Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Классический бомбер: Купить мужские бомберы в интернет-магазине Ламода

Классический бомбер: Купить мужские бомберы в интернет-магазине Ламода

История бомбера — как куртка МА-1 покорила модную индустрию

Куртка-бомбер — один из самых популярных предметов современного гардероба, выдержавших смену модных сцен и тенденций. Его классический, узнаваемый фасон, включающий свободную посадку, карманы снизу и на рукавах, резинки на воротнике, манжетах и поясе, позволяет сочетать куртку практически со всем, что есть в нашем шкафу, а его функциональный дизайн легко адаптируется к теплым, холодным и переходным сезонам.

Эволюция бомбера, или как его еще называют, куртки-пилота, летной куртки, прослеживается от военной экипировки и гардероба модов, скинхедов и ЛГБТ-сообществ до неотъемлемой части поп-культуры и модных показов. В то время как оригинальные версии курток были изготовлены из кожи, сегодня существуют многочисленные итерации бомберов, которые шьются также из атласа, полиэстера, нейлона и хлопка, имеют различные цвета и узоры. 

Будучи универсальными, гендерно нейтральными и актуальными для всех возрастов, бомберы никогда еще не были так широко признаны во всем мире, как в последнее десятилетие.

В этой статье мы решили разобраться, как за свою более чем вековую историю куртки-бомберы превратились в феномен, не знающий границ, языка и культуры.

История куртки-бомбер

  • История куртки MA-1
  • Популярность бомберов в Японии
  • Бомбер как символ скинхедов
  • Бомберы в поп-культуре
  • Куртка MA-1 на модных показах

История куртки MA-1

Куртки-бомберы получили свое название от их первоначального назначения — защищать пилотов от непогоды во время выполнения стратегических бомбардировочных налетов. Первые прототипы современных бомберов появились во время Первой мировой войны, когда авиация еще находилась на ранней стадии своего развития. Кабины большинства самолетов были открытыми или плохо герметизированными, что заставляло пилотов мерзнуть под потоком холодного воздуха.

Пилоты ВВС США в куртках А-2

Первыми в 1915 году теплые, прочные куртки начали носить Королевские летные корпуса Бельгии и Франции.

Одежда шилась из кожи, так как считалось, что это самый надежный материал для борьбы с суровыми погодными условиями. Как только Соединенные Штаты узнали об этих практичных куртках, они основали в 1917 году Совет по авиационной одежде с целью разработать надлежащую униформу для своих пилотов.

В 1927 году армия США выпустила модель А-1, отличавшуюся застежкой на пуговицах, вязаным поясом и манжетами для лучшей изоляции. Бомберы были разработаны короткими, чтобы ничего не мешало маневренности пилота в кабине. Вскоре на их смену пришли куртки А-2 с флисовой подкладкой и молнией вместо пуговиц, а также силуэты G-1, выпущенные специально для ВМС США.

Во время Второй мировой войны технический прогресс позволил самолетам летать быстрее и на больших высотах, где температура воздуха была еще ниже. Когда кожаные куртки, такие как А-2, промокали от дождя или пота, вода замерзала, делая куртки жесткими и чрезвычайно неудобными. Кроме того, новый реактивный самолет мог похвастаться более обтекаемой конструкцией, что означало меньшее пространство в кабине.

Возникла необходимость в создании легкой, тонкой, но в то же время теплой куртки. Так появилась модель B-15.

Мэрилин Монро с солдатами ВВС в бомбере B-15, 1954 год

Изначально куртка-бомбер B-15 выпускалась из хлопка, имела меховые воротники, карманы на рукаве и кожаные ремни для кислородных масок. Позже ее стали делать из прочного нейлона, когда материал уже не был нужен исключительно для производства парашютов. 

В 1949 году модель B-15 была модернизирована до куртки MA-1, которая с тех пор стала самой знаковой и тиражируемой версией бомбера. Конструкция куртки снова была реакцией на технологические достижения самих самолетов и потребности пилотов. Кабины имели лучшую изоляцию, поэтому меховой воротник больше не был нужен, вместо этого он был заменен вязаным эластичным вариантом. Именно на этом этапе появилась знакомая оранжевая подкладка, благодаря которой пилот мог помочь спасательным командам обнаружить себя в случае авиакатастрофы, просто вывернув бомбер наизнанку. Кроме того, в целях маскировки при аварийной посадке во враждебных районах стандартная синяя расцветка курток сменилась на салатово-зеленый вариант.

Нил Армстронг в бомбере MA-1

В 1963 году производитель верхней одежды Alpha Industries, ранее известный как Dobbs Industries, получил военный контракт от Министерства обороны США на производство и распространение модели MA-1. Именно тогда куртки стали отправлять в Европу и Австралию, поскольку компания начала экспортировать их как европейским военно-воздушным силам, так и коммерческим заказчикам. Это стало поворотным моментом в истории бомбера, популярность которого начала распространяться по разным странам.

Популярность бомберов в Японии

В то же время в Японии развивалось собственное отношение к МА-1. Молодежь все больше интересовалась американским стилем и культурой в целом, что было вызвано оккупацией союзниками островного государства после Второй мировой войны. 

Большой вклад в распространение летных курток внес Кенсуке Ишизу. В 1951 году дизайнер создал бренд VAN, который произвел революцию на послевоенном рынке моды, поставляя японцам бомберы, оксфордские рубашки, узкие брюки и другие предметы гардероба американских студентов, которые они хотели, но не могли приобрести на местном рынке.

Слева направо: Drake, Джаред Лето и Кейт Мосс в куртках Sukajan

В свою очередь, американские солдаты, дислоцированные в Японии, начали вручную вышивать на спине своих курток традиционные японские узоры и привозить их домой в качестве сувениров. Среди наиболее популярных дизайнов были изображения драконов, цветущие вишни и гейши. Вскоре эти «сувенирные куртки», или Sukajan, были адаптированы японской аудиторией, одержимой трендом на американу. Однако для некоторых украшенные принтами бомберы стали ничем иным, как символом бунта и актом неповиновения.

Бомбер как символ скинхедов

В 1960-е годы по всему миру начали появляться субкультурные движения, которые сделали бомбер неотъемлемой частью своей униформы. Одними из первых, кто начал использовать куртку для выражения меняющихся социальных условий того времени, были британские моды. Более богатые представители движения могли позволить себе роскошную одежду, скутеры и другие аксессуары, в то время как «жесткие моды», состоящие из людей рабочего класса, жили в тех же бедных кварталах, что и иммигранты.

Они предпочитали функциональную одежду, включая джинсы, грубые ботинки и, конечно, бомберы МА-1.

Группа молодых скинхедов в бомберах

Эти люди в конечном итоге попали под категорию скинхедов — радикального ответвления модов. К концу 1970-х годов они в значительной степени дистанцировались от своего скромного рабочего начала и стали участвовать в гомофобной, ультраправой и расистской политике. Вместе с этим бомбер превратился в противоречивый знак расовой нетерпимости, фетишизма и национализма. 

Лондонские ЛГБТ-сообщества были одними из первых, кто встал против искаженных представлений скинхедов о гипермаскулинности, присвоив себе одежду, которую они носили. Это привело к тому, что униформа аполитичной субкультуры претерпела заметный эстетический поворот.

Позже в 1984 году солист группы Bronski Beat Джимми Сомервилл также выступил за разрушение гомофобных коннотаций бомбера, показав куртку MA-1 в своем музыкальном клипе «Smalltown Boy». Впоследствии силуэт был окончательно освобожден от хватки ненависти и фанатизма и стал одеждой для всех.

Бомберы в поп-культуре

На протяжении оставшейся части XX века куртка-бомбер продолжала сохранять свой уровень популярности — начиная с таких движений, как альтернативный рок и гранж, и заканчивая хип-хопом. Летные куртки были символом контркультуры, и рок-звезды, включая Мика Джаггера из The Rolling Stones, предпочитали носить их во время гастролей.

Кадр из фильма «Охотник» 1980 годаКадр из фильма «Лучший стрелок» 1986 годаКадр из фильма «Драйв» 2011 годаВилланель в бомбере sacai в сериале «Убивая Еву»Кадр из фильма «Дюнкерк» 2017 года