую компанию в России.

        И теперь самый последний компонент в формуле, единичка, которую я считаю самой важной. С ней я связываю семейные ценности: моя жена и дети. Если бы я десять лет назад не женился, у меня бы не было мотивации построить самую большую компанию в России, особенно в платежном сегменте. Вот, собственно, и моя формула успеха построения компании с капитализацией в 10 миллиардов: 4+5+1. 4 — 4 причины начать свой бизнес. 5 — 5 понятий, что значит быть предпринимателем. 1 — поддержка семьи. И спасибо большое моей семье за то, что дали мне мотивацию построить большой бизнес.

        «Мы все — участники эксперимента» — Секрет фирмы

        — В какие компании сейчас вкладываетесь?

        — Я верю в рекламный рынок. Run Capital инвестировал в Appintop, например, до этого мы вкладывались в рекламные проекты другими фондами. Доходы от рекламы в интернете продолжают расти. Если посмотреть последний отчёт Facebook, то мобильная реклама растёт примерно в два раза. Поэтому мы смотрим на компании в этой сфере.

        Кроме рекламы смотрим на новостные неклассические темы (в портфеле Run Capital есть новостной агрегатор ANews), смотрим на медицину, но, к сожалению, пока в медицине ничего не нашли, на кибербезопасность, потому что эта тема будет бурно развиваться в ближайшие годы. Мы объявляем не обо всех инвестициях, потому что, когда делаешь инвестиции посевной стадии, хороший результат показывает в лучшем случае один из десяти проектов. Когда будут достойные результаты, тогда и расскажем.

        — Вы общаетесь с основателями, в которых инвестируете?

        — Постоянно. У меня есть специальные хештеги, группы со всеми проектами, компаниями, постоянно проводим конф-коллы. Вчера, например, собирались со стартапами вечером. Обсуждали, как у кого прошёл год, какие планы на следующий. Когда-то нам казалось, что можно дать денег и быть наблюдателем. Такая история, наверное, работает, если идёт речь об инвестициях на уровне сотен миллионов долларов в уже развитые компании. А когда инвестиции на начальной стадии, фаундеры часто ищут тех, кто поможет советами, контактами и экспертизой — умные деньги. Технологии продвижения в интернете очень изменились. Ты можешь поймать виралку, а можешь влить миллионы в маркетинг и ничего не получить. Ребята из «Шефмаркета» в начале лета сделали продукт под названием «5 ужинов». На маркетинг почти не тратились, продукт сам полетел — по 1000 заказов в день размещают. Просто поймали правильные тренды — человеческая лень и время, которое не хочется тратить на покупку продуктов в магазине. «Шефмаркет» привозит готовые ингредиенты с рецептом для блюда, которое нужно приготовить своими руками.

        — Вы рассказывали, как вам в «Одноклассники» предлагали вложиться, потом с Gett такая же история. Тут интуиция должна работать?

        — Да, о тех двух случаях я очень жалею, Gett сейчас сам активно использую. Для инвестора важна скорость принятия решений, потому что, пока ты медлишь, какие-то проекты могут уйти. Нужно распознать в фаундере лидера. Потому что 80% бизнеса зависит не от идеи, а именно от основателя. Если ты распознаешь лидера и поверишь в него, то успех придёт.

        У нас в России только зарождается культура того, как делать свой бизнес, поэтому фаундеры часто малообразованные, очень много студентов, вообще не имеющих какого-то опыта, пытаются реализовать свои проекты. Это не плохо, но у многих проблемы с управлением. Когда в компании становится больше 100 сотрудников, начинается хаос.

        — А как распознать фаундера, когда ранняя стадия? Вы говорите про управление командой, но у него может не быть команды на начальном этапе.

        — Основатели, которые приходят и говорят: у меня есть классная идея, дайте мне денег и помогите собрать команду — сразу не проходят чек-лист, мы не бизнес-ангелы, это другая стадия. Случаются и другие ошибки. Вот вчера пришли классные ребята, которые делают хорошую платформу. Они запустили один проект, и всё вроде хорошо, потом сразу второй и сейчас собираются третий запускать. Я им вчера весь вечер объяснял, что это большая ошибка. Не надо делать что-то второе и третье. Понятно, что платформа одна, но сами продукты очень отличаются. Не надо бежать за вторым за третьим, пока не достигли топовых результатов и роста в первом. Распыление на начальных стадиях ещё никому не приносило побед.

        Часто основатели присылают два проекта: например, один про билеты, а второй — про доставку продуктов. В таких я тоже не поверю — потому что ты не можешь одновременно делать две абсолютно разные темы даже в том идеальном случае, если есть достаточная экспертиза в обеих. Либо обе не полетят, либо фаундер разорвётся в какой-то момент.

        Бывает, приносят бизнес-план, и в нём сразу две ошибки, которые отпугивают инвесторов. Основатель пишет, что он должен получать зарплату в $15 000 и что 70% бюджета пойдёт на маркетинг. На такие вещи мы не согласимся никогда. Понятно, что у основателя будет зарплата, но он должен рисковать вместе с инвесторами. А маркетинг с каждым кварталом в интернете становится всё дороже. Продукт, который не ловит виральность после первых маркетинговых тестов, достаточно сложно вывести на рынок, чтоб из него что-то большое получилось. Нельзя постоянно жить только за счёт рекламы.

        Если у тебя нет результатов после первых пилотов, то лучше остановиться, пересмотреть свои расходы и продукт и либо закрыть, либо переформатировать его. Если за 18 месяцев жизни продукта нет какого-то тренда и не сформировалось понимание, что из этого может вырасти что-то большое и вменяемое, то уже ничего не будет. 18 месяцев — это максимальный срок, когда становится понятно, есть тема или нет. И не стоит думать о потраченных средствах, сэкономишь больше, а главное — высвободишь время.

        — Вы инвестируете в основном российские проекты? На Crunchbase у вас несколько стартапов, у всех российские основатели. Можете вложиться в проект, который ориентирован только на Россию?

        — Последние инвестиции Run Capital — это проекты российских основателей, но не только для российского рынка. Основатель, ориентированный на локальный рынок, должен очень нас зажечь. У проекта должна быть большая аудитория, чтобы в какой-то момент это стало дойной коровой, потому что с выходами на российском рынке в ближайшие несколько лет перспективы не видно.

        Кто будет покупать компании? Стратегов, которым можно продавать, у нас можно пересчитать по пальцам. Поэтому мы инвестируем в проекты, которые могут тестироваться, стартовать в России, но готовы работать как глобальный продукт. Если за пределами страны проект не нужен, то вряд ли инвесторы захотят из доллара переходить в рубль. Очень важно, чтобы проект мог внедриться в мобильный телефон. Как сказал на форуме Герман Клименко, человек по триста раз в день смотрит в телефон. Мы звоним намного реже, теперь мы общаемся, есть мессенджеры Facebook, WhatsApp, Telegram и так далее.

        — А предприниматели сейчас уезжают, есть такая тенденция?

        — Сейчас можно жить и работать здесь, просто проект должен быть глобальным. Хорошая ситуация для российских предпринимателей заключается в том, что обслуживание здесь в разы дешевле, чем у аналогичного проекта где-нибудь в Америке. Ехать туда — это переводить затраты в доллары. Часто там открывают офис, чтоб обеспечивать продажи. Причём многие делают ошибку — пытаются отсюда отправлять людей. Нужно не экономить, на мой взгляд, а искать местных ребят, тех, кто там родился, учился, чтобы именно они там делали продажи, а ты делал продукт отсюда. Слишком много времени требуется на адаптацию сейлзов и их вход в тусовку.

        Проблема российского рынка — сделок по оценке до $100 млн много, сотни за последние пять лет. Свыше $500 млн — единицы. А сделок от $100 до $500 млн просто нет. Как только ты вылетаешь за рамки $100 млн — ты ещё не большой, но уже не маленький, — возникает пустота. Многие ждут, когда ты придёшь к оценке $500 млн. Но дальше инвесторов, которые могут потянуть этот тикет, становится в разы меньше.

        Западные инвесторы раньше достаточно инвестировали в российские проекты, сейчас они будут инвестировать только в очень надёжные активы. Что касается IPO как варианта привлечения средств, этот вариант хорош, когда у тебя много акционеров, — можно получить ликвидный инструмент. Для финтеха это важно, потому что нужно проходить проверки, например, чтобы работать с западными банками. Как только ты стал публичным — от тебя уже не требуют никаких документов, сделки заключают быстро, тебя уже проверили, компания видна как на ладони.

        При оценке меньше миллиарда долларов делать IPO бессмысленно. Обычно продают 10–25%. Есть три категории инвесторов, которые покупают публичные бумаги. Там свои правила — покупка свыше $500, около $300 и до $100 млн. Инвесторы не входят, если пакет ниже этого лимита. Так что, если у тебя капитализация компании меньше миллиарда, это не интересно внешним инвесторам.

        — Сейчас из более менее-ярких проектов выходцев из России говорят о Дурове и Telegram.

        — У него хороший маркетинг. Я лично мало знаю людей, которые пользуются этим мессенджером, в основном все контакты в WhatsApp. По сути, протокол передачи данных один. Просто Дуров выбрал такое позиционирование. Кстати, его очень любят чиновники, именно там они формируют множество групп. Но основной рынок Дурова не российский, а развивающиеся страны — Эмираты, Сирия, Индия. Но мне кажется, всегда важно вовремя выйти. Он получал много предложений за последнее время. Ошибок, которых он делал раньше, делать не будет, все учатся на своих, знаю по себе, так что партнёров приглашать, видимо, не захочет. Если продавать, то сто процентов, на мой взгляд. Сейчас единственный глобальный покупатель на такую большую историю — это Google. Я бы на его месте разговаривал с ними. Потому что неизвестно, что будет через год или два с мессенджерами.

        — Дуров же очень идейный и вряд ли думает, как бы продать Telegram и заработать. «ВКонтакте» тоже хотели купить, но он не собирался продавать.

        — Это ошибки молодости, думаю. Я знаю много проектов, которым предлагали покупку, даже на российском рынке, по оценке от миллиарда долларов. Люди отказывались, и через несколько лет компании становились банкротами. Максим Ноготков — очень хороший и грамотный, уважаю его. Он получал предложение о продаже в диапазоне от $700 млн до $1,2 млрд. Он считал, что это мало. Где сейчас «Связной»? Эта проблема компаний, где есть только один акционер. Зачастую начинают развиваться амбиции, но всему есть своя цена и, главное, время. Сейчас уже этого времени для него не будет. По-моему, он совершил большую ошибку. Хотя кто из нас не ошибается?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *