Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Кто такой хичкок альфред – 20 фактов о «короле ужасов» Альфреде Хичкоке, который умел пугать людей, как никто другой

Кто такой хичкок альфред – 20 фактов о «короле ужасов» Альфреде Хичкоке, который умел пугать людей, как никто другой

Содержание

Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock) биография режиссера, фото, личная жизнь

Биография Альфреда Хичкока

Альфред Хичкок – это великий режиссер, которого называют одним из самых гениальных авторов своего времени. Виртуозно создавая на экране атмосферу напряженности, он снял и выпустил в прокат первые фильмы в жанре «триллер», положив тем самым начало целому направлению в мировой кинематографии. Именно поэтому слава великого режиссера не меркнет с течением лет. Особенности его жизни и творчества все также будоражат умы миллионов зрителей в разных уголках планеты. А потому наш биографический рассказ о жизненном пути великого мастера наверняка будет интересен многим любителям кинематографии.

Ранние годы, детство и семья Альфреда Хичкока

Будущий классик мирового кинематографа появился на свет в городке Лейтонстоун, который в тот период являлся пригородом Лондона (ныне часть британской столицы). Его отец работал бакалейщиком, а мама занималась хозяйством и воспитанием троих детей, среди которых Альфред был самым младшим. Его семья отличалась достаточно жестким укладом жизни, а также была очень клерикальной. По настоянию родителей будущий режиссер начал посещать иезуитский колледж Святого Игнатия, где, собственно, и получил базовое образование. В этот период он обучался не только базовым предметам, однако и многим факультативным дисциплинам, среди которых были французский язык, пение и искусство поведения в обществе.

По мнению некоторых исследователей, именно в ранние годы в душе Хичкока начали возникать многие из его психических заболеваний. Так, уже в детстве у него начала проявляться навязчивая тяга к чистоте, а также редкое заболевание овофобия, которое заключается в страхе перед овальными предметами. Кроме того, в раннем детстве за мелкий проступок Альфред Хичкок на десять минут угодил в полицейскую камеру. Страх перед полицейскими, а также несправедливым наказанием жил в душе великого мастера до конца его дней. Именно поэтому, как принято считать, тема подсознательного страха преследования настолько сильна в работах режиссера.

Однако не будем уж слишком подробно останавливаться на рассмотрении этих моментов. В 1914-м году Альфред Хичкок поступил в лондонскую Инженерно-навигационную школу, где целый год учился механике и навигации. Параллельно с этим наш сегодняшний герой также посещал курсы искусствоведения при Лондонском университете.

Обучение оборвалось только с началом Первой мировой войны. В 1915-м году будущий великий режиссер записался добровольцем в британскую армию, однако из-за излишнего веса в военных действиях не участвовал. Оставаясь в резерве, Альфред изучал подрывное дело.

Карьера в кинематографе, фильмография Альфреда Хичкока

В 1920-м году Альфред Хичкок устроился работать электриком в кинокомпанию Famous Players-Lasky. Однако в этом качестве наш сегодняшний герой проработал сравнительно недолго. Буквально полгода спустя он получил должность художника в отделе рекламы и стал заниматься созданием титров для различных фильмов. Но талантливый англичанин был, несомненно, создан для большего, а потому уже в 1921-м году работники кинокомпании, в которой он работал, начали привлекать его к съемкам фильмов. Сначала наш сегодняшний герой трудился в качестве помощника режиссера, а затем начал помогать другим авторам при написании сценариев.

В 1922-м году Хичкок впервые начинает работать в качестве сорежиссера. В этот период он снимает несколько фильмов, среди которых наиболее известной становится картина «Всегда говори своей жене». Данный опыт оказался довольно удачным и в дальнейшем Альфред Хичкок часто сотрудничал с другими режиссерами киностудии.

Первая «сольная» работа нашего сегодняшнего героя – картина «Сад наслаждений» — увидела свет только в 1925-м году. Фильм стал довольно популярен и принес своему создателю несколько новых контрактов. И великий режиссер воспользовался ими сполна. Уже в 1926-м году талантливый британец снял ленту «Жилец», которая стала очень популярна в Европе. Весьма примечательно, что именно эта картина до сих пор считается многими критиками первым настоящим триллером в мировом кино.

В период с 1927-го по 1929-й Альфред Хичкок снимает еще десять (!) фильмов, каждый из которых становится по-своему ярким и интересным. Благодаря многим популярным кинолентам, в середине тридцатых годов талантливый уроженец Англии становится одним из самых популярных авторов Старого Света.

В этот период Альфред строит планы касательно новых проектов, однако из-за начала Второй мировой войны оказывается практически один на прежней киностудии. В этот период производство фильмов в Британии и по всей Европе было фактически свернуто, а потому в 1939-м году наш сегодняшний герой решает переехать в США. В 1940-м году, только обосновавшись в Голливуде, Хичкок снимает фильм «Ребекка», который впоследствии получил премию «Оскар» и был назван первой классической лентой в жанре «хоррор». Картина имела огромный успех в прокате. В этот момент вокруг творчества Альфреда Хичкока началась настоящая истерия.

В сороковые и пятидесятые годы наш сегодняшний герой снимает более одной картины ежегодно. Наиболее популярными фильмами данного периода становятся ленты «Мистер и миссис Смит», «Окно во двор», «Человек, который слишком много знал», «Головокружение», «К северу через северо-запад» и многие другие. Многие из фильмов того периода впоследствии были включены в золотой фонд мирового кинематографа.

Более того, как отмечали некоторые критики, с течением лет картины Хичкока становились только более интересными и талантливыми. Ярким подтверждением тому являются фильмы, которые великий режиссер снял уже на исходе своей карьеры. Картины «Головокружение», «Психо», «Исступление», «Семейный заговор», а также легендарные «Птицы» до сих пор считаются одними из самых лучших работ режиссера.

За свой выдающийся вклад в мировое киноискусство Альфред Хичкок был награжден специальными премиями Оскар, Сатурн, а также некоторыми государственными наградами. В числе таковых был Орден Британской империи, а также звание Кавалера ордена искусств и литературы. В начале семидесятых годов Королева Великобритании посвятила Альфреда Хичкока в рыцари.

Смерть Альфреда Хичкока

В апреле 1980-го года великий режиссер умер в своем доме от почечной недостаточности. По желанию самого Хичкока его тело было кремировано и развеяно над Тихим океаном. После смерти режиссера на его доме в Лос-Анджелесе была установлена памятная табличка. Кроме того, знаменитому британцу была посвящена персональная звезда на Аллее Славы.

Личная жизнь Альфреда Хичкока

Почти всю свою жизнь режиссер прожил с одной женщиной – Алмой Ревилль. Они поженились еще в молодости и оставались вместе до конца своих дней. В рамках данного союза на свет появилась единственная дочь режиссера – Патриция, которая впоследствии работала актрисой.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

лучшие фильмы, день рождения и смерти, интересные факты, фото

Если выбирать из всех фильмов Хичкока один самый известный, то это, конечно, будет Psycho (принятый у нас перевод — «Психоз», а единственно правильный — «Псих»). После цветных, широкоэкранных, высокобюджетных картин Хичкоку вдруг пришла фантазия сделать фильм скромный, черно-белый, снятый телевизионной бригадой, с которой он работал на популярном сериале «Альфред Хичкок представляет».

Основан «Псих» был на бульварном романе (в свою очередь, основанном на сенсационной истории Эда Гина, убийцы, который любил раскапывать могилы, доставать оттуда трупы и мастерить из них поделки — пояс из женских сосков, платья, пиджаки, абажуры и корзины для мусора из кожи и так далее). В фильме этих ужасов нет — герой «всего лишь» держит в своем мотеле мумию собственной матери, а еще порой переодевается в старушку и убивает девушек, которые вызывают у него сексуальные желания. Студия Paramount все равно сочла сценарий омерзительным, и Хичкоку пришлось очень сильно ограничиваться в деньгах.

В романе псих, Норман Бейтс, был толстым, неприятным мужчиной средних лет. Хичкок взял на эту роль молодого, стройного и обаятельного Энтони Перкинса, в которого были влюблены тысячи американских девушек. (Хичкок, как и все в Голливуде, знал, что Перкинс был гомосексуалистом и очень боялся женщин, что, с точки зрения режиссера, было очень в кассу — Бейтс ведь тоже опасался секса с женщинами. К слову, через много лет после съемок «Психа», когда Перкинсу было 39 лет, он неожиданно открыл для себя гетеросексуальные отношения, женился и нарожал детей). На формально главную женскую роль Хичкок пригласил Веру Майлз, простив ей инцидент с беременностью во время съемок «Головокружения». Но в центре внимания оказалась Джанет Ли, которая во всех рекламных материалах представала как главная звезда фильма — несмотря на то, что ее героиня к ужасу и недоумению публики погибала через полчаса после начала.

Это, наверное, самое знаменитое убийство в истории кино: героиня снимает комнату в мотеле Бейтса, заходит в душ — и вдруг видит за полупрозрачной занавеской силуэт пожилой женщины. Занавеска отдергивается, и женщина огромным ножом наносит героине один удар за другим. На экране сцена длится чуть дольше трех минут, а снимали ее неделю. Бедной Ли каждый день приходилось забираться в ванну, где ее обливали водой и литрами шоколадного сиропа (Хичкок счел, что на черно-белой пленке тот идеально изображает кровищу). Актриса наотрез отказывалась сниматься совсем обнаженной (что, в общем, и не требовалось — в 1960 году показать голую женщину на экране в голливудском фильме было нельзя), поэтому художнице по костюмам пришлось прикрывать ее интимные места крошечными кусочками ткани (вместе с актрисой они изучили много журналов, где были изображены полуобнаженные стриптизерши). Еще ходили слухи, что крики и визг Джанет Ли были результатом того, что на нее из душа внезапно пустили холодную воду, но актриса это категорически отрицала: «Вода все время была теплой!»

www.kp.ru

Хичкок, Альфред — это… Что такое Хичкок, Альфред?

Сэр А́льфред Джозеф Хичкок, KBE (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock; 13 августа 1899(18990813) — 29 апреля 1980) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем — в США.

Хичкок — кинорежиссёр, творчество которого прежде всего связано с жанром «триллер» (от англ. thrill — «трепет») и с понятием «саспенс» (от англ. suspense — «напряжение»). Хичкок умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания.

В последний год жизни он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.

Биография

Детство

Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в доме 517 по улице The High Road[1]

в Лейтонстоуне, который в то время был пригородом Лондона[2], став третьим ребёнком в католической семье[2]. Его отец работал бакалейщиком. Хичкок на протяжении всей жизни боялся полицейских и ни разу не сел за руль автомобиля из-за того, что в детстве за небольшой проступок по совету отца его заперли на десять минут в камере отделения полиции[3]. После того, как его выпустили, полицейский сказал ему, что именно так наказывают плохих людей[1]. В дальнейшем из-за боязни полицейских многие его фильмы были построены на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием[3].

С 1910 года по 1913 год Альфред учился в иезуитском колледже Святого Игнатия в Лондоне[2], где обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам[3]. В 1914—1915 годах Хичкок поступает в Инженерно-навигационную школу, где изучал такие предметы, как механика, акустика и навигация[3]

. Параллельно Хичкок начал посещать лекции по искусствоведению в Лондонском университете[2].

12 декабря 1914 года у Хичкока умирает отец — Уильям Хичкок[2]. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Хичкок записался добровольцем в армию, но из-за избыточного веса ему отказали, записав в резерв, где он изучал подрывное дело[3].

Становление

С 1920 года Хичкок начал работать на киностудии электриком[2]. Вскоре он стал художником отдела рекламы. В том же 1920 году Альфред устраивается работать дизайнером титров в кинокомпанию Famous Players-Lasky. Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам.

В 1921 году в компанию Famous Players-Lasky приходит работать монтажёром Альма Ревилль — будущая жена Альфреда[2].

В 1922 году Хичкок — в роли сорежиссёра — снимает фильм «Всегда говори своей жене» и фильм «Номер 13», который не был закончен

[2].

В 1923 году проходят съемки фильма «Женщина женщине» (англ. Woman to Woman). На этих съемках Хичкок работает в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссёра[2]. В тот же год Альфред делает предложение Альме, после чего они становятся женихом и невестой.

В роли режиссёра Альфред Хичкок в 1925 году снимает свой первый фильм «Сад наслаждения» (англ. The Pleasure Garden), который снимался в Мюнхене и является фильмом англо-германского производства[4].

В 1926 году он снял первый триллер «Жилец». Ему принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).

2 декабря 1926 года Альфред Хичкок и Альма Ревилль поженились и прожили вместе до смерти Хичкока в 1980 году. 7 июля 1928 году Альма Ревилль родила ему единственного ребёнка — дочь Патрицию Хичкок, ставшую актрисой.

В 1934 году Хичкок снимает фильм «Человек, который слишком много знал», который стал первым фильмом из шести известных

[2].

Зрелые годы

С началом Второй мировой войны производство фильмов в Великобритании прекратилось, и Хичкок уехал в Голливуд (1939), где поселился в Беверли-Хилз[3]. Он стал работать на звёздного продюсера Дэвида Селзника, который часто вмешивался в творческий процесс, но в то же время обеспечивал финансирование и хорошую прессу. Благодаря его связям первый же американский фильм Хичкока, «Ребекка», выиграл «Оскар» как лучший фильм года. Однако производство фильма вылилось в войну. Хичкок не вполне понимал, почему именно продюсер должен стоять у руля. Тем более что Селзник играл на понижение, настаивая на понятных, простых решениях. Ссора произошла из-за буквы R в финале «Ребекки». Селзник хотел, чтобы литера читалась в облаке поднимавшегося от пепелища дыма. Хичкок настаивал на подушке. Окончательный монтаж «Ребекки» делал продюсер[5].

26 сентября 1942 года в Лондоне умирает мать Хичкока — Эмма Джейн[2].

В 1948 году Хичкок снимает свой первый цветной фильм — «Верёвка»[2].

С супругой Алмой Ревилль в 1955 году

В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Его любимыми актёрами были Кэри Грант, Джимми Стюарт, Грейс Келли. Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с крупнобюджетными текниколоровыми проектами — иногда чисто комедийными («Неприятности с Гарри», «Поймать вора»), иногда предвещающими эстетику «бондианы» («К северу через северо-запад»). Начиная с 1950-х режиссёр активно работал на телевидении (сериал «Альфред Хичкок представляет»).

17 января 1952 года дочь Хичкока выходит замуж за Джозефа О’Коннела, от которого родит три дочери: Мэри, Тереза и Кэтлин[2].

Альфред принял американское гражданство 20 апреля 1955 года, став полноправным гражданином США[2].

После фильмов «Окно во двор» (1954) и «Головокружение» (1959), которые своими нестандартными повествовательными решениями и глубоким психологизмом оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные, даже шокирующие приёмы. Нашумевшие картины «Психо» (1960) и «Птицы» (1963) стоят в творчестве Хичкока особняком; иногда их определяют как фильмы ужасов.

Начиная с фильма «Марни» (1964) работы Хичкока принимались публикой и критиками весьма сдержанно. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Хичкока боготворили критики французской «новой волны». Франсуа Трюффо не только заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов в подражание Хичкоку и опубликовал книгу интервью со своим кумиром. Сильным влиянием Хичкока отмечены также фильмы Шаброля и Брайана Де Пальмы.

Конец жизни

В 1976 году на экраны выходит последний фильм, снятый Хичкоком, — «Семейный заговор»[2]. В 1978 году Американская киноакадемия вручила Хичкоку премию «За достижения всей жизни»[3]. Незадолго до своей смерти Хичкок был возведен в дворянское звание английской королевой[3].

Режиссёр умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе, США, в возрасте 80 лет. Его похороны проходили в католической церкви на Беверли-Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном[6][7].

Режиссёрский почерк

Режиссёрский почерк Хичкока складывался под влиянием немецких экспрессионистов; его фильмы 1940-х пересекаются с нуаром. Он очень бережно работал со звуком, используя неожиданные эффекты для усиления того, что показано на экране. Той же цели служит оригинальная музыка, как правило, написанная Бернардом Херрманном.

Излюбленные герои Хичкока — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Сюжетные ситуации, как правило, распадаются на три категории[8]:

  • Ошибочно подозреваемые в преступлении, которое они не совершали, вынуждены вести собственное расследование, чтобы доказать свою невиновность («Жилец», «39 ступеней», «Диверсант», «Незнакомцы в поезде», «Я исповедуюсь», «Поймать вора», «Не тот человек», «К северу через северо-запад», «Исступление»).
  • Роковая женщина сбивает любовника с пути истинного, как правило, чтобы погибнуть вместе с ним («Шантаж», «Саботаж», «Ребекка», «Дурная слава», «Головокружение», «Марни»).
  • Классический детектив: расследование убийства, зачастую совершённого психически ненормальным («Тень сомнения», «Верёвка», «Окно во двор», «Психо», «Исступление»).

Среди излюбленных кинематографических приёмов Хичкока стоит отметить съёмку с точки зрения персонажа, то есть съёмку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами персонажа. Движения камеры и ракурсы вообще отличаются непредсказуемостью и оригинальностью. Хичкоку приписывается изобретение очень быстрого и дробного монтажа, ярко продемонстрированного в знаменитой сцене убийства в душе в фильме «Психо»[9].

Хичкок известен также своими камео. Он обожал появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки[10].. Он снялся почти во всех своих поздних фильмах. И в целом, Хичкок, особенно в поздние годы, стремился создать вокруг себя мистическую атмосферу, окружал себя ореолом таинственности.

Было замечено и фирменное пристрастие Хичкока снимать в главных ролях «холодных» блондинок (Марлен Дитрих, Грейс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад).

Фильмография

Итог жизни Хичкока — 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, Альфред Хичкок снял ещё и 21 телефильм для серии «Альфред Хичкок представляет» и два документальных фильма (оба в 1944 году), ещё 2 киноработы остались незавершёнными.

Хичкок купил права на экранизацию романа Дэвида Бэти «Деревня звезд», после того, как был отменен его предыдущий фильм («Слепой»)[11]. Сюжет повествовал о том, как пилоты военно-воздушных сил, транспортирующие атомную бомбу, после поломки взрывного механизма становятся смертниками для выполнения задания[12]. Но фильм не был спродюсирован и был отменен в 1962 году.

Фильмографию Хичкока можно условно разделить на несколько периодов: Тихие годы, Британская классика, Марочный Голливуд, Военные годы, Совершенствование стиля, Четвёртое десятилетие, Мастер саспенса, Великий пожилой человек, Возвращение домой[13].

Тематические трилогии

Рассматривая творчество Хичкока с позиций лакановского психоанализа, Славой Жижек разделяет его самые прославленные фильмы на тематические трилогии[14]:

  • «Не тот человек» (1956), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959) — три фильма, в которых главных героев принимают не за тех, кем они являются на самом деле.
  • «Головокружение», «К северу через северо-запад» и «Психо» (1960) — главные герои пытаются искусственно заполнить пустоту, вызванную смертью любимой женщины («Головокружение»), загадочной фигурой несуществующего человека («К северу через северо-запад») и смертью матери («Психо»), причём в последнем случае Норман Бейтс пытается воскресить мать, заняв её место в реальности.
  • «К северу через северо-запад», «Психо» и «Птицы» (1963) образуют трилогию о пустоте и дисбалансе в семейных отношениях: отсутствие фигуры отца компенсируется болезненно раздутым материнским суперэго. Властная мать главного героя во всех трёх фильмах относится к нему как к своей собственности, и своим вмешательством рушит его попытки выстроить полноценные отношения с другими женщинами[15].

Критика

Современники Хичкока говорят, что первое время он казался милым человеком, но долго терпеть его в качестве собеседника было невозможно[16]. В детстве Хичкок был нелюдимым, отстраненным от других детей[16]. Автор книги «Темная сторона гения» биограф Хичкока Дональд Спото показывает его как жестокого, трусливого человека[17].

Хичкок был педантом: например, биографии героев в фильмах разрабатывались с особой тщательностью, не пропуская ни одной мелкой детали[18].

Альфред обладал довольно специфическим юмором. Он вполне мог преподнести четыреста копченых рыбешек человеку, которому был отвратителен запах рыбы[19]. При съемках фильма «39 ступеней» главным героям пришлось проходить весь день в наручниках, потому что режиссёр, по его утверждению, потерял ключ от них[19]. Известен также случай, когда Хичкок подарил Мелани Гриффит, когда та была в пятилетнем возрасте, куклу с лицом её матери актрисы Типпи Хедрен, которая лежала в игрушечном гробу. Причина данного подарка крылась в произошедшем конфликте на съемочной площадке между Хедрен и Хичкоком[19]. Хичкок также любил рассаживать гостей на специальные подушки, издающие неприличные звуки[19]. Однажды он пошутил над мужем писательницы Дафны дю Морье актером Джералдом дю Морье, пригласив его в гости на маскарад. Всем остальным гостям он сказал, что это будет официальный вечер. В итоге весь вечер Морье провел среди смокингов в костюме турецкого султана[20].

Память

Звезда на Голливудской аллее славы
  • На стене станции метро Лейтонстоун были выложены 17 мозаик, которые представляют фрагменты из фильмов Хичкока[1]
  • В 1993 году возле места, где располагался отчий дом Хичкока, была установлена табличка с следующей надписью[1]:

Альфред Джозеф Хичкок, известный кинорежиссёр, родился недалеко от этого места по адресу 517 Хай Роад, Лейтонстоун 13 августа 1899 года. Умер 24 апреля 1980

Оригинальный текст  (англ.)  

Alfred Joseph Hitchcock the famous film director was born near this site at 517 High Road Leytonstone on August 13th 1899. Died April 24th 1980

Интересные факты

  • Альфред Хичкок наизусть знал названия и расположение нью-йоркских улиц, а также график движения поездов в большинстве штатов[21]
  • Хичкок был помешан на чистоте. После пользования раковиной он вытирал саму раковину и кран тремя полотенцами[21]
  • В 28 из 55 фильмов Хичкок снимался сам. В основном это были эпизодические роли: к примеру лицо рекламы для похудения, папарацци, музыкант, ковбой, псевдоинвалид и прохожий[20]
  • Когда у жены Хичкока случился инсульт, он все время, во время которого его жене делали медицинские процедуры, просидел в ресторанчике напротив. В дальнейшем он никогда не приближался к этому ресторанчику, так как помнил все те чувства, что он испытал, когда его жена попала в больницу[20]
  • Хичкок страдал овофобией (или яйцефобией) — боязнью предметов овальной формы[22][20][23][24]. Хичкок очень нервничал при виде куриного яйца, поданного официантом[25].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Биография Альфреда Хичкока  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Биография  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Альфред Хичкок  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  4. Biography  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  5. Степанов В. Сила притяжения // Сеанс. — 10 мая 2012.
  6. Alfred Hitchcock Dies; A Master of Suspense; Alfred Hitchcock, Master of Suspense and Celebrated Film Director, Dies at 80 Increasingly Pessimistic Sought Exotic Settings Technical Challenges Became a Draftsman Lured to Hollywood, The New York Times (30 April 1980, Wednesday). Проверено 21 августа 2007.
  7. Alfred Hitchcock Dies; A Master of Suspense; Alfred Hitchcock, Master of Suspense and Celebrated Film Director, Dies at 80 Increasingly Pessimistic Sought Exotic Settings Technical Challenges Became a Draftsman Lured to Hollywood. The New York Times (30 April 1980). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 7 марта 2008.
  8. Sir Alfred Hitchcock (American director)  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  9. Такой монтаж ныне применяется в трейлерах
  10. Все камео Хичкока. Архивировано из первоисточника 16 августа 2012.
  11. Chris Gore, The 50 Greatest Movies Never Made (New York: St. Martin’s Press, 1999), pg. 36
  12. Paul Stanton (David Beaty) Village of Stars, London: Michael Joseph, 1960
  13. Filmography  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 14 мая 2012.
  14. Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 978-0-262-74015-9. Pages 87-107
  15. Наиболее известен случай Нормана Бейтса, которого направляет голос покойной матери, приказывающий ему убивать тех женщин, которые влекут его к себе
  16. 1 2 Обратная сторона гения  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  17. Какой он, Альфред Хичкок?  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  18. Какой он, Альфред Хичкок? » Педант  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  19. 1 2 3 4 Какой он, Альфред Хичкок? » Специфический юмор Альфреда Хичкока  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  20. 1 2 3 4 Семенович боится пауков, Малиновская — темноты, а Донцова — самолетов  (рус.). Комсомольская правда. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 14 мая 2012.
  21. 1 2 Биография  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 13 мая 2012.
  22. Фобии и неврозы великих людей всех времен и народов  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 14 мая 2012.
  23. 10 знаменитых людей и их фобии. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 14 мая 2012.
  24. Alfred Hitchcock  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 14 мая 2012.
  25. Тараканы в голове, или Я не трус, но я боюсь  (рус.), Вокруг Света (11 ноября 2010 года), стр. 11. Проверено 14 мая 2012.

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Альфред Хичкок

Альфред Хичкок – британский режиссёр, продюсер и сценарист. Родился 13 августа 1899 года в Лондоне, Англия. В 1922 году Хичкок в роли режиссёра снимает фильм «Всегда говори своей жене» и фильм «Номер 13». За свою карьеру Альфред снял 55 полнометражных фильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Творчество Хичкока прежде всего связано с жанром «триллер» и с понятием «саспенс». В последний год жизни Альфред получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари. Альфред Хичкок скончался 29 апреля 1980 года.

Актер Режиссер Сценарист Продюсер Исполнительный продюсер Монтажер Художник

Хичкок/Трюффо

-film.ru

5,8зрители

7,4IMDb

Звезды серебряного экрана

-film.ru

-зрители

8,5IMDb

Пол Мертон: Взгляд на Альфреда Хичкока

-film.ru

-зрители

7,2IMDb

На куски: рассвет и закат слэшеров

-film.ru

6,8зрители

7,3IMDb

Кто такой Алан Смитти?

-film.ru

-зрители

6,2IMDb

Всё про фильм «Птицы»

-film.ru

-зрители

8,0IMDb

Хичкок: Тень гения

-film.ru

7,1зрители

7,9IMDb

Лучшее из Голливуда вместе с Табом Хантером

-film.ru

-зрители

5,7IMDb

История студии Universal

-film.ru

-зрители

7,3IMDb

Кино Европы: Неизвестный Голливуд

-film.ru

-зрители

8,7IMDb

Американский институт кино чествует Джека Леммона

-film.ru

-зрители

6,2IMDb

Американские мастера

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Альфред Хичкок представляет

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Ингрид

-film.ru

-зрители

7,8IMDb

53-я церемония вручения премии «Оскар»

-film.ru

7,3зрители

6,7IMDb

46-я церемония вручения премии «Оскар»

-film.ru

-зрители

6,4IMDb

Люди, которые делали кино: Альфред Хичкок

-film.ru

-зрители

6,9IMDb

Исступление

-film.ru

7,3зрители

7,4IMDb

40-я церемония вручения премии «Оскар»

-film.ru

-зрители

6,3IMDb

Огромный Голливуд

-film.ru

-зрители

6,2IMDb

Марни МарниMarnie1964, детектив, драма, мелодрама, триллер

-film.ru

7,2зрители

7,2IMDb

Птицы

-film.ru

7,2зрители

7,7IMDb

Час Альфреда Хичкока

-film.ru

-зрители

8,6IMDb

Психо ПсихоPsycho1960, детектив, триллер, ужасы

-film.ru

7,4зрители

8,5IMDb

На север через северо-запад

-film.ru

7,3зрители

8,4IMDb

Головокружение

-film.ru

7,5зрители

8,4IMDb

Монитор

-film.ru

-зрители

8,7IMDb

Человек, который слишком много знал

-film.ru

7,2зрители

7,5IMDb

Неприятности с Гарри

-film.ru

7,1зрители

7,1IMDb

Альфред Хичкок представляет

-film.ru

7,4зрители

8,6IMDb

Поймать вора

-film.ru

6,6зрители

7,5IMDb

Окно во двор

-film.ru

7,3зрители

8,5IMDb

Незнакомцы в поезде

-film.ru

7,3зрители

8,1IMDb

Веревка

-film.ru

7,2зрители

8,0IMDb

Дурная слава

-film.ru

7,1зрители

8,0IMDb

Тень сомнения

-film.ru

7,1зрители

7,9IMDb

Подозрение

-film.ru

-зрители

7,4IMDb

Мистер и миссис Смит

-film.ru

-зрители

6,5IMDb

Иностранный корреспондент

-film.ru

-зрители

7,6IMDb

Ребекка РебеккаRebecca1940, детектив, драма, мелодрама, триллер

-film.ru

7,5зрители

8,1IMDb

Леди исчезает

-film.ru

6,5зрители

7,9IMDb

39 ступеней

-film.ru

-зрители

7,8IMDb

Убийство!

-film.ru

-зрители

6,4IMDb

Шантаж

-film.ru

-зрители

7,0IMDb

Легкое поведение

-film.ru

-зрители

www.film.ru

Хичкок, Альфред — Википедия

Сэр А́льфред Джозеф Хичкок (англ. Sir Alfred Joseph Hitchcock; 13 августа 1899 (1899-08-13), Лейтонстоун, Уолтем-Форест, Большой Лондон, Англия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии — 29 апреля 1980, Бель-Эйр, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — британский и американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем — в США.

Хичкок — кинорежиссёр, творчество которого прежде всего связано с жанром «триллер» (от англ. thrill — «трепет») и с понятием «саспенс» (от англ. suspense — «напряжение»). Хичкок умел мастерски создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости и напряжённого ожидания.

В последний год жизни он получил почётную награду Американского института кино, а королева Елизавета II возвела его в рыцари.

Биография

Происхождение

Известно, что прадед Альфреда Хичкока Чарльз Хичкок жил в Стратфорде — пригороде Лондона — и был рыбаком. Его сын Джозеф вместе с отцом, его братьями и друзьями тоже поначалу занимался рыбным промыслом. В 1851 году он женился на ирландке Энн Махони. Она была католичкой, как и большинство коренных ирландцев, но сменила после замужества свою веру на протестантскую, чтобы не отличаться от основной массы англичан. После женитьбы Джозеф Хичкок сменил рыбный промысел на торговлю овощами и фруктами, то есть стал зеленщиком.

У Джозефа и Энн было девять детей. Дело отца переняли только сыновья Альфред и Уильям — будущий отец Альфреда Хичкока. В 1887 году Уильям Хичкок женился на ирландке (а соответственно и католичке), дочери стратфордского полицейского Эмме Джейн Уилэн. Но он повторил судьбу отца с точностью до наоборот. Теперь он сменил веру — венчание прошло по обряду римской католической церкви, и Уильям Хичкок стал католиком. Через три года, в 1890 году, у них родился сын, названный в честь отца Уильямом, а ещё через два года (в 1892 году) — дочь Эллен Кэтлин.

В 1896 году семья переехала в Лейтонстоун, где Хичкоки сняли у отошедшего от дел зеленщика небольшой дом по адресу The High Road 517. В то время Лейтонстоун[10] был небольшим пригородом Лондона графства Эссекс и расположен в 5 милях к северу от центральной части Лондона у реки Ли, впадающей в Темзу.

Детство

(Сэр) Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в доме 517 по улице The High Road[11] в Лейтонстоуне, став третьим ребёнком в католической семье[10] Уильяма Хичкока (1862—1914) и Эммы Джейн Уилан (1863—1942). Его отец работал бакалейщиком.

С 1910 года по 1913 год Альфред учился в иезуитском колледже Святого Игнатия в Лондоне[10], где обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам[12]. В 1914—1915 годах Хичкок поступил в Инженерно-навигационную школу, где изучал такие предметы, как механика, акустика и навигация[12]. Параллельно Хичкок начал посещать лекции по искусствоведению в Лондонском университете[10].

12 декабря 1914 года умер отец Хичкока — Уильям Хичкок[10]. В 1915 году, во время Первой мировой войны, Хичкок записался добровольцем в армию, но из-за избыточного веса ему отказали, записав в резерв, где он изучал подрывное дело[12].

Становление

С 1920 года Хичкок начал работать на киностудии электриком[10]. Вскоре он стал художником отдела рекламы. В том же 1920 году Альфред устраивается работать дизайнером титров в кинокомпанию Famous Players-Lasky. Первоначально в его задачи входило рисование карточек с именами актёров для титров, затем он стал сочинять сценарии и ассистировать режиссёрам.

В 1921 году в компанию Famous Players-Lasky приходит работать монтажёром Альма Ревиль — будущая жена Альфреда[10].

В 1922 году Хичкок — в роли сорежиссёра — снимает фильм «Всегда говори своей жене» и фильм «Номер 13», который не был закончен[10].

В 1923 году проходят съёмки фильма «Женщина женщине». На этих съёмках Хичкок работает в роли соавтора сценария, художника-постановщика и ассистента режиссёра[10]. В тот же год Альфред делает предложение Альме, после чего они становятся женихом и невестой.

В роли режиссёра Альфред Хичкок в 1925 году снимает свой первый фильм «Сад наслаждений» (англ. The Pleasure Garden), который снимался в Мюнхене и является фильмом англо-германского производства[13].

В 1926 году он снял первый триллер «Жилец». В 1926 году снял фильм «Горный орёл», который не сохранился и внесён в список 75 самых разыскиваемых Британским институтом кино фильмов (по важности стоит на первом месте), причём на сайте британского киноинститута отмечается: «Это что-то вроде Святого Грааля для историков кинематографа»[14].

ЮНЕСКО включила в список всемирного наследия девять немых фильмов, которые Хичкок снял с 1925 по 1929 годы: «В ранних фильмах Хичкока уже заметны многие характерные для него мотивы и мании», — пояснили в ЮНЕСКО значение этих кинолент режиссёра[15][16].

Ему принадлежит первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате, — «Шантаж» (1929).

2 декабря 1926 года Альфред Хичкок и Альма Ревиль поженились и прожили вместе до смерти Хичкока в 1980 году. 7 июля 1928 года Альма Ревиль родила ему единственного ребёнка — дочь Патрицию Хичкок, ставшую актрисой.

Считается, что истоки изощренности Хичкока в опосредованном показе убийств и сцен насилия был во многом вызван консерватизмом Британской ассоциации киноцензоров (British Board of Film Censors), присваивавшей всем фильмам ужасов категорию «А». Нередко, чтобы обеспечить выход своих фильмов на широкий экран, режиссеры были вынуждены отказываться от показа сцен насилия вообще, применяя различные ухищрения: «страшная» музыка, крики жертв и т. п.: отдельными деталями давая понять зрителю, что в этот момент за кадром совершается убийство[17].

В 1934 году Хичкок снимает фильм «Человек, который слишком много знал», который стал первым фильмом из шести известных[10].

Зрелые годы

С началом Второй мировой войны производство фильмов в Великобритании прекратилось, и Хичкок уехал в Голливуд (1939), где поселился в Беверли-Хиллз[12]. Он стал работать на звёздного продюсера Дэвида Селзника, который часто вмешивался в творческий процесс, но в то же время обеспечивал финансирование и хорошую прессу. Благодаря его связям первый же американский фильм Хичкока, «Ребекка», выиграл «Оскар» как лучший фильм года. Однако производство фильма вылилось в войну. Хичкок не вполне понимал, почему именно продюсер должен стоять у руля. Тем более что Селзник играл на понижение, настаивая на понятных, простых решениях. Ссора произошла из-за буквы R в финале «Ребекки». Селзник хотел, чтобы литера читалась в облаке поднимавшегося от пепелища дыма. Хичкок настаивал на подушке. Окончательный монтаж «Ребекки» делал продюсер[18].

26 сентября 1942 года в Лондоне умирает мать Хичкока — Эмма Джейн[10].

В 1948 году Хичкок снимает свой первый цветной фильм — «Верёвка»[10].

С супругой Альмой Ревиль в 1955 году

В 1940-е годы Хичкок снимал примерно по фильму в год, а с 1948 года сам же их и продюсировал. Его любимыми актёрами были Кэри Грант, Джимми Стюарт, Грейс Келли. Пика своей карьеры Хичкок достиг в 1950-е годы с крупнобюджетными текниколоровыми проектами — иногда чисто комедийными («Неприятности с Гарри», «Поймать вора»), иногда предвещающими эстетику «бондианы» («К северу через северо-запад»). Начиная с 1950-х режиссёр активно работал на телевидении (сериал «Альфред Хичкок представляет»).

17 января 1952 года дочь Хичкока вышла замуж за Джозефа О’Коннела, от которого родила трёх дочерей: Мэри, Терезу и Кэтлин[10].

Альфред принял американское гражданство 20 апреля 1955 года, став полноправным гражданином США[10].

После фильмов «Окно во двор» (1954) и «Головокружение» (1958), которые своими нестандартными повествовательными решениями и глубоким психологизмом оказали влияние на европейский арт-хаус, режиссёр стал применять ещё более экспериментальные, даже шокирующие приёмы. Нашумевшие картины «Психо» (1960) и «Птицы» (1963) стоят в творчестве Хичкока особняком; иногда их определяют как фильмы ужасов.

Начиная с фильма «Марни» (1964) работы Хичкока принимались публикой и критиками весьма сдержанно. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Хичкока боготворили критики французской «новой волны». В 1957 году Эрик Ромер и Клод Шаброль опубликовали во Франции исследование творчества Хичкока. Будущие режиссёры исследовали его первые сорок четыре фильма, уделив особое внимание католицизму и таким повторяющимся мотивам, как «распределение вины» между «невинным» героем и «менее невинным» антигероем или героиней. Франсуа Трюффо не только заметил авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов в подражание Хичкоку и опубликовал книгу интервью со своим кумиром. Сильным влиянием Хичкока отмечены также фильмы Шаброля[19][20] и Брайана Де Пальмы[21]. Последний говоря о его фильме «Головокружение» отмечал: «Хичкок – тот, кто извлек саму квинтэссенцию фильма. Я использовал многое из его грамматики»[22].

По мнению американской исследовательницы Паулы Маранц Коэн, писавшей в 2008 году: «Привлекательность Хичкока для теоретиков и историков кинематографа трудно преувеличить. Исследование его творчества — самый практичный путь к изучению всей истории кино»[23].

Конец жизни

В 1976 году на экраны выходит последний фильм, снятый Хичкоком, — «Семейный заговор»[10]. В 1979 году Американский институт киноискусства вручил Хичкоку премию «За достижения всей жизни»[12].

Режиссёр отказался от какого-либо участия в приготовлениях в связи с состоянием здоровья. «Создавалось впечатление, что он присутствует при чтении собственного некролога и не хочет быть при погребении», — заметил один из его коллег. Его жена Альма смогла присутствовать, несмотря на частичный паралич. Ответную речь Хичкока записали заранее, так как боялись, что он будет в невменяемом состоянии и не сможет ничего произнести[24]. Незадолго до своей смерти Хичкок был возведён в дворянское звание английской королевой[12]. Британский консул вручил верительные грамоты в торжественной обстановке. В марте Хичкок сумел записать на пленку вступительную речь для вечера памяти Джеймса Стюарта в Американской Академии киноискусств[24].

В конце своей жизни Хичкок вместе со сценаристами Джеймсом Костиганом и Эрнестом Леманом работал над сценарием к шпионскому триллеру «Короткая ночь». Тем не менее, фильм так и не был снят. Главным образом это было вызвано ухудшающимся здоровьем режиссёра и проблемами, связанными со здоровьем его жены Альмы, перенёсшей инсульт. Сценарий был напечатан посмертно.

Хичкок умер в возрасте 80 лет у себя дома, в Лос-Анджелесе, от почечной недостаточности в 9:17 29 апреля 1980 года. Его похороны проходили в католической церкви на Беверли-Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном[25][26].

Видео по теме

Личные качества

Современники Хичкока говорят, что в первое время он казался милым человеком, но долго терпеть его в качестве собеседника было невозможно[27]. В детстве Хичкок был нелюдимым, отстраненным от других детей[27]. Автор книги «Тёмная сторона гения» биограф Хичкока Дональд Спото показывает его как жестокого, трусливого человека[28].

Ингрид Бергман, которая долгое время поддерживала с ним дружеские отношения[29], писала о нём: «Его юмор, его острый ум приводят в восхищение. Думаю, он любит вполне реальных людей. Если на съемках кто-либо досаждал ему, он начинал с ним разговор в свойственной ему двусмысленной манере. Вполне вроде бы нормальная беседа на деле оборачивалась совершенной бессмыслицей. Таким путем он избавлялся от непрошеных гостей»[30]. Марлен Дитрих, которую в Хичкоке поражали его спокойствие и авторитет, выделяла следующие его качества: «Он очаровывает, восхищает, всегда владеет собой, околдовывает, не прилагая к этому никаких усилий. И вместе с тем он застенчивый человек»[31].

Хичкок был педантом: например, биографии героев в фильмах он разрабатывал с особой тщательностью, не пропуская ни одной мелкой детали[32]. Хичкок был помешан на чистоте. После пользования раковиной он вытирал саму раковину и кран тремя полотенцами[33].

Альфред любил каламбуры и сальные шуточки[34], обладал довольно специфическим чувством юмора. Он вполне мог преподнести четыреста копчёных рыбёшек человеку, которому был отвратителен запах рыбы[35]. При съёмках фильма «39 ступеней» главным героям пришлось проходить весь день в наручниках, потому что режиссёр, по его утверждению, потерял ключ от них[35]. Известен также случай, когда Хичкок подарил Мелани Гриффит, когда та была в пятилетнем возрасте, куклу с лицом её матери актрисы Типпи Хедрен, которая лежала в игрушечном гробу. Причина данного подарка крылась в произошедшем конфликте на съёмочной площадке между Хедрен и Хичкоком[35]. Хичкок также любил рассаживать гостей на специальные подушки, издающие неприличные звуки[35]. Однажды он пошутил над отцом писательницы Дафны дю Морьё — актёром Джералдом дю Морьё, пригласив его в гости на маскарад. Всем остальным гостям он сказал, что это будет официальный вечер. В итоге весь вечер Морьё провёл среди смокингов в костюме турецкого султана[36]. Хичкок посылал актрисе Вере Майлз букеты черных роз и письма, написанные якобы поклонником-маньяком[37]. Отмечается, что знакомые и коллеги Хичкока привыкли к его озорным, напыщенным риторическим вопросам, которые он задавал исключительно ради собственной забавы[38].

Ещё на съёмках картины «Леди исчезает» актриса Маргарет Локвуд заметила, что после чая, утреннего или полуденного, Хичкок бросал чашку через плечо и ждал, пока она разобьется. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь, и он говорил, что это «хорошо для нервов. Снимает напряжение. Гораздо лучше, чем ругать актеров». Хичкок на протяжении всей жизни боялся полицейских и ни разу не сел за руль автомобиля из-за того, что в детстве за небольшой проступок по совету отца его заперли на десять минут в камере отделения полиции. После того, как его выпустили, полицейский сказал ему, что именно так наказывают плохих людей[11]. В дальнейшем из-за боязни полицейских многие его фильмы были построены на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием[12].

Хичкок страдал овофобией (или яйцефобией) — боязнью предметов овальной формы[36][39][40][41]. Хичкок очень нервничал при виде куриного яйца, поданного официантом[42].

Альфред Хичкок наизусть знал названия и расположение нью-йоркских улиц, а также график движения поездов в большинстве штатов[33].

Когда у жены Хичкока случился инсульт, он всё время, пока его жене делали медицинские процедуры, просидел в ресторанчике напротив. В дальнейшем он никогда не приближался к этому ресторанчику, так как помнил все те чувства, что он испытал, когда его жена попала в больницу[36].

Альфред Хичкок боялся смотреть свои фильмы. «Меня пугают мои собственные фильмы, — говорил он. — Я никогда не хожу на их просмотр. Я не знаю, как люди могут выносить просмотр моих фильмов»[43].

Режиссёрский почерк

Режиссёрский почерк Хичкока складывался под влиянием немецких экспрессионистов и русского (советского) кино[44]; его фильмы 1940-х пересекаются с нуаром. На его творчество повлияли Эйзенштейн, Пудовкин, Мурнау (Хичкок даже написал о нём статью) и Дэвид Уорк Гриффит. Он внимательно прочел вышедшую в 1929 году книгу В.И. Пудовкина  «Техника и съемка фильмов», в которую вошли самые известные на тот момент статьи русского режиссёра в английском переводе[45].

Он очень бережно работал со звуком, используя неожиданные эффекты для усиления того, что показано на экране. Той же цели служит оригинальная музыка, как правило, написанная Бернардом Херрманном.

Режиссёр отличался педантичной подготовительной работой, детальной проработкой сюжета, характеров, художественного оформления и т.д. Ингрид Бергман характеризуя его методы работы писала:

—  «Его режиссерское великолепие заключается в умении все подготовить заранее. Нет ничего такого, чего бы он не знал о своем фильме еще до того, как начнет его снимать. Каждый штрих, каждый элемент декорации он сначала готовит в миниатюре дома, а потом уже воссоздает в студии. Ему не всегда даже надо смотреть в объектив, он говорит: «Я знаю, как это выглядит». Я не знаю ни одного режиссёра, который работал бы так, как он»[30]. Джанет Ли вспоминая работу над фильмом «Психо» говорила:

—  «Тщательно продумано было все: гардероб, чемодан, то, что я положу в этот чемодан, покидая работу. Он показал мне макеты мизансцен, особенно отеля в начале фильма, и сказал, как именно кинокамера войдет в окно и как она будет следить за героями, – и все это ради лаконичных эффектов».

Излюбленные герои Хичкока — люди, попавшие в ловушку обстоятельств. Сюжетные ситуации, как правило, распадаются на три категории[46]:

  • Ошибочно подозреваемые в преступлении, которое они не совершали, вынуждены вести собственное расследование, чтобы доказать свою невиновность («Жилец», «39 ступеней», «Диверсант», «Незнакомцы в поезде», «Я исповедуюсь», «Поймать вора», «Не тот человек», «К северу через северо-запад», «Исступление»).
  • Роковая женщина сбивает любовника с пути истинного, как правило, чтобы погибнуть вместе с ним («Шантаж», «Саботаж», «Ребекка», «Дурная слава», «Головокружение», «Марни»).
  • Классический детектив: расследование убийства, зачастую совершённого психически ненормальным («Тень сомнения», «Верёвка», «Окно во двор», «Психо», «Исступление»).

Среди излюбленных кинематографических приёмов Хичкока стоит отметить съёмку с точки зрения персонажа, то есть съёмку камерой с такого аспекта, чтобы зритель видел сцену как бы глазами персонажа. Движения камеры и ракурсы вообще отличаются непредсказуемостью и оригинальностью. Хичкоку приписывается изобретение очень быстрого и дробного монтажа, ярко продемонстрированного в знаменитой сцене убийства в душе в фильме «Психо»[47].

Хичкок известен также своими камео. Он обожал появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки[48]. Он снялся почти во всех своих поздних фильмах. И в целом, Хичкок, особенно в поздние годы, стремился создать вокруг себя мистическую атмосферу, окружал себя ореолом таинственности.

Дональд Спото, автор капитального труда о его жизни и творчестве, считал фильмы зрелого Хичкока «персональным экзорцизмом», попыткой терапевтической проекции экзистенциального замешательства («долга, секса, еды и уничтожения»), возникающего в напряжении между двумя типическими женщинами своей жизни и своего времени — Матерью-Женой (мать, его жена Альма) и Кинозвездой (от Грейс Келли до Типпи Хедрен)[49].

Было замечено и фирменное пристрастие Хичкока снимать в главных ролях «холодных» блондинок (Марлен Дитрих, Грейс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад).

Тематические трилогии

Рассматривая творчество Хичкока с позиций лакановского психоанализа, Славой Жижек разделяет его самые прославленные фильмы на тематические трилогии[50]:

  • «Не тот человек» (1956), «Головокружение» (1958), «К северу через северо-запад» (1959) — три фильма, в которых главных героев принимают не за тех, кем они являются на самом деле.
  • «Головокружение», «К северу через северо-запад» и «Психо» (1960) — главные герои пытаются искусственно заполнить пустоту, вызванную смертью любимой женщины («Головокружение»), загадочной фигурой несуществующего человека («К северу через северо-запад») и смертью матери («Психо»), причём в последнем случае Норман Бейтс пытается воскресить мать, заняв её место в реальности.
  • «К северу через северо-запад», «Психо» и «Птицы» (1963) образуют трилогию о пустоте и дисбалансе в семейных отношениях: отсутствие фигуры отца компенсируется болезненно раздутым материнским суперэго. Властная мать главного героя во всех трёх фильмах относится к нему как к своей собственности и своим вмешательством рушит его попытки выстроить полноценные отношения с другими женщинами[51].

Фильмография

Итог карьеры Хичкока — 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, Альфред Хичкок снял ещё и 21 телефильм для серии «Альфред Хичкок представляет» и два документальных фильма (оба в 1944 году), ещё 2 киноработы остались незавершёнными.

Хичкок купил права на экранизацию романа Дэвида Бэти «Деревня звёзд», после того, как был отменён его предыдущий фильм («Слепой»)[52]. Сюжет повествовал о том, как пилоты военно-воздушных сил, транспортирующие атомную бомбу, после поломки взрывного механизма становятся смертниками для выполнения задания[53]. Но фильм не был спродюсирован и был отменён в 1962 году.

Фильмографию Хичкока можно условно разделить на несколько периодов: Тихие годы, Британская классика, Марочный Голливуд, Военные годы, Совершенствование стиля, Четвёртое десятилетие, Мастер саспенса, Великий пожилой человек, Возвращение домой[54].

Память

Звезда на Голливудской аллее славы
  • На стене станции метро Лейтонстоун были выложены 17 мозаик, которые представляют фрагменты из фильмов Хичкока[11]
  • В 1993 году возле места, где располагался отчий дом Хичкока, была установлена табличка со следующей надписью[11]:

Альфред Джозеф Хичкок, известный кинорежиссёр, родился недалеко от этого места по адресу 517 Хай Роад, Лейтонстоун 13 августа 1899 года. Умер 29 апреля 1980

Оригинальный текст (англ.)

Alfred Joseph Hitchcock the famous film director was born near this site at 517 High Road Leytonstone on August 13th 1899. Died April 29th 1980

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118551647 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Alfred Hitchcock
  4. ↑ SNAC
  5. ↑ http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/england/london/8006735.stm
  6. ↑ http://www.findadeath.com/Deceased/h/Alfred%20Hitchcock/alfred_hitchcock.htm
  7. ↑ http://www.contactmusic.com/alfred-hitchcock
  8. ↑ http://www.hollywoodsgoldenage.com/moguls/alfred_hitchcock.html
  9. ↑ http://www.nytimes.com/2009/11/01/movies/homevideo/01dvds.html
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Биография (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  11. 1 2 3 4 Биография Альфреда Хичкока (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 http://www.webcitation.org/68e5Xp6vU
  13. ↑ Biography (англ.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  14. ↑ Потерянный фильм Хичкока объявили в розыск. Проверено 10 сентября 2017.
  15. ↑ Фильмы Хичкока объявили наследием ЮНЕСКО. Проверено 10 сентября 2017.
  16. ↑ Hitchcock films awarded UNESCO status (англ.), British Film Institute. Проверено 10 сентября 2017.
  17. Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов.. — БХВ-Петербург, 2012. — 232 с. — ISBN 9785977506564.
  18. Степанов В. Сила притяжения // Сеанс. — 10 мая 2012.
  19. ↑ Журнал «Сеанс» Умер Клод Шаброль (англ.), Журнал «Сеанс». Проверено 9 августа 2017.
  20. ↑ Клод Шаброль. Главный долгожитель родом из «новой волны» (рус.), РИА Новости (20100624T1615+0400Z). Проверено 9 августа 2017.
  21. ↑ Брайан Де Пальма: Мы с Тарантино — единственные, кто чтит традиции Хичкока! (рус.), KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (24 апреля 2013). Проверено 9 августа 2017.
  22. ↑ Надо видеть: любимые фильмы Брайана Де Пальмы (рус.). tvkinoradio.ru. Проверено 10 сентября 2017.
  23. ↑ Чарльз Барр: Любим ли мы Хичкока? | British Council (рус.). www.britishcouncil.ru. Проверено 12 сентября 2017.
  24. 1 2 Дональдсон Н. Как они умерли. Альфред Хичкок / Пер. с англ. С. Чередова. — М: КРОН-ПРЕСС, 1995.
  25. ↑ Alfred Hitchcock Dies; A Master of Suspense; Alfred Hitchcock, Master of Suspense and Celebrated Film Director, Dies at 80 Increasingly Pessimistic Sought Exotic Settings Technical Challenges Became a Draftsman Lured to Hollywood, The New York Times (30 April 1980, Wednesday). Проверено 21 августа 2007.
  26. ↑ Alfred Hitchcock Dies; A Master of Suspense; Alfred Hitchcock, Master of Suspense and Celebrated Film Director, Dies at 80 Increasingly Pessimistic Sought Exotic Settings Technical Challenges Became a Draftsman Lured to Hollywood. The New York Times (30 April 1980). Проверено 7 марта 2008. Архивировано 21 августа 2011 года.
  27. 1 2 Обратная сторона гения (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  28. ↑ Какой он, Альфред Хичкок? (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  29. Питер Акройд. Альфред Хичкок. — Азбука-Аттикус, 2016-08-02. — 272 с. — ISBN 9785389120600.
  30. 1 2 Бергман И. «Моя жизнь». www.rulit.me. Проверено 9 августа 2017.
  31. Дитрих М. . М.: Искусство, 1985. Размышления. — М: Искусство, 1985. — С. 65.
  32. ↑ Какой он, Альфред Хичкок?» Педант (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  33. 1 2 Биография (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  34. Дауд, Винсент. Правда ли Альфред Хичкок ненавидел женщин? (англ.), BBC Русская служба (10 июня 2017). Проверено 12 августа 2017.
  35. 1 2 3 4 Какой он, Альфред Хичкок?» Специфический юмор Альфреда Хичкока (рус.). Проверено 13 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  36. 1 2 3 Семенович боится пауков, Малиновская — темноты, а Донцова — самолётов (рус.). Комсомольская правда. Проверено 14 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  37. ↑ Вера Майлз — муза Хичкока. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.08.2016 (рус.). Проверено 12 августа 2017.
  38. Ребелло С. Хичкок. Ужас, порожденный „Психо“ (англ.). readme.club. Проверено 12 августа 2017.
  39. ↑ Фобии и неврозы великих людей всех времён и народов (рус.). Проверено 14 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  40. ↑ 10 знаменитых людей и их фобии. Проверено 14 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  41. ↑ Alfred Hitchcock (англ.). Проверено 14 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.
  42. ↑ Тараканы в голове, или Я не трус, но я боюсь (рус.), Вокруг Света (11 ноября 2010 года), стр. 11. Проверено 14 мая 2012.
  43. ↑ Альфред Хичкок был даже более странным, чем вы думали (14 марта 2016).
  44. Питер Акройд. Альфред Хичкок. — Азбука-Аттикус, 2016-08-02. — 272 с. — ISBN 9785389120600.
  45. ↑ Неизвестный Хичкок. Лекция на фестивале «Хичкок: девять неизвестных» (рус.), Искусство кино. Проверено 14 августа 2017.
  46. ↑ Sir Alfred Hitchcock (American director) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  47. ↑ Такой монтаж ныне применяется в трейлерах
  48. ↑ Все камео Хичкока. Архивировано 16 августа 2012 года.
  49. Spoto D. The Dark Side of the Genius: The Life of Alfred Hitchcock. London: Plexus, 1994. P. 289-290. .
  50. ↑ Slavoj Žižek. Looking Awry: An Introduction to Jacques Lacan Through Popular Culture. 2nd ed. Massachusetts Institute of Technology Press, 1992. ISBN 978-0-262-74015-9. Pages 87-107
  51. ↑ Наиболее известен случай Нормана Бейтса, которого направляет голос покойной матери, приказывающий ему убивать тех женщин, которые влекут его к себе
  52. ↑ Chris Gore, The 50 Greatest Movies Never Made (New York: St. Martin’s Press, 1999), pg. 36
  53. ↑ Paul Stanton (David Beaty) Village of Stars, London: Michael Joseph, 1960
  54. ↑ Filmography (англ.). Проверено 14 мая 2012. Архивировано 24 июня 2012 года.

Литература

  • Акройд П. Альфред Хичкок. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. – 256 с. ISBN 978-5-389-11003-8
  • Бергман, Ингрид; [ Бёрджесс, Алан ]. Моя жизнь / Послесловие В. С. Соловьёва. М.: Радуга, 1988. — 493 с.: илл. — ISBN 0-440-14085-4, ISBN 5-05-002299-1
  • Дитрих М. Размышления. / Пер. с англ. М. Кристалинской; Предисловие Л. Трауберга. — М.: Искусство, 1985. — 224 с.
  • Дональдсон Н. Как они умерли / Пер. с англ. С. Чередова. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — ISBN 5-232-00041-1
  • Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — ISBN 978-5-9775-0656-4.
  • Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. Т. I-II. — СПб.-М.: Rosebud Publishing, 2009. — ISBN 978-5-904175-02-3
  • Стивен Ребелло. Хичкок. Ужас, порожденный «Психо» = Alphred Hitchcock and the Making of Psycho. — Эксмо, 2013. — 320 с. — (Альфред Хичкок. Кинопремьера мирового масштаба). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-62661-8.
  • Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. — М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
  • То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока) / Под ред. С. Жижека. — М.: Логос, 2004.

Ссылки

wiki2.red

Хичкок, Альфред Википедия

Альфред Хичкок
англ. Alfred Hitchcock

Студийная фотография 1963 года
Имя при рождении англ. Alfred Joseph Hitchcock
Дата рождения 13 августа 1899(1899-08-13)[1][2][…]
Место рождения
  • Лейтонстоун[d], Уолтем-Форест, Большой Лондон, Англия, Великобритания[1][5]
Дата смерти 29 апреля 1980(1980-04-29)[1][3][…](80 лет)
Место смерти
  • Бель-Эйр[d], Лос-Анджелес, Калифорния, США[6][7][8]
Гражданство
  • Flag of the United Kingdom.svg Великобритания[9]
  • Flag of the United States.svg США[10]
Профессия кинорежиссёр
сценарист
кинопродюсер
Карьера 1921—1976
Направление триллер
саспенс
Награды

Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)

«Оскар» (1968)
«

ru-wiki.ru

Альфред Хичкок Википедия

Альфред Хичкок
англ. Alfred Hitchcock

Студийная фотография 1963 года
Имя при рождении англ. Alfred Joseph Hitchcock
Дата рождения 13 августа 1899(1899-08-13)[1][2][…]
Место рождения
  • Лейтонстоун[d], Уолтем-Форест, Большой Лондон, Англия, Великобритания[1][5]
Дата смерти 29 апреля 1980(1980-04-29)[1][3][…](80 лет)
Место смерти
  • Бель-Эйр[d], Лос-Анджелес, Калифорния, США[6][7][8]
Гражданство
  • Flag of the United Kingdom.svg Великобритания[9]
  • Flag of the United States.svg США[10]
Профессия кинорежиссёр
сценарист
кинопродюсер
Карьера 1921—1976
Направление триллер
саспенс
Награды

Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)

«Оскар» (1968)
«

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.