Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

История баста: Биография Басты

История баста: Биография Басты

Биография Басты

Биография Басты

Василий «Баста» Вакуленко родился в олимпийском 1980-м в Ростове-на-Дону. Городе, который половине населения страны известен как Ростов-папа. Вспоминая детство, Баста говорит, что дома его особо ничего не держало. Родители были в разводе, строили свою жизнь. Воспитанием будущего рэпера занималась бабушка, определившая его в музыкальную школу со словами: «Ты сейчас мучаешься, внучек, играешь, а потом вырастешь и тебе это пригодится». Прекрасный пример того, что к советам старших время от времени нужно прислушиваться.  А вот в училище на дирижерском отделении Баста не задержался. К тому времени (а был 96-ой год) он уже написал первую песню «Мой город» и собрал группу, которая называлась Уличные звуки – Street sound.

Василий значился в ее составе под именем Баста Хрю. «С детства называли Хрюшей, все было разбросано непонятно где, – объясняет Баста. – Да и не было планомерного выбора псевдонима.

Было так: «Ты будешь Оникс, ты Крисс, а ты Кросс. Прилепилось и пошел». Рождалось знаменитое ростовское рэп-движение, которое в следующем десятилетии заняло лидирующие позиции в стране. Баста был не только очевидцем, но и участником процесса. Первые хип-хоп пати, легендарные места сбора рэперов вроде того же «Сквозняка», первые рэп-группы. «Первый удар» – трек, с которым Баста вписался в одну из глав истории ростовской Касты – тогда еще большого и шумного объединения молодых рэперов, впоследствии выкристаллизовавшегося в одноименную группу.

Баста все же пошел в своем направлении – более лиричном и мелодичном. И вскоре написал «Мою игру», которую называет одним из главных песен в своей биографии. Андрей Баскаков, ди-джей и видный деятель ростовской танцевальной сцены тех лет, предложил представить ее во Дворце Спорта, во время масштабного мероприятия. «Меня объявили «Баста Хрю», все стеганулись, – вспоминает Василий. – А потом я спел «Мою игру».

.. На следующий день, что называется, проснулся знаменитым. Для неподготовленного это было подобно смерти. Звездная болезнь? Нет, не появилась. Появились наркотики. Появились старшие друзья, реальные хулиганы». «Я после нее долго ничего не мог написать, – продолжает Баста. – Все говорили: «Напиши что-то, как «Моя игра». Но вообще такое время было, деструктивное. Планомерное самоуничтожение… Тем не менее, я точно могу сказать, что эта песня мне не раз спасла жизнь. В прямом смысле. Хотели лишить жизни – а узнали, что это я пою». Словом, это был не тот период, о которых люди потом с удовольствием и в подробностях вспоминают. Однако его отголоски нашли свое место в песнях.

К песням удалось вернуться в 2002-м. «На тот момент на мне уже поставили сто крестов, печатей и чего угодно, – объясняет Баста. – Получилось так, что Жора вымутил у своей мамы денег, объяснил ей, что нужен компьютер. И мы стали записываться. Я пришел – не знал ни программ, ничего. Встретил Вадика QП – Вадик может рассказать, как он был удивлен меня увидеть живым – и попросил объяснить его, как записывать голос.

В итоге QП сводил первое демо к будущему альбому». «Мы записали эти демо, один из дисков в Краснодаре попал в руки Богдану Титомиру, – дальнейшее развитие событий пошло по причудливой траектории. – Он нашел нас в Ростове и сказал напрямик: «Продай песни. Вот эти – «Ты та»… Я ответил, что песни не продаю и он пропал. А потом появился: давайте, говорит, едем в Москву. Мы собрались и поехали. Год был 2004-ый»

Переезд в Москву давал новые надежды, но он же одновременно бросал новые вызовы и крушил иллюзии. «Все было тяжело, – пожимает плечами Баста. – Люди, с которыми мы встретились в «Газгольдере», предлагали путь необычный. Без каких-то клипов ошарашивающих. Без каких-то пиар-трюков. А просто писать песни, стараться делать их хорошо. Это разрывало очень сильно: я же думал, сейчас мы приедем в Москву, снимем 10 клипов, попадем на экраны и я поеду, выступать буду, все, весь Ростов увидит». Вместо этого началась будничная работа на студии Gala Records. Записывался-переписывался сочиненный еще в Ростове материал, составивший основу дебютного альбома.

О съемках первого клипа – своими силами – Баста говорит: «Ну как сняли – пришли на квартиру, где мы жили, и сняли какую-то канитель». После выхода в 2006-м году альбома клип «Осень» попал на ТВ. Каким-то образом он звучал там полгода, хотя на телеканале толком не понимали с кем имеют дело и все это время анонсировали видео: «Группа «Баста». «Первая пластинка «Баста I» несла много спорных вещей, – соглашается Баста. – Сейчас бы я такого никогда не выпустил. Но я не жалею.

Баста I

Тогда я был таким. Мне было достаточно тяжело жить, хотелось приукрасить, романтизировать. Может быть это были неоднозначные вещи, но мне за них не стыдно». Московский этап жизненной траектории Басты неразрывно связан с «Газгольдером». На тот момент клуб только возник и носил статус самого закрытого заведения в Москве. «Сюда ломились самые сливки, – вспоминает Баста. – Мы выступали там, делали проект Братья Стерео, сводили музыку с винилов, был синтезатор, что-то читали поверх, чистый фристайл. ..» На момент выхода первого альбома Баста стоял немного особняком от здешней рэп-тусовки. В том что «Баста I» нашел своего слушателя, можно не сомневаться – но вряд ли это был типичный слушатель рэпа.

Город дорог

«Первым я познакомился со Смоки Мо – он участвовал в таком выступлении в «Атриуме», – говорит Баста. – О совместных треках никто не говорил, но еще и непонятно было, что мы будем делать. Потом я познакомился с Гуфом». «Однажды я подошел к Гуфу на концерте, тот вспомнил «Мою игру», мы с ним решили сделать кавер-версию, которая и вышла на альбоме «Баста 2», – рассказывает Баста. – Потом появились какие-то движения на «ЦАО-студии». Однажды Slim попросил спеть припев к «Городу дорог». Сняли клип. И это дало очень большой толчок, за это я благодарен». За «Город дорог» Баста вместе с Centr’ом получал премию MTV.

После выхода второго альбома как-то с премиями, полными залами и прочими атрибутами признания все стало понятно. «Мы выдержали весь этот период неизвестности и ни в чем сомнительном не зафоршмачились», – подводит Баста итоги этого отрезка.

Баста II

Второй альбом «Баста 2» вышел в 2007-ом и стал хитом продаж. Он звучал взрослее и разнообразнее, спектр тем был шире, но суть, привлекавшая слушателей в первой пластинке, не расплескалась. Выпустив в промежутке два релиза под именем Ноггано, третью пластинку Баста писал уже в статусе одного из ведущих рэп-артистов страны. Новый материал продемонстрировал замах на еще более широкую аудиторию, а подборка новых хитов «Урбан», «Хэндз Ап», «Ростов», «Любовь без памяти», «Солнца не видно» и «Калифорния» уже не в первый раз проверяет на прочность самые большие площадки Москвы.

Ноггано

В 2007 году Василия Вакуленко узнали не только под псевдонимом Баста, также он стал Ноггано. Под таким именем вышли три альбома рэпера: в 2008-м – «Первый», в 2009-м – «Теплый» и в 2010-м – «Неизданное».

Нинтендо

В 2011 году Баста приятно удивил поклонников новым альбомом «Нинтендо», который поразил непривычным стилем «кибергэнг», а поклонники его творчества ожидали и других новшеств.

Телевидение

В 2016 году стало известно, что рэп-исполнитель стал наставником 4-го сезона проекта «Голос», а компанию ему составили Полина Гагарина, Александр Градский и Григорий Лепс.

В 2018 году стартовало шоу «Голос улиц», которое создатели позиционировали как самый честный рэп-баттл России. Из 60 тысяч претендентов на кастинге были отобраны 30 участников, которые сразились за денежный приз и возможность работать с лейблом Gazgolder. В состав жюри вошли Баста и хип-хоп-исполнитель Ресторатор (Александр Тимарцев).

В 2018-м рэпер принял участие в 7-м сезоне телешоу «Голос», максимальным результатом его подопечных стало 4-е место (Шаэн Оганесян). Зато в 9-м сезоне Баста стал лучшим наставником по результатам голосования, его вокалист Василий Пасечник занял 4-е место.

Вакуленко вошел в список членов жюри 2-го сезона шоу «Песни» на телеканале ТНТ. Победителем проекта стал подопечный Тимати Slame (Вячеслав Исаков), который заключил контракт с лейблом Black Star. Рэп-исполнитель появился на юмористическом телевизионном шоу «Прожарка», где его оппонентом был Тимати.

В феврале 2021 года стартовало шоу «Голос. Дети», вместе со Светланой Лободой и Егором Кридом рэпер занял место наставника. В его команду 8-м сезоне вошли Мария Политикова, Кира Гоголадзе, Тимофей Завалинич и пр. 

GazFight

Промоушен Gazfight дебютировал в боксерском мире 21 мая 2021 года. В Химках прошел первый турнир Басты. Главный бой между Дмитрием Кудряшовым и Евгением Романовым продлился все 12 раундов. 

15 фактов о Василии Вакуленко, которые вы могли не знать

Ростов-на-Дону, 20 апреля 2018. DON24.RU. Сегодня, 20 апреля, ростовскому рэп-исполнителю Василию Вакуленко, более известному как Баста, исполняется 38 лет. На каждом своем концерте, которых за его карьеру было уже более 700, Баста собирает аудиторию, исчисляемую десятками тысяч человек. Будучи одним из самых ярких представителей отечественного хип-хопа, он является живым доказательством правдивости фразы «Ростов – родина русского рэпа». Редакция «ДОН 24» поздравляет артиста с праздником и публикует подборку самых интересных и необычных фактов о Василии Вакуленко.

1. Василий Вакуленко родился в Ростове-на-Дону в семье военных. Его отец, дед и прадед были офицерами, в то время как сам Баста так и не служил в армии.

2. Главной женщиной своей жизни рэпер считает маму. Об этом он говорил во многих интервью. Из-за этого же у него был конфликт с дуэтом Youtube-блогеров «Немагия» – ребята записали видеопародию на отношения Басты с мамой.

3. У Басты имеется музыкальное образование: он окончил музыкальную школу по классам аккордеона и пианино, а дирижерское отделение музыкального училища он бросил через год после поступления. Сам он музыкой заниматься не хотел, на этом настояла его бабушка. Она же подарила ему первый синтезатор Yamaha PSS-51.

4. Баста был участником самого первого состава не менее популярной сегодня, чем он сам, ростовской рэп-группы «Каста». В 1997 году она носила название «Психолирик», но была переименована по инициативе Вакуленко.

5. Лейбл «Газгольдер», который сейчас ассоциируется с Бастой, изначально принадлежал Богдану Титомиру. Именно он пригласил Васю Вакуленко переехать в Москву и серьезно заняться рэпом.

6. Главный хит Басты как по признанию поклонников, так и по его собственному мнению – композиция «Моя игра». Свою популярность она приобрела после того, как Василий исполнил ее в ростовском Дворце спорта. С тех пор он исполняет ее на каждом своем концерте.

7. В своем компьютере Баста хранит специальную папку, в которой содержатся музыка и фотографии образа для его собственных похорон.

8. Со своей будущей супругой Еленой Василий познакомился в ресторане, куда пришел с другой девушкой.

9. У Василия Вакуленко девять сценических псевдонимов: Баста Хрю, Busta Хрю, Баста Бастиллио, Баста, Ноггано, Dead Василь, N1NT3ND0, Nin-Ten-Do, Antimary.

10. Баста не только музыкант, он также пробовал себя в роли сценариста и режиссера. Совместно с Олегом Грузом он написал сценарий для «психиатрической комедии» «Рвы», которая так и не вышла в широкий прокат. Он также выступил режиссером в фильме «Чайный пьяница», из которого до сих пор можно посмотреть лишь небольшой отрывок. Помимо этого он является композитором и актером в картине Gazgolder, рассказывающей невероятную историю о рэп-исполнителях, выступающих под одноименных лейблом.

11. У Басты был конфликт не только с Кириллом Толмацким (рэпером Децлом), но и с Александром Толмацким – его отцом. Эта история нашла свое отражение в его композиции «Шоу Биз».

12. По признанию самого Василия, он никогда в жизни не работал на «нормальной работе», то есть не связанной с шоу-бизнесом и музыкой.

13. Баста неоднократно открыто признавался в том, что у него была наркотическая зависимость. Впервые он попробовал запрещенные вещества в 18 лет. Но, по его словам, ему удалось полностью победить зависимость в 2003 году.

14. Вакуленко не любит классическую музыку, отмечая, что влечение к ней у него отбили 10 лет музыкальной школы.

15. На обеих руках Басты есть татуировки в виде надписей на испанском языке. На правой – Quien Si No Mi (Кто, если не я). На левой – Vaya Con Dios (Ступай с Богом).

Бастет — Энциклопедия всемирной истории

Бастет — египетская богиня дома, домашнего очага, женских секретов, кошек, плодородия и деторождения. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно болезней, связанных с женщинами и детьми. Как и многие божества египетской религии, она также играла роль в загробной жизни.

Иногда ее изображают проводником и помощником мертвых, хотя это не входило в число ее основных обязанностей. Она была дочерью бога солнца Ра и связана с концепцией Ока Ра (всевидящее око) и Далекой Богини (женского божества, которое покидает Ра и возвращается, чтобы принести трансформацию). Бастет была одним из самых популярных божеств древнего Египта, поскольку она была защитницей дома и семьи каждого.

Удалить рекламу

Реклама

Значение имени Бастет

Изначально ее звали Б’сст, потом Убасте, потом Баст, потом Бастет; значение этого имени неизвестно или, по крайней мере, не общепризнано. Джеральдин Пинч утверждает, что «ее имя, вероятно, означает Та, что в банке с мазью», поскольку она ассоциировалась с защитой и защитными мазями (115). Греки тесно ассоциировали ее со своей богиней Артемидой и считали, что, поскольку у Артемиды был брат-близнец (Аполлон), у Баст тоже должна быть. Они связывали Аполлона с Гором, сыном Исиды (Херу-са-Асет) и так называли богиню, известную как Баст ба’Асет (Душа Исиды), что было бы буквальным переводом ее имени с добавлением второго «Т». ‘ для обозначения женского начала (Асет входит в число египетских имен Исиды).

Бастет, однако, также иногда связывали с богом духов и сладких запахов Нефертумом, который считался ее сыном, и это еще больше связывает значение ее имени с сосудом для мази. Наиболее очевидным объяснением было бы то, что первоначально это имя означало что-то вроде «Она из кувшина с мазью» (Убасте), а греки изменили значение на «Душа Исиды», поскольку они ассоциировали ее с самой популярной богиней Египта. Тем не менее, ученые не пришли к единому мнению о значении ее имени.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Бастет и Сехметс

Котоми Ямамура (CC BY-NC-SA)

Ассоциации

Бастет была чрезвычайно популярна во всем Египте как среди мужчин, так и среди женщин из Второй династии Египта (ок. 2890 — ок. 2670 до н.э.) и далее, с ее культом, сосредоточенным в городе Бубастис, по крайней мере, с 5 века до н.э. Сначала она была представлена ​​​​женщиной с головой львицы и тесно связана с богиней Сехмет, но, поскольку иконография этого божества изображала ее все более агрессивной, образы Бастет со временем смягчились, чтобы представлять больше ежедневного спутника и помощника, чем ее более ранние формы. как дикий мститель. Ученый Джеральдин Пинч пишет:

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Начиная с Текстов Пирамид, Бастет имеет двойной аспект заботливой матери и ужасающей мстительницы. Это демонический аспект, который в основном фигурирует в Текстах Гробов и Книге Мертвых, а также в медицинских заклинаниях. Говорят, что «убийцы Бастет» навлекли на человечество чуму и другие бедствия. Одно заклинание советует притвориться «сыном Бастет», чтобы не заразиться чумой. (115)

В искусстве Бастет иногда изображают с выводком котят у ее ног, но наиболее популярным ее изображением является сидящая кошка, смотрящая вперед.

Несмотря на то, что она очень почиталась, ее в равной степени боялись, о чем свидетельствуют два ее титула: Леди Ужаса и Леди Бойни. Она связана как с Мау, божественной кошкой, которая является аспектом Ра, так и с Мафдет, богиней справедливости и первым кошачьим божеством в истории Египта.

И Бастет, и Сехмет получили свои ранние формы как кошачьи защитники невинных, мстители за обиженных, от Мафдет. Эта ассоциация была продолжена в изображениях сына Бастет Маахеса, защитника невинных, который показан как человек с головой льва, несущий длинный нож, или как лев.

Удалить рекламу

Реклама

В ассоциации Бастет с Мау иногда можно увидеть, как она уничтожает врага Ра, Апофиса, отрезая ему голову ножом в лапе; образ Мау наиболее известен. Со временем, когда Бастет стала больше семейной спутницей, она потеряла все следы своей львиной формы и регулярно изображалась в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой, часто держащей систрум. Иногда в искусстве ее изображают с выводком котят у ее ног, но наиболее популярным ее изображением является сидящая кошка, смотрящая вперед.

Bastet

Попечители Британского музея (авторское право)

Роль в религии и иконографии

Бастет появляется в начале 3-го тысячелетия до нашей эры в образе мстительной львицы в Нижнем Египте. Ко времени Текстов пирамид (ок. 2400-2300 до н.э.) она была связана с царем Египта в качестве его няни в юности и защитника, когда он рос. В более поздних текстах гробов (ок. 2134-2040 гг. До н.э.) она сохраняет эту роль, но также рассматривается как защитница мертвых. Ученый Ричард Х. Уилкинсон комментирует это так:

В своей самой ранней известной форме, изображенной на каменных сосудах 2-й династии, Бастет была представлена ​​как женщина с безгривой головой львицы. Однако иконография богини изменилась, возможно, потому, что ее природа стала рассматриваться как более мягкая, чем у других божеств-львиц. (178)

Ее культовый центр в Бубастисе в Нижнем Египте стал одним из самых богатых и роскошных городов Египта, так как люди со всей страны приезжали туда, чтобы отдать дань уважения богине и похоронить тела своих мертвых кошек в городе. В египетском искусстве ее иконография заимствована у более ранней богини Мафдет, а также у Хатхор, богини, связанной с Сехмет, которая также была тесно связана с Бастет.

Удалить рекламу

Реклама

Появление систрума в руке Бастет на некоторых статуях является явной связью с Хатор, которая традиционно носит этот инструмент. Хатор — еще одна богиня, которая претерпела драматические изменения из кровожадного разрушителя в нежного друга человечества, поскольку изначально она была божеством-львицей Сехмет, которую Ра послал на землю, чтобы уничтожить людей за их грехи. В случае с Бастет, хотя она и стала мягче, она была не менее опасна для тех, кто нарушал закон или оскорблял других.

Египетский кот

Shadowgate (CC BY)

Сказка о Сетне и Табубу

Повесть о Сетне и Табубу (часть произведения, известного как Первая Сетна или Сетна I) — это средняя часть произведения египетской литературы, составленного по истории римского Египта и в настоящее время хранящегося в Каирском музее в Египте. Главный герой сказок о Сетне — принц Сетна Кхемвас, основанный на реальном принце и верховном жреце Птах Кхемвезет (ок. 1281 — ок. 1225 до н. Э.), Сыне Рамсеса II (годы правления 1279).-1213 г. до н.э.). Кхемвезет, известный как «Первый египтолог», был известен своими усилиями по восстановлению и сохранению древнеегипетских памятников и ко времени правления династии Птолемеев очень почитался как мудрец и маг. Хотя эту историю можно интерпретировать по-разному, Джеральдин Пинч утверждает, что этот раздел сказки наиболее четко можно понять как иллюстрацию того, как Бастет наказывает нарушителей.

В этой истории молодой принц Сетна крадет книгу из гробницы, даже после того, как обитатели гробницы умоляют его не делать этого. Вскоре после этого он находится в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, когда видит красивую женщину в сопровождении ее слуг и страстно желает ее. Он спрашивает о ней и узнает, что ее зовут Табубу, дочь священника Бастет. Он никогда не видел более красивой женщины в своей жизни и посылает ей записку с просьбой прийти к нему в постель за десять золотых, но она отвечает встречным предложением, в котором говорит ему встретиться с ней в храме Бастет в Саккаре, где она живет и живет. тогда у него будет все, что он пожелает.

Удалить рекламу

Реклама

Сетна отправляется на свою виллу, где ему не терпится приступить к делу, но у Табубу есть некоторые условия. Во-первых, говорит она ему, он должен передать ей все свое имущество и имущество. Он настолько поглощен похотью, что соглашается на это и движется, чтобы обнять ее. Однако она удерживает его и говорит, что за его детьми нужно послать, а также подписать документы, подтверждающие это, чтобы не было проблем с юридической передачей. Сетна соглашается и на это и посылает за своими детьми. Пока они подписывают бумаги, Табубу исчезает в другой комнате и возвращается в льняном платье, настолько прозрачном, что он может видеть «каждую часть ее тела через него», и его желание к ней становится почти неконтролируемым.

С подписанными документами он снова движется к ней, но нет, у нее есть третье требование: его детей нужно убить, чтобы они не попытались нарушить соглашение и не втянули ее в долгую, затянувшуюся судебную тяжбу. Сетна немедленно соглашается на это; его детей убивают, а их тела выбрасывают на улицу. Затем Сетна стягивает с себя одежду, берет Табубу и быстро ведет ее в спальню. Когда он обнимает ее, она внезапно вскрикивает и исчезает, как и комната и вилла вокруг них, а Сетна стоит голый на улице, его пенис засунут в глиняный горшок.

В это время проходит фараон, и принц Сетна полностью унижен. Фараон сообщает ему, что его дети все еще живы и что все, что он пережил, было иллюзией. Затем Сетна понимает, что он был наказан за свой проступок в гробнице, и быстро возвращает книгу. Кроме того, он возмещает ущерб обитателям гробницы, отправляясь в другой город и забирая похороненные там мумии, которые были частью семьи обитателя гробницы, чтобы все они могли воссоединиться в одном месте.

Хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, кого представляет Табубу, ее тесная связь с Бастет как дочерью одного из жрецов богинь делает это божество весьма вероятным кандидатом. Хищная природа Табубу, когда Сетна оказывается там, где она хочет, напоминает кошку, играющую с мышью. Джеральдин Пинч заключает, что Табубу является «проявлением самой Бастет, играющей свою традиционную роль карателя людей, оскорбивших богов» (117). В этой истории Бастет принимает образ красивой женщины, чтобы наказать преступника, осквернившего могилу, но эта история также должна была бы послужить предостережением для мужчин, которые рассматривали женщин только как сексуальные объекты, поскольку они никогда не могли знать, были ли они на самом деле в присутствии богини и что может случиться, если они оскорбят ее.

Бронзовый кот из Египта

Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)

Поклонение Бастет

Богине поклонялись прежде всего в Бубастисе, но она занимала пост опекуна в Саккаре и других местах. Уилкинсон пишет:

Популярность богини со временем росла, и в Поздний период и в греко-римские времена она пользовалась большим статусом. Главным культовым центром этого божества был город Бубастис — Телль Баста — в восточной части Дельты, и хотя сейчас сохранились лишь очертания храма Бастет, Геродот посетил это место в V веке до нашей эры и восхвалял его великолепие. Фестиваль Бастет также был описан Геродотом, который утверждал, что это был самый сложный из всех религиозных праздников Египта, когда большие толпы участвовали в безудержных танцах, пьянстве и веселье. (178)

Геродот является основным источником информации о культе Бастет и, к сожалению, не вдается в подробности об особенностях ее поклонения. Похоже, что и мужчины, и женщины служили ее духовенством, и, как и в случае с другими египетскими божествами, ее храм в Бубастисе был центром города, предоставляя услуги, начиная от медицинского обслуживания и заканчивая консультированием и раздачей еды. Геродот описывает этот храм:

г.

За исключением входа, он стоит на острове; два отдельных канала подходят к нему от Нила и, подойдя к входу в храм, огибают его с противоположных сторон; каждое из них шириной в сто футов и затенено деревьями. Храм находится посреди города, и со всей его окружности открывается вид на него; ибо уровень города был поднят, а уровень храма остался таким, каким он был с самого начала, так что его можно увидеть снаружи. Каменная стена с резными фигурами окружает его; внутри находится роща очень высоких деревьев, растущих вокруг большого святилища, в котором находится изображение богини; храм представляет собой квадрат, каждая сторона которого имеет размер фарлонг. Ко входу ведет дорога, вымощенная камнем, длиной около трех стадий, идущая на восток через рыночную площадь к храму Гермеса; эта дорога имеет ширину около 400 футов и окаймлена деревьями, достигающими небес. ( Истории , II.138).

Жители Египта ежегодно приезжали на великий праздник Бастет в Бубастисе, который был одним из самых роскошных и популярных событий года. Джеральдин Пинч, цитируя Геродота, утверждает, что «женщины были освобождены от всех ограничений во время ежегодного праздника в Бубастисе. Они праздновали праздник богини, выпивая, танцуя, сочиняя музыку и демонстрируя свои гениталии» (116). Это «поднимание юбок» женщинами, описанное Геродотом, имело столько же общего со свободой от социальных ограничений, сколько и с плодородием, связанным с богиней. Как и многие другие египетские фестивали, празднование Бастет было временем, когда отбрасывались запреты, как это делают современные гуляки в Европе во время карнавала или в Соединенных Штатах на Марди Гра. Геродот представляет яркую картину людей, едущих в Бубастис на праздник:

Когда люди направляются в Бубастис, они идут по реке, по большому количеству в каждой лодке, мужчины и женщины вместе. Одни женщины шумят трещотками, другие всю дорогу играют на флейтах, а остальные женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они плывут по реке в Бубастис, всякий раз, когда они приближаются к любому другому городу, они подводят свою лодку к берегу; затем некоторые женщины делают то, что я сказал, а некоторые выкрикивают насмешки над женщинами города; другие танцуют, а третьи встают и задирают юбки. Они делают это всякий раз, когда подходят к любому прибрежному городу. Но когда они достигли Бубастиса, они устраивают праздник с большими жертвами, и на этом пиру выпивают больше вина, чем за весь другой год. Там принято собираться мужчинами и женщинами (но не детьми) в количестве семисот тысяч, как говорят местные жители. ( Истории , Книга II.60)

Хотя Геродот утверждает, что этот праздник превосходил все другие по великолепию и пышности, в действительности было много праздников, посвященных многим богам, которые могли претендовать на то же самое. Однако популярность этой богини придала ей особое значение в египетской культуре. В приведенном выше отрывке Геродот отмечает, как женщины в лодках издевались над теми, кто был на берегу, и это должно было быть сделано для того, чтобы побудить их оставить свои повседневные дела и присоединиться к празднованию великой богини. Бастет, по сути, уступала по популярности только Исиде и, попав через Грецию в Рим, была одинаково популярна среди римлян и подданных позднейшей Римской империи.

Битва при Пелусии

Саймон Зейтц (CC BY-NC-SA)

Непреходящая популярность Бастет

Популярность Бастет выросла благодаря ее роли защитницы женщин и домашнего хозяйства. Как уже отмечалось, она была так же популярна среди мужчин, как и среди женщин, поскольку у каждого мужчины была мать, сестра, подруга, жена или дочь, которые получали пользу от заботы, которую оказывала Бастет. Кроме того, женщины в Египте пользовались большим уважением и имели почти равные права, что почти гарантировало богине, которая защищала женщин и хранила женские тайны, особенно высокое положение.

Кошки также очень ценились в Египте, поскольку они защищали дома от паразитов (и, таким образом, контролировали болезни), защищали урожай от нежелательных животных и предоставляли своим владельцам довольно нетребовательную компанию. Одним из важнейших аспектов праздника Бастет была доставка мумифицированных кошек в ее храм. При раскопках храма в 1887 и 1889 годах нашей эры было найдено более 300 000 мумифицированных кошек. Уилкинсон, комментируя ее всеобщую популярность, пишет:

Амулеты кошек и пометы котят были популярными новогодними подарками, а имя Бастет часто писали на маленьких церемониальных «новогодних фляжках», вероятно, чтобы прославить богиню как подательницу плодородия и потому, что Бастет, как и другие богини-львицы, считался защитным божеством, способным противостоять более темным силам, связанным с «днями демонов» в конце египетского года. (178)

Бастет была настолько популярна, что в 525 г. до н. э., когда Камбиз II из Персии вторгся в Египет, он использовал богиню, чтобы заставить египтян сдаться. Зная об их большой любви к животным, и особенно к кошкам, он приказал своим солдатам нарисовать изображение Бастет на своих щитах, а затем расположил всех животных, которых можно было найти, и погнал их перед армией к центральному городу Пелусию. Египтяне отказались сражаться, опасаясь причинить вред животным и оскорбить Бастет, и поэтому сдались.

Историк Полиен (II век н.э.) пишет, как после своей победы Камбиз II швырял кошек из мешка в лица египтян, презрительно говоря, что они сдадут свой город ради животных. Однако египтяне не боялись своего почитания кошки и поклонения Бастет. Ее статус одного из самых популярных и могущественных божеств сохранялся на протяжении всей оставшейся части истории Египта и в эпоху Римской империи, пока, как и другие боги, ее не затмило возвышение христианства.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Кто такая Бастет? Полное руководство по египетской богине-кошке

Лев, кошка и женщина, богиня войны и плодородия — египетская богиня Баст (также известная как Бастет) содержит множество. Хотя она не единственная богиня кошек из древней истории, Бастет, вероятно, самая известная богиня кошек сегодня. У нее сильное присутствие в поп-культуре, и некоторые избранные даже до сих пор поклоняются ей!

В этом полном путеводителе по Бастет, мы рассмотрим, что именно делает эту египетскую богиню-кошку такой неотразимой. Мы опишем ее атрибуты, то, как ее изображали в Древнем Египте, ее основные отношения, как ей поклонялись, ее основные мифы и историю ее поклонения. Мы закончим рассказом о том, где вы можете встретить Баст, богиню кошек, сегодня.

 

Кто такая Бастет? Каковы ее атрибуты?

Богине, которую мы чаще всего называем сегодня «Бастет», было , известный как «Баст» и «Бастет» в Древнем Египте.

«Баст» было ее прежнее имя. Возможно, это означало либо «Душа Аусет» (Аусет — это альтернативное имя «Исиды», которую иногда считают ее матерью), либо «пожирающая леди».

Позже жрецы назвали ее «Бастет», чтобы указать, что буква «т» в ее имени должна произноситься. «Бастет» имеет один из тех же иероглифов, что и сосуд для духов, в котором хранились духи и мази. Так что «Бастет» также означало «она из кувшина с мазью».

Изначально Баст была богиней-львицей, но со временем она стала более тесно ассоциироваться с домашней кошкой. Кошка была ее тотемным животным.

Как одна из главных богинь египетского пантеона, Бастет имела огромное количество атрибутов и аспектов:

  • Она была богиней кошек, солнца, Востока, огня, любви, опьянения, музыка и танцы, радость, праздник, плодородие, секреты, магия и секс.
  • Тем не менее, она также была богиня войны известна своей яростной местью.
  • Она охраняла домохозяйств и отдельных лиц от болезней и злых духов, оберегала беременных женщин, оберегала кошек.
  • Она служила божественной кормилицей и матерью фараона.
  • Из-за того, что Бастет означает «та, что хранит мазь», она также стала известна как богиня духов и была названа «благоухающей защитницей».
  • Баст/Бастет был защитником и хранителем Нижнего Египта.
  • Она была богиней-покровительницей пожарных, потому что египтяне верили, что кошка, пробежавшая по горящему зданию, вытянет пламя.
  • Она также была одной из богинь, которая была известна как «глаз Ра» или «глаз Атума», солнца. В этом аспекте она символизировала женское воплощение Ра и была послана, чтобы отомстить его врагам. «Глаз Ра» был и частью Ра, и отдельным от него существом, и считался его матерью, сестрой, женой и дочерью одновременно. У нее были живительные, защитные, а также разрушительные способности.

Изображение Бастет от Gunkarta.

 

Изображения Бастет: ее символы и тотемы

Баст сначала изображалась в виде львицы, а затем в виде кошки или женщины с кошачьей головой. В образе женщины с кошачьей головой она часто держит систр, украшенный кошками, и эгиду, украшенную воротником или головой львицы. В последующие годы кошки были ее главным символом и аватаром.

Изображения Бастет были часто вырезаны из алебастра. Алебастр был обычным материалом как для священных предметов, так и для парфюмерных флаконов, что делало его особенно подходящим для Бастет.

Иногда она визуально и символически ассоциировалась с «глазом Ра» или «глазом Атума», солнцем. Глаз Ре/Атума обычно изображался в виде диска, окруженного двумя кобрами. Его также можно было изобразить в виде львицы или кобры; именно в образе львицы глаз Ра наиболее тесно визуально ассоциировался с Баст.

Она также была связана с Дерево Персея, которое символизировало защиту и загробную жизнь. Это потому, что Баст жила на дереве Персея в то время, когда она убила Апепа (о ее основных мифах см. ниже).

 

Бастет в образе женщины с кошачьей головой. Из Художественного музея Уолтерса.

 

Основные отношения Баст

У Баст было несколько важных отношений в египетском пантеоне. Перечислим здесь основные. Однако важно подчеркнуть, что, поскольку Баст поклонялись на протяжении тысячелетий, многие ее отношения с другими богами со временем резко изменились, и даже были противоречивыми!

 

Семья

  • Бастет чаще всего считалась дочерью Ра и Исиды или только одного Ра. В своем аспекте «глаза Ра» она была частью его, получившей независимую жизнь.
  • Она была матерью бога Махеса, льва или львиноголового человека.
  • В последующие годы она была известна как мать Нефертума, 9 лет.0164 бог солнца, духов и алхимии.
  • Она была женой Птаха, бога архитектуры и мастерства.
  • Анубиса иногда называли либо сыном, либо мужем Баст из-за ее статуса богини духов, а его — бога бальзамирования, но это не было одним из ее самых важных отношений.

 

Богини-двойники

  • Баст была связана с всеми другими богинями, которые также были известны как «глаз Ра»: Сехмет, Хатхор, Уаджет и Мут. Эти богини могли быть превращены друг в друга в правильных (мифических) обстоятельствах.
  • Сехмет и Баст были во многих отношениях наиболее тесно связаны между собой. У них был аспект львицы, и они были сестрами и двойниками. Так же, как Баст была защитницей Нижнего Египта, Сехмет была защитницей Верхнего Египта. И Сехмет, и Баст были женами Птаха, бога архитектуры и мастерства.
  • Бастет был также связан с Хатхор , так как у них были сходные аспекты богинь любви, удовольствия, музыки и танца, празднования и опьянения.

 

Сочетание с Ваджет и Мут

Будучи матерью фараона и защитницей Нижнего Египта, Баст стала тесно связана с Ваджет, богиней-покровительницей Нижнего Египта. Баст защищал Нижний Египет; Уаджет воплотил это. Поскольку они оба были символом нации и оба олицетворяли «глаз Ра», , объединяющий двух богинь в одну фигуру, Уаджет-Баст, вероятно, казался естественным.

Ваджет-Баст часто изображалась с головой льва и головным убором кобры-солнца. Ваджет-Баст также отражала комбинацию Нехкбет-Сехмет в Верхнем Египте. В конце концов, Мут, другая богиня-львица, также соединилась с Ваджет-Баст, став Ваджет-Баст-Мут.

 

Фигурка Уаджет-Баст с головой льва из Художественного музея Уолтерса.

 

Как поклонялись Бастет

Баст/Бастет поклонялись и почитали различными способами на протяжении всей истории Египта.

По всей видимости, огромные ежегодные фестивали в честь Баст проводились в ее центре культа, Бубастисе, , с шумными празднованиями и опьянением.

В своем личном поклонении египтяне также молились Бастет, чтобы избавиться от болезней и охранять дом. В египетских домах выставлены статуи Бастет для защиты от воров. Кошачьи амулеты, носимые на теле, призывали на защиту Бастет. Существовали также специальные амулеты Баст с котятами на них, которые женщины носили в целях плодородия; количество котят на обереге соответствовало количеству желаемых детей.

Кошки были посвящены Басту и были любимцами во многих египетских домах. (Помимо их религиозной принадлежности, они высоко ценились за способность убивать паразитов!) В домах богатых кошек носили золотые украшения и щедро кормили со стола их владельцев. Люди глубоко оплакивали своих усопших кошек и посвящали Бастет свои мумии. На пике популярности Бастет наказанием за убийство кошки — даже случайное — была смерть!

В первом тысячелетии египетская религия резко изменилась, с усилением внимания к местным богам. Местные культовые центры, такие как Бубастис, рассматривали животное, связанное с их богом или богиней, как живой аспект этого бога, а не как простой символ. Таким образом, во время этого храм в Бубастисе стал чем-то вроде убежища для кошек. Кошки мумифицировались после смерти или церемониального жертвоприношения. Археологи обнаружили в храме Баста огромное кладбище священных кошек.

 

Древнеегипетская мумия кошки. Из Художественного музея Уолтерса.

 

Три самых известных мифа о Бастет

Существует несколько известных мифов о египетском боге-кошке Бастет.

 

Убийство Апепа

Апеп (иногда называемый Апофисом) был богом-змеем подземного мира, связанным с тьмой и хаосом. Он был злейшим врагом Ра, отца Баст, и хотел поглотить все тьмой и уничтожить Ра. Жрецы Ра пытались проклясть Апепа, но ни одно из их заклинаний не сработало. Итак, Баст в своей кошачьей форме (с отличным ночным видением!), отправилась в темное логово Апепа и убила его.

Смерть Апепа гарантировала, что солнце будет продолжать светить, а урожай будет продолжать расти, и после этого Баст почитали как богиню плодородия.

 

Месть Сехмет

Когда Ра был еще смертным фараоном, однажды он рассердился на народ Египта. Поэтому он выпустил Сехмет, свою дочь, на людей, чтобы отомстить. Она вырезала огромное количество людей и пила их кровь.

Ра почувствовал раскаяние и хотел остановить Сехмет. Поэтому он приказал людям вылить на землю пиво с красным оттенком. Затем, когда Сехмет наткнулась на него, она подумала, что это кровь, и выпила ее. Напившись, она заснула. И когда она проснулась, она превратилась либо в Хатхор, либо в Баст, , в зависимости от того, кто рассказывает историю.

 

Происхождение бирюзы

Миф от Бубастиса утверждает, что бирюза на самом деле является выпавшей менструальной кровью богини Бастет, которая превратилась в бирюзу, как только коснулась земли.

 

Убийство Апопа. Из гробницы Инхер-Ка в Фивах.

 

Бастет Со временем: от львицы до домашней кошки

Неудивительно, учитывая то, что Баст поклонялись очень давно, она менялась и трансформировалась на протяжении всей египетской истории.

Кажется, ей поклонялись еще в 3200 г. до н.э. в ее культовом центре Пер-Баст/Бубастис. Первоначально ее основным аспектом была богиня-львица. Только позже (около 900 г. до н.э.) она стала более тесно ассоциироваться с кошкой. Ее культовый центр, Бубастис, некоторое время был столицей Египта, начиная примерно с 9 г.50 г. до н.э.

Связь Бастет с Сехмет возникла в первую очередь потому, что они были противоположными богинями-покровительницами Нижнего и Верхнего Египта, соответственно. Бастет стала более тесно ассоциироваться с домашней кошкой отчасти в результате синкретизации (сочетания) божественных пантеонов Верхнего и Нижнего Египта.

Как божественная мать фараона и защитница Нижнего Египта, Бастет со временем стала связанной с Ваджет, богиней-покровительницей Нижнего Египта. В этом аспекте ее звали Уаджет-Баст. Позже эта фигура была поглощена фигурой Мут, став Ваджет-Баст-Мут. Сама Мут иногда принимала облик льва.

В греческий период Баст сравнивали с Артемидой и стали богиней луны, несмотря на ее первоначальную связь с солнцем.

 

Амулет Бастет в виде льва. Из Художественного музея Уолтерса.

 

Бастет Сегодня

Вы все еще можете найти эту египетскую богиню кошек в мире сегодня! Вот несколько мест, где можно посмотреть:

 

Баст в поп-культуре

Баст/Бастет несколько раз появлялась в произведениях поп-культуры.

  • Она любимица писателя Нила Геймана. Она появлялась как в его книге «Американские боги », так и в его серии комиксов «Песочный человек ». Хотя она еще не была выбрана, Бастет также должна появиться в телешоу «Американские боги ».
  • Роберт Блох перенес Бастет в Мифы Лавкрафта о Ктулху.
  • Она является игровым персонажем в видеоигре Smite!
  • Как и многие боги и мифические существа, Баст появляется в Настольная ролевая игра Dungeons and Dragons.

 

Баст в религии

Кроме того, есть еще люди, которые поклоняются Бастет! Есть еще несколько «Бастовых культов» активных — просто быстрый поиск в Google! Большинство из них пытаются воссоздать хеметическую религию (то есть поклоняются Баст так же, как ей поклонялись египтяне), но не все.

 

Сейчас, как и в древности, Бастет почитается как богиня плодородия. Этот древний амулет плодородия Баст находится в Художественном музее Уолтерса.

 

Обзор: что нужно знать о Баст

Бастет, богиня кошек, — одна из самых известных фигур египетского пантеона. Она известна как Баст и Бастет. Ее главные атрибуты включают в себя то, что она является Защитницей Нижнего Египта, богиней-покровительницей кошек и пожарных, а также богиней солнца, войны, плодородия, музыки и праздника!

Обычно ее изображают в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Неудивительно, что кошка была ее тотемным животным.

У Баста сложные отношения с другими египетскими богами просто потому, что пантеон так сильно изменился со временем! Но она почти всегда дочь Ра. Она тесно связана с другими богинями-женщинами, которых называли «глазом Ра»: Сехмет, Хатхор, Ваджет и Мут.

Самый известный миф о богине Баст — это когда она убивает Апепа, змея хаоса.

Поклонение Баст зародилось еще в 3200 г. до н.э. и продолжается по сей день в культах Баст. Хотя изначально она была более тесно связана со львом, со временем она стала более тесно связана с домашней кошкой.

Если вы ищете египетского бога-кошку, Бастет — ваша избранница!

 

Нужна дополнительная помощь по этой теме? Проверьте Tutorbase!

Наша проверенная база данных репетиторов включает ряд опытных преподавателей, которые могут помочь вам отшлифовать эссе по английскому языку или объяснить, как производные работают для исчисления. Вы можете использовать десятки фильтров и критериев поиска, чтобы найти идеального человека для ваших нужд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *