Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Фото гермес: Attention Required! | Cloudflare – Гермес: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Фото гермес: Attention Required! | Cloudflare – Гермес: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Содержание

Гермес: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

ФильтрыВсе изображения
  • Все изображения
  • Фотографии
  • Векторная графика
  • Иллюстрации
  • Редакционное
  • Видео
  • Музыка

  • Поиск по изображению

Поиск по изображению

Гермес — Википедия

Гермес, Эрмий
Hermes Logios Altemps 33.jpg
Статуя «Гермес Оратор»
Мифология Древнегреческая
Сфера влияния вор[d], торговля и путешественник
Греческое написание Ἑρμῆς
Латинское написание Hermes
Пол мужской
Отец Зевс
Мать Майя
Супруга
Дети Пан, Гермафродит, Автолик, Миртил, Кефал и др.
Символ кадуцей
В иных культурах Меркурий, Тир, Малакбел[en], Луг, Тот
Commons-logo.svg
 Медиафайлы на Викискладе

Герме́с (др.-греч. Ἑρμῆς), Э́рмий, — в древнегреческой мифологии бог торговли и счастливого случая, хитрости, воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — «проводник душ») в подземное царство Аида.

Согласно многочисленным античным мифам — сын плеяды Майи и Зевса. К наиболее известным мифам о Гермесе относят кражу коров у Аполлона, совершённую юным богом в младенчестве, а также усыпление и убийство Аргуса, который имел множество глаз и никогда полностью не засыпал.

В Древнем Риме в V веке до н. э. был принят культ бога торговли Меркурия (от лат. merx — товар и лат. merco — торговать). Впоследствии Меркурия отождествили с древнегреческим богом Гермесом. Мифы классического периода истории Эллады о Гермесе экстраполировали на Меркурия. Их образы сблизились и переплелись настолько тесно, что стали неотличимыми. По другой версии — Меркурий был изначально заимствованным из древнегреческой мифологии Гермесом. Бог-посредник, каковым являлся Гермес, идеально подходил на роль бога-покровителя обмена и торговли. С течением времени первоначальный образ Меркурия — покровителя торговли в Древнем Риме усложнился, он приобрёл характерные для Гермеса черты — проводника душ в мир мёртвых, вестника и прислужника богов, покровителя искусств и ремёсел, знатока магии и астрологии. В императорскую эпоху образы греческого Гермеса и римского Меркурия слились настолько, что стали неотличимыми.

Во времена поздней Античности Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайшим»). Перевод на латынь, осуществлённый М. Фичино во второй половине XV века, четырнадцати античных трактатов, составляющих «Герметический корпус», в котором Гермес-Трисмегист делится с миром тайными знаниями, под названием «Поймандр» определил развитие оккультизма Нового времени. Идеи сочинения среди прочего использовали в алхимии, каббализме и масонстве.

Образ Гермеса весьма распространён в изобразительном искусстве. Его изображали лучшие античные скульпторы, а также такие мастера западноевропейского искусства, как Рафаэль, П. П. Рубенс и др.

Commons-logo.svg

Наиболее ранняя форма имени Гермеса звучала в микенском языке как «*hermāhās» (e-ma-ha) и была записана линейным письмом B[1][2]. Большинство антиковедов связывают его имя со словом «др.-греч. ἕρμα», которое обозначало колонну, пограничные столбы или груду камней, служившие в том числе символом и изображением Гермеса[3].

Этимология слова «герма» неизвестна. Оно не имеет корней в праиндоевропейском языке. Лингвист Р. Бекес отвергает происхождение имени «Гермес» от слова «герма». Согласно его мнению, имя принадлежит к догреческому субстрату, то есть было частью неизвестного языка или языков, предположительно распространённых на территории Древней Греции до прихода туда носителей протогреческого языка

[1]. Существует предположение о связи имени «Гермес» с обозначением камня или груды камней в индоевропейских языках[4].

По всей видимости, культ Гермеса возник задолго до того, как в Элладе появилась письменность. Многие особенности происхождения его культа и формирования образа остаются неизученными. Археолог Артур Фротингем[en] выдвинул теорию происхождения Гермеса из шумеро-аккадской мифологии путём трансформации образа стража ворот подземного и небесного царств Нингишзиды. Один из атрибутов Нингишзиды повторяет жезл Гермеса кадуцей[5]. Также Гермеса отождествляют с древнеегипетским Тотом. В отличие от «вавилонской» теории, взаимосвязь образов Гермеса и Тота отмечали ещё античные греки, среди которых были «отец истории» Геродот, Плутарх и Диодор Сицилийский

[6].

Представления о Гермесе. Функции. Культ[править | править код]

Тёмные века и архаическая Греция[править | править код]

Commons-logo.svg

Первоначально Гермес представлял собой фаллическое божество. Его изображали в виде фалла, символизирующего оплодотворяющую силу природы[7]. Второй по древности формой изображения Гермеса были гермы — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом[8].

Гермы первоначально увенчивали изображения Гермеса. Антиковеды приводят несколько толкований данного факта. По одной версии в гермах нашёл отображение первоначальный фаллический культ Гермеса как бога плодородия, на заре появления элладской цивилизации. Эту версию подтверждают изображения фалла в нижней части гермы. В «Истории» Геродота приводится утверждение, что такие изображения Гермеса делали ещё пеласги, народ, населявший Грецию до возникновения микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С этими скульптурами связана этимология имени Гермеса, которого также называли «Гермаоном»

[9]. Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса[8], либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах[10][11][12]. Ещё по одной версии первоначально Гермесу поклонялись в виде кучи камней. Исходя из древнегреческого представления о данном боге как покровителе путешественников и торговли, груды камней размещали на дорогах, перекрёстках и границах. Путнику следовало либо добавить камень, либо принести жертву Гермесу. Впоследствии по мере развития элладской цивилизации бесформенные нагромождения камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-гермы[13][14][15].

В связи с многочисленными функциями Гермеса гермы располагали в самых разнообразных местах, что имело отсылки к его культу

[16]. На дорогах находились статуи бога — покровителя путешественников Гермеса. Павсаний описывает герму Гермеса Долия («Хитрого») на пути в ахейскую Пеллену[en], которой путешественники возносили молитвы, так как верили в её чудодейственные свойства[17]. На границах гермы выполняли роль не только пограничных знаков, но и фетиша, охранителя области от зла извне[18]. Герму перед воротами частного домовладения называли Гермесом-Пропилеем, или Гермесом-«привратным»[18]. На рыночных площадях ставили статуи в честь Гермеса-Агорея («Рыночного»)[19][20]. Установка герм над могилами была тесно связана с представлением о Гермесе-Психопомпе, боге — проводнике душ в царство мёртвых[21].

Немецкий филолог и археолог В. Г. Рошер (1845—1923) в своей книге «Hermes der Windgott» обосновывал, что в доархаический период истории Греции Гермес был богом ветра, а все остальные его функции так или иначе вытекают из первоначальной. Большинство современных антиковедов при описании деятельности Гермеса эту версию не рассматривают. В отличие от них представители школы аналитической психологии Карла Густава Юнга, изучающие архетипы, в том числе и на основании древнегреческих мифов, сравнивают «рошеровского ветряного бога» и «шаманско-магического» Гермесов. Ими дано лингвистическое толкование того, что греч. πνεῦμα обозначает одновременно «дыхание; дуновение; дух», и соответственно Гермес мог быть одновременно и богом ветра, и богом душ

[22][23][24].

Классическая Греция[править | править код]

Функции Гермеса весьма разнообразны. Это подчёркивали ещё античные авторы. У Лукиана в сатирических «Диалогах богов» содержится следующий пассаж Гермеса к своей матери Майе: «…меня совсем замучили, завалив такой работой, — я разрываюсь на части от множества дел. Лишь только встану поутру, сейчас надо идти выметать столовую. Едва успею привести в порядок места для возлежания и устроить всё как следует, нужно являться к Зевсу и разносить по земле его приказания, бегая без устали туда и обратно; только это кончится, я, весь ещё в пыли, уже должен подавать на стол амбросию, — а раньше, пока не прибыл этот вновь приобретённый виночерпий, я и нектар разливал. И ужаснее всего то, что я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводником покойников и присутствовать на подземном суде. Но всех моих дневных работ ещё мало; недостаточно, что я присутствую в палестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи, — устраивать дела мертвецов — это тоже моя обязанность!

»[25]

Храмы Гермеса располагались по всей Древней Греции. Четвёртый день каждого месяца был посвящён Гермесу, а «четвёрка» была его священным числом[26].

Бог плодородия[править | править код]

Почитание Гермеса как божества плодородия является наиболее ранним в развитии его культа. Первые изображения этого бога представляли собой фаллос — символ производительных сил природы. Пережитки этого периода сохранялись и в период римского владычества. Павсаний во II веке н. э. сообщал о жителях Киллены, которые поклонялись Гермесу в виде статуи фаллоса

[27]. В разных уголках Эллады его почитали в качестве силы, которая охраняет и умножает стада, что пересекалось с его функцией бога торговли[28][29][30].

С этой функцией Гермеса опосредованно связаны его сыновья Пан, Приап (с которым у Гермеса общий эпитет «Тихон») и Силен, которые персонифицируют плодородие, скотоводчество и силы дикой природы[31][29][30].

Покровитель детей и юношества. Бог гимнастики и спортивных упражнений[править | править код]
Commons-logo.svg Гермес с молодым воином. Античная амфора 380—370 годов до н. э. Лувр, Париж

В классический период истории Древней Эллады Гермеса представляли самым юным из главных олимпийских богов. С этим связана его функция покровителя детства и юношества. В мифах, как, к примеру, об Асклепии и Дионисе, именно он принимает брошенных младенцев и относит в безопасное место к воспитателям. Гермеса представляли идеальным юношей, основателем первых гимнастических школ палестр, научившего людей кулачному бою. С этой функцией связаны эпитеты «Агония» (άγώνιος) и «Энагония» (έναγώνιος — «покровитель в состязаниях»). У Лукиана он назван «прекрасным воспитателем», который обучает гимнастике и борьбе

[32][31][33].

Через сына Гарпалика, одного из учителей Геракла, навыки Гермеса в кулачном бою были переданы этому мифологическому герою. Жезл Гермеса кадуцей использовали судьи во время атлетических соревнований[34]. Праздники в честь Гермеса гермеи проводили в первую очередь для детей и подростков. На атлетических играх во время гермей состязались исключительно дети, подростки и эфебы. Участие в них взрослым было запрещено[35].

В различных уголках Эллады гермеи имели те или иные местные особенности. В Танагре в Беотии гермеи были связаны с представлением о Гермесе Криофоре («несущем барана») и Промахосе («воителе»). Согласно местному мифу Гермес отвратил от города моровую язву, обнеся вокруг его стен барана на плечах. В день праздника самый красивый юноша города совершал тот же путь с ягнёнком на плечах. Также жители города верили, что во время нападения на их город эретрийцев с Эвбеи Гермес в виде эфеба — юноши, вступающего в права полноправного гражданина, — вывел на бой всю молодёжь Танагры и спас город[36][37][38].

С появлением в Древней Греции гимнастических школ в VII веке до н. э., чьим мифическим основателем был Гермес, связана трансформация его образа. Характерный для герм образ бородатого мужчины заменяется идеальным юношей-эфебом. Изображения Гермеса-юноши стали характерным элементом декора спортивных учреждений. Соответствующий образ постепенно вытеснил «бородатого Гермеса», став общепринятым для Античности[39].

Вестник и прислужник богов[править | править код]

Одной из основных функций Гермеса было прислуживание верховному богу Зевсу и выполнение его поручений или в ряде случаев всего собрания богов. В этой ипостаси он изображён уже в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее»[40][41][42][43]. Пиндар назвал «Весть» дочерью Гермеса[44]. Именно он, в понимании древних греков, передавал приказы Зевса, а также приносил ему мольбы смертных и их жертвоприношения[45].

Выполнение Гермесом заданий богов, в том числе и личного характера, носило не механический характер, а зачастую требовало от него хитрости и смекалки. В данной ипостаси он стал ассоциироваться с идеальным послом. Взаимосвязь прослеживается, в частности, в том, что в Античности послам перед их миссией давали кадуцей — основной атрибут Гермеса[46].

Вор, плут и мошенник[править | править код]

Множество мифов с описанием хитрости и ловкости Гермеса привели к тому, что этого бога стали воспринимать в качестве покровителя плутов и воров. Бог обучил плутовству своего сына Автолика — деда Одиссея. Хитроумие Одиссея — черта, наследованная от божественного прадеда[47][18].

В гомеровских гимнах Гермес назван «предводителем жуликов» и «главой воров»[48]. Множество античных мифов повествует о его соответствующих качествах. У Псевдо-Гигина приводится версия о том, как младенцем юный бог снискал благосклонность Геры, которая начала кормить мальчика грудным молоком. Когда богиня узнала, что это внебрачный сын её мужа Зевса, то оттолкнула ребёнка, а пролившееся молоко стало Млечным Путём[49]. Ребёнком, согласно Лукиану, Гермес украл у Посейдона трезубец, Ареса — меч, Аполлона — лук и стрелы, Гефеста — щипцы, Афродиты — пояс, Зевса — скипетр[50]. В возрасте нескольких дней Гермес украл у Аполлона стадо коров. По просьбе Зевса он выкрал Ио, убив её сторожа Аргоса. Кража, совершённая богом, позволила Зевсу победить Тифона. Могущественному великану, порождению Геи и преисподней Тартара, удалось охватить Громовержца змеиными кольцами и забрать меч. После он вырвал у Зевса сухожилия на руках и ногах и запер в пещере, поставив охранять драконицу Дельфину. Гермесу с Эгипаном удалось похитить и вернуть сухожилия верховному богу. Борьба Зевса с Тифоном разгорелась с новой силой[51]. Когда Ахилл убил Гектора, боги просили именно Гермеса выкрасть тело погибшего[52][53].

Исследователи видят в Гермесе одно из первых отображений архетипа трикстера — плута-озорника, склонного к злым шуткам и проказам, способным изменять свой облик, с наполовину божественной, наполовину животной натурой[54][55].

Бог торговли и счастливого случая[править | править код]

Гермеса также почитали в качестве бога счастливого случая, который в том числе посылает морякам попутный ветер, крестьянину — ту погоду, которая ему необходима для хорошего урожая. Также в античных источниках его называют «вещуном недр», предполагая наличие у него знаний о хранящихся в земле сокровищах и кладах[56]. Благоволение Гермеса необходимо добытчикам руд, дабы он направил их на богатую жилу[57][58].

Гермес стал богом торговли. Ему приписывали установление системы мер и весов, а также понятия прибыли[59]. Своим покровителем его считали купцы. Мешочек с деньгами в руках стал одним из атрибутов данного бога[57][58].

С этими функциями Гермеса связаны среди прочих такие эпитеты, как Акакет («помощник», «милостивый», «неуязвимый»)[60], Ктарос («прибыльный»)[61], Харидот («податель радости»)[62], Эрмуний («благодетельный»)[63].

Гермес-Психопомп[править | править код]

Гомер, «Одиссея». Песнь двадцать четвёртая. 1—14

Эрмий тем временем, бог килленийский, мужей умерщвлённых
Души из трупов бесчувственных вызвал; имея в руке свой
Жезл золотой (по желанью его наводящий на бодрых
Сон, отверзающий сном затворенные очи у сонных),
Им он махнул, и, столпясь, полетели за Эрмием тени
С визгом; как мыши летучие, в недре глубокой пещеры,
Цепью к стенам прилепленные, если одна, оторвавшись,
Свалится наземь с утёса, визжат, в беспорядке порхая, —
Так, завизжав, полетели за Эрмием тени; и вёл их
Эрмий, в бедах покровитель, к пределам тумана и тленья;
Мимо Левкада скалы и стремительных вод Океана,
Мимо ворот Гелиосовых, мимо пределов, где боги
Сна обитают, провеяли тени на асфодилонский
Луг, где воздушными стаями души усопших летают[64].

В представлении древних греков душа человека после смерти в виде некой воздушной субстанции отделялась от тела. Роль проводника душ (др.-греч. Ψυχοπομπός — Психопомп) мёртвых была отведена Гермесу. Первая литературная фиксация этой функции вестника богов содержится в «Одиссее» Гомера[65]. Данное представление о Гермесе, как сопровождающей душу до царства мёртвых божественной силе, нашло развитие у пифагорейцев. В сочинениях Плутарха содержится указание на то, что через 30 дней после смерти человека его родственникам следует принести жертвы Гермесу, так как он «так же принимает души умерших, как земля — их тела»[66][67].

Поминовение умерших сопровождалось жертвоприношениями Гермесу. В Беотии и Аргосе месяц, в который традиционно совершали поминки, носил название «гермия»[68].

С верованиями в Гермеса — проводника душ тесно связано представление о Гермесе — боге снов и сновидений. В этом контексте его функции пересекаются с Гипносом[69].

Первооткрыватель, творец и оратор[править | править код]

Связь Гермеса с ветром, порождающим самые непредсказуемые звуки, нашла отображение в представлении о нём как первооткрывателе многих музыкальных инструментов. В различных мифах бог ветра создаёт и/или играет на различных инструментах, в том числе лире, арфе, свирели и флейте. При этом сам Гермес, будучи первооткрывателем музыкальных инструментов, не являлся богом музыки. Эта функция была возложена на Аполлона, который выменял у своего брата лиру и свирель на стадо коров и жезл[70].

Гермес Логий («Словесный») как бог ораторского искусства дополняет образ бога поэтов и музыкантов Аполлона. Статуи Гермеса часто представляют его в позе оратора, но изваяния или живописные изображения этого бога с письменными принадлежностями отсутствуют. В мифах Древней Эллады практически отсутствуют сведения об изобретателях письма. Большинство греков довольствовались указанием на то, что письмо к ним занесено с востока финикийцем Кадмом, с которым могли идентифицировать и Гермеса, считая слово «Кадм» одним из его эпитетов[71].

В период поздней Античности Плутарх приписывал Гермесу изобретение египетских иероглифов[72], Псевдо-Гигин — первых семи греческих букв во время наблюдения за полётом журавлей[73]. Также ему приписывали введение месяцев, то, что он первым изучил ход небесных светил[74].

Эллинистическая Греция, Средиземноморье и Азия[править | править код]

В античном мире происходило сближение не только древнегреческих и древнеримских верований, но и древнеегипетских. В трудах Псевдо-Аполлодора, Антонина Либерала, Овидия миф о противоборстве Тифона с Зевсом дополняется описанием того, как убоявшиеся Тифона боги превратились в зверей, птиц и рыб и бежали в Египет. В этом антиковеды видят стремление греков и римлян в эллинистическую эпоху связать происхождение верований египтян, которые поклонялись богам, соединявшим черты человека и животного, со знакомыми им мифологическими персонажами. Гермес во время бегства богов в Египет превратился в ибиса[75][76][77]. Египтяне в виде ибиса изображали бога мудрости, счёта, письма, а также психопомпа (проводника душ в царство мёртвых) Тота. На этих основаниях данное египетское божество стали отождествлять с Гермесом[78].

Также Гермеса отождествляли с другим древнеегипетским богом, связанным с захоронением, мумификацией и культом мёртвых в целом, Анубисом. Германубиса, расцвет популярности которого пришёлся на период римского владычества в Египте, изображали в виде человека с головой шакала с атрибутом Гермеса кадуцеем в руках. Плутарх приписывал этому божеству присутствие как в небесных сферах, так и в подземном мире[79][80].

Начиная с классической эпохи, Аргуса воспринимали в качестве персонификации звёздного неба[81][82][83][84][85].

В поздние времена Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайший»)[86].

Древний Рим[править | править код]

Commons-logo.svg Античная римская фреска с изображением Меркурия-Гермеса

Торговые отношения древних римлян с греческими колониями на юге Италии принесли к ним новые религиозные представления. В городе возникло представление о боге торговли Меркурии (от лат. merx — товар и лат. merco — торговать)[87][88].

Культ Меркурия был официально принят в Древнем Риме в начале V века до н. э. В майские иды 495 года до н. э. у Большого цирка был освящён храм в его честь[89]. Открытию здания предшествовал скандал. Оба консула хотели лично освятить храм. Сенат передал решение вопроса народному собранию. Предполагалось, что тот, кто освятит храм, станет ведать хлебным снабжением и учредит коллегию торговцев. Народ избрал некоего центуриона Марка Летория «не столько ради того, чтобы его почтить … — сколько ради посрамления консулов»[90][91].

Одновременно была учреждена коллегия купцов, получивших название mercatores или mercuriales. С течением времени из бога хлебного дела Меркурий сделался богом торговли вообще, богом розничной продажи, всех лавочников и разносчиков[88].

Существует несколько версий о возникновении культа Меркурия в Риме. По одной гипотезе, так как торговцы были преимущественно плебеями, то открытие храма их богу-покровителю стало своеобразной уступкой патрициев. Впоследствии Меркурия отождествили с древнегреческим богом Гермесом. Мифы классического периода истории Эллады о Гермесе экстраполировали на Меркурия. Их образы сблизились и переплелись настолько тесно, что стали неотличимыми[92][93]. По другой версии — Меркурий был изначально заимствованным из древнегреческой мифологии Гермесом. Инкорпорирование культа Гермеса было связано с развитием товарообмена в Древнем Риме. Бог-посредник, каковым являлся Гермес, идеально подходил на роль бога — покровителя обмена и торговли[93]. С течением времени первоначальный образ Меркурия — покровителя торговли в Древнем Риме усложнился, он приобрёл характерные для Гермеса черты — проводника душ в мир мёртвых, вестника и прислужника богов, покровителя искусств и ремёсел, знатока магии и астрологии[91]. В императорскую эпоху образы греческого Гермеса и римского Меркурия слились настолько, что стали неотличимыми[94].

Если связь и соответствие Меркурия Гермесу очевидна, то образ матери Меркурия Майи в Риме получил черты, отличные от своего древнегреческого аналога. Образ греческой Майи слился с таковым богини плодородия Майи или Майесты, культ которой существовал в античной Италии. Римляне стали почитать Майю как мать Меркурия и супругу Вулкана, римского аналога Гефеста (Maia Vulcani)[95].

В майские иды (15 мая) в Риме отмечали меркуралии[96]. Детальное описание мероприятий в этот день приведено в «Фастах» Овидия. Торговцы приходили к священному источнику Меркурия у Капенских ворот. После жертвоприношений они черпали из источника воду, которой после окропляли свои товары. Одновременно они просили прощения у бога за свои прегрешения, обманы и ложные клятвы, а также просили успеха в торговле[97]. В этот день также совершали особые торжественные жертвоприношения Меркурию и его матери Майе в посвящённом богу торговли храме[98].

Впоследствии культ Гермеса-Меркурия распространился по всей Италии, Галлии и Германии. Там его стали почитать племена кельтов, галлов и древних германцев, привнеся в него местные национальные особенности[99].

Сын Гермеса-Меркурия и Карменты Эвандр, согласно римским мифам, прибыл в Италию и ознакомил местных жителей с такими музыкальными инструментами, созданными его отцом, как лира, треугольник и флейта, а также изобрёл латинскую письменность. За это, в том числе, он был удостоен почёта и уважения[100][101]

Раннее христианство[править | править код]

Имя языческого бога Гермеса одно из немногих среди других мифологических персонажей, которое встречается в Библии. В Деяниях святых апостолов приводится история о том, как после свершённых Варнавой и апостолом Павлом чудес народ принял их за Зевса и Гермеса: «И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове»[102]. Своим вниманием Гермеса не обошли ранние христиане, которые вели идеологическую борьбу с язычеством. При этом первые христианские богословы, как ни странно, весьма сдержанно относились к Гермесу. В труде блаженного Августина «О граде Божьем» содержится толкование образа Гермеса Трисмегиста как философа, знающего и при этом скорбящего о скором приходе и торжестве христианства[103][104].

В трудах других раннехристианских авторов, таких как Афинагор Афинский, Тертуллиан, Киприан, Арнобий и Лактанций, содержится на удивление весьма сдержанная критика Гермеса[104].

Рождение. Первые шаги[править | править код]

Commons-logo.svg

Согласно древнегреческим мифам Гермес был сыном Зевса и плеяды Майи, дочери титана Атланта и океаниды Плейоны[105]. Верховный бог в тайне от Геры навещал нимфу в одной из пещер (по одной, более распространённой версии, горы Киллены в Аркадии[106], по другой — Керикион в Беотии в области города Танагр[107]), где и родился Гермес. По месту рождения имел эпитет «Килления»[108].

Первое воровство совершил ещё в младенчестве. На четвёртый день после рождения юный бог вылез из пелёнок[109]. Около пещеры на горе Хелидорея[110] он увидел черепаху. Из её панциря Гермес сделал лиру, использовав в качестве струн овечьи кишки[111]. Затем младенец, вновь покинув пещеру, отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров из стада, которое было поручено пасти Аполлону[112]. Чтобы животных не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. Там мальчик развёл костёр, убил двух коров из стада, после чего принёс жертвы богам и поел сам[113].

В дороге с ним случилось приключение. По пути ему встретился пастух царя города Пилоса Нелея по имени Батт. Молодой бог пообещал или подарил старику одну из коров за его молчание. Отогнав стадо, Гермес изменил свой вид и голос, после чего вернулся к Батту. Выдав себя за хозяина похищенных коров и пообещав награду, он выведал у болтливого пастуха всё, что тот видел. Тогда Гермес рассердился и превратил Батта в камень[114][115].

Аполлон, обнаружив пропажу, начал поиски. Расспросив местных жителей, один из которых видел мальчика с хлыстом, угоняющего коров, а также благодаря знакомому не понаслышке Аполлону искусству прорицания, он узнал о личности похитителя. Придя в пещеру, где лежал в колыбели Гермес, Аполлон потребовал вернуть ему коров. Мальчик стал отпираться, указывая на свой возраст. Тогда Аполлон взял Гермеса в пелёнках и понёс на Олимп к их общему отцу Зевсу. Ситуация позабавила верховного бога. По указанию отца Гермес был вынужден отвести Аполлона к месту, куда он загнал и спрятал коров. По пути Гермес начал играть на сконструированной им из панциря черепахи лире. Игра на музыкальном инструменте настолько поразила Аполлона, что в обмен на неё он отдал Гермесу своё стадо[116][117].

Тотчас же Гермес создал свирель. Этот музыкальный инструмент, как и лира, понравился Аполлону. Взамен на свирель Аполлон предложил Гермесу свой волшебный посох. Расстались оба бога друзьями, дав клятвы друг другу о вечной дружбе. Также Гермес пообещал Аполлону, что больше никогда не украдёт ничего из его имущества[116][117].

Гермес решил проверить силу подарка. Он поставил жезл между двумя борющимися змеями. Те тотчас же прекратили противоборство и обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он их обездвижил. Впоследствии жезл кадуцей стал неотъемлемым атрибутом бога[118].

Убийство Аргуса. Победы над различными чудовищами и великанами[править | править код]

«Меркурий усыпляет Аргуса, чтобы похитить нимфу Ио». Картина Николая Кошелева, 1864 год

По одному из мифов, Зевс соблазнил жрицу своей жены Геры Ио. Находясь рядом с возлюбленной, верховный бог вовремя предугадал появление Геры и превратил Ио в прекрасную белую корову. Гера, почувствовав обман, заставила мужа подарить ей Ио в виде коровы. После она приставила к ней многоглазого и неусыпного сторожа Аргуса. Обладая множеством глаз, он никогда не был полностью погружённым в сон: когда одни глаза спали, то другие бодрствовали[119][120][82].

Зевс, видя страдания возлюбленной, поручил Гермесу освободить Ио. Сын Зевса, который в том числе был божеством снов и сновидений[69], принял образ странника и прибыл в рощу около Микен, где Аргус в тот момент выпасал Ио[119]. Сначала Гермес целый день безуспешно пытался усыпить Аргуса во время беседы, а также игрой на свирели. После начал «снотворный» рассказ о любви Пана к наяде Сиринге. Как только Аргус, не выдержав повествования, заснул, Гермес убил его, отрезав голову серпом либо ударив камнем. Таким образом он смог освободить для Зевса Ио, а также получил эпитет «Аргоубийцы» (др.-греч. Ἀργειφόντης)[120][119][82]. Именно этот эпитет указан в наиболее ранних произведениях древнегреческого эпоса — «Илиаде» Гомера[121] и «Трудах и днях» Гесиода[122].

Гермес участвовал в битве олимпийских богов с гигантами. Надев на себя шлем Аида, делавший носившего его невидимым, он убил Ипполита[de][123][124].

Когда великаны Алоады восстали против богов, то захватили в плен Ареса. Они поместили бога войны в бочку и держали его в плену тринадцать месяцев. Только Гермесу, когда он получил от мачехи Алоадов Эрибеи информацию о местонахождении своего сводного бра

Гермес — история персонажа, атрибуты, мифы и цитаты

История персонажа

Греческий пантеон славится многочисленными божествами, каждый из которых имеет специфичное предназначение, богатую родословную и незаурядную биографию. Большинство богов и богинь – дети Зевса, родившиеся от союза с богинями или смертными женщинами. Гермес – знаменитый житель древнегреческого Олимпа. С этим персонажем в мифах Древней Греции связана масса удивительных нюансов и подробностей.

История появления

Гермес – бог Древней Греции, чьей матерью оказалась Майя, дочь атланта. В детстве мальчик – получеловек, полубог – проявлял себя большим хулиганом. Он не гнушался воровством и забавными шалостями. Гермес – первый персонаж греческого Олимпа, о детстве которого появились распространенные упоминания в мифах.

Гермес в детствеГермес в детстве

В отличие от него Афродита и Афина родились взрослыми женщинами, Аполлон и Артемида молниеносно повзрослели, а про юношеские годы Ареса и Гефеста ничего не известно. Детальное описание детских лет в мифах обрели только Зевс и Дионис.

Происхождение имени продиктовано словом «герма», в переводе означающим место погребения под грудой камней. Такие метки оставляли на дорогах и границах. Прозвищем Гермеса было «Привратный». Бог благосклонен к путникам, в его власти открытие любых замков.

Гермес и ДионисГермес с младенцем Дионисом

Божество считается покровителем торговцев и воров. Проводник смертных в Царстве мертвых, Гермес спускает усопших к Аиду и единственный из живых возвращается на землю. Гермес считается посредником между двумя мирами. Божество способно приходить в вещих снах, чтобы оглашать волю Олимпа.

Биография Гермеса сопровождается яркими достижениями. Мифы гласят, что этот персонаж передал златорунного барана Нефеле, а Амфиону вручил лиру, с помощью которой он возвел стены Фив. Из рук Гермеса Персей принимает меч для боя с Медузой Горгоной и сандалии, позволяющие летать. Гермес покровительствует путешественникам, поэтому Одиссею он дарит волшебную траву, чтобы тот избежал колдовства Цирцеи.

Гермес и АфродитаГермес и Афродита

В греческой мифологии у Гермеса был сын Автолик, пращур Одиссея. В союзе с Афродитой бог зачал Гермафродита, который затем был слит воедино с возлюбленной нимфой. Приятель сатиров бог Пан тоже был детищем Гермеса.

Гермеса часто приравнивали к Аполлону. Богов изображали в дуэте в скульптурных изваяниях или украшали статуями дома, ориентируясь на прозвища героев легенд: Гермес Привратный и Аполлон Уличный. Эллины воспевали Гермеса Трисмегиста, что означало трижды величайшего. Существовало научное направление под названием герметизм. Оно описывало религиозно-философские суждения рубежа эры.

Образ и характер

Характеристика персонажа проста и понятна. Бог предстает в человеческом обличии. В соответствии с развитием социума ему доверялись различные обязанности. Первоначально он был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле и в подземном мире.

Атрибуты ГермесаАтрибуты Гермеса

Благодаря этим функциям Гермес обрел власть над мистическим началом. Атрибуты, сопутствующие деятельности мифологического персонажа, – крылатые сандалии для быстрого перемещения и золотой скипетр, преподнесенный в дар Аполлоном. Посредством золотого жезла Гермес вводит людей в состояние сна и транслирует божественную волю смертным. На изображениях бог часто предстает в петасе – широкополой шляпе.

Гермес предстает в положительном образе. Божественная «карьера» сына Зевса и Майи началась весьма двусмысленно, но с течением времени образ персонажа облагораживается. Ему доверен важный функционал, который перестает ассоциироваться с мошенничеством, поначалу привлекавшим Гермеса. Житель Олимпа помогает людям во многих начинаниях.

Бог ГермесБог Гермес

Благодаря ему в путешествии находится верная тропа, смертные понимают, как угодить богам, а главные герои мифов обретают важные предметы. В то же время плутовская жилка в крови Гермеса, а точнее, склонность к коммерции, делает его покровителем торговцев. Писатель Гомер, рассказывая о приключениях Одиссея, намекает, что храбрый герой унаследовал у божественного предка важные черты характера в виде хитрости и изворотливости.

Примечательно, что Гермес описывается как отъявленный весельчак и балагур. Он любил розыгрыши и ради веселья крал скипетр Зевса, оружие Аполлона и трезубец, принадлежащий Посейдону.

Интересные факты

  • Как известно, у греческих мифов были альтернативные варианты. В римской мифологии персонажем, аналогичным Гермесу, выступает Меркурий. У римлян он был покровителем торговых дел и многочисленных ремесел.
  • Гермес не только «отец» воров и шутов. Этот бог нес человечеству и полезные знания. Кентавр Хирон придумал меры веса и длины, которые Гермес подарил смертным. Азбука и числа тоже стали известны людям из-за снисходительности Гермеса. Считается, что первые египетские письмена были изобретены этим плодовитым богом.
Статуи ГермесаСтатуи Гермеса
  • Жители Греции считали бога покровителем атлетов и спортсменов. В полисах были стадионы, названные в честь божества, а школы, где обучались и упражнялись гимнасты, украшали статуями с изображениями представителя Олимпа.
  • Геродот писал, что афиняне начали изображать бога обнаженным и с внушительным мужским достоинством, переняв традицию у пеласгов. Гермес стал первым божеством фаллического характера. Воспевая его, жители Древней Греции воздвигали колонны под названием гермы. В 415 году гермы были уничтожены, а с приходом Римской империи фаллический культ нивелировался. При этом прямоугольная колонна продолжала использоваться в качестве постамента для бюстов.
Гермес на городских часахГермес на городских часах
  • Греческие филологи свидетельствуют о том, что в древних фольклорных произведениях существует пять прообразов Гермеса. Первый был сыном Гемеры и Урана и прославился симпатией к Персефоне. Второй, потомок Корониды и Валента, носил имя Трофоний и жил в подземном царстве. Сын Майи и Зевса стал третьим образом в мифах и родителем Пана и Пенелопы. Египетское божество Гермес был сыном Нила, а еще один персонаж египетских легенд в облике Гермеса как раз подарил людям письменность. Его второе имя – Тот.

Гермес Фото — Уфа, Башкортостан, Россия, 25 years on My [email protected]

25 years / Уфа, Россия

» }, «buttonActionTexts»: { «friends»: «You are friends», «friendshipSend»: «Request sent», «subscribed»: «You are a subscriber», «unSubscribed»: «Successfully unsubscribed», «error»: «An error occurred» }, «bubbleActionsTemplate» : «

Unsubscribe

Subscribe

Defriend

Send a friend request

«, «MyMailHost»: «my.mail.ru», «MyMailDir»: «/mail/germesfoto/», «MyMailEmail»: «[email protected]», «MyMailID»: «917814076», «isFriends»: false, «isSubscribe»: false, «isFriendshipSend»: false, «showAvatar»: false, «avatarUrl»: «/mail/germesfoto/photo/_myphoto/.html?ps=1», «canEditCover»: false, «canAddStatus»: true, «avatar»: { «locales»: {«save»: «Сохранить фото»,»uploadError»: «При загрузке изображения произошла ошибка»,»linkToAlbum»: «Из альбома»,»saved»: «Изменения сохранены»,»errorAnimated»: «Основное фото не должно быть анимированным»}, «upload»: {«width»: «665»,»uploadUrl»: «https://upload-##n##.my.mail.ru/uploadphoto»,»hostCount»: 15,»queueSize»: 15,»previewQueueSize»: 1,»limit»: 5000,»rotateTimeout»: 1500,»maxRetry»: 5,»albumId»: «»,»limitSize»: 15,»locales»: {«popup»: {«header»: «Adding photo»,»close»: «Close»},»dropArea»: {«header»: «Select a photo to upload»,»text»: «or just drag them to this area»,»button»: «From your computer»,»moveHere»: «Drag file(s) here»},»links»: {«albums»: «From albums»,»network»: «From the Internet»,»camera»: «Webcam»,»add»: «Add»},»status»: {«from»: «from»},»limit»: {«header»: » «,»content»: «Sorry, but we cannot upload more than 5000 photos at once. Do you want to add first 5000 from the selected photos?»,»close»: «Close»,»yes»: «Yes, add»,»no»: «No»},»albums»: {«title»: «Album»,»upload»: «Add»,»cancel»: «Cancel»,»titles»: {«user»: «from your own»,»group»: «from the group»,»channel»: «from the channel»},»defaultAlbumName»: «No name»,»form»: {«title»: «Album»,»empty»: «The album is empty»}},»network»: {«upload»: «Upload»,»cancel»: «Cancel»,»header»: «Enter URL»,»remove»: «Delete»,»add»: «Add another link»,»errors»: {«invalidExternalUrl»: «Address is incorrect»}},»camera»: {«upload»: «Upload»,»cancel»: «Cancel»,»button»: «Snapshot»,»timeout»: «With 5 seconds delay»,»cancelPhoto»: «Cancel»},»edit»: {«save»: «Save»,»cancel»: «Stop the upload»,»remove»: «Delete»,»add»: «Add a photo»,»saveNow»: «Saving»,»showErrors»: «Errors»,»empty»: {«text»: «Sorry, an error occurred while uploading your photo.»,»button»: «Back»},»confirmStop»: {«yes»: «Yes»,»no»: «No»,»text»: «Do you want to stop the upload?»},»confirmRemove»: {«yes»: «Yes»,»no»: «No»,»text»: «Are you sure you want to delete all photos?»},»errors»: {«header»: «Failed to upload files»,»network»: «invalid address»,»upload_error»: «loading error»,»empty_file_size»: «empty file»,»wrong_file_size»: «file size is too large»,»too_many_files»: «too many photos»,»wrong_image_format»: «unsupported format»,»wrong_gif_image»: «you can’t upload animated pictures to the album «Photos of me»»},»item»: {«description»: «Description»,»remove»: «Delete»,»hide»: «Close»}}}} } }

Гермес in My World.
Sign up or log in
to contact him.

«, «updateTimeout»: { «start»: «5», «rate»: «2», «respawn»: «20», «max»: «300» }, «mimic»: { «isEnable»: true, «timeout»: «3000», «id»: «147025», «statId»: «2406161», «type»: «horizontal», «counter»: «22245434», «isEffectsEnabled»: true, «isMultiformatEnabled»: true, «multiformatLimit»: «2», «rb»: { «originalSlot»: 6011 } }, «updateMaxEventsCount»: «100», «updateEnable»: true, «locales»: { «videoAddedToAlbum»: «Added to album «, «defaultAlbumName»: «No name», «more»: «more», «adv»: { «look»: «Show», «like»: «Like», «complaint»: «Report», «send»: «Send», «reason»: «Введите причину», «complaintText»: «Пожаловаться на пост» }, «apps»: { «title»: «Лучшие игры», «showMore»: «Show more» }, «play»: «Play» } }

Unsubscribe from irrelevant news

To unsubscribe from another user’s news, click the settings icon in  this post and select the necessary option.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *