Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Любимое время года бунина: Любимое время года писателя ивана бунина – Attention Required! | Cloudflare

Любимое время года бунина: Любимое время года писателя ивана бунина – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Любимое время года писателя ивана бунина

 

в жизни добро и зло не так четко разграничиваются, бывает и «добро» нечеловеческое, бывает, и зло облачается в приятное одеяние. какую красоту дарит нам природа! каждый видит в ней что-то особое, волшебное. с человек принимает щедрые дары матушки-природы: цветы, ягоды, свежий воздух, лечебные растения, пение птичек. а всегда ли люди признательны ей? в рассказе е. гуцало «семья дикой утки» описано отношение детей к представителям птичьего мира — семьи дикой утки, воспроизведенные отношения детей с миром природы.

юрий, который приехал из города в гости к бабушке, был счастлив, потому что утром без родителей отправился на . рыба не ловилась, а здесь еще к нему пришла тося, с которой он то мирился, то ссорился. вдруг дети увидели дикую утку с утятами. юрий бросился собирать маленьких, несмотря на вопли утки. тося просила юрия выпустить утят — они же без воды, без матери не могут, но тот не слушал, сказал, что рыбы не наловил, то хотя бы дикие утки будут, он их приручит.

мальчик принес утят домой, стараясь их приручить. маленькие утята ничего не ели, казалось, вот-вот они погибнут. пока юрия не было дома, тося быстро собрала утят и понесла к воде, надеясь на то, что она им , отдаст утке-матери. девушка старалась приучить утят плавать. сельские , которые прибежали к реке, ей. но, к сожалению, не это у них выходило.

юрий, отъезжая к городу, даже не захотел проститься с тосей. мальчик не был уверен, что она к нему подойдет. юрий ощутил жгучий стыд… ведь ради пользы, ради развлечения он забрал диких утят, жестоко обидев утку. он не проникался положение птенцов, не приложил силы, чтобы их спасти, понимал, что потерял уважение и доверие тоси и сельских мальчиков. юрий осознал, что поступил недостойно, но, к сожалению, было уже поздно. но мне кажется, это раскаяние дает надежду на то, что мальчик изменит свое отношение к природе, ко всему живому и беззащитному.

говорят, что наибольший враг дикой природы — не хищные звери, не стихия, а… люди. в рассказе е. гуцало осуждает жестокость, равнодушие, стремление подняться за счет хвастливости, вранья; а также возвеличивает такие черты, как доброта и милосердие, воплощением которых в произведении является тося. думаю, что автор также хотел подчеркнуть то, что мы должны осмысленно относиться к своим поступкам, нести ответственность за них, не наносить ущерб природе, беречь ее, грубо не вмешиваться в ее мир.

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит прочесть.

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Книгу рекомендует театровед, театральный критик, ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов

Иван Бунин — писатель, которого я часто перечитываю и рекомендую читать каждому человеку. «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»… А особенно — рассказ «Чистый понедельник». Мне кажется, это лучший бунинский рассказ. И может быть, вообще лучший рассказ всего ХХ века. Бунин сам записал в дневнике: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”». Здесь, с одной стороны, мы видим восприятие божественного дара любви между мужчиной и женщиной. А с другой стороны — сложность осуществления этого дара в жизни. Это все очень интересно. Ведь почти все бунинские рассказы заканчиваются либо разрывом, либо смертью одного из героев, будь то самоубийство или убийство… Но в «Чистом понедельнике» смерти нет, а вместо трагизма разрыва мы наблюдаем обращение героев к Богу.

 

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Автор

Иван Бунин (1870–1953) — писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии (1933 год).
Творчество Бунина связано с традициями классической литературы XIX века.

 

История создания и время написания

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

«Чистый понедельник» написан Буниным в эмиграции, во Франции, в мае 1944 года. Впервые опубликован в Нью-Йорке в 1945 году.

 

Содержание произведения

Действие происходит в 1912 году. Рассказчик и его любимая интересно проводят время, посещают концерты, рестораны, театры, слушают публичные лекции…

Однажды накануне Чистого понедельника, в Прощёное воскресенье, они, по ее просьбе, отправляются в Новодевичий монастырь, где гуляют по кладбищу. На следующий день, снова по просьбе девушки, герои едут на театральный капустник, где она пьет шампанское и танцует. Ночью рассказчик привозит ее домой. Под утро девушка говорит ему, что уезжает и обещает написать. В письме она прощается с ним, говорит, что уходит в монастырь и просит не искать ее.

 

При чем здесь Петр и Феврония?

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Петр и Феврония. Рисунок Александра Простева

Большое значение в рассказе «Чистый понедельник» имеют отсылки к древнерусской житийной «Повести о Петре и Февронии».

К тексту повести обращается героиня «Чистого понедельника», первые две цитаты она читает наизусть накануне Чистого понедельника. Рассказывая герою о своей любви к старине, она произносит: «Был в русской земле город, названием Муром, в ней же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…». Затем, не обращая внимания на своего спутника, она поясняет: «Так испытывал ее Бог», а после следует вторая цитата: «Когда же пришло время ее благостной кончины, умолили Бога сей князь и сия княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в одном гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние…».

Эти две цитаты отсылают к разным сюжетам «Повести о Петре и Февронии»: первый — о князе Павле и его жене, соблазняемой змеем-искусителем, второй — о женитьбе брата Павла Петра на мудрой девице Февронии и об их верной супружеской жизни. В представлении героини эти два сюжета объединены в один. Первый сюжет связан с мотивами искушения и испытания в рассказе. Второй — с темами любви и супружества. Героиня проецирует оба сюжета на свою жизнь, пытаясь разобраться в себе и в своих отношениях с возлюбленным.
Героиня понимает, что такую жизнь, которую прожили Петр и Феврония, она со своим спутником прожить не сможет. С одной стороны, она стремится к чистоте и целомудрию, а с другой — испытывает любовь-страсть к возлюбленному и радость от светских удовольствий.

Ее уход в монастырь обусловлен тем, что героиня не может обрести в мирской жизни то, что привнесет в ее душу спокойствие и духовную радость.

По мысли героини, любовь к мужчине и любовь к Богу не должны вступать в противоречие. Почувствовав в себе это противоречие, героиня, в отличие от Февронии, сразу увидевшей в Петре супруга, не видит себя в роли жены («Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…»). Она понимает, что для ее возлюбленного брак в первую очередь — продолжение чувственных отношений.

Расставание с героиней также повлияло и на героя. Страдание изменило его характер: на смену легкости, представлению о жизни как о череде удовольствий, постепенно приходит серьезное понимание жизни и смирение.

 

Интересные факты

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Жена Бунина, Вера Муромцева, говорила, что сам Бунин, которому на момент написания рассказа «Чистый понедельник» было уже 73 года, называл его своим лучшим произведением.

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Основных действующих лиц в рассказе всего двое: героиня и сам рассказчик. Их имена читатель так и не узнает.

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Рассказ «Чистый понедельник» входит в знаменитый бунинский цикл из 38 небольших рассказов «Темные аллеи», повествующих о любви, встречах и расставаниях. Цикл Бунин писал в течение 10 лет — с середины 1930-х до середины 1940-х годов. Название «Темные аллеи» было взято писателем из стихотворения поэта Николая Огарева «Обыкновенная повесть», посвященного первой любви, у которой не получилось счастливого продолжения.

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Бога

Особенность многочисленных бунинских рассказов о любви в том, что любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Однако в каждом рассказе переживается счастливый миг любви, остающийся в памяти героев навсегда. По Бунину, именно память делает любовь вечной.

 

 

…Свидание на кладбище

Отрывок из рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник»

Это один из лучших рассказов о любви. Бунин благодарил за него Богато же знает, что такое любовь?
— Я, я знаю! — воскликнул я. — И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье!
— Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».
— Это что?
— Это так Платон Каратаев говорил Пьеру.
Я махнул рукой:
— Ах, Бог с ней, с этой восточной мудростью!
И опять весь вечер говорил только о постороннем — о новой постановке Художест­венного театра, о новом рассказе Андреева… С меня опять было довольно и того, что вот я сперва тесно сижу с ней в летящих и раскатывающихся санках, держа ее в гладком мехе шубки, потом вхожу с ней в людную залу ресторана под марш из «Аиды», ем и пью рядом с ней, слышу ее медленный голос, гляжу на губы, которые целовал час тому назад… И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!
Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках.
— Все черное! — сказал я, входя, как всегда, радостно.
Глаза ее были ласковы и тихи.
— Ведь завтра уже чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке. — «Господи владыко живота моего…» Хотите поехать в Новодевичий монастырь?
Я удивился, но поспешил сказать:
— Хочу!
— Что ж все кабаки да кабаки, — прибавила она. — Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище…
Я удивился еще больше:
— На кладбище? Зачем? Это знаменитое раскольничье?
— Да, раскольничье. Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями…
— Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!
— Это вы меня не знаете.
— Не знал, что вы так религиозны.
— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого… Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег… Да нет, вы этого не понимаете! Идем…
Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг нас спокойными, грустными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами. Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики, — она вдруг обернулась, почувствовав это:
— Правда, как вы меня любите! — сказала она с тихим недоумением, покачав головой.
Мы постояли возле могил Эртеля, Чехова. Держа руки в опущенной муфте, она долго глядела на чеховский могильный памятник, потом пожала плечом:
— Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра!
Стало темнеть, морозило, мы медленно вышли из ворот, возле которых покорно сидел на козлах мой Федор.
— Поездим еще немножко, — сказала она, — потом поедем есть последние блины к Егорову… Только не шибко, Федор, — правда?
— Слушаю-с.
— Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…
И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке; но кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов, — прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов? Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна…
— Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, — сказала она.
Я засмеялся:
— Опять в обитель?
— Нет, это я так…

 

Сочинение на тему Мое любимое время года в творчестве русских поэтов

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

А.С. Пушкин

Мое любимое время года — осень. Мне нравится и ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего я люблю золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.

У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Самый известный русский поэт А.С. Пушкин в своем стихотворении “Осень” признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен…

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега…

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье…

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда “ роняет лес багряный свой убор “ и “роща отряхает последние листы “. Ему приятны и “ редкий солнца луч, и первые морозы …

“Осень в стихах у Пушкина торжественно — печальна и величаво — красива.

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Осень самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина.

Но не только Александр Сергеевич Пушкин обращался к теме осени. Этой теме посвящали свои стихотворения такие замечательные поэты как : Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин.

Федора Ивановича Тютчева принято называть “певцом природы”. Много стихов, и при этом самых радостных, самых жизнеутверждающих из всего им написанного, он посвятил весне. Но есть одно стихотворение поэта, которое невозможно не вспомнить, говоря о стихах, посвященных осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

В этом стихотворении поэт описывает начало осени, когда “далеко еще до первых зимних бурь”. Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты, ”птиц не слышно более”. Замечается только блестящий на солнце “тонкий волос”паутины. Скоро, скоро заиграет красками осень, но пока только “чистая и теплая лазурь”, льющаяся на отдыхающее поле заполняет эту пустоту.

О лазури голубой упоминает в своем стихотворении “Листопад” другой русский поэт — Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо,что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной…

И.А.Бунин описывает здесь уже золотую осень. Он сравнивает лес с теремом, расписанным лиловыми, золотыми, багряными красками. Кроны берез — это желтая резьба, которая особенно выделяется на фоне голубого неба. Весь этот отрывок у А.И.Бунина — жизнерадостный, ободряющий и не верится, что этот лес скоро станет голым и пустым, что это — “последние мгновенья счастья”.

Теме осени посвящали свои стихотворения такие поэты, как А.Н.Майков, С.А.Есенин, А.Н.Апухтин, А.А.Фет, К.Д.Бальмонт, Н.А.Некрасов и другие.

С разными оттенками и настроением описывали они это время года. Например, у К.Д.Бальмонта в эту пору: “ Все деревья блистают в разноцветном уборе”, а у А.Н.Апухтина осенний лес — ”роща златотканная”. В стихах А.Н.Майкова осень” уже румянит клены”, “осинник желтый бьет тревогу”. К.Д.Бальмонт так пишет о предстоящих осенних дождях: “Скоро осень проснется и заплачет спросонья”.С.А.Есенин, прощаясь с осенью, писал: “ Отговорила роща золотая … “

Чаще всего строки об осени написаны с тоской, унынием, но у Н.А.Некрасова:

“ Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит … ”

За что я люблю осень? За красоту ! Но не только. Завершается годовой цикл. Природа сначала все время брала для того, чтобы пробудиться, расцвести, завязать плоды, вызреть. И, наконец, наступило время, когда она отдает все, что накопила. Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее краткости — вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года.

Это всего лишь зима настает,

Это всего лишь кончается осень,

Грустную песню нам скрипка поет,

Песню надежды о лете доносит…

Наталья Иванова

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ :


  1. Ф.И. Тютчев.“Сочинение в двух томах”. М.,“Правда”, 1980 г.

  2. И.А. Бунин. “Стихотворения”. М., “Детская литература”, 1976 г.

  3. Времена года. Стихи русских поэтов о природе. С-Пб, ”Лениздат”,1996 г.

  4. А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. М., “Художественная литература”, 1985 г.

  5. С.А.Есенин. Собрание сочинений в пяти томах. М.,”Художественная литература”,1961г.

  6. Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева.” С любовью к природе”. М., “Педагогика”, 1983 г.

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин,




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет». (А.А. Блок.)

    …Природа есть наставница и

    вдохновительница

    В.Г. Белинский

    

    Весна. За окном щебечут птицы, лучи солнца проникают в окна и освещают всю комнату. На душе так легко и спокойно. Возникает желание окунуться в атмосферу гармонии окружающего мира. В голове тут же всплывают строки: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной». Эти строки принадлежат великому русскому поэту и прозаику И.А. Бунину.

    Излюбленными темами его творчества являются темы природы, взаимоотношений человека и окружающего мира, любви. Многие писатели обращались к теме природы, но в отличие от своих предшественников, Бунин рассматривает ее по-новому. Его особенное восприятие природы переплетается с томлением по неведомой красоте, по добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. Совершенно справедливо высказывание Ф.Д. Батюшкова о том, что «Бунин живет ощущениями природы». Действительно, в бунинской поэзии родным картинам отведено главенствующее место. Любовь Бунина к природе — любовь нежная и мучительная. Это любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно красивые и трогательные пейзажи. С неисчерпаемым разнообразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.

    Рассматривая лирику, следует отметить, что русская природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов:

    Березы желтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки, елочки темнеют,

    А между кленами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Мы видим, с какой любовью, с каким наслаждением автор описывает все то, что его окружает. Любовь к природе вылилась у него в культ прекрасного. Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, слагаются в прекрасную живопись.
    Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. Бунин не любит ярких красок, как и мощных голосов природы.

    Великолепные картины природы мы находим и в прозе И.А. Бунина. В «Эпитафии» он живописует осень так: «Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотистом ковре… А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье…» Из этого отрывка видно, что Бунин щедро черпает краски для создания уникальных в своем роде картин. В осеннем ландшафте разлит ничем и никем нетревожимый покой. Самая яркая краска передает цвет позолоченного осенью листа, желтеющего жнива. Осенний пейзаж у Бунина преимущественно чистый, ясный, кроткий.

    В рассказе «Сны» осенний пейзаж как-то особенно безотраден. Видимо, потому, что даже «световое пятно» в нем производит удручающее впечатление: вокруг станции, олицетворения провинциальной глуши, лежит холодное поле, над которым стелется туман и гуляет ветер.

    Человек в рассказах Бунина неотделим от природы. Указывая на мещанина, ожидающего поезд, герой говорит: «У него жена в родах помирает… У всякого, значит, свое горе…» Его переживания, мысли определяются взаимоотношением с окружающей средой.

    Но порой его покой нарушается буйными порывами ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба, гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения всей прелести ясного покоя осени, когда природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд.

    Писатель, влюбленный в природу, видит, что ее красота и гармония нарушаются уродством жизни, горем и нищетой. Вот строчки из рассказа «Кастрюк»: «В Риге было прохладно и уютно. В мягкую темноту ее из глубины ясного весеннего неба взлетали ласточки… Утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней». А далее: «В пустой избе стоял горячий спертый воздух. Солнце сквозь маленькие, склеенные из кусочков, мутные стекла било жаркими лучами на покоробленную доску стола, которую, вместе с крошками хлеба и большой ложкой, черным роем облепили мухи».

    В описании природы Бунин часто прибегает к художественно-изобразительным средствам. Излюбленный прием заключается в том, что к привычному сочетанию эпитетов, еще не наделенных образной объемностью, пластичной завершенностью, добавляется штрих, магически создающий целостность образа. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» мы читаем: «Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе…» Образ еще не завершен, мы чувственно не представляем себе парящую птицу. Но вот Бунин дорисовывает: «…и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками», и картина зримо возникает перед нами.
    А вот другой пример: «…в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба…» Изящно сказано, но образа еще нет, и серебряные струны проводов по ясному небу не очень выделяются. Однако это лишь подготовительная часть. Бунин добавляет: «На них сидят кобчики, — совсем черные значки на нотной бумаге». В силу того, что образ метафоричен, мы ясно можем представить себе картину, нарисованную писателем.

    На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Бунин И.А. / Разное / «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет». (А.А. Блок.)


«Так знать и любить природу, как умеет Бунин,

    …Природа есть наставница и вдохновительница
    В.Г. Белинский 
   
    Весна. За окном щебечут птицы, лучи солнца проникают в окна и освещают всю комнату. На душе так легко и спокойно. Возникает желание окунуться в атмосферу гармонии окружающего мира. В голове тут же всплывают строки: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной». Эти строки принадлежат великому русскому поэту и прозаику И.А. Бунину.
    Излюбленными темами его творчества являются темы природы, взаимоотношений человека и окружающего мира, любви. Многие писатели обращались к теме природы, но в отличие от своих предшественников, Бунин рассматривает ее по-новому. Его особенное восприятие природы переплетается с томлением по неведомой красоте, по добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. Совершенно справедливо высказывание Ф.Д. Батюшкова о том, что «Бунин живет ощущениями природы». Действительно, в бунинской поэзии родным картинам отведено главенствующее место. Любовь Бунина к природе — любовь нежная и мучительная. Это любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно красивые и трогательные пейзажи. С неисчерпаемым разнообразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
    Рассматривая лирику, следует отметить, что русская природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов:

    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.

    Мы видим, с какой любовью, с каким наслаждением автор описывает все то, что его окружает. Любовь к природе вылилась у него в культ прекрасного. Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, слагаются в прекрасную живопись. 
    Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. Бунин не любит ярких красок, как и мощных голосов природы.
    Великолепные картины природы мы находим и в прозе И.А. Бунина. В «Эпитафии» он живописует осень так: «Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотистом ковре… А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье…» Из этого отрывка видно, что Бунин щедро черпает краски для создания уникальных в своем роде картин. В осеннем ландшафте разлит ничем и никем нетревожимый покой. Самая яркая краска передает цвет позолоченного осенью листа, желтеющего жнива. Осенний пейзаж у Бунина преимущественно чистый, ясный, кроткий.
    В рассказе «Сны» осенний пейзаж как-то особенно безотраден. Видимо, потому, что даже «световое пятно» в нем производит удручающее впечатление: вокруг станции, олицетворения провинциальной глуши, лежит холодное поле, над которым стелется туман и гуляет ветер. 
    Человек в рассказах Бунина неотделим от природы. Указывая на мещанина, ожидающего поезд, герой говорит: «У него жена в родах помирает… У всякого, значит, свое горе…» Его переживания, мысли определяются взаимоотношением с окружающей средой.
    Но порой его покой нарушается буйными порывами ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба, гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения всей прелести ясного покоя осени, когда природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд.

    Писатель, влюбленный в природу, видит, что ее красота и гармония нарушаются уродством жизни, горем и нищетой. Вот строчки из рассказа «Кастрюк»: «В Риге было прохладно и уютно. В мягкую темноту ее из глубины ясного весеннего неба взлетали ласточки… Утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней». А далее: «В пустой избе стоял горячий спертый воздух. Солнце сквозь маленькие, склеенные из кусочков, мутные стекла било жаркими лучами на покоробленную доску стола, которую, вместе с крошками хлеба и большой ложкой, черным роем облепили мухи».
    В описании природы Бунин часто прибегает к художественно-изобразительным средствам. Излюбленный прием заключается в том, что к привычному сочетанию эпитетов, еще не наделенных образной объемностью, пластичной завершенностью, добавляется штрих, магически создающий целостность образа. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» мы читаем: «Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе…» Образ еще не завершен, мы чувственно не представляем себе парящую птицу. Но вот Бунин дорисовывает: «…и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками», и картина зримо возникает перед нами. 
    А вот другой пример: «…в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба…» Изящно сказано, но образа еще нет, и серебряные струны проводов по ясному небу не очень выделяются. Однако это лишь подготовительная часть. Бунин добавляет: «На них сидят кобчики, — совсем черные значки на нотной бумаге». В силу того, что образ метафоричен, мы ясно можем представить себе картину, нарисованную писателем.
    На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.

Лирика Бунина, её особенности и мотивы. Любовная лирика Бунина :: SYL.ru

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине – там и прошли детские годы маленького Вани. Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки. Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

лирика ивана бунинаВ десять лет он уехал учиться в гимназию в город, и городская жизнь пришлась ему не по нраву. Тем не менее он выдержал четыре года, а затем попросту не приехал с каникул и его исключили. После этого четырнадцатилетний Иван стал жить в имении бабушки вместе со старшим братом Юлием, который и занимался вплотную образованием Вани. Надо сказать, что братья на всю жизнь сохранили близкие, теплые отношения. Таким образом, и подростковые свои годы Иван Алексеевич провел в любимой деревне среди крестьянских детей, от которых услышал множество интересных историй, позже выраженных им в творчестве.

Начало творческого пути

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах». Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет – всего двенадцать штук в течение года. Там же появились и два дебютных рассказа юного автора – «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах. Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом. Это неслучайно – ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым – им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике. Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым. Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно – «Стихотворения 1887-1891 гг.», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно. Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы – первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

лирика бунинаОднако настоящей известности, масштабной, те стихотворения Ивану Алексеевичу не принесли. А принесли следующие два сборника: первая книга рассказов 1897 года издания и вторая – стихотворений, вышедшая годом позже (сборник назывался «Под открытым небом»). Тогда Бунин, как говорится, проснулся знаменитым.

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве. Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились – кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал. Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия – ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич – рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе. Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников – Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

философская лирика бунинаЛирика в творчестве Бунина занимает важнейшее место. Он писал в «традиционном» стиле, но показывал тем не менее новые грани и возможности стихотворения. Литератор всегда оставался верен один раз и навсегда найденному стилю – четкому, сдержанному, гармоничному. Кажется порой, что язык его сух, однако как удивительно точно передает он и красоту природы, и боль любви, и переживания о жизни… Состояние души автора – вот что впитала в себя лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность не оставляли равнодушными и читателей, и многих его коллег-литераторов, и критиков, восхищавшихся способностью Ивана Алексеевича чувствовать и передавать слово. О его чувстве языка и великом мастерстве говорили повсеместно.

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части – пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда – по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество – таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

темы лирики бунинаНаиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него – точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи — музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более – именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

мотивы лирики бунинаФилософская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную – пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича – самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской – любовь и смерть, и с пейзажной – любовь и красота природы. Бунин пессимистичен – в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь – все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

философская лирика бунинаКак и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика – стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины – ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии – предназначение поэта в жизни.

бунин пейзажная лирика стихиИван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию – по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.

10 цитат из писем и дневников Бунина • Arzamas

Литература

Каким был Иван Бунин, что он делал в свободное время, как работал и жил? Ответы на эти вопросы — в 10 фрагментах из его текстов разных лет 

Автор Татьяна Двинятина

1. О литературной моде

«<…> Черт бы побрал эту моду! Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам, да ведь и ты не станешь. Хотя, конечно, тяжко, когда ты увлекаешься, положим, шекспировскими изящными костюмами, а все ходят в широчайших и пошлейших портках и глумятся над тобою».

Из письма Николаю Телешову. 16 июля 1900 года

Заседание литературного кружка «Среда». 1902 годСтоят (слева направо): Скиталец и Максим Горький. Сидят: Леонид Андреев, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Телешов и Евгений Чириков.
Библиотека им. Н. А. Некрасова

Николай Дмитриевич Телешов — один из первых и самых близких друзей Бунина из московского писательского круга, организатор известного литера­тур­ного кружка «Среда». Один из самых чутких к настроениям своего времени писателей, Бунин всю жизнь считался «певцом прошлого» и продол­жателем классической традиции. Немудрено, что неминуемое сравнение с модерни­стами, которых он терпеть не мог и которые определяли развитие искусства рубежа веков, раздражало его. Спустя четверть века в рецензии на сборник «Роза Иерихона» Саша Черный скажет о Бунине в схожих выраже­ниях: «…Сдержан­ная сила четкой простоты и ясности — мало­привле­кательны для толпя­щихся вокруг Парнаса модников и мод­ниц»  С. Черный. Роза Иерихона. // Русская газета. 29 ноября. № 186. Париж, 1924.. А еще через несколь­ко лет ту же мысль повторит Владимир Набоков  «Стихи Бунина — лучшее, что было создано русской музой за несколько десятилетий. Когда-то, в громкие петербургские годы, их заглушало блестящее бряцание модных лир; но бесследно прошла эта поэтическая шумиха — развенчаны или забыты „слов кощунственных творцы“… и только дрожь одной лиры, особая дрожь, присущая бессмертной поэзии, волнует, как и прежде, волнует сильнее, чем прежде, — и странным кажется, что в те петербургские годы не всем был внятен, не всякую изумлял душу голос поэта, равного которому не было со времен Тютчева». В. Сирин (В. В. Набоков). Рецензия на кн.: Бунин И. А. Избранные стихи, 1900–1925. // Руль. 22 мая. № 2577. Берлин, 1929..

2. О звездах и смерти

«<…> В шесть часов, тотчас же после заката солнца, увидал над самой своей головой, над мачтами, в страшно большом и еще совсем светлом небе, серебристую россыпь Ориона. Орион днем! Как благодарить Бога за все, что дает Он мне, за всю эту радость, новизну! И неужели в некий день все это, мне уже столь близкое, привычное, дорогое, будет сразу у меня отнято, — сразу и уже навсегда, навеки, сколько бы тысячелетий ни было еще на земле? Как этому поверить, как с этим примириться?»

Из дневника. 16 февраля 1911 года

Бунин интересовался созвездиями — в его текстах много описаний такого рода. Ориентироваться в звездном небе писателя научил двоюродный племянник Николай Пушешников. А в 1909 году на Капри Бунин познакомился с астро­номом Максом Мейером, чьи работы он читал еще в юности, и ходил к нему, чтобы смотреть на звезды в телескоп. Что каса­ется Южного Креста и Ориона (днем), их Бунин впервые увидит спустя два года, во время путешествия на Цейлон. Запись сделана в Красном море — именно поэтому Орион был виден на небе до того, как стемнело. 

3. О путешествиях

«Что касается вообще странствований, то у меня сложилась относительно этого даже некоторая философия. Я не знаю ничего лучше, чем путешествие».

Из интервью газете «Голос Москвы». 1912 год

Иван Бунин в порту в Каннах © Diomedia

До Первой мировой войны Бунин совершил десять заграничных путешествий: семь по Западной Европе и три на Восток. Путешествуя по Европе (Швейцарии, Германии, Австрии, Франции, Капри), он не имел точного плана и переезжал из города в город в зависимости от настроения и обстоятельств. Восточные маршруты, напротив, всегда были точно просчитаны, так как зависели от паро­ходных компаний и их рейсов. Константинополь, Палестина, Сирия, Египет были любимыми местами Бунина, а самой дальней точкой его плавания стал Цейлон.

4. О работе

«„Чем больше работаешь, тем лучше работаешь и тем сильнее хочется работать. Чем больше творишь, тем становишься производительнее“.                                                                                                                        Бодлер.
Заруби это себе на носу, Митрич».

Из письма Николаю Телешову. 3 января 1914 года

Несмотря на ненависть к «новой поэзии»  С точки зрения Бунина, символисты стре­мились «устранить из литературы этический элемент» и «проповедовать полную разнуз­данность все себе позволяющей личности»., здесь Бунин соглашается с Бодле­ром, представителем этой поэзии. По всей видимости, он читал Бодлера в переводe Эллиса (Льва Львовича Кобылинского) и слегка переиначил. Там эта цитата звучит следующим образом: «Чем больше хочешь, тем лучше хочешь. Чем больше работаешь, тем лучше работаешь и тем более хочешь работать. Чем больше производишь, тем становишься плодовитее»  Бодлер Ш. Мое обнаженное сердце / Пер. Элис. М., 1907.. По воспо­ми­на­ниям жены Бунина Веры Муромцевой-Буниной, в столицах он «часто бывал в ресто­ранах, много пил, вкусно ел, проводил зачастую бессонные ночи. В деревне он преображался… Разложив вещи по своим местам… он несколько дней, самое большое неделю предавался чтению — журналов, книг, Библии, Корана. А затем, незаметно для себя, начинал писать».

5. О революции 

«В тысячный раз пришло в голову: да, да, все это только комедия — большевицкие деяния. Ни разу за все четыре года не потрудились даже видимости сделать серьезности — все с такой цинической топорностью, которая совершенно неправдоподобна».

Из дневника. 28 ноября 1921 года

Ту же мысль Бунин не раз повторяет в «Окаянных днях». Одной из главных черт русской революции он считал «маскарадность», намеренную установку на «карнавал» — изнаночное действие по отношению к истинной реальности, которая ввергла страну в «гигантский кровавый балаган». Он предвидел рево­люцию еще в 1910 году, когда писал «Деревню» — остро­пуб­лицис­тичес­кую повесть о жестокости и отсталости всего уклада русской жизни, а начало Первой мировой обозначило для него «конец всей нашей прежней жизни». Бунин не последовал примеру своих близких друзей, писателей Алексея Николаевича Толстого и Александра Куприна, в разные годы вернувшихся в СССР, и отклонил предложения советской стороны вернуться на родину после войны.

6. О дне рождения

«День моего рождения. 52. И уже не особенно сильно чувствую ужас этого. Стал привыкать, притупился.
     День чудесный. Ходил в парк. Солнечно, с шумом деревьев. Шел вверх, в озарении желто-красной листвы, шумящей под ногой. И как в Глотове — щеглы, их звенящий щебет».

Из дневника. 23 октября 1922 года

Судя по сохранившимся свидетельствам, до начала 1920-х годов Бунин не от­мечал свой день рождения. Осень 1922 года он провел с женой и с Мережков­скими  Поэты-символисты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус тогда близко дружили с Буниными.  в городке Амбуаз, на берегу Луары. В записи от 23 октября он едва ли не впервые в дневнике упомянул день своего рождения. Интересно, что почти те же слова встречаются в дневниковой записи, сделанной в октябре 1917 года в Глотово — тульском имении родственников Бунина, и в написанном тогда же стихотворении:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клен над облетевшею листвой,
На пустоте лазоревой и чистой,
Уже весь голый, легкий и ветвистый…
О, мука мук! Что надо мне, ему,
Щеглам, листве? И разве я пойму,
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
И темный смысл, которым полон он,
           Вместить в созвучия и звуки? <…>

7. О времени

«Лежал, читал, потом посмотрел на Эстерель, на его хребты в солнечной дымке… Боже мой, ведь буквально, буквально было все это и при рим­ля­нах! Для этого Эстереля и еще тысяча лет ровно ничего, а для меня еще год долой со счета — истинный ужас.
     И чувство это еще ужаснее от того, что я так бесконечно счастлив, что Бог дал мне жить среди этой красоты. Кто же знает, не последнее ли это мое лето не только здесь, но и вообще на земле!»

Из дневника. 1 июня 1924 года

С 1923 года Бунины большую часть года проводят в Грассе, на юге Франции, с 1925 по 1936 год живут на вилле «Бельведер». Мыс Эстерель был виден из ок­на бунинского кабинета. Быстро­теч­ность человеческой жизни перед лицом вечного мира, счастье сопричастности ему в каждый миг и ужас конца, нераз­решимого одиночества не только сопровождали Бунина всю жизнь, но и пере­живались им одновременно, взаимно усиливая друг друга. Осенью 1940 года он запишет: «Опять думал о том необык­нов<енном> одиночестве, в котором я живу уже столько лет. Достойно написания». 

8. О Нобелевской премии

«Вчера и нынче невольное думанье и стремление не думать. Все-таки ожидание, иногда чувство несмелой надежды — и тотчас удивление: нет, этого не м<ожет> б<ыть>! Главное — предвкушение обиды, горечи. <…>
     Да будет воля Божья­ — вот что надо твердить. И, подтянувшись, жить, работать, смириться мужественно».

Из дневника. 20 октября 1933 года

Иван Бунин (второй справа) на церемонии вручения Нобелевской премии. Стокгольм, 1933 год © ТАСС / Diomedia

Бунин номинировался на Нобелевскую премию начиная с 1923 года, и к 1933 году ожидание и связанные с ним волнения достигли пика. В это время Бунины едва сводили концы с концами. В мае Вера Николаевна Муромцева-Бунина пишет в своем дневнике: «Кризис полный, даже нет чернил — бук­валь­но на донышке…»; «Безденежье. Однообразие. Неврастения». 1 октября сам Бунин записывает: «Вчера именины Веры. Отпраздновали тем, что Галя купила кусок колбасы. Недурно нажился я за всю жизнь!» Казалось, что только премия может спасти их. И именно в этот год Бунин переживает невероятный твор­ческий подъем: он полностью захвачен «Жизнью Арсеньева» — своим главным романом, начатым еще в 1927 году. Галина Кузнецова, возлюбленная Бунина, жившая тогда в его доме, пишет в «Грасском дневнике»  «Грасский дневник» — дневниковые записи Кузнецовой, сделанные в 1927–1934 годах и впервые опубликованные в 1967 году в Вашингтоне.:

«<…> Он так погружен сейчас в восстановление своей юности, что глаза его не видят нас и он часто отвечает на вопросы одним только механи­ческим внешним существом. Он сидит по 12 часов в день за своим сто­лом и если не все время пишет, то все время живет где-то там… Глядя на него, я думаю об отшельниках, о мистиках, о йогах —… словом, о всех тех, которые живут вызванным ими самими миром».

9. О войне и новой орфографии

«<…> Россия вместе с союзниками победила Германию: очень рад, но почему вследствие этого я вдруг должен начать писать, как Михрютка  В данном случае — обобщенное образное название революционного плебса.?»

Из письма Георгию Адамовичу. 1947 год

Бунин считал новую орфографию, введенную в 1918 году, еще одним прояв­лением большевизма, всю жизнь придерживался дореформенного правописа­ния с «ерами», «ятями», окончаниями на -аго и т. д. и требовал публиковать свои сочинения только так. Его отношение не изменилось и после войны и по­беды союзников, которой он горячо сочувствовал. В 1951 году, готовя новое издание «Жизни Арсеньева», он отмечал: «… Мне важен каждый звук в моих писаниях; без авторской корректуры я не могу выпустить книгу, а как же я могу корректировать, не зная этого похабного (и бестолкового!) правописа­ния?»

10. O смысле жизни

«Так всю жизнь не понимал я никогда, как можно находить смысл жиз­ни в службе, в хозяйстве, в политике, в наживе, в семье… Я с ис­тин­ным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть — даже всякая средняя гостиная с неизбежной лампой на высокой под­ставке под гро­мад­ным рогатым абажуром из красного шелка выводили меня из себя».

Поздняя запись без даты

В другой раз Бунин скажет: «Совсем как птица был я всю жизнь!» Сказанное о тяге к путешествиям, это будет относиться и к тому, что, покинув в 18 лет родительский дом, он никогда не заведет себе постоянного пристанища. Сна­чала бесконечные скитания по России и поездки за границу, затем съемная квартира в Париже и вилла, снятая в Грассе. И Нобелевскую премию он успел прожить очень быстро: «…Ведь я, так сказать, потомственный мот, будучи родом из дворян, которые, как известно, все промотали свои „Вишневые сады“…» Не заботясь о быте, он видел в земном отблеск вечности и только об этом хотел писать всю жизнь.

Изображения: Иван Бунин. Фотография Дмитрия Здобнова. 1909 год Государственный литературный музей / Diomedia

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

История, Искусство

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *