Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Одежда японцев – Японская национальная одежда

Одежда японцев – Японская национальная одежда

Содержание

Японская национальная одежда

японская национальная одеждаОбычаи и культура любого народа находят свое воплощение в одежде. Традиционная одежда Японии вафуку необычайно красива и передает дух этой страны.

Рассмотрим самые распространенные виды и стили мужской и женской одежды родины самураев.

Национальная одежда Японии

Кимоно

Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры. Отличие женского кимоно от мужского состоит в том, что халат японской женщины состоит из 12 частей, и надеть его самостоятельно практически невозможно. Кимоно же мужчины более простое, из пяти элементов и с коротким рукавом.

Кимоно заправляют слева направо, исключение составляют похороны – на них заправка идет в обратной последовательности. Настоящее японское кимоно имеет высокую цену – от десяти тысяч долларов в базовой комплектации, а со всеми аксессуарами около двадцати тысяч.

Девушка в кимоно

Оби

Оби – японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс десять сантиметров в ширину и длиной около трех метров, женский пояс намного больше и длиннее – более 30 сантиметров в ширину и четырех метров в длину. Оби, который носили гейши и вовсе огромен – метровой ширины. Оби обматывают несколько раз вокруг талии и затягивают на нижней части спины бантом. Спереди оби завязывают не только юдзё — японские проститутки, как ошибочно принято считать, но и замужние женщины.

Пояс оби

Юката

Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами.

Юката фото

Кэйкоги

Кэйкоги – костюм, состоящий из рубахи и свободных штанов, надевается при занятиях японскими боевыми искусствами – айкидо, дзюдо и т.д. Часто его называют кимоно, что неправильно.

Кэйкоги одежда

Таби и гэта

Таби – японские традиционные носки, в которых большой палец отделен от остальных и просунут в специальное отделение. Являются неотъемлемой частью национального японского костюма и надеваются под сандалии гэта и дзори.

Гэта – японские традиционные сандалии с высокой деревянной подошвой, закрепляются с помощью шнурков или ремешков, которые идут от пятки к носку и проходят в щель между большим и средним пальцами.

Таби и гэта вместе

Таби и гэта

Хакама

Хакама — в древние времена в Японии так называли ткань, которой обвивали бедра, затем очень широкие складчатые штаны, которые имели право носить только самураи и монахи. Обычным людям носить этот вид одежды можно было лишь в очень значимые праздники.

Красное хакама с белым кимоно является женской религиозной одеждой синто.

Кроме того, штаны хакама красной окраски носили женщины аристократического происхождения вместе с дзюни-хитоэ – одеянием, которое включало в себя несколько шелковых кимоно, надетых друг на друга.

Большое распространение хакама получили в различных видах боевых искусств.

хакама мужская

Японская одежда видео

В видео рассказывается, как надеть традиционное японское кимоно и завязать пояс оби.

Жанр статьи — Одежда Японии

jamato.ru

Национальный костюм Японии – женский и мужской


Культура Японии интересна и необычна. Япония – восточная страна с богатыми тысячелетними традициями. Интересен и японский национальный костюм. И это не только всем известное кимоно. Национальный костюм Японии
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Заснеженный сад

В III веке в Японии, если верить китайским летописцам, жила царица Химико. Именно с описанием времен данной царицы в китайских летописях и связаны первые упоминания о женском и мужском костюме японцев. В те времена японцы уже умели ткать, в том числе, и шелковые ткани.

Национальный костюм Японии

Развлечения женщин 1
Период Эдо (начало XVII века)

Форму одежды, как и некоторые другие элементы своей культуры, японцы изначально заимствовали у китайцев – к примеру, чайная церемония, иероглифы. Однако со временем все традиции видоизменялись и принимали свой неповторимый колорит. Так, традиционная китайская одежда халат в японской культуре трансформировалась в весьма оригинальный костюм — кимоно.

Традиционный костюм Японских девушек и мужчин
Развлечения женщин 2
Период Эдо (начало XVII века)

Мужской и женский национальный костюм Японии


Мужской национальный костюм в Японии состоял из штанов и чаще всего верхней распашной одежды.

Так, крестьяне носили штаны и рубаху с длинными рукавами, которая подвязывалась веревкой. Знаменитая традиционная японская обувь гэта также появляется среди простых людей – рыбаков. Гэта – это деревянные туфли с двумя ножками-каблуками. Такую обувь японцы носили, к примеру, собирая водоросли на мелководье. Гэта – как мужская, так и женская обувь.

Традиционный мужской костюм японцев
Художник Кобаяси Киётик (1847-1915)

Еще один вид традиционной японской обуви – это плетеные сандалии дзори. Дзори безразмерны и на плоской подошве. Их чаще всего плели из бамбука, рисовой соломы или тростника.

Также японцы могли носить и таби – весьма оригинальную обувь, больше похожую на носки. Но при этом у таби, как и у варежек, был отдельный кармашек для большого пальца ноги. Таби японцы носят и по сегодняшний день, а также данная обувь считается весьма популярным сувениром у туристов.

Традиционный мужской костюм японцев
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Результат поединка сумо

Мужчины в Японии в качестве нижней одежды носили фундоси – одежда в виде прямоугольного куска ткани, которая оборачивалась вокруг талии и завязывалась узлом. При этом один из концов данной своеобразной набедренной повязки пропускался между ног и закреплялся на поясе. Фундоси, таким образом, выполняла роль нижнего белья.

Затем надевалась косимаки – несшитая юбка, которая крепилась лентой на талии.

Традиционный мужской костюм японцев
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)

На плечи надевался дзюбан, который также исполнял роль нижнего белья. Дзюбан – это верхняя плечевая одежда в виде прямого халата. Длина короткая, до середины бедра. У дзюбана были короткие широкие рукава.

Верхней мужской одеждой служили хаори либо кимоно и хакама.

Хакама – это штаны, внешне очень похожие на юбку. Такие традиционные японские штаны были длинными широкими и в жесткую складку. Хакама могли носить как с кимоно, так и с хаори.

Традиционный мужской костюм японцев
Художник Кобаяси Киётик (1847-1915)

Традиционная парадно-церемониальная одежда японцев рэйфук по сей день состоит из штанов хакама и курки хаори, надетых поверх кимоно.

Хаори – это верхняя одежда в виде куртки со стоячим воротником и широкими прямоугольными рукавами. Спереди у короткой куртки хаори была застежка в виде тесемок, которые завязывались бантом.

Традиционный мужской костюм японцев
Тотойя Хоккэй
гравюра

Что касается кимоно, то в традиционном японском костюме кимоно носили как женщины, так и мужчины. Считается, что первые кимоно появляются в VII-VIII веках. Внешне кимоно похоже на широкий халат с длинными широкими рукавами. Кимоно безразмерны. По фигуре они подгоняются при помощи пояса – оби. Также у кимоно отсутствует какая-либо застежка спереди. Запахивается кимоно слева направо.

Традиционный мужской костюм японцев
Судзуки Харунобу (1724-1770)
Две женщины на веранде

Внизу рукава кимоно могут подшиваться и таким образом появляются небольшие карманы, в которых можно носить, к примеру, монеты или же другие небольшие по размеру вещи.

К поясу кимоно могли привязываться табакерки и кошельки. В качестве брелка использовались фигурки из кости или камня в виде животных или же божков – нэцкэ.

Традиционный мужской костюм японцев
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Красавица, глядящая на луну

Женское кимоно отличалось от мужского наличием всегда очень широкого пояса оби, который сзади на спине укладывался в бант, чем-то напоминающий подушку. Пояс женского кимоно шился из дорогой ткани – парча либо шелк и всегда украшался богатым узором.

К слову, для того, чтобы надеть кимоно, а тем более уложить пояс оби женщинам всегда требовались помощницы. Ведь попытка облачиться в кимоно в одиночку может стать весьма сложной задачей.

Женский японский костюм
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Спящая красавица

Также женские кимоно отличались по своему цвету и узорам. К примеру, весной могли носить кимоно с узорами цветка сакуры, которая цветет именно в весенний период, а осенью кимоно с узорами осенних цветов. Кимоно, которые носили девушки, чаще всего были полностью покрыты небольшими узорами. Женщины в возрасте носили более однотонные кимоно с большим рисунком, который чаще всего размещался снизу.

Женский японский костюм
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Утренний снег

Кимоно для официальных приемов (куротомесодэ) также были практически однотонными черного цвета, рисунок ниже талии. Такие кимоно могли украшать камоны – гербы семьи, которые располагались в единичном экземпляре на рукавах, груди и спине кимоно.

Еще один интересный вид кимоно – юката. Данное кимоно считается совершенно неофициальной и летней одеждой. Юката также отличается самым простым покроем из всех видов кимоно.

Национальный костюм Японии
Художник Мидзуно Тосиката (1866-1908)
Чайная церемония

Помимо кимоно женщины также могли носить хаори. Куртка хаори практически ничем не отличалась от аналогичной мужской одежды. Очень часто хаори носили женщины, у которых были маленькие дети. Так как в японской культуре было принято носить детей за спиной, то и хаори в таком случае подходила гораздо больше на роль повседневной одежды в отличие от менее удобного кимоно.

Нижней одеждой женского национального костюма Японии служили несшитая по бокам юбка – косимаки и хададзюбан – нижняя рубашка из светлой ткани.

mylitta.ru

Японская национальная одежда

японская национальная одеждаОбычаи и культура любого народа находят свое воплощение в одежде. Традиционная одежда Японии вафуку необычайно красива и передает дух этой страны.

Рассмотрим самые распространенные виды и стили мужской и женской одежды родины самураев.

Национальная одежда Японии

Кимоно

Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры. Отличие женского кимоно от мужского состоит в том, что халат японской женщины состоит из 12 частей, и надеть его самостоятельно практически невозможно. Кимоно же мужчины более простое, из пяти элементов и с коротким рукавом.

Кимоно заправляют слева направо, исключение составляют похороны – на них заправка идет в обратной последовательности. Настоящее японское кимоно имеет высокую цену – от десяти тысяч долларов в базовой комплектации, а со всеми аксессуарами около двадцати тысяч.

Девушка в кимоно

Оби

Оби – японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс десять сантиметров в ширину и длиной около трех метров, женский пояс намного больше и длиннее – более 30 сантиметров в ширину и четырех метров в длину. Оби, который носили гейши и вовсе огромен – метровой ширины. Оби обматывают несколько раз вокруг талии и затягивают на нижней части спины бантом. Спереди оби завязывают не только юдзё — японские проститутки, как ошибочно принято считать, но и замужние женщины.

Пояс оби

Юката

Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами.

Юката фото

Кэйкоги

Кэйкоги – костюм, состоящий из рубахи и свободных штанов, надевается при занятиях японскими боевыми искусствами – айкидо, дзюдо и т.д. Часто его называют кимоно, что неправильно.

Кэйкоги одежда

Таби и гэта

Таби – японские традиционные носки, в которых большой палец отделен от остальных и просунут в специальное отделение. Являются неотъемлемой частью национального японского костюма и надеваются под сандалии гэта и дзори.

Гэта – японские традиционные сандалии с высокой деревянной подошвой, закрепляются с помощью шнурков или ремешков, которые идут от пятки к носку и проходят в щель между большим и средним пальцами.

Таби и гэта вместе

Таби и гэта

Хакама

Хакама — в древние времена в Японии так называли ткань, которой обвивали бедра, затем очень широкие складчатые штаны, которые имели право носить только самураи и монахи. Обычным людям носить этот вид одежды можно было лишь в очень значимые праздники.

Красное хакама с белым кимоно является женской религиозной одеждой синто.

Кроме того, штаны хакама красной окраски носили женщины аристократического происхождения вместе с дзюни-хитоэ – одеянием, которое включало в себя несколько шелковых кимоно, надетых друг на друга.

Большое распространение хакама получили в различных видах боевых искусств.

хакама мужская

Японская одежда видео

В видео рассказывается, как надеть традиционное японское кимоно и завязать пояс оби.

Жанр статьи — Одежда Японии

jamato.ru

Справочник автора/Японская одежда — Posmotre.li

Важно: хоть сейчас в быту практически 99 % японцев ходят в европейской одежде, в статье будет много предложений в настоящем времени, а не в прошедшем, так как японцы тщательно оберегают свою традиционную культуру, в том числе и костюм, придавая ей огромное значение в современном мире.

Эволюция японского костюма с периода Ямато (IV—VII века) до периода Тайсё (1912—1926 годы)

Чего нету в традиционном японском костюме[править]

  • Застёжек и пуговиц. Всё запахивается и подвязывается.
  • Индивидуальных мерок. Годится любому носителю, так как все подвязывается и подгоняется уже при надевании. Хотя разница между взрослой и детской одеждой есть. Размер диктуется шириной ткани (стандарт 36 см).
    • Лицам нестандартной комплекции разумеется это не очень годилось. Например сумоистам, им кимоно шили по несколько иным стандартам и быть поставщиком одежды в разные школы сумо было охренительно престижно. Отголоски этого имеются и сейчас — современным сумоистам даже в повседневной жизни полагается непременно ходить в кимоно.
    • Богатые женщины имеющие своё дело (купчихи, ростовщицы, бордель-маман) в средние века совершенно сознательно стремились располнеть настолько, чтобы им было невозможно пошить кимоно из стандартного отреза ткани. Иметь такие габариты и одежду было что-то символа публичного потребления, престижа и демонстрация богатства, независимости и свободы от мужского влияния.
  • Постоянных швов. Сшито так, чтобы потом можно было распороть, постирать и сшить обратно, а потому шов намёточный.Шаблон:Нужно пояснение
  • Изогнутых швов. Поэтому существует класс швейных машинок, которые годятся для японской одежды, но не годятся для европейской.[1]
  • Вытачек. И в принципе подгонки по фигуре.

В большинстве азиатских стран главным элементом одежды является халат, а не рубаха и штаны, как в Европе. Япония в этом смысле не исключение. Халатом в данном случае является кимоно.

У него есть воротник, доходящий как и до подола, так и до пояса. Часто он красится в темный цвет.

Европейское правило «мальчики запахивают направо, девочки — налево» для кимоно не действует. Кимоно надевается с запахом налево только на покойников, в остальных случаях — только направо. Впрочем, в совсем уж глухой древности, в период Нара, встречались и варианты, когда кимоно запахивали налево.

Кимоно обязательно подпоясывается поясом оби. Мужской оби тонкий (10 см в ширину) и завязывается спереди, на животе простеньким узлом. Женский же широкий (30 см) и завязывается на спине очень сложным узлом, коих существует очень много[2]. Парадное женское кимоно подвязывается не менее чем тремя поясами.

У нестарых женщин подмышки кимоно не зашиты, чтобы оставить отверстия для вентиляции и возможности покормить ребенка грудью.

Незамужние девушки на праздничные дни носят фурисодэ — ярко украшенное кимоно с длинными рукавами (длина может до одного метра). Замужние на праздники носят томэсодэ — чёрные кимоно с узором у подола. Как и замужним, так и не замужним женщинам праздничным кимоно служат хомонги и цукэсагэ. Главное отличие этих видов кимоно в том, что цукэсагэ менее праздничный и узор есть только у подола и на рукавах (на правом сзади, а на левом спереди), тогда как хомонги всё покрыто узорами. Иногда рисунок занимает всю площадь хомонги, из-за чего оно становится похожим на картину. На чайную церемонию надевается иромудзи — одноцветное кимоно с вышитым рисунком. У иромудзи, как и у хомонги и цукисагэ рукава короткие, в отличие от фурисодэ.

Кимоно придворной аристократии — многослойные: множество очень тонких до прозрачности кимоно надеваются друг на друга.

Одежда делится на уваги и ситаги. Уваги — то, собственно видят люди, верхняя одежда. Ситаги — то, что непосредственно контактирует с кожей, нижнее бельё. Сейчас вместо нижнего кимоно часто носят белый шарфик.

Представители некоторых профессий (гонцы-хикяку, барабанщики) надевали полунагрудник-полуфартук мунэатэ (букв. «нагрудник»), он же харагакэ. «Насисьник» с таким же названием является принадлежностью японских лучниц, мужчины-лучники при этом грудь оголяют, если без доспеха (в доспехе поверх груди крепят лакированную кожаную пластину, чтобы тетива не цеплялась за шнуровку пластин доспеха, а соскальзывала). Что касается фартуков, то его разновидность каппоги встречается и сейчас среди поваров. Каппоги отличается от других видов фартука тем, что у него есть рукава.

Самый главный ляп, связанный с этим предметом одежды: словом «кимоно» обозначают именно и только верхний халат, являющийся главной частью и мужского, и женского костюма, либо же спортивную одежду (правильное название кэйкоги).

На самом деле глагол «киру», от которого образовано слово «кимоно», означает «набрасывать на плечи». Таким образом, кимоно — то, что надевается на верхнюю часть тела. Дзюбан, хантэн, катагину, каригину, ситаги — все это тоже «кимоно». А для того, что носят ниже пояса, есть другой глагол — «хаку». Соответственно, никакие штаны не могут назваться «кимоно».

Другая верхняя одежда[править]

  • Мино — плащ-дождевик из соломы. Изначально носился простым народом, но, как и каса, после войны Гэмпэй стал носиться более высокими сословиями.

Как уже было сказано выше, штаны в восточном костюме не являются главным элементом, поэтому штаны всегда были «унисексом» — их носили как и мужчины, так и женщины. Разница заключается в том, что мужские штаны подвязываются на пояснице, а женские — на талии. Штаны надеваются на кимоно благодаря двум пришитым пояскам и имеют вырез, внезапно на боках, чтобы их было удобнее надевать. Существуют два вида японских штанов:

  • Хакама — широкие штаны, похожие на шаровары. Известна как часть униформы в айкидо, но носится также и другими хранителями традиционной японской культуры (музыкантами, актёрами традиционных театров) а также учительницами на выпускных. В средневековье их ношение считалось прерогативой духовенства, самураев и знати, а их ношение выходцами из других сословий не во время особых случаев (например, на собственной свадьбе) жестоко каралось. В эпоху Хэйан хакама могли достигать неописуемой длины, так что волочились за своим носителем как шлейф. Такие штаны назывались нагабакама. Уже после Хэйан по придворному этикету самурай при входе на аудиенцию к императору или сёгуну должен был вместо обычных хакакма надеть нагабакама, чтобы не смог, неожиданно прыгнув, атаковать, А те, кто имел привилегию войти на аудиенцию с мечом должны, вместо боевого меча взять жестяной цуруги в роскошных золотых ножнах. Во время войны хакама ниже колен стягивались обмотками кяхан или поножами.
    • Игабакама — разновидность хакама, носившаяся крестьянами из провинции Ига и стереотипными ниндзя. Штанины намного уже, чем у обычных хакама и имеют длину до колен.
  • Момохики — узкие, рабочие штаны. Не стыдились ими пользоваться и самураи, правда, только в качестве нижних штанов. Возможно, именно их носили ниндзя, так как в хакама, хоть и стянутых обмотками, неудобно лазить и бегать. На самом деле ниндзя носили другой вид штанов.

Мужчины в качестве нижнего белья использовали набедренную повязку фундоси, внешне немного похожую на современный подгузник. Женщинам нужно было закрывать еще и грудь, поэтому был вариант фундоси, который надевался как фартук и пропускался между ног. (Но воительницы, бывало, щеголяли в коротком кимоно, удобном в бою, и мужском фундоси.) Среди гейш было принято фундоси не носить. Дети тоже их не носили.

Затем мужчины надевали ситаги, а женщины — хададзюбан. Женское белье могло дополняться несшитой юбкой косимаки.

В холодное время года и мужчины, и женщины могли надеть поверх хададзюбана еще и нагадзюбан.

Ещё в качестве нижнего белья мужчины использовали хантако — укороченный вариант момохики, похожий на трусы-семейки. Хантако вместе с широким белым поясом харамаки являлись частью униформы служащих игорных домов, где собирались якудза. В эпоху Эдо разноцветные (в основном синие) хантако носили крестьяне.

Головные уборы[править]

Играли важную роль, поскольку являлись показателем социального статуса владельца. Однако в быту древние японцы старались обходиться без них и ходить с непокрытой головой, благо климат позволяет, а до европейских традиций…

  • Каса — соломенная шляпа. В древности считалась головным убором простонародья. Однажды знатная дама Сэй-сёнагон, проезжая мимо поля, где работали крестьяне, изумилась тому, какие странные штуки носят они на головах. Но после войны Гэмпэй, когда самураи из служивых простолюдинов превратились во дворян, каса широко вошла в жизнь более высоких сословий.
    • Амигаса — вариант каса, полностью закрывающий лицо, с узким «окошечком» для обзора впереди.
    • Фукаамигаса или тэнгай — вариант каса, больше похожий на бочку. Носится монахами секты комусо и имеют «окошечко» спереди для вида.
    • Сандогаса — каса, похожая на перевёрнутое блюдце, предназначенная для паломничества и путешествий. Носилась чаще всего женщинами.
      • Именно такой штуковиной украшает свою голову Ашра — раскаявшаяся демоница из франшизы Mortal Kombat, косящая под монахиню/послушницу.
    • Итимэгаса — женская каса, появившаяся в эпоху Хэйан. Имеет форму чаши, а иногда и вуаль.
    • Такухацугаса — округлая и плетёная каса. Носится монахами.
    • Итимондзигаса — плоская дзигаса, носившаяся самураями при сопровождении своего даймё, так как в бою она была непригодна. В эпоху Эдо, часто надевалась вообще без доспехов, потому её можно отнести к одежде.
  • Эбоси — шапка из тонкого и окрашенного в черный цвет газа (вид ткани), отличительный головной убор знати, чиновников, каннуси, танцовщиц сирабёси и судей в борьбе сумо. Главное — чтобы её носитель был прошедшим ритуал гэмпуку, то есть только совершеннолетним. Изначально носилась на пучке волос — традиционной японской мужской причёске, в наши дни завязывается на подбородке.
  • Канмури — парадный убор знати и официальная регалия сёгуна и императора. Происходит от китайского колпака путоу, заимствованного ещё в эпоху Нара, современный вид канмури приобрёл, конечно же, в эпоху Хэйан. Канмури носилась с помощью шпилек, закреплённых на особой разновидности пучка.
  • Цунокакуси — косынка, которую носят невесты. Аналог европейской фаты.

В основном традиционная японская обувь представлена разновидностями того, что мы называем «вьетнамками» — сандалий с ремешком, отделяющим большой палец от остальных.

  • Асагуцу — деревянные башмаки, окрашиваемые в чёрный цвет и носившиеся ещё в эпоху Яёй. В эпоху Хэйан носились знатью, а сейчас носят каннуси — синтоистскими жрецами.
  • Куцу — полусапожки из медвежьей шкуры. Носились VIP-всадниками в бою.
  • Момогуцу — лакированные кожаные полусапожки с загнутым носком. Также носились всадниками, а конкретнее конными лучниками.
  • Гэта — деревянная обувь, создающая при ходьбе особый, цокающий звук. Изготавливается из дерева и имеет два высоких каблука-«зубчика», из-за чего их носят в ненастную погоду, чтобы не запачкать носки. Правда, есть разновидности с одним каблуком (иппон-ха гэта или тэнгу-гэта) и с большой платформой (окобо), которую носят майко — ученицы гейш. А есть и сукээто-гэта — обыкновенные коньки. Гэта чаще всего носятся с юкатой — летним лёгким кимоно без подкладки.
  • Варадзи — японский аналог лаптей. Плетётся из соломы или пеньки и дополнительно привязывается к ноге шнурками таким образом, что задник немножко приподнимается и обхватывает пятку. Носятся буддистскими монахами, а раньше носились также асигару, крестьянами и ремесленниками.
  • Дзори — нечто среднее между варадзи и гэта, домашняя обувь. Носится на чайных церемониях, а также как сменная обувь в некоторых школах. Помимо соломы, может делаться из пластика.
  • Фукагуцу — японские валенки. Как-то многовато ассоциаций с Россией… Правда, не валяются из шерсти, а как и варадзи и касы, плетутся из соломы. Ныне фукагуцу сохранились в деревне Гокаяма, где являются популярным сувениром для туристов.
  • Когакэ — латный вариант таби, японский вариант сабатона.
  • Тагэта — рабочая обувь из дощечек крупнее ступни, носилась крестьянами на рисовых плантациях, чтобы не запачкать ноги в грязи.
  • Сэнгай — обувь, вытканная из шёлка, которую носили во дворце придворные дамы.
  • Увабаки — не совсем традиционная, но всё же специфически японская. Это резиновая либо пластиковая обувь, которую школьники, спортсмены и посетители носят в качестве сменки. Фасоны разнятся от почти ботинок до почти балеток, в простейшем случае это фактически обычные галоши.

К традиционной обуви обязательно прилагаются традиционные носки — таби. Они имеют отделённый большой палец и красятся в белый или чёрный цвет.

Есть и рабочая разновидность таби — дзика-таби, имеющая резиновую подошву, которую носят садоводы, фермеры и рикши. Изобретены они, ясное дело, в середине XX века.

  • Гэта с одним зубчиком (тэнгу-гэта)

  • Варадзи = лапти

Комплексы одежды[править]

Одежда жрецов[править]

Как одевались жрецы и жрицы в самом раннем периоде японского национального язычества — синтоизме, нет сведений. Изначально синтоизм был практически шаманством в чистейшем виде с шаманками-мико. В эпохи Нара-Хэйян он был очень сильно реформирован и статус влиятельных мико упал до прислужниц при влиятельных жрецах-камунуси (каннуси), одежда восходит к той же эпохе.

  • Мико, обычно молодые и незамужние девушки, одеваются в общем случае в длинные белые рубахи и широкие красные штаны-хакама (иногда в широкие юбки) и белые сандалии с белыми таби с красными ремешками, носят особые причёски. При совершении религиозных церемоний или в некоторые дни эта одежда может дополняться разными деталями вроде хаори или накидок со священными символами. В древности в мико отдавали девушек только из определенных кланов жрецов.
  • Распространенная ошибка — выдавать эту спецовку мико, например в эпоху Сэнгоку. Сёгуны и до и после этой эпохи нередко жестоко преследовали японское язычество, как сильно связанное с аристократией-кугэ (значительная часть аристократии были выходцами из жрецов синтоизма) и часто культы справлялись полуподпольно. Крестьяне, несмотря на репрессии, стойко держались за свои местные культы. В мико приходилось отправлять девушек уже самого простого происхождения, а ношение хакама, хаори и одежд белого цвета простолюдинками было строжайше запрещено. Массовый выход язычников из подполья и переход к этой одежде — это примета эпохи Мэйдзи, времени реставрации императорской власти.

Одежда придворных[править]

Характерная особенность — множество кимоно и хакама из очень тонкой полупрозрачной ткани надетых друг на друга, часто надетых в таком порядке чтобы цвет одежд плавно менялся изнутри к наружу.

Одежда самураев[править]

Важный атрибут — куртка хаори с вышитым на плечиках и на спине камоном — гербом рода. Хаори надевалась по долгу службы и являлась чем-то вроде атрибута дресс-кода. Часто на подкладку хаори наносят росписи с изображением семи богов счастья, пейзажей и так далее. В торжественных случаях надевалась накидка катагину с характерными плечиками. Катагину всегда был той же расцветки, что и хакама. Средневековое кимоно женщин из самурайского сословия несколько отличалось и от современного и от одежд знати и крестьян. Ему полагалось быть как можно более строгого покроя из одноцветной ткани, но высокого качества и практичных цветов. Полагался самый минимум украшений (обычно в виде гербов-хамонов своей семьи или сюзерена). Одежда замужних женщин и девушек принципиально не отличались.

Одежда крестьян и простых горожан[править]

Помимо вышеупомянутых каса, момохики и варадзи, крестьян отличало наличие куртки хантэн, которая не имела никаких завязок. Кимоно доходило до колен или середины бедра. В непогоду надевали соломенный плащ-дождевик.

Одежда гейш и проституток[править]

Отличительная особенность представительниц древнейшей профессии, точнее, их элиты (тайю и ойран) — огромное количество шпилек в причёске (по менее повышения статуса юным проституткам разрешалось их носить всё больше). В старое время это было не прихотью, а необходимостью — ойран и тайю старались носить как можно более длинные волосы, так как их длина и ухоженность были весьма статусной вещью для репутации. Они обычно укладывались в очень вычурные и сложные причёски.

Также их отличали сандалии на очень высокой платформе (обычным проституткам категорически запрещалось на работе носить обувь, вместо которой обходились обычными для Японии белыми носками с раздельным большим пальцем). Одежда отличалась невероятной вычурностью и яркостью, для её ношения требовались особые навыки. Ойран носили гэта с тремя зубчиками.

Среди многих японских гопниц и некоторых представительниц бесчисленных японских субкультур модно на некоторые местные праздники (мацури) косплеить спецовку ойран.

Важная отличительная особенность наряда гейши от наряда проститутки — манера завязывать пояс. У гейш узел находится сзади (часто развязывать будет проблематично), у проституток спереди (чтобы можно было неоднократно завязывать/развязывать).

Костюм ниндзя[править]

На самом деле ниндзя никогда этот костюм не носили (они старались влиться в толпу, поэтому выходили на задание в самой неприметной одежде), а принадлежит он рабочим кабуки, которые по ходу действия спектакля должны быстро менять костюмы персонажей, декорации, создавать спецэффекты и при этом оставаться незаметными. Для этого он и красится в чёрный, но раньше мог быть тёмно-коричневого, серого и грязно-жёлтого цвета. Но иногда, когда по сюжету персонажа убивал ниндзя, эту роль выполняет рабочий. Так как кабуки появился тогда, когда ниндзя отошли в прошлое, то людская молва наделила их именно таким костюмом.

Итак, стереотипный костюм ниндзя, синоби-сёдзоку, состоит из куртки уваги, особых брюк игабакама, капюшона дзукин с маской, обмоток асимаки, перчаток тэкко и пояса додзимэ.

Униформа пожарных[править]

Кончено, сейчас пожарные в Японии носят такую же униформу, как и во всём мире. Однако на празднике Дэдзомэ-сики (6 января) можно увидеть костюмы пожарных эпохи Эдо. Именно в эту эпоху, а конкретно, в 1643-м и 1658-м годах были учреждены пожарные дружины из самураев и простых горожан соответственно, а в 1659 году впервые прошёл праздник пожарных.

Все предметы униформы должны быть очень тяжёлыми, поэтому шились из плотных материалов, например, хлопка. Главный атрибут униформы — куртка хаппи, чем-то напоминающая хантэн. Хаппи выкрашен в коричневый цвет или в индиго, на спине вышит логотип пожарной части[3]. Перед тушением хаппи обычно смачивали водой.

Ещё отличительным атрибутом был матои — двухметровый шест с логотипом части и плюмажем, напоминавший бунчук, вымпел или знамя. Матои служил опознавательным знаком той или иной пожарной части.

Современная школьная форма[править]

Япония — одна из немногих стран мира, где ношение школьной формы строго обязательно. Несмотря на то, что она происходит от самых что ни на есть европейских прототипов, за 100 лет самостоятельного развития она приобрела собственные характерные черты и фактически стала одним из узнаваемых символов Японии. Её, пожалуй, уже можно считать национальной одеждой.

Школьная форма для девочек[править]

Происходит от матроски — очень популярной в начале XX в. на Западе одежды в матросском стиле (тогда так одевались не только дети, но и взрослые). Изначально были короткая (по тем временам!) юбка и блуза с отложным воротником в матросском стиле в черно-синих тонах с галстуком-шейной косынкой (известен как «пионерский» галстук) и обязательно шляпка в виде бескозырки или панамы (младшеклассницы их носят и сейчас). В общих чертах она не особо менялась до 1980-х годов. В современном виде это чаще короткая клетчатая плиссированная юбка, блузка в виде рубашки по фигуре и галстуком в деловом стиле и пиджак. Но тем не менее, за ней так и осталось название сейлор-фуку. Нужно учитывать определённые тонкости для описания особенностей её ношения:

  • В Японии есть старая традиция: школьную форму не покупают индивидуально, а школа заказывает её централизованно у одних и тех же поставщиков в течении десятилетий. Обычно её стоимость оплачивают родители. Поэтому не рекомендуется относиться к ней небрежно: заменить её обычно нелегко (фасоны нередко уникальны), а нарушение формы строго наказывается. При внеплановой её замене девочкам приходится писать подробную объяснительную, а в случае, ещё и если причина будет сочтена неуважительной, могут унизительно отчитать перед классом. Так делается не из жадности, а из воспитательных целей.
  • Обычно форма имеет два комплекта — зимний и летний. Самые пафосные школы имеют ещё и одежду и для торжественных мероприятий!
  • Никаких каблуков (хотя это и вредно для здоровья)! Сандалии, ботинки, полуботинки, балетки.
  • Колготки и чулки недопустимы и сейчас во многих более консервативных школах, раньше же были однозначно запрещены. Если холодно, допустимы длинные гольфы и носки.
  • Школьницам рекомендовалось носить короткие юбки. Но до середины XX века норма — чуть ниже колена, до начала 1980-х — чуть ниже середины бедра.
    • Именно в знак протеста против установленного порядка среди японских гопниц и хулиганок 1970-90-х было принято носить в школьной форме длинные юбки до пят. Издали могло даже показаться, что девушка одета в кимоно! По этой же причине гопники носили широченные штаны, подражая традиционным хакама.
    • В то же время уже довольно долго среди японских старшеклассниц распространена практика подворачивать юбки, в особо запущенных случаях до… границ приличия, а то и за них.
  • В большинстве японских школ обувь и даже сумки являются частью школьной формы.
  • Одежда для физкультуры тоже является частью формы. С конца 1970-х годов до начала XXI в. ею были очень короткие и обтягивающие гимнастические шорты (питтари-бурума, от англ. bloomers — женские шаровары, предназначенные для занятий спортом и езды на велосипеде) и обтягивающую футболку, а до этого шорты были с надутыми штанинами и назывались тёттин-бурума. В последние десять лет они практически вышли из употребления из-за общественной кампании против их ношения.
  • Даже купальник для занятий по плаванию является частью униформы. Фасон сукимидзу менялся несколько раз и изначально имел нечто вроде юбочки.

Школьная форма для мальчиков[править]

Школьная форма для мальчиков тоже происходит от покроя военно-морской формы, но если образцом для формы девочек была матросская одежда, то у мальчиков — офицерская. Прототипом был офицерский китель прямого и строго кроя, с пятью пуговицами, со стоячим неоткладным воротником на крючках черного либо темно-синего цвета. В России схожие модели одежды в ПМВ было принято называть «френч». В Японии такой китель был назван гакураном. С классическим гакураном никаких галстуков не носят, зачастую не носили и рубашек, так как он наглухо застёгивается до самого горла. До ВМВ к гакурану полагались фуражки и перчатки.

Ныне гакуран, как и матроска, выходит из употребления из-за дурной репутации: он был отличительной чертой школьных хулиганов, которым нравилась форма из-за её привлекательности и «обволакивающей тьмы» и которые постепенно либо становились членами банд якудза или гопниками-босодзоку. Кроме того, слово «ран» (蘭, западный, европейский), записанное кандзи 乱, приобретает значение «разбой», а само слово, соответственно, меняет смысл с «западный ученик» на «школьный хулиган». Ему замену приходит костюмы с эмблемой школы на пиджаке.

Но это в средних и старших классах. В младших классах мальчики носят такую же форму, как и у нас: белый верх, тёмный низ. Как и девочки, мальчики обязательно носят головной убор — кепку или шляпу.

В среде хулиганов нередко принято всячески изменять форму: например, перешивать стандартные пуговицы или менять подкладку на другие, вызывающего фасона с драконами и символиками местных банд либо популярных рок-групп.

Во многих ультраконсервативных школах фуражки носили до 1970-х годов. Многие хулиганы и обычные школьники носят их сейчас, иногда заменяя их фуражками и бескозырками невероятных фасонов (например Джотаро Куджо из JoJo в школьном возрасте)

  1. ↑ По крайней мере, так утверждалось в манге «Kuragehime».
  2. ↑ Мнение о том, что узел спереди допустим только у проституток — неверно. Да, проститутки носили узел только спереди, гейши и молодые незамужние девушки — только сзади, но среди замужних женщин (даже самурайского сословия) узел спереди пользовался определённой популярностью, как более простой удобный.
  3. ↑ Раньше хаппи носила прислуга, и на спине был камон (герб) своего хозяина.

posmotre.li

Японская одежда, история национального костюма и современные вариации

Стиль японцев формировался на протяжении многих веков. Он впитал в себя силу природы, окружающего мироздания и среды. Вся японская одежда – уникальный пример сочетания неизменности формы и цветовых мотивов. Это неповторимый многоликий мир образов, в котором каждый элемент существует собственной гармоничной жизнью, составляя единое целое с окружающим миром.

Разновидности

Каждый народ имеет свои устои и набор традиций, которые отражают свое воплощение и в сфере одежды. Япония тому не исключение. Она разветвляется на два истока – вафуку (традиционный стиль) и ёфуку (западный образец). Виды японской одежды разнообразны и эксклюзивны.

Японцы боготворили природу еще с древности и относились к ней, как к живому созданию. Каждый элемент являл заботу мастера, который на ним трудился – будь то камень, дерево, глина или ткань. Художники стремились в малом видеть многое, поэтому старались отражать свое независимое видение. Национальный костюм прошел длительный период эволюции – более тысячи лет. Ему свойственна замысловатая геометрия рисунка, уникальность композиции. Самая первая японская национальная одежда походила на пончо, обрамленное поясом. Зимой их надевали по несколько штук, что послужило базисом для создания традиционного многослойного одеяния.

Древние японцы постоянно носили хакаму (мужчины) и мо (женщины). Эта одежда, созданная по специальным японским выкройкам, представляла собой юбку из нескольких полотен ткани, прикрепленных к длинным поясам. Длина такой юбки доходила до пола. Такая одежда не подчеркивала фигуры, была своеобразной декорацией.

Другим типом национальной одежды Японии стала куртка хаори, которая имела распашной крой и такжениспадала вниз. Привычному кимоно предшествовал еще один тип одежды – косодэ, которую носили как девушки, так и мужчины. Она имела форму широкого халата с прямым кроем и удлиненным рукавом. Традиционно косодэ использовалась как элемент верхней одежды.

Древняя Япония закрепила за кимоно статус национального костюма, название которого произошло от словосочетания «надеваемая вещь». Атрибут отличается простым кроем. Раньше такая одежда говорила о статусе личности – ее возрасте, положении, ранге, даже настроении. Модели кимоно для девушек имеют множество вариантов орнаментации.

Что касается ног, то на них надевались специальные шелковые носки и соответствующая обувь. Традиционно существовало несколько разновидностей обуви:

  • гэта – национальная японская обувь в виде деревянных колодок;
  • дзори – их отличала мягкая подошва, которая крепилась на ноге кожаным ремнем.

Японский стиль в современной одежде обрел статус настоящего культа и сильно отличается от восприятия гардероба европейским жителем. Здесь в части материи видится выражение своего разностороннего внутреннего мира. Красочные кислотные оттенки, нарушающие традиционные устои, иногда могут выглядеть чрезмерно вульгарно, тяжело. Японская мода исключает какое-либо подражание и наследование. Каждый образ – это определенная особенность, ключевая деталь и исключительное самовыражение. Что касается цветовых предпочтений, здесь встречаются сугубо черные тона либо глубокие оттенки зеленого, розового, синего, бордо.

Японские дизайнеры начали удивлять свою публику новшествами в одежде относительно недавно – около ста лет назад. Увлекшись европейским веянием, мэтры стали создавать новые креативные коллекции, отрицающие все старое. Известные японские дизайнеры сделали японский крой популярным и всемирно известным. Таких модельеров как Ямамото, Ханаэ Мори знает весь мир. Они брали за основу европейские образы, дополняя их восточными элементами. Ямамото прославило его моделирование асимметричных изделий черных и белых оттенков. Его асимметричный крой одежды буквально ознаменовался культовым.

В 2007 году Джон Гальяно продемонстрировал миру свою линию одежды в стиле японского оригами. Искусство складывания бумаги повлияло на модельера и воплотилось в его фантастических трудах.

Современная одежда из Японии разрушает представления о мировой моде. Она искусно сочетает в себе геометрические формы и бесформенность. Здесь встречаются как яркие насыщенные оттенки, так и черно-белые одеяния. Отдельно стоит сказать о японской школьной моде. С 1920-х годов в стране были популярными матросские мотивы. На сегодняшний день японская форма имеет единые стандарты. Японских школьников покорил один из основных стилизованных направлений униформы – субкультура каваи. Униформа с пиджаком также пользуется широким спросом среди школьной аудитории. Особенно востребованы жакеты Этон и болеро. Девочки-школьницы любят носить сарафаны и комбинезоны-юбки на подтяжках. Форма в государственных учреждениях более простая, нежели в частных.

До седьмого класса мальчики должны посещать школу в шортах, независимо от погодных условий. После седьмого класса они надевают брюки и пиджак гакуран. Это униформа черного, коричневого или темно-синего цветов. Ограничен и выбор рубашек под пиджаки – разрешен только белый цвет.

Костюм

Национальный японский костюм

Особенности

Японка

Японцы

Современная уличная мода

Японский уличный стиль – популярное направление для современной Японии, который наследуют по всему миру молодые девушки и парни. Термин японского стиля сочетает в себе сразу несколько направлений. Все они похожи и связаны между собой, но обладают рядом различий. Непосвященный человек не сразу заметит разницу:

  • Harajuku – стиль «харадзюку» считается одним из самых безумных, возник в одноименном районе Токио. На этой территории всегда бушевала жизнь. Направление включает сочетание национального стиля, современных элементов моды. Ему свойственно множество ярких аксессуаров, декоративных элементов;
  • Лолита – самый распространенный стиль, который получил широкую популярность на Западе. В нем заключен некий культ инфантильности с акцентом на готику. Здесь встречаются корсеты, оборки, кружева, подъюбники, ленты. Направление “Лолита” призвано подчеркнуть кукольный, детский образ;
  • Гангуро – стиль отличается обесцвечиванием волос, несвойственным темным загаром и контрастным макияжем глаз в черно-белых тонах. В этом стиле встречаются длинные наращенные ресницы, яркие аксессуары. Мини-юбки, высокие каблуки – все в комплексе делает японских девушек схожими с живыми куклами;
  • Косплэй – ролевой наряд, который имитирует полюбившихся анимационных и компьютерных героев;
  • Decora – декорирование образа многочисленными элементами. Девушки носят множество металлических украшений, кулонов, браслетов, колец, цепей. Тут же стиль дополняют звуковые атрибуты – колокольчики, бубенцы;
  • Ко Гал – тинейджерки обожают носить школьную форму. Они также окрашивают волосы в светлые оттенки и наносят на тело автозагар;
  • Kawaii – разновидность трогательного инфантильного стиля. Его приверженцы отдают предпочтение костюмам зверей или игрушек из мультфильмов. Превалирующими цветами являются сине-голубой, белый, розовый и беж;
  • Visual Key – навеян молодежной субкультурой, которая фанатеет от жанра японского панка и глэм-рока. Девушки отдают предпочтение одежде несочетаемых оттенков, обуви на высоком каблуке или платформе, окрашиванию волос в яркие цвета.

Модная вариативность современных японских дизайнеров отличает их коллекции стандартным набором вещей с вкраплением национальных мотивов, элементов свободного кроя:

  • верхние предметы одежды отличаются прямотой форм, свободным покроем, которые слегка облегают силуэт. В одежде тщательно скрывается женская фигура, ее особенности;
  • изделия из тонких полупрозрачных материалов, которые дополняются огромными бантами;
  • задействование пышных сборок, подворотов с целью имитации кимоно;
  • наличие заостренных элементов, плавных переходов, ярких блестящих вставок, декорирование кистями.

Японские тинейджерки обожают завышенную талию, многослойные наряды, бесформенность. Причиной тому послужило мнение, что в безразмерных вещах маленькая японская женщина выглядит очень трогательно и особенно хрупко. Актуальными остаются современные вариации кимоно с силуэтами балахонов. В моде также спортивная одежда различного дизайна. Японские дизайнеры активно работают и в этом направлении. Visual kei - субкультура ЯпонииVisual keiГангуро — дикий бьюти-тренд из ЯпонииГангуроСтиль DecoraDecoraСтиль KawaiiKawaiiСтиль Ко ГалКо ГалСтиль КосплэйКосплэйСтиль ЛолитаЛолитаЯпонский стиль HarajukuHarajuku

Национальный костюм

Кимоно – самая распространенная традиционная одежда. Это своеобразный удлиненный халат. Изделие соединяется на талии специальным поясом оби и имеет удлиненные рукава. Кимоно исключает наличие каких-либо многочисленных деталей, завязок. Кимоно для женщин отличается от мужского тем, что включает в себя двенадцать элементов и надеть его без чьего-либо участия крайне сложно. Одеяние для мужчин более простое, включает пять частей, имеет укороченный рукав. Кимоно принято заправлять слева направо.

Оби – своеобразный пояс, который позволяет затянуть кимоно. Мужская модель зауженная и укороченная, нежели женская. Оби, которым пользовались гейши, достигал метровой ширины, наматывался на талию в несколько слоев, затягивался на нижней области спины в виде банта. Если бант располагается спереди, это свидетельствует о том, что дама замужем.

Юката – разновидность национальной одежды Японии. Являет собой облегченный вариант кимоно из хлопковой или льняной материи. Одежда выполняется без подкладки, чаще встречается в летнее время года. Это также распространенный домашний атрибут. Юката используется после принятия ванн. Существуют как женские, так и мужские модели подобной одежды.

Кэйкоги – исконно традиционный костюм, который включает в состав рубашку и широкие штаны. Преимущественно такая одежда распространена в сфере боевых искусств. Часто можно услышать, как такое сочетание одежды именуют кимоно, что неправильно.

Таби – национальные носки, японские выкройки которых отделяют большой палец от остальных. Такое положение пальцев предусматривает ношение традиционных японских сандалий – гэта. Это специальная обувь с завышенной подошвой, прикрепленной при помощи шнурков или ремешков, идущих от пятки к щели в носке. Такой ремешок разделяет большой и средний палец ноги.

Хакама – так именовалась ткань, которой в Древней Японии обтягивали бедра. Позже задумка трансформировалась в свободные штаны со множеством складок, которые могли носить только самураи и священнослужители. Красные брюки хакама также распространены среди дам аристократического положения.

Японский стиль одежды сплотил странные силуэты с асимметричным кроем наряду с комфортом – это отправная точка для всех японских дизайнеров современности. Популярные японские бренды одежды и марки– Anrealage, Toga, Uniqlo, Y-3.

Видео

Фото

Вариант одежды

Винтажное праздничное платье

Вот еще о японской моде


Как сделать японский костюм

Как составить образ

Кимоно

Костюм

Лолита

Мекка японской моды

Модники

Молодежь в Японии

Молодежь

На улицах Японии

Немалое влияние на современную моду в Японии оказало влияние Америки

Образы

Одежда

Парень

Современная японская молодежная мода

Стиль одежды

Стиль

Стильные наряды японских модников

Что надеть

Экзотическая японская мода

Япония

Японки

Японская мода - 2016

Японская мода - декора

Японская мода

Японская молодежь

Японская национальная одежда

Японская уличная мода

Японские девушки

Японские модники удивляют невероятными образами

Японский street styl

Подростки

Японская мода

odezhda.guru

женские и мужские для японцев, традиционный костюм для девочки, история

Национальный японский костюм отличается непередаваемым, ни с чем не сравнимым колоритом, тонким изяществом стиля, яркой индивидуальностью форм и расцветок. Со времен открытия страны Восходящего Солнца японские мотивы в одежде неизменно будоражат умы и сердца именитых дизайнеров и отъявленных модников.

Немного истории

Первые упоминания японского костюма встречаются еще в древних китайских рукописях. С приходом буддизма в Японию просочилось и китайское влияние на многие сферы жизни, в том числе и одежду. В VII веке японский костюм формируется, наконец, в законченном виде, близком к тому, что мы привыкли видеть в настоящее время. Тогда же появилась и классическая модель кимоно – в виде распашного халата с длинными рукавами.

Стоит отметить, что словом «кимоно» обозначают не только этот вид одежды. Иероглифы, из которых состоит «кимоно», обозначают в сочетании «то, что носят» или «вещь, которую надевают на себя», проще – одежда как вид. В современном языке используются оба значения слова. Для выделения типично японской одежды используют термин «вафуку», в противовес которому употребляют «ёфуку» — одежду западного типа.

Особенности японской национальной одежды

Цвета и оттенки различаются у мужской и женской одежды. Мужской костюм ориентирован, в первую очередь, на практичность и немаркость, поэтому цвета классически подбирались темных или нейтральных расцветок. Принты используются в основном простые геометрические, реже растительные и анималистические. Пояс, обувь и аксессуары тоже выполнены в неброских спокойных тонах.

Женское кимоно призвано продемонстрировать красоту и изящество своей обладательницы, привлечь и ублажить взгляд.

Цвета и оттенки выбираются яркие, насыщенные для праздничной одежды и более спокойные для повседневного ношения. Главный цветовой акцент делается на пояс оби. Часто используются свежие розовые, салатовые, сиреневые, фиолетовые, голубые оттенки. Распространено использование цветочных и растительных принтов, популярны сезонные мотивы – листья кленов момидзи осенью, цветы сакуры, персика или сливы по весне, тонкие иголочки сосны мацу зимой.

Ткани и крой настоящего японского кимоно являются секретом, передающимся по наследству от мастера к преемнику. Издревле ткани изготовляют и расписывают вручную, вручную также сшиваются и распарываются детали. Но это касается только дорогих классических кимоно. Современная индустрия производит большой ассортимент заводских юката, хакама и хаори с типовыми принтами.

Разновидности

Разновидности японского национального костюма полагают под собой отличные каноны одежды для людей разного пола, социального статуса и общественного положения.

Женский традиционный костюм состоит из нескольких слоев одежды, собранных таким образом, чтобы в определенных местах как бы невзначай проглядывала нижняя одежда. К нижней одежде относятся юбка особого фасона «футано» или «косимаки», а также нижняя рубашка «хададзюбан». Верхней одеждой являются кимоно или в ряде случаев хаори, отличающееся наличием незашитой проймы в области подмышек, в которую обязательно должно проглядывать нижнее одеяние. Разумеется, очень важно, чтобы верхнее кимоно и соответствующее ему нижнее были удачно гармонизировано по цвету.

Главным элементом женского традиционного облачения является широкий длинный пояс оби.

Стандартная длина оби достигает четырех-пяти метров. Излишек пояса необходим для того, чтобы завязывать невероятные по своей сложности и красоте банты. В древности способ завязывания банта, цвет и орнамент оби говорили о социальном статусе и семейном положении женщины. Сейчас же бант на оби несет чисто утилитарную и эстетическую нагрузку.

Мужской костюм проще, поскольку включает в себя меньшее количество деталей гардероба и предполагает меньше условностей. Нижней поддеваемой под низ одеждой традиционного облачения считаются косимаки и дзюбан – узкий укороченный халат прямого кроя, а также набедренная повязка из куска ткани «фундоси». Сверху надевается кимоно или хаори – короткая куртка со стоящим твердым воротником, отличающаяся широкими просторными рукавами. Также принято носить хакама – широкие плиссированные штаны, силуэтом напоминающие юбку. Хакама являлось традиционной одеждой воинов и до сих пор используется в качестве униформы во многих боевых искусствах.

Детский костюм является, по сути, уменьшенной и более вычурной копией взрослых вариаций. Детские наряды отличаются более яркими и живописными расцветками, специфическими принтами, приносящими удачу, с цветами и расписными карпами — кои, а также количеством аксессуаров.

Аксессуары и обувь

Традиционная для Японии обувь имеет две популярные модели – гэта и дзори. Дзори представляют собой плетеные безразмерные сандалии с плоской подошвой. Гэта же бывают двух типов. Первый тип гэта выглядит как высокая деревянная скамеечка с одной или двумя ножками, высота которой может достигать порядка десяти сантиметров. Вторая разновидность гэта базируется на массивной деревянной колодке с выемкой снизу.

Гэта крепится к ноге двумя шнурками, закрепленными между большим и указательным пальцами стопы. Специфический крой обуви породил и особые носки «таби» с отделенным большим пальцем. Часто гэта украшают и празднично расписывают, так что некоторые образчики являются самыми настоящими произведениями искусства.

Из аксессуаров японцы обычно используют небольшие тряпичные сумочки и поясные брелоки нэцке.

Женщины часто украшают свои прически специальными гребнями, палочками и вычурными заколками.

Современные модели

Сегодня модели японского костюма идут по пути упрощения. Не секрет, что традиционные костюмы довольно неудобны и тяжелы, к тому же требуют существенных затрат в хранении и эксплуатации. Некоторые разновидности кимоно просто невозможно надеть самому. Поэтому их носят разве что по особо торжественным случаям – на свадьбы, церемонии или исторические фестивали.

В основном, современные японские модницы и модники отдают предпочтение юката – облегченной и более простой модели кимоно. И если изначально юката являлась скромным домашним облачением, то теперь она полноправный элемент гардероба. В ней ходят в гости, по улицам, надевают на праздники и фестивали.

wlooks.ru

Японский национальный костюм

Впервые о костюме древних японцев упоминается в китайских летописях. В них рассказывается о японской царице Химико, которая в III в. стояла во главе племенного союза. У нее была тысяча прислужниц. Японцы уже умели ткать холсты и делать шелковые ткани на простейших ткацких станках. Из этих тканей не только шили одежду, но и использовали их для обмена.
С середины VII в. официальной японской религией стал буддизм. В то время на японский костюм большое влияние оказывает китайская одежда (особенно церемониальная). В 701 г. специальным кодексом было зафиксировано три типа костюма: церемониальное платье, придворное платье и платье для чиновников.

Мужской костюм

Древние японцы в качестве одежды использовали широкое, сшитое из нескольких кусков, полотнище.
Позже нижней одеждой стали рубашка и штаны, а верхней — «кину», наподобие сюртука, и «хакаса» — юбка-брюки.
Простые люди носили рубаху с длинными рукавами, подвязанную веревкой, и штаны.
Нижней поясной одеждой у японских мужчин была набедренная повязка — «фундоси», которая представляла собой прямоугольный кусок белой хлопчатобумажной ткани. Ее обертывали вокруг талии, завязывали узлом и пропускали один конец между ног, закрепляя его за поясом. Поверх фундоси японцы надевали еще одну нижнюю одежду — «косимаки», несшитую юбку, которая оборачивалась вокруг бедер и закреплялась лентой на талии.
Нижней плечевой одеждой японцев был «дзюбан» — прямой узкий халат длиной до середины бедра с короткими широкими рукавами. Стоячий воротник дзюбана спереди на полочках переходил в полоску ткани — «окуми». А сверху на воротник нашивался еще один белый воротничок — «ханэри».
Верхняя одежда японцев также состояла из плечевой и поясной. К плечевой относились «кимоно» и «хаори».
Кимоно появилось в VII-VIII вв. и вначале служило нижней одеждой, но затем превратилось в универсальную распашную одежду, похожую на туникообразный халат с длинными рукавами.

покрой кимоно

Кимоно делается из прямых полотнищ ткани, которые перекидывают через плечи и соединяют посередине на спине швом. По бокам полотнища сшиваются, а в широкие проймы вшиваются рукава. Рукава часто бывают гораздо шире проймы, и тогда вся их оставшаяся часть сшивается по срезам. Нижняя часть рукавов получается сшитой с трех сторон и представляет собой своеобразные висячие карманы, которые японцы используют для мелких вещей. У кимоно нет застежек, оно запахивается слева направо и подвязывается на бедрах поясом-«оби». Оби надевались во всех случаях — в повседневной жизни, в официальной обстановке, в праздники.
Хаори — еще один вид плечевой верхней одежды японцев. Это довольно короткая распашная прямая куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником. В отличие от кимоно, хаори не запахивается, а соединяется впереди с помощью тесемок, которые завязываются бантом.
Верхняя поясная одежда мужчин — хакама, широкая и длинная, до самых щиколоток, напоминающая юбку-брюки с жесткими складками спереди и сзади. У этих штанов были боковые разрезы от талии до бедер, и обе их части пришивались к двум поясам с длинными завязками.
Парадно-церемониальный мужской японский костюм («рэйфуку») сохранился почти в неизменном виде со времен феодализма до наших дней. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.
В традиционном японском костюме нет карманов, и мужчины прикрепляли к поясу шнурком кошелек, табакерку, трубку, а при помощи нэцкэ — разные мелкие вещи. Нэцкэ — это брелок, который вначале имел форму пуговицы или палочки, а затем превратился в миниатюрную скульптуру из дерева или кости, размером около трех сантиметров.

Женский костюм

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в. женский костюм упрощается.
С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

на мужчине: двойное кимоно, штаны, подвязанные ремешками, обувь-гэта

на женщине: кимоно с пышным оби, сложная причёска с декоративными шпильками

 

На женщине: кимоно с волнообразным орнаментом, длинный пояс-оби, обувь-дзори

На мужчине: хакама и верхнее кимоно

Обувь

Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы

Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика

Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян.

mir-kostuma.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *