сюжет, краткое содержание, актеры и роли
Дата выхода фильма «Гоголь. Начало» на ТНТ канале намечена на субботу 31 марта 2018 года. Режиссер сериала — Егор Баранов, производство — кинокомпания «Среда».
Содержание статьи:
Дата выхода фильма
- суббота 31 марта в 16:55;
- воскресенье 1 апреля в 14:55.
Сюжет фильма «Гоголь. Начало» (2018)
Глава первая. Убийства в Диканьке
1829 год. Юный Николай Васильевич Гоголь служит судебным писарем в III отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге (хотя в реальности Третье Отделение было не сыскным по уголовным делам, а службой гос.безопасности с довольно широкими полномочиями). Во время несения службы, чаще всего при убийствах, Гоголя мучают припадки, во время которых его преследуют странные видения, и в бессознательном состоянии он записывает, казалось бы, бессмысленные слова.
Неожиданно Гоголь знакомится со знаменитым следователем Яковом Петровичем Гуро, который сразу отмечает необычное свойство молодого писаря: его бессвязные записи оказываются ценными подсказками для расследования и убийца в кратчайшие сроки оказывается раскрыт. Вечером того же дня Гоголь, разбитый критикой и неуверенностью в собственном таланте, в слезах и бессильной ярости сжигает все скупленные образцы своего первого наивно-романтического произведения «Ганц Кюхельгартен». Следующим утром Гоголя навещает Гуро, тёплым словом поддерживает его и советует не падать духом после первой неудачи пробы пера, и также выражает признательность за короткое сотрудничество. Гуро собирается расследовать таинственные убийства девушек в Полтавской губернии около небольшого села Диканька. Гоголь, ночью имевший виденье об этом, просит Гуро взять его с собой в качестве помощника и писаря, к тому же он родом из тех мест. Гуро, симпатизирующий и заинтригованный припадками-видениями юноши, с лёгкостью даёт своё согласие и они отправляются в путь.
Прибыв в Диканьку, Гоголь и Гуро начинают расследование. Убийцу описывают как Тёмного Всадника, причем суеверное население крайне неохотно помогает следствию из Петербурга, особенно в лице местного следователя Александра Христофоровича Бинха. Там же Гоголь знакомится с женой помещика Данишевского Елизаветой, поклонницей его творчества, к которой начинает испытывать (как он себя убеждает) платонические чувства. Знакомится он и с самим помещиком Данишевским, человеком странным и загадочным, живущим с женой обособленно от Диканьки, несмотря на близкое соседство. Во время одного из видений Гоголю является Оксана (как оказывается позже, русалка). В обмен на помощь Николая (опознать среди русалок ведьму, высасывающую из утопленниц силу) она обещает ему помочь в расследовании. К удивлению и ярости Гуро выясняется, что такие же убийства происходили 30 лет назад и для их раскрытия ничего не было предпринято.
Во время очередного видения Гоголю удаётся опознать среди русалок ведьму, оказавшуюся Ганной с постоялого двора. Утром Гоголь и Гуро обнаруживают у заброшенной мельницы руку (русалки, раздирая ведьму на части, оторвали ей руку). Гоголь и Гуро предполагают, что нашли Всадника и спешат на постоялый двор, где обнаруживают Ганну; у неё отсутствует именно та рука, которая была найдена у мельницы. Разъяренная ведьма легко справляется с Гуро, после чего нападает на Гоголя, но её убивает Бинх. Дело раскрыто, и можно возвращаться в Санкт-Петербург. Но ночью накануне отъезда Гоголю во сне является Оксана и сообщает ему, что настоящий убийца на свободе, а Ганна была лишь пособницей. В это время в загоревшемся по соседству сарае Всадник сражается с Яковом Петровичем Гуро, сарай рушится, и все полагают, что Гуро и Тёмный Всадник погибли под его обломками. Однако останки Всадника найдены не были. Гоголь решает остаться и закончить расследование самостоятельно.
Ночью Всадник приходит к гробу Ганны и воскрешает её. Ведьма молит Всадника о прощении, говоря о странных способностях Гоголя, но Всадник глух к её мольбам. Из сарая, где держат тело Ганны, раздаётся крик ведьмы.
Глава вторая. Красная свитка
Через несколько дней в Диканьке происходит новое убийство: баба Хавронья погибает прямо во время свидания при свечах с поповичем, своим любовником. Тот остаётся жив, но бредит о свиной голове и красной свитке, символе супружеской неверности, который чёрт подбрасывает к порогу. Убийство обставлено так, будто его совершил Темный Всадник, но Гоголь во время припадка рисует лист липы («липа» означает подделку), а очнувшись, быстро подмечает, что знак Всадника в избе Хавроньи нарисован с ошибкой. Когда в доме обнаруживается орудие убийства, вину берёт на себя муж покойной.
На помощь Гоголю приводят местного доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта — человека исключительно научного склада ума, отрицающего существование нечистой силы. Вскрытие трупа показывает, что баба Хавронья умерла не от нанесённой раны, а от разрыва сердца из-за сильнейшего испуга. Её призрак начинает являться и угрожать падчерице Параске, у которой скоро свадьба. Гоголя же вновь мучают видения об Оксане и Елизавете: по словам русалки, чтобы научиться управлять своим даром, Николай должен отказаться от мирских привязанностей и, в первую очередь, от чувств к Лизе.
Разгадку Гоголь находит с помощью кузнеца Вакулы и доктора Бомгарта: свеча, купленная Параской у цыган (которая горела во время свидания Хавроньи и поповича), начинена галлюциногенами — Гоголь, едва вдохнув дым от этой свечи, видит один из своих страхов: насмехающегося над ним Пушкина, чьей критики своего творчества он очень боится. Поняв, что убийца — это Параска, инсценировавшая нападение Всадника, чтобы мачеха не мешала ей выйти замуж, Гоголь изобличает её, но та убегает в лес. С помощью колдовства Параску ловит призрак Хавроньи и отдаёт Всаднику как новую жертву.
Пытающиеся нагнать девушку Гоголь, Яким, Вакула и доктор Бомгарт, услышав её крик, хотят помочь, но путь им преграждает убитая Хавронья и колдовством подкидывает и кружит в воздухе. Лишь благодаря свече, зажжённой не замеченным Хавроньей доктором Бомгартом, героям удаётся спастись. Также происходит неожиданное: призрак Хавроньи, встретившись лицом к лицу с Гоголем, неожиданно приходит в ужас и с воплем «Нет! Не подходи ко мне! Тёмный…» исчезает, оставив Гоголя и его друзей в недоумении. Но долго недоумевать не приходится: Параска найдена мёртвой в лодке у берега реки, а на земле белеет жуткий символ Тёмного Всадника.
Следующим утром на постоялом дворе Гоголь собирает доктора Бомгарта, кузнеца Вакулу и своего слугу Якима — единственных людей, кому он может доверять во всей Диканьке; все трое соглашаются оказать ему помощь в борьбе со страшным противником. Незаметно для всех в старом зеркале появляется улыбающаяся Оксана. Выясняется, что среди вещей Якова Петровича Гуро оставался сундук, который тот повелел отдать Гоголю в случае непредвиденных обстоятельств. Вакула легко вскрывает замок сундука, на который никто не смог найти ключ. Прикоснувшись к замку, Гоголь получает новое видение: следующей жертвой Тёмного Всадника может стать Лиза. Улыбка сходит с лица Оксаны, и она исчезает.
Глава и первый фильм заканчиваются на сцене, где, казалось, погибший в пожаре, Яков Петрович Гуро обозревает село Диканьку, стоя на обрыве.
Актеры и роли
- Александр Петров (III) — Николай Васильевич Гоголь — главная роль
- Олег Меньшиков — Яков Петрович Гуро — главная роль следователь
- Евгений Стычкин — Бинх
- Артем Сучков — Тесак писарь
- Таисия Вилкова — Лиза Данишевская
- Юлия Франц — Оксана
- Ян Цапник — Бомгарт врач
- Евгений Сытый — Яким
- Сергей Бадюк — Вакула кузнец
- Артём Ткаченко — Данишевский
- Марта Тимофеева — Василина дочь кузнеца
- Анастасия Попова (II) — Ганна
- Павел Григорьев — Лаврентьев
- Сергей Линьков — Чорт
- Филипп Дьячков (II) — Захар
- Андрей Пынзару — Петрусь
- Ольга Попова (II) — девушка в мешке
- Артём Ефремов — приказчик за прилавком
- Илья Савельев — Иван кучер Аташинской
- Виталий Коваленко — Ковлейский
- Дмитрий Быковский-Ромашов — Солопий Черевик отец Параськи
- Илья Борисов — Попович
- Антон Момот — Грицко
- Мария Мясникова — Параська в титрах — Мария Мяснякова
- Евгений Капитонов — отец Варфоломей
- Беата Маковская — Хавронья
- Валерий Рыбин — Черный всадник
- Павел Деревянко — Полицмейстер / Пушкин
- Светлана Киреева — Христина
- Эдуард Золотавин — Тарасевич
Фильм «Гоголь»: отзывы, сюжет, актеры, съемочная группа. «Гоголь. Начало»
Фильм «Гоголь», отзывы о котором собраны в этой статье, — отечественная картина Егора Баранова, снятая по мотивам произведений русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Начало» – это первый фильм из проекта. Следующий будет называться «Заколдованное место», затем «Вий» и «Страшная месть».
Сюжет картины
Фильм «Гоголь», отзывы о котором можно прочитать в этой статье, вышел в отечественный прокат в 2017 году. Картина разбита на две главы. Первая называется «Убийства в Диканьке».
Фильм «Гоголь. Начало» по сюжету начинается в 1829 году. Юный Николай Васильевич служит в императорской канцелярии в Санкт-Петербурге. Когда по долгу службы ему приходится сталкиваться с убийствами, его мучают тяжелые припадки, которые сопровождаются загадочными видениями. Находясь в бессознательном состоянии, он записывает слова, которые, на первый взгляд, кажутся лишенными какого-либо смысла.
В фильме «Гоголь. Начало» сюжет начинает стремительно развиваться после того, как главный герой знакомится с известным следователем Яковом Гуро. Тот подмечает, что бессвязные записки Гоголя оказываются ценными подсказками, которые помогают расследовать убийства.
Гуро отправляется в Полтавскую губернию, где происходят таинственные убийства девушек. События разворачиваются вокруг небольшого села Диканьки. Как раз накануне Гоголь имел видения об этом, поэтому просит Гуро взять его с собой. К тому же он родом из этих мест. Следователь соглашается, Гоголь едет с ним в качестве писаря и помощника.
В российском фильме «Гоголь. Начало» главные герои прибывают в Диканьку и начинают расследование.
Таинственный убийца
Все, кто сталкивался с этим убийцей, утверждают, что это был Темный Всадник. Среди местных жителей много суеверных, которые весьма неохотно идут на контакт со столичными гостями и отказываются помогать следствию. Особенно сильно их приездом недоволен местный сыщик Александр Бинх.
На месте Гоголь знакомится с супругой помещика Елизаветой Данишевской. Она оказывается поклонницей его творчества, испытывает к нему платонические чувства.
Во время очередного видения Гоголь видит Оксану. Позже выясняется, что она русалка. Оксана обещает помощь в расследовании, если Гоголь узнает, кто из русалок является ведьмой. Внезапно оказывается, что подобные убийства уже происходили в этих местах 30 лет назад.
Новое видение
В фильме «Гоголь. Начало» (2017) видения главного героя оказываются самыми завораживающими сценами. Во время очередного такого видения Николай опознает ведьму среди русалок. Ею оказывается Ганна с постоялого двора.
Той же ночью русалки отрубают ей руку, а наутро выясняется, что реальная Ганна также лишилась руки. Догадавшись, кто ее раскрыл, она нападает на Гоголя и Гуро, но ее убивает Бинх.
Следующей ночью главному персонажу снова во сне является Оксана, которая рассказывает, что истинный убийца до сих пор на свободе, а Ганна была только его помощницей.
В это же время Гуро наталкивается на Темного Всадника и сражается с ним в сарае. Сарай рушится, все решают, что и Гуро, и Темный Всадник погибли. Но так как останки преступника так и не были найдены, Гоголь решает самостоятельно продолжить расследование.
Красная свитка
Вторая глава фильма «Гоголь. Начало» (2017) называется «Красная свитка». В ней оказывается, что через несколько дней в Диканьке возобновились убийства. Жертвой становится Хавронья, которая умирает прямо на свидании со своим любовником Поповичем. Тому теперь постоянно встречается красная свитка и свиная голова, которые, по народным поверьям, служат символом супружеской неверности. Якобы это черт подбрасывает их на порог изменникам.
Убийство происходит так, как будто его снова совершил Темный Всадник. Но во время очередного видения Гоголь рисует липу и понимает, что он идет по ложному следу. Подтверждением этому служит ошибка в нарисованном знаке Всадника. А вскоре орудие убийства Хавроньи обнаруживают в доме покойной, ее муж во всем сознается.
Помощник Гоголя
Во второй главе на помощь Гоголю приезжает доктор Леопольд Бомгарт. Он обладает исключительно научным складом ума, не признает ничего таинственного и сверхъестественного, отрицает само существование нечистой силы.
Вскрытие, которое проводит Бомгарт, показывает, что Хавронья умерла от испуга. Из-за этого у нее случился разрыв сердца. Вскоре ее призрак начинает являться падчерице, которая собирается выходить замуж. А Гоголя в видениях снова мучают русалки, которые утверждают, что он должен отказаться от всего мирского, чтобы в полную силу использовать свой дар. В первую очередь, придется позабыть о своих чувствах к Лизе.
Разгадать это загадочное преступление главному герою удается с помощью Бомгарта и местного кузнеца Вакулы. Оказывается, что свеча, которую падчерица Хавроньи купила у цыган, начинена ингредиентами, которые вызывают галлюцинации. Сам Гоголь, вдохнув дым от этой свечи, сразу увидел один из своих страхов – Пушкина, который над ним смеется и критикует его творчество.
Главный герой догадывается, что убийца – это падчерица Параска, которая избавилась от Хавроньи, чтобы та не мешала ей выйти замуж. Гоголь изобличает ее, но Параска скрывается в лесу. Призрак Хавроньи настигает ее и отдает Темному Всаднику в качестве очередной жертвы.
Гоголь с помощниками пытаются спасти ее, но путь им преграждает колдовство Хавроньи. Когда Хавронья видит Гоголя, то в ужасе исчезает с криком: «Не подходи ко мне, темный». Все остаются в полном недоумении. Параску находят мертвой в лодке у берега.
Развязка картины
На следующее утро Гоголь со своими самыми верными товарищами обсуждает, как противостоять грозному противнику – Темному Всаднику. Вдруг в древнем зеркале появляется образ русалки Оксаны. Она рассказывает, что среди вещей Гуро остался сундук, который тот велел отдать Гоголю в случае непредвиденных обстоятельств.
Прикоснувшись к замку на сундуке, главный герой видит очередное видение. Новой жертвой Всадника может стать Лиза. Первый фильм заканчивается кадрами, в которых Гуро, которого все считали погибшим в пожаре, обозревает Диканьку, находясь на краю обрыва.
Съемочная группа
В фильме «Гоголь. Начало» съемочная группа сработала выше всяких похвал. Причем режиссером картины стал Егор Баранов, для которого она стала дебютной в большом кино.
Зато продюсерами киноленты выступила команда настоящих профессионалов: Александр Цекало, Артур Джанибекян, Евгений Никишов и Валерий Федорович.
Над увлекательным сценарием фильма работала целая группа малоизвестных, но талантливых и перспективных сценаристов. Это Тихон Корнев, Ким Белов, Алексей Чупов, Наталья Меркулова, Алексей Караулов и Филипп Коняшов.
Мрачные и загадочные кадры снял оператор Сергей Трофимов. На его счету полтора десятка популярных картин, среди которых городское фэнтези Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», комедийные мелодрамы того же Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение», «Елки».
За работу в исторической драме Сергея Бодрова-старшего «Монгол» Трофимов получил премию «Ника» в номинации «Лучшая операторская работа».
Александр Петров
Роль Николая Васильевича Гоголя досталась российскому актеру Александру Петрову. Он дебютировал в кино в 2010 году в эпизодической роли в сериале «Голоса». Спустя два года получил первую главную роль в приключенческом комедийном фэнтезийном сериале «Пока цветет папоротник». Он сыграл журналиста газеты «Секретная правда» Кирилла Андреева.
Также зрители его могут вспомнить по детективному телесериалу «Метод», где ему досталась роль Жени, многосерийной криминальной комедии «Полицейский с Рублевки», фантастической драме Федора Бондарчука «Притяжение».
В фильме «Гоголь. Начало» Александр Петров, по мнению большинства зрителей, справился с непростой задачей, создав яркий и неординарный образ великого русского писателя XIX века.
Олег Меньшиков
Опытного следователя Якова Петровича Гуро в этой картине играет народный артист России Олег Меньшиков. Его по праву считают одной из главных звезд этой картины. То, что Меньшиков согласился на участие в проекте, большая удача. Об этом неоднократно говорили продюсеры и другие создатели ленты «Гоголь. Начало». Олег Меньшиков создает на экране образ скрупулезного детектива, который разбирается во всех мелочах, чтобы, в конечном счете, докопаться до истины.
Олег Евгеньевич – настоящая звезда не только российского, но и советского кинематографа. Его культовые работы: лирическая комедия Михаила Козакова «Покровские ворота», драма Александра Хвана «Дюба-дюба», мелодрама Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», историческая драма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», экранизация романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Евгений Стычкин
В фильме «Гоголь. Начало» актер Евгений Стычкин также играет важную роль. Ему достался образ местного следователя Александра Христофоровича Бинха. Поначалу он мешает главным героям, постоянно вставляя им палки в колеса. Но в конечном счете не раз помогает и даже спасает от смерти.
Работой в фильме «Гоголь. Начало» Евгений Стычкин пополнил свою коллекцию ролей в отечественном кино. На его счету уже несколько десятков работ. Самые заметные – комедийный телесериал «Золотой теленок», драма Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль», психоделическая комедия Григория Константинопольского «Кошечка», драма Карена Шахназарова «Палата №6».
Таисия Вилкова
В фильме «Гоголь. Начало» Таисия Вилкова играет роль Елизаветы Данишевской. Той самой Лизы, в которую влюблен главный персонаж. Это 20-летняя российская актриса, которая уже успела запомниться театральным критикам игрой на сцене театра имени Пушкина и театрального центра «На Страстном».
В кино она дебютировала еще в 2005 году, исполнив роль Валентины Серовой в драматическом сериале «Звезда эпохи». Среди ее последних работ нужно отметить биографическую спортивную драму «Чемпионы», семейное приключенческое фэнтези Александра Войтинского «Дед Мороз. Битва магов», многосерийную детективную мелодраму «Отличница».
В картине «Гоголь. Начало» Таисия Вилкова создает на экране обворожительный образ жены полтавского помещика Алексея Данишевского, которая в восторге от творчества Гоголя и испытывает к нему сильные платонические чувства. По крайней мере, так она утверждает сама. Гоголь же к концу первой части по-настоящему влюбляется в Лизу.
Отзывы о фильме
Отзывы о фильме «Гоголь. Начало» оказались противоречивыми. Многим картина понравилась. Зрители и критики по достоинству оценили смелость создателей ленты, которые рискнули сделать из классических текстов Гоголя настоящий мистический детектив.
Динамичный сюжет насыщен отсылками к реальным фактам из жизни великого русского писателя. В фильме «Гоголь. Начало» актеры проявили себя с самой лучшей стороны, что также оценили все, кто видел эту ленту.
Многие из тех, кто поначалу недоумевал от того, что происходило на экране, признали, что конечный результат получился, как минимум, интересным. Правда, неоднозначным. Главное, на что рассчитывают доброжелатели этого фильма, чтобы к концу четвертой части создатели сумели органично свести воедино все сюжетные линии, потому что финал первого «Гоголя» у многих оставил чувство неудовлетворенности.
Фильм «Гоголь», отзывы о котором есть в этой статье, многим зрителям категорически не понравился. Среди них много зрителей и критиков, которые прямо утверждали, что Гоголь сейчас переворачивается в гробу от такой интерпретации своих произведений. Правда, даже они отдают должное сильному актерскому составу, особенно игре Олега Меньшикова и Александра Петрова.
Также много негатива вызвали дешевые спецэффекты, плохо прописанные диалоги и большинство второстепенных персонажей. Все это создает стойкое ощущение, что фильм не является чем-то цельным, а постоянно распадается на мелкие составляющие.
Начало сюжет фильма читать онлайн
Содержание/сюжет
Глава первая. Убийства в Диканьке
1829 год. Юный Николай Васильевич Гоголь служит судебным писарем в III отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге. Во время несения службы, чаще всего при убийствах, Гоголя мучают припадки, во время которых его преследуют странные видения, и в бессознательном состоянии он записывает, казалось бы, бессмысленные слова.
Неожиданно Гоголь знакомится со знаменитым следователем Яковом Петровичем Гуро, который сразу отмечает необычное свойство молодого писаря: его бессвязные записи оказываются ценными подсказками для расследования и убийца в кратчайшие сроки оказывается раскрыт. Вечером того же дня Гоголь, разбитый критикой и неуверенностью в собственном таланте, в слезах и бессильной ярости сжигает все скупленные образцы своего первого наивно-романтического произведения «Ганц Кюхельгартен». Следующим утром Гоголя навещает Гуро, тёплым словом поддерживает его и советует не падать духом после первой неудачи пробы пера, и также выражает признательность за короткое сотрудничество. Гуро собирается расследовать таинственные убийства девушек в Полтавской губернии около небольшого села Диканька. Гоголь, ночью имевший виденье об этом, просит Гуро взять его с собой в качестве помощника и писаря, к тому же он родом из тех мест. Гуро, симпатизирующий и заинтригованный припадками-видениями юноши, с лёгкостью даёт своё согласие и они отправляются в путь.
Прибыв в Диканьку, Гоголь и Гуро начинают расследование. Убийцу описывают как Тёмного Всадника, причем суеверное население крайне неохотно помогает следствию из Петербурга, особенно в лице местного следователя Александра Христофоровича Бинха. Там же Гоголь знакомится с женой помещика Данишевского Елизаветой, поклонницей его творчества, к которой начинает испытывать (как он себя убеждает) платонические чувства. Знакомится он и с самим помещиком Данишевским, человеком странным и загадочным, живущим с женой обособленно от Диканьки, несмотря на близкое соседство. Во время одного из видений Гоголю является Оксана (как оказывается позже, русалка). В обмен на помощь Николая (опознать среди русалок ведьму, высасывающую из утопленниц силу) она обещает ему помочь в расследовании. К удивлению и ярости Гуро выясняется, что такие же убийства происходили 30 лет назад и для их раскрытия ничего не было предпринято.
Во время очередного видения Гоголю удаётся опознать среди русалок ведьму, оказавшуюся Ганной с постоялого двора. Утром Гоголь и Гуро обнаруживают у заброшенной мельницы руку (русалки, раздирая ведьму на части, оторвали ей руку). Гоголь и Гуро предполагают, что нашли Всадника и спешат на постоялый двор, где обнаруживают Ганну; у неё отсутствует именно та рука, которая была найдена у мельницы. Разъяренная ведьма легко справляется с Гуро, после чего нападает на Гоголя, но её убивает Бинх. Дело раскрыто, и можно возвращаться в Санкт-Петербург. Ночью к нему приходит Оксана в образе Лизы, и она говорит ему, что настоящий убийца на свободе, а Ганна была лишь пособницей. В это время в загоревшемся по соседству сарае Всадник сражается с Яковом Петровичем Гуро, сарай рушится, и все полагают, что Гуро и Тёмный Всадник погибли под его обломками. Однако останки Всадника найдены не были. Гоголь решает остаться и закончить расследование самостоятельно.
Ночью Всадник приходит к гробу Ганны и воскрешает её. Ведьма молит Всадника о прощении, говоря о странных способностях Гоголя, но Всадник глух к её мольбам. Из сарая, где держат тело Ганны, раздаётся крик ведьмы.
Глава вторая. Красная свитка
Через несколько дней в Диканьке происходит новое убийство: баба Хавронья погибает прямо во время свидания при свечах с Поповичем, своим любовником. Тот остаётся жив, но бредит о свиной голове и красной свитке, символе супружеской неверности, который чёрт подбрасывает к порогу. Убийство обставлено так, будто его совершил Темный Всадник, но Гоголь во время припадка рисует лист липы («липа» означает подделку), а очнувшись, быстро подмечает, что знак Всадника в избе Хавроньи нарисован с ошибкой. Когда в доме обнаруживается орудие убийства, вину берёт на себя муж покойной.
На помощь Гоголю приводят местного доктора Леопольда Леопольдовича Бомгарта — человека исключительно научного склада ума, отрицающего существование нечистой силы. Вскрытие трупа показывает, что баба Хавронья умерла не от нанесённой раны, а от разрыва сердца из-за сильнейшего испуга. Её призрак начинает являться и угрожать падчерице Параске, у которой скоро свадьба. Гоголя же вновь мучают видения об Оксане и Елизавете: по словам русалки, чтобы научиться управлять своим даром, Николай должен отказаться от мирских привязанностей и, в первую очередь, от чувств к Лизе.
Разгадку Гоголь находит с помощью кузнеца Вакулы и доктора Бомгарта: свеча, купленная Параской у цыган (которая горела во время свидания Хавроньи и поповича), начинена галлюциногенами — Гоголь, едва вдохнув дым от этой свечи, видит один из своих страхов: насмехающегося над ним Пушкина, чьей критики своего творчества он очень боится. Поняв, что убийца — это Параска, инсценировавшая нападение Всадника, чтобы мачеха не мешала ей выйти замуж, Гоголь изобличает её, но та убегает в лес. С помощью колдовства Параску ловит призрак Хавроньи и отдаёт Всаднику как новую жертву. Пытающиеся нагнать девушку Гоголь, Яким, Вакула и доктор Бомгарт, услышав её крик, хотят помочь, но путь им преграждает убитая Хавронья и колдовством подкидывает и кружит в воздухе. Лишь благодаря свече, зажжённой не замеченным Хавроньей доктором Бомгартом, героям удаётся спастись. Также происходит неожиданное: призрак Хавроньи, встретившись лицом к лицу с Гоголем, неожиданно приходит в ужас и с воплем «Нет! Не подходи ко мне! Тёмный…» исчезает, оставив Гоголя и его друзей в недоумении. Но долго недоумевать не приходится: Параска найдена мёртвой в лодке у берега реки, а на поляне чернеет жуткий символ Тёмного Всадника.
Следующим утром на постоялом дворе Гоголь собирает доктора Бомгарта, кузнеца Вакулу и своего слугу Якима — единственных людей, кому он может доверять во всей Диканьке; все трое соглашаются оказать ему помощь в борьбе со страшным противником. Незаметно для всех в старом зеркале появляется улыбающаяся Оксана. Выясняется, что среди вещей Якова Петровича Гуро оставался сундук, который тот повелел отдать Гоголю в случае непредвиденных обстоятельств. Вакула легко вскрывает замок сундука, на который никто не смог найти ключ. Прикоснувшись к замку, Гоголь получает новое видение: следующей жертвой Тёмного Всадника может стать Лиза. Улыбка сходит с лица Оксаны, и она исчезает.
Глава и первый фильм заканчиваются на сцене, где, казалось, погибший в пожаре, Яков Петрович Гуро обозревает село Диканьку, стоя на обрыве.
Что не так с фильмом «Гоголь: Начало»
31 августа в широкий прокат в России выходит мистический фильм «Гоголь: Начало» Егора Баранова, в послужном списке которого ленты «Самоубийцы», «Соловей-Разбойник», «Иерей-Сан. Исповедь самурая» и сериал «Фарца». Рассказываем, почему детективные приключения Николая Васильевича (почти что Холмса) в Диканьке – весьма сомнительный повод выбраться в кинотеатр.
Сюжет-огрызок
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
По сюжету фильма «Гоголь: Начало» молодой и терзаемый смутными сомнениями относительно своего творческого таланта Николай Васильевич отправляется на Диканьку. Там он в качестве писаря помогает матерому следователю Якову Гуро в раскрытии таинственных убийств девушек. Раз за разом Гоголю во время припадков или снов приходят мистические видения, которые соединяют его с потусторонним миром и помогают в расследовании преступлений.
Сама по себе задумка вполне состоятельна, ведь тема загадочного творческого процесса Гоголя в переплетении с сюжетами его произведений образует плодородную почву для перспективной и жутковатой истории. Однако в случае с данной работой перспектива эта загублена. В лучшем случае она раскроется в следующих частях отечественной франшизы о всемирно известном классике литературы. Но сейчас мы, что логично, говорим только о первом фильме.
А здесь перед нами фактически два эпизода сериала, топорно склеенных друг с другом титром и демонстрируемых зрителю в виде фильма. Авторы, судя по имеющейся в Сети информации, намереваются поступить аналогично еще трижды, выпуская новые главы истории в массовый прокат раз в полтора месяца. По сути, нам в кинотеатрах в несколько заходов хотят показать телевизионный сериал под видом многосерийного фильма.
Практика уникальная, но отнюдь не радующая. Нужно понимать, что это кардинально отличается от условной кинематографической вселенной Marvel, каждая из картин которой сама по себе представляет целостное и законченное произведение, а не осколок одной истории.
Подобного совершенно точно нельзя сказать об этом фильме. Из того, что «Гоголь: Начало» – это банально два приложенных друг к другу эпизода сериала, вытекает композиционная несостоятельность ленты в качестве художественного фильма. Классические сериальные завязка, развитие и концовка каждого эпизода здесь никак не сглажены под формат фильма или сглажены скверно. Поэтому эти элементы композиции встречаются по два раза, то есть в каждом из двух эпизодов. В начале второй главы, например, нас совершенно внезапно окунают в новое расследование, что само по себе традиционно бывает в сериалах с наличием вертикальных сюжетных линий в каждом эпизоде. В случае с так называемым фильмом это ощутимо ломает темп.
Подобная двухсерийность совершенно неприкрыта, чего не должно быть в самостоятельной картине. Ну а стандартный для не последнего эпизода сериала финал обрывает историю настолько внезапно, что складывается ощущение, будто тебе только что показали лишь половину фильма. Из-за этого воспринимать «Гоголь: Начало» как гармонично выстроенное кино совершенно не получается.
Отдельно хочется отметить один забавный и одновременно с тем грустный факт. Трейлер ленты «Гоголь: Начало» содержит множество сцен, которых при просмотре этого фильма вы не увидите. Вероятно, авторы припасли их для следующих частей — анонсированного на 2018 год продолжения (фильм «Гоголь 2. Вий» появится в кинотеатрах 5 апреля 2018 года, а через полгода, 31 августа 2018 года, в прокат выйдет часть «Гоголь 3. Страшная месть», после чего последуют завершающие сагу 6-серийный телесериал и телефильм). Только вот получается, что создатели трейлера ленты «Гоголь: Начало» фактически довольно нагло вводят зрителей в заблуждение. Нехорошо.
Уныние на грани меланхолии
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
Жанрово «Гоголь: Начало» в очень общих чертах напоминает фильмы о Шерлоке Холмсе Гая Ричи, но в более явной мистической обертке. Однако актерский состав ленты «Гоголь: Начало» подкачал. Главный герой детективно-приключенческой истории из Диканьки совершенно не дотягивает до персонажа, сыгранного Робертом Дауни младшим. Эмо-Гоголь Александра Петрова получился довольно унылым для кино подобного жанра. Именно унылым, а не мрачным или таинственно-мистическим. За таким героем не хочется следовать по его тернистому пути, как, собственно и сопереживать ему.
Олег Меньшиков, исполняющий мастеровитого следователя Якова Гуро, харизматичен, только вот играет он персонажа второстепенного и в «Начале» имеет не так уж много экранного времени. Тем печальнее, что на его фоне так во всех смыслах блекло выглядит Гоголь Петрова. Отточенного и запоминающегося дуэта, как у Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу, у отечественных исполнителей, к сожалению, не получилось. Петров (талантливый актер!) мог бы тягаться с Меньшиковым, если бы создатели переосмыслили характер Гоголя (рискнул же, в конце концов, Гай Ричи?) и дали ему хоть какой-нибудь интересный характер и волю.
Тут же совершенно логично получается, что забитый и чувствительный Гоголь, производящий впечатление трепетного юноши, уступает уверенному и осмысленному Гуро по всем пунктам — именно уступает, а не дополняет, и не выгодно контрастирует с ним. Внушительная часть остального актерского состава, правда, выглядит еще печальнее, особенно женская его половина. Поэтому, когда герой Меньшикова исчезает из кадра, источаемое им обаяние тут же сменяют почти беспросветные грусть и тоска. И да, о раскрытии персонажей пока говорить тоже не приходится, ведь перед нами, напомню, лишь два из восьми эпизодов сериала.
Кстати, хоть и в основу фильма «Гоголь: Начало» и лег сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», здесь также можно обнаружить отсылки к сборнику повестей «Миргород» («Вий»), и к знаменитой поэме «Мертвые души». Прямого сходства телефильма с тем, что написано у Гоголя, ждать не стоит — знаменитое «я художник, я так вижу» никто не отменял.
Высокобюджетный сериал или фанфик
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
Еще одна откровенно слабая сторона фильма «Гоголь: Начало» на фоне качественных представителей жанра, например, той же дилогии Ричи о Холмсе, – визуальная сторона. Нужно отдать ленте должное: костюмы и декорации не разочаровывают и стилистически выдержаны весьма неплохо. Но фон и одежда не могут вытянуть картинку, которая страдает от столь безынтересно и блекло поставленных сцен хоррора или экшена. Здешние ужасы совсем не пугают (если только детей, которым этот фильм из-за обилия обнаженки смотреть запрещено).
Битвы тут тоже пресные. Ни о какой режиссуре и постановке уровня картин Ричи речи не идет и близко. В итоге местами происходящее на экране вовсе напоминает фанфик по фантастическим произведениям Гоголя. В эти моменты особенно сильно хочется показать авторам в качестве образца крутой проработки нечисти из славянской мифологии (да и в целом для примера искусной постановки сцен) ролики видеоигр серии «Ведьмак». Временами складывается впечатление, что они их и так смотрели, но очень уж невнимательно.
«Аншлаг» во время чумы
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
В фильме «Гоголь: Начало», надо отметить, довольно много юмора. Учитывая мрачную обстановку и обилие жестких моментов, кажется, что этого юмора даже как-то чересчур много. Однако временами он заставляет улыбнуться (пару раз за фильм, наверное). Также здесь встречается большое количество отсылок к произведениям русских классиков. От Меньшикова может даже прозвучать каноничная фраза «А не хлопнуть ли нам по рюмашке», произнесенная его персонажем в «Покровских воротах». Но общее впечатление пара таких милых нюансов исправить не в силах.
Что в итоге?
Кадр из фильма «Гоголь: Начало»
«Гоголь: Начало» нельзя назвать полноценным художественным фильмом. Это отрывок сериала про довольно безынтересно воплощенного Николая Васильевича. Сериала, не преуспевающего ни в качестве яркого детективного приключения, ни в виде пугающего хоррора, ни как симбиоз этих жанров. Возможно, как шоу из восьми эпизодов на российском телевидении «Гоголь» в конечном счете будет смотреться чуть уверенней, но первая из четырех его частей в качестве целостного произведения/ фильма выглядит абсолютно несостоятельно.
P.S. В прокате фильм (то есть сериал) «Гоголь: Начало» идет в двух версиях: 16+ и 18+. Если вам исполнилось 18 лет, рекомендуем посмотреть «взрослую» версию — она цельнее и в хорошем смысле страшнее.
Гоголь. Начало (2017): фильм, кадры, сюжет, отзывы, смысл
Я давно не питаю надежд, что отечественные ужасы могут быть если не страшными, то хотя бы интересными и содержательными. В этот раз мне дико повезло и этот фильм или же сериал оказался, пожалуй, лучшим, что я видела из отечественного кино за последние несколько лет. Возможно, причина заключается в том, что в основу всех историй легли рассказы Н. В. Гоголя, которые сами по себе чудесные и страшные.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Но все они умело оформлены в столь удивительную, содержательную и загадочную историю, что лично я получила истинное удовольствие при просмотре. Кстати, на момент просмотра первого фильма я понятия не имела, кто такой Александр Петров и где он снимается. Но и позже, например, в том же сериале «Метод» он меня не впечатлили от слова вообще. Но Гоголь получился у него такой живой, такой эмоциональный, временами напуганный, временами неуверенный. В общем, чудо, а не герой.
И да, Меньшикова терпеть не могу, но в роли Гуро не представляю никого другого. Такой саркастически высокомерный, все его шуточки-наглости уместны как никогда. Вообще, если уж на то пошло, актерский состав — практически идеальный, съемки потрясающие, спецэффекты передающие видения и пребывание в ином мире уместно сдержанные. В общем, что-то затянулось мое предисловие, потому перейду к своему отзыву.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Короткое описание завязки сюжета
Итак, Николай Васильевич Гоголь — писарь в следственном отделе. Ему часто приходится видеть преступления, но есть у него одна особенность – при виде крови и особенно трупов он временами впадает в необычное полубессознательное состояние и машинально делает какие-то странные записи.
До текущего момента никто на его записи внимания не обращал, а припадки по большей мере раздражали дознавателей. Но следователь Яков Петрович Гуро отметил, что там содержатся подсказки для раскрытия преступлений. Именно благодаря этому известный сыщик и умудрился найти убийцу буквально за полчаса. Эта особенность рядового писаря сильно впечатлила Гуро, и тот обманным путем привлек нашего героя к своему новому расследованию, которое должно пройти в Полтавской губернии близ села Диканьки.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Ах да, совсем забыла. Гоголь в свободное время балуется писательством. Пишет, потом публикует свои произведения за свои же деньги, а после разгромной критики скупает свои книги и сжигает их, страдая в душе. Этими его поступками крайне недоволен его слуга Яким. Кстати, даже слуга у Гоголя очень колоритная личность. Он ворчит, нервничает, но не бросает своего хозяина, как это случилось в фильме «Вурдалаки».
Так вот прибыв в село Диканьки Гуро и Гоголь немедленно приступают к расследованию чреды преступлений. В течение короткого времени были найдены три трупа молодых девушек. Убиты они профессионально, а их тела напрочь лишены крови. Каждый раз рядом с местом преступления видели призрачного всадника. Видимо, именно он и есть убийца.
Уже в первый же день Гоголь попадает в приключение. Вскрытие трупа на глазах привело Николая Васильевича в не очень хорошее состояние, а потому он случайно попал под колеса проезжавшей мимо брички. Так он познакомился с Лизой Данишевской и ее мужем Алексеем. А когда возвращался ночью домой, произошла его первая встреча с дочкой мельника — Оксаной, которая впоследствии оказалась русалкой и влюбилась в нашего героя.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Яков Петрович Гуро
Очень неординарная личность. Человек властный, умный, опытный, смелый. Периодически произносит сакральные вещи. Не приемлет, когда ему лебезят и пытаются давить. При этом Гоголю он прощает все его чудачества, ибо подсознательно осознает, что тот не совсем просто писарь. Возможно, он его использует в своих собственных целях, но это исключительно на благо дела. Следующая фраза принадлежит именно ему:
«Разница между сном и реальностью иногда небольшая. А для натур впечатлительных она, эта разница, вообще отсутствует.»
Собственно, именно этот факт в первую очередь и объясняет способности Гоголя. Когда Гуро погиб, я даже расстроилась. Как я уже говорила в начале, сыщик в исполнении Меньшикова гениален.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Николай Васильевич Гоголь и его темный дар
Собственно создатели придумали писателю новую судьбу, но она пересекается с его реальной биографией. Все его мистические рассказы отлично вписываются в киношную историю. Думаю, о настоящем Гоголе нам известно не так много как хотелось бы.
Но да, он и вправду писал и жег свои произведения и даже пытался попасть к Пушкину, но их встреча не состоялась по причине того, что поэт всю ночь играл в карты. Конечно, Деревянко в роли Пушкина полное убожество. Но если учесть, что это было что-то типа кошмара, то видимо в его образе явился какой-нибудь демон.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Киношный писатель впечатлил меня, думаю, в этой выдуманной истории есть доля истины. Иначе не написал бы он все те рассказы, которые пугают почище современных фильмов ужасов. О том, что наш герой не такой как все, ему рассказала утопленница Оксана. Ее слова подтверждает возрожденная к жизни темным всадником ведьма Ганна.
Они утверждают, что у Гоголя есть темный дар, который позволяет ему попадать в другой темный мир, где жизнь совсем иная. Ему нужно учиться управлять этим даром, Оксана может помочь. Но из-за ревности та отказывается это делать. Вообще, симпатичная мавка постоянно помогала нашему герою и жутко ревновала к Лизе. Но если Лизу он любил, то Оксану воспринимал больше как сестру и помощницу.
И это очень сильно печалило девушку, ведь у русалок непростой характер. Не такой, конечно, как показан в недавнем ужастике «Русалка: Озеро мертвых», но все же. Оксана приходит к Гоголю во сне и наяву, только кроме него ее никто не видит.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Трагичный конец и продолжение расследования
Увы, первая половина фильма заканчивается весьма трагично. Яков Петрович погибает в пожаре, но Гоголь не собирается уезжать из деревни. Ведь убийца так и не найден, а Ганна хоть и ведьма, но просто пособница черного всадника. Она явно не убивала всех этих девушек. Глава местного управления полиции — Александр Христофорович Бинх (Евгений Стычкин как всегда на высоте) не особо рад тому, что Гоголь остается и теперь сам ведет расследование.
Но вторая часть первого фильма под названием «Красная свитка» начинается с нового преступления. Гибнет местная баба, которую вроде как зарезали, хотя позже выясняется, что умерла Хавронья от разрыва сердца. Местные жители уверены, что ее убил сам Дьявол, ибо на порог изменщицы подбросили красную свитку. На месте преступления обнаружен знак, который всегда оставляет всадник. Но Гоголь понимает, что это убийство — подстава, кто просто сымитировал его почерк.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Соратники и друзья Гоголя
В этой серии Гоголь знакомится с кузнецом Вакулой, который некогда общался с самим чертом. Но теперь старается держаться подальше от всяких мистических происшествий. Е него есть маленькая дочурка Василина, которая впоследствии сыграет важную роль во всей этой истории. Изначально Вакула не хотел помогать Гоголю, но потом стал его верным так сказать соратником.
Второй интересный персонаж — местный доктор Леопольд Леопольдович Бомгарт. Очень умный и постоянно пьяный, но специалист своего дела. Собственно, пьет он от ума и невозможности реализовать свои способности. Хотя и у доктора есть своя тайна. Именно эта компания (еще и верный слуга Яким) помогла Гоголю чуток прийти в себя и даже получить пользу для дела.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»История про Хавронью и Параску
Кстати, муж Хавроньи — Черевик оказался на редкость сообразительным человеком и вправду любил свою дочь. А вину ее взял на себя, потому что чувствовал, что виноват во всем сам. Что сам женился на распутной бабе, которая изменяла ему и не давала житья дочери. Как говорится лучше поздно… Увы саму Параску это не спасло от гибели, но сцена погони за бесом в образе Хавроньи повеселила. Спецэффекты, конечно, в этом случае примитивные, но само действие замечательное.
Видимо, будучи нехорошей женщиной при жизни Хавронья стала темной силой сразу же после смерти и послужила черному всаднику. А чтобы Гоголь со своей командой не помешал ему, Хавронья их путала, пугала, морок наводила. Доктор, кстати, сразу же решил, что это белая горячка и все происшествие провалялся в обмороке. Да и ведьме помешал совсем случайно. Просто зажег ту самую свечку, которая послужила причиной ее смерти. При этом Хавронья вдруг рассмотрела в Гоголе темного и спешно ретировалась.
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»Продолжение следует…
Первый фильм естественно не дает полной информации о том, что же происходит на селе Диканьки. Но это и понятно. На самом деле «Гоголь» это сериал, который был разделен на три отдельных части. Две серии из него выкинули вообще. Этот ход и не лишил смысла сам фильм, но все же в них есть много интересного.
И что показательно, в конце второй серии прикоснувшись к сундуку Гуро, Николай увидел правду о черном всаднике. Только вот растолковать ее правильно не сумел. Заподозрить любимую женщину? Ему такое даже в голову прийти не могло. И да, в финале на пригорке возвышающемся над деревней появился Гуро — живой и здоровый. Значит мы с ним еще обязательно встретимся в следующей части.
Меня вдохновлял уральский драматург Николай Коляда
ГОРОД С КУЛАКОМ В КАРМАНЕ
– Егор, вы родились и выросли в Екатеринбурге. Что этот город для вас значит?
– Большое влияние в выборе профессии на меня оказал Николай Коляда и его театр. И сразу же после школы я поступил во ВГИК на режиссерский факультет к Сергею Александровичу Соловьеву. Для меня Екатеринбург – это, в первую очередь, центр. Жил на Шейкмана, учился в 9 гимназии. Мне нравится его эклектичность, за редким исключением – «Пассаж». Нравится компактность, в которой кроется безумная энергия с фигой или даже кулаком в кармане. А Свердловский рок-клуб всегда отличался от других своим протестом против всей другой культуры.
В фильме писателя преследуют улитки. Это основано на том, что Гоголь очень боялся слизняковФото: ТВ-3
– К вопросу о протестах. Не боитесь ли вы демаршей со стороны ревнителей творчества Гоголя, что вы оттоптались на произведениях великого писателя?
– Не боюсь, потому что очевидно – такие люди будут. Я не понимаю позиции: «Руки прочь от классики». Что с классикой случится-то? Мы живём в эпоху постмодерна, когда современное искусство создают, черпая его из творчества Николая Васильевича, Александра Сергеевича. А мы всё хотим запечатать, обтянуть плёнкой, не дышать на это – пусть всё покрывается пылью. Это неправильно – так не будет развиваться культура.
– Чего в фильме больше – хрестоматийности или вымысла?
– «Гоголь» – это не биографический фильм и не точное воспроизведение произведений классика. «Гоголь» – это фантазии на тему. Конечно, за основу мы брали «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и даже «Мертвые души». По сюжету Гоголь в должности писаря при следователе пытается поймать убийцу местных девушек, Черного всадника, и параллельно встречается с мистикой, которая окружает и наполняет Диканьку. От фильма к фильму история закручивается всё больше. Второй фильм будет еще более зрелищным, в третьем плотность действия и магии усилится в разы: появится сюжет из 17 века с рыцарями, путешествия в ад с огнём. В общем, мы фантазируем всё больше.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ С ОБНАЖЕНКОЙ
– В фильме присутствуют сцены с обнаженной натурой, поэтому он рекомендован к просмотру зрителям от 16 лет. Вряд ли школьникам можно показывать такого Гоголя…
– Я не понимаю этого ханжеского отношения к обнажению. А что в этом может быть плохого? Люди занимаются сексом – мы так получаемся. Когда при просмотре фильма какой-нибудь молодой парень лет семнадцати говорит, что ему тошно смотреть на то, как люди в кадре занимаются сексом, мне это удивительно. Мы что, должны быть так воспитаны, что занятие любовью для нас – это что-то мерзкое и постыдное, поэтому надо делать это тихо и потом жалеть об этом годами? Я считаю это абсолютно нормальной частью человеческой жизни и не вижу в этом никакой причины каким-то образом цензурировать обнаженность и не показывать её на экране, если это дает правильные эмоции для кино, для героев, для сцены, для жанра, в нашем случае. И если мы будем это табуировать, то просто превратимся в азиатскую страну.
Из-за некоторых откровенных сцен фильм получил маркировку «16+»Фото: ТВ-3
– Благодаря проекту открыли ли вы Гоголя с новой стороны?
– Мы решили показать становление Николая Васильевича как писателя. Как от поэта, который написал наивнейшую поэму «Ганц Кюхельгартен», он приходит к тому, что пишет «Мертвые души» и другие произведения, про которые потом Александр Сергеевич скажет: «У вас такая страшная Россия». При этом Гоголь делал это через юмор и иронию. В любом случае, возникает вопрос, какой путь нужно пройти, какое внутреннее разочарование и надлом испытать, чтобы от любовной поэзии прийти к мысли о том, что в каждом человеке есть чертовщина, и стать неким Балабановым своего времени. И это становление Гоголя мы хотели передать в легкой приключенческой форме.
ГЛАВНЫЙ КОШМАР – УЛИТКИ
– Какие биографические факты мы можем увидеть в фильме?
– Гоголь обладал огромным количеством фобий. В фильме писателя преследуют улитки. Это основано на том, что Гоголь очень боялся слизняков, а в старости ходил с тростью, давил их и смеялся. Также в сюжете фильма можно проследить другую особенность Николая Васильевича – он всегда мерз и спал под огромным количеством одеял. Появление Николая Васильевича на свет обросло огромным количеством легенд. Он родился единственным здоровым ребенком в семье. Его братья и сестры умерли при рождении или в детстве. Эту часть его биографии мы рассмотрели под определенным углом, наделив главного героя некими сверхспособностями, в частности, вступать в контакт с загробным миром.
Ведьмы в «Гоголе» получились очень колоритнымиФото: ТВ-3
– А от чего вам пришлось отступиться?
– В фильме Гоголь, будучи молодым человеком, уже предстает затворником, хотя на самом деле он был компанейским хулиганом. И к тому, в каком образе он представлен на портрете, висящим на школьной скамье, он не в 20 лет пришел. Но в нашем случае, это был сознательный ход, потому что нам нужно было показать визуально привычного Гоголя, и потом сказать: «А он не такой привычный, как вам кажется».
ПЕТРОВ УГОВОРИЛ МЕНЬШИКОВА СНИМАТЬСЯ
— Почему вы взяли на главную роль Александра Петрова?
– Мы уже работали с ним на двух картинах и как раз заканчивали телевизионный проект «Спарта». Тогда же продюсер Александр Цекало пришел ко мне с «Гоголем». А я предложил Петрову попробовать себя в роли Гоголя. Мы раздобыли ему парик и костюм, я взял камеру, и на улице Петербурга мы сделали пробу, которая нам понравилась.
– Пытались ли вы придать Петрову внешнее сходство с Гоголем?
– Мы пробовали пластический грим, но отказались от него. Портретное сходство восковой фигуры убивает харизму самого актера и убивает живые эмоции на лице. Также у меня возникала мысль, чтобы Саша надевал на глаза линзы, так как у него голубые глаза, а у Николая Васильевича были карие. Но от этой идеи тоже ушли, потому что в рамках черно-белой стилистики его голубые глаза работают как акцент. Я поверил ему как актеру, что он играет того Гоголя, который нам нужен.
в «Гоголя» Петров и Меньшкиов перекочевали из другого блокбастера — «Прибытие»Фото: ТВ-3
– Олег Меньшиков в последнее время почти не снимается в кино. Как удалось его заманить?
– Саша был определенной наживкой. А если серьезно, то до начала кастинга составляется список актёров, которые идеально могли бы подойти на определенную роль. И Олег Евгеньевич был первым в нашем dreamcaste, хотя нам оставалось только надеяться заполучить его. Однажды мы поделились нашей мечтой с Александром Петровым, у которого Меньшиков является художественным руководителем в театре Ермоловых. На что Саша сказал: «Дайте мне материал – я до него достучусь». И Саша сделал первый шаг, Олег Евгеньевич нас услышал, ему понравился материал, его авантюра и хулиганство. И дальше всё пошло как по маслу. Меньшикову самому стало интересно попробовать себя в этом проекте.
Рецензия на фильм Гоголь Начало 2017 года режиссера Егора Баранова
Осыпать фильм Гоголь: Начало молодого и малоизвестного режиссёра Егора Баранова гневными возгласами начали уже после выхода первого трейлера. Дескать, ждёт нас очередное изощрённое извращение над бессмертной классикой. А хрестоматийное «Гоголь бы в гробу перевернулся» стало самым популярным комментарием. В ответ на это режиссёр в одном из интервью лихо отшутился, сказав, что отличный, кстати, был бы слоган к фильму.
Предпремьерный показ картины в Санкт-Петербурге прошёл в прогрессивном кинотеатре нового поколения «Каро 11» в торгово-развлекательном центре «Охта молл». В честь этого события в северную столицу приехала съемочная группа фильма и его идейный вдохновитель – Александр Цекало. Он заметил, что фильм был снят в Питере, а также является пилотным вариантом телевизионного шоу, которое будет состоять из 8 серий. Для большого экрана серии объединят в четыре полнометражных фильма. Поэтому, сразу нужно отметить, что «Гоголь. Начало» — это не адаптация классики и угодить филологам и литераторам ни у кого в планах не было. Режиссёр и актёры даже произведения писателя перед съемками перечитывать не стали, чтобы проект получился максимально экспериментальным. В итоге нас ожидает постмодернистский чёрный хоррор, основанный на вольной трактовке биографии Гоголя, а ещё на мифах и мистических легендах из его произведений.
Смотреть трейлер «Гоголь: Начало»
Рейтинг 18+ был оправдан сразу с открывающей сцены, в которой есть и обнажённая барышня и бранные словечки и кровавое убийство, снятое в духе «Игры престолов». В центре сюжета — Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). Он, уважаемый детектив, который из-за своего цинизма и проницательности, смахивает на героя Кристофа Вальца в «Бесславных ублюдках» Тарантино. Расследуя рядовое убийство, он знакомится с молодым Николаем Васильевичем (Александр Петров) — скромным и нервным писарем, который то и дело впадает в загадочные припадки и фиксирует свои видения на бумаге. Эти видения — почти всегда ключ к разгадке преступлений. Гуро вербует парня и берёт его с собой расследовать дело покрупнее — массовые загадочные убийства девушек в селе Диканьки. Местные здесь судачат, что виной всему — дьявол, в обличие всадника. Гуро с Гоголем пытаются разобраться — происки ли это нечистой силы или изощрённого убийцы.
Фильм «Гоголь: Начало» и соответствие реальным историческим фактам
Из соответствия реальным историческим фактам в фильме присутствуют несколько характерных черт, присущих Николаю Васильевичу. Например, в юности он творил под псевдонимом В. Алов, имел привычку предавать огню свои рукописи и панически боялся слизняков. В остальном, Гоголь в исполнении Петрова — персонаж автономный и, кстати, довольно очаровательный. Правда, для реализации своего героя Александру Петрову приходится сдерживать весь свой природный пыл и быть почти безмолвным. Русалки, брутальные казаки, ведьмы и прочие герои произведений писателя здесь тоже имеются. Речь героев причёсанная и современная. Никаких диалектов и колоритных словечек.
Все остальное, происходящее в фильме – галлюциногенный и изощрённый трэш, снятый в духе современных киноадаптаций, вроде «Шерлока» Гая Ричи, «Виктора Франкенштейна» Пола МакГигана и мини-сериала «Записки юного врача».
Но смотреть всю эту феерию приятно, прежде всего, из-за классной художественной постановки. Сделан «Гоголь» очень стильно и красиво. Хотя, вся эта мистическая оболочка сильно напоминает готичные фильмы Тима Бёртона. Но все здесь скопировано и подсмотрено грамотно. Сюжет первую половину фильма интригует, хотя к финалу ожидаемо сдувается и начинает напоминать наивную детскую страшилку. Заключительный клиффхэнгер («крючок») слабый и не вызывает непреодолимого желания узнать, что будет дальше.
Фильм «Гоголь: Начало» вызывает смешенные эмоции
Реакцию зрителей на этот фильм, в принципе, предугадать легко. В основной своей массе она неминуемо будет негативной, но хочется вам сказать, чтобы не испытать разочарования, абстрагируйтесь от любых ожиданий, иллюзий и литературных изысканий. Смотрите этот фильм, как качественно сделанный аттракцион — кровавый, смешной и местами откровенно дурацкий. И помните, что экранизация и тв-шоу, это два принципиально разных продукта. С таким настроем у вас появится шанс получить удовольствие от просмотра. Ну, а юным школьникам, которые, несмотря на 18+ точно сбегают в кино, «Гоголь» понравится однозначно. И возможно, увидев, как писателю снятся эротические сны, а жителям деревни отстреливают голову из охотничьего ружья, зайдут в книжный магазин и приобретут «Вечера на хуторе близ Диканьки». А потом допытаются у своих учителей литературы, где тут, правда, а где ложь. А это уже результат.