Нуарные приемы для создания тревожного ожидания в кино
Уже второй год после окончания киношколы Ukrainian Film School я плотно изучаю кино, режиссуру и кинодраматургию. Закончив киношколу в 2020 году я начал помогать молодым режиссерам со сценариями и постановкой, а чтобы делать это максимально круто я начал изучать режиссуру и кинокультуру всего мира.
Благодаря журналу YummyMovie.org у меня появилась возможность познакомится и проработать с разными специалистами киноиндустрии. Посещая кинофестивали и анализируя свои переживания я вдруг осознал, что самые сильные эмоции, которые пугали меня на пустом месте — это тревога и ожидание. Мне стало любопытно разобраться как вызвать тревогу и тревожное ожидание у зрителя. В результате поисков я открыл для себя фильмы в стиле «Нуар». Я поспрашивал знакомых режиссеров и вместе в командой YummyMovie.org мы собрали хорошую подборку нуарных фильмов “22 хороших американских фильмов в стиле классического нуара”.
Я продолжил изучение нуарных фильмов и записал основные режиссерские приемы о которых и расскажу вам в этой статье.
Что такое нуар и нуарное кино?
Нуар в переводе с французского означает «Чёрный» или мрачный фильм. Впервые этот термин употребил французский критик Нино Франк в 1946 году. Таким образом он хотел обозначить стиль, получивший популярность в американском кино в середине 1940-х годов. После этот термин стал применяться ко всем голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Со временем термин «Нуар» начал применятся ко всем фильмам, которые вызывают у зрителя смутную тревогу. В 2021 году часто используется термин ретронуар или неонуар.
Нуар — это все же не жанр, а стиль
Что такое Ретронуар и чем он отличается от Неонуара
Ретронуар или Классический нуар создает атмосферу благодаря большому количеству мрачных сцен, большая часть из которых происходит ночью.
Дневные сцены могут показывается редко с использованием высокого контраста. В кадре часто преобладают вертикальные и косые линии. Персонажи могут показываться не напрямую, а через отражение в зеркале или в темном углу комнаты с падающими через жалюзи лучами света. Классические нуарные фильмы часто показывают персонажей на ночных улицах в тумане при тусклом или мерцающем свете.
Неонуар (neo-noir) — возрождение нуарного кино и обозначение новой нуаровой волны, которая прокатилась по американским киноэкранам в первой половине 1970-х годов на фоне уотергейтских разоблачений и неудач американцев во Вьетнаме. Термин Неонуар часто распространяется и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период.
В книге Маркла Конарда «Философия нео-нуара. Университет Кентукки Press, 2007» неонуар определяется как «любой фильм, вышедший после периода классического нуара, который содержит нуарные темы и нуарную чувственность».
Технический нуар или фильмы в стиле Киберпанк
Технический нуар (Tech-нуар) — это фильмы в жанре научной фантастики, которые комбинируют классические приемы нуара и научной фантастики.
Техно-нуар описывает технологии как разрушительную и антиутопическую силу, которая угрожает каждому аспекту нашей реальности. С развитием компьютерных технологий и Интернета технический нуар стали называть Киберпанк. Фильм «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, вышедший на экран в 1982 году — стал первым к которому кинокритики применили термин «Киберпанк». Сильные элементы техно-нуара также присутствуют в антиутопической сатире Терри Гиллиама «Бразилия» (1985) и «Город потерянных детей» (1995).
Психология
Темнота
Основной режиссерский инструмент в нуаре это все же — темнота. А как известно боязнь темноты это очень распространенный и сильный страх, который знаком всем людям еще с детства. Боязнь темноты вызывает сильное чувство страха, мозг начинает фантазировать и додумывать мрачные сюжеты, мотивируя тем самым человека поскорее убраться из темноты. Самые простые примеры такого страха — это монстр под кроватью, чудовище в шкафу или темный участок лестничной клетки или улицы, который хочется быстро пройти.
Страх
Темнота под кроватью дает место для фантазии ребенка и он начинает додумывать себе монстра на основе всех своих страхов. Зная эту особенность режиссёры Нового Голливуда начали активно использовать это свойство в своих картинах. Додумывание персонального монстра хорошо прослеживается в неонуарных фильмах и качественных триллерах. Главное создать для этого необходимые условия.
Один из ярких тому примеров — фильм «Челюсти». В документальном фильме о создании фильма «Челюсти» режиссер рассказывает, что вначале акула должна была быть макетом, но она часто ломалась и пока ее ремонтировали режиссер использовал камеру и снимал якобы от лица акулы.
В итоге макет акулы вырезали из многих сцен, заменив их кадрами от лица самой акулы. После примеры зрители и кинокритики сошлись в едином мнение, что благодаря музыке каждый смог представить свою акулу, которая пугала до глубины души.
Технические приемы
Свет в нуарных фильмах
Еще одной особенностью классических фильмов в стиле «Нуар» — это намеренное растворение персонажа в кадре.
Режиссер не выделяет актера среди обстановки и часто вообще помещает актера в тень, чтобы подчеркнуть растворение персонажей в среде и в общей мрачной атмосфере.
Музыка в нуарных фильмах
Конечно же музыка может стать мощным инструментом любого режиссера, но в большинстве нуарных фильмов музыка была очень скудной, сильно дозированной или вовсе отсутствовала. Возможно из-за этого классические нуарные фильмы так тяжело смотреть, ведь они часто используют затянутые кадры с тишиной или бытовыми звуками.
Важные элементы нуарных фильмов
Для создания атмосферы тревоги режиссёры нуарных фильмов часто используют несбалансированное кадрирование и размытость линий между хорошим и плохим. Чтобы создать ту самую темную атмосферу героя часто помещают в депрессию или паранойю, которая активно подчеркивается режиссером с помощью света, линий, звуков, камерой и тд.
Тревожное ожидание — это не просто переживание за героя. Скорее — это абсурдные условия, мрачный климат, который засасывает героя в безысходность.
Классический нуар — это в основном криминальные детективы. Неонуар часто использует методы детективного жанра, но применяет их к жизненному пути главного героя, который самостоятельно ищет истину и хочет разобраться в себе. Самый яркий пример — фильм 2010 года «Остров проклятых» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.
Еще одна особенность классического нуарного кино — отсутствие действия главного героя. Многие нуарные фильмы делают героя пассивным, а динамика создаётся за счёт активной операторской работы. Делается это для того, чтобы передать депрессивное состояние персонажа. Чтобы усилить состояние и подчеркнуть усложнение проблемы режиссеры часто используют дождь, который к концу фильма перерастает в ураган.
Так как для создания нуарной атмосферы главный герой обязан испытывать депрессию или паранойю — многие режиссеры добавляют в сюжет романтическую линия или безответную любовь, которая является триггером для активации нужной атмосферы.
На этом можно было бы и закончить, но хочется упомянуть еще один важный аспект нуарного кино — локации и бюджет.
Классический нуар — это еще и бюджетное кино, которое часто снималось в темных павильонах. Основная нагрузка в нуарном кино падает на освещение и игру теней. При этом операторская работа может скрыть все недостатки плохого актера.
Фильмы в стиле нуар или в киберпанк — это отличный вариант для бюджетных студенческих короткометражек. Мне очень полюбился унарный стиль и я очень люблю стиль киберпанка, так-что если вы намерены снять крутой фильм в нуарном стиле или в стиле киберпанк — напишите мне и я с удовольствием вам помогу. Надеюсь вам было интересно и познавательно. Удачи!
8 нуар-фильмов для тех, кто хочет пощекотать нервы – HEROINE
Нуар – прекрасный жанр для тех, кто любит тайны, недосказанности, мрачную эстетику и не верит в счастливый финал. В последнюю пятницу января собрали для тебя несколько фильмов, полных загадок и нуарной романтики.
1. Китайский квартал, 1974
«Китайский квартал» Романа Полански с Джэком Николсоном в главной роли получил «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и занял 13 место в списке 500 лучших фильмов по версии журнала Empire.
Этой картиной Полански дал начало поджанру неонуар, популярному в Америке 1970-х годов.
Джек Николсон играет частного детектива Джейка Гиттеса. Загадочная состоятельная женщина предлагает ему расследовать тайный роман ее мужа-инженера. Бытовая семейная драма оборачивается для Гиттеса множеством жутких тайн и погружением в мир беззакония и коррупции – характерная атмосфера для нуарных фильмов.
В отличие от классического нуара, «Китайский квартал» снят в цвете, но в целом фильм довольно точно следует канону: здесь тебе и ироничный детектив с вечной папироской, и роковая красотка Фэй Данауэй.
2. Печать зла, 1958
А вот это уже признанная классика. Хоть он и был снят на закате жанра, но считается одним из лучших голлливудских нуаров.
Как и во многих фильмах данного направления, главный герой здесь – город, мрачный, опасный, живущий в упадке и беззаконии. Он ломает всех, кто в него попадает. Так и случилось с агентом отдела по борьбе с наркотиками Варгасом.
Из честного копа он превращается в мстительного злодея, а его жена оказывается под влиянием преступников.
3. Крупье, 1998
Британский триллер о начинающем писателе Джеке, которому не на что жить. Отец устраивает его на работу крупье в казино. Сначала Джек относится к необходимости зарабатывать нелюбимым делом с пренебрежением, но постепенно втягивается в жизнь игрового заведения, а позже и в ее криминальную сторону.
Фильм цветной, а характерная нуарная черта в нем – внутренние монологи героя.
4. Маллхоланд Драйв, 2001
Психоделический триллер Дэвида Линча изначально должен был стать сериалом. Заказчик забраковал отснятый материал, а Линч дополнил и превратил в полнометражную картину, которая получила признание критиков и принесла режиссеру приз Каннского кинофестиваля и номинацию на «Оскар».
По сюжету, молодая девушка теряет память после автомобильной аварии. Она берет себе имя Рита с рекламного плаката фильма «Гильда», о котором мы еще расскажем, и решает начать жизнь заново.
Но, разумеется, ее беспокоят тайны прошлого.
Читать по теме:6 классических голливудских фильмов, которые не хуже современных
5. Вдовы, 2018
Криминальную драму Стива Маккуина хоть и не назовешь классическим нуаром, но в ней можно найти черты этого жанра. Одна из них – заметная социальная проблематика. Фильм затрагивает много сложных тем: расизм, коррупция, политика, криминал.
Героини «Вдов» – жены грабителей. Их мужья погибли во время неудачного налета, и теперь женщинам предстоит самим выяснить, кто за этим стоит, противостоять конкурентам и полиции и завершить то, что начали их супруги.
6. Просто кровь, 1984
Этот фильм – первая крупная работа братьев Коэнов, которая оказалась весьма удачной. Картина взяла несколько наград, а также вошла в список 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет по версии AFI.
Главная героиня Эбби – ее играет звезда «Трех билбордов» Фрэнсис Макдорманд – недовольна своим браком.
Муж, владелец бара, подозревает ее в интрижке с барменом и нанимает частного детектива, чтобы это доказать. Дальше следует цепь хаотичных событий, которая лихо запутывает все действие.
7. Секреты Лос-Анджелеса, 1997
Полицейский неонуарный триллер, показывающий темную сторону гламурного Голливуда начала 1950-х годов.
В центре сюжета массовое убийство в кафе. За расследование берутся сразу три совершенно разных по характеру детектива. Каждый из них по-своему приходит к разгадке.
Создатели картины старательно воссоздали атмосферу классического голливудского нуара. Собран звездный актерский состав: Кевин Спейси, Рассел Кроу, Джеймс Кромвелл, Дэнни Де Вито.
8. Гильда, 1946
Это нуар, снятый в жанре любовной мелодрамы, а не типичных для этого направления детектива или триллера. В главной роли – легендарная звезда Голливуда 40-х Рита Хэйворт.
Рита играет легкомысленную красотку Гильду – жену владельца крупного казино Балина Мандсона. После случайного происшествия Мандсон завязывает приятельские отношения с карточным шулером Джонни Фаррелом.
Гильда и Джонни по непонятной причине ненавидят друг друга, и все говорит о том, что они определенно были знакомы в прошлом.
Добавить в избранное
Поделиться
Статьи по теме:
60 Free Film Noir Movies
В 1940-х и 50-х годах Голливуд вступил в период «нуара», производя захватывающие фильмы, основанные на крутой фантастике. Эти фильмы были сняты в темных местах и сняты в черно-белой эстетике, которая подходила как перчатка. Закаленные мужчины носили фетровые шляпы и постоянно курили сигареты. Женщины блестяще сыграли роль роковой женщины. Любовь была самым верным путем к смерти. Все эти элементы фигурировали в том, что Роджер Эберт называет «самым американским киножанром» в своем коротком «Путеводителе по фильму нуар». В этом постоянно растущем списке мы собираем нуар-фильмы, доступные онлайн. Все они входят в нашу большую коллекцию 4 000+ бесплатных фильмов онлайн: великие классические фильмы, инди, нуар, вестерны, документальные фильмы и многое другое.
- Жизнь на кону — Бесплатно — режиссер Пол Гилфойл, в этом американском нуарном фильме снялись Анджела Лэнсбери и Кит Андес. (1954)
- «Победи дьявола» — бесплатно — фильм режиссера Джона Хьюстона с Хамфри Богартом в главной роли представляет собой нечто вроде комической и драматической пародии на традицию фильмов нуар. (1953)
- Behind Green Lights — Бесплатно — Звезды Кэрол Лэндис, Джон Айрлэнд. Лейтенант полиции Сэм Карсон расследует политическое убийство после того, как жертву бросили у дверей полицейского управления. (1946)
- Большой блеф – бесплатно – режиссер У. Ли Уайлдер. Когда коварный охотник за состоянием обнаруживает, что его богатая жена не собирается умирать, как ожидалось, он и его возлюбленная строят другие планы, чтобы получить ее миллионы. (1950)
- Blonde Ice – Free – Светский репортер держится в заголовках, выйдя замуж за нескольких богатых мужчин.
Однако после этого все они загадочным образом умирают. (1948) - Граница – Свободна – Фред МакМюррей и Клэр Тревор пойманы в мексиканской сети контрабанды наркотиков, опасаясь, что в этом замешаны друг друга, но оба агенты под прикрытием. Альтернативная версия. (1950)
- Причина тревоги! — бесплатно — Эллен (Лоретта Янг) рассказывает историю о «самом ужасающем дне в моей жизни», о том, как она ухаживала за своим прикованным к постели мужем Джорджем З. Джонсом (Барри Салливан), когда он внезапно упал замертво. (1951)
- Club Paradise — Бесплатно — Фильм, также известный как Охотники за сенсациями, , был снят Кристи Кабанн. Сюжет: трогательная история девушки, которая, как и многие другие, делает в жизни неправильный выбор – и расплачивается за него. (1945)
- Код осужденного — Свободен — Бывший заключенный нанят человеком, который подставил его за ограбление банка. Режиссер Ламберт Хиллиер.
В главных ролях Роберт Кент и Энн Нэйдж. (1939) - Деменция — Бесплатно — Этот фильм Джона Паркера, также называемый Дочь ужаса , включает в себя элементы фильмов ужасов, фильмов нуар и экспрессионистских фильмов. О фильме Cahiers du cinema написал: «В какой степени этот фильм является произведением искусства, мы не уверены, но в любом случае это сильный материал». (1955)
- Объезд — Бесплатно — Культовый классический нуар Эдгара Ульмера, снятый за 6 дней. (1945)
- Д.О.А. – Free – классический нуар Рудольфа Мате. Назван «одним из самых совершенных, новаторских и откровенно извращенных представителей жанра нуар». Вы также можете посмотреть фильм здесь. (1950)
- Страх в ночи — бесплатно — малобюджетный фильм-нуар режиссера Максвелла Шейна с Полом Келли и ДеФорестом Келли в главных ролях. Он основан на рассказе Корнелла Вулрича «И так до смерти». (1947)
- Five Minutes to Live – Бесплатно – Удивительные звезды фильмов об ограблении банка Джонни Кэш, Вик Тайбак, Рон Ховард и великий кантри-музыкант Мерл Трэвис.
(1961) - Гость в доме — Бесплатно — Режиссер Джон Брам, звезды нуарного фильма Энн Бакстер, Ральф Беллами, Алин МакМэхон. (1946)
- Он шел ночью – Free – Фильм-нуар, рассказанный в полудокументальном стиле, рассказывает о полиции, охотящейся на находчивого преступника. Этот ход стал основой для «Драгнета» с Джеком Уэббом в главной роли. Версия Archive.org здесь. (1948)
- Impact – Бесплатно – Хорошо оцененный нуарный фильм Артура Любина. Считается малоизвестной классикой, которую нужно посмотреть. (1940)
- Inner Sanctum – Бесплатно – Захватывающий нуар-фильм об «убийце, который находится в бегах и прячется в маленьком городке. Без его ведома он не только прячется в том же пансионате, что и единственный свидетель его преступления, но и живет в той же комнате». (1948)
- Пазл — Бесплатно — В фильме режиссера Флетчера Маркла с участием Франшо Тоне, Джин Уоллес и Марка Лоуренса в главных ролях представлены эпизодические роли Марлен Дитрих и Генри Фонда.
(1949) - Johnny O’Clock — Бесплатно — Режиссер Роберт Россен, по рассказу Милтона Холмса. В драме участвуют Дик Пауэлл, Эвелин Киз и Ли Дж. Кобб, а Джефф Чендлер дебютирует в кино в небольшой роли. (1947)
- Kansas City Confidential – Бесплатно – Жемчужина нуарного фильма, вдохновившая Квентина Тарантино на создание «Бешеных псов». (1953)
- Пирог с лаймом – Бесплатно – Сумасшедший анимационный фильм в стиле нуар. (2007)
- Леди-гангстер — бесплатно — фильм Warner Bros. B режиссера Роберта Флори по мотивам пьесы Дороти Маккей «Гангстеры, или женщины в тюрьме». В ролях: Фэй Эмерсон, Джули Бишоп, Фрэнк Уилкокс, Роланд Дрю и Джеки С. Глисон. (1942)
- Человек на чердаке – Свободно – Джек Паланс в роли Джека Потрошителя! (1954)
- Условно-досрочное освобождение, Inc. — Бесплатно — Офицеры по условно-досрочному освобождению борются с гангстерами, пытающимися проникнуть в систему условно-досрочного освобождения.
(1948) - Пожалуйста, убей меня – Свободен – Адвокат Рэймонд Бёрр блестяще защищает Анжелу Лэнсбери в нуарном фильме 1950-х годов. (1956)
- Порт Нью-Йорка – Свободно – Два агента по борьбе с наркотиками преследуют банду кровожадных торговцев наркотиками, которые используют корабли, пришвартованные в гавани Нью-Йорка, для контрабанды своей контрабанды. Первый фильм, в котором появился Юл Бриннер. (1949)
- Зыбучие пески – Бесплатно – Питер Лорре и Микки Руни играют главные роли в истории о том, как механик гаража погряз в преступлении. (1950)
- Scarlet Street — Бесплатно — Режиссер Фриц Ланг с Эдвардом Г. Робинсоном. Фильм нуар отличный. (1945)
- Шок – Бесплатно – В этом нуарном фильме рассказывается история психиатра доктора Кросса (Винсент Прайс), лечащего Джанет Стюарт (Энабель Шоу), молодую женщину, находящуюся в кататоническом состоянии. Кома наступила, когда она услышала громкие споры, подошла к окну и увидела, как мужчина ударил свою жену подсвечником и убил ее.
Альтернативная версия найдена здесь. (1946) -
Стреляй на поражение — Бесплатно — Гангстер, подставленный нечестным окружным прокурором. Жена и газетный репортер объединяются. (1947) - Странная иллюзия – Бесплатно – Обновление фильма «Гамлет» категории B взволновало подростка Джимми Лайдона, который сомневается в красноречивом Уоррене Уильямсе, ухаживающем за его матерью. (1945)
- Внезапно – Бесплатно – Купить DVD – Нуарный фильм с Фрэнком Синатрой и Джеймсом Глисоном. Сюжетная линия повлияла на фильм «Маньчжурский кандидат », в котором снова сыграл Синатра. (1954)
- Удивительный мистер Икс — Бесплатно — фильм-нуар, режиссер Бернард Форхаус, оператор Джон Альтон. Фильм рассказывает историю фальшивого спиритуалистического рэкета. (1948).
- The Basketball Fix — Бесплатно — Звезда баскетбола из колледжа сотрудничает с организованной преступностью и оказывается вовлеченным в «сбрасывание очков».
Спортивный обозреватель пытается вернуть его на правильный путь. (1951) - The Big Combo – Бесплатно – Этот фильм режиссера Джозефа Льюиса сегодня считается классикой нуара. Критикам нравится сосредотачиваться на кинематографии Джона Элтона, иконы нуара. (1955)
- Захват – Свободен – Лью Эйрес – нефтяник, который застрелил вора, который, возможно, был невиновен. (1950)
- Погоня – Бесплатно – Американский фильм-нуар режиссера Артура Рипли по роману Корнелла Вулрича Черный путь страха .
- Досье на Тельму Джордан – Бесплатно – В этом нуаре режиссера Роберта Сиодмака представлены Барбара Стэнвик и Уэнделл Кори. В то время издание Variety сообщило: «Тельма Джордон разворачивается как интересная мелодрама с женским уклоном, рассказанная со сдержанным волнением». (1950)
- Великий Фламарион – Свободно – Звезда водевиля Эрих фон Штрогейм запутался с женатым помощником.
Режиссер Энтони Манн. (1945) - Зеленая перчатка – Бесплатно – Ветеран Второй мировой войны во Франции, которого играет Глен Форд, замешан в убийстве, расследуя украденное сокровище. Режиссер Рудольф Мате. Альтернативная версия на YouTube доступна здесь. (1952)
- Автостопщик – Бесплатно – Купить DVD – Первый фильм-нуар, снятый женщиной-режиссером-нуаром Идой Лупино. (1953)
- Хулиган – Свободный – Лоуренс Тирни («Бешеные псы») играет неисправимого, закоренелого преступника, только что вышедшего из тюрьмы. Работая на заправке своего брата, он очень заинтересовался бронированным автомобилем, который регулярно останавливается в банке через дорогу. (1951)
- Хромающий человек — Бесплатно — Звезды Ллойд Бриджес и Мойра Листер. Ветеран Второй мировой войны возвращается в Англию после войны только для того, чтобы обнаружить, что его возлюбленная времен войны связалась с опасной шпионской сетью.
(1953) - Человек, который обманул самого себя – Бесплатно – Некоторые называют его «недооцененной и малоизвестной жемчужиной». В ролях Ли Дж. Кобб, Джон Долл, Джейн Вятт и Лиза Ховард. Версия для YouTube здесь. (1951)
- Обнаженный поцелуй — Бесплатно — Констанс Тауэрс — проститутка, пытающаяся начать новую жизнь в маленьком городке. Режиссер Сэм Фуллер. (1964)
- Красный дом — Бесплатно — Нуарный психологический триллер с Эдвардом Дж. Робинсоном в главной роли. Вот суть сюжета: «Старик и его сестра скрывают страшную тайну от своей приемной дочери-подростка, касающуюся скрытого заброшенного фермерского дома, расположенного глубоко в лесу». (1947)
- Ограбление банка в Сент-Луисе – Бесплатно – Стив МакКуин играет главную роль в «суровом, мрачном, а иногда и жестоком фильме об ограблении». (1959)
- Шрам (он же Hollow Triumph) – бесплатно – только что вышедший из тюрьмы Джон Мюллер (Пол Хенрейд) руководит ограблением нелегального казино, которым управляет Рокки Стэнсик.
Ограбление идет неудачно, и мафиози схватили некоторых людей Мюллера и заставили их опознать остальных, прежде чем убить их. - Вторая женщина — Free – Менее известный фильм-нуар режиссера Джеймса Керна с Бетси Дрейк в главной роли получил хорошие отзывы. (1951)
- Странная любовь Марты Айверс – Бесплатно – фильм-нуар с участием Барбары Стэнвик, Ван Хефлина и Кирка Дугласа. Участник Каннского кинофестиваля 1947 года. (1946)
- The Strange Woman — Free — фильм Эдгара Г. Ульмера о роковой женщине с Хеди Ламарр в главной роли. (1946)
- Незнакомец — Бесплатно — Купить DVD — Режиссёр Орсон Уэллс с Эдвардом Дж. Робинсоном. Один из главных коммерческих успехов Уэллса. (1946)
- Они сделали меня преступником – Свободный – Боксер Джон Гарфилд сбегает, полагая, что совершил убийство в пьяном виде. Преследуемый Клодом Рейнсом, он встречается с Детями Тупика.
(1939) - They Made Me a Killer – Бесплатно – Беглец получает помощь от сестры жертвы (Барбара Бриттон), пытаясь очистить свое имя от обвинений в грабежах и убийствах. (1946)
- Три шага на север — Бесплатно — После тюремного заключения американский солдат, дислоцированный в Италии (Ллойд Бриджес), обнаруживает, что его спрятанная добыча исчезла, и отправляется на ее поиски. Режиссер У. Ли Уайлдер. (1951)
- Расписание – Свободно – После кражи 500 000 долларов в ходе тщательно организованного ограбления поезда страховой следователь (Марк Стивенс, который также был режиссером и продюсером) вынужден отменить запланированный отпуск с женой, чтобы помочь железнодорожному детективу. установить виновных и вернуть деньги. Альтернативная версия здесь. (1956)
- Слишком поздно для слез — Бесплатно — Режиссер Байрон Хаскин по роману Роя Хаггинса, Слишком поздно для слез — чистый нуар.
(1949) - В ловушке – Свободный – Сюжет этого фильма в жанре B-нуар с участием Ллойда Бриджеса и Барбары Пэйтон вращается вокруг кольца фальшивомонетчиков. (1949)
- Прогулка по Темной улице — бесплатно — армейский офицер и охотник участвуют в имитации розыска, один из которых использует настоящие пули в Лос-Анджелесе. (1956)
- Шепчущий город — бесплатно — канадский нуар, режиссер Федор Оцеп, с Полом Лукасом и Мэри Андерсон в главных ролях. (1947)
- Whistle Stop – Бесплатно – Купить DVD – Нуарный фильм с Авой Гарднер. Любовный треугольник приводит к убийству. (1946)
- Женщина в бегах — Свободна — После того, как Фрэнк Джонсон (Росс Эллиотт) становится единственным свидетелем гангстерского убийства, он скрывается, и его выслеживает инспектор полиции Феррис (Роберт Кейт), его жена Элеонора (Энн Шеридан). и журналист Дэнни Леггетт (Деннис О’Киф).
Версия для YouTube здесь. (1950)
Другие бесплатные фильмы можно найти в нашей большой коллекции бесплатных фильмов онлайн.
Если вы хотите подписаться на бесплатную рассылку новостей Open Culture по электронной почте, найдите ее здесь.
Если вы хотите поддержать миссию Open Culture, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование на наш сайт. Трудно полагаться на рекламу на 100%, и ваш вклад поможет нам продолжать предоставлять лучшие бесплатные культурные и образовательные материалы учащимся во всем мире. Вы можете внести свой вклад через PayPal, Patreon, Venmo (@openculture) и Crypto. Спасибо!
Кинематографическое наследие нуара для рабочего класса
Деннис О’Киф в роли Джо Салливана в фильме « Raw Deal » (1948).Что вы знаете обо всем? Вероятно, с самого рождения ваш хлеб был намазан маслом с обеих сторон.
– Джо Салливан, Нечестная сделка.
Если вы хотите вызвать спор среди кинокритиков — а кто бы не стал? — попросите любых троих дать определение фильму нуар.
Вы не получите три ответа; вы получите девять или десять, перемежающиеся большим количеством исключений, особых мольб и нахмуривания бровей. Сам термин Жан-Франсуа Лиотар назвал «спорной фразой»: люди, снимавшие нуарные фильмы, не называли их так, предпочитая прозаически описательный термин «криминальная драма». «Фильм-нуар» был придуман спустя десятилетия после того, как такие фильмы перестали сниматься, умными французскими критиками, такими как Лиотар, которые, казалось, понимали американскую культуру лучше, чем их американские коллеги, и когда этот термин стал обычным явлением, споры о том, какими качествами должны обладать такие фильмы были непосредственными и громкими. Многие утверждали, что нуар на самом деле был даже не стилем, а периодом.
Но одно можно сказать наверняка, и это то, что делает этот жанр, несмотря на то, что шестьдесят лет назад он практически исчез, таким важным и захватывающим сегодня: нуар был самым классовым жанром кино, когда-либо созданным в Америке.
Нуар возник в послевоенный период, а его классический период обычно определяется как продолжающийся с 1945 по 1960 год. Эти годы часто воспринимаются на расстоянии двадцать первого века как золотые годы империи на ее пике, неоновый оттенок пригородной ностальгии, конформизма, антикоммунистической истерии и господства американской мечты. Это образ страны, который сохранился в культурном представлении эпохи, начиная с 9 в.0038 Счастливые дни с по Безумцы .
Но реальность была куда мрачнее. Многие остались за бортом послевоенного повествования об Америке безграничных возможностей. Конечно, реалии странных жизней, женских жизней и жизней цветных людей не присутствовали в большинстве фильмов того периода, и часть гения нуара состоит в том, что ему удалось ниспровергнуть и избежать строгости кинематографа. Производственный кодекс, который удерживал эти реалии от обсуждения. Но класс, основа материального анализа социализма и неизбежный факт жизни при капитализме, можно изобразить как .
Но это было редко — за исключением нуара, в котором класс был не только существенным качеством повествования, но и имел решающее значение для понимания всего: его писателей и режиссеров, его истоков, фаталистического отчаяния и яростного хватания за часть действия. которые управляли его персонажами и сюжетными линиями.
Луи Калхерн в роли Алонзо Эммериха в фильме «: Асфальтовые джунгли, » (1950).В них нет ничего особенного. В конце концов, преступление — это всего лишь левосторонняя форма человеческой деятельности.
– Алонзо Эммерих, Асфальтовые джунгли.
Величайшие режиссеры «Нуара» часто оказывались со стороны, смотрящими внутрь, подталкиваемыми капризами финансов, экономики и политической реакции: Фриц Ланг бежал из Германии после того, как нацисты захватили киноиндустрию; Орсон Уэллс оказался во власти студийных боссов, которые сочли его слишком экстремальным и экстравагантным; Жюль Дассен отменил изгнание Ланга, уехав из Америки во Францию после того, как столкнулся с преследованием за членство в Коммунистической партии.
Его литературные истоки лежат в бульварных журналах довоенной эпохи: дешевые, наспех собранные тряпки, предназначенные для массового потребления и напечатанные на дешевой бумаге, давшей им свое название, написанные низкооплачиваемыми и часто сомнительными писателями, которые иногда адаптировали свои собственные произведения. для большого экрана.
Даже звезды нуарных фильмов были актерами, охваченными скандалами, известными своей излишней независимостью или отказом от сотрудничества, или просто не обладающими достаточной звездной силой, чтобы самостоятельно снять высокобюджетную картину. Это были мужчины и женщины, которые прекрасно понимали, где они стоят на стальной стене классового разделения киноиндустрии: не на той стороне.
Не все герои фильмов нуар были преступниками; этот жанр работал так же, как и любой другой, в условиях ограничений Кодекса Хейса, который, вдохновленный религиозным морализмом и недоверием к восприимчивым умам рабочего класса, запрещает изображать преступников оправданными, сочувствующими или способными избежать наказания.
Но статус нуарных фильмов как B- и C-картин, часто дешево сделанных студиями с низкой арендной платой «Poverty Row» и прикрепленных как пакет к более авторитетным мейнстримным фильмам, часто давал им возможность уклоняться от внимания цензоров.
Тем не менее, преступники часто были центральными персонажами, и их мотивы почти всегда были одинаковыми: они были бедны. Они были неудачниками общества, изгоями и неудачниками, и они стремились заработать очки, которые позволили бы им хоть раз в своей несчастной жизни сделать передышку.
Но было бы еще одной большой ошибкой полагать, что эти фильмы передают послание о том, что деньги — это спасение. В обреченном мире нуара никому не везет, а деньги — это мимолетная мечта. Те, у кого он есть, скомпрометированы, развращены или порабощены им, а те, у кого его нет, никогда не получат его.
Мэри Астор в роли Пэт в Act of Violence (1949).Я видел все беды мира, и они сводятся только к этим двум. Вы разорены или одиноки.
Или оба.
— Пэт, Акт о насилии .
В жестокой классовой борьбе криминальных драм головорезы, хулиганы и грабители могут быть злодеями, но по-настоящему презренными фигурами являются банкиры и денежные дельцы. Люди, занимающиеся воровством, по крайней мере, понятны для нас. Мы можем относиться к ним. Но богатые, будь то из прямого мира или из кривого мира, — это монстры, бездушные существа, иконы жестокости, которые будут обманывать и грязно браться за дело, чтобы защитить богатство, которое у них уже есть в изобилии. Даже в сфальсифицированной игре они отказываются играть честно.
Эта динамика незабываемо проявляется в нуаре Джона Хьюстона 1950 года Асфальтовые джунгли ; когда банкир Алонзо Эммерих (Луи Калхерн) продает банду воров, показывая, что у него нет денег, которые он им обещал в обмен на ограбление драгоценностей. Стрелок Дикс Хэндли (Стерлинг Хейден) презрительно насмехается над ним: «Что у тебя внутри? Что поддерживает тебя в живых?» Дикс — головорез и грубиян, но он сразу узнает в Эммерихе то, что понимает каждый работающий человек: двуличный босс, который требует львиную долю прибыли, не беря на себя никакого риска, который он перекладывает на своих наемников.
Один из самых грозных злодеев во всем нуарном фильме — мистер Браун из The Big Combo (Ричард Конте), и он не психотический убийца, неповоротливый громила или безжалостный киллер; он финансист синдиката. Деньги — это всегда яд, а прибыль никогда не бывает чистой.
Эдмонд О’Брайен в роли Барни Нолана в фильме «Щит за убийство » (1954).Шестнадцать лет я был полицейским. Шестнадцать лет я живу в грязи, и, поверь мне, часть ее обязательно передастся тебе. Вы начинаете ненавидеть людей. Все, кого вы встречаете.
– Барни Нолан, Щит за убийство .
Присутствие полиции вызывает споры в нуаре. Во многом благодаря ограничениям Кодекса Хейса полицейских редко изображали активно злонамеренными, даже в тот период, который был богат полицейским расизмом и жестокостью. Во многих нуарах героями были копы, и только самый строгий пурист исключил бы из канона фильмы с главным героем, так или иначе связанным с правоохранительными органами.
Но нуару никогда не нравилась идея копов; его создатели были слишком хорошо знакомы — часто лично — с темной стороной закона.
В некоторых нуарных фильмах, таких как мастерский фильм Стэнли Кубрика « Убийство », на самом деле удалось изобразить коррумпированных полицейских; другие делали их тенями, безмолвными фигурами окончательности и неудачи, которые появлялись только в конце фильма, чтобы прояснить судьбу обреченного героя; и все же другие, такие как The Prowler 1951 года (написанный занесенным в черный список сценаристом Далтоном Трамбо), изображают их как властных уродов. Но самый распространенный способ иметь дело с полицией — вообще обойти ее стороной, превратив героя в частного детектива: независимого актера, обычно борющегося с трудностями «тараканьего капиталиста», которому было 9 лет.0038 правоохранительных органов, но не в ит.
Образцом этой модели является Филип Марлоу, повторяющаяся фигура в произведениях Рэймонда Чендлера, презиравшего полицию.
Марлоу тоже — которого в классическую эпоху играли в нуарах Дик Пауэлл, Хамфри Богарт, Роберт Монтгомери и другие — не любил полицейских и не доверял им, считая их в лучшем случае неизбежным злом, а в худшем — мелкими тиранами. Как отмечает марксистский критик Фредрик Джеймсон в своей книге о Чендлере, вышедшей в 2016 году, фигура детектива позволяет воссоздать поблекший плутовской роман: из-за своего положения в обществе только частный член может стать связующим звеном между низшими ступенями рабочего класса. класс и головокружительные высоты сверхбогатых, позволяя читателю противопоставить их жизни без иллюзий. Хотя нуар часто неоднозначно относится к полиции, вопрос о том, кому они служат, никогда не вызывает сомнений.
Женщины тоже занимают спорную позицию в нуаре. Это правда, что криминальные драмы были продуктом своего времени, а это означает, что женщины часто играли подчиненные роли матерей, жен или любовных интересов и почти никогда не были главными героями нуаров или их создателями.
(Заметным исключением была британская актриса Ида Лупино, которая использовала свои связи в студии, чтобы стать одной из первых известных женщин-режиссеров Голливуда и единственной, кто сама руководила нуаром, а многие нуарные фильмы были основаны на романах, написанных женщинами.) Одна из причин, по которой нуар начал терять популярность, был подъем кинокритиков-феминисток в конце 60-х и 70-х, которые видели в роковых женщинах — кровожадных злодейках с черным сердцем, часто встречающихся в этом жанре — как стереотипных и оскорбительных архетипах женщина как искусительница, вводящая в заблуждение добросердечных и невинных мужчин силой своей сексуальности.
Но это только часть картины тропа. Столь же справедливо и часто более точно рассматривать роковых женщин как женщин, которые наравне со своими коллегами-мужчинами осознают свой классовый статус, усугубляемый безудержным женоненавистничеством и отсутствием возможностей, предоставленных женщинам в то время. Если они используют свою сексуальность как оружие, то только потому, что она единственная доступная им.
На каждую роковую женщину, изображаемую чуть больше, чем змея в человеческом теле, приходится более сложный и психологически глубокий персонаж, такой как незадачливая Агнес Лоузье (Соня Даррин) в Большой сон , пойманная в ловушку из-за своего неправильного выбора в «полуумных парнях», или Без ума от оружия Энни Лори Старр (Пегги Камминс), фигурально и буквально снова и снова избитая мужчинами и решившая «начать отбиваясь». Нетрудно обнаружить в ужасе нуара перед этими женщинами сублимированный страх перед рабочим классом.
Ван Хефлин (слева) в роли Сэма Мастерсона в фильме «Странная любовь Марты Айверс » (1946).Я не люблю, когда меня помыкают. Мне не нравятся люди, которым я люблю, чтобы ими давили. Я не люблю, когда кто-то помыкает!
– Сэм Мастерсон, Странная любовь Марты Айверс .
Если фильм-нуар и имеет настоящий аналог в кинематографе, то это другой жанр, возникший примерно в то же время, затрагивающий многие из тех же вопросов и часто представленный в том же стиле, хотя и на другом континенте: неореалистическое движение в послевоенной Италии.
Оба имели дело с проблемами рабочего класса; оба были сосредоточены на жизни угнетенных и маргинализированных лиц; и оба были связаны с запоминающимся освещением, натуралистичной игрой и инновационной операторской работой.
Итальянские неореалисты, как и режиссеры американских криминальных драм, часто были связаны с политическими левыми, и оба занимались людьми, оставленными обществом, которое ошибочно полагало, что оно преодолело собственную историю. Но в Италии, с сильными левыми традициями и менее склонной к антикоммунистической панике, создатели фильма могли быть более открытыми и очевидными в своем классовом сознании, и им не нужно было приукрашивать его оружием и строгими костюмами.
Тем не менее, сообщения были четкими в обоих жанрах: истории простых людей были более убедительны, чем истории аристократов и светских львиц. Запугивание было невыносимо, тем более, когда оно исходило от авторитетных лиц. И если вы оказывались на нижних ступенях экономики, было мало людей, на которых вы могли бы положиться, и никакой помощи на пути отовсюду.
Неореализм с его ориентацией на бедноту и рабочий класс и его появление после уничтожения репрессий фашистского режима Муссолини, по крайней мере, вышел из социально-политической позиции, где можно было открыто говорить о классе и показывать ценность солидарность и общность, даже если вы в конечном итоге проиграли борьбу. Фильм-нуар в контексте американского индивидуализма должен был прибегнуть к закодированным сообщениям и ощущению неизбежного поражения.
Джоан Беннетт в роли Эвелин Хан в Hollow Triumph (1948).Это горький маленький мир, полный грустных сюрпризов, и вы не позволите людям причинить вам боль.
— Эвелин Хан в Hollow Triumph .
С рассветом радикальных шестидесятых американская культура начала раскалываться и распадаться, и это нашло отражение в кинематографе. Старые жулики и бандиты, мотивированные только деньгами, уже не казались такими страшными, и на экране злодеи стали трансформироваться в более экзистенциальных и менее понятных существ капиталистического ид: бродячие банды небелых, ищущие мести, монстры id, психопаты и серийные убийцы, чьи мотивы никогда не могли быть поняты.
Основы общества казались гораздо менее определенными, и поэтому кинозрители отказались от реализма в пользу эскапизма.
К 1970-м годам нуар стал пережитком прошлого, и хотя он оказал влияние на режиссеров-индивидуалистов десятилетия, он годился только для дани уважения, пародии или странного стилистического возрождения. Время от времени он все еще мог стать хитом (в американском кинематографе мало обвинений капитализму более яростных, чем нео-нуар Романа Полански 1974 года « Чайнатаун »), но это было не то же самое. Студийная система была мертва, экономика блокбастеров строилась, а криминальные фильмы становились все более грандиозными, более эпичными и менее человечными. Кино было теперь бизнесом на миллиард долларов, и ставки должны были быть подняты, а последствия должны были обостриться, чтобы соответствовать.
Однако Noir никогда не покидал нас. Хотя нео-нуары время от времени возрождались, они по большей части были бескровными, стильными и поверхностными, с отфильтрованными внутренностями и сухожилиями; большинство утратили свою классовую чувствительность.
Однако после этого все они загадочным образом умирают. (1948)
В главных ролях Роберт Кент и Энн Нэйдж. (1939)
(1961)
(1949)
(1948)
Альтернативная версия найдена здесь. (1946)
Спортивный обозреватель пытается вернуть его на правильный путь. (1951)
Режиссер Энтони Манн. (1945)
(1953)
Ограбление идет неудачно, и мафиози схватили некоторых людей Мюллера и заставили их опознать остальных, прежде чем убить их.
(1939)
(1949)
Версия для YouTube здесь. (1950)
Или оба.