Каким мы запомним сериал «Карточный домик»
Впечатления
Кадр из сериала «Карточный домик»
© kinopoisk.ru
Автор Игорь Кириенков
06 ноября 2018
Вышел шестой — заключительный — сезон «Карточного домика», сюжет которого строится вокруг смерти Фрэнка Андервуда. Рассказываем, как это изменило и одновременно не изменило самую популярную политическую драму современности.
«Никакой больше боли», — сообщает зрителям новый президент США Клэр Андервуд, отпуская на волю птенца в середине первого эпизода. В «Карточном домике» всегда была довольно претенциозная — и одновременно вполне прозрачная — символика, но дело даже не в том, как напыщенно это звучит. Последний сезон с порога анонсирует перестройку, дразнит переменами, намекает на переосмысление формулы: чаемая перезагрузка в связи с кадровыми обстоятельствами; уйти — но красиво и высоко задрав подбородок.
Чтобы не томить никого в ожидании вердикта, скажем сразу — не получилось.
Робин Райт в роли президента США Клэр Андервуд
© kinopoisk.ru
Все восемь серий у нее ничего не выходит: то ли сама механика власти подразумевает «мужские», с манипуляциями и угрозами, ходы и комбинации, то ли Клэр на самом деле мало чем отличается от покойника. В этом смысле «Карточный домик» так и остался крайне пессимистичным шоу о том, как устроена публичная и непубличная политика: всякий идеализм в конечном счете оказывается скомпрометирован, высмеян, а иногда просто убит выстрелом в затылок.
У «Домика» всегда были сложные отношения с реальной американской повесткой, которую он скорее преломлял, чем отзеркаливал. Финальный сезон — почти альтернативная новейшая история: что если бы на выборах в ноябре 2016 года победил другой кандидат? Насколько дееспособна администрация, состоящая только из женщин? Совместимы ли президентство и (огромный спойлер!) беременность? Инструментальный, прикрывающий жажду власти феминизм Клэр заставляет поморщиться даже тех, кто совершенно равнодушен к проблематике «Второго пола»: если это шарж на #metoo, то очень несмешной; если критическая реплика в споре о гендерном равенстве и привилегиях, то совсем неумная.
«Бывший хороший сериал» — формулировка довольно унизительная, но что поделать: «Карточный домик» не смог избежать участи многих громких проектов, появившихся на исходе золотого века телевидения. Развилкой, как теперь стало понятно, был третий сезон — не такой уж, что бы там ни писали, слабый. Тогда «Домик» попробовал переключить фокус, обследовать другую — отличную от надоевших к тому времени многоходовок тему: состояние семьи. Особенности союза Андервуд, его сексуальное, эмоциональное, политическое наполнение питали авторов вплоть до пятого сезона, но о чем можно долго распространяться теперь, когда одного из участников тандема нет в живых?
В ход идут домыслы, полуфальшивые воспоминания и даже аудиодневник вашингтонского Вергилия — уж не его ли он записывал, общаясь с нами по ходу действия? Отсутствие Фрэнка — это ничем в итоге не заполненное зияние: ну вот примерно как в недавних «8 подругах Оушена», где что ни разговор, то про героя Джорджа Клуни — тоже, кстати, мертвого.
Ларс Миккельсен в роли президента Виктора Петрова
© kinopoisk.
ru
Означает ли неудачная развязка, что все было зря? Отменяет ли она — отнюдь не мнимые, повторимся — достоинства ранних эпизодов: искусно построенных, элегантных, злых? Сейчас, пока длится аффект после нелепо-кровавого финала, хочется ответить да — как хотелось растерзать «Остаться в живых» за то, во что превратился самый амбициозный сериал нулевых. За «Домик» со Спейси еще некому вступиться, но когда-нибудь, уже после завершения всех юридических разбирательств, непременно отыщется зритель, который сможет разглядеть в нем то же, что и все мы в 2013 году: техничный, игривый и страшно интересный сериал, предназначенный для запойного, круглые сутки нон-стоп, употребления.
Хорошо бы это произошло до того, как Клэр — или кто там сейчас в нашей реальности контролирует ядерную кнопку — вздумает на нее нажать.
Посмотреть сериал можно на сайтах Amediateka или ivi.
Сериал «Карточный домик» завершился — и это хорошо
Сомнений в том, что шестой сезон, предусмотрительно заявленный как финальный, будет уступать своим предшественникам (ближайшие из которых тоже звезд с неба не хватали), почти не было.
Однако конечный результат все же, пожалуй, оказался еще печальнее, чем можно было ожидать. Потому что единственным бесспорным достоинством новых восьми серий «Карточного домика» стало их количество — страшно представить, какой пыткой обратился бы просмотр заключительной главы, не откажись выдохшиеся авторы от традиционного тринадцатисерийного формата.
Надо отдать должное замечательной актрисе Робин Райт, на чьи хрупкие плечи (и, похоже, отнюдь не к полному ее восторгу) взвалили эту бьющуюся в конвульсиях тушу. Играет Райт не хуже прежнего. Клэр Андервуд все так же хитро щурится и цинично ухмыляется, живописуя завершение мутации закомплексованной карьеристки в бесчеловечного монстра (не менее впрочем, закомплексованного). Увы, былого эффекта это не производит: гарнир сделали основным блюдом, коим ранее была фигура Фрэнка Андервуда. Но последнего — бесцеремонно и особо не заморачиваясь насчет драматургической целесообразности — выкинули на помойку.
Тщась заполнить всем очевидный вакуум, образовавшийся с «внезапной» смертью Фрэнка, пытаясь хоть как-то компенсировать урон, нанесенный «Домику» потерей сумасшедшей харизмы Спейси, которая худо-бедно прежде вытягивала даже самые бестолковые сезоны (а они со временем становились все бестолковее и бестолковее), госпожа президент периодически скатывается в примитивное подражание.
Включая фирменные обращения к зрителям, позаимствованные, в свою очередь, Андервудом у своего британского тезки и единомышленника Уркхарта. Но если у почившего супруга Клэр склонность ломать «четвертую стену» явно со временем ослабевала (этого порой даже немного не хватало), то сама она с энтузиазмом школьницы на шоколадной фабрике кинулась новой опцией вовсю злоупотреблять.
Миссис Андервуд — теперь она уже, впрочем, не Андервуд, потому что вернула себе девичью фамилию — трещит в камеру без умолку, подробно и с удовольствием растолковывая зрителю все грани своего коварства — так, что у него возникает непреодолимое желание крикнуть в ответ: «Прекрати болтать и играй уже!».
Отказом от мужниной фамилии следование модному феминистскому дискурсу, разумеется, все не ограничивается. Собственно, заметное движение в этом направлении наблюдалось и до этого, но в свете известных событий шестой сезон развил бешеную скорость. Новые серии изобилуют слезодавильными флэшбеками, объясняющими жесткость характера Клэр (сызмальства подвергалась — вы знали, правда? — харассменту), и всевозможными акциями утверждения прекрасного пола как полноценного субъекта в социуме (безотносительно моральных качеств отдельно взятых представительниц) — вплоть до кабмина, полностью состоящего из женщин.
Помимо свежих внутриполитических трендов, последний «Карточный домик» старается исправно следовать внешнеполитическим, курс на которые был взят еще в третьем сезоне. Российский президент Петров окончательно превратился в комедийного персонажа, слепленного из самых топорных пропагандистских отходов наших «западных партнеров». Впрочем, здесь-то как раз ничего не поменялось — и вряд ли в изначально предполагаемых эпизодах со Спейси мы бы увидели нечто другое.
Вообще осколки того, чем, очевидно, должен был стать сюжет до увольнения «гомосексуального террориста» Спейси, в этом царстве победившего партеногенеза, то и дело хрустят под ногами. Выражается это, в частности, в линии противостояния президента одному чрезвычайно влиятельному семейству, высказывающему явное недовольство хозяйничаньем своенравной и неуступчивой дамочки в Овальном кабинете. Как мы помним, бедолага Фрэнк, казалось бы, прожженный политикан, проявил потрясающую наивность, отнесшись к фактору властных сил вне Белого дома как к откровению.
Поэтому его благоверной приходится с последствиями сей обескураживающей оплошности муженька разбираться самостоятельно. Естественно — самыми жесткими методами.
В итоге под горячую руку попадают все подряд. И это сценаристам на руку — кровавыми «выпиливаниями» важных персонажей а-ля «Игра престолов» можно попытаться отвлечь от общего безумия (в самом плохом смысле), творящегося на экране. Импульсивные поступки (дело тоже, наверное, в «духе времени») и хромающая мотивация (до чего только довели несчастного Дага Стемпера — одного из крутейших второстепенных персонажей) в конце концов доходят до совершенно уже дикой финальной сцены.
Хотя только такой концовки этот некогда вдумчивый и остроумный политический триллер, стремительно деградировавший до уровня аутопародии, судя по всему, и заслуживал. Sad.
1.5
Обзор: Карточный домик рушится, наконец
Для шоу, построенного на предпосылке, что люди отказываются от своих ценностей при малейшем намеке на личную выгоду, нужно отдать должное тому, как быстро Карточный домик, за кадром, справился с растущим число обвинений в сексуальных домогательствах против его звезды Кевина Спейси в прошлом году.
(Спейси извинился перед актером Энтони Рэппом, и обратился за медицинской помощью в связи с дальнейшими обвинениями.) Производство было приостановлено, а несколько дней спустя Спейси был уволен. Было объявлено, что 6-й сезон станет последним в сериале. Было удобно, что до увольнения Спейси 5 сезон из Карточный домик закончился тем, что Персонаж Робин Райт из Клэр Андервуд вырвала контроль у своего мужа и сама стала президентом Соединенных Штатов. «Моя очередь», — говорит она прямо в камеру, в одном из самых успешных финальных поворотов шоу. Переворот стал моментом неожиданного предзнаменования, как для режиссуры шоу, так и для общенационального разговора о продолжающейся борьбе за гендерное равенство. В 6-м сезоне, все восемь эпизодов которого дебютировали сегодня, Клэр — президент, а Фрэнк — просто воспоминание — много обсуждаемое, но никогда больше о нем не слышно и никто с ним не разговаривал. Карточный домик даже не воспроизводит свой голос, что становится все более очевидным, поскольку старые голосовые заметки Фрэнка становятся популярным свидетельством ужасного характера Клэр.
Во временной шкале, которая начинается через пару месяцев после вознесения Клэр, Фрэнк мертв, но мы не знаем, как и почему.
Однако, к сожалению, даже несмотря на то, что финал 5-го сезона дал толчок, и отложенный релиз, производство не смогло завершить историю. Я даже не имею в виду, что Карточный домик плохо кончается, хотя и не кончается; Я имею в виду, что есть несколько сюжетных линий, которые просто заброшены. Райт великолепна — она делает свою лучшую работу в этом сезоне, полуфлиртуя с публикой, пытаясь укрепить свои позиции. В том смысле, что Карточный домик переносит зрителя в фантазию об абсолютной, разрушительной силе, Райт предлагает окно в ее женскую версию, которая заметно более элегантна, так как не пронизана чрезмерной верхняя южная протяжка.
Как неоднократно повторялось в сериале с момента его дебюта, сила по-прежнему безобразна — захватывающая, очищающая и исполняющая очень человеческое желание, но все же безобразная. Но Райт унаследовал невыполнимую задачу.
История пытается завершить пять сезонов действия, включая смерть полдюжины лакеев в деловой обстановке и несколько уровней макиавеллистских манипуляций. История 6-го сезона просто нелогична; он едва ли достаточно хорошо отслеживается, чтобы подводить итоги. В некотором смысле, полная разбивка красива; это как смотреть, как история рушится сама на себя, как заброшенное здание, тщательно снесенное.
В обмен на сюжетную арку Карточный домик полагается на то, что у него всегда получалось лучше всего: на циничную провокацию. Больше всего сбивает с толку то, как Клэр ловко использует феминистский язык в политических целях, что во второй половине сезона превращается в историю о ее беременности на работе. (Никогда не уточняется, как Клэр забеременела; предположительно, это мог быть ее ребенок, зачатый естественным путем от Фрэнка, но тщательное описание ее состояния предполагает гораздо более расчетливый метод.) Райт много вкладывает в движение ее лица, но Карточный домик мало что может рассказать о чувствах Клэр по поводу предстоящего материнства или о том, как беременность меняет обстановку в Белом доме.
В середине сезона Клэр объявляет, что возвращается к своей девичьей фамилии Хейл. Она также читает лекцию в Ситуационной комнате во время ядерного кризиса о том, что никто не знает слова, противоположного женоненавистничеству. (Клэр, по-видимому, не обращала особого внимания на Интернет, например, в 2013 году.)
Не только история Клэр выходит из-под контроля. Дайан Лейн и Грег Киннир играют братьев и сестер-миллиардеров Шеперд, которые пытаются использовать Клэр в своих интересах и в конечном итоге становятся ее основными противниками; комбинация братьев Кох и Facebook, их корпоративным холдингам удается добывать данные, загрязнять окружающую среду, похищать конфиденциальность пользователей и поддерживать традиционные семейные ценности. Но даже несмотря на то, что братья и сестры создают захватывающий, хотя и гротескный портрет власти, привилегий и традиционных семейных ценностей, у них едва ли есть история; как и многое другое в этом сезоне, сюжетная арка просто указывает на актуальность.
Аннет, героиня Лейна, подруга Клэр с детства, служит ярким фоном для восхождения Клэр. (В одном из воспоминаний об общежитии в Андовере эти двое зеркально изображают друг друга в замысловатых реверансах в стиле котильона, разделяя откушенный косяк. Это напряженный, захватывающий момент, но это просто момент.)
Пастухи собирают в свою команду всех еще не умерших пешек из последних пяти сезонов Карточного домика — журналистов, работающих над хитами, оперативников, ставших добытчиками данных, русских заводов в администрации Клэр, секретарей кабинета и судьи Верховного суда, которых можно купить по правильной цене. К концу сезона в отчаянной попытке свести концы с концами почти все эти персонажи убиты. (Список включает 9000 фотографий Патрисии Кларксон).0006 персонаж Джейн, Борис МакГивер Том Хаммершмидт и Джейн Аткинсон Кэти Дюрант, которая технически умирает дважды.) Пастухи поддерживают постановление Верховного суда, которое ограничивает власть Клэр, поэтому, чтобы перехитрить их, президент Хейл погружается в горячий конфликт.
между ICO, шоу-версией ИГИЛ, и президентом России Виктором Петровым ( Ларс Миккельсен ), шоу-версией Владимира Путина. Это ставит страну на грань ядерной войны. И если этого было недостаточно, Аннет начинает хладнокровно планировать убийство президента с кликой сообщников, в которую входит вице-президент (9).0005 Кэмпбелл Скотт ). Ее мужчина для работы? Дуг Стэмпер ( Майкл Келли ), многолетний мастер на все руки Фрэнка Андервуда.
Что ведет к финальной сцене всей серии. Вбрасывание между Клэр и Дугом в Овальном кабинете. Во время которого Стэмпер признается в убийстве Фрэнка, несколько случайно, подделав его лекарство, а затем бросается на Клэр ножом для писем Фрэнка. Клэр ловко обращает его обратно на него, а затем, пока он истекает кровью, душит его. Он не сопротивляется. Итак, Стампер умирает в луже крови в нескольких дюймах от президентской печати на ковре. И Клэр — почти на 30 неделе беременности, с ожидающим ее вооруженным ядерным футболом и надвигающимся политическим хаосом — шепчет: «Больше нет боли», а затем поворачивается к камере с почти безумным взглядом в глазах.
Отличный кадр. Камера смотрит на Клэр, как будто мы лежим рядом с Дагом на земле. Блондинка Райта дугой движется к объективу. Но это загадочный, неоднозначный финал для шоу, которое до сих пор специализировалось на довольно прямолинейном повествовании. Стэмпер мертв, готова ли Клэр добиться успеха? Обречены на провал? Уверены в своем предназначении? Преследуемый чувством вины? Это ее последнее убийство или предвестник будущей бойни? А все остальное — пресс-секретарь, который слишком много знал ( Кристен Сие ), нагнетающая страх журналистка ( Афина Карканис ), коварный спикер Палаты представителей ( Борис Коджо )? А как насчет интеллектуального анализа данных, который разоблачил мошенничество в промежуточных сроках, или ядерного конфликта в Сирии? А как насчет пока еще неназванной дочери Клэр и сорванной попытки убийства Аннет? А как насчет истории Джанин ( Констанс Циммер ), над созданием которой так долго работала? История Карточный домик взяла Макбет и Макиавелли и обрушила ее на Белый дом; в конце все, что он может показать зрителям, — это момент межличностной кровожадности.
Обзор «Карточного домика» — The Hollywood Reporter
Давайте разберемся с этим наверху: безумие реальной политики и президентство Дональда Трампа не сделали Карточный домик скучным; повторяющийся сюжет, слишком много одномерных персонажей и все более широкое и нечеткое ведущее исполнение сделали Карточный домик скучным. Безумие реальной политики и президентство Трампа только что сделали Карточный домик излишним и приятным, что совсем не одно и то же.
Пятый сезон сериала «Карточный домик » — первый сезон без шоураннера Бо Уиллимона. Поклонники сериала будут рады узнать, что новые шоураннеры Мелисса Джеймс Гибсон и Фрэнк Пульезе обеспечили движение поездов вовремя, в то время как более неуверенные или уставшие зрители должны быть предупреждены, что разочаровывающие аспекты сериала только усугубились, и Дом Карты проводят по крайней мере семь или восемь эпизодов нового сезона, вращая колеса и работая на легко забываемых испарениях.
Суть Начинается скучно, но ближе к концу становится интереснее.
Дата выхода в эфир: 30 мая 2017 г.
К чести сериала, занимательные и забавные вещи начинают происходить к 11-й или 12-й серии, и хотя эти вещи нелепы, неправдоподобны и пронизаны сюжетными дырами, они устанавливают шоу хорошо подходит для шестого сезона.
Пятый сезон начинается всего за две недели до выборов, которые уже затянулись во второй половине прошлого сезона и будут оставаться важными на протяжении большей части этого сезона, поскольку я подозреваю, что сценаристы погуглили «лазейки в конституционных выборах» и запустили с этим. Действующий президент Фрэнк Андервуд (Кевин Спейси) и вряд ли кандидат в вице-президенты и жена Клэр (Робин Райт) извлекают выгоду из импульса частично сфабрикованной террористической кампании, которую они усугубили в конце прошлого сезона, чтобы отвлечь внимание от различных скандалов, которые постоянно окружают Жизнь Фрэнка. Противник Фрэнка, Уилл Конвей (Джоэл Киннаман), начинает чувствовать стресс от кампании, которая, казалось бы, никогда не заканчивается, и он заручился поддержкой республиканца Марка Ашера (Кэмпбелл Скотт), чтобы довести его до финиша.
Каким бы надуманным и принципиально невероятным ни было стремление Фрэнка выдвинуть Клэр на пост вице-президента в прошлом сезоне, это наполнило меня энтузиазмом по двум причинам: во-первых, Райт был (и продолжает оставаться) актером, который продемонстрировал самый динамичный диапазон в последние сезоны и давать ей больше дел — это разумно, тем более что Клэр несколько раз демонстрировала, что она, возможно, лучше играет в игру, чем ее муж. И во-вторых, потому что, как только вы преодолеете проблему реализма, идея размывания политического и личного пространства в Белом доме станет неотразимой. Смачно представить, каково было бы, если бы два политика в верхней части билета чистили зубы у одной и той же раковины, периодически выражая свою любовь друг к другу, а затем пытаясь выяснить, кто будет говорить на жарких переговорах.
В этих отношениях и их измененной структуре достаточно того, что никакие ухищрения не нужны, но это Карточный домик , и Гибсон и Пульезе поддерживают обычное для шоу запудривание заголовков на словах.
Есть ли противоположность эскапизму? Еще больше погрузиться в грязь?
Если CNN/Fox News/MSNBC не насытили вас историями о фальсификации результатов голосования, искажении информации в СМИ, фрагментированном электорате, парафированной террористической группе с Ближнего Востока и возможном вмешательстве России в наш демократический процесс, Карточный домик вас поразил, но, вероятно, не удивил.
Никто в сериале тоже не удивлен, потому что мы достигли точки, когда все в сериале знают и видят, кто такой Фрэнк Андервуд. Сценаристы давно забыли, как изображать Фрэнка, занимающегося чем-либо, кроме интриг, и ни одна из его интриг в первых двух третях сезона не так уж и умна, поэтому очень много времени приходится наблюдать, как люди злятся и устали от Фрэнка, несмотря на Фрэнк не делает ничего творчески ужасного, но и не имеет персонажа, за которого стоит болеть в качестве альтернативы.
Для меня неспособность дать Фрэнку больше, чем соломенные соперники, остается, вероятно, самым большим недостатком шоу. Конвей выглядел так, как будто он может быть достойным противником в прошлом году, пока мы не увидели, что он был, по-своему, таким же пустым, как и Фрэнк — и так же, как Киннаман играет изнашивающиеся грани персонажа, сериал относится к нему так, как он относится почти ко всем, кто не по имени Андервуд. Плохо. Тонко. Внешне.
Я знаю, что фанаты Карточного домика преданные люди, и не мне говорить, что они не должны глубоко вкладываться в нескольких скучных писателей по имени Том, один скучный журналист, а другой скучный романист-мошенник и любовник Клэр . И не мне говорить, что они не должны глубоко вкладываться в последнюю, нескончаемую мрачную романтическую одержимость Дуга Стэмпера, все еще с вдовой парня, которого он натолкнул на пересадку печени Фрэнку в прошлом сезоне. Может быть, вы сохранили дюжину взаимозаменяемых старых белых политиков, которых Фрэнк бросил под автобус, лучше, чем я, и, может быть, вы удосужились узнать имя того хакера, которого Джулия Сэлинджер из Партия из пяти завербована для совершения плохих дел в прошлом сезоне (Макаллан, это Эйдан Макаллан).
В этом сезоне основное внимание уделяется многим грехам Фрэнка, которые возвращаются, чтобы преследовать его, но это его наименее привлекательные грехи. Да, самые привлекательные из его грехов связаны с мертвыми людьми, но кто там, честно говоря, попытается сказать мне, что они скорее получат сцены с бывшим президентом Уокером (Мишель Гилл) или тем парнем, который был вице-президентом до Фрэнка, чем чем Реми (Махершала Али), Джеки Шарп (Молли Паркер) и Фредди (Рег Э. Кэти), отсутствующие в этом сезоне? Я понимаю, что эти актеры могут быть заняты, но новые дополнения едва заполняют эту пустоту. Патрисия Кларксон появляется во второй половине сезона как одно из тех странных дополнений к актерскому составу, о которых никто не упоминал ранее, но которые волшебным образом мгновенно становятся неотъемлемой частью сюжетных линий для каждого персонажа без удовлетворительного обоснования. Джейн Дэвис Кларксона, «заместитель заместителя министра торговли по международной торговле», также странная, потому что она полна всех этих причудливых эксцентричных выходок, практически персонаж Дэвида Э.
Келли в сериале, в котором никому больше не давали причудливых эксцентричных вещей. Наблюдать за тем, как Скотт и Спейси липнут друг к другу, — это небольшое удовольствие, которое было бы больше, если бы Спейси не был склизким со всеми.
Я боюсь, что из-за того, что он Оскар и Тони, а также вечный номинант на премию «Эмми» Кевин Спейси, мы сильно послабили его за то, что он уже не очень хорошо играет. В первые сезоны, когда планы Фрэнка было труднее понять, и ему приходилось менять лицо для каждого человека, которого он встречал, это было отличное выступление. Сейчас Фрэнк кричит, насмехается и дразнит всех одинаково, включая зрителей. В прошлом сезоне я начал свой обзор с утверждения, которое воинственные фанаты шоу не поверили, что Фрэнк больше не обращается к камере так часто. Ну, сценаристы точно показали мне. В этом сезоне Фрэнк безостановочно ломает четвертую стену болтуна, рассказывая о своем пути через разные локации и останавливая действие вокруг себя во множестве случаев.
Сценаристы и Спейси решили, что это, по сути, будет игра, и он всегда будет стремиться к заднему ряду. Часть этого исходит из критики шоу, что политика — это просто театр, а власть развращает и пожирает душу, и что, поскольку Фрэнк говорит с нами, мы соучастники и все такое. Эти вещи также были темами в пилотной версии. Я понимаю.
Почему, всегда спрашивают разгневанные фанаты, я должен писать о Карточном домике , если он мне не нравится? Потому что, уважаемые читатели, я критик, а не резюмёр, и Карточный домик остаётся обсуждаемым сериалом, достойным внимания или хотя бы 13 часов эпизодического просмотра. Кроме того, раньше мне больше нравилось шоу, и, возможно, это делает меня более объективным, когда я говорю, что в конце концов в этом сезоне будет весело. Райт по-прежнему очень хорош. У Киннамана есть моменты. В более позднем эпизоде ЛиЭнн в исполнении Нив Кэмпбелл фактически меняет выражение лица (чего нельзя сказать о Даге, Сете или Томе). Во втором эпизоде персонаж шутит.