Советы по съемке футбольных матчей
Спортивный репортаж – это особый вид съемки, со своими сложностями и особенностями. Съемка бобслея будет существенно отличаться от съемки хоккея или турнира по шахматам. Каждый вид спорта требует определенной подготовки и навыков, погружения в среду и глубокого понимания происходящего на арене. Снимать, например, кёрлинг, лишь отдаленно представляя себе, что значит это слово – затея, обреченная на провал.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/2000 с, 270.0 мм экв.Но сегодня мы поговорим о футболе — спорте, о котором в нашей стране досконально знают все и всё. Ведь почти каждый читатель этой статьи хоть раз в жизни мысленно давал советы футболисту в телевизоре, сидя с чипсами на диване.
Величественный стадион, полный колоритных болельщиков; звёзды первой величины, до которых можно достать рукой; накал страстей на поле и красивые ракурсы, которые просятся в объектив… Ничего из этого у вас на первых порах не будет. Набивать руку и тренировать взгляд лучше на матчах попроще.
С чего начать?
Начать стоит с подготовки. Например – выбрать матч. Скорее всего, на выходных в вашем городе проходят десятки, если не сотни футбольных матчей различного уровня. Футболисты – люди эмоциональные, зачастую тщеславные, поэтому даже на матчах двадцать пятой лиги любительского чемпионата или турнира сборных команд городских заводов будет, что фотографировать. И не бойтесь, что фотографии уйдут в стол – не пройдет и десяти минут, как вам зададут коронный вопрос: «А где можно будет фотографии посмотреть?». Ко мне прямо посреди матча с подобным вопросом подходил даже главный судья.
Поэтому, прежде всего, ознакомьтесь с расписанием соревнований и выберите наиболее подходящий матч.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/1000 с, 375.0 мм экв.Далее, соберите информацию о матче и о соревновании, в рамках которого он проходит. Иногда бывает так, что даже на любительских соревнованиях самый важный человек на свете – охранник стадиона – запретит фотографировать, сославшись на какие-то инструкции. Избавьтесь от необходимости с ним спорить: заранее разузнайте, какие разрешения и аккредитации вам потребуются. Как правило, получить их — дело одного телефонного звонка.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/800 с, 375.0 мм экв.Можно, конечно, приехать и наудачу. Бывает, что на матче нет никакой охраны, и вас некому будет остановить. Но чем лучше вы подготовитесь, тем больше шансов будет на успех. Кстати, на матч лучше приехать заранее, хотя бы за полчаса, чтобы успеть осмотреться, понять, где удобнее встать во время матча, откуда будет сподручнее снимать, и успеть решить организационные вопросы, если они появятся.
На что снимать?
Техника для съемки футбола весьма специфична. Во время Чемпионатов мира или матчей Лиги Чемпионов по периметру поля усаживается армия фотографов с телевиками размером с полноценный телескоп.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1600 с, 229.0 мм экв.Как правило, у футбольного фотографа связаны руки: он не может выбрать ни время съемки, ни место. Он снимает под полуденным солнцем, под шквальным ливнем и в снегопад. Причем иногда все эти катаклизмы обрушиваются на его голову за время одного и того же матча. Кроме того, футбольный фотограф ограничен в передвижениях кромкой поля и суровыми секьюрити. Вот и выходит, что для съемки событий вдалеке нужен телеобъектив, для обеспечения приемлемого качества в вечернем свете — зеркальная камера с малым уровнем шумов… “Мыльницей” здесь не отделаешься. Многие профессионалы снимают сразу с двух камер: на одной – телевик, на второй – универсальный объектив для съемки интересных моментов буквально перед носом (а такое случается). Но пока в ваш кадр не бежит празднующий гол Андрей Аршавин с фирменным жестом «палец к губам», зум-телевика будет вполне достаточно.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/2000 с, 375.0 мм экв.Если говорить о камере, то, во-первых, важна скорострельность. Футбол – очень быстрый вид спорта, и за доли секунды кадр может измениться с «вау!» до «скучища.». Серийная съемка – друг футбольного фотографа, поэтому выбирайте ту камеру, что способна сделать больше кадров в секунду. Во-вторых, нужна нешумная матрица. Вам практически наверняка придется снимать в плохую погоду или вечернее время, а может быть, и в крытых манежах, где с освещением обычно совсем плохо. Чем меньше шумит матрица на высоких значениях ISO, тем лучше. В-третьих, важна быстрая фокусировка. Поэтому для съемки футбола выбирают именно зеркалки. Все остальные фотоаппараты пока не дотянулись до них в плане автофокуса.
Камера Pentax K-500 идеально подходит практически по всем параметрам. Она снимает 6 кадров в секунду в серийной съемке, а ISO можно смело поднимать до 6400 единиц — это значение вполне рабочее. Правда, искренне надеюсь, что вам не придется снимать футбол безлунной ночью в освещении карманных фонариков, и поэтому вам хватит и более низких значений светочувствительности. При этом камера небольшая и довольно легкая – как только вы соберете свой рюкзак с оборудованием и наденете его, сразу оцените это преимущество.
Хорошая оптика в спортивном репортаже чрезвычайно важна, так что объектив должен быть качественным и удобным.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2500 с, 270.0 мм экв.Чем больше светосила, тем лучше. Возможность сильно открыть диафрагму очень пригодится не только в непогоду, но и в яркий солнечный день – снимки с размытым фоном получаются интереснее и красочнее, чем фотографии с высокой детализацией заднего плана. Желательно, чтобы светосила была постоянной на всех фокусных расстояниях объектива, ведь большую часть снимков вы будете снимать на максимальном зуме. Зато на стабилизаторе изображения можно «сэкономить»: в футбольной фотосъемке он бесполезен.
Что касается фокусных расстояний, тут все просто: вам нужен телевик. Объективом короче 100 мм вы практически ничего не снимете. Лучше взять зум: хоть фикс и даст лучшую картинку, на него сложнее ловить моменты, тем более – новичку.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1250 с, 120.0 мм экв.В качестве основного объектива для съемки иллюстраций к этой статье использовался Pentax SMC DA 60-250mm f/4 ED (IF) SDM. У него очень удобный диапазон фокусных расстояний – на 250 мм вы дотянетесь до центра поля, снимая от ворот, а на 60 мм получится вместить моменты, происходящие близко от вас. Диафрагмы f4 хватает, чтобы хорошо размыть фон и снимать даже в пасмурную погоду.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/800 с, 229.0 мм экв.Если есть возможность, захватите с собой и стандартный зум-объектив. Он может пригодиться, чтобы заснять неигровые, но не менее интересные сюжеты: зрителей в ожидании матча, тренера, ругающего судью, награждение команд и особо любимый всеми футболистами общекомандный снимок с завоеванным кубком, который на длиннофокусный объектив вам пришлось бы снимать, отойдя метров на пятьдесят.
Что еще взять с собой?
Приезжайте на игры с двумя заряженными аккумуляторами. Самое обидное в жизни спортивного фотографа – приехать на какое-нибудь соревнование через весь город и обнаружить, что аккумулятора хватит от силы минут на пять. Кстати, Pentax K-500 в этом плане очень удобен, ведь работать может как от штатного аккумулятора, так и от обычных пальчиковых батареек. А батарейки почти всегда можно найти где-то поблизости.
Берите карты памяти большого объема, причем на скорости записи экономить тоже не стоит. Съемка у вас по большей части будет серийная, поэтому и снимков будет получаться больше обычного.
Обязательно подумайте о приобретении монопода. Светосильные телевики достаточно тяжелые, и даже если камера у вас легкая, держать всю конструкцию на вытянутых руках пару часов кряду устанет любой атлет. Штатив-тренога снизит мобильность, а вот монопод не помешает ловить моменты, но разгрузит руки.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5, 1/400 с, 255.0 мм экв. В непогоду захватите защитный накамерный чехол от дождя, а также дождевик для себя. К сожалению, места для фотографов не оборудованы навесами, поэтому, если ваша камера вам дорога, то придется подумать о защите техники. Зонт не поможет: удерживать его локтем, одновременно фотографируя и уворачиваясь от мячей, страшно неудобно. Также не помешает бленда на объектив. Она не только защитит линзу от капель дождя и солнечных бликов, но и повысит шансы объектива уцелеть при попадании в него мячом. PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F5.6, 1/400 с, 330.0 мм экв.Откуда снимать?
На разных стадионах зоны, где может стоять фотограф, различаются. Где-то можно расположиться только за воротами, где-то – свободно разгуливать по всему периметру поля. На большинстве стадионов, которые принимают матчи высокого уровня, фотографам запрещено перемещаться вдоль поля, пока идет игра. Так что стратегический выбор позиции на поле для профессионального фотографа даже важнее, чем для футболистов.
Многие фотографы предпочитают снимать за воротами, вернее, вплотную к ним. Ведь цель игры – забить мяч в ворота (да, самое время изучить правила футбола), а значит, лица игроков и их эмоции будет проще всего поймать, стоя недалеко от штанги.
Но это не догма, и с «бровки» тоже можно ловить удачные кадры. Достаточно удобная позиция – у углового флажка, особенно если объектив дальнобойный. Если условия позволяют, почаще меняйте дислокацию, чтобы ваш репортаж не был однообразным.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/2500 с, 330.0 мм экв.Кстати, чем больше вы знаете о предстоящем матче, тем проще будет определиться с собственной позицией на поле. В матче между явным фаворитом и аутсайдером стоять за воротами условной «Барселоны» не имеет большого смысла – скорее всего, кроме затылков защитников, в ваш кадр так ничего и не попадет. Если же встречаются равные по силе команды, то снимать будет удобнее сбоку, встав поближе к линии центра поля: скорее всего, игроки не будут подпускать друг друга к воротам, и большая часть борьбы пройдет у вас под носом.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/1600 с, 375.0 мм экв.Еще один важный момент – условия света. К примеру, если матч начинается незадолго до заката, а погода солнечная, то нужно встать так, чтобы солнце не светило в объектив. К чему усложнять себе жизнь проблемным освещением?
Что снимать?
Основная часть футбольного репортажа – игровые моменты. Следите через объектив за мячом. Старайтесь, чтобы мяч был в кадре – сюжеты без мяча обычно неинтересны, даже если поза игроков получилась динамичной. Футбол – контактный спорт, и лучшие моменты для фотографа – именно моменты контакта игроков. Борьба за мяч в воздухе, подкаты защитников, дриблинг нападающих.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2000 с, 375.0 мм экв.Игровые моменты перемежайте эмоциональными снимками. Празднование гола, выразительная мимика тренера команды или нападающего, который пробил «по воробьям», поддержка зрителей – все это скрасит ваш репортаж. Если игра переместилась на противоположный конец поля, то нет смысла ловить игровые моменты в это время. Пока игроки далеко, самое время отвлечься от мяча и осмотреться – поискать на трибуне необычных зрителей, поснимать эмоции, царящие на скамейке запасных.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/2000 с, 210.0 мм экв.Обращайте внимание на антураж матча, ищите что-то необычное, то, чего не будет на снимках с других футбольных матчей. Постарайтесь отразить это в своих фотографиях, чтобы передать зрителю атмосферу игры.
Как настроить камеру?
Если оптика у вас достаточно хорошая, с постоянной светосилой, то снимать удобнее в режиме приоритета диафрагмы, открыв ее максимально. Значение ISO выбирайте такое, чтобы выдержка в среднем получалась от 1/1000 секунды и короче. В плохих условиях можно удовлетвориться и значением в 1/500 секунды. Ну а если в вашем распоряжении совсем слабая техника, то выбирайте режим приоритета выдержки и выставляйте настолько малое ее значение, насколько получится. Можно немного недосвечивать снимки с расчетом вытянуть их затем при обработке.
Не бойтесь поднимать значение ISO. Пусть лучше снимок будет шумным, чем смазанным: шумы можно снизить при постобработке, а вот расплывчатые лица обязательно пойдут в корзину.
Не забудьте выставить режим серийной съемки. Самые интересные моменты лучше снимать серией, чтобы затем выбрать наиболее удачный кадр. А вот следящий автофокус — вопрос личных предпочтений. Попробуйте поснимать с использованием следящего автофокуса и с обычной фокусировкой, чтобы разобраться, как вам удобнее.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F4, 1/1250 с, 132.0 мм экв.Фокусироваться лучше по одной центральной точке, иначе в гениальных по моменту и компоновке кадрах вместо футболиста, бьющего через себя, фокус окажется на спине близстоящего защитника. Если работаете в искусственном освещении, не забудьте вручную выставить баланс белого. Raw-формат для спортивной съемки не очень удобен, поскольку место на карте памяти не резиновое, а скорость серийной съемки и записи на флешку важнее, чем возможности обработки сырого файла. Но если с матча требуется сделать всего два-три кадра, зато во всех отношениях идеальных, конечно, лучше снимать в формате raw.
В переменчивую погоду, когда солнце то прячется за тучами, то выглядывает, удобно использовать пользовательские режимы камеры: в одном режиме настроить баланс белого и светочувствительность на прямой солнечный свет, во втором – на облачную погоду, — и быстро переключаться между ними.
Как обрабатывать снимки?
После съемки вы неизбежно станете счастливым обладателем флеш-карты, забитой несколькими сотнями или даже тысячами фотографий. Из них нужно составить хороший репортаж, причем, как правило, в сжатые сроки. Обычно фоторепортажи интересны в первые сутки после окончания матча. Надо ли при таких исходных данных обрабатывать снимки? Надо! Минимальная обработка необходима. Это вежливость по отношению к зрителю. Художественная ретушь и тщательная проработка каждого кадра не требуется – жанр не тот. А вот откорректировать контрастность, вытянуть немного тени, если снимали на ярком солнце, выправить завал кадра и убрать лишнее кадрированием – нужно.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/1600 с, 25.0 мм экв.Автоматизируйте обработку. Не стоит тратить драгоценное время на монотонные действия. Лучше один раз в начале обработки написать action в Photoshop, который будет разом, за один клик корректировать цвета и яркость снимка, изменять размер, повышать резкость и сохранять в указанную папку полученный результат.
Пакетно обрабатывать снимки не получится. Компьютеры пока не научились анализировать снимки и самостоятельно определять, как нужно кадрировать фотографию, есть ли завал горизонта и как его убрать. Это придется делать вручную.
Перед обработкой определитесь, сколько снимков приблизительно вы хотите получить в итоге – пятьдесят? Сто? А может быть, всего десять? Исходя из этого, отбирайте лучшие кадры. Зачастую удобнее сначала пролистать полученные снимки, попутно удаляя все неинтересные, бракованные и лишние, а затем обработать оставшиеся.
PENTAX K-500 УСТАНОВКИ: ISO 800, F7.1, 1/500 с, 58.0 мм экв.И еще пара слов о кадрировании. Подумайте, есть ли необходимость сохранять стандартные соотношения сторон? Куда пойдут снимки – в интернет, в газету или журнал, в фотоальбом или на стену в рамку? Если такой необходимости нет, при кадрировании лучше нарушить соотношение сторон, но убрать торчащую в углу ногу убежавшего из кадра игрока.
И напоследок последний совет: берегите себя! Уворачивайтесь от мяча, в прохладную погоду одевайтесь теплее обычного. Это футболисты бегают, а вот вам два часа придется простоять на открытом пространстве, и это совсем не то же самое, что пробежаться от дома до метро. Если в вашем фоторюкзаке осталось место, положите туда термос с горячим чаем, и в перерыве матча вы обязательно скажете себе спасибо за предусмотрительность.
Успехов!
prophotos.ru
7 советов Олега Бухарева — Российское фото
Олег Бухарев — спортивный фоторепортер. Он регулярно освещает самые разные события, от чемпионата мира по футболу до выступлений фигуристов. У Олега очень большой опыт спортивной съемки, поэтому его советы пригодятся всем, кто собирается фотографировать футбольные матчи.
- Для того чтобы фоторепортаж получился качественным, вам нужно любить и понимать тот вид спорта, который вы снимаете, а также быть в курсе футбольных новостей. Тогда материал окажется не только красиво снятым, но и интересным и актуальным.
- Чем лучше ваши камера и объективы, тем качественнее могут получиться снимки. Старайтесь выбирать фотоаппарат с быстрым автофокусом, затвор которого делает наибольшее количество кадров в секунду, чтобы не упустить самую яркую фазу движения спортсменов. Учитывайте, что съемки могут проходить в сложных погодных условиях с плохим освещением, поэтому для вас важны светосила объективов и защита техники от влаги. Наилучший результат дадут светосильные объективы с максимальной диафрагмой f/2.8 или хотя бы f/4. При выборе фотоаппарата старайтесь обращать внимание на возможность съемки при высоких значениях ISO: иногда освещение на стадионах такое плохое, что его приходится задирать выше 10 000. Важно, чтобы это не приводило к чрезмерному количеству шумов. Выбирая объектив, вы должны понимать, что наилучшим вариантом (если не брать в расчет самые дорогие) будет 100–400 мм, которым покрывается практически все футбольное поле.
Им вы сможете снимать большую часть матча. Если вы не готовы позволить себе такую покупку, используйте светосильный объектив 70–200 мм. Это более универсальный вариант, который можно использовать для съемки соревнований и по другим видам спорта. Единственный его минус в том, что футбольный матч вам удастся фотографировать нормально только на той половине поля, за воротами которой вы будете стоять, дальние же снимки при значительном кадрировании окажутся невысокого качества. Широкоугольный объектив позволит сделать несколько интересных кадров: панорамы, общие планы и выход футболистов на поле.
- Вести съемку футбола лучшего всего за воротами на отрезке от линии штрафной до углового флажка — здесь наилучший угол обзора. Фотографировать удобнее сидя на стульчике и используя монопод. Чем ниже точка съемки, тем красивее перспектива изображения, а монопод поможет вам улучшить стабилизацию.
- С учетом скорости полета мяча выдержка должна быть короткой, 1/1000—1/1250 секунды. Глубину резкости во время съемок игровых моментов нужно выставлять такой, чтобы значение диафрагмы было от f/4 до f/5.6. Если раскрыть диафрагму шире, то при наличии в кадре двух и более игроков, которые находятся от вас на расстоянии нескольких метров, кто-то из них может оказаться не в фокусе.
- Одевайтесь для съемки с учетом погодных условий. В жару запасайтесь водой и головным убором, чтобы не получить солнечный удар. В холодную погоду утепляйтесь по максимуму: во время матча вам придется сидеть около двух часов на одном месте, поэтому пользуйтесь термобельем и другими теплыми вещами.
- Чтобы получить интересный фоторепортаж, снимайте не только то, что происходит на поле, но и антураж матча: ищите на трибунах яркие лица и внимательно следите за эмоциями болельщиков во время самой игры.
- Чтобы фоторепортаж получился наиболее цельным, вам необходимо запечатлеть все самые важные моменты встречи, тогда зритель сможет по фотографиям понять, что происходило в матче. Для этого старайтесь полностью сконцентрироваться на происходящем на поле, не отвлекаясь на посторонние вещи.
rosphoto.com
8 советов по созданию спортивных кадров
Вы собираетесь научиться снимать спортивные события лучше и создавать эффектные кадры? Спортивная фотография предоставляет вам множество возможностей для съемки драматичных и ярких образов, которые останутся с вами на всю жизнь. Ни одна другая среда не предоставит вам столько действия, заставляющего сердце биться, столько насыщенных оттенков и уникальных возможностей для съемки.
Шаги и рекомендации, рассматриваемые в этом уроке, охватывают широкий спектр вопросов – от подбора значения выдержки до проверки того, не упустили ли вы важный момент.
Следуя этим 8 советам, вы сможете существенно усовершенствовать ваши фотографии, которые заставят всех друзей вам завидовать. Ключевой момент, помимо этих восьми советов, — не прекращать снимать! Практика ведет к совершенству, обеспечивая вам твердость руки и готовность к моменту начала большой игры.
1. Будьте готовы использовать высокие ISO
Собираетесь снять идеальный кадр, но освещение оставляет желать лучшего? Пытаетесь остановить движение на небольшой игре лиги и нуждаетесь в более короткой выдержке? Увеличение ISO на вашей камере позволит вам фотографировать на короткой выдержке, предоставляя вам больше шансов получить ваш идеальный кадр.
Профессиональные спортивные фотографы используют выдержку около 1/1000 секунды, чтобы остановить движение. В течение дня это просто. Однако ночью вам может потребоваться большее значение раскрытия диафрагмы, чем то, на которое способен ваш объектив. В качестве компромиссного решения, увеличьте ISO (то, что раньше называлось film speed) на вашей камере. Это позволит аппарату распознавать больше света.
Итак, насколько высокие значения вам нужны? Если вы снимаете на последние и лучшие камеры, такие как Nikon D700 или Canon 5d Mark II, вы можете использовать значения ISO вплоть до максимального уровня (3200 ISO), и ваши изображения все равно будут выглядеть хорошо. В прошлом, повышение значений ISO означало больше шума на фотографиях. Однако с новейшими системами фотографии выглядят великолепно при любых значениях.
С учетом вышесказанного, я обычно снимаю на 1600 ISO. Это является золотой серединой между 800 ISO и 3200 ISO и позволяет мне фотографировать спортивные мероприятия на гораздо более коротких выдержках.
В зависимости от возможностей камеры, вы также, возможно, захотите попробовать использовать Auto ISO, чтобы позволить вашей камере автоматически выбирать лучшее значение ISO за вас. У этой функции есть одна уникальная особенность: автоматическая система не меняет ISO на полный шаг, например, c 400 ISO до 800 ISO, вместо этого она может сменить значение с 200 ISO на 210 ISO. Возьмите на заметку эту настройку, если вы только начинаете работать с установками ISO для улучшения ночной съемки.
2. Попробуйте что-то новое
Все спортивные кадры не должны выглядеть одинаково. Несколько лет назад, фотографы из маленького американского журнальчика решили попробовать что-то новое для освещения футбольных матчей. Вместо съемки на уровне глаз, они ложились так низко на землю в очковой зоне (end zone), как только могли, с широкоугольным объективом. Что же это сделало с их изображениями? Это обеспечило им новый угол зрения, чтобы помочь рассказать историю. Вы спросите, кто были эти люди? Фотографы Sports Illustrated. Теперь все так делают.
Во время съемки будьте оригинальны и попробуйте что-нибудь необычное. На каждом мероприятии, которое я освещаю, я стараюсь найти как можно больше новых подходов. Я главным образом работаю как профессиональный фотограф в мотоспорте, снимая в основном NASCAR, но на каждом мероприятии новая ситуация. Это позволяет мне попробовать новые фоны, новые углы, новые положения для съемки.
Вам не обязательно снимать профессиональный спорт, чтобы пробовать что-то новое. Даже когда я фотографировал футбольные матчи в средней школе, я всегда находился в поиске новых углов и идей.
Пытаясь создать что-то иное, вы позволяете вашей творческой составляющей расцвести и создать то, что не снимал никто до вас. На картинке ниже я фотографировал через лобовое стекло гоночного автомобиля и поймал водителя, готовящегося выйти на трек.
3. Не забывайте об окружении
Это может прозвучать как бессмыслица, но не забудьте о вашем окружении. Будет ли это стадион, полный ликующих фанатов, или пикник на капоте пикапа (англ. «tailgating») рядом со стадионом, — окружение предоставляет вам уникальные возможности поймать в кадр дух игры, не снимая само действие.
До начала матча, «тейлгейтинг» — отличное место для съемки настоящих фанатов перед игрой.
До старта баскетбольной игры, сторона судей – также хорошее место для съемки кадров, отражающих дух команды.
Даже после того, как игра началась, не забывайте об окружении. Если у вас есть широкоугольник, например, 10,5 мм или 14 мм, заберитесь так высоко, как сможете, и сфотографируйте общий вид стадиона, заполненного ликующими фанатами.
4. Приготовьте ремень для оборудования или фотосумку
Всегда удивлялись, почему спортивные фотографы носят с собой так много оборудования? Это потому, что мы хотим раскачать мышцы, пока гуляем.
Кроме шуток, когда вы находитесь на боковых линиях или в самой гуще событий, тяжело будет бежать куда-то к вашей сумке и менять аппаратуру. Многие спортивные фотографы используют одну из трех вещей для переноски оборудования, когда работают на боковой линии: поясную сумку, систему ремней или фотожилет.
Фотожилеты были классной штукой несколько лет назад (у меня был такой), но сейчас они непрактичны, учитывая количество объективов, которые вам нужно иметь при себе в зоне быстрого доступа. Я предпочитаю использовать хорошую систему поясных ремней. В этой системе у меня имеется 6 кобур, которые могут быть использованы в любой момент времени, от больших кобур для объективов до одной, предназначенной специально для вспышки.
Эта система позволяет мне быстро менять объективы и хранить все мои карты памяти в одном надежном месте. На боковых линиях это позволяет мне оставаться в состоянии готовности к действию с набором линз, и, поскольку каждая кобура имеет защитное покрытие, также обеспечивает безопасность оборудования во время дождя в условиях съемки спортивных мероприятий на открытом воздухе.
Некоторые компании предлагают специальные сумки для спортивных фотографов.
Ключевой момент в выборе хорошей системы – найти ту, которая удобна для вас и подходит для решения ваших специфических задач. Посетите местный фотомагазин, попробуйте разные варианты, и посмотрите, что сработает наилучшим образом.
5. Длинные стекла далеко пойдут
Съемка идеального кадра в спорте сводится к относительно немногим вещам. Один из наиболее важных моментов – стекло. Спортивная фотография, в отличие от любого другого вида съемки, иногда требует самого крупногабаритного и самого дорогого оборудования из имеющихся на рынке. Это позволит вам снимать с любой точки внутри и вокруг стадиона, включая очковую зону в американском футболе, создавая прекрасные снимки.
Я говорю все это по одной простой причине. Как мы упоминали ранее, камеры сейчас могут творить чудеса с высокими настройками ISO. Это позволяет людям использовать более медленные объективы для съемки спорта, такие как f/4.
Когда вы ищете хорошее стекло для спортивной фотографии, рассмотрите следующие факторы:
- Берите телеобъективы с фокусным расстоянием 300 мм или 400 мм, если вы можете себе их позволить. Если нет — возьмите 70-200 мм.
- Выбирайте объективы с диафрагменным числом f/2.8 или f/4. Постарайтесь подобрать такой, и бегите от значения f/5.6, как от чумы.
- Обычно, чем больше и тяжелее объектив, тем он лучше.
- Убедитесь, что на объективе имеется гнездо под штатив.
- Ищите объективы, прошедшие проверку временем: это причина, по которой Nikon и Canon редко меняют свою линейку объективов.
Покупка хорошего стекла – это не то же самое, что покупка новой «тушки». Хорошее стекло прослужит вам, по крайней мере, 10 лет при должном уходе и обслуживании.
6. Давайте без «чимпа», пожалуйста.
Каждый спортивный фотограф страдает «чимпингом» (калька с англ. «chimping»). Если вы не знакомы с термином, это определение все прояснит.
В сущности, чимпинг – это когда вы проверяете каждый кадр на ЖК-дисплее немедленно после съемки. Почему это плохо? Это отвлекает вас от действия, т.к. все ваше внимание сконцентрировано на камере. Это плохо по двум причинам: (1) вы можете получить травму, и (2) вы можете упустить хороший кадр.
Когда вы так делаете, вы отводите взгляд от поля и действия. Если вы снимаете футбол, вас запросто могут сбить на боковой линии, пока ваше внимание занято другим.
Для просмотра ваших фотографий есть свое время и место. Во время спортивных мероприятий, после щелчка затвора нет второго шанса. Переходите к следующей игре.
7. Используйте длинную выдержку
Длинную выдержку? Раньше я использовал 1/1000 секунды, чтобы зафиксировать действие и остановить его…
Пытаясь создать что-то новое и интересное, вы можете иногда пробовать использовать разные выдержки. Если вы снимайте бейсбол и хотите запечатлеть удар в виде идеального силуэта, я не предлагаю вам снимать на 1/60 секунды. Но если вам хочется получить кадр с классным размытым фоном, это работает великолепно.
Многие профессиональные фотографы из Getty Images и Reuters используют эту технику, чтобы привнести в свои изображения энергию и создать роскошно смотрящийся чистый фон. Съемка на 1/100 или на 1/80 секунды позволит сделать так, чтобы игрок был в фокусе, в то время как фон – очень сильно и эффектно размыт.
8. Избегайте использования вспышки
Во время съемки профессиональных или ученических соревнований, съемка со вспышкой строго запрещена. Вспышка может отвлечь игроков и свести с ума тренеров. Есть несколько исключений, включая баскетбол и спортивные мероприятия в помещении, но вспышки на камере обычно использовать нельзя.
Для мероприятий в помещении школы обычно имеют очень мощные вспышки (или стробы), установленные на балках зала и обеспечивающие идеальное количество света, попадающего на игровое поле. Эти вспышки можно синхронизировать с вашей камерой при помощи Pocket Wizard.
Когда вы снимаете на открытом воздухе, например, футбол или бейсбол, вы никогда не должны использовать вспышку на камере. Именно поэтому настройки ISO так важны.
Если вы снимаете мероприятие местного масштаба, или событие более низкого уровня, например, школьный турнир по футболу, вспышка обычно приемлема. Я всегда сначала общаюсь с тренерами или школьным директором по спорту, чтобы убедиться, что работа вспышек никому не помешает.
Многие санкционирующие органы имеют специальные правила для фотографов, так что прежде чем снимать то или иное событие, убедитесь, что вы с ними ознакомились, чтобы знать, что разрешено, а что нет.
Автор: Dak Dillon
photo-monster.ru
| Live – Как фотографировать футбол Kaddr.com
Футбол – игра миллионов. Каждый из нас играл, играет, видел или хотя бы знает, что такое футбол. Но далеко не каждый человек имеет представление, как его снимают.
В свежем выпуске Live мы приоткроем для вас закулисные секреты киевских профессиональных репортажных фотографов на стадионе “Олимпийский”, связанные с аккредитацией, правилами нахождения на поле, съемки и многим-многим другим.
Усаживайтесь поудобней и давайте смотреть.
Техника и аксессуары
Не каждый фотоаппарат и объектив подойдут для съемки футбола. Для этой цели нам понадобятся: скорострельная камера, а лучше – две, а еще лучше – три, но трех камер у нас, к сожалению, нет. К полнокадровой камере лучшим полноценным станет 400 мм объектив с диафрагмой 2.8, а для «кропнутой» – 300 мм с такой же диафрагмой. Но это довольно дорогие игрушки и в реальной жизни каждый фотограф снимает тем, что него есть…
В обязательном порядке нужны длиннофокусный зум и шорикоугольный объективы, быстрые карты памяти, монопод и хороший рюкзак, который вместил бы в себя все вышеперечисленное барахло.
Также не забудьте дождевик для камеры и для себя любимого.
Еще одним элементом экипировки футбольного фотографа является маленький легкий стульчик. Да, можно снимать стоя, но для командных видов спорта, к которым относится футбол, действует простое, но железное правило: чем ниже точка съемки, тем лучше будут выглядеть снимки.
Аккредитация и правила работы на мероприятии
На любое официальное спортивное событие нельзя просто прийти и начать фотографировать. Съемка футбола начинается с аккредитации, которая дает право присутствовать и работать на мероприятии. О ней нужно позаботиться заблаговременно. В нашем случае, мы получили вот такой фот пропуск за несколько дней до начала матча. Но чем выше уровень соревнований, тем раньше нужно думать об аккредитации. Например, чтобы фотографировать на Евро 2012, я отправлял заявку за полгода. Аккредитация же фотографов на Олимпиаду начинается за 500 дней до её начала.
В связи с жесткими правилами безопасности на стадионе, стюарды должны досмотреть каждого человека и, при необходимости, изъять запрещенные вещи, к которым, кроме оружия и пиротехники, также относятся любые бутылка или банки с напитками и зонтики-тросточки.
Перед выходом на поле каждый фотограф должен надеть специальную манишку, чтобы выделятся среди стюардов, операторов прямой трансляции, техников и других людей, которые находятся на поле. Кстати. Пишущих журналистов и комментаторов на поле не допускают. Они сидят на специально отведенных местах в центре трибуны.
Что и как снимать
Итак, мы на поле. Оборудование готово. Осталось сделать самую малость – снять игру. Начинается работа с выбора места съемки. И здесь возвращаемся к правилу: чем выше уровень соревнований, тем меньше у фотографа свободы передвижения. На «Олимпийском» передвигаться разрешено только вдоль линии ворот, а также вдоль боковых линий перед началом, во время перерыва и после матча. Поэтому, подавляющее большинство фотографов предпочитает снимать с одной точки. А лучшей точкой считается место возле углового флажка за воротами более слабой команды. С этой позиции можно снимать борьбу при фланговых атаках, в центре поля и штрафной площади.
Главное за чем мы охотимся – борьба. Борьба футболистов, борьба характеров. Два соперника и мяч, за который они готовы порвать друг друга. Но если вы снимаете борьбу без мяча – проку от этих карточек мало. Можете смело отсылать их в корзину. Также не забывайте сфотографировать игровой номер футболиста, иначе конкретный футболист навеки затеряется в недрах вашего архива…
Эмоции, радость забитого гола, разочарование проигравших, переживания болельщиков также не должны ускользнуть от нашего внимания. Не забываете о тренерах: некоторые из них склонны чересчур эмоционально реагировать на ошибки своей команды.
Режим съемки – мануальный. На большинстве стадионов равномерный свет и рассеянный. Выдержка – 1/1000 и короче. Диафрагма – максимально открытая, чтобы максимально размыть задний план. Помните: пестрый фон – ваш главный враг. Также вашим врагом является высокая чувствительность. Нужно разумно подбирать все параметры.
Режим автофокуса, конечно же, следящий. Но никогда не пытайтесь следить за мячом – все равно не успеете. Следить нужно за игроками. Кстати, из всех точек автофокуса, которыми оснащаются современные камеры, нам пригодится только одна − центральная.
Не снимайте, если игра происходит слишком далеко от вас. Вы только “забьете” карточку, а “выкадровать” ничего токового все равно не получится.
И последнее: спортивный фотограф должен быть холодным и беспристрастным на протяжении всей игры, иначе вы рискуете пропустить самые важные кадры…
kaddr.com благодарит за содействие пресс-службу ФК “Динамо” (Киев) и лично Богдана Булыгу.
kaddr.com
МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка футбола: nikonofficial — LiveJournal
На этой неделе, 14 июня, в России стартует Чемпионат мира по футболу. И поэтому в июне мы запускаем Магистратуру Nikon, посвященную съемке футбола!Спортивный репортаж — особый вид съемки, со своими сложностями и особенностями. Что следует знать о съемке футбола? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с профессиональными фотографами. Своими секретами поделятся: Яна Рафикова, Максим Котенев и Юлия Добровольская.
И традиционный конкурс: ждем ваши спортивные снимки в комментариях здесь до 10 июля! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, кадра получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения!
Автор: Максим Котенев
Яна Рафикова:
«Футбол является самым популярным и массовым видом спорта в мире. Большинство людей знакомится с ним в детстве, пиная во дворе в мяч, а в дальнейшем болеет за любимую команду. И как у игры есть свои правила, так и у съемки футбола есть свои особенности. Здесь задача фотографа заключается в том, чтобы поймать суть игры, показать острые моменты и передать тот накал страстей, которые кипят на поле. Накануне Чемпионата Мира по футболу, который будет проходить в нашей стране, расскажу несколько моментов, которые помогут вам в этом деле.
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 92 мм
● Подготовка
Вы решили сфотографировать матч Премьер-лиги, местные соревнования или дворовый футбол? Кстати, в последнем юные футболисты легко могут превзойти профессионалов по эмоциям и накалу игры. Тогда для начала вам нужно изучить играющие команды, на каких позициях в турнирной таблице они находятся, каким составом будут выступать. Это поможет нам выбрать более выигрышную позицию для съемки.
Еще нам понадобится дождевик для себя и техники, маленький легкий стульчик и монопод (он пригодится если у вас тяжелая оптика).
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/2000
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 185 мм
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/2000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 260 мм
● Техника
Отличие футбола от многих других видов спорта состоит в том, что футбольное поле в разы больше, чем хоккейная, баскетбольная или гандбольная площадка. Минимальные размеры поля для игры в футбол 90х45 метров, в то время как максимальный размер хоккейной площадки 61х37 метров. В связи с этим для съемки понадобится телеобъектив. Среди профессиональных фотографов оптимальным для этого считается объектив с фокусным расстоянием 400mm. Но и используя более бюджетные варианты, такие как 70-200mm или 70-300mm, тоже можно получить хорошие фотографии. Не стоит забывать и о широкоугольных объективах, они позволят вам сделать атмосферные фотографии стадиона и интересные кадры за воротами.
Немного о камере: здесь важна скорострельность. В футболе все происходит очень быстро, и за доли секунды события в кадре могут кардинально измениться, или же камера просто не успеет снять нужный вам момент, поэтому в приоритете та камера, что способна сделать большее количество кадров в секунду.
Кстати, не забудьте про карту памяти с высокой скоростью записи, это незаменимая вещь при съемке спортивных событий.
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/3200
ISO: 640
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/2000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 300 мм
● Съемка
Здесь понадобится терпение и внимание. Часто события будут происходить очень далеко от вас, не стоит паниковать, продолжайте внимательно следить за игрой, команды всегда передвигаются по полю и обязательно приблизятся к вам.
Чимпингу — нет! Не отвлекайтесь на проверку только что снятого кадра, это занимает время, время которое вы не сосредоточены на игре, а именно сейчас может произойти интересный игровой момент.
Не бойтесь поднимать значение ISO. Пусть лучше снимок получится шумным, чем смазанным. Уменьшить шумы можно при постобработке, а вот фотографии, на которых игроки получились смазанные, ждет корзина. Старайтесь, чтобы выдержка получалась от 1/1000 секунды и короче. Ничего страшного если фотографии получатся немного недоэкспонированные, экспозицию можно поправить так же при обработке.
Не забудьте выставить режим серийной съемки. Интересные игровые моменты лучше снимать серией, чтобы была возможность выбрать наиболее удачный кадр.
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм
● Около футбола
Не зацикливайтесь только на игре, оглянитесь: пойманные в кадр зрители, поддерживающие свою команду или эмоциональный тренер украсят ваш репортаж. Находите в каждой игре то, что делает ее особенной. Постарайтесь передать в своих фотографиях атмосферу матча.
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/22
Выдержка: 1/20
ISO: 100
Фокусное расстояние: 38 мм
● Опыт
Смотрите больше фотографий, фильмов, произведений искусства. Именно насмотренность научит вас определять момент и чувствовать кадр. Зацепил кадр? Проанализируйте его, попробуйте повторить, найдите такую же точку съемки, экспериментируйте, снимайте.
Ну и самое главное — получайте удовольствие от самого процесса».
Камера: Nikon D750
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/4000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 70 мм
Максим Котенев:
«Профессиональный фотограф ФК «Арсенал». Общий стаж съемок — 12 лет. Стаж спортивной съемки около 5 лет.
● Планирование
По регламенту РФПЛ футбольная команда прибывает на стадион за 1,5 часа до матча. Необходимо оказаться на месте раньше, чтобы снять раздевалку, пустой, затихший перед футбольной бурей стадион, а также свободное общение игроков и тренеров противоположных команд. Здесь важно знать, как выглядят тренеры, чтобы по ошибке не снять главного врача 🙂
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/8
Выдержка: 100
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 100
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 18 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 200
ISO: 800
Фокусное расстояние: 200 мм
● Расположение на поле
Как фотограф ПФК «Арсенал», я снимаю только свою команду, поэтому перед появлением футболистов на поле занимаю позицию с той стороны, с которой выходит наша команда.
После выхода можно сделать крупные портреты тренеров. Обычно их используют в иллюстрациях для интервью.
В начале матча я располагаюсь за воротами команды соперника в правом или левом углу поля. Для себя я выработал такой график: 20 минут с одного угла поля, 5 минут за воротами и 20 минут с другого угла поля.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 400
Фокусное расстояние: 350 мм
● Точка съемки
Иногда на стадионах предоставляют складные скамейки — обязательно их используйте. Если такой возможности нет, садитесь на корточки или вообще на покрытие стадиона. В положении сидя вы снижаете точку съемки, что добавляет кадрам динамичности и снижает искажения. Не забудьте монопод! Незаменимая вещь при длительной съемке футбольных матчей, когда руки уже устают от нагрузки.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 300 мм
● Настройки камеры
Методом проб и ошибок я выбрал для себя оптимальные настройки камеры для различных условий.
Большинство матчей РФПЛ проходят вечером, переходящим в ночь. В таких случаях освещение на стадионе стабильное и можно смело использовать ручные настройки, не боясь смазов или недосветов. Выдержку для вечерних матчей я ставлю не менее 1/1000, чтобы заморозить движения спортсменов, ISO около 4000—5600, иногда 6400 — Nikon D4 позволяет это делать.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 5600
Фокусное расстояние: 450 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 5600
Фокусное расстояние: 200 мм
В яркий солнечный день я ставлю более короткую выдержку, низкое ISO и чуть закрываю диафрагму, чтобы избежать аберраций.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 2000
ISO: 400
Фокусное расстояние: 250 мм
● Объективы
Всю игру я снимаю на AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR — бюджетный и относительно легкий телевик. В связке с Nikon D4 творит чудеса.
Вторая камера — Nikon D800 c AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR в зависимости от ситуации.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 250 мм
● Съемка
Во время съемки матчей я стараюсь делать как общие, так и крупные планы, делая упор на эмоции игроков. Зачастую зрители с трибун и в трансляции не могут увидеть переживания футболистов, поэтому моя задача — как можно точнее передать обстановку на поле.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 450 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 500 мм
Не стоит забывать и про тренеров. Эти серьезные и, порой, суровые мужчины на поле дают волю эмоциям.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 500 мм
● Голевые моменты
Гол — ключевой момент любого матча. Важно показать зрителям не только момент удара по воротам, но и радость игроков после забитого мяча.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 450 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1250
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
● Фотофильтры
Изюминку вашему репортажу придаст использование фотофильтров.
Например, я использую звездный или поляризационный фильтры. Но тут главное не увлекаться.
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/4
Выдержка: 500
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 28 мм
● Двенадцатый игрок
Важную роль в матче играет 12-ый игрок — болельщики. Они готовят перформансы, поддерживают футболистов, гонят команду вперед. Не стоит пренебрегать ими в процессе съемки футбола.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
● VIP-ложа
Не забывайте заглядывать в ВИП-ложу. Иногда на матчи заглядывают звездные гости.
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 500
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D4
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 500 мм
● После матча
После завершения матча не бегите сразу к выходу. Ведь сейчас можно поймать искренние эмоции болельщиков, тренеров, игроков, а иногда — трогательные моменты, когда футболисты выходят на поле со своим детьми».
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 800
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D800
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 500
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 150 мм
Юлия Добровольская:
«Спортивный репортаж, и в частности съемка футбола, является одним из моих самых любимых жанров фотографии. И дело тут не только в моей любви к футболу, но и в том, что спортивная арена — это место накала страстей и эмоций, а значит, живых и ярких кадров. На большой стадион я попала два с половиной года назад, пройдя путь от малоизвестного спортивного интернет-агентства до московского футбольного клуба «Спартак». Сейчас я снимаю на матчах мировых сборных, Российской Премьер-Лиги, Лиги Чемпионов, Лиги Европы и других чемпионатов.
Съемка футбола — дело непростое, которое имеет свои сложности и особенности.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 330 мм
● Предматчевая подготовка
Нельзя просто так взять и прийти фотографировать футбольный матч. Конечно, если это не любительская игра, а серьезный спортивный чемпионат. На большинство матчей таких чемпионатов без особого разрешения вам даже не позволят пронести компактную зеркальную камеру вместе с собой на трибуну. Именно поэтому, первое, что нужно знать, отправляясь на матч — съемка футбола начинается с аккредитации, т.е. специального разрешения, дающего право работать на мероприятии. Чем выше уровень чемпионата, тем раньше нужно задумываться о ее получении, и тем сложнее оказывается весь этот процесс. Так, например, заявка на аккредитацию на Чемпионат мира подается за полгода до старта, на матч Лиги Чемпионов — за пару недель, а на матч Премьер-Лиги — за несколько дней. Привязка к какому-либо издательству/ интернет-порталу/ спортивному клубу обязательна, так что, если вы хотите фотографировать игры на больших аренах, вам необходимо договариваться как минимум о внештатном сотрудничестве. К счастью, есть СМИ, которые с удовольствием пойдут к вам навстречу. Безусловно, для этого нужно иметь определенный багаж знаний и хорошее портфолио, которое вполне можно наработать на любительских играх.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 300 мм
Кстати, перед тем, как отправляться на свой первый матч, очень важно зайти на сайты ведущих спортивных издательств или открыть архивы мастеров футбольной фотографии и посмотреть несколько фотоотчетов, чтобы иметь представление о том, как выглядят удачные кадры. У большинства издательств довольно суровые требования к снимкам, и не изучив эти требования, вы рискуете отправить весь свой фото отчет в корзину.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 200 мм
● Экипировка фотографа
По факту на футбольном поле каждый работает с тем, что у него есть, однако, съемка спортивного репортажа — это тот случай, когда техника решает. Ни для кого не секрет, что футбольная арена имеет внушительные размеры, и действия на ней сменяются стремительно, поэтому в обязательном порядке в ваш рюкзак необходимо сложить скорострельную камеру, длиннофокусный зум или фикс, широкоугольник, монопод и несколько быстрых карт памяти для съемки в серийном режиме. В идеале камер должно быть две-три, так как в процессе съемки у вас не будет времени менять объективы и зачастую будет отсутствовать возможность перейти на противоположную половину поля в течение тайма.
Камера: Nikon D800
Объектив: NAF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Очень важно всегда иметь при себе дождевик для камеры, поскольку на большинстве стадионов места для фотографов не защищены от дождя.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 200 мм
● Стандартные положения
Как уже было сказано, перемещение фотографов на футбольном поле ограничено, и ограничено оно правилами, которые зависят как от уровня чемпионата, так и непосредственно от стадиона. Чаще всего снимать разрешено вдоль линии ворот и иногда в паре метров вдоль боковой линии поля. На мой взгляд, идеальная точка для любого спортивного фотографа за воротами возле углового флажка. С нее можно получить самые сочные кадры: фланговые атаки, празднования гола, борьбу в штрафной площади, исполнение угловых и штрафных ударов.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 400 мм
После того, как вы заняли точку, начинается самое интересное — охота за яркими моментами. Не думайте, что их создают только игроки, иногда куда эмоциональнее себя проявляют тренера или болельщики. Это значит, что вам предстоит «держать в фокусе» все, что происходит на стадионе. Огромный плюс, если вы заранее знаете самых эмоциональных героев встречи.
Будьте готовы к тому, что снимать придется постоянно. Если вы думаете, что, нажав на спуск затвора после верховой борьбы или удара игрока через себя, у вас будет удачный кадр, спешу вас расстроить — скорее всего на фотографии будет отсутствовать мяч. Иными словами, если видишь момент до нажатия кнопки затвора — кадр упущен. Именно поэтому надо чувствовать, что произойдет в следующую секунду и делать непрерывную серию снимков.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Что касается настроек камеры, то тут обычно без сюрпризов. Большинство стадионов имеют хорошее освещение, что позволяет снимать на короткой выдержке (1/1000 и короче) при умеренных значениях ISO. Диафрагму лучше открыть максимально, насколько позволяет ваш объектив. Не забывайте выставить вручную баланс белого, если стадионы освещены искусственно, в противном случае, ваши снимки будут чрезмерно зелеными. Обязательно ставим режим серийной съемки и переводим режим автофокуса в следящий.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1250
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 400 мм
Не забывайте об издержках профессии. Футбольная съемка может быть очень травмоопасной. Будьте начеку, когда действие происходит в штрафной возле вас — удар лучшего бомбардира мимо ворот может отправить в нокаут вас и вашу технику. К сожалению, подобное на матчах случается довольно часто, поэтому всегда будьте начеку и не считайте ворон».
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 310 мм
nikonofficial.livejournal.com
Как фотографировать спорт: советы по съемке соревнований
Стать спортивным репортером не так-то просто, недостаточно пройти пару курсов или мастер-классов по фотографии. Они, конечно понадобятся для знакомства с основами фотографии, но самой специфике спортивного репортажа нужно учиться на практике и на примерах крутых фотографий ведущих информационных агентств. Однако некоторые тонкости съемки спорта можно почерпнуть из этой статьи, в которой мы расскажем про обязательный набор фототехники, настройки и приемы съемки спортивных соревнований.
Фотографы информационных агентств и спортивных обозревателей, как правило, имеют:
- аккредитацию – разрешение на съемку, которое нужно получать за несколько недель или даже месяцев до спортивного мероприятия;
- место в зоне, отведенной для прессы, которое зачастую оказывается совершенно непригодным для фотосъемки.
Поэтому снимать в таких условиях помогает нестандартное мышление, опыт съемки и профессиональная фототехника.
Фото Михаэля Регана, который снимает чемпионаты мира и работает на Getty Images.
Фотооборудование спортивного фотокора
- Длиннофокусный светосильный объектив. Практически все спортивные фотографы снимают на телеобъективы 200, 300 или 500 мм или аналогичный зум. Объектив должен иметь хорошую светосилу, так как обычно для съемки в помещении освещения не хватает, чтобы делать кадры на короткой выдержке. А ведь для съемки спорта очень важно словить момент, и чтобы кадр получился резким, четким, не смазанным.
- Камера с автофокусом с функцией слежения. Быстродвижущиеся объекты снимать очень тяжело, стандартная зеркалка еще немного думает после нажатия на кнопку спуска, затвор срабатывает с задержкой на долю секунды. Поэтому фотограф должен уметь предугадывать кадр и нажимать на кнопку спуска за момент до того, как произойдет что-то интересное, а следящий автофокус поможет не промахнуться. В профессиональных зеркалках есть функция динамического автофокуса, которая позволяет держать перемещающийся объект в резкости, даже если он перекрывается другими объектами.
- Монопод. Это одноногий штатив под камеру или объектив, который позволяет зафиксировать камеру и снять нагрузку с рук фотографа. Он легкий и мобильный, что очень важно для спортивного корреспондента.
- Фотожилет. Спецодежда для фотокоров с карманами для объективов гораздо удобнее рюкзака для фототехники или той же разгрузки, которой пользуются свадебные фотографы.
- Дождевик. На случай дождя нужно иметь при себе не только дождевик, но и непромокаемый чехол для фотоаппарата. Соревнования проходят в разную погоду, поэтому шапка-ушанка или кепка могут также быть незаменимым аксессуаром в экипировке спортивного фотокора.
- Раскладной стульчик. Если это не футбол, где каждому фотокору отведено свое место в зоне для прессы, то раскладной стульчик может прийтись очень кстати. Он позволяет занять выгодную точку съемки и наблюдать за спортсменами, снимая наиболее жаркие моменты.
Но спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок.
Настройки фотоаппарата для съемки спорта
Спорт – это движение жизни, а съемка спорта – это всегда съемка быстродвижущихся объектов (за исключением разве что шахмат). И чем быстрее движение, тем короче должна быть выдержка, чтобы кадр получился резким, без смаза и потери фокуса.
Оптимальная выдержка для различных видов спорта:
- Ходьба или неторопливый бег – 1/125 или 1/250 сек.;
- Хоккей или футбол – 1/250 или 1/500 сек.;
- Бокс, борьба, серфинг – 1/250 или 1/500;
- Автоспорт, мотоспорт – от 1/1000 сек. и короче.
Александр Беленький: «Снимок виндсерфингиста сделан с выдержкой 1/800 сек., фокус 300 мм (да плюс еще кроп-фактор 1,4), диафрагма 7,1, чувствительность 125. Увы, даже 300 мм объектива в таком случае будет мало, однако рядом со мной стоял коллега с 500 мм и жаловался, что ему тоже не хватает фокуса. Спортивному фотографу всегда есть что удлинить»…
Рекомендации по настройкам довольно условны и зависят от задачи и удаленности от объекта. При съемке на телеобъектив и большом расстоянии от объекта скорость перемещения не так критична, как при съемке с близкого расстояния на широкоугольный объектив. А при съемке с проводкой выдержка может достигать 1/60, 1/30 сек. или более.
Оптимальная светочувствительность для съемки спорта
Для съемок в дневное время суток на открытом воздухе оптимальное значение светочувствительности (ISO) – 100. При минимальной светочувствительности и достаточном количестве света получаются качественные кадры без шума.
Но когда света недостаточно, особенно при съемке на коротких выдержках, приходится ISO подымать до 800, 1600 или даже 3200. Любительские камеры при таких настройках дают сильный цифровой шум, а профессиональные камеры со светосильными объективами справляются неплохо.
Александр Беленький: «Спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок. Хотя и без травм не обходится: девушке впоследствии была оказана медицинская помощь – бинтование коленок и искусственное дыхание «из уст в уста», а фотографы становились в очередь, готовые помочь и в том, и в другом».
Съемка с проводкой
Для соревнований, в которых спортсмены движутся по заранее определенной траектории, эффективно применяется прием съемки с проводкой.
Метод съемки с проводкой довольно прост в реализации, но понять и отработать его нужно на практике.
1. Сфокусируйтесь на движущемся объекте (например, на участнике авто-, вело- и мотогонки), то есть нажать кнопку спуска до половины, а потом ведите объектив за объектом и дожать кнопку спуска в самый выигрышный момент, не прекращая вести камеру за объектом, пока затвор не закроется. Важно, чтобы объект двигался не на фотографа и не от него, а мимо него, справа налево или слева направо.
2. Выставите значение выдержки 1/60, 1/30 сек. или более в зависимости от скорости движения. В идеале мы должны получить кадр, на котором движущийся участник гонок получается довольно четким, а весь фон – смазанным. Такой прием позволяет передать движение в кадре, ощущение скорости движения спортсмена. В отличие от съемки с короткой выдержкой, которая замораживает движение в кадре.
3. Продумайте место для съемки с проводкой так, чтобы герой кадра не слился с фоном. К примеру, однотонный фон (снег или синее небо) для такой съемки не подойдет, так как там нечему смазываться. А вот полные трибуны с болельщиками в разноцветной одежде при съемке с проводкой превратятся в разноцветные полосы, которые станут отличным фоном для спортсмена.
4. Помните о композиции спортивного кадра. Для передачи движения очень важно оставлять пустое место в направлении движения спортсмена, чтобы ему было куда стремиться. Если самолет, мотоцикл или футболист летит и упирается прямо в рамку фото, это вызывает ощущение столкновения. Так устроена психология зрителя, и это нужно учитывать при выстраивании композиции снимка.
Иван Баринов: «Фотография делается на длинной выдержке со следящим автофокусом и серийной съемкой. В момент съемки необходимо вести объектив ровно за автомобилем, держа фокус, предположим, ровно на передней правой фаре».
Выбор правильной точки съемки
Залог удачного кадра – правильно выбранная точка съемки. Продумайте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты.
- Займите выгодное положение, откуда будет лучше всего видна ситуация.
- Продумайте фон, чтобы пестрые одежды болельщиков или рекламные щиты не отвлекали внимание зрителя от главного объекта в кадре.
- Снимайте с нижней точки все виды спорта, где есть прыжки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета.
- Снимайте с верхней точки сноубор и фристайл: снятые с верхней точки телевиком сноубордисты и фристайлисты обычно видны на размытом фоне долины и хорошо читаются. Как ни странно, фигурное катание тоже удобно снимать сверху, проецируя фигуристов на лед и избегая навязчивой рекламы.
- Снимайте анфас телевиком прыгунов с шестом: они очень выразительны в момент отталкивания от земли
- Заранее наведите фокус на место, где горнолыжники делают эффектный поворот, и при появлении сделайте серию кадров, то же самое можно посоветовать для съемок прыжков в мотокроссе.
- Не успускайте из кадра мяч (или другой важный спортивный инвентарь), отсутствие мяча в кадре – это уже не про игру.
Александр Беленький: «Гонки на тройках можно снимать как с проводкой, так и замораживая движение короткими выдержками. Во время бега лошади есть фаза, когда все ее ноги оторваны от земли».
Можно и дальше перечислять популярные фотографические решения, но все профи стараются по возможности избегать штампов и находить свои, новые и оригинальные точки съемок.
Выбор объекта съемки
- Ловите решающие моменты состязаний. Без кульминации, острой ситуации никакая спортивная фотография не произведет впечатления. Но тут рассчитывать только на везение нельзя. Удачные кадры удаются только тем фотографам, которые умеют предугадывать острые моменты соревнований.
- Тренируйтесь на уличных или любительских соревнованиях. Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке роллеров, скейтеров или каких-нибудь спартакиад. Опыт нарабатывается не сразу. Упражняться можно, даже снимая дворовый футбол. Можно ходить на районные соревнования по бальным танцам, пилону, баскетболу или художественной гимнастике.
- Не зацикливайтесь только на соревнованиях. На чемпионатах и олимпиадах, кроме спортивных фоторепортеров, работают еще и фотожурналисты: они снимают не сами соревнования, а болельщиков, эмоции, забавные ситуации, которые происходят вокруг соревнований. Чтобы стать фотожурналистом, не нужно иметь крутой зум, монопод и аккредитацию, а нужно всего лишь уметь словить эмоции болельщиков спортивных команд.
Александр Демьянчук: «Это глаза болельщика сборной Франции перед началом полуфинального матча чемпионата Европы по футболу – 2016 между сборными командами Германии и Франции».
Поделиться в социальных сетяхВконтакте
www.blenda.by
Советы по съемке спорта для новичков
Этот материал будет особенно интересен родителям, чьи дети посещают спортивные секции. Да и вообще всем любителям спорта, увлеченным фотографией. Ведь так хочется красиво запечатлеть интересные моменты на соревнованиях или просто в процессе тренировки. Все, кто пытался фотографировать спорт, знают, что задача эта не из простых. В этой статье я попробую дать несколько простых советов, которые помогут сделать хорошие снимки даже новичку в фотографии.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 280, F4, 1/30 с, 200.0 мм экв.Спортивная съемка — одно из немногих направлений фотографии, где качество и высокие характеристики фототехники имеют принципиальное значение, красиво снять их на первую попавшуюся камеру и тем более на мобильный телефон не получится. Ведь от камеры требуется максимально быстрая фокусировка, корректная работа на высоких ISO (съемка может вестись и в помещении, при плохом освещении), безукоризненное удобство в работе и молниеносная реакция на действия фотографа. От объектива же потребуется высокая светосила при весьма длинных фокусных расстояниях. Но обо всем по порядку. Начнем с практических советов, а потом посмотрим, какая техника позволит их выполнить. Важно понимать, что снимать придется быстро движущийся объект, и нужно соответственно настроить аппарат.
Для начала, разберемся с фокусировкой. Распространенный брак спортивных кадров — нерезкость. Часто она связана с тем, что фотограф не смог сфокусироваться на объекте съемки. Как сократить количество нерезких кадров? Для этого нужно правильно настроить систему автофокуса. В любом современном аппарате есть как минимум два режима фокусировки: покадровый и следящий. Нам нужен второй: он позволит непрерывно следить за передвигающимся в пространстве спортсменом, не теряя его из резкости. В фотоаппаратах Nikon следящая фокусировка имеет обозначение AF-C. При следящей фокусировке аппарат будет непрерывно фокусироваться по выбранной точке фокусировки.
Однако, одна точка фокусировки мала, и фотограф не всегда может держать точку фокусировки на быстро двигающемся объекте. Во всех современных аппаратах Nikon есть две очень полезные функции: динамическая АФ и 3D-слежение. Первая позволяет не потерять объект в том случае, если он вышел за пределы изначальной точки фокусировки. Автоматика самостоятельно будет искать объект, ориентируясь на соседние точки фокусировки. Вторая же позволяет автоматике самостоятельно следить за выбранным объектом и выбирать нужные точки фокусировки.
Одной только корректной фокусировки недостаточно для того, чтобы получить резкий кадр. Чтобы объект при съемке не смазывался, нужно правильно настроить выдержку. Для быстро двигающихся спортсменов лучше использовать выдержки короче 1/250 сек. Чем быстрее спортсмен — тем короче нужна выдержка для четкой его фиксации на фото. Поэтому оптимальным режимом для съемки спорта будет “приоритет выдержки” (S).
ISO и диафрагму можно отдать под управление автоматики. На таких коротких выдержках ISO будет весьма высоким, и придется искать компромисс между длиной выдержки и величиной ISO. Не получится так просто выставить выдержку 1/4000 с: ISO в таком случае придется поднимать на совершенно неприличный уровень, и кадры утонут в цифровом шуме. Поэтому при съемке одна из задач фотографа — найти разумный компромисс между длиной выдержки и светочувствительностью.
Я снимал соревнования по фигурному катанию на крытом катке. Освещение на нем было искусственное, не очень яркое. Поэтому мне пришлось туго: то ISO очень высокое, то выдержка слишком длинная, найти какое-то равновесие оказалось непросто. В конечном итоге, пришлось снимать на выдержках в диапазоне 1/160 — 1/500 с и ISO 1000-3200.
Именно недостаток света сподвиг меня попробовать снимать с проводкой. Суть приема “проводки” заключается в том, что выдержка ставится довольно длинная, обычно в диапазоне 1/15-1/100 сек (подбирается экспериментально), а чтобы наш быстрый объект не смазался на такой выдержке, мы ведем камеру вслед за его движением. Метод требует определенной сноровки, и если есть возможность снимать без проводки, лучше снимать без нее — результат будет стабильнее и качественнее. Для получения качественного кадра с проводкой нужно чтобы объект не менял своих размеров за время съемки кадра: не удалялся и не приближался. Этого можно добиться, снимая двигающийся объект “в профиль”, сбоку, когда он двигается в направлении не к нам, не от нас, а мимо нас. Важно, чтобы объект двигался линейно: только в таком случае он получится четко. Если человек во время движения будет махать руками, ногами или головой они размажутся. Чтобы добиться эффекта от съемки с проводкой, нужно отключить оптическую стабилизацию на объективе (у Nikon она называется “VR”), иначе она будет пытаться стабилизировать кадр, не давая его как следует смазать. Важно запомнить: съемка с проводкой подходит только для съемки прямолинейного движения. Для съемки прыжков, трюков и т.п. такой метод не подходит: всё смажется.
Помимо возможности съемки на относительно длинных выдержках, проводка позволяет динамично размыть неподвижный фон снимка. Это делает кадры с проводкой довольно эффектными.
Пример неправильно настроенной выдержки. Выдержка была слишком длинной, двигающийся объект смазался. Таким же образом будет выглядеть большинство кадров с проводкой, будьте к этому готовы.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/30 с, 200.0 мм экв.В медленных фазах движения, можно использовать чуть более длинные выдержки. Удлиняем выдержку — уменьшается ISO — уменьшается количество шумов, улучшается качество снимка.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/160 с, 200.0 мм экв.При выполнении спортсменом сложных технических элементов, будь то прыжок фигуристки или момент хоккейной передачи, выдержку надо сокращать.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 2800, F4, 1/400 с, 190.0 мм экв.Важно знать, что не во всех фазах своего движения человек выглядит красиво. Он умеет не только строить рожицы в момент сложных прыжков, но и просто принимать не самые живописные позы при быстром движении. Поймать человека в красивой фазе движения поможет серийная съемка. Не ленитесь выстреливать сериями в момент выполнения спортсменов сложных, интересных приемов. После съемки вы сможете найти в серии кадров оптимальный вариант. При съемке одиночными кадрами, вряд ли это получится сделать с тем же успехом.
Внимательный читатель заметил, что пока я ничего не написал о применении вспышки. Всё потому, что вспышку использовать при съемке спорта не всегда целесообразно. Во-первых, чаще всего объект съемки находится на очень большой дистанции от нас, и вспышка все равно не сможет его подсветить. Помимо этого, со вспышкой не получится как следует производить серийную съемку: вспышка будет слишком долго заряжаться.
Какую фотокамеру выбрать для съемки спорта?
Итак, мы разобрались, почему для съемки спорта так важна камера, способная быстро и точно фокусироваться, обладающая быстрой серийной съемкой, и адекватно работающей автоматикой. Важно также удобство работы с камерой, возможность быстро настраивать нужные параметры, например, менять выдержку.
На самом деле, под эти нужды подойдет в той или иной мере любая современная зеркалка. Отличным же выбором станут быстрые “репортажные” камеры типа Nikon D7100, Nikon D750. Я пользовался своим полнокадровым Nikon D810.
А вот с выбором объектива всё сложнее.
Прежде всего, надо понять: насколько далеко от нас будет находиться объект съемки. Почти всегда при съемке спорта герои находятся от фотографа на приличном расстоянии. Если это так, значит нам потребуется телеобъектив, чтобы показать их более-менее крупно. Для большинства сюжетов более чем достаточно будет диапазона 70-300 мм. Для съемки футбола возможно потребуется что-то еще более длиннофокусное.
Нужна ли оптическая стабилизация в объективе для спортивной съемки? Порой нужна, однако, не является вещью первостепенной необходимости. При съемке на по-спортивному коротких выдержках (короче 1/500 с) риск смазать кадр от дрожания камеры в руках (а именно от этого защищает стабилизатор) стремится к нулю. Помимо этого включенный стабилизатор не даст снимать с проводкой.
Очень важна светосила объектива. Именно она позволит брать достаточно короткие выдержки при плохом освещении. Конечно, идеальным вариантом тут станут телеобъективы со светосилой 2.8. К примеру, великолепный Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor или более доступный NIKON 80-200MM F/2.8 ED AF-S ZOOM-NIKKOR . Однако, такие объективы не каждому по карману. Такое “фоторужье” в дамской сумочке не утаишь: объективы эти большие и тяжелые. Существуют более недорогие и компактные варианты с меньшей светосилой. Я при съемке использовал объектив, который по размеру вдвое меньше, и весит тоже вдвое меньше предыдущих, но он немного проигрывает в светосиле: NIKON 70-200MM F/4G ED AF-S VR NIKKOR. Самым же доступным вариантом станет NIKON 70-300MM F/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR ZOOM-NIKKOR. При том, что он среди упомянутых объективов самый легкий и компактный, он обладает вполне достойным качеством картинки, но проигрывает в светосиле.
Как обычно, мы ждем спортивных фотографий от читателей. Делитесь ими в комментариях к статье!
prophotos.ru