Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Интервью jah khalib – «После свадьбы начинается настоящая война — с миром, с бытом и со всем, что тебя окружает» (новости TopHit.ru)

Интервью jah khalib – «После свадьбы начинается настоящая война — с миром, с бытом и со всем, что тебя окружает» (новости TopHit.ru)

«Больше всего я боюсь поймать звезду»

Семейные драмы, песни для свадеб и авторитет Басты — накануне выхода новой пластинки Jah Khalib рассказал нашему сайту то, что не рассказывал ещё никому.

Недостроенный дом. Стрелок, внешне напоминающий героя фильма «Леон», занимает позицию на верхних этажах. В его руках появляется снайперская винтовка. Цель зафиксирована. Прицеливается. Выстрел. Минус один.

Это пересказ одной из сцен видео «Созвездие ангела», предпоказ которого Jah Khalib устроил мне прямо посреди интервью. По ходу просмотра боковым зрением стараюсь следить за артистом. Главным образом, чтобы, как в старом поп-шлягере, узнать, не наблюдает ли он мою реакцию как одного из первых посторонних зрителей. Куда там! Внимание Jah Khalib направлено на экран — и ничего, что клип он смотрел, вероятно, уже раз 100. Перекрикивая музыку, он информирует о нюансах как съёмочного процесса, так и создания композиции, на которую, по словам исполнителя, ушло 2 месяца работы и сотни человеко-часов.

Это первый клип такого уровня в его карьере. А альбом с несколько комичным названием «Если чё, я Баха» — первая полноформатная пластинка. Чтобы прийти к аншлагам и забитому концертному графику ему не понадобилось ни первого, ни второго. Понадобились, кто бы мог подумать, лишь классные песни — трогательные, но реалистичные. Напевные, но мужские. Хип-хоповые, но с редкими для жанра мелодичностью и музыкальным мышлением. Ну а пока от новой пластинки Jah Khalib отделяет какая-то неделя, у нас есть его истории.

Твой альбом выходит 29 сентября — но ты до сих пор над ним работаешь.

Просто у меня вечный голод. Я вновь приехал в Киев, чтобы писать музыку на студии у Вадика Teejay. Пока в треклисте альбома у нас 15 треков, а всего демок написано 92. Меня уже пацаны успокаивают: “Баха, ну всё. Давай вот эти 15 — и хватит!”. А на деле альбом ещё не записан. Это не проблема, я его запишу за 3 дня. Случилась фигня с голосом: повредил связки и врачи наказали молчать 12 дней. Как раз в то время, когда я должен был записывать материал.

Как выбираешь, какие песни оставлять на альбоме, а какие нет?

Схема такая: я делаю демку. Мы её слушаем. Если в ней что-то есть — мы её допиливаем.

Исключительно на собственное мнение опираешься или есть фокус-группа?

Фокус-группа вступает в ход, когда я уже ставлю пацанам законченную песню.

Сложилось мнение, что в своей музыке ты всё стремишься контролировать лично. У тебя большой саундпродюсерский опыт. А с тобой легко музыкантам сработаться?

Иногда меня ребята не выносят. Я умею работать в команде, но я контрол-фрик. Слежу за всем. Если режиссёр мне снимает клип, я постоянно сижу с ним рядом на съёмках. Обязательно сижу на цветокоре. Если делегирую сведение трека звукачу — потом всё равно сижу над проектом и проверяю, что он сделал. Взять недавно вышедшую песню “Созвездие ангела”. Звукач свёл её дважды. Потом я вернулся с концертов — и сам пересвёл ещё 4 раза. В итоге над песней работало 7 музыкантов, а аранжировал и сводил я её 2 месяца.

Кому-то ещё из артистов такой фанатизм в работе свойственен?

Басте. Он тот ещё фанатик. В прошлом году перед тем, как он позвал выступить на фестивале “Баста +”, у меня был творческий застой. 3 месяца, прикинь, ничего не писалось. Сажусь за бит — и ничего. Однажды мне звонит Коля (Николай Дуксин, концертный директор лейбла Газгольдер — прим. The Flow) с Газгольдера по одному вопросу и говорит, вот, тебе сейчас Баста наберёт. Я вначале подумал, что он меня разыгрывает. Но потом действительно Васян позвонил, пригласил меня к себе посидеть-познакомиться. Я приехал на Газгольдер, увидел, как Баста работает, и меня это так вдохновило! Если мне становится сложно, я думаю о нём как об ориентире. Я тоже работаю-работаю постоянно, пишу, но с каждым происходят моменты, ломающие веру в себя, уводящие в сомнения. И Баста для меня как мотиватор и большой пример. Я этого не стесняюсь нисколько.

Почему на нашей рэп-сцене артисты так редко публично признаются, кто из коллег на них повлиял?

Они сами себя обманывают. Придумывают ненужные условности и рамки. Особенно меня добивают музыканты, которые говорят: “Я делаю музыку для себя”, понял? Я всегда говорю: “Чувак, ну что ты врешь? Какое “для себя”? Ты же хочешь, чтобы её слушали! Чтобы она нравилась людям! Какой смысл быть музыкантом, если тебя никто не слушает? Если ты делаешь музыку для себя, возьми посох, иди в горы, паси баранов и пой для них”. Сейчас много стереотипных чуваков, которые пыжатся казаться уникальными. Королями. “Я не буду слушать попсу, потому что я “тру”. Или говорят: “Я не буду упоминать имя повлиявшего на меня артиста, потому что я индивидуальный с якобы собственным стилем”. Может, это из-за эго? Нашему хип-хопу не хватает объединённости: все рвутся доказывать, что они круче всех. А есть персонажи, которых в этом деле интересует одно — музло. Это мой подход. Мне не стыдно признаться, что мне нравится тот или иной исполнитель.


Если клип — интерпретация «Леона-киллера», то песня «Созвездие ангела» — это его «Shape of My Heart». Элегантности логической цепочке недостаёт, но что-то в ней есть.

Публика воспринимает тебя как романтика, но не замечает, как высоту чувств в песнях ты уравновешиваешь приземлённостью бытовых сюжетов. Можешь в песне девушку назвать “ненормальной дурой”, её истерики — “бабской руганью”. Но твой герой всё равно будет стараться с ней помириться. Мне кажется, твои песни о том, что люди неидеальны, что отношения неидеальны — но надо с этим как-то жить.

В этом и суть! Это наш жанр. Понимаешь, все поют о любви не по-настоящему. Чувак поссорился со своей бабой, пришёл на следующий день на студию и написал трек: “Моё солнышко, я тебя люблю! У нас с тобою всё хорошо! Мы на небе”. Это не тру. Напиши о том, как ты поссорился с этой сукой вчера. Свою реальную историю из жизни. Покажи людям реальную бытовуху. Мне не в кайф фильмы с наигранным хэппи-эндом, мне подавай тот, где разыгрываются жизненные ситуации. На днях смотрел “Человек, который изменил всё”. Брэд Питт. Про бейсболистов. Бро, ну вот там реальная жизнь. Так же и я когда-то пацанам своим говорил: “Почему нет музыки, в которой артисты говорят о любви как есть? Почему пишут ваниль, как сильно любят, но не пишут, как ссорятся? Есть либо грустняк “ты меня бросила”, либо “я тебя люблю, малышка”. Люди баланс потеряли во всём. Пацаны сейчас либо жёсткие подкаблучники, либо жёсткое быдло. Хотя, как по мне, пацан должен находить золотую середину в отношениях. Если девушка допускает, он должен ей чётко сказать, объяснить и направить её. Как бы то ни было, для женщин мы всегда будем вектором. Женщины живут эмоциями. Наша цель с этими эмоциями совладать и направлять. Это двусторонний процесс: женщины обогащают жизнь мужчин эмоциями, вдохновляют нас. Мужчины учат их, направляют и дарят нежность. Всё должно быть в балансе. Так и мы в нашем музле нашли золотую середину, рассказали обо всём — о плюсах, но и о минусах.

Тебе продюсерское образование помогло спланировать такой курс?

В отношении творчества нельзя включать бизнес. Я понял, о чём ты говоришь: не поступаю ли я коварно.

Коварно? Я бы сказал “профессионально”.

Бро, это может быть субъективно, но я не считаю такой подход профессиональным. Вот у нас есть музыка и есть маркетинг. Кто-то делает вначале маркетинг, а потом из этого уже делает песни. Вот представим, как проходило планирование большого хита корейца Psy. Стоят чуваки и говорят: “Нам нужен кореец, нужны бешеные танцы, нужны дикие просмотры”. Задачи расставлены — а уже потом делается музыка. В русском рэпе артисты, действующие по такой же схеме, тоже есть. Я так не могу. Мне с детства привили любовь и уважение к музыке. Кто-то может сказать, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но всё дело в отношении. Кто-то делает музыку ради славы, другие — ради музыки. У первых получается коммерческое говно. Не хочу на личности переходить… Допустим, появился инстаграм — и чувак сразу сделал о нём песню. Это маркетинг-схема. Сделал — и она стрельнула. Вроде не в чем его обвинять, да? А теперь смотри на Скриптонита, делающего музыку ради музыки. Тут уже можно на личности переходить. Сделал нереальный альбом, засунул в него отрывки из своей жизни. Подошел творчески и очень интересно. А потом нашлись люди, которые смогли донести его музыку инструментами маркетинга или еще чем-то до массового слушателя. Потому оба подхода работают успешно, но я всегда ставлю на первое место музыку — а уже потом маркетинг, менеджмент и всю бизнес-херь.

Пожалуй, по первой схеме успешнее всего у нас работает Тимати. К чему веду: ты регулярно в интервью упоминаешь, что тебе нравится L’One, ты записал песню с Мотом, контактируешь с Black Star. Но я ни разу не слышал, чтобы ты упоминал Тимати.

Потому что я музыкант. И я воспринимаю только музыкантов. Если бы я был маркетологом, я бы говорил про Тимати. Тиман, кажется, как раз по первой схеме работает. А мне вот нравится L’One. Трудяга! В его треках заложена реальная энергетика, трушная эмоция. Если это есть, публика по-любому это оценит. Ещё даже до того как расслушает слова. Слова — это уже второй план. Они услышат эмоцию и скажут: “Блин, этот чувак не врёт. Ну-ка надо послушать, о чём он поёт”. Про секс и наркотики написано тысячи песен. Из этой тысячи, грубо говоря, стрельнули 10. Почему? Потому что артист не врал.

Ты не жалеешь, что песня, с которой ты выстрелил, — это “SnD”?

Я понимаю свою ответственность, если ты об этом. Но я же просто рассказал историю. Я ходил по клубам, смотрел на молодёжь. Эта песня — о ней. Если я захочу написать о птицах за окном или о том, как бомжи поют в подворотне, — я это сделаю. Вот недавно ко мне подошла одна девчонка и сказала: “Зачем вы написали эту песню? Я вчера была в клубе и видела, как под неё бухают молодые люди”. Я ей ответил: “Девушка, они бухают уже давно и не из-за того, что мою песню услышали”. Понимаешь? Я просто сказал правду.

В отношении своего главного хита уже в другой песне артист скажет так: «Я засорил плейлисты миллионов, причем задел всего двумя словами» — и ведь не соврёт.

Это песня о разложении ценностей.

И поверхностности людей, да.

Как думаешь, какая доля слушателей считывает этот месседж, а не воспринимает её в лоб?

А мне неважно, бро. Я просто написал! Возьми книгу “50 оттенков серого”. Чувиха просто написала историю. Тут уже кто как воспринимает.

Ты читал?

Читал, да. Я не воткнул. Для меня это слишком. Но это лишь мои ощущения. Я — единица. Каждый воспримет по-своему. Главное, что автор заложил в книгу или в песню. Я же не закладывал идею: “Вот, сейчас выпущу такую песню — и подсажу всех на наркоту. Или сделаю так, чтобы все трахались”. Я просто решил, что надо написать о любящей парочке, которой плевать на всё. Я как режиссёр, пускай только условно, а песня — мой фильм. У меня идёт сразу сопоставление её с “Реквиемом по мечте”. Там же есть хорошие моменты — когда им хорошо, когда они употребляют. Но есть и другие — когда они от них откидываются. Каждый зритель сам выбирает свой любимый момент в фильме. Да и в конце концов, нравоучениямия не занимаюсь.

Видел недавний комментарий группы Грот об “SnD”? В контексте истории о том, что песню 25/17 внесли в список экстремистских материалов. Цитирую: “Границы современного экстремизма становятся совсем размытыми и трудно объяснимыми. Тем временем, со сцены одного из самых масштабных фестивалей России гремит припев: «Всё что мы любим — секс, наркотики», и ему вторят десятки тысяч школьников”.

Бро, это уже вопрос государственный. Тут вся соль не в статье об экстремизме. Государство просто прикрывается этой хернёй. В случае с 25/17, артисты призывают народ расширить кругозор и рамки — а вышестоящим такое ни к чему. В чём теоретически суть плохого государства? Подавлять свободу слова. Делать всё, чтобы народ был замкнут. Чтоб у них ничего не было. Поэтому никто не трогает меня из-за песни “Секс наркотики”. Потому что эта песня не делает народ таким, который способен свергнуть государство, понимаешь? А если в песне призывают народ к консолидации и противодействии государству — им это не нравится, братан. Меня совсем не задел коммент этих артистов. Сотни школьников вторят этой песне потому, что они уже употребляют. Потому что они уже в этой теме. Один чувак мне сказал: “Ну тогда напиши, как все срут”. Я ему ответил: “Срут все. А употребляют не все”. В этом вся разница.

Когда ты в последний раз держал в руках саксофон?

На днях случайно узнал, что пацаны купили мне инструмент на днюху. А играл очень давно. Хочу на московском концерте реализовать одну приколюху во время исполнения песни “Если чё, я Баха”. В конце выйти и сыграть на саксе соло. Это же как велосипед. Научился — не разучишься.

При твоём джазовом бэкграунде не кажется, что джаз сейчас превратился в герметичный, отрезанный от широкой публики жанр?

Сейчас музыка жанровые рамки потеряла. Джаз не ушёл. Джаз есть во всём. Рок есть во всём. Баста делает хип-хоповый бит, но исполняет песню джазовым вокалом. Или Скрип берёт джазовый бит — а на него поёт рок-мелодию. Актуальна сейчас музыка та, в которой смешаны жанры. Ты не мыслишь узкими категориями. Не делаешь трек про падики и про районы, прикрываясь биркой “тру-рэп”. Ты просто делаешь трек, в который засовываешь этнические мелодии, дудук или попсовое фо-но, а сверху стелешь трэповый нигерский вокал. Это звучит интересно. Надо брать всё и отовсюду. Я в день слушаю по 400 треков: саундтреки, эмбиент, этно-фолк. Вчера слушал израильские народные песни. Слушаю всё, до чего могу дотянуться, ведь это может обогатить мою собственную музыку.

Кое-что о любимых джазменах Jah Khalib можно узнать из текста архивной песни, которая так и называется — «Джазовый грув».

Посоветуй что-нибудь из этники.

В последнее время нравится балканская музыка. Она же очень хитовая. Знаешь, где она стрельнула? Песня Jason Derulo “Talk Dirty To Me”. Там сэмпл из балканской народной песни. Есть её микс, братан. Там ничего не придумывали даже: просто наложили кик и клэп. Офигеть! Хит всего мира! Надо много слушать, много вдохновляться. У меня мама — организатор культурных мероприятий на государственном уровне. Она мне и привила любовь к музыке. Заставляла меня ходить слушать оркестры в консерваторию. Кто-то скажет: “Да нафиг оно мне нужно на такое ходить”. Поверь: когда-нибудь в песне у тебя это всплывёт. Мы — это то, что мы слушаем.

Ты вспомнил о маме. Прости, если захожу на личную территорию, но расскажи, что стоит за вот этими строчками: “Я помню мамины глаза в слезах, когда мою семью лишили единственной хаты. Помню чемоданы, помню лицо отца, когда коллеги кинули его на бабки”.

Я родился в среднестатистической семье. Рабочей семье. Обычная средняя зарплата. Честные люди. Ни в чём мне не отказывали. А когда мне стукнуло лет 12, у моего отца забрали всё. Есть, скажем так, люди, у которых работает национальный фактор. Такие убеждены, что человек кавказской национальности в Казахстане работать не может. Такие люди, с исковерканной идеологией есть всюду: возьми Украину, возьми Россию. Так получилось, что мой отец столкнулся с этим. У моей семьи отобрали всё. Я запомню это навсегда: лет 11-12, я стою просто на улице с баулом вещей. Мы не знали, что делать. Ни денег, ничего. Переехали на дачу к деду. Этой даче где-то 55 лет. Деревянная избушка, старая печка, газа нет. Я спал на полу, отец — на диване, который мы где-то нашли и втащили в дом. В такой обстановке лет 6 мы выживали. Слава богу, что мои старания положили этому конец. Я же всегда работал. В детстве я усвоил, что быть халявщиком мне не светит — и я благодарен за это. Это лучшее, что могло со мной случиться. Это привело меня туда, где я сейчас. Показало, что в жизни надо потеть и знать цену.

Та самая песня, в которой артист рассказал о пережитой семейной драме. Тут же звучит что-то вроде творческого кредо: «Иди вслепую на свет и до конца верь в свою цель».

Я на студии работал с 13 лет. Равнял вокалы в “мелодине”. Параллельно старался учиться. Когда мне было 16, я работал на шести студиях. Представляешь, какой зашив был? В одной записать артиста, в другой выровнять вокал, в третьей аранжировку продать. Всегда крутился, чтобы у родителей были деньги. Параллельно с этим писал свою музыку. Выкладывал в интернет. Уже тогда была маленькая какая-то аудитория в Казахстане. Помимо тепла и любви в семье, меня грело, что мою музыку кто-то слушает. Для меня процесс написания песни лучше любого наркотика. Я забывал обо всех проблемах сразу. И благодаря такому пути я научился сводить звук, делать аранжировки, натренировал свой скилл в исполнении. Участвовал даже в хип-хоп баттлах (смеется). Сейчас кому расскажи — не поверят, но это было. Я порывался развиваться во всех направлениях. Позже поступил на грант на продюсера. Там почерпнул приколы по маркетингу-менеджменту. В какой-то момент моя музыка вышла на широкую аудиторию — и сейчас мне очень помогают приобретённые знания. Я не жду, пока Teejay сделает бит. Я сразу говорю: “Вадик, а давай тут сделаем вот так. Давай я тоже попишу инструментал”. Благодаря этому я смог заручиться неким авторитетом у коллег, они понимают, что человек — музыкант. Нам с Вадиком почему так приятно работать сообща: потому что это синергия. Взаимодействие двух музыкантов, жонглирование идеями.

Как вы с Teejay познакомились?

Jah Khalib: Это дикая история! Пускай сначала расскажет Вадик.

(в разговор включается продюсер Вадим “Teejay” Алхутов): Ко мне на студию приходит клиент. Говорит, поступил заказ на песню. Хотят что-то наподобие вот этой — и в качестве референса даёт мне трек Бахи. Я что-то пытался сделать, но ничего не получилось. И в этот же день, после моих неудачных попыток, мне Вконтакте написал Баха. Это было очень странное совпадение.

Jah Khalib: А теперь послушай, как у меня всё было. В этот же день в Баку я сижу делаю EP. Прихожу к выводу, что из-за большого количества концертов не хватит времени вывезти музыку самостоятельно. Понял, что нужен свой человек, с которым мы сможем делить объём материала. До того самого дня, когда в Киеве к Вадику принесли мой трек, я переслушал ну 850 битмейкеров в надежде найти кого-то интересного. В интернете, на Soundclick, Вконтакте все мутят какую-то вату! Сижу я такой расстроенный и думаю: “А ну-ка, давай, я просто Вконтакте введу в поиске слово “битмейкер” и крутану колёсико мыши. Кто выпадет — того и заценю (смеются)”. Крутанул — и попал на Вадика. Захожу к нему на страницу, включаю биты, которые были выставлены на продажу у него на стене. Я заценил не сами биты, а сами аккорды. Вкус к музыке. Скоро уже почти год как мы мутим музло вместе. Часто приезжаю в Киев просто, чтобы с Вадиком на студии поработать. Друг другу синты клёвые найденные показываем, делимся опытом, взаимно прокачиваемся. Сейчас мы с Вадиком думаем, как реализовать его как артиста. Сделать из него нашего Metro Boomin. Только у Вадика биты в 100 раз круче.

Кому пришла идея так назвать альбом — “Если чё, я Баха”?

Это суперугарная история. Ко мне приходит друг. У него свадьба. Говорит: “Братан, мне надо, чтобы ты написал песню про то, как я познакомился с женой, и исполнил её у нас”. Я спросил, как всё произошло, и его ответ нас просто разорвал. Говорит: “Стояли на тусовке. Вижу, что к ней пацаны подкатывают. Сильно мило, видимо, подкатывают. Ну я просто нагло подошёл и говорю: “Если чё, я сингл”. Я — один, понял? Мы сидим всей толпой с пацанами и понимаем: “Ну всё, это песня!”. Минусовку, я тебе отвечаю, тут же написал минут за 8. Зажглись идеей. Написали песню о том, как нормальный пацан подкатывает к нормальной девчонке. У него на свадьбе мы её исполнили с припевом: “Если чё, я сингл”, а для себя я его изменил на “Если чё, я Баха”. Потом пацаны и предложили: “Назови так альбом!”. А что, думаю, прикольно.

Зачем звать музыкантов-сессионников, если всё можно наиграть самому при помощи нужных плагинов?

Мне ничего не стоит самому записать гитару на “vst-шке”, но я лучше приглашу сессионника, который сыграет ту же простую херню, которую я сумел сочинить, но тут ведь придёт человек с хорошим настроением. Мы его развеселим — и он это хорошее настроение привнесёт в трек. И вот уже в треке не просто мелодия и гитара, но и настроение этого человека.

Случай из жизни: приходит на студию пианист Болик «Маквин», мой друг. Говорю ему: “Что-то ничего не выходит. Давай, может, ты своё добавишь”. Он зашёл в будку, минут 20 напевал какие-то мотивы, и чисто случайно спел: “Лейла-лейла-лейла-ло”, превратившееся в итоге в припев одноимённой песни. Я аж замер. Говорю ему: “Стой! Вот это!” Мы оставили этот кусок, а Болик засуетился, говорит: “Ну только ж вы текст придумайте хороший”. Мы такие сразу: “Ничего не надо! Мы оставляем всё так, а песня будет называться “Лейла”. В ту же ночь я делаю куплеты. Я всегда картины в голове собираю — и их уже описываю. Представлял эту Лейлу, стоящую на берегу на фоне заката. Представил, будто я реально там. Будто это фильм, а ты в нём — главный герой. Брэд Питт. Бывает, что пацаны зависают на студии, смотрят, как мы работаем. Само собой, они не выдерживают многочасовое создание трека. Засыпают — а уже под утро просыпаются послушать, что же у нас получилось. Так вот, когда трое моих корешей проснулись и услышали “Лейлу”, они просто охренели.

Баллада с ощутимым восточным колоритом — ещё одно украшение грядущей пластинки.

Большая у тебя концертная команда?

Один человек в Москве, он отвечает на звонки. Ещё один — диджей, но он в то же время и занимается вопросами организации, администрирования. Это парень, учившийся со мной в консерватории, просто на курс младше. Я его взял молодым, воспитать-натаскать. Хороший парень. Для нас он как брат. Из каких-то нравственных понятий просто захотели ему помочь, подтянули его. Вон скоро 2 года будет как работаем вместе. Он серьёзно вырос за это время. А со следующего года я уже планирую ездить с лайв-бендом.

Сколько концертов ты дал в прошлом году?

162, по-моему. Включая корпоративы и выступления по Казахстану.

А сколько до конца года запланировано?

Концертник говорит, что около 50. Мы специально ограничили их количество, потому что вот уже третий год пашем без остановки. В этом году, в январе, у меня был отпуск. Как я его провёл? Лежал под капельницами. Потому что за осенне-зимний тур впервые так произошло, что мы давали по 5-10 концертов подряд. Переезды, суматоха, рейсы. Дома не появляться! Подушку родную не обнимать! Всё тешил себя надеждами, что в январе поеду куда-нибудь отдохнуть. Ага! В итоге лежал дома с общим недомоганием. Доктора меня ставили на ноги. Поэтому я концертника Кирю попросил, чтобы график был щадящим и на всё хватило сил.

Я перфекционист. С одной стороны, это большой плюс, с другой — жёсткий минус. Потому что не думаешь о себе, все мысли лишь о любимом деле. Что тут поделать? Такая она, музыка. Всегда спасала, спасает и, надеюсь, будет продолжать это делать.

Название альбома наводит на мысль, что тебе не очень комфортна известность. Мол, я не Jah Khalib, артист, собирающий залы, я просто Баха.

Бро, так и есть! Многие артисты ведут себя просто ужасно. Больше всего я боюсь поймать звезду. Когда мне говорят, что я звезда, мне сразу становится плохо. Ну какая я звезда? Всегда отвечаю так: “Я — музыкант”. Я не хочу, чтобы они думали, что я чем-то лучше них. Все люди равны, просто у каждого своя профессия. Моя — музыкант.

Грубо говоря, когда я выхожу на концерт, мне не стыдно смотреть людям в глаза. Это очень важно, как я отношусь к своим слушателям. Я не могу грубить им. Не могу сказать: “Эй вы, гондоны! Вы запарили ныть. Я делаю музыку. Альбом выйдет тогда, когда выйдет”. Нет. Я скажу: “Ребята, простите. Пожалуйста, простите. Я не успеваю”. Я уважаю слушателей. Потому что они такие же люди. Они мне равны. Таков посыл нашего проекта. Потому, видимо, так и получилось, что без каких-либо продюсеров и спонсорских вложений мы стали собирать людей на концертах. Называй это как угодно: судьба, карма, стечение обстоятельств, но так вышло, что сейчас нас слушают. И публика постоянно растёт. Главное, чтобы нашу музыку слушали и ощущали под неё хорошие эмоции. А деньги, слава, материальное — это всё… (щёлкает пальцами) Это мимолётно. Это ничего не стоит.

the-flow.ru

«После свадьбы начинается настоящая война — с миром, с бытом и со всем, что тебя окружает» (новости TopHit.ru)

Интервью

25 Марта 2019

659

Поделиться

О ЖИЗНЕННОМ ДЕВИЗЕ

— Я всегда за простоту человеческую. Потому у меня девиз такой: «Быть человеком более старого порядка. Быть за душу, за человеческие отношения».

О СВОЕМ ОБРАЗЕ В КЛИПЕ «МЕДИНА»

— Никого не представлял. На самом деле в клипе я был неким оракулом. Мы даже специально одели меня в костюмы такие — вневременные, вне этнической группы. И песню я пою от третьего лица о страннике и девушке. И эта песня не совсем про любовь. Большую роль в клипе играет цвет. Когда идет война, он ближе к красному, чтобы показать, что льется кровь. А когда показывают меня крупным планом, цвет меняется, чтобы подчеркнуть: я не на поле битвы.

О ЗНАЧИМОСТИ КЛИПА

— Я благодарен тем, кто пришел сниматься. Это простые люди, бабушки, приехавшие работать не за деньги, а за некую идею. Мы снимали исторический ролик. И для каждого казаха это было приятно. Участники съемок понимали, что наша работа выйдет на мировой рынок. И люди увидят нашу культуру, наши костюмы, нашу ментальность. Много вложено положительной энергетики в этот клип.

Мы недавно с музыкантами обсуждали такой момент. Сейчас прогрессирует западный стиль музыки, то есть все более открытое, более простое: «Как классно, давай погуляем, давай будем жить!» И люди немного устали от этого. Поэтому мы взяли восточную тему. А Восток всегда манил всех своей мистикой, загадочностью. Поэтому людям, наверное, и понравился наш клип.

ОБ ОЩУЩЕНИИ РОДИНЫ

— Да, и в Казахстане тоже. Я даже иногда не понимаю, кто я по нацио­нальности. Часто отвечаю, что азербайджанец. Поскольку отец не поймет, если я скажу другое. Но Казахстан — тоже моя родина. Это место, которое меня воспитало, вырастило, дало образование.

О МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Недавно заказал себе саксофон и снова хочу взять его в руки. Играть на нем полезно для легких, для диафрагмы, в конечном счете для выступ­лений на сцене. А вообще, даже минимальное музыкальное образование, конечно, мне помогает. Допустим, приходит на студию музыкант, и я ему могу что-то объяснить хотя бы на простом языке. Мы же не пишем какие-то супероркестровые партии. А для нашей поп-музыки достаточно и минимального образования. Музыкантам приятно, они проявляют к тебе уважение, когда ты разговариваешь с ними их терминами.

О КОМАНДНОЙ РАБОТЕ

— Да, потому что ребята всегда ждут моего последнего слова. Но субординация не утрирована некими клише типа: ты мой подчиненный, я твой начальник. И я всегда стараюсь советоваться. Это важно. Допустим, если у меня есть сомнение, я подойду к одному из ребят, который вообще особо не принимает никаких решений в команде, и спрошу: «А что ты думаешь, как мне поступить? Я считаю, что вот так и так». Потом спрашиваю другого и, исходя из общего мнения, принимаю решение. Если мы команда, то должны двигаться как команда.

О СВОЕЙ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЖЕНЕ

— Я буду выбирать жену по уму. Многие выбирают по любви, а я выберу по уму. Потому что строить семью — это не забава. Для девочек же часто семья — это просто свадьба. Они живут с мыслью о свадьбе, мечтая, как будет классно. И не представляют, что после свадьбы начнется настоящая война — с миром, с бытом и со всем, что тебя окружает.
Важно, чтобы жена относилась к моей семье так же, как я. Хочу, чтобы дети выросли грамотно. Чтобы мой отец увидел своих внуков, увидел, какими они стали, и со спокойной душой вернулся на небо и понимал: он эту жизнь прожил не зря.

Я не буду говорить жене: сиди дома, вот твоя клетка. Нет, она должна будет вырастить детей, а потом я начну создавать ей условия для творческого роста, чтобы она чем-то занималась. Я же хочу, если у меня родится дочь, чтобы она вышла замуж и чтобы в другой семье о ней говорили, какая она образованная девушка. То есть это все такая большая система.

О ВЕРОИСПОВЕДАНИИ БУДУЩЕЙ ИЗБРАННИЦЫ

— Мне важна адекватность человека. В вероисповедании, идеологии всегда можно прийти к общему. Все равно ведь впереди целая жизнь с женой, и мы можем друг у друга чему-то учиться. Плюс муж может служить примером для жены, и, исходя из примера, она сама может прийти к твоему вероисповеданию. Для меня важно, чтобы жена понимала, что мы пойдем на некий фронт, скажем так, в эту взрослую жизнь. А не представляла, что это поцелуйчики, цветочки, как классно, деточки бегают. Деточки по ночам будут плакать, и ты будешь нервничать всю ночь.

ОБ ОЖИДАНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ДЕВУШКИ

— Я понимаю, что мама ждет образованную девушку. Когда советуюсь с родителями, говорю: «Есть вот такая девчонка…» Они мне в ответ: «Подумай, посмотри!», куда-то направляют. В славянских странах момент родственников не акцентируется так сильно, как у нас. А мы не считаем, что семья — это два человека, семья — это все мы, все, кто у нас есть. Поэтому я и хочу, чтобы моя жена была мудрой женщиной. Именно мудрой. Красота со временем уйдет и у тебя, и у нее. Так зачем гнаться за этой обложкой.

(Елена Север, «Теленеделя», 20.03.2019)

tophit.ru

Интервью Jah Khalib — VSRAP

Недостроенный дом. Стрелок, внешне напоминающий героя фильма «Леон», занимает позицию на верхних этажах. В его руках появляется снайперская винтовка. Цель зафиксирована. Прицеливается. Выстрел. Минус один.

Это пересказ одной из сцен видео «Созвездие ангела», предпоказ которого Jah Khalib устроил мне прямо посреди интервью. По ходу просмотра боковым зрением стараюсь следить за артистом. Главным образом, чтобы, как в старом поп-шлягере, узнать, не наблюдает ли он мою реакцию как одного из первых посторонних зрителей. Куда там! Внимание Jah Khalib направлено на экран — и ничего, что клип он смотрел, вероятно, уже раз 100. Перекрикивая музыку, он информирует о нюансах как съёмочного процесса, так и создания композиции, на которую, по словам исполнителя, ушло 2 месяца работы и сотни человеко-часов.

 

Это первый клип такого уровня в его карьере. А альбом с несколько комичным названием «Если чё, я Баха» — первая полноформатная пластинка. Чтобы прийти к аншлагам и забитому концертному графику ему не понадобилось ни первого, ни второго. Понадобились, кто бы мог подумать, лишь классные песни — трогательные, но реалистичные. Напевные, но мужские. Хип-хоповые, но с редкими для жанра мелодичностью и музыкальным мышлением. Ну а пока от новой пластинки Jah Khalib нас отделяет какая-то неделя, у нас есть его истории.

Твой альбом выходит 29 сентября — но ты до сих пор над ним работаешь.

Просто у меня вечный голод. Я вновь приехал в Киев, чтобы писать музыку на студии у Вадика Teejay. Пока в треклисте альбома у нас 15 треков, а всего демок написано 92. Меня уже пацаны успокаивают: “Баха, ну всё. Давай вот эти 15 — и хватит!”. А на деле альбом ещё не записан. Это не проблема, я его запишу за 3 дня. Случилась фигня с голосом: повредил связки и врачи наказали молчать 12 дней. Как раз в то время, когда я должен был записывать материал.

Как выбираешь, какие песни оставлять на альбоме, а какие нет?

Схема такая: я делаю демку. Мы её слушаем. Если в ней что-то есть — мы её допиливаем.

Исключительно на собственное мнение опираешься или есть фокус-группа?

Фокус-группа вступает в ход, когда я уже ставлю пацанам законченную песню.

Сложилось мнение, что в своей музыке ты всё стремишься контролировать лично. У тебя большой саундпродюсерский опыт. А с тобой легко музыкантам сработаться?

Иногда меня ребята не выносят. Я умею работать в команде, но я контрол-фрик. Слежу за всем. Если режиссёр мне снимает клип, я постоянно сижу с ним рядом на съёмках. Обязательно сижу на цветокоре. Если делегирую сведение трека звукачу — потом всё равно сижу над проектом и проверяю, что он сделал. Взять недавно вышедшую песню “Созвездие ангела”. Звукач свёл её дважды. Потом я вернулся с концертов — и сам пересвёл ещё 4 раза. В итоге над песней работало 7 музыкантов, а аранжировал и сводил я её 2 месяца.

Кому-то ещё из артистов такой фанатизм в работе свойственен?

Басте. Он тот ещё фанатик. В прошлом году перед тем, как он позвал выступить на фестивале “Баста +”, у меня был творческий застой. 3 месяца, прикинь, ничего не писалось. Сажусь за бит — и ничего. Однажды мне звонит Коля (Николай Дуксин, концертный директор лейбла Газгольдер — прим. The Flow) с Газгольдера по одному вопросу и говорит, вот, тебе сейчас Баста наберёт. Я вначале подумал, что он меня разыгрывает. Но потом действительно Васян позвонил, пригласил меня к себе посидеть-познакомиться. Я приехал на Газгольдер, увидел, как Баста работает, и меня это так вдохновило! Если мне становится сложно, я думаю о нём как об ориентире. Я тоже работаю-работаю постоянно, пишу, но с каждым происходят моменты, ломающие веру в себя, уводящие в сомнения. И Баста для меня как мотиватор и большой пример. Я этого не стесняюсь нисколько.

Почему на нашей рэп-сцене артисты так редко публично признаются, кто из коллег на них повлиял?

Они сами себя обманывают. Придумывают ненужные условности и рамки. Особенно меня добивают музыканты, которые говорят: “Я делаю музыку для себя”, понял? Я всегда говорю: “Чувак, ну что ты врешь? Какое “для себя”? Ты же хочешь, чтобы её слушали! Чтобы она нравилась людям! Какой смысл быть музыкантом, если тебя никто не слушает? Если ты делаешь музыку для себя, возьми посох, иди в горы, паси баранов и пой для них”. Сейчас много стереотипных чуваков, которые пыжатся казаться уникальными. Королями. “Я не буду слушать попсу, потому что я “тру”. Или говорят: “Я не буду упоминать имя повлиявшего на меня артиста, потому что я индивидуальный с якобы собственным стилем”. Может, это из-за эго? Нашему хип-хопу не хватает объединённости: все рвутся доказывать, что они круче всех. А есть персонажи, которых в этом деле интересует одно — музло. Это мой подход. Мне не стыдно признаться, что мне нравится тот или иной исполнитель.

Публика воспринимает тебя как романтика, но не замечает, как высоту чувств в песнях ты уравновешиваешь приземлённостью бытовых сюжетов. Можешь в песне девушку назвать “ненормальной дурой”, её истерики — “бабской руганью”. Но твой герой всё равно будет стараться с ней помириться. Мне кажется, твои песни о том, что люди неидеальны, что отношения неидеальны — но надо с этим как-то жить.
В этом и суть! Это наш жанр. Понимаешь, все поют о любви не по-настоящему. Чувак поссорился со своей бабой, пришёл на следующий день на студию и написал трек: “Моё солнышко, я тебя люблю! У нас с тобою всё хорошо! Мы на небе”. Это не тру. Напиши о том, как ты поссорился с этой сукой вчера. Свою реальную историю из жизни. Покажи людям реальную бытовуху. Мне не в кайф фильмы с наигранным хэппи-эндом, мне подавай тот, где разыгрываются жизненные ситуации. На днях смотрел “Человек, который изменил всё”. Брэд Питт. Про бейсболистов. Бро, ну вот там реальная жизнь. Так же и я когда-то пацанам своим говорил: “Почему нет музыки, в которой артисты говорят о любви как есть? Почему пишут ваниль, как сильно любят, но не пишут, как ссорятся? Есть либо грустняк “ты меня бросила”, либо “я тебя люблю, малышка”. Люди баланс потеряли во всём. Пацаны сейчас либо жёсткие подкаблучники, либо жёсткое быдло. Хотя, как по мне, пацан должен находить золотую середину в отношениях. Если девушка допускает, он должен ей чётко сказать, объяснить и направить её. Как бы то ни было, для женщин мы всегда будем вектором. Женщины живут эмоциями. Наша цель с этими эмоциями совладать и направлять. Это двусторонний процесс: женщины обогащают жизнь мужчин эмоциями, вдохновляют нас. Мужчины учат их, направляют и дарят нежность. Всё должно быть в балансе. Так и мы в нашем музле нашли золотую середину, рассказали обо всём — о плюсах, но и о минусах.

Тебе продюсерское образование помогло спланировать такой курс?

В отношении творчества нельзя включать бизнес. Я понял, о чём ты говоришь: не поступаю ли я коварно.

Коварно? Я бы сказал “профессионально”.

Бро, это может быть субъективно, но я не считаю такой подход профессиональным. Вот у нас есть музыка и есть маркетинг. Кто-то делает вначале маркетинг, а потом из этого уже делает песни. Вот представим, как проходило планирование большого хита корейца Psy. Стоят чуваки и говорят: “Нам нужен кореец, нужны бешеные танцы, нужны дикие просмотры”. Задачи расставлены — а уже потом делается музыка. В русском рэпе артисты, действующие по такой же схеме, тоже есть. Я так не могу. Мне с детства привили любовь и уважение к музыке. Кто-то может сказать, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, но всё дело в отношении. Кто-то делает музыку ради славы, другие — ради музыки. У первых получается коммерческое говно. Не хочу на личности переходить… Допустим, появился инстаграм — и чувак сразу сделал о нём песню. Это маркетинг-схема. Сделал — и она стрельнула. Вроде не в чем его обвинять, да? А теперь смотри на Скриптонита, делающего музыку ради музыки. Тут уже можно на личности переходить. Сделал нереальный альбом, засунул в него отрывки из своей жизни. Подошел творчески и очень интересно. А потом нашлись люди, которые смогли донести его музыку инструментами маркетинга или еще чем-то до массового слушателя. Потому оба подхода работают успешно, но я всегда ставлю на первое место музыку — а уже потом маркетинг, менеджмент и всю бизнес-херь.

Пожалуй, по первой схеме успешнее всего у нас работает Тимати. К чему веду: ты регулярно в интервью упоминаешь, что тебе нравится L’One, ты записал песню с Мотом, контактируешь с Black Star. Но я ни разу не слышал, чтобы ты упоминал Тимати.

Потому что я музыкант. И я воспринимаю только музыкантов. Если бы я был маркетологом, я бы говорил про Тимати. Тиман, кажется, как раз по первой схеме работает. А мне вот нравится L’One. Трудяга! В его треках заложена реальная энергетика, трушная эмоция. Если это есть, публика по-любому это оценит. Ещё даже до того как расслушает слова. Слова — это уже второй план. Они услышат эмоцию и скажут: “Блин, этот чувак не врёт. Ну-ка надо послушать, о чём он поёт”. Про секс и наркотики написано тысячи песен. Из этой тысячи, грубо говоря, стрельнули 10. Почему? Потому что артист не врал.

Ты не жалеешь, что песня, с которой ты выстрелил, — это “SnD”?

Я понимаю свою ответственность, если ты об этом. Но я же просто рассказал историю. Я ходил по клубам, смотрел на молодёжь. Эта песня — о ней. Если я захочу написать о птицах за окном или о том, как бомжи поют в подворотне, — я это сделаю. Вот недавно ко мне подошла одна девчонка и сказала: “Зачем вы написали эту песню? Я вчера была в клубе и видела, как под неё бухают молодые люди”. Я ей ответил: “Девушка, они бухают уже давно и не из-за того, что мою песню услышали”. Понимаешь? Я просто сказал правду.

Источник и продолжение: The-Flow

vsrap.ru

Jah Khalib откровенно рассказал Дудю о себе: «Раньше я был сильным нариком» — новости музыки

Новым гостем популярного YouTube-блогера Юрия Дудя стал казахстанский рэп-музыкант Jah Khalib (Бахтияр Мамедов). Интервью с ним вышло на канале вДудь 15 августа.

«Сочинил «Лейлу» (11 миллионов просмотров), «Созвездие ангела» (18 миллионов) и собирает полные залы по всему СНГ», — написал в пояснении к видео автор. 

Помимо ответа на несколько традиционных вопросов, Jah Khalib вспомнил о своем самом крутом корпоративе, сравнил Oxxxymiron’а и Скриптонита, признался, какой размер женской груди ему больше всего нравится, рассказал о своих гонорарах, о том, как бросил наркотики, и многом другом.

«Последние шесть лет я соблюдаю пост в месяц Рамадан. Раньше я был сильным нариком. У нас в Казахстане много травы курят. Был очень ленивым человеком, беспонтовым. Много алкоголя, беспечная молодость. В какой-то момент я начал понимать, что это не мое. Мне начали сниться сны, как я сижу в мечети. Я был атеистом на самом деле. Но однажды все изменилось», — рассказал певец.

По его словам, религия дала ему «хорошую привычку печься об образовании».
«Сейчас я откладываю деньги на школу. Мечтаю построить хорошие общеобразовательные школы в деревнях, в тех местах, где их нет», — признался рэпер.

Бахтияр Мамедов родился 29 сентября 1993 года в Алматы. Окончил факультет музыкознания и менеджмента Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. В июне 2017 года стал лауреатом премии Муз-ТВ в номинации «Прорыв года».

Внимание, присутствует ненормативная лексика!

Ранее Юрий Дудь брал интервью у другого известного рэп-исполнителя из Казахстана, Скриптонита. При этом диалог получился в жанре 18+. И гость, и ведущий обильно разбавили беседу нецензурными выражениями.

Сам Юрий Дудь в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz откровенно высказался на тему казахстанского спорта, рассказал о своем шоу и позиции по поводу наркотиков, а также признался в любви к казахским девушкам.

tengrinews.kz

Jah Khalib – о Тиме Белорусских, наркотиках и дуэте с Лободой

За рэпера из Астаны Бахтияра Мамедова лучше всего говорят цифры. В 2017 году его четвертый альбом «Если че, я Баха» стал самым прослушиваемым в России, обойдя «Горгород» Оксимирона, h3LO Лободы и «Праздник на улице 36» Скриптонита. Клип на песню «Лейла» за полтора года собрал 92 миллиона просмотров на YouTube, а его интервью с Дудем посмотрели 4,2 миллиона раз. На премии MTV Europe Music Awards Jah Khalib стал первым исполнителем из России, допущенным на розовую ковровую дорожку (к Дуа Липе и Камилле Кабельо), а 1 декабря в московском «Мегаспорте» он презентует новое шоу для 12 тысяч зрителей.

Мы встретились с Бахой перед концертом в Бильбао (где его признали лучшим артистом по версии MTV Russia), чтобы поговорить о несостоявшемся дуэте с Лободой, запрете на концерты в Нижнем Новгороде и музыке, которую мы заслужили.

На твой взгляд, за что люди любят твои песни?

Мы с самого начала четко определили для себя аудиторию: это ребята, которые не соответствуют каким-то неформальным взглядам на жизнь. То есть это простые, как мы сами, ребята, которые живут, любят, встречаются, учатся. Знаешь, такой средний класс общества, люди, которые любят послушать что-нибудь легкое. Еще у нас, конечно, большая женская аудитория. Наверное, люди любят нас за то, что мы не сильно нагружаем их содержанием, но в то же время… Вот я пишу песню с простым текстом, но жизненная ситуация, которую я пережил, может быть яркой и эмоциональной.

И я всегда закладываю в трек энергетику жизни. Потому что любая хитовая песня – это то, что ты пережил.

И когда начинаешь ее писать, очень важны эти воспоминания и эмоции; неважно, какой получился текст, мелодия, – важно, что человек услышит правду.

Ты с самого начала решил, что будешь распространять свою музыку в интернете, а не пойдешь в лейбл или на телешоу какое-нибудь?

Ну да. Но сейчас уже все такие. Появились, например, Miyagi и Эндшпиль. Сейчас эра авторов и исполнителей, самостоятельных артистов.

Так почему решил сразу идти в интернет?

Все к этому шло. Мы занимались музыкой и распространяли ее, когда шло активное пользование «ВКонтакте», YouTube, и мы понимали, что молодежь сидит там. Зачем нам телик, если все, кто нам нужен, сидят в интернете? И только через пять лет мы потихоньку стали заходить на каналы, в другие отрасли музыкального бизнеса.

А тогда это было сложно – попасть на канал, если не участвуешь в каком-то шоу типа «Голоса»?

Мы начинали в интернете и уже давали концерты, ездили по городам спокойно, люди радовались. Собирали от пятисот до тысячи человек в Москве. А потом выросли и перешли на площадки в пять тысяч человек. И тогда каналы увидели, что андерграунд становится популярным и отказываться от него глупо.

Притом что у тебя два миллиона подписчиков в инстаграме, больше миллиона в «ВКонтакте», я нашел две твои заброшенные страницы на фейсбуке, и там по пять–десять друзей и пара постов. Почему ты сам не пользуешься соцсетями?

Не знаю почему. Раньше мне это нравилось, я пытался как-то себя приучить, но в силу какого-то своего человеческого воспитания. Я просто вырос во дворе с пацанами, у нас было другое воспитание, активная социальность меня, наверное, не задела. В момент нашей молодости у нас тоже были социальные сети, но было и больше настоящей жизни. Поэтому я в инстаграм очень редко выкладываю свои фотографии, я не могу – раз – сделать анимацию своей жизни: вот я встал, кушаю, почистил зубы. Для меня фото – это как детские альбомы, когда нет рядом фотоаппарата с большой памятью и ты фотографируешь только те моменты, которые захочешь вспомнить. Поэтому делать посты – не такое легкое дело. Хотя мои друзья и коллеги-артисты помешаны на этом.

А как ты тогда подписчиков набрал?

Инстаграм не показывает мою жизнь, но показывает мои песни. Плюс помогло интервью с Дудем. К тому же на концертах мы сами в очень близком интерактиве общаемся, шутим с людьми, и они приходят в соцсети. Зачем мне людям показывать свою жизнь где-то в телефоне, если можно прийти на концерт и с глазу на глаз поговорить со мной? Вот он я, вот он ты, вот она наша жизнь. Мы, в отличие от многих артистов, не накручиваем подписчиков, это глупо. Это – твоя статистика, и ты сам себя обманываешь. Это вообще самое сложное – самого себя не обманывать.

В интервью Дудю ты так и не ответил, когда все-таки заработал первый приличный гонорар?

Мне и сейчас, когда много денег приходит, страшно становится, честно скажу. А в тот момент был еще и сложный период, оттепель, я понимал, что зреет какая-то карьера и я смогу вытащить семью из тяжелого положения. Вообще, много мыслей копилось, пусть я был молодой и зеленый. Представь, тебе падает много денег в руки! Если бы я был совсем безответственным наркошей – ну, ты знаешь этот стереотип о рэперах, – то, может, всадил бы эту херню в кайф. Но тогда я четко понимал, что сейчас то время, когда нельзя ничего употреблять, ни на что отвлекаться, у меня есть только работа и цель касательно семьи.

А откуда взялся этот стереотип? Что все рэперы – наркоманы.

Знаешь, есть даже пословица: девушки, не бросайте пацанов, иначе появится новый рэпер. Многие, особенно молодежь, считают, что рэперы – это очень крутые ребята.

Фараон, Скриптонит – они же рок-звезды. А на самом деле рэперы – очень закомплексованные люди, невероятно закомплексованные.

Просто молодежь в силу неопытности этого не видит. А взять сейчас всех на хип-хоп-сцене, мы все уже сыты, а на сытое брюхо творить невероятно сложно. Поэтому я всегда стараюсь навязывать себе идею, что я никто. Кому-то везет. Васе, Басте, повезло – он же бывший героинщик, и вот он 17 лет уже как не колется, не подпускает ни один из препаратов, включая алкоголь, потому что знает – сорвется. И Васю спасает музыка. И Вася любое свободное время забивает музыкой. По этому принципу Вася великий. Или взять Фараона, который все время меняет обстановку, старается уйти в одиночество – это нужно, чтобы воспитать у себя голод. Потому что творчество в такой среде рождается лучше.

С чем ты связываешь то, что рэп называют новой искренностью; то, что он становится мейнстримом?

Слава КПСС хорошо сказал: «Почему сейчас рэп стал популярным? Потому что каждый человек может взять микрофон, сделать бит и что-то начитать».

И его за это не посадят.

Не то чтобы не посадят. Это как рок в свое время. Музыка, которая доступна всем. Сейчас время простой музыки. А рэп и хип-хоп, мамбл-рэп – сейчас поколение любит такую музыку. Вокруг нас так много информации, что люди стараются упростить много аспектов творчества: делают много попкорновских фильмов, музыки. Потребитель не настроен слушать что-то серьезное, на него и так летит куча всего, поэтому рэп стал мейнстримом.

То, что из Казахстана почти одновременно появился ты, Скриптонит и Айсултан Сеитов, – это стечение обстоятельств или там в последние годы происходит что-то интересное?

Там рынок медиабизнеса нацелен в основном на казахскую аудиторию. Это песни и клипы на казахском языке, народное звучание. Поддержку молодым там начали давать только сейчас, потому что на это влияет весь остальной мир.

Что значит «давать поддержку молодым»?

Допустим, наше население – это 100 %. Из них людей, которые будут слушать Скриптонита, – 30 %. А остальные – те, кто хочет слушать абсолютно другую музыку. Я тоже недавно переехал в Москву, потому что мне стало тесно в моей стране. Я не знаю, как мне дальше развиваться. И поэтому мы все перебрались на этот рынок, который и так перенасыщен: в какой город ни приезжаю, все стены увешаны афишами, у всех есть работы, все сытые, есть конкуренция, рынок интересный. Есть где развиваться и где развернуться. А еще, наверное, есть иерархия развития времен. Тяжелое время порождает сильных людей. Хорошее время – слабых. И слабые люди порождают тяжелое время. Это реально так. Наверное, за счет того, что мы жили в Казахстане в период нашего тяжелого времени, все так и получилось.

Это правда, что твои концерты в Нижнем Новгороде на днях запретили?

Нет, нам не запрещали приезжать на концерты, это все вранье. Просто есть журналисты, а есть журналюги. Как все началось? После ситуации в Керчи (массовое убийство в колледже. – Прим. GQ) – я не знаю, кто это сделал – либо маркетологи Оксимирона, либо его фанаты, – раздули такую тему, что поступок этого мальчика связан с жестокостью песен Оксимирона. И родительский комитет в Нижнем Новгороде подумал: что слушают наши дети в натуре? Представь, тебе 45 лет, ты вырос в Советском Союзе, где пели: «О море, море, возьми меня ропотом чаек». А тут открываешь Фараона, а там: «Я трахал твою суку ровно пять минут назад». И мать думает: елки-палки! И эти родители подали заявление в прокуратуру и просили запретить концерты определенных исполнителей. Все. Мы, когда услышали об этой новости, позвонили в прокуратуру, говорим: ребят, не знаем, звонят ли вам артисты, но вот трек-лист, у нас нет ничего провокационного. Есть одна песня, но мы ее не исполняем – я про «Все, что мы любим», про секс и наркотики, – то есть мы ее исполняем в основном на тусах, в два ночи, в Европе мы можем исполнить ее для взрослых. Вот трек-лист, ознакомьтесь, тут ничего провокационного, все о любви, о романтике. И прокуратура теперь рассматривает это заявление, изучает песни. А журналисты, точнее журналюги, подхватывают новость, пишут, что отменены и запрещены наши концерты, но это не так.

Ты говорил, что собираешься записывать дуэт с Лободой. У вас что-нибудь получилось?

Уже в процессе не получилось договориться, скажем так. Два человека негибких не смогли друг под друга прогнуться и сделать дуэтную песню. Ну Света – суперзвезда, как она пела в одной из своих песен. Но я рад, на самом деле, что не получилось, потому что Света в последнее время начала делать невероятно эстрадную музыку, и я подумал, что нет, я лучше сделаю песню с менее известной исполнительницей, которая не будет звучать как диско из 1990-х. Все равно время идет, надо делать новое музло.

Тебя выбрали лучшим артистом по версии MTV Russia, ты был в Бильбао вместе с Дуа Липой и так далее. А в интервью как-то говорил, что собираешься начать петь на английском. Есть ли среди иностранных певиц те, с кем бы ты хотел поработать?

Из новых женских проектов мне сильно нравится Cardi B, невероятно ее люблю. За человечность, за ее харизму и простоту. Она даже понтуется как простушка. Сейчас же время такое, люди выбирают не просто музыканта, они выбирают артиста. А что такое артист? Человек приходит к тебе на концерт не для того, чтобы ты спел песню и сказал диджею ставить следующую. Человек приходит увидеть тебя, побыть ближе к тебе. И вот, допустим, Cardi в этом плане молодец, она меня завоевала как слушателя, и к тому же она талантлива. Она очень харизматичный человек. Если брать именно вокальные проекты, Биби Рекса мне тоже очень нравится, у нее крутой альбом. Дуа Липа – она, конечно, очень красивая женщина, которую все хотят, и одновременно с этим у нее классный голос, но мне почему-то песни ее не вкатывают. Но она невероятно талантливая, этого я отрицать не буду. Но мой выбор, наверное, будет за Cardi B.

Как думать, песня на русском может быть популярна за пределами России и стран СНГ? В России сейчас на вершине чартов, например, группка КАZКА с песней на украинском.

Интересный факт, да. У нас ведь многие слушают и американские песни, не понимая ни слова, – только потому, что нравится мотив. Поэтому стрельнула песня КАZКА. Нашим людям особо не важно, они не раскладывают песню на части.

А что важно? Саундпродакшен?

Я тебе хочешь скажу, что это за песня? Это песня Snoop Dogg и Pussycat Dolls – Buttons. Послушай эту песню, и ты поймешь, откуда взялась аранжировка. А людям просто понравилась какая-то энергетика песни. Допустим, в Америке народ более разборчивый в силу своего эстетического развития. Им будет нравиться, допустим, Кендрик Ламар, потому что у него крутые мысли, его разбирают на цитаты. Смотрел фильм «Ширли-мырли»? Помнишь момент, когда герой заменял своего брата-близнеца в оркестре? Пришел советский народ на концерт симфонической музыки, слушают ее, и в этот момент герой начинает подходить к каждому музыканту и говорить: «А можете сыграть вот это?» И они начинают играть цыганскую песню. Народ вначале в недоумении, но под конец все начинают зажигать. И режиссер очень грамотную мысль передал этой сценой: зачем слушать симфонический оркестр и корчить из себя эстетов, если в вашей душе играет цыганщина? Действительно это так, у нас такой народ, что тут поделать?

Был момент, когда мы могли стать эстетами – 1960-е годы, когда был Рождественский, Муслим Магомаев, Вахтанг Кикабидзе, но потом начался развал Союза и пошла всякая тупизна.

Она зашла в нас, и, грубо говоря, мы такими и остались. Поэтому стреляет современная попса. Поэтому, наверное, у нас стрельнула КАZКА. Это этника. Сейчас еще эра дистрибуции позволила всем молодым исполнителям, если у них есть хорошая песня, прийти на лейбл, получить аванс, который можно вложить в продвижение, и быть популярными. И через два-три года у нас будет такой кайф музыки!.. Мы будем давать меньше концертов, потому что будем больше зарабатывать с электронных продаж. Благодаря этому улучшится качество музыки. А артисты больше времени будут проводить в студии.

А как тебе Тима Белорусских с музыкой из 1990-х? Его «Незабудка» тоже в топе.

Очень живая песня. Он в нее что-то вложил, по ней это слышно. Мне нравится «Незабудка». Знаешь почему? Потому что если я листаю российский Apple Music, то слышу песню Элджея «Минимал», допустим, потом я слышу «Пустите меня на танцпол» – это все одна тема. Одни и те же басы, звуки, такой дипхаус с какой-то русской гармонией и выстроенной полуцыганской мелодией. И в какой-то момент этого стало так много – непонятного клубняка – и появляется Тима Белорусских, с песней, в которой играет драм-н-бэйс: «И пускай капают, капают…» Все, братан. Он просто предлагает свою нишу и говорит: «Посмотрите!» И чувиха, которая устала от баса, слышит ее и думает: «Прикольно!» Или ты приходишь в ресторан… Я никогда, допустим, не ел улиток в Париже. Для меня это отчасти дико, но я начинаю их пробовать, и это оказывается вкусно. Вот так и Тима Белорусских. Просто полистай, среди всей этой шушеры он не такой, как все, как и КАZКА. А остальные – это одно и то же. Это не ради музыки.

Фото: пресс-материалы

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

www.gq.ru

«Народ очень скоро устанет от этого» • ТНТ MUSIC

Исполнитель рассказал зрителям ТНТ MUSIC, почему Gazgolder несет ответственность за развитие музыки. Jah Khalib пришел на летний фестиваль GazLive, а заодно пообщался со съемочной командой канала. Хотите узнать, в чем секрет лейбла? Читайте наш материал.

Jah KhalibФото: Instagram

Jah Khalib
Фото: Instagram

За что ты любишь Gazgolder?

Да за все. Мне нравится, что мы здесь все равны. Нет какой-то излишней звездной пыли. Тут все по-свойски, по-родному, по-пацански. Здесь реально круто. У нас нет такого, что кто-то ставит себя выше других: от артиста до бармена — все близкие и все друзья.

В этом и заключается феномен лейбла?

В это вообще феномен всей хип-хоп-культуры. Хотя даже, наверное, не так. Просто есть категория порядочных людей — которые выросли и были воспитаны в определенных кругах. Вот в этом феномен — есть характер, есть воспитание и есть моральный кодекс. А в попсе, в глобальном шоу-бизнесе, — нет. Поэтому там все скандалы, грязь, интриги, а здесь у нас — простота: мы все дружим, собираемся, устраиваем фестивали, дарим людям музыку, которую пишем.

Клип Jah Khalib «Медина» был номинирован на премию Berlin Music Video AwardsФото: Кадр из клипа

Клип Jah Khalib «Медина» был номинирован на премию Berlin Music Video Awards
Фото: Кадр из клипа

Есть сейчас какие-то самые актуальные темы, о которых чаще всего читают артисты?

Сейчас все разношерстно. Кто-то читает о рок-н-роле — беспорядочной жизни, а кто-то читает о лирике, излюбленной всеми, только в разных формах. Поэтому сложно что-то выделить. На каждую музыку находится свой слушатель. Но, как мне кажется, сейчас актуален какой-то треш — притоновая, клубная музыка.  Опять эта прямая бочка вернулась, дип-хаус и все вот это непонятное. Сейчас же очень сильный тон задает Запад. Но народ уже скоро устанет от этого. А, цыганщина вот в тренде еще. Хотя, это даже смешно: мы опять возвращаемся к тому, от чего мы должны вообще убежать.

Как думаешь, почему так происходит, что мы ходим по кругу?

Народ такой у нас — не хотим мы эстетически расти, всем удобно так жить. Хотя молодежь, те кто нас слушают, подрастают и у них уже хороший вкус. Мы постараемся людей приучать к тому, что музыка умеет расти и меняться. На нас возложена большая ответственность.

Полное интервью с Jah Khalib и другими представителями лейбла Gazgolder смотрите в ближайшем выпуске программы «BIG NEWS» в эфире ТНТ MUSIC.

tntmusic.ru

Музыка: Интервью: JAH KHALIB

Трендовый музыкант из Алматы о «чёрных» душах казахстанских рэперов

Хитмейкер, человек-оркестр и один из самых успешных новичков русскоязычной музыки Бахтияр Мамедов рассказал порталу Geometria.ru об отношении к деньгам и корпоративам, недосыпе и желании пригласить в клип Геннадия Головкина.

L’One, с которым ты недавно сделал совместную песню, часто говорит о недосыпе. Как у тебя обстоят дела со сном?

Концертный директор L’One Ульяна побывала на нашем выступлении и сказала, что мы с Левой одинаковы. Я сейчас говорю не о творчестве, а о подходе к работе. Врачи подсчитали, что у меня за год недосып четыре месяца. В отпуске я уже три года не был, восполнить резерв негде. Я – трудоголик. Вместо того чтобы поспать в самолете – я открываю ноутбук и пишу бит. Падаю на кровать в гостинице и начинаю составлять программу по SMM. Иначе никак.

Мечтаешь о клоне?

П…ц как сильно. Я человек и просто не могу быть в двух местах одновременно. Как только я возвращаюсь в Алматы, на меня сваливается много всего. Нужно подготовиться к следующему туру. Поработать на студии и решить семейные вопросы. Вникнуть в то, какие цитаты, картинки и посты подготовили ребята, помогающие нам вести группу «ВКонтакте». Поэтому я реально мечтаю о клоне, который хотя бы просто сидел на студии вместо меня.

Услуги сторонних битмейкеров и гострайтеров, наверное, уменьшили бы твою творческую «головную боль».

Что касается текстов, то тут подход следующий. Когда в голове не хватает ресурса придумать какие-то строчки – я приглашаю друга, пишущего стихи. Рассказываю ему концепцию трека, и мы вместе пытаемся закончить куплет. Но я далеко не всегда прибегаю к этому методу. В последнее время прихожу к тому, что все проще делать самому. Когда, например, приглашаются музыканты-сессионщики – страдает твое собственное видение. Над последним альбомом работало много сторонних авторов, и люди в группе написали, что им мало привычного Бахи. Меня эти слова сильно задели и одновременно замотивировали. Я приехал на студию, отправил музыкантов по домам и за 30 минут написал оху…й трек – «Любимец твоих дьяволов». Надеюсь, он зайдет в массы.

Тебе интересен формат, когда в одном загородном доме собираются разные музыканты и битмейкеры и вместе творят?

Да, но чтобы учиться друг у друга, а не писать альбом. В следующем году мы планируем снимать помещения, ставить столы, колонки, компы и делать мастер-классы для саунд-продюсеров. Я покажу людям свои фишки, они раскроют свои секреты. Это будет взаимообучение. В Казахстане точно проведем. Если получится в России, будет круто. Вход сделаем либо бесплатным, либо чисто символическим, чтобы отбить аренду и организационные издержки. Мне по кайфу делиться опытом. Родственники мамы работают в образовательной сфере, видимо, во мне это отложилось. Хочу со временем заняться преподаванием.

Не думал об открытии собственного хип-хоп лейбла в Казахстане?

Сначала нужно понять кухню шоу-бизнеса, телевидения, радио, SMM. Почувствовать всё на своей шкуре. Несколько лет я учился в консерватории на продюсера и понял, что нюансов в работе много. Вплоть до философии общения с артистом, чтобы он не поймал звезду и не задепрессовал. Нужно быть уверенным в себе человеком, чтобы открыть лейбл.

Просто Казахстан одновременно дал индустрии несколько больших артистов. Кажется у вас кладезь талантов.

Братан, поверь мне, наших еще много выстрелит. Д…я демонов, злейших типов, которые раскачают так, что мама не горюй. Слышал о Hiro? Он валит, как настоящий негр. Мы сейчас дали ему студию, скоро парень себя покажет. В Казахстане изначально не оглядывались на русских и французских рэперов. Мы уважали ваших ребят, но примером был первоисточник. Котировался звук Юга и Атланты. У кентов на хате стоял не «Муз-ТВ», а Channel V, где показывали черную музыку. Наши чуваки валят трэп так, как мало кто может в России. Ваши рэперы тоже его мутят, но не чувствуют. Потому что душой не черные.

Почему еще я заговорил про лейбл. Порой ты действуешь как толковый продюсер. Песня «Лейла», например, стала вирусной, в том числе за счет правильного продвижения. Ты запустил конкурс кавер-версий и за месяц ее услышали пять миллионов человек. Эта идея была рандомной или ты просчитывал ход?

Я знал, что «Лейла» станет народной любовью, и ее будут петь во дворах. Дальше мы включили немного маркетинговой смекалки. На спонтанность и эксперименты у нас нет времени. Многие даже не представляют, насколько серьезно мы погружаемся в тему. Именно поэтому есть результат. Да, за мной не стоит лейбла, но зато у меня есть профессиональная команда и хорошая интуиция. Слава богу, я пока не мажу.

Массовый слушатель узнал о тебе после хита о наркотиках и сексе – SnD. При этом ты сказал, что он не о тебе, а о поколении школьников, которые так живут.

Понимаешь, происходящее в моей жизни не должно касаться слушателя. Представь, что твой друг – гос. чиновник, а ты – любитель казино. Вы не лезете друг другу под шкуру, но обсуждаете миллион тем. Так и я, прихожу в гости к слушателям и говорю: «Прикиньте, молодежь на наркотиках и сексе сидит!». А они в ответ: «Точно, Баха, ты прав!» Многие писатели пишут то, что видят, но не испытывают на себе. Самое главное – оставаться искренним. Когда ты «сочиняешь» и пишешь мозгами – люди это не ценят. Нужно всё через себя пропускать, через свою душу. Ведь разум и сердце – две совершенно разные инстанции.

Не страшно оттого, что школьники сидят на наркоте?

Подростком я тоже курил траву и видел ребят, которые сидели на вещах потяжелее. Я понял важную истину: ни один наркоман не завяжет, если его отправят в реабилитационный центр родители или друзья. Пока он сам не захочет, чуда не произойдет. Поэтому если я на каждом углу начну кричать – люди, стойте, не употребляйте наркоту – это никак не поможет. 100 пудов!

Но ты же с детства был сознательным. Писал биты в программе «Hip Hop eJay», продавал их на районе, а выручку нес домой.

Мои родители потеряли все имущество, деньги и работу. Мы переехали в старую дачу дедушки. Нужно было вылезать из ямы, помогать семье. Будучи 12-летним щеглом, я не мог заработать как-то иначе. Поэтому я приходил на район и говорил: «Пацаны, вы же хотите делать музло? Вот минуса, заплатите чисто символически». Дальше – больше. Меня взяли на профессиональную студию братишкой на подхвате. Ровнять вокал, резать капу под бит. Дошло до того, что я одновременно работал на четырех студиях.

Ты всё отдавал родителям или часть тратил на себя, шмотки, тусовки и девочек?

Одеваться стильно я не умею и редко покупаю одежду. Я так воспитан, что сам буду три года ходить в одной кофте, но сделаю так, чтобы у мамы всегда была новая одежда. Не люблю пафос и все, что с ним связано. Смотри, к примеру, если ты поднял миллион зелени, то тогда можешь купить себе тачку за 100 тысяч долларов. Остальное вложи в семью, бизнес, саморазвитие и помощь бедным. Но есть чуваки, которые зарабатывают миллион и 900 штук эгоистично сливают на себя. Я не такой. Меня правильно научили расставлять приоритеты.

Ты перевез родителей со старой дачи?

Да, и, дай бог, уже в следующем году они будут жить в большом трехэтажном доме. В семью я приношу деньги, заработанные только честным путем. Я не обманываю организаторов, плачу налоги и всегда отстегиваю копеечку музыкантам, даже если они готовы сыграть бесплатно. Потому что так правильно. Все творческие люди на первых порах голодные, и нужно поддерживать их порыв.

Когда ты говоришь в песне – живу, как учила улица – что конкретно ты имеешь в виду?

Мы не застали вещей из 90-х, но у нас на райончике Курмангазы — Муканова были старшие, которые все это видели. Они закладывали в нас базовые ценности, объясняли, как вести себя достойно. Нас не прессовали, а именно по-мужски воспитывали. Поэтому улица для меня святое. Район научил меня гонять на простой волне, а потом отпустил и сказал: «Давай, Баха, ты сможешь!».

Геннадий Головкин тоже вышел с улиц и стал национальным героем Казахстана. Бойцы часто идут к рингу под рэп, дружат с рэперами в жизни. У вас с GGG возможен коллаб?

Импонирует, что Гена сделал себя сам, поднялся с низов. За это его и любят улицы. Базару ноль – он очень крутой боксер. Но если бы Головкин был заряженным мажором, в которого вложили бабки родители, я бы так его не уважал. У меня на студии лежит трек со словами: «Я должен стать чемпионом, как Геннадий Головкин». Это человек, ради которого я встаю в четыре утра и включаю телевизор. Есть огромное желание позвать GGG сниматься в клип. Знаю, что Гене наши песни тоже нравятся. Просто у нас пока нет времени познакомиться лично.

С позиции воспитания, как ты смотришь на явления вроде Versus Battle. Мог бы туда пойти?

Не в моих моральных принципах идти туда, где вертят на х..х чужих матерей. Я говорил соотечественнику Alphavite (Рэп-музыкант из Казахстана – Прим. авт.): «Б..я, не здраво, что ты там базаришь!» Ему это еще скажут пацаны, когда он приедет в Алматы к себе на район.

Что еще, кроме Versus’a, тебе не нравится в русском рэпе?

Чуваки, которые до сих пор читают о падиках и при этом ху…ят других. Я не понимаю, зачем они говорят нам: «Сука, вы – е…я попса!». Рэп для них – читать непонятным голосом под бит в темпе 84 про траву и районы. Это все шаблонность. Попробуй сказать на Западе про «тру», тебе ответят: «Чувак, делай, как угодно, ведь в музыке нет границ». Скриптонит выпустил рок-альбом. ЛСП залез на поле Future и Young Thug. MiyaGi и Эндшпиль органично совместили хип-хоп c регги. Каждый двигается в своем направлении, смешивает жанры. Понимаешь, мне как музыканту несложно написать трек про падики. Придумать мелодию и пропеть её – намного труднее и интереснее.

К рэпу ты себя, кстати, не причисляешь?

Нет. Я жанр слушаю с 6 лет и слишком его уважаю, чтобы связывать с ним свои поп-вещи. Но мне нравится писаться на взаимном вайбе с хип-хоп артистами. Они самые искренние. У рэперов нет такого: нам нужно сделать форматную песню на 3:30, снять глянцевый клип, согласовать с продюсером и прочие фыр-фыр-фыр. Ты просто говоришь условному Брутто из «Каспийского Груза»: «Братан, давай закинем всем Салам Алейкум!» Он отвечает «ок», и все, погнали.

Ты сказал, что не отдыхал уже три года. Каким ты видишь идеальный отпуск?

Уеду на море со своей девочкой. Но всё-равно обязательно возьму с собой ноутбук и колонки (смеется).

Девочка не пилит тебе мозги из-за «донжуанских» песен?

Я могу тебе, братан, сказать, как есть. Любой женщине важно, чтобы ее мужик был охотником и приносил добычу домой. Клюют мозг они по двум причинам: либо мужик не устраивает их как охотник, либо как самец. У меня с этим все ок!

Ты общаешься со слушателями на равных и называешь себя Бахой. Панибратство не раздражает?

Для меня важна связь с людьми. Я не считаю себя звездой и не могу позволить называть людей фанатами.

Со слушателями ты лоялен, с организаторами концертов строг. Почему?

Жизнь научила требовать соблюдения прописанных договоренностей. Потому что в начале пути такие зашквары были… Доходило до того, что орг подтягивал авторитетов, которые хотели с меня спросить. Моим пацанам с Алматы пришлось срочно лететь в другой город, чтобы я мог за себя качнуть. Хотя, по сути, организатор сам виноват был. Поэтому либо ты работаешь по договоренности, либо концерта не будет. Я не понесу домой бабки, заработанные с мутными типами. Кэш должен быть честным – это мой принцип.

На корпоративах зарабатывается честный кэш?

Почему нет? Предвзятое отношение к ним у артистов с раздутым эго. Им впадлу петь, когда люди кушают. Мне нет, я понимаю, зачем туда иду. Потому что расставляю приоритеты не на себе, а на том, на чем надо. Да, под мою музыку будут кушать, но я все равно честно отработаю концерт. А на следующий день приду домой с подарками для матери и племянницы. И буду очень счастлив.

Какая у твоего творчества сверхцель: стать иконой стиля, голосом поколения, собрать Олимпийский?

Суть не в этом. Я хочу просто развивать свое мастерство. Дай бог, если однажды, оно позволит мне дойти до Олимпийского. Нужно помнить, что ты человек и вылез с низов. Мне страшно потерять контроль над своим эго. И мне проще думать, что я говно, чтобы стать лучше, чем видеть себя среди лучших, но оставаться говном.

Все фото здесь.
Текст: Василий Трунов
Фото: Женя Хажей

Официальное сообщество Jah Khalib «ВКонтакте».
www.jahkhalib.com

geometria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *