Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кантемир режиссер – Кантемир Балагов – режиссер фильмов Дылда и Теснота, биография, личная жизнь и другие проекты ученика Сокурова

Кантемир режиссер – Кантемир Балагов – режиссер фильмов Дылда и Теснота, биография, личная жизнь и другие проекты ученика Сокурова

Балагов, Кантемир Артурович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кантеми́р Арту́рович Бала́гов (род. 28 июля 1991, Нальчик, Кабардино-Балкарская АССР, РСФСР, СССР) — российский кинорежиссёр, сценарист и оператор.

Родился 28 июля 1991 года в Нальчике[1][2]. Мать — учитель химии и биологии, работающая завучем в школе, отец — бизнесмен[3].

С детства увлекался просмотром мейнстримного кино, в 18—19 лет сам начал снимать небольшие ролики, а затем вместе с друзьями снял интернет-сериал с 10-минутными эпизодами. В поисках творческой самореализации написал режиссёру Александру Сокурову, руководившему творческой мастерской в Кабардино-Балкарском университете. Был зачислен сразу на третий курс и впоследствии успешно окончил обучение[4][3].

Во время учёбы снял несколько игровых и документальных фильмов[5]. Первый короткометражный фильм вышел в 2014 году[6]. Некоторые короткометражки Балагова были показаны на 67-м

[fr] кинофестивале в Локарно[7]. В 2016 году выступил как один из сценаристов к фильму «Софичка» своей однокурсницы Киры Коваленко[6], у которой, по его словам, многому научился[8].

В 2017 году дебютировал в качестве режиссера с полнометражным фильмом «Теснота» в программе «Особый взгляд» на 70-м Каннском кинофестивале, где получил приз[fr] ФИПРЕССИ[9][10]. В 2017 году удостоен премии «GQ Russia» в категории «Открытие года»[11][12].

В 2019 году на 72-м Каннском кинофестивале Балагов со своим новым фильмом «Дылда» снова участвовал в программе «Особый взгляд», где получил приз за лучшую режиссуру, а также приз ФИПРЕССИ[13][14]. В том же году работа Балагова была выдвинута от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»[15].

Кантемир Балагов – биография режиссера, фото, личная жизнь 2020

Биография Кантемира Балагова

Кантемира Балагова, молодого режиссёра из Кабардино-Балкарии, уже после выхода его дебютного фильма «Теснота» называли наследником традиций мастеров мирового кинематографа, таких как Ларс фон Триер и братья Дарденны. Фильмы Балагова были удостоены международного признания, а в 2019 году его драму «Дылда» выдвинули на кинопремию «Оскар».

Ранние годы

Кантемир Балагов родился в столице Кабардино-Балкарии, городе Нальчик, 28 июля 1991 года. Окончив школу № 11, Кантемир не мог определиться в выборе профессии и поэтому последовал совету отца, настаивавшего на обучении на экономическом факультете Ставропольского филиала Института МВД. Отец Кантемира был предпринимателем и мечтал, что сын получит экономическое образование и станет его помощником, однако после первого же курса юноша бросил институт и вернулся в Нальчик.

В поисках призвания Балагов занимался электронной музыкой, пытался стать ди-джеем, но потерпел неудачу. Неожиданно для самого себя он увлёкся фотографией, а когда не смог достигнуть успеха и на этом поприще, стал развивать YouTube-проект – снимать сериал о нравах и образе жизни нальчикской молодёжи, о таких же, как и он, ребятах, вынужденных ежедневно сталкиваться с проблемами, неизбежно затягивающих их в круговорот насилия.

В течение года Кантемир снимал сериал, а когда узнал, что режиссер Александр Сокуров, чьё имя входит в список ста лучших режиссеров мира, открыл творческую мастерскую при Кабардино-Балкарском государственном университете, то решился отправить знаменитому режиссёру ссылку на свое творение. Александр Николаевич ответил Балагову – оказалось, он уже видел несколько серий – и пригласил его на свои лекции. Некоторое время Кантемир был вольным слушателем мастера, а потом поступил на факультет искусства, чтобы пройти полный курс обучения и стать режиссёром. Во время учёбы он снял несколько короткометражных картин, среди которых документальный фильм «Андрюха» и биографическая лента «Первый я». Героем картины «Андрюха» стал молодой житель города Нальчик, который, несмотря на умственную неполноценность, пытается зарабатывать деньги для пьющих матери и сестры. В ленте «Первый я» молодой режиссёр рассказал историю своего взросления, и, как и в первом фильме, не скупился на шокирующие детали и тревожные провинциальные пейзажи.

«Теснота»

В 2017 году выпускник факультета искусств Кабардино-Балкарского университета представил свою первую полнометражную картину «Теснота», снятую при поддержке фонда Александра Сокурова. Весной 2017 года российские СМИ возвестили о том, что молодой режиссёр из Нальчика покорил жюри Каннского кинофестиваля. В своей работе Балагов рассказал историю еврейской семьи из его родного города, сделав акцент на политических, национальных и социальных проблемах, которые и спустя почти 30 лет после описанных в картине событий остаются актуальными. Взгляд режиссёра полностью лишён предвзятости, он так же бесстрастен и холоден, как скальпель хирурга, склонившегося, словно над телом больного, над пространством Северного Кавказа. Фильм был однозначно тепло принят кинокритиками, которые не могли не отметить необычные приёмы, которые использовал Балагов. Так, в одном из кадров кинокартины зритель видит на стене скромно обставленной, типично советской квартиры постер голливудского фильма «Титаник», что наводит на мысль о неизбежности катастрофы, а герои картины разговаривают вполголоса, что заставляет зрителей прислушиваться к ним, невольно концентрируясь на экранном действе. Нальчик эпохи 90-х показан Балаговым если не адом, то точно его филиалом, где по тёмным улицам словно призраки бродят странные личности в спортивных костюмах, а молодёжь спивается и употребляет наркотики. Апогеем накала страшной истории о похищении еврейского юноши и его невесты стали использованные Балаговым жуткие кадры казни российских солдат чеченцами. Роль сестры похищенного юноши исполнила актриса Дарья Жовнер, её героиня отчаянно бунтует против порядков, царящих в её семье, но оказывается бессильной в борьбе с внутренним гетто. В Каннах оценили посыл молодого режиссёра, его жажду свободы и идею важности освобождения от стереотипов, как и много лет назад всё ещё существующих в российском обществе. В фильме, названном главным событием в российской культурной жизни, также снимались Ольга Драгунова, Назир Жуков, Михаил Амбург и Вениамин Кац. Картина была отмечена призом Международной федерации кинопрессы, названа главным фаворитом программы «Особый взгляд» и по достоинству оценена зарубежными кинокритиками.

«Дылда»

В 2019 году Кантемир завершил работу над своим вторым полнометражным фильмом. В военной драме «Дылда» он описал события, произошедшие в Ленинграде в послевоенный период. Героиня повествования, которую сыграла актриса Виктория Мирошниченко, воспитывает сына и работает в госпитале, однако приезд фронтовой подруги, героини Василисы Перелыгиной, заставляет взглянуть на женщин, прошедших войну с нового ракурса. По словам Кантемира, источником вдохновения стало интервью белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, затронувшей темы, говорить о которых не принято. Как и Алексиевич, режиссёр показал женское, шокирующее лицо войны. Победительницы или побеждённые, задаётся вопросом Балагов, описавший нелёгкие судьбы двух подруг. Как и в первой картине, Кантемир использовал нестандартные приёмы, например, каждой героине принадлежал её собственный цвет, служащий своеобразным индикатором её внутреннего состояния и отношения к окружающему миру. В драме также играли Константин Балакирев, Тимофей Глазков и Ксения Кутепова. Актёров молодой режиссёр пытался, по его словам, научить не играть своих персонажей, но оживлять их, стараться не казаться героями фильма, а на самом деле быть ими.

При работе над картиной «Дылда» молодому режиссёру пришлось изучить множество документальных материалов, пересмотреть хроники того времени и переработать фотоархивы. Помимо книг Светланы Алексиевич он читал автобиографические произведения Льва Разумовского. Также режиссёр несколько раз пересматривал поразившую его ещё во время учёбы знаменитую ленту братьев Дарденнов «Розетта», из которой он почерпнул некоторые стилистические приёмы.

Общее время, которое режиссёр потратил на работу над своим вторым фильмом, составило более двух лет, а цветовая насыщенность, которая так поразила членов жюри Каннского кинофестиваля, явилась результатом тщательного изучения особенностей живописи Голландских мастеров. В 2019 году лента молодого режиссёра из Кабардино-Балкарии была удостоена приза Международной федерации кинопрессы и награды за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2019 году.

Критика

Картину «Теснота» режиссёр запретил показывать в своём городе, Нальчике, который является не только местом, где происходит действие фильма, но и его главным героем. Своё решение он объяснил негативным отношением со стороны городских властей, назвавших его картину «слабой и некрасивой попыткой свысока смотреть на свою культуру и отрицанием собственной национальной идентичности». Городские чиновники назвали фильм Балагова откровенной неправдой, однако выразили надежду, что молодой режиссёр сможет однажды пересмотреть свои взгляды. Кадры убийства российских солдат чеченскими боевиками, которые режиссёр использовал в фильме, тоже вызвали немало споров. Многие религиозные и общественные деятели назвали приём Балагова спекуляцией на горе и страдании людей. В интервью режиссёр говорит о том, что не видит ничего предосудительного в своём поступке; по его словам, в то время такие кассеты смотрели все. Считается, что зрители, отправляющиеся в кинотеатр, поставлены в ситуацию, в которой они должны безоговорочно доверять режиссёру, и большая часть из них назвали приём Балагова предательством доверия. Демонстрация кадров бойни, на которых можно увидеть отчаяние в глазах жертв, повергла в ужас людей, а те, кто потерял родных во время Чеченской войны, осудили Балагова, использовавшего кадры убийства в личных целях. Не менее жаркие споры вызвала и вторая картина Кантемира Балагова, которая, как и первая, была признана западной общественностью. К рецензиям, авторы которых назвали киноленту «Дылда» историей об однополой любви, режиссёр отнёсся спокойно, однако отметил, что такой взгляд на его фильм является концептуально ошибочным. Некоторая часть знатоков киноискусства, действительно, говорит о нетрадиционной любви, однако, по мнению другой части критиков, в фильме Балагова вообще нет никакой любви, а Ленинград был показан городом мёртвых. Так, в частности, Марина Александрова говорит о том, что режиссёр изобразил вернувшихся с фронта женщин некрасивыми бесполыми и бесплодными существами с искалеченной психикой, способных только на эксплуатацию себе подобных и удовлетворение базовых инстинктов. Показывая вернувшихся с фронта людей полубезумными, психически неадекватными и неспособными на чувства, Балагов, по мнению Александровой, выносит приговор не только прошлому России, но также настоящему и будущему.

Писатель и публицист Алла Боссарт назвала картину «Дылда» странной, околдовывающей и обморочно красивой.

Личная жизнь Кантемира Балагова

В одночасье ставший известным Балагов скрывал подробности личной жизни, но не смог не ответить на вопрос Юрия Дудя и поведал, что его сердечное пространство покорила Кира Коваленко, с которой он познакомился во время учёбы на курсе Александра Сокурова. Началом романтических отношений стало сотрудничество молодых режиссёров в картине «Софичка». По выражению Кантемира, он и его избранница подпитывают друг друга эмоционально. По национальности режиссёр – кабардинец, исповедует мусульманство. Себя Кантемир называет верующим, но не религиозным; несмотря на безоговорочную веру во всевышнего, ему не всегда удаётся соблюдать религиозные традиции. О том, как он, чьи родители не были верующими, пришёл к богу, молодой режиссёр рассказал в короткометражной ленте «Первый я».

Как рассказывает Балагов, если бы не встреча с Александром Сокуровым, он навсегда остался бы необразованным человеком. Прежде чем начать учиться у мастера, он совсем не любил читать, а в его культурном багаже было всего несколько книг.

Также Кантемир отмечает, что в юные годы не увлекался кино и понятия не имел о киноискусстве, что он считает важным обстоятельством, несомненным плюсом, благодаря которому он, по его словам, смог сохранить свою самобытность.

Кантемир Балагов сейчас

Летом 2019 года Кантемир стал гостем Юрия Дудя в его авторском YouTube-шоу «вДудь». Режиссёр рассказал о том, как шёл к успеху, о своём видении современного киноискусства и ответил на вопросы о том, какие приёмы он предпочитает использовать в работе над своими картинами. О Светлане Алексиевич режиссёр высказался как об одном из самых талантливых авторов. По словам Кантемира, Алексиевич поразила его ощущением фатального одиночества и безысходности, которым пропитаны её книги. Также режиссёр сказал, что испытывает безграничное уважение и восхищение к Чулпан Хаматовой, и как к актрисе, и как к гражданину, и, конечно, как к женщине.

В сентябре 2019 года картина «Дылда» была показана на 44-м кинофестивале в Торонто в рамках программы «Современное мировое кино». Осенью этого же года СМИ оповестили россиян о том, что картина «Дылда» выдвинута на кинопремию «Оскар». Впоследствии фильм вошел в шорт-лист номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В беседе с кинокритиком Антоном Долиным Кантемир рассказал о желании создать анимационный фильм, посвящённый трагедии в Беслане, игровой, но честный и достоверно воспроизводящий события 2004 года. Балагов заявил, что пока не планирует уезжать в Америку, хотя, по его словам, предложения из Голливуда ему поступают регулярно.

Редакция УзнайВсё.ру

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Лучшие фильмы

  • Редакция УзнайВсё.ру

    7.8

    Дылда

    Dylda

    драма

    Россия

    2019

  • Редакция УзнайВсё.ру

    6.2

    Теснота

    Tesnota

    драма

    Россия

    2017

Кантемир Балагов — фото, биография, личная жизнь, новости, фильмы 2020

Биография

О Кантемире Балагове заговорили после Каннского кинофестиваля и «Кинотавра-2017», где состоялся его успешный и яркий кинодебют. Пронзительной и ощутимой «Тесноте» удалось покорить сердца суровых жюри и взглянуть по-новому на все грани самого сильного человеческого чувства — любви к родному краю, к матери, к себе и к представителю другой национальности. В 2018-м фильм в 4 номинациях боролся за «Нику», а на следующий год молодой и чрезвычайно талантливый режиссер из Кабардино-Балкарии вновь вернулся в город на Лазурном берегу.

Детство и юность

В 28-й июльский день 1991-го в Нальчике у супругов Балаговых, сейчас находящихся в разводе, родился сын Кантемир. Отец Артур, желавший воспитать из ребенка настоящего мужчину, отвел мальчика сначала на дзюдо, где он продержался только 2 месяца, затем на американский футбол и регби.

Кантемир Балагов в 2019 году

Как признавался режиссер впоследствии, в то время его тело никакого отношения к стройности, подтянутости и худобе не имело. Но душа к спорту не лежала, внутренней отдачи не было, и вскоре тренировки оказались заброшенными насовсем.

По натуре Кантемир — человек замкнутый, старающийся избегать больших скоплений народа и шумных вечеринок. Гораздо спокойнее и комфортнее он чувствует себя в компании книг, хотя взять в руки новое произведение для него — дело непростое.

Кантемир Балагов в детстве с мамой

По окончании среднего общеобразовательного заведения выпускник не имел представления, чем заниматься дальше и куда подавать документы. За него это сделали родители, желавшие, чтобы наследник в будущем имел хоть какой-то доход и крепко стоял на ногах. Так парень стал постигать тайны экономики, заочно учась в МВД на юрфаке.

«Я хотел пойти на лингвиста, мне очень нравятся языки, особенно английский, но отец был против, потому что это не престижно, этим не заработаешь денег. Ну, по крайней мере, на Кавказе. Отец и сейчас меня периодически зазывает в бизнес, но я не хочу. Как-то не сложились у меня отношения с деньгами», — рассказывал Балагов в интервью.

Однажды он, с ранних лет обожавший кинематограф, выпросил у главы семейства фотоаппарат. Мужчина, окрыленный тем, что сын возьмется снимать неплохо оплачиваемые свадьбы, согласился. Но сам Кантемир тяготел к художественным снимкам, ориентируясь на творчество Анри Картье-Брессона. Знакомство с фильмами местного «производителя» кинолент Эльдара Богунова окончательно подтолкнуло к созданию небольших роликов на Youtube.

Кантемир Балагов в юности

Уговорив друзей сняться в сериале «как у Тарантино», Балагов выложил на видеохостинг первый тизер, набравший за 24 часа почти 10 тыс. просмотров, что являлось своеобразным рекордом для родного города. Постепенно появлялись и другие серии, на которые и наткнулся Александр Сокуров.

Об этом режиссере тогда Кантемир и не слышал. Зато был осведомлен его приятель, посоветовавший обратиться к мэтру, заведовавшему мастерской в местном КБГУ и набиравшему там курс. После письма и личной встречи парня приняли в вуз.

Фильмы

Говоря о своем главном наставнике, Кантемир не скупится на слова благодарности:

«Сокуров научил нас сознанию, сознанию гражданина, личности, он сделал из нас людей, потому что он проповедует гуманизм, проповедует любовь к литературе. Хороший автор всегда сочувствует и оправдывает своих героев, поэтому Александр Николаевич учил нас, что надо любить своих героев и оправдывать их».
Режиссер Кантемир Балагов

Учеба в университете давалась непросто — Балагов понимал, что по уровню культуры отстает от других студентов, и этот пробел приходилось заполнять с удвоенной силой. И при этом «выживать» на «военном» курсе Сокурова, делавшего основной упор на начитанность подопечных и взгляд изнутри на актерскую профессию.

Начинал Кантемир с короткометражек, одним из первых был документальный «Андрюха». Работа, как и многие ленты режиссера, основана на реальной истории. Главный герой, несмотря на диагностируемую шизофрению тянувший на себе всю семью и родителей-алкоголиков, списан с соседа по улице. Наполнен автобиографическими фактами и «Первый я».

В 2017-м появилась кинокартина, перевернувшая Канны и жизнь ее создателя. По задумке автора «Теснота» полностью посвящена рамкам в разных проявлениях — мыслях, чувствах, традициях и даже территории проживания. Для передачи «сжатости» он использовал и «тесный» формат съемки.

Кантемир Балагов на съемочной площадке

Боль, как и любовь, кажется, наполняет каждый кадр — эпизоды пыток российского солдата чеченскими боевиками, позорная пощечина матери, тот самый «первый раз», после которого у Илы подкашиваются ноги. Охрипшая в финале героиня Дарьи Жовнер призвана решить не столько семейный и личный конфликт, разрываясь между родителями и любимым человеком, сколько межнациональный.

В конце того же года фильмографию пополнила и «Софичка», где автором сценария, помимо Антона Сергеева и Киры Коваленко, выступил и Балагов.

Личная жизнь

В августе 2017-го кабардинец обезоружил журналиста ответом на вопрос, касающийся личной жизни:

Кантемир Балагов и его девушка Кира КоваленкоКантемир Балагов и его девушка Кира Коваленко / @kantemir_balagov и @kovalenkokira
«Я не вижу себя в семейной жизни. Я такую профессию выбрал, что семья, мне кажется, не идет вместе с этой профессией. Я действительно считаю, что мир — это не самое лучшее место для детей. У меня есть отношения, но я не зациклен на этом. Не подумайте, к отношениям я отношусь серьезно, но я не делаю на них акцент».

В аккаунте в «Инстаграме» молодой человек периодически публиковал фотографии своей рыжеволосой девушки, но имя, ссылки и даже лицо ее раскрывать не торопился. Избранница появлялась то спиной, то в капюшоне.

Прояснить ситуацию парень решился только в интервью журналисту Юрию Дудю в июне 2019-го — сердцем Кантемира завладела также ученица Сокурова и начинающий режиссер Кира Тахировна Коваленко.

Кира Коваленко и Кантемир Балагов

Что касается иных социальных сетей, то режиссер когда-то пользовался и «Твиттером», где публиковал неправдоподобные предположения о себе и опровергал их, и «Фейсбуком», с помощью которого искал продюсера к «Тесноте». Но к 2019-му страницы оказались удаленными.

Кантемир Балагов сейчас

В 2019-м в категорию «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля попали две российские картины — балаговская «Дылда», чей прокат на родине запланирован на 20 июня, и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой. Кабардинца жюри не смогло отпустить с пустыми руками, отметив его работу сразу двумя наградами.

В этом же году Кантемир оказался в рейтинге Forbes Russia «30 до 30», сообщавшем Ф. И. О. и профессии перспективных молодых граждан. Среди прочих — блогер Настя Ивлеева, исполнительница Монеточка, спортсмены Кирилл Капризов и Александр Головин.

Как упоминалось выше, в начале лета 2019-го режиссер принял участие в интернет-шоу «вДудь», где поговорил с Юрием Дудем.

Программа «вДудь» — Кантемир Балагов

Фильмография

Режиссерские работы

  • 2014 – «Первый я»
  • 2015 – «Андрюха»
  • 2015 – «Молодой еще»
  • 2017 – «Теснота»
  • 2019 – «Дылда»

Сценарные работы

  • 2014 – «Первый я»
  • 2015 – «Андрюха»
  • 2015 – «Молодой еще»
  • 2017 – «Теснота»
  • 2017 – «Софичка»
  • 2019 – «Дылда»

биография, лучшие фильмы, личная жизнь режиссера Тесноты

Личной жизнью, биографией и творчеством российского режиссера и сценариста Кантемира Балагова интересуются многие поклонники. О молодом человеке заговорили после премьеры пронзительного фильма «Теснота», которая состоялась на Каннском кинофестивале. Сюжет картины и великолепная игра актеров смогла растопить сердца не только зрителей, но и жюри. Лента стала лауреатом сразу в нескольких номинациях.

Советуем вам посмотреть, большой выбор бесплатного контента на сайте UHOPLAN.RU.

Кантемир Балагов

Детские годы и молодость

Кантемир Артурович Балагов появился на свет 28 июля 1991 года в обычной среднестатистической семье, которая никакого отношения к миру кинематографа не имела. Детские годы будущий режиссер провел в городе Нальчике. Отец хотел вырастить из сына настоящего мужчину, поэтому записывал его в различные спортивные секции, в их число входили:

  • дзюдо;
  • американский футбол;
  • регби.

Кантемир Балагов в юности

Но у подростка к этим видам спорта душа не лежала, поэтому более двух месяцев он в них не задерживался. Как вспоминает сам Кантемир, он не ощущал внутренней отдачи и спортивного интереса, поэтому просто прекращал посещать тренировки.

В подростковом возрасте он был очень замкнутым, старался избегать мест, где было много народа, не любил шумных вечеринок. Ему было гораздо комфортней и спокойней в библиотеке, хотя особой тяги к чтению не испытывал.

С выбором профессии Кантемир долго не мог определиться, он просто не знал, чем именно хочет заниматься. На помощь пришли родители, которые мечтали, что сын получит хорошую доходную специальность, чтобы в будущем он смог уверенно стоять на ногах. Они и посоветовали ему поступать на экономический факультет, а параллельно учиться на юридическом.

Сам же Балагов склонялся к лингвистическому образованию, так как ему нравилось изучать языки, особенно английский. Но родители были категорически против этого выбора. Они считали, эту профессию непрестижной и низкооплачиваемой. Притом молодой человек признается, что папа до сих пор призывает его заняться бизнесом.

Еще в подростковом возрасте, он попросил родителей подарить ему фотоаппарат. Отец купил, подумав, что тот планирует снимать за определенную плату свадьбы и другие праздничные мероприятия. Но молодому человеку больше нравились художественные снимки. Он всегда ориентировался на творчество великого Анри Картье-Брессона. Но окончательно выбрать будущую профессию ему помогли работы Эльдара Богунова.

После этого молодой человек начал снимать короткометражные ролики и выкладывать их на популярный видеохостинг YouTube. Дебютный тизер набрал за первые сутки около 10 тысяч просмотров, что стало абсолютным рекордом для небольшого городка, где проживал молодой человек. Практически сразу он отснял и выложил новые ролики, которые и попали в поле зрения Александра Сокурова. После чего мэтр пригласил его обучаться в своей мастерской.

Начало творческого пути

 Александр Николаевич Сокуров

О своем учителе Балагов всегда отзывается с теплотой и уважением. В одном интервью он признался, что именно Александр Николаевич Сокуров старался привить своим ученикам чувство гуманизма. Научил уважать не только гражданина, но и его личность. Прививал любовь к литературе, заставлял сочувствовать и оправдывать своих героев, как делают это хорошие авторы.

Что касается учебы в университете, то учился Кантемир средне. Молодой человек заметно отставал по уровню культуры от остальных студентов, поэтому ему пришлось заполнять этот пробел с удвоенной силой. На курсе Александра Николаевича было крайне сложно, приходилось изучать много литературы, так как он делал основной упор именно на начитанность своих учеников, а также взгляд изнутри на актерскую деятельность.

Вначале начинающий режиссер Балагов снимал исключительно короткометражные ленты, дебютным проектом стала документальная картина под названием «Андрюха». Премьера состоялась в 2016 году. Сюжет фильма основан на реальных событиях, впрочем, как и остальные работы молодого человека. Главный герой болен шизофренией, но несмотря на это, он взял на себя все домашние дела и полностью обеспечивает родителей-алкоголиков. Образ взят с соседского парня.

После фильмография Кантемира пополнилась еще несколькими новыми кинолентами, в этот список вошли:

  • «Молодой еще»;
  • «Она ждет»;
  • «Первый я».

Все проекты наполнены автобиографическими данными, поэтому трогают зрителей до глубины души.

Фильм «Теснота» Кантемир Балагов

2017 год стал самым продуктивным в творческой карьере молодого человека. Свет увидела его лучшая кинолента, которая смогла перевернуть не только Каннский фестиваль, но и жизнь ее автора. Фильм «Теснота» Кантемир Балагов пытался создать в рамках разных проявлений, тут и мысли, чувства, традиции, территориальные вопросы и проблемы. Чтобы передать «сжатость», пришлось использовать «тесный» формат съемки.

В каждом отснятом кадре чувствуется боль, переживание, любовь. Стоит только посмотреть эпизод, когда чеченские боевики пытают русского военнослужащего, или вспомнить позорную пощечину от родной матери. Потрясающий момент, когда у героини Илы буквально подкашиваются ноги после того самого «первого раза». Ну и, конечно, финальная сцена, где Дарья Жовнер сорванным голосом пытается решить семейный, личный и межнациональный конфликт. Ведь ей предстоит сделать сложный выбор: родители или любимый человек.

Последние работы

Дальше творческая карьера молодого режиссера развивалась столь же успешно. Следующий фильм Кантемира Балагова — «Софичка». В качестве авторов сценария также выступили:

  • Антон Сергеев;
  • Кира Коваленко.

Следующим успешным проектом стала кинолента под названием «Дылда», премьера состоялась в июне 2019 года. Эта работа сразу оказалась в категории «Особый взгляд» на кинофестивале в Каннах. Сюжет повествует о непростой жизни двух женщин, вернувшихся с войны, которые пытаются научиться жить мирно и обыденно. Сценарий писался по роману Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

Кинолента под названием «Дылда»

А также фильмографию пополнил фильм «Однажды в Трубчевске», за которую кабардинец получил две награды.

Стоит отметить, что талантливый парень в 2019 году попал в рейтинг Forbes Russia как один из самых перспективных в профессии молодых людей. Кроме него, в список вошли популярная певица Монеточка и известный интернет-блогер Настя Ивлеева.

В копилке сценариста, режиссера и оператора много наград, среди них можно выделить:

  • премию FIPRESCI ;
  • премию GQ в номинации открытие года.

Совсем недавно Кантемир дал интервью Юрию Дудю в его интернет-шоу «вДудь», где честно ответил на многие вопросы, не только связанные с кинематографом, но и личного плана. Также Балагов рассказал о предстоящих планах и задумках.

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то известный кабардинец не состоит в официальном браке. Но, как признается он сам, его сердце несвободно. Кантемир не раз говорил в интервью, что не видит себя семейным человеком, что выбранная им профессия не позволяет иметь полноценную семью. Он искренне считает, что настоящий мир совершенно не создан для детей.

Кантемир Балагов и Кира Тахировна Коваленко,

Он не скрывает, что у него есть любимая девушка, но он на ней не зациклен. На его официальной странице в социальной сети имеются фотографии, где он стоит в обнимку с девушкой, правда, лица ее разглядеть невозможно. Он долго не раскрывал личность своей возлюбленной, оберегал ее от публичности и вездесущих журналистов.

Позднее в интервью Юрию Дудю он немного рассказал о своей второй половине. Оказывается, она также обучалась у Александра Сокурова, там-то и познакомились молодые люди. Имя девушки Кира Тахировна Коваленко, они встречаются уже несколько лет. Она работала с ним над кинолентой «Софичка».

Кантемир Балагов и Кира Тахировна Коваленко, Загрузка…

Что мы узнали из интервью

Кантемир Балагов родился в Нальчике в 1991 году и закончил режиссёрскую мастерскую Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. В 2017-м году его дебютная картина «Теснота» также демонстрировалась в «Особом взгляде» и получила приз Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ, а в 2018-м Балагов входил в состав жюри этой программы.

Второй фильм режиссёра, драма «Дылда», также участвовал в «Особом взгляде» и завоевал две награды: за режиссуру в рамках секции и приз ФИПРЕССИ. В российский прокат картина выходит 20 июня.

11 июня появилось интервью с Кантемиром Балаговым в программе «вДудь». Вот что мы из него узнали.

Режиссёру небезразлична историческая родина, он хочет снимать фильмы о Северном Кавказе, потому что у людей там «есть травма, а травма в кино очень важна».

В 2019 году режиссёр Александр Сокуров открыл в Нальчике свою мастерскую. Дипломы получили 12 человек, в том числе Балагов, Владимир Битоков («Глубокие реки») и Кира Коваленко («Софичка»).

Александр Сокуров

Алехандро Гонсалес Иньярриту и Бенисио Дель Торо — фанаты Сокурова.

Балагов считает, что молодые авторы боятся высказываться по многим социальным темам. «Сейчас популярно клюквенно-патриотическое кино, государственных денег ни на «Тесноту», ни на «Дылду» нам бы не дали».

В Нальчике три заброшенных кинотеатра. Ученики Сокурова хотели сделать из одного из них арт-центр, но власти не пошли им навстречу.

Отец Балагова думал, что сын будет работать свадебным фотографом, но в 18-19 лет он с друзьями начал снимать веб-сериал. Там было десять серий, но их нельзя увидеть — режиссёр всё удалил, так как ему стыдно.

Пытался учиться на бухгалтера в Ставрополе, но вернулся в Нальчик.

Первые фильмы, которые он смотрел в кинотеатре: «Пляж», «Голый пистолет», «Эммануэль».

Считает, что старшие не всегда правы.

«Я сам из бескультурья. Если бы не Сокуров, я бы был бескультурным человеком».

Главный вопрос «Тесноты» — насколько гуманно родителям просить своего ребёнка пожертвовать собой?

Кадр из фильма «Теснота»

Балагов решил не заводить детей, пока не найдёт для этого не эгоистических причин.

В «Дылде» снялись два актёра из «Тесноты».

То, что один из актёров в «Дылде» похож на Путина — чистое совпадение.

Режиссёр старается быть аполитичным.

Девушка Балагова — режиссёр Кира Коваленко («Софичка»). Она помогает ему в работе, «выступает цензором». Продюсер «Дылды» Александр Роднянский рассказал, что недавно закончили работу над вторым фильмом Коваленко.

Актриса из «Тесноты» Дарья Жовнер сейчас часто отказывается от сценариев, потому что «не хочет играть там, где нет глубины».

Балагов носит одежду брендов Balenciaga и Vetements. Считает, что дорогая одежда у него из-за комплексов, но в тоже время не надевает вещи, которые ему не близки по духу.

Кантемир Балагов

Друг и однокурсник Балагова Владимир Битоков, который в 2018 году получил приз «Кинотавра» за лучший дебют, сейчас работает в курьерской службе в Нальчике и надеется скоро снять второй фильм.

Битоков считает, что Кантемир талантливее его. «Я понимаю, что я так не смогу».

Одна из татуировок режиссёра — цитата из «Короля льва» «Акуна матата», другая — по мотивам цитаты из Гёте.

По мнению Балагова, самая крутая женщина современной России — Чулпан Хаматова.

Болеет за «Манчестер Юнайтед» с 1999 года. Любимый игрок — Уэйн Руни.

Топ-3 лучших советских фильмов: «Летят журавли», «Мой друг Иван Лапшин», «Полёты во сне и наяву».

Хотел бы поработать с Дэниелом Дэй-Льюисом.

Удалял соцсети, чтобы не отвлекаться от работы над «Дылдой».

Считает, что сила — в поступках.

Интервью полностью:

Подробнее о «Дылде» Киноафиша писала здесь.

Подписывайтесь на Киноафишу в соцсетях, чтобы раньше всех узнавать новости!

Автор: Ольга Щербинина

Теснота (фильм, 2017) — Википедия

Теснота — дебютный полнометражный драматический фильм 2017 года российского кинорежиссёра Кантемира Балагова.

Вопрос одного из героев фильма: «Почему Россия всегда находится в состоянии войны?»[1]

1998, Нальчик, Северный Кавказ, Россия. 24-летняя Илана работает в отцовском гараже, чтобы помочь ему свести концы с концами. Однажды вечером вся большая семья с друзьями собралась отпраздновать помолвку её младшего брата Давида. Позже ночью молодую пару похитили, потребовав за них выкуп. В этом сплоченном еврейском местечке никто не пойдёт в милицию, но как найти деньги для спасения Давида и его невесты? Илана и её родители, каждый по-своему, пойдут для достижения этой цели на любые жертвы[2].

АктёрРоль
Дарья Жовнер Ила Ила
Ольга Драгунова Адина Адина
Вениамин Кац Давид Давид
Назир Жуков Залим Залим
Артем Цыпин Ави Ави
Михаил Амбург Моше Моше

Сюжет первого полнометражного для Балагова фильма основан на реальной истории, произошедшей на его родине во время чеченской войны[1][3][4]. Картина снималась некоммерческим фондом Александра Сокурова по поддержке кинематографа «Пример интонации» совместно с киностудией «Ленфильм» на средства Общественного фонда Владимира Смирнова, практически без финансовой помощи государства, не считая поддержки Комитета по культуре Санкт-Петербурга[4][5]. Как отмечал Балагов, если бы не Сокуров и его фонд «Пример интонации» — «этого фильма просто не было»[1]. В картине сыграли как обычные люди, так и профессиональные актёры из Нальчика, Москвы и Санкт-Петербурга[3]. Производство картины началось в сентябре 2016 года[6]. Основные интерьерные съёмки прошли в Санкт-Петербурге, а натура снималась в Нальчике, в еврейском квартале[7]. Примечательно, что фильм был снят в «немом» формате 1,33:1 (4:3), что по словам Балагова, позволило ему максимально сконцентрировать сюжет на герое, на человеке[1][8], «чтобы у зрителя абсолютно все вызывало это ощущение тесноты: свет, звук, монтаж, чтобы внутри кадра было тесно»[9]. Название картины — «Теснота», по словам режиссёра, «охватывает все понятия тесноты», в том числе «личный эгоизм, и теснота традиций, теснота внутренних рамок, менталитетов, и теснота территориальная, когда двум народам не хватает места»[4].

В 2017 году картина вошла в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале[10]. Президент кинофестиваля Тьерри Фремо[en] описал это событие как «возрождение киноиндустрии» в России[11], а сам Балагов отметил, что «очень важно для молодого человека — попасть с первым фильмом на Каннский фестиваль, неважно, в какую программу», добавив, что, возможно, это участие «как-то сподвигнет российское кинопроизводство сместить акцент с центральной части России все-таки на регион Северного Кавказа»[12]. Изначально хронометраж фильма составлял 2 часа 30 минут, но после просмотра на большом экране в Каннах Балагов решил его ещё сократить[1] — до 118 минут[13].

Не ведал мир таких идиллий!
Народ, овации готовь!
Россию в Каннах наградили
За «Тесноту» и «Нелюбовь».

24 мая в Каннах прошёл фотоколл актёров и съёмочной команды фильма, на котором Балагова поддержал Колин Фаррелл[15]. В тот же день картина была показана на фестивале[16], где была встречена овациями[17], а 25 мая представлена в Российском павильоне фестиваля[18]. 27 мая жюри премии во главе с Алисой Саймон объявило, что «Теснота» получила приз Международной федерации кинопрессы — ФИПРЕССИ[fr] совместно с фильмами «120 ударов в минуту» Робена Кампийо и «Фабрика ничего» Педро Пиньо[9][19][20]. На церемонии награждения Балагов сказал «спасибо, что позволили этой истории дотронуться до вас, что не отвернулись от этого. Очень надеюсь, что эта награда повлияет на создание кинематографа на Северном Кавказе»[21]. «Теснота» также претендовала на приз «Особый взгляд» и приз за лучший режиссёрский дебют «Золотая камера»[22]. Примечательно, что другой российский фильм — «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева — получил приз жюри, вторую по значимости награду Канн[23][24].

Работа Балагова стала фаворитом программы «Особый взгляд» и была высоко оценена кинокритиками[25]. Как считает Антон Долин, «Теснота» ненамеренно перекликается с фильмом «Нелюбовь» Звягинцева, такой же частной драмой и диагнозом обществу, однако ощущения того, что это «чернуха» — не складывается, наоборот — это картина о переживающих друг за друга хороших людях, «о преодолении тесноты, о жажде освобождения от любых гетто, стереотипов и категорий», то есть, «от социального расслоения, от национальной или религиозной самоидентификации и даже от семьи и родного дома, когда в них становится тесно»[8]. Так и Станислав Зельвенский отметил, что «Теснота» — это «оптимистическая, гуманистическая история про торжество человечности над нечеловеческими обстоятельствами», у которой можно не заметить «мелких огрехов — и режиссёрских, и особенно сценарных», так как «не каждый день появляется автор, способный заставить с волнением вглядываться в огоньки нальчикской дискотеки»[26]. Однако, сам Балагов считал, что «большинству фильм не понравится, и мне кажется, даже на моей родине, на Северном Кавказе, фильм не примут»[12]. При этом о прокате своей картины в России он тогда не задумывался[7].

Российская премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы на 28-м фестивале «Кинотавр», прошедшего в Сочи с 7 по 14 июня 2017 года[27][28][29]. По оценке Долина, «из всех дебютных картин самые большие ожидания связаны с „Теснотой“»[30]. Балагов получил за свой фильм на «Кинотавре» приз «За лучший дебют» и приз гильдии киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея[31][32]. Также «Теснота» была показана в рамках международного конкурса на XI кинофестивале «Зеркало», совпавшего с 85-летием Андрея Тарковского и прошедшего в Иваново с 13 по 18 июня 2017 года[33][34]. Фильм Балагова удостоился Гран-при фестиваля, разделив его с картиной китайского режиссёра Фэн Сяогана «Я не мадам Бовари[en]»[35][36].

«Теснота» была показана в программе «CineVision» на Мюнхенском кинофестивале, прошедшем с 22 июня по 1 июля 2017 года[37][38]. На 8-м Одесском международном кинофестивале, который прошёл с 14 по 22 июля 2017 года, фильм «Теснота» был показан в рубрике «Фестиваль Фестивалей»[39][40]. 3 августа 2017 года фильм вышел в российский прокат[41]. «Теснота» рассматривалась в качестве кандидата в претенденты от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»[42], однако в итоге Российский оскаровский комитет выдвинул фильм «Нелюбовь»[43]. «Теснота» была показана на 30-м международном кинофестивале «Любовь и анархия», прошедшем с 14 по 24 сентября в Хельсинки[44][45], а с 22 по 30 сентября — на 65-м кинофестивале в Сан-Себастьяне[46][47]. С 19 по 26 ноября картина показывалась на «Неделе русского кино[en]» в Лондоне[48][49].

6 марта 2018 года фильм был номинирован на кинопремию «Ника», причём сразу в пяти номинациях, тогда как «Нелюбовь» Звягинцева — в шести, а фильм «Аритмия» режиссера Бориса Хлебникова — в рекордных семи[50][51]. В итоге, «Теснота», как впрочем и «Нелюбовь», не получила ни одной награды, в чём критики рассмотрели конформизм, консерватизм и гражданскую пассивность со стороны киноакадемиков[52].

Женское лицо войны — Статьи на КиноПоиске

Ленинград 1946 года. Военный госпиталь, сипение, гул, словно шум в ушах. Это Ия — огромная, нелепая, белобрысая — зависает из-за контузии. «Дылда!» — пытается окликнуть ее коллега-сестричка, но Ие все равно. Потом она отмерзает и отправляется на помощь больным. У Ии дома, в коммуналке, есть сын Пашка — с ним сидит соседка-портниха. Но иногда Ия берет Пашку на работу, где его развлекают пациенты. Потом Пашка погибнет, а с фронта вернется Маша, боевая подруга-зенитчица, его настоящая мать. И поскольку она больше не может иметь детей, то потребует от подруги возместить должок — родить ребенка. Который должен их всех вылечить, и уж тогда наступит чудо и счастье, и все заживут нормальной мирной жизнью.

В «Тесноте» ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов рассуждал о мирных людях, до которых дотянулись последствия Чеченской войны, выбрав знакомую для себя локацию — родной Нальчик. Затем он открыл для себя книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и захотел рассказать историю не просто сломленных войной людей, а именно женщин, прошедших через эту мясорубку ненависти со стороны как чужих, так и своих. Женщин, для которых с окончанием войны ничего не закончилось: нужно бороться дальше за право быть нормальной, несмотря на медали на груди, кровь из носа и контузию. Ленинград, переживший не только чудовищную блокаду, но и революции, квартирное уплотнение, дикую череду ломок и трансформаций, подошел этой истории как нельзя лучше. То есть рассказанное могло произойти где угодно, но город, совершенно неузнаваемо и скупо показанный, играет в «Дылде» дополнительную роль вымороченного места, где кругом руины, из которых надо как-то восставать назад, к мирной жизни.

Режиссер снова прекрасно справляется с визуальной частью картины. Нет, размер кадра здесь, в отличие от «Тесноты», традиционный, но Балагов насыщает фильм кроваво-коричневым мрачным цветом, делает изображение таким же «контуженным», как и героиня. В противовес им яркие цвета в комнатке, где живет Ия: зеленые обои, зеленая краска на стенах и даже зеленое платье, которое позже примеряет Маша. Зелень тут как символ новой жизни, которая пробивается, словно трава, через городские руины. Оператор Ксения Середа, снявшая дебют Александра Горчилина «Кислота», очень изящно работает с крупными и средними планами, подчеркивая абсурдность и в то же время хрупкость происходящего.

Середа и Балагов не менее аккуратны и точны с пространством, замкнутым для всех героев. Ия, словно какая-то диковинная птица, заключена то в лабиринты госпиталя, то в коммунальные коридоры, то в клетку своей комнатушки, а в целом — собственного страха, сознания и странной привязанности к Маше, то ли сексуальной, то ли дружеской. Балагова на самом деле это не очень интересует. Маша также не может выбраться из этих стен — и квартирных, и больничных, и своего безумия. Даже пациенты в больнице выглядят словно пленники, недаром все внимание режиссера сосредоточено на одном парализованном бойце, которому не выйти наружу, в нормальную жизнь. Собственно, все сюжетные ходы «Дылды» до определенной степени условны, нет смысла пытаться разобрать их с точки зрения логики и подхода «могло ли так быть». Потому что режиссеру важно показать не то, что и как могло быть, а чего не должно было быть никогда.

Поэтому Ия и Маша в блестящем исполнении дебютанток Виктории Мирошниченко и Василисы Перелыгиной показаны несколько гротескно. Ия слишком уж странная, огромная, безотказная и беззащитная. Маша — чрезмерно жесткая и жестокая. Она проникает в квартиру и жизнь подруги, словно демон, захватывает ее целиком и буквально порабощает. Совершенно неясно, что за власть такая у Маши над Дылдой изначально. И Балагов, к сожалению, так и не раскрывает этот момент. Что происходило на фронте, что так сблизило этих женщин, остается за кадром. Отсюда конфликт картины несколько смазан и обобщен до уровня «вот такие они, странные женщины», хотя Балагову в целом удается передать то напряжение, которое царит и между героинями, и между ними и остальным внешним миром.

Кульминацией «Дылды» становится диалог Маши и Любови Петровны (Ксения Кутепова), жены партийного начальника, чья семья показана не менее гротескно (они живут за городом в роскошном особняке, гуляют с борзой и ездят в дорогом авто). Здесь-то и проявляется книга Алексиевич: Маша рассказывает, как выживала на фронте — «с помощью одного места», поскольку иначе женщинам было не спастись, необходим был мужчина-покровитель. Возможно, таким образом Маша спасала и Дылду от посягательств. Тут мы можем только гадать, Балагов оставляет простор для трактовок. И точно таким же способом Маша продолжает выживать и дальше, в мирной жизни — других пока что нет.

«Дылда» в итоге получилась метафорой России — большой, нескладной, израненной и максимально травмированной. И Балагова как режиссера волнует наша посттравматическая наследственность. Ия и Маша искренне радуются, что одна из них родит на всех ребенка, который их вылечит. Но дети не должны никого лечить, это ненормально. Однако как вернуться к тому, что действительно нормально? Об этом и размышляет молодой режиссер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *