Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кинематограф гонконга – Читать онлайн — Комм Дмитрий Е.. Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии

Кинематограф гонконга – Читать онлайн — Комм Дмитрий Е.. Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии

Содержание

История гонконгского кино в 20 фильмах – Архив

«Дикая, дикая роза» 

Нуаровый мюзикл по мотивам оперы «Кармен»

Фотография: MP & GI

Простодушный пианист (Чан Ян) приходит устраиваться на работу в ночной клуб и тут же становится очередной жертвой роковой певички Дэн Сыцзя, по кличке Дикая Роза (Грейс Чан). Соблазняет певичка молодого человека мандаринской версией «Хабанеры», и дальше в фильме звучат еще несколько музыкальных номеров, в которых угадываются оригиналы Жоржа Бизе.

Студия MP & GI, созданная в Гонконге сингапурским конгломератом Cathay в середине 1950-х, ориентировалась на голливудские стандарты, и ее специализацией были городские драмы, молодежные комедии и мюзиклы на путунхуа, то есть на мандаринском диалекте. В самом Гонконге на этом диалекте говорило не больше 20% населения, но на мандаринские фильмы был выше спрос на Тайване и во всей остальной Юго-Восточной Азии, поэтому две самые большие киностудии города Shaw Brothers и MP & GI делали именно такое кино. Грейс Чан — первая звезда мюзиклов студии. И хотя сама Грейс родом была из Шанхая, на экране она воплощала новую гонконгскую идентичность — молодую, западную, оторванную от консервативных китайских традиций. Этот образ иконы легкомысленности использовал тайваньский режиссер Цай Минлян, когда сделал из песен Грейс Чан целый фильм — «Дыра» — и позже добавил их в саундтрек своего порномюзикла «Капризное облако».

«The Wild, Wild Rose», 1960, реж. Ван Тяньлинь

«Лян Шаньбо и Чжу Интай» 

Музыкальная экранизация древней китайской легенды о загробной любви

Фотография: Shaw Brothers Studio

Девушка из хорошей семьи Чжу Интай (Бетти Ло Ти) не желает мириться с традиционной женской долей, переодевается юношей и идет учиться в конфуцианскую школу. Там она сразу влюбляется в однокурсника Лян Шаньбо (Айви Лин По). Чжу пытается как-то дать понять Ляну, что она девушка и у нее к нему чувство, но когда это, наконец, получается, родители выдают ее замуж за другого.

Трудно поверить, но киностудия суровых фехтовальщиков и кунгфуистов Shaw Brothers нанесла себя на карту именно этой музыкальной мелодрамой про переодевание. Главным продуктом студии во времена ее конкуренции с MP & GI были цветные костюмные мелодрамы, в том числе музыкальные — хуанмэй-оперы (вид китайской оперы, значительно проще, чем пекинская или кантонская оперы, без акробатики, жестов и т.д.). Фильм снимали в спешке, чтобы опередить MP & GI, которая тоже затеяла экранизацию легенды о Чжу Интай и Лян Шаньбо. Возможно, именно поэтому продюсеры позволили режиссеру взять на главную мужскую роль актрису Айви Лин По, хотя это, конечно, добавило картине возможных прочтений.

«The Love Eterne», 1963, реж. Ли Хансян

«Пойдем, выпьем со мной» 

Первый классический фильм про боевые искусства

Фотография: Shaw Brothers Studio

Шайка бандитов похитила сына губернатора и потребовала выпустить из тюрьмы их главаря. Младшая сестра заложника, фехтовальщица Золотая Ласточка (Чен Пэйпэй), пытается спасти брата, и ей даже удается победить бандитов в нескольких стычках, но злодеев для нее одной слишком много. На помощь Ласточке приходит местный алкоголик и бродяга Пьяный Кот (Юэ Хуа), который оказывается странствующим мастером кунг-фу.

Фильмы про боевые искусства снимали в Гонконге с 1920-х годов. Но после появления в городе больших студий жанр совершенно преобразился. На Shaw Brothers хотели делать что-то более реалистическое, кровавое, похожее на самурайские фильмы, а не на сказки про полеты великих мастеров, какие делали на кантонских студиях. На съемках у Кинг Ху работал постановщик боев, и бандитов-статистов набирали из реальных знатоков кунг-фу, но кинематографическая эстетика боевых искусств была автору интереснее, чем гимнастическая. На главную роль он взял девушку из балетной школы и больше внимания уделил монтажу и движению камеры, чем собственно фехтованию. После выхода фильма Кинг Ху уехал на Тайвань и снял там «Таверну у ворот дракона» (1967) и «Касание Дзен» (1969) — они во многом превзошли «Пойдем, выпьем со мной». На студии Shaw Brothers развивать направление остался Чан Че — режиссер «Однорукого фехтовальщика» (1967), для которого в жанре на первом месте была не форма, а эмоциональные истории об отчаянном героизме.

«Come Drink with Me», 1966, реж. Кинг Ху

«Китайский связной»

Шекспировская драма про кунг-фу

Фотография: Golden Harvest

В довоенный Шанхай возвращается Чень Чжэнь (Брюс Ли), лучший ученик школы кунг-фу Цзин У. Он узнает, что его учитель скоропостижно скончался при странных обстоятельствах. На поминки в школу приходят японцы из конкурирующего учебного заведения и оскорбляют память учителя и всех присутствующих китайцев, вручив им табличку с надписью «Больной человек Азии». Чень Чжэнь мстит.

«Китайский связной» — самый жестокий из всех прижизненных кунг-фу-фильмов Брюса Ли. Его герой сначала буквально скармливает врагам их табличку с антикитайским штампом. Потом, узнав правду о смерти учителя, он с чувством убивает японцев и коллаборационистов и развешивает их тела на фонарном столбе. Японцы отвечают взаимностью и вырезают школу Цзин У практически полностью. В фильме нет никакой так называемой философии боевых искусств, только насилие, а все извлекаемые из картины смыслы упираются в китайский национализм. «Китайский связной» воплощает стандарт для серьезных фильмов о кунг-фу 1970-х: никакой рефлексии, герой идет только вперед (и вверх), вместо структуры сюжета турнирная таблица поединков. Почти у всех, кто не Брюс Ли, получались довольно скучные фильмы, когда они следовали этому стандарту.

«The Chinese Connection», 1972, реж. Ло Вэй

«Пьяный мастер»

Этапная комедия о пользе алкоголя

Фотография: Seasonal Film Corporation

Молодого хулигана Фэйхуна (Джеки Чан) отец в качестве исправительной меры определяет в ученики к нищему Су (Юэнь Сю Тень) — сильно пьющему мастеру боевых искусств. Грозный наставник известен в округе тем, что калечит учеников, поэтому Фэйхун пытается бежать, но случайно сталкивается с Су. Мастер применяет к бестолковому Фэйхуну пыточную методику обучения, чтобы тот овладел техникой восьми пьяных бессмертных.

«Пьяный мастер» — вторая сольная работа Джеки Чана после «Змеи в тени орла» (также сделанным вместе с Юэнь Вупином и Юэнь Сю Тенем — отцом режиссера), в которой артист оттачивает свой собственный подход к фильмам о кунг-фу. Комедия встречалась в этом жанре и раньше (в том числе у Брюса Ли в «Пути дракона»), но Чан сделал комическим само боевое искусство, совместив его с классическим американским слэпстиком. Такая приязнь Джеки Чана к идолам прошлого Бастеру Китону и Гарольду Ллойду (в «Проекте «А» были уже прямые оммажи) напоминает увлеченность советских режиссеров 1960-х Чаплиным. Полноценную ревизию старого кино, в том числе китайского, произвели чуть позже режиссеры гонконгской «новой волны».

«Drunken Master», 1978, реж. Юэнь Вупин

«Люди в лодках» 

Политическая драма о духе времени

Фотография: Diomedia

Вьетнамское правительство приглашает японского фотожурналиста Акутагаву (Джордж Лам) в пресс-тур в город Дананг, чтобы показать, как хорошо живет вьетнамский народ после победы коммунистов в гражданской войне. Журналисту показывают счастливых детей, сытую жизнь в новых экономических зонах и всеобщее благоденствие. Незапланированное знакомство с обычными вьетнамцами (одного из них играет Энди Лау) помогают Акутагаве узнать правду про расстрелы, полицейский произвол и про то, что экономические зоны на самом деле исправительные трудовые лагеря с тюремными порядками, а все, что ему показывали, — потемкинская деревня.

«Людьми в лодках» в конце 1970-х — начале 1980-х называли вьетнамских беженцев, которые сотнями тысяч покидали свою родину на любых доступных плавсредствах и устремлялись во все соседние страны региона, в том числе и в Гонконг. Анн Хой сняла три фильма о вьетнамских беженцах, два об их жизни в городе (в том числе боевик с Чоу Юнь Фатом «История Хо Вьета») и «Люди в лодках» о том, почему они, собственно, бегут. В Гонконге фильм посчитали пророческим — такие же «новые экономические зоны» ожидают город, когда колонию заберет себе Китай. Одновременно левые (в том числе и на Западе) обвинили Анн Хой в китайской антивьетнамской пропаганде, потому что фильм снят на территории КНР, на острове Хайнань, и перед тем как дать разрешение, партийные органы утверждали сценарий. Так или иначе, сложно представить подобные дискуссии о гонконгском фильме предыдущего десятилетия — в 1980-е в гонконгской киноиндустрии началась «новая волна», и в царстве студийного жанрового продукта вдруг появилось авторское кино.

«Boat People», 1982, реж. Анн Хой

«Боец с шестом»

Идеальный фильм про кунг-фу

Фотография: Shaw Brothers Studio

Генерал Ян и его семеро сыновей — лучшие бойцы, верные династии Сун, — попадают в засаду коварных предателей, которые способствуют монгольскому завоеванию Китая. Глава семьи погибает, из сыновей спасаются только пятый (Лю Чиа Хой) и шестой (Шэн Фу). Оба по-разному переживают поражение. Шестой от посттравматического шока сходит с ума. Пятый ищет убежища в буддистском монастыре. Бойца в монастырь не принимают — в душе у него только насилие и жажда мести, но, наблюдая за тренировками монахов, он придумывает новую технику владения шестом, обретает гармонию и идет побеждать врагов.

В «Бойце с шестом» кунг-фу заменяет все: представление любого персонажа — бой, психотерапевтическая беседа с матерью — бой, философский спор о буддизме и небесной гармонии — бессловесный символический бой. В фильме драки заходят даже на территорию драматургии — повороты сюжета обрамлены идеально поставленными массовыми боями. Этим «Боец с шестом» похож на мюзиклы или на балет, но в отличие от многих нынешних фильмов жанра происходящее в кадре не назовешь танцем. Лю Чиалян был одним из тех первых постановщиков поединков, которые произвели на студии Shaw Brothers в середине 1960-х революцию в изображении на экране китайских боевых искусств. Лю Чиа Хой с детства учился в школе кунг-фу, принадлежавшей семье режиссера, и приходился ему кем-то вроде названного младшего брата. К этому фильму оба довели свои техники — кинематографическую и боевую — до совершенства.

«Eight Diagram Pole Fighter», 1983, реж. Лю Чиалян

«Светлое будущее» 

Героическая мужская мелодрама

Фотография: Cinema City & Films Co.

Цзехо (Ти Лун) и Марк (Чоу Юнь Фат) работают авторитетными бандитами и курируют в триадах производство и продажу фальшивых долларов. У Цзехо есть младший брат Кит (Лесли Чун), который учится на полицейского и не знает, что старший — бандит. Во время неудачной командировки на Тайвань вместе с подмастерьем Шином (Уэйз Ли) раненый Цзехо попадает в тюрьму. Марк в порыве мести за друга убивает тайваньских бандитов, но сам получает пулю в ногу. В это время в Гонконге тайваньцы убивают отца Цзехо. Через три года Цзехо выходит из тюрьмы и узнает, что молодой Шин теперь босс, Марк — бомж и калека, а Кит в смерти отца винит только брата.

Джона Ву не назовешь пионером гонконгской «новой волны», к 1986 году, когда он снял свой главный фильм, ее пик уже прошел. Возможно, ему помог продюсер Цуй Харк, который как раз таким пионером был, но фильм стал воплощением основных аспектов течения, которые отличали «новую волну» от предыдущего гонконгского кино. Во-первых, это внимание к старым жанрам и их переработка: Ву взял надрывные героические саги Чана Че (у него он сам служил ассистентом в 1970-е), Ти Луна, который в них играл, и заменил мечи и кунг-фу на огнестрельное оружие (хромой Чоу Юнь Фат с пистолетом, таким образом, пусть и не однорукий, но одноногий фехтовальщик). Во-вторых, для «новой волны» были важны частные истории про городскую молодежь, а в этом случае нет ничего лучше, чем история про бандитов, как советуют Уэллман и Скорсезе. В-третьих — и гонконгские режиссеры делали это умышленно, — в фильме должно быть какое-то отражение времени, а для всего кино этого периода цайтгайст был один —тревога и ожидание передачи города Китаю летом 1997 года. Это ожидание и делает картину такой эмоциональной, практически мелодраматической — три года в тюрьме кажутся Цзехо и Марку вечностью, как если бы они были разлученными влюбленными. Даже попытка Цзехо начать честную жизнь в этом контексте иллюзия, потому что никакого будущего после 1997 года нет.

«Better Tomorrow», 1986, реж. Джон Ву

«История китайского призрака»

Страшная сказка об опасности любви к потустороннему

Фотография: Cinema City Film Productions

Молодой сборщик налогов Нин Чойсан (Лесли Чун) вынужден остановиться на ночлег в заброшенном храме посреди леса. Среди ночи, услышав музыку, он выходит на звук и встречает прекрасную Нип Сюсин (Джоуи Ван). Нин тут же влюбляется в девушку, не подозревая, что она призрак и тут в лесу соблазняет мужчин для своего хозяина — жуткого дендроморфного демона.

«История китайского призрака» — образец ревизии старого кино в Гонконге 1980-х. Формально это экранизация одного из рассказов Пу Сунлина из книги «Рассказы Ляо Чжая о необычайном», но это также ремейк фильма Ли Ханьсяна 1960 года «Очаровательная тень», основанного на том же источнике. «История призрака» отчасти стилизованна под старый фильм, но с эротическим подтекстом и актуальными на тот момент спецэффектами — полетами на проводах, анимированными зомби, похожими на гигантские сухие пряники, и километровым резиновым языком дерева-демона. В Большом Китае призраки, бессмертные сущности и демоны были запрещены в кино еще в 1931 году, задолго до наступления коммунизма. Поэтому «История китайского призрака» и два сиквела к ней, также сделанные Чин Сютуном вместе с Цуй Харком, стали чем-то вроде классической основы для всех похожих современных китайских киносказок.

«Chinese Ghost Story», 1987, реж. Чин Сютун

«Дикие дни» 

Абстрактный портрет города и героя

Фотография: Rim

В Гонконге 1960-х бездельник Юдди (Лесли Чун) изощренно соблазняет продавщицу газировки Ли Чжэнь (Мегги Чун), а потом бросает ее. Подавленная продавщица вечерами ходит вокруг его дома, не решаясь зайти, и так знакомится с постовым полицейским (Энди Лау), который, в свою очередь, влюблен в нее. Юдди тем временем снимает танцовщицу Мими (Карина Лау), но она надоедает ему еще быстрее. Девушка нравится другу Юдди (Джеки Чун), правда, ему никак не добиться от нее взаимности.

Второй фильм Вонга Кар Вая, вышедший в 1990 году, показал, что в новом десятилетии Гонконг ждет совсем другое кино. «Дикие дни» совершенно не пытаются удерживать внимание зрителя или как-то транслировать сюжет, хотя для любого гонконгского фильма, даже для авторского, это было тогда обязательно. Вонг Кар Вай перевернул традиционное повествование, чтобы не герой следовал какому-то сюжету, а происходящее вокруг создавало некий контекст, в котором зритель мог увидеть внутренний портрет героя — его мысли, невысказанные желания и страхи. В свою очередь, этот портрет персонажа Лесли Чуна понадобился режиссеру для более глубокой рефлексии о Гонконге — городе без истории и без будущего, о его идентичности, отличной от остальных китайских городов. Фильм страшно провалился в прокате, особенно на фоне его большого бюджета, но для гонконгского кино в целом это был прорыв.

«Days of Being Wild», 1990, реж. Вонг Кар Вай

«Зеленая змея» 

Поэтический блокбастер об оборотне-нигилистке

Фотография: Film Workshop Ltd.

Две демонические змеи — Белая (Джои Ван) и Зеленая (Мэгги Чун) — практиковали даосскую алхимию, чтобы стать людьми и узнать, зачем нужны человеческие чувства. Белая работала над собой тысячу лет и уже совсем неотличима от человека. Зеленая прогуливала и ленилась, поэтому ее часто охватывают животные инстинкты и в самые неудачные моменты она превращается в гигантское пресмыкающееся. В человеческом обличии девушки вдвоем поселились в городе, где Белая присмотрела себе молодого конфуцианского ученого, чтобы с его помощью продолжить исследование мира людей. За змеями охотятся истерические силы добра.

Цуй Харк, когда был режиссером гонконгской «новой волны», начинал с авторских триллеров, в которых смешивал жанры и не стеснялся социально-политических комментариев, как, например, в «Опасных контактах первой степени». Потом он основал свою киностудию, стал «гонконгским Спилбергом», и от его «нововолнового» опыта авторского кино осталось только смешивание жанров. Он запустил моду на фильмы про героическую стрельбу с двух рук, заново придумал китайские сказки о призраках, вернул на экраны дорогое кино про боевые искусства — сложно найти в гонконгском мейнстриме 1980–1890-х что-то, к чему Цуй Харк не имел бы отношения. «Зеленая змея» — типичный продукт Цуй Харка-продюсера, костюмный блокбастер с боевыми искусствами по мотивам китайской сказки, но как будто снятый прежним Цуй Харком — режиссером гонконгской «новой волны». В экранизации древней легенды о Белой змее главным героем стала Зеленая, мотивы любви и верности уступили место противостоянию репрессивному миропорядку добра и борьбе за права демонов.

«Green Snake», 1993, реж. Цуй Харк

«Падшие ангелы» 

Драма о потере контекста

Фотография: Kino International

Одинокий наемный убийца (Леон Лай) работает в паре с менеджером (Мишель Рис), с которой избегает встреч и общается по факсу. Однажды ему надоедает и работа, и это партнерство. Немой уголовник (Такеси Канэсиро) влезает по ночам в парикмахерские и магазины, чтобы в них немного поработать. Он постоянно сталкивается с сумасшедшей девушкой (Чарли Ен), травмированной расставанием с предыдущим парнем.

Половина «Падших ангелов» — та, что про киллера, — выросла из обрывков истории, которую Вонг Кар Вай не смог вместить в «Чункинский экспресс». Вторая половина — это инверсия и отчасти пародия на тот же «Экспресс»: полицейский Такеси Канэсиро стал уголовником, онемел от просроченных ананасов (съеденных в предыдущем фильме) и теперь врывается в чужие заведения. Нужно быть Вонгом Кар Ваем, чтобы сделать пародию на романтическую комедию и получить в результате такую грустную картину. «Падшие ангелы» вышли в Гонконге в сентябре 1995-го, через два года в это время город был уже в составе Китая. В 1990-е никто всерьез не ждал китайские танки на улицах, наоборот, многие считали, что воссоединение с КНР поможет экономике Гонконга. Для Вонга Кар Вая более актуальными были не финансовые, а экзистенциальные вопросы — не растворится ли в Китае гонконгская идентичность и что будет с гонконгским кино. У персонажей «Падших ангелов» их родной город уходит из-под ног, и все, что они могут, — умереть или исчезнуть. Сам Вонг Кар Вай в современный Гонконг в своих полнометражных фильмах больше не возвращался.

«Fallen Angels», 1995, реж. Вонг Кар Вай

«Товарищи: почти любовная история»

Мелодрама о последнем десятилетии британского Гонконга

Фотография: Golden Harvest

Молодой китаец Ли Сяоцзюнь (Леон Лай) из северных областей КНР приезжает в конце 1980-х в Гонконг на заработки. Поселившись в комнатушке рядом с туалетом, он начинает осваиваться в городе и находит работу в мясной лавке. Однажды в храме капитализма — ресторане «Макдоналдс» — он встречает девушку (Мэгги Чун), которая кажется ему воплощением всего гонконгского. Влюбляться в девушку он сразу не решается, но выкинуть из головы не может. Потом выясняется, что ее зовут Ли Цяо и она тоже недавно приехала из Китая, правда, из Гуанчжоу. Следующие десять лет их постоянно будет сталкивать судьба, неизбежно усложняя их взаимоотношения.

«Товарищи», на первый взгляд, похожи на фильм Вонга Кар Вая, к которому кто-то написал нормальный мейнстримовый сценарий и смонтировал так, чтобы у зрителя не болела голова. Но режиссер Питер Чань на самом деле первым популяризировал «фильмы про отношения» в гонконгском кино, и влияние с Вонгом у них друг на друга было взаимное. В качестве своеобразного оммажа коллеге в «Товарищах» есть постоянный оператор Вонга Кар Вая Кристофер Дойл, но не за камерой, а в кадре — он играет учителя английского языка. «Товарищи: почти любовная история» до сих пор держит рекорд по количеству полученных Гонконгских кинопремий — их у него девять, в том числе за лучший фильм. Это, возможно, самый важный гонконгский фильм 1990-х — он целиком посвящен тому, что делает гонконгцев гонконгцами («Ведь тут нет коренных жителей, они все сюда приехали, как мы», — говорит Ли Сяоцзюнь), и последнему десятилетию перед передачей города Китаю.

«Comrades: Almost a Love Story», 1996, реж. Питер Чань

«Да здравствует эротика» 

Секс-комедия о преодолении творческого кризиса

Фотография: Golden Harvest

Кинорежиссер Син (Лесли Чун) год сидел без работы, пока ему не предложили снять софт-порно на бандитские деньги. Недолго думая он соглашается, но тут же сталкивается с проблемами. Актриса (Шу Ци), которую бандиты вручили режиссеру вместе с бюджетом, отказывается раздеваться в кадре. Когда ее все же удается раздеть, Син никак не может объяснить съемочной группе, какой фильм он хочет сделать. Никто не понимает, зачем снимать порно ручной камерой в стиле Вонга Кар Вая — все же будет смазано и ничего не видно.

Фильм сейчас знаменит, прежде всего, тем, что в нем одну из первых мейнстримовых ролей сыграла Шу Ци, которая до этого снималась как раз в софт-порно. Она получила за роль Гонконгскую кинопремию и сделала международную карьеру, в том числе в фестивальном кино. Но «Да здравствует эротика» важна не только как веха в карьере Шу Ци или как один из лучших фильмов И Туншина, который в последнее время снимает в основном триллеры. Это документ эпохи, очень точный рассказ о том, что происходило в гонконгской киноиндустрии в середине 1990-х. Перепроизводство и усталость зрителей от местного кино после бума 1980-х привели к тому, что в топе гонконгского бокс-офиса даже появились голливудские фильмы. Индустрия обвалилась, кинематографисты были вынуждены сменить профессию, причем более радикально, чем герой «Да здравствует эротика». Софт-порно или «фильмы третьей категории» (названные по самому строгому возрастному рейтингу) в кинотеатрах тоже прожили не долго — их скоро убило домашнее видео. Сам рейтинг — третья категория, — изначально придуманный как раз для порно, эксплуатейшна и хорроров, позже стал для режиссеров убежищем от цензуры.

«Viva Erotica», 1996, реж. И Туншин

«Миссия» 

Картинный боевик в холодных тонах

Фотография: International Films Enterprise Ltd.

На криминального авторитета Луна (Эдди Ко) нападают киллеры. Почти всех его телохранителей убивают, сам он чудом спасается в холодильнике. Чтобы защитить себя, Лун нанимает вместо обычных телохранителей пятерых убийц (Энтони Вон Чаусан, Лам Сюэт, Рой Чун, Фрэнсис Нг, Джеки Люй).

Джонни То как режиссер и продюсер работал в гонконгском кино с конца 1980-х, но настоящий художник проснулся в нем, когда в индустрии наступил кризис и конвейер остановился. В «Миссии» он поступил с гонконгскими героическими боевиками как Вонг Кар Вай с мелодрамами и романтическими комедиями. В фильме нет обычного, например, для Джона Ву и всех его последователей пафоса и эмоционального напора. Сюжет такой скупой, что другому режиссеру не хватило бы и на короткометражку. Джонни То деконструировал жанр, оставив только пистолеты, а форму изобрел заново. Его киллеры не стреляют с двух рук в полете, как Чоу Юнь Фат, они аккуратно расставлены по кадру и спокойно добивают врагов, которые пытаются испортить живописную композицию. Этот стиль, за который Джонни То даже сравнивали с американскими абстрактными экспрессионистами, можно разглядеть в том числе и в глупых комедиях, снятых мастером для китайского рынка.

«The Mission», 1999, реж. Джонни То

«Двойная рокировка» 

Психологический триллер об опасной работе среди чужих

Фотография: Media Asia Distribution

Полицейский Ян (Тони Люн Чи Вай) работает под прикрытием в триадах уже больше десяти лет. Начальство — инспектор Вон (Энтони Вон Чаусан) — обещает вернуть ему нормальную жизнь, как только они разделаются с авторитетным гангстером Сэмом (Эрик Цан). Но дальновидный Сэм десять лет назад внедрил в полицию своего человека — инспектора Лау (Энди Лау), и не спешит в тюрьму. После сорванной бандитской сделки и триады, и полиция понимают, что в их рядах кроты. Яну и Лау поручают найти друг друга.

Если бы «Двойная рокировка» вышла в Гонконге в 1980-е, она бы провалилась в прокате и ее заклеймили бы как слишком авторский фильм. Первый намек на перестрелку следует только через час после начала. Некоторые кадры в полном соответствии с достижениями Джонни То и не без помощи Кристофера Дойла («визуального консультанта» картины) похожи на фэшн-съемку ледяных глыб. Никакого гонконгского непрерывного действия, в «Двойной рокировке» скорее голливудская драматургия, больше подходящая параноидальному психологическому триллеру. Это первый настоящий гонконгский фильм XXI века, новый стандарт для всего, что снимали следом. Мартин Скорсезе сделал ремейк «Двойной рокировки» — «Отступники», и это как если бы Бергман успел снять посредственный ремейк чего-нибудь из фон Триера. Гонконгские боевики в свое время вышли из «Злых улиц» и «Таксиста», и в «Отступниках» Скорсезе укусил себя за хвост.

«Infernal Affairs», 2002, реж. Эндрю Лау, Алан Мак

«Разборки в стиле кунг-фу» 

Комедия нонсенса о мастерстве

Фотография: Columbia Pictures

Начинающий бандит Син (Стивен Чоу) очень хочет стать крутым, уважаемым и чтобы его приняли в самую страшную банду старого Шанхая — «Топоры». Син выбирает себе цель — жилой комплекс «Свинарник» — и на его обитателях собирается оттачивать мастерство мошенника и рэкетира. К его большому сожалению все жители «Свинарника» оказываются мастерами кунг-фу. Син еле уносит ноги, но в конфронтацию со «Свинарником» включаются «Топоры». Попавшего между двух огней Сина ждет перерождение, всех остальных — боль и массовые разрушения.

Стивен Чоу — бывший ведущий детского телешоу — стал сначала лучшим в городе комическим актером, а потом и режиссером. Он заново придумал гонконгскую комедию, совместив метод Джеки Чана с разговорными кантонскими комедиями и голливудским подходом к пародии (причем его герои не Цукер, Абрахамс, Цукер, а Багз Банни и Чак Джонс). В новом веке комик эволюционировал в визионера. В «Разборках в стиле кунг-фу» Стивен Чоу соединил китайскую традиционную музыку, чужие фильмы от гонконгской классики про боевые искусства до Стэнли Кубрика и спецэффекты. В фильме 2013 года — «Путешествие на Запад» — Чоу показал, что может работать не только с комедией, и переосмыслил буддистский эпос как мрачное фэнтези. Он смешивает старое и изобретает что-то новое так же свободно, как Цуй Харк в 1980-е.

«Kung Fu Hustle», 2004, реж. Стивен Чоу

«Выборы» 

Исчерпывающая сага о триадах и гонконгской демократии

Фотография: China Star Entertainment

В банде Во Шин каждые два года совет старейшин выбирает нового главаря. На очередных выборах претендентами становятся агрессивный Большой Ди (Тони Люн Кафай) и флегматичный Лок (Саймон Ям). У Ди стандартная гангстерская избирательная кампания — подкуп и насилие. Лок, больше похожий на бизнесмена, чем на головореза, предпочитает договариваться и сотрудничать. На фоне политического противостояния приспешники обоих кандидатов устраивают кровавую погоню за символом власти Во Шин — жезлом с головой дракона.

В дилогии «Выборы» Джонни То удалось сделать гонконгский эквивалент «Крестного отца». Это и взгляд изнутри на преступное сообщество, и универсальная история о том, как абсолютное зло разлагает кого угодно, даже идеалистов, затягивает в себя и убивает. Заодно режиссер окончательно деконструировал гонконгский жанр боевиков про организованную преступность. В «Выборах» нет мужского братства, героизма и всего остального, что составляло канон, придуманный Джоном Ву и Цуй Харком в «Светлом будущем». Но одну вещь Джонни То все же сделал как старшие товарищи — на языке ножей и топоров высказался на актуальную в Гонконге политическую тему. В городе, в отличие от остального Китая, строй формально демократический, но нет всеобщего избирательного права. С тех пор как Гонконг передали КНР, главу администрации выбирает некий избирательный комитет, часто на безальтернативной основе. Более того, Китай так или иначе пытается влиять на избирательный процесс в пользу более выгодных для себя кандидатов. Первая часть «Выборов» — как раз об обработке кандидатами членов избирательного комитета на примере совета старейшин Во Шин, вторая часть — о китайском влиянии.

«Election 1», 2005, «Election 2», 2006, реж. Джонни То

«Любовь в облаках» 

Романтическая комедия о неожиданной пользе запретов

Фотография: Media Asia Distribution

В 2009 году в Гонконге запретили курение во всех помещениях и общественных местах. Теперь в рабочие дни курильщики вынуждены выползать из своих небоскребов в специально отведенные подворотни. У пепельниц возникают клубы курильщиков — новый гонконгский социальный феномен. В одной из таких групп знакомятся рекламист Джимми (Шон Ю) и продавщица косметического отдела Черри (Мириам Юн). У обоих налаженная личная жизнь, но их почему-то тянет друг к другу. Вскоре они начинают встречаться не только у пепельницы.

В 1980-е в гонконгском кино появилась «новая волна» с Анн Хой, Цуй Харком, Патриком Тамом и многими другими, в 1990-е вторая волна со Стэнли Кваном, Вонгом Кар Ваем и Фрут Чанем, в 2000-е никого, только один Пан Хочун. Специализация Пан Хочуна — городские истории. До того как стать кинематографистом, он их рассказывал в своих газетных колонках, а теперь оформляет в кино в разных жанрах. Он снял, например, хоррор про финансовый кризис и элитную недвижимость — «Дом мечты» — и сатирическую трагикомедию о мачизме — «Мужчины внезапно в черном». «Любовь в облаках» — романтическая комедия про обычных людей, легкая и тонкая, какие делали в Гонконге в 1990-е, но разучились сейчас. Фильм немного пострадал от цензуры — ему влепили порнографический прокатный рейтинг, III категорию, за пропаганду курения. Если вспомнить любой гонконгский фильм от Джона Ву до Вонга Кар Вая, это смешно само по себе.

«Love in a Puff», 2010, реж. Пан Хочун

«Простая жизнь» 

Мелодрама о старости в современном Гонконге

Фотография: Distribution Workshop

Одинокий кинопродюсер Роджер Лен (Энди Лау) живет в одной квартире со старой служанкой Тао (Динни Ип). Однажды у бабушки случается инсульт, и она настаивает, чтобы Лен сдал ее в дом престарелых. Он повинуется, но не может так просто бросить Тао, которая проработала на его семью всю жизнь и фактически вырастила его самого.

Герой Энди Лау — гонконгский кинопродюсер, который почти не работает в Гонконге. Он постоянно в командировках по континентальному Китаю, где снимается очередной костюмный блокбастер по мотивам китайской классики (в одном эпизоде упоминается «Троецарствие»). Коллеги героя (настоящие Саммо Хун и Цуй Харк играют сами себя) заняты примерно тем же. Такова реальность современной гонконгской киноиндустрии, в которой для самого Гонконга места уже не осталось. Анн Хой еще усилила этот мрачный портрет, поместив его в контекст истории про старость и смерть, — Саммо Хуну, Цуй Харку и самому Энди Лау уже за 50, а нового поколения нет. Единственный относительно молодой человек в кадре — Нин Хао (тоже играет сам себя), кинорежиссер из КНР. Анн Хой едва ли не последняя в Гонконге, кто сейчас еще снимает серьезное кино. Она, правда, тоже вынуждена упаковывать все свои истории и социальные комментарии в рамки понятных гонконгской публике жанров. «Простая жизнь» — образцовая сентиментальная мелодрама, и это помогло фильму стать прокатным и фестивальным хитом. Динни Ип получила за роль Кубок Вольпи в Венеции, а Анн Хой — свою четвертую Гонконгскую кинопремию за режиссуру. Анн Хой собиралась закончить карьеру после «Простой жизни» и тем самым подчеркнуть месседж картины, но, к счастью, не сдержала обещание. В этом году ее новый фильм «Золотой век» открывал Венецианский кинофестиваль.

«A Simple Life», 2011, реж. Анн Хой


Everything about cinema of Hong Kong, China and Taiwan

Трейлер гонконгской комедии «Все хорошо, что хорошо кончается 2020»

Akira December 29, 2019 at 06:05 234

 

Когда дела у Рэймонда Вонга идут совсем плохо, он откапывает стюардессу — оживляет цикл «Все хорошо, что хорошо кончается», первый фильм которого вышел еще в 1992 году и стал одним из важных камешков в карьере Стивена Чоу. В 90-х франшиза ограничилась тремя фильмами, на рубеже нулевых и десятых она еще раз взбрыкнула четырьмя картинами, а на эти новогодние праздники гонконгцев ждет очередная часть. Судя по трейлеру, ничего сверхъестественного нас не ждет (на официальном Youtube-канале прокатчика дислайков у ролика в два раза больше, чем лайков), но спасибо уже за то, что из отпуска вытащили чудесную комедиантку Шейлу Чан, не снимавшуюся больше десяти лет. 

 

Китай закрепляет лидерство по количеству киноэкранов в стране

Akira December 27, 2019 at 14:00 213

 

Хотя рост кассовых сборов в Китае в последние пару лет слегка замедлился, распространение важнейшего из искусств в стране по-прежнему идет высокими темпами — только за этот год в стране появилось 8843 новых экрана, что довело общую сумму экранов в Китае до 68,922. Это крайне впечатляющая цифра, особенно если учесть, что во всей Северной Америке (США и Канада) их общая сумма в полтора раза меньше и составляет всего 42 тысячи. Подавляющее большинство экранов в Китае появилось в последние десять лет — пять лет назад в Китае было всего лишь 23,630 экранов, а десять лет назад — смехотворные 4,723 экрана. Для сравнения, в России на 2019 год общее количество экранов — всего лишь 5,233.

Новая версия «Служителей зла» от Вонга Цзина (не) обрастает актерами

Akira December 27, 2019 at 11:00 198

 

На днях Вонг Цзин сообщил в своем личном Вейбо, что собирается снимать новую версию знаменитого цикла романов «Меч небес и сабля дракона», которую в начале 90-х уже пытался перенести на экран под названием «Служители зла», но из-за кассового провала решил отказаться от планов на трилогию. Довольно быстро гонконгские издания выдали список актеров, которых собирается снимать Вонг — Рэймонд Лам, Дженис Ман, Донни Йен, Луис Ку, Цуй Кам-Конг, Луис Чун и Уилфред Лау. Список, как видите, весьма конкретный, но Вонг тут же поспешил его развенчать все в том же Вэйбо. «В прошлом году утверждали, что я собираюсь снимать Винсента Чжао, в этом говорили о Лео У… Сейчас появился целый список актеров. Все они прекрасны, но никаких решений пока что не принято, и каждого утвержденного актера мы будем представлять отдельно!».

Актер Сун Сяобао дебютирует в режиссуре

Akira December 27, 2019 at 07:49 189

 

Хорошо известный в Китае (но очень мало — за его пределами) комик Сун Сяобао дебютировал в качестве режиссера с комедией «Мечты о богатстве», в которой также исполнил главную роль. Для актера это крайне важный проект — он специально взял таймаут от прочих съемок на несколько лет, занимаясь исключительно этой картиной. Действие фильма разворачивается на протяжении нескольких десятилетий и охватывает период из жизни простого паренька с севера Китая с начала 90-х до нашего времени. Компанию Сяобао перед камерой составили Мэри Ма и Ша И, также ему удалось привлечь в съемочную группу своего дебюта нескольких весьма уважаемых людей из мира кино — так, оператором выступил Чжао Сяодин («Дом летающих кинжалов», «Настоящая легенда», «Цветы войны», «Тень»), а художником — Чэнь Миньчжэн, работавший, в числе прочего, над открывающей церемонией Олимпийских игр в Пекине 2008 года. Сегодня авторы фильма показали его постер, но дата премьеры пока не определена.

Кейт Цуй прощается с кино

Akira December 26, 2019 at 11:00 198

 

Одна из самых ярких (пусть и небезупречных) молодых гонконгских актрис, Кейт Цуй начала свою карьеру в середине нулевых с телевидения (куда попала после победы на конкурсе «Мисс Гонконг» в 2004 году), но уже первой своей ролью в полнометражном фильме — психологическом триллере «Всевидящее око», где ее партнером стал Тони Люн Ка-Фай, обратила на себя самое пристальное внимание зрителей и кинематографистов. За десять лет съемок она засветилась в полусотне проектов, но в середине десятых не стала продлевать контракт с телеканалом TVB и почти перестала сниматься, посвятив себя учебе — в результате полгода назад она получила степень магистра по психологии. А на днях объявила, что решила вообще покинуть шоу-бизнес — она продает дом в Гонконге и перебирается в Европу, где будет продолжать свое обучение. По словам Кейт, работа актрисы сильно давила на нее — она постоянно находилась под прицелом камер, тратила по два часа на прихорашивание перед тем, как выйти из дома, и переживала по поводу каждого прыщика. Цуй утверждает, что человек она скромный экономный и проблем из-за снизившегося дохода у нее не возникнет — она собирается продать все, что у нее есть в Гонконге, и начать новую жизнь в другой стране. Где именно, актриса еще не определилась, но пока что наиболее привлекательными в плане возможностей для дальнейшего обучения ей кажутся Германия и Голландия.

Трейлер очередного «Ип Мана», но не с Донни Йеном

Akira December 26, 2019 at 08:10 126

 

В Китае уже неплохо освоили стратегию «примазываться» к крупным блокбастерам — и буквально через пару дней после выхода в кинопрокат «Ип Мана 4» в онлайн-кинотеатрах появился веб-фильм «Ип Ман: Мастер кунгфу», в котором заглавную роль исполняет Деннис То. Надо сказать, что, несмотря на то, что Деннис девять лет назад уже играл Ип Мана в гонконгском боевике «Ип Ман: Рождение легенды», «Мастер кунгфу» — не его сиквел, а самостоятельное (насколько это возможно) произведение. Также в фильме снялся Майкл Вонг, хотя в трейлере его почти не видно.

 

Музыкальный номер из «Детектива из Чайнатауна 3»

Akira December 24, 2019 at 11:00 111

 

Те, кто видели первые части «Детектива из Чайнатауна», наверняка помнят о его традиции заканчивать каждый фильм музыкально-танцевальным номером, которые уже стали своеобразной визитной карточкой проекта. Не изменил традиции и триквел, авторы которого смонтировали из традиционного финального танца видеоклип. Смотрим здесь.

Девять персонажных постеров мультфильма «Господин Мяо»

Akira December 24, 2019 at 08:17 148

 

С тех пор, как «Нэчжа: Рождение демона» заработал в китайском прокате более 700 миллионов долларов, к китайской анимации проявляют повышенное внимание, вот и предстоящий мультфильм «Господин Мяо», выходящий в прокат 31 декабря, считается вполне вероятным претендентом на звание последнего коммерческого хита уходящего года. Мультфильм находился в производстве четыре года и отличается выразительной анимацией, которую постарались передать на персонажных постерах.

 

Вонг Цзин собирается делать новую версию «Служителей зла»

Akira December 23, 2019 at 08:03 167 3

 

Один из самых эклектичных и путанных фильмов Вонга Цзина, «Служители зла» планировались как первая часть трилогии, но сборы оказались настолько мизерными, что Вонг отказался от идеи снимать продолжение, так что зрители остались без завершения истории (которую, впрочем, в Китае все знают прекрасно — цикл романов «Меч небес и сабля дракона», на которых основан фильм, экранизировался не раз). Но спустя четверть века постановщик решил, что настало время дать роману еще один шанс, и объявил в своем вэйбо, что начал работу над новой экранизацией, заодно запостив концепт-постер. Об актерах и сроках пока, понятное дело, ничего не известно.

Китайские звезды преследуют своих хейтеров через суд

Akira December 21, 2019 at 07:30 173

 

В сентябре прошлого года в Китае был принят ряд новых законов, который позволил призывать к ответственности за распространение клеветы и «черный пиар» в интернете. Подводя своеобразный промежуточный итог, из 1075 дел, которые были заведены в Поднебесной с тех пор, аж 175 инициировали звезды шоу-бизнеса, увидевшие в этом отличную возможность заткнуть хейтеров и поклонников их «конкурентов», сознательно распространявших порочащую их информацию. Самыми резонансными стали иски, поданные Ян Ми и Кэрри Ваном из группы TFBoys, но по ним пока что вердикт вынесен не был. Впрочем, серьезных наказаний никто и не ждет – по всей видимости, суды считают, что знаменитости, будучи публичными личностями, должны быть максимально терпимы к подобным случаям.

Первый трейлер «Трилогии о богах»

Akira December 20, 2019 at 05:54 283

 

В сети появился первый полуминутный тизер «Трилогии о богах» Уэршаня и, надо сказать, несмотря на засилие масштабного фэнтези в последние годы, этот проект выглядит так, как будто он может задать новые стандарты киноэпичности.

 

 

Начались съемки «На отвесной скале» Чжана Имоу

Akira December 19, 2019 at 17:00 98

 

Всего неделю назад новый проект живого классика Чжана Имоу прошел цензурный комитет (то есть, фактически, получил «зеленый свет» на производство), а сейчас группа уже приступила к натурным съемкам, о которых рассказала в серии фото с площадки. Как сообщается, снег в этой шпионской истории — чуть ли не полноценное действующее лицо, и в поисках настоящей китайской зимы авторы забрались на северо-восток, в национальный парк Сюэсян.

 

Набор постеров «Затерянных в России»

Akira December 18, 2019 at 15:00 101

 

«Затерянные в России» продолжают радовать симпатичными красочными постерами. На этот раз авторы подготовили серию плакатов, посвященных одной теме — каково это ехать с пожилой заботливой мамой на поезде дальнего следования. 

 

Трейлер комедии «A Windfall Trap»

Akira December 18, 2019 at 12:00 143

 

В сети появился первый трейлер китайской ретро-комедии «Летящие банкноты». Главные роли исполнили Ева Хуан и Не Юань, действие фильма происходит во времена японской оккупации и рассказывает картина о сопротивлении захватчикам — но в непривычной для военного кино стилистике абсурдной комедии. 

 

 

Everything about cinema of Hong Kong, China and Taiwan

Akira   December 25, 2013 at 15:40   

Родившийся в семье художников, Уилсон Лам в 1982 году закончил 11й актерский курс TVB, его однокурсниками были Стивен Чоу и Тони Леунг Чи Вай. С 1988 до 1993 он своей обаятельной внешностью и спортивным телосложением украсил многие гонконгские фильмы, несколько сериалов, проявил себя, как певец, но… внезапно исчез с экранов. Это тем более странно, потому что его фильмография за этот короткий период — смешение боевиков, комедии и драмы — казалось, предвещала успешную, если не грандиозную кинокарьеру в будущем.

photo

Родившийся в семье художников, Уилсон Лам в 1982 году закончил 11й актерский курс TVB, его однокурсниками были Стивен Чоу и Тони Леунг Чи Вай. С 1988 до 1993 он своей обаятельной внешностью и спортивным телосложением украсил многие гонконгские фильмы, несколько сериалов, проявил себя, как певец, но… внезапно исчез с экранов. Это тем более странно, потому что его фильмография за этот короткий период — смешение боевиков, комедии и драмы — казалось, предвещала успешную, если не грандиозную кинокарьеру в будущем.

December 25 at 15:40

Родившийся в семье художников, Уилсон Лам в 1982 году закончил 11й актерский курс TVB, его однокурсниками были Стивен Чоу и Тони Леунг Чи Вай. С 1988 до 1993 он своей обаятельной внешностью и спортивным телосложением украсил многие гонконгские фильмы, несколько сериалов, проявил себя, как певец, но… внезапно исчез с экранов. Это тем более странно, потому что его фильмография за этот короткий период — смешение боевиков, комедии и драмы — казалось, предвещала успешную, если не грандиозную кинокарьеру в будущем.

December 25 at 15:40

Кинематограф Гонконга — Вики

В отличие от многих других киноиндустрий, в частности, соседей — КНР и Тайваня — кино Гонконга на протяжении большей части своего существования развивалось лишь с небольшой, а то и вовсе без финансовой поддержки от правительства. Это обусловило то, что гонконгское кино является в своём большинстве коммерческим, производясь частными кинокомпаниями, концентрируясь на привлекательных для аудитории жанрах (комедия, мюзикл, боевик) и активно используя испытанные (особенно классические) сюжеты и формулы и снимая сиквелы и ремейки успешных фильмов. Кино Гонконга позаимствовало многое из голливудского, однако использовало это в сплаве с элементами китайского театра и других форм китайского искусства, с большим упором на стилизацию и (ранее 1980-х годов) меньшим на западную «реалистическую» традицию.

В 2010 году суммарные сборы кинопроката в Гонконге составили около 1,34 миллиарда гонконгских долларов, в 2011 — около 1,38 миллиардов, собранных большей частью «премьерным» прокатом 276 кинокартин — 220 иностранных и 56 снятых за этот год в самом Гонконге[1].

Бюджет кинопроизводства

Кинопроизводство в Гонконге, как правило, опирается на гораздо меньший бюджет по сравнению с американским кино[2]. В 1960—1970-х годах себестоимость на ведущей студии Гонконга братьев Шао костюмно-исторического фильма на путунхуа, заранее нацеленного также на экспортный прокат, составляла в среднем 300 тысяч долларов[3], тогда как менее «глянцевые» фильмы на кантонском диалекте «стоили» в несколько раз меньше. К концу 1990-х годов, с общим повышением цен и усилением ориентации на Голливуд, производство крупной кинокартины со известными актёрами, нацеленной на статус хитов сезона, стоило в среднем эквивалент 5 миллионов долларов США[4], тогда как «низкобюджетное» кино затрачивало значительно менее 1 миллиона. На этом фоне существуют одиночные «блокбастерные» проекты крупнейших «звёзд» Гонконга, зачастую являющихся и их продюсерами (например, Джеки Чана и Стивена Чоу) и проекты международного производства, исходно нацеленные на международный же рынок, цена производства которых может доходить до 20 миллионов USD или даже превышать эту цифру, однако они составляют редкое исключение из правила[2]. При этом однако следует учитывать меньший традиционный уровень оплаты актёров и расходов на страховки и местную покупательную способность гонконгского доллара, что позволяет снимать киноработы, не уступающие западным по техническому совершенству и изобразительному качеству.

Система «звёзд»

Подобно раннему голливудскому кино, в гонконгском кинематографе, вплоть до недавнего времени, активно использовалась система «звезд», находимых или «взращиваемых» студиями (например, открывая классы актёрского мастерства наподобие Southern Actors’ Training Course открытого в 1963 компанией Shaw Brothers в начале 1960-х годов, начав карьеру таких актрис, как Ли Цзин, Фан Ин и некоторых других) и работавших на них в рамках эксклюзивных контрактов по достаточно плотному графику, так что фильмография актёра или актрисы за один год могла достигать двухзначной цифры (как у ребёнка-актрисы Фун Поупоу, снимавшейся в начале 1960-х годов, когда ей было 6-7 лет, в 30 и более фильмах за год[5][6]).

Соотношение съёмок и озвучивания фильмов

В течение десятилетий, в кинематографе Гонконга активно использовалась схе

Кинематограф Гонконга — Вики

В отличие от многих других киноиндустрий, в частности, соседей — КНР и Тайваня — кино Гонконга на протяжении большей части своего существования развивалось лишь с небольшой, а то и вовсе без финансовой поддержки от правительства. Это обусловило то, что гонконгское кино является в своём большинстве коммерческим, производясь частными кинокомпаниями, концентрируясь на привлекательных для аудитории жанрах (комедия, мюзикл, боевик) и активно используя испытанные (особенно классические) сюжеты и формулы и снимая сиквелы и ремейки успешных фильмов. Кино Гонконга позаимствовало многое из голливудского, однако использовало это в сплаве с элементами китайского театра и других форм китайского искусства, с большим упором на стилизацию и (ранее 1980-х годов) меньшим на западную «реалистическую» традицию.

В 2010 году суммарные сборы кинопроката в Гонконге составили около 1,34 миллиарда гонконгских долларов, в 2011 — около 1,38 миллиардов, собранных большей частью «премьерным» прокатом 276 кинокартин — 220 иностранных и 56 снятых за этот год в самом Гонконге[1].

Бюджет кинопроизводства

Кинопроизводство в Гонконге, как правило, опирается на гораздо меньший бюджет по сравнению с американским кино[2]. В 1960—1970-х годах себестоимость на ведущей студии Гонконга братьев Шао костюмно-исторического фильма на путунхуа, заранее нацеленного также на экспортный прокат, составляла в среднем 300 тысяч долларов[3], тогда как менее «глянцевые» фильмы на кантонском диалекте «стоили» в несколько раз меньше. К концу 1990-х годов, с общим повышением цен и усилением ориентации на Голливуд, производство крупной кинокартины со известными актёрами, нацеленной на статус хитов сезона, стоило в среднем эквивалент 5 миллионов долларов США[4], тогда как «низкобюджетное» кино затрачивало значительно менее 1 миллиона. На этом фоне существуют одиночные «блокбастерные» проекты крупнейших «звёзд» Гонконга, зачастую являющихся и их продюсерами (например, Джеки Чана и Стивена Чоу) и проекты международного производства, исходно нацеленные на международный же рынок, цена производства которых может доходить до 20 миллионов USD или даже превышать эту цифру, однако они составляют редкое исключение из правила[2]. При этом однако следует учитывать меньший традиционный уровень оплаты актёров и расходов на страховки и местную покупательную способность гонконгского доллара, что позволяет снимать киноработы, не уступающие западным по техническому совершенству и изобразительному качеству.

Система «звёзд»

Подобно раннему голливудскому кино, в гонконгском кинематографе, вплоть до недавнего времени, активно использовалась система «звезд», находимых или «взращиваемых» студиями (например, открывая классы актёрского мастерства наподобие Southern Actors’ Training Course открытого в 1963 компанией Shaw Brothers в начале 1960-х годов, начав карьеру таких актрис, как Ли Цзин, Фан Ин и некоторых других) и работавших на них в рамках эксклюзивных контрактов по достаточно плотному графику, так что фильмография актёра или актрисы за один год могла достигать двухзначной цифры (как у ребёнка-актрисы Фун Поупоу, снимавшейся в начале 1960-х годов, когда ей было 6-7 лет, в 30 и более фильмах за год[5][6]).

Соотношение съёмок и озвучивания фильмов

В течение десятилетий, в кинематографе Гонконга активно использовалась схема съёмок Motor Only Shot, когда фильм исходно снимался «немым», а диалоги и другое звуковое оформление добавлялись позже в отдельном процессе пост-озвучивания.

В условиях напряжённости коммерческого кинопроизводства и небольшого бюджета (впрочем, на такой методике основывалась работа и таких гигантов, как Shaw Brothers[3]), такой подход позволял снимать картины быстрее и эффективнее, чем «синхронная» схема, иногда даже без за

12 фильмов про Гонконг

Прогуливаясь как-то по Аллее звезд Гонконга, мы задумались, а что мы вообще знаем об азиатском кинематографе? Брюс Ли? Джеки Чан? Джон Ву? Кто-то назовет еще пару известных имен и лишь немногие смогут продолжить этот список. Гонконгское кино — это, прежде всего, боевые искусства, это то, что в 90-е годы смотрели все мальчишки, да и девчонки не отставали. Но сегодня мы хотим поговорить немного о другом. Сейчас очень много рекламы и музыкальных клипов снимается в Гонконге, образ города легко узнаваем, режиссеры и сценаристы активно эксплуатируют этот образ. Мы решили собрать в одной статье фильмы, которые снимались в Гонконге, причем азиатских фильмов будет совсем мало, лишь совсем легендарные картины. В основном речь пойдет о кино, которое снимали иностранцы. Мы по традиции будем писать лишь о тех фильмах, которые смотрели сами, и по мере просмотра новых, дополнять статью. Итак, наша подборка фильмов про Гонконг.

Фильмы про Гонконг

Аллея звезд в Гонконге

Мир Сьюзи Вонг (1960) — The World of Suzie Wong

Гонконг 50-60-х годов великолепно показан в англо-американской романтической драме «Мир Сьюзи Вонг» со знаменитой Нэнси Кван в главной роли (правда тогда она была совсем начинающей актрисой без образования и опыта). Сюжет фильма очень простой: американский архитектор решает стать художником и уезжает в Гонконг, где планирует провести целый год, причем, зарабатывать он планирует исключительно своим творчеством. Он влюбляется в жительницу Гонконга, которая сначала представляется ему богатой особой, а на деле гулящей девушкой, которая хорошо известна в квартале красных фонарей. Заканчивается все большой любовью. По сценарию почти все действие фильма проходит в районе Wan Chai, но если вчитываться в названия улиц, то быстро понимаешь, что часть кинофильма снималась в районах Central и Sheung Wan, надо сказать, что герои вообще довольно много перемещаются по Гонконгу: катаются на пароме Star Ferry, поднимаются на Пик Виктории, путешествуют в Абердин и другие места города. В общем, колониальный Гонконг представлен во всей своей красе.

Мир Сьюзи Вонг сохранил кадры с историческими зданиями, которых теперь нет

Мир Сьюзи Вонг сохранил кадры с историческими зданиями, которых теперь нет

Сериал «Благородный дом» (1988) Noble House

В 1988 году американский телеканал NBC показал в эфире мини-сериал «Благородный дом», снятый по мотивам книги Джеймса Клавелла. Главную роль исполнил великолепный Пирс Броснан (ему вообще везет на съемки в Гонконге). В сериале рассказывается о Гонконге 60-х годов и город предстает во всей красе. Здесь и Пик Виктория с его великолепными виллами, и небоскреб Джардин Хаус (которого в 60-х годах на карте Гонконга еще не существовало), и популярный плавучий ресторан Джумбо, и, конечно же, отель Пенинсулла без которого не обходится практически ни один американский фильм, снятый в Гонконге. Кстати, виллу, в которой жил Тай Пэн, до сих пор можно увидеть на Пике, а про штаб-квартиру Струанов с круглыми окнами мы уже рассказывали в отдельной статье. Стоит ли говорить, что в Джумбо до сих пор может пообедать любой желающий, если готов заплатить за еду кругленькую сумму.

Мини-сериал Благородный дом

Мини-сериал Благородный дом

Ларго Винч: Начало (2008) Largo Winch

Современный Гонконг можно увидеть во французском фильме «Ларго Винч: Начало». Если первые два фильма, о которых мы рассказали, почти полностью происходят в Гонконге, то здесь киносъемки «поездили» по миру — Хорватия, Бразилия, Макао, Мальта. Тем не менее, значительная часть событий происходит именно в Гонконге. Говорят, что съемочной команде пришлось непросто при съемках сцен, происходящих в Гонконге. Дело в том, что получить разрешение на съемки в центре города практически невозможно (вроде как это запрещено, но мы не нашли подтверждающих законов или документов), так как это полностью заблокирует город. Ничего не оставалось, как снимать «на ходу», что и делали кинооператоры в «Ларго Винч». Так утверждают некоторые источники, но лично нам кажется, что большая часть была просто «нарисована».

Ларго Винч в Гонконге

Ларго Винч в Гонконге

Трансформеры: Эпоха истребления (2014) Transformers: Age of Extinction

Действие одной из серий знаменитой саги об Автоботах и Десептиконах частично происходит в Гонконге. Тут к ним еще присоединились Диноботы, и если вы еще не поняли о чем речь, то мы о «Трансформерах». 🙂 Надо сказать, что они очень органично вписались в колорит города и отлично порушили знаменитые небоскребы, прошлись по Пику Виктории и крышам Гонконга. Там даже есть очень красивый монастырь, который мы, к сожалению, не смогли идентифицировать, может быть это совсем и не гонконгский храм, а китайский, ведь великая китайская стена тоже мелькает в кадрах фильма.

Съемки в том самом таинственном монастыре, который мы не смогли идентифицировать

Съемки в том самом таинственном монастыре, который мы не смогли идентифицировать

Темный рыцарь (2008) The Dark Knight

Действия фильма «Темный рыцарь» про супергероя Бэтмена, который входит во всевозможные рейтинги лучших кинофильмов, тоже частично происходят в Гонконге. К сожалению, Гонконга там не очень много, но за то он очень яркий и запоминающийся. Знаменитые небоскребы представлены во всей своей красе и иллюминации. Мелькает в фильме и самый длинный эскалатор в мире Mid-Level и улочки района Central.

Кадры со съемок фильма про Бэтмана в Гонконге

Кадры со съемок фильма про Бэтмана в Гонконге

Двойная рокировка (2002) Mou gaan dou

Все любители кино хоть что-нибудь да слышали о знаменитом оскароносном фильме Мартина Скорсезе «Отступники», но мало кто знает, что за 4 года до этого в Гонконге вышел фильм «Двойная рокировка», который стал прототипом голливудского блокбастера. В фильме показаны взаимоотношения внутри гонконгских триад, а также полиция Гонконга. Что касается самого города, то фильм начинается в монастыре 10000 Будд, а почти все события развиваются в Коулуне, Ван Чае и районе Централ. Лично нам гонконгские отступники понравились гораздо больше, хотя никто не оспаривает талант Скорсезе.

Двойная рокировка

Двойная рокировка

Лара Крофт: Расхитительница гробниц 2 (2003) Lara Croft Tomb Raider: The Cradle of Life

Отважной Ларе Крофт, роль которой исполнила Анджелина Джоли, во второй части фильма про расхитительницу гробниц пришлось попутешествовать. Действие фильма происходит в Греции, Кении, Танзании, Китае и, конечно же, в Гонконге. Из самых узнаваемых мест, где проходили съемки, стоит выделить бухту Абердин, район Ван Чай, монастырь рядом с Большим Буддой и гонконгские небоскребы. Гонконга в фильме не очень много, но пропустить его невозможно.

Лара Крофт в Гонконге

Лара Крофт в Гонконге

Джеймс Бонд (1967, 1974, 2002) James Bond

Полюбился Гонконг и авторам знаменитой Бондианы. Агент 007 Джеймс Бонд регулярно заглядывает сначала в британскую колонию, а затем и в специальный административный округ Гонконг. Н

Состояние гонконгского кинематографа как отражение происходящих с городом перемен

В июне 2019 года Гонконг снова попал на первые полосы мировых СМИ. Повод – волна протестов, вызванная нежеланием подчиняться центральному правительству КНР. Увы, протесты вряд ли изменят будущее гонконгской автономии – неизбежное растворение в «континентальном» Китае. В этом смысле ситуация напоминает то, что уже произошло с гонконгским кинематографом.

Крадущийся тигр победил

«Двойная рокировка» был культовым на родине, но за ее пределами стал известен лишь после того, как его римейк под названием «Отступники» снял Мартин Скорсезе.

Media Asia Films / Photo 12 / Alamy Stock Photo / Vostock Photo

На протяжении большей части ХХ века именно гонконгское кино олицетворяло весь китайский кинематограф. Его отличали яркие черты, восходящие не столько к национальной специфике, сколько к особенностям киноиндустрии. Это было коммерческое, как правило, низкобюджетное, жанровое кино, по максимуму эксплуатировавшее систему «кинозвезд». Топовые гонконгские актеры, связанные с киностудиями кабальными контрактами, снимались в 10–20 фильмах в год. Как правило, раскрутка звезд шла по всем фронтам – продюсеры обеспечивали узнаваемость своих подопечных не только на экранах, но и в динамиках магнитофонов, так как почти все знаменитые актеры были еще и певцами в стиле «канто-поп» (так называлась музыка на кантонском диалекте китайского языка, популярная не только в Гонконге, но и на всем китаеязычном пространстве в 1980–1990‑х).

Диктату киностудий бросили вызов молодые режиссеры, сформировавшие так называемую «новую волну гонконгского кино» в 1980‑х. Они обратили свой взгляд на социальные проблемы и сломали рамки строгого разделения на жанры, принятого в Гонконге. Из этой среды вышли режиссеры «второй волны», добившиеся успеха в мировом масштабе, причем как в формате голливудских блокбастеров (Джон Ву), так и на стезе артхауса (Вонг Карвай).

Картины Джона Ву, в том числе «Светлое будущее» стали источником вдохновения для Тарантино, а сам Ву обрел настоящую славу, когда перебрался в Голливуд

Cinema City / RGR Collection / Alamy Stock Photo / Vostock Photo

В 1986 году Джон Ву снял свой фирменный гангстерский боевик «Светлое будущее». В этом же жанре начинал и молодой Вонг Карвай, позже от него отказавшийся. Свой узнаваемый и неповторимый стиль Вонг нашел случайно. После успеха первого фильма про гангстеров («Пока не высохнут слезы») Вонг получил заказ на производство еще двух остросюжетных фильмов. И даже начал их снимать, заполучив в актерскую команду самых популярных тогда молодых актеров (Лесли и Мэгги Чун, Энди и Карина Лау). Однако режиссеру стало скучно, он начал импровизировать, и в результате получилось нечто ни на что не похожее – фильм «Дикие дни» о грусти, страсти, ностальгии и темных, подсвеченных неоном гонконгских улицах, на которых всегда идет дождь.

Со временем Вонг, которому больше уже не поручали снимать нормальное гангстерское кино, стал классиком киноискусства, а «Дикие дни» он поместил в начало ключевой для его творчества «трилогии о времени», куда вошли также культовые ленты «Любовное настроение» и «2046». Последний фильм трилогии был снят в 2004 году, пять лет спустя после возвращения Гонконга в состав КНР, когда тенденции, приведшие к угасанию гонконгского кино, уже были очевидны.

В случае с Гонконгом друг на друга наложились общемировой кризис национального кино, связанный с глобализацией, и местная специфика, обусловленная «континентализацией» китаеязычного культурного пространства («континентом» в Гонконге называют Китайскую Народную Республику). К началу нового века рынок КНР с его полуторамиллиардным населением стал главным ориентиром для киноиндустрии, а китайские продюсеры с их доступом к дешевым кредитам – ведущей силой в кинопроизводстве. При этом гонконгские и тайваньские звезды оставались более узнаваемыми фигурами для зрителей, чем актеры из КНР. Всё это привело к активной коллаборации кинематографистов из разных частей китайского культурного пространства. Характерный пример – фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (вышел в 2000 году). Фильм стал лицом китайской кинематографической культуры, выиграл четыре «Оскара» и сделал рекордную для неанглоязычных фильмов мировую кассу. Режиссером стал тайванец Энг Ли, главную мужскую роль сыграл гонконгец Чоу Юн-фат, а женские роли – уроженка Пекина Чжан Цзыи и малайзийка китайского происхождения Ё Чу-кен (Мишель Йео).

Дальше – больше. Гонконгские режиссеры и актеры находят работу и снимают кино на континенте, но это уже «континентальное кино». Причем зачастую не только в художественном, но и в идеологическом плане. Джеки Чан в 2011‑м стал режиссером пропагандистского блокбастера «1911» о Синьхайской революции и падении империи Цин. Шестью годами позднее он был назначен генеральным директором Чанчуньской киностудии – старейшей кинокомпании КНР, известной своими фильмами, прославляющими Компартию Китая. Режиссером грандиозного исторического полотна «Основание армии», снятого в честь 90‑летия Народно-освободительной армии Китая, стал гонконгский режиссер Эндрю Лау, на родине известный как создатель культового гангстерского боевика «Двойная рокировка». Своих кассовых фильмов Гонконг больше не производит (исключением служат только картины Вонг Карвая, который умудряется быть вне трендов). Гонконгская «фабрика звезд» больше не производит новых Мэгги Чун и Джекки Чанов. Да и существует ли она вообще?

К началу века гонконгское кино столкнулось не только с конкуренцией со стороны киноиндустрии КНР, но и с творческим кризисом. После десятилетий перепроизводства киноконтента (до 200 лент в год) местные авторы просто не могли придумать что-то новое. Все выходило заезженной копией снятых ранее жанровых картин. К тому же по гонконгскому кино больно ударили азиатские финансовые кризисы. Цены на билеты в кинотеатры подорожали, и фильмы уже не приносили тот коммерческий успех, который был ранее. Не имея солидной финансовой поддержки со стороны государства (как в КНР или в России), гонконгские кинематографисты не могли вкладывать достаточно денег в производство. А малобюджетное кино уже не могло конкурировать с голливудскими блокбастерами и телесериалами. Круг замкнулся. И похоже, что навсегда.

Одна из главных туристических достопримечательностей Гонконга – «Аллея кинозвезд» со знаменитым памятником Брюсу Ли. Сейчас это памятник прошлому. Будущего у гонконгского кино нет. А есть ли оно у Гонконга?

Город будущего без будущего

Последний великий фильм гонконгского кино называется «2046». 2046 – это гостиничный номер, в который хочет вернуться главный герой картины. А еще 2046 – это последний год, когда Гонконг будет сохранять автономию в составе КНР. 1 января 2047 года завершится 50‑летний мораторий на изменение правовой и политической системы, доставшейся Гонконгу в наследство от британской колониальной империи. Гонконг – уникальный островок, смешавший в себе западные и восточные традиции, – растворится в «континентальном» Китае.

Несмотря на то что до «часа икс» еще 27 лет, город уже «сидит на чемоданах». Финансовый центр Восточной Азии перемещается в Шанхай. Гонконг теряет свой функционал посредника между внешним миром и Китаем, так как бизнес сейчас предпочитает работать с КНР напрямую. По части технологий и инноваций континентальный Китай уже обогнал Гонконг, который некогда называли «городом будущего». Сейчас новшества идут из КНР в Гонконг, а не из Гонконга в КНР, как раньше. Многие задумываются об эмиграции, улицы и здания теряют былой лоск. Медленно, но верно континентальный Китай поглощает гонконгскую экономику, политику и даже городскую среду. После 1997 года в Гонконг хлынул поток богатых китайцев с континента, что привело к резкому росту цен на недвижимость, проблемам с доступом к инфраструктуре образования и здравоохранения. Нагрузку со стороны выходцев из КНР испытал и рынок труда. В низкооплачиваемом сегменте конкуренцию местным составляют континентальные китайцы, готовые работать за меньшие деньги. Выпускники престижных международных школ из КНР, свободно говорящие на английском и мандарине (пекинский вариант китайского языка, который гонконгцы, как правило, учить отказываются), теснят местных в высокооплачиваемом сегменте.

Всё это рождает протест, который со стороны скорее выглядит жестом отчаяния, чем рациональным действием. Так, в 2014 году центр города был парализован несколько месяцев из-за т. н. «революции зонтиков». В те дни гонконгская молодежь протестовала против проекта избирательной реформы, которая вводила всеобщее голосование на выборах главы администрации, но при условии контроля над ними со стороны Пекина. Год спустя Законодательная ассамблея Гонконга отвергла продвигаемый пропекинскими политиками проект, и выборы 2017 года прошли по старым правилам. Глава администрации был избран коллегией выборщиков; победу одержала поддержанная Политбюро китайской Коммунистической партии Кэрри Лам, хотя опросы общественного мнения показывали, что более популярным кандидатом был не связанный с Пекином Джон Цанг.

Хотя официально Гонконг и материковый Китай сосуществуют в соответствии с принципом «одна страна – две системы», Пекин постепенно меняет порядки в городе. Это ползучее выхолащивание прежней вольницы и стало подлинным поводом для миллионных протестов гонконгцев

Dale De La Rey / AFP / East News

Напряженность, вызванная нахождением в руководстве пропекинских сил, в очередной раз выплеснулась наружу в июне этого года, когда миллион гонконгцев вышли на улицы, протестуя против законопроекта о возможности экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Предлогом для появления законопроекта стала ситуация с 19‑летним гонконгцем, который убил свою беременную подружку на Тайване, но не мог быть выслан из Гонконга по причине отсутствия соответствующего правового механизма. Впрочем, большинство гонконгцев уверены, что экстрадиция будет использоваться не только для высылки преступников, но и для репрессий против правозащитников и активистов антикоммунистических организаций, чья деятельность раздражает Пекин.

Перед лицом новой «революции зонтиков» власти пошли на тактическую уступку и заявили об отсрочке в рассмотрении законопроекта. При этом мало кто сомневается, что рано или поздно необходимый Пекину закон будет принят. Да и сам Гонконг вряд ли избежит уготованной ему судьбы – раствориться в континентальном Китае. История гонконгского кино это ясно показывает.

Гонконгские протесты-2019

Акции начались в марте и продолжались всю весну. 9 июня, по оценкам полиции, на улицы вышли до 270 тысяч человек (организаторы заявляют о миллионе участников). 12 июня, в день рассмотрения законопроекта, протесты продолжились, начались столкновения с полицией. Испугавшись дестабилизации обстановки в городе, власти заявили о моратории на рассмотрение законопроекта. Однако в воскресенье, 16 июня, протестующие вновь вышли на улицы, причем в еще большем количестве. Демонстранты требовали извинений за применение силы полицейскими, отставки главы Гонконга Кэрри Лам и начальника полиции. Вечером того же дня Лам принесла извинения, но требования по отставкам должностных лиц были проигнорированы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *