Иная реальность, отзывы, расписание и билеты на спектакль, Москва – Афиша-Театры
Спектакль в Москве
Купить билетыО спектакле Расписание
Уникальное шоу ВЕРНУВШИЕСЯ, поставленное по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения», возвращается в Москву в тот самый Особняк Дашков, 5, где шесть лет назад обрел форму и был представлен публике непривычный для российского зрителя жанр иммерсивного спектакля.
Вскоре, спектакль в новом формате по достоинству оценили многочисленные зрители, став завсегдатаями в Особняке, шоу было номинировано на театральную премию «Золотая маска».
Действие разворачивается одновременно во всех пространствах четырехэтажного особняка. Зритель становится активным наблюдателем с полной свободой перемещения, вольный выбирать собственный путь, создавать уникальную историю и, с каждым новым визитом в Дом семьи Алвинг, переосмысливать происходящее через призму постоянно меняющегося личного опыта.
Профессиональные актеры, работающие в особой технике, воссозданные интерьеры начала 20 века, насыщенные огромным количеством значимых деталей, ароматы, световое и звуковое оформление – всё это создает внутри Дома иную реальность, в атмосфере которой разворачивается действие.
Происходящее в доме семьи Алвинг — это наша жизнь в миниатюре. Выбор движет героями пьесы Ибсена, делая их отражением самих зрителей. Ещё одна яркая особенность спектакля — принцип дуализма, позволяющий максимально подробно и красочно раскрыть героя, его внутренний мир, мечты и желания через противопоставления: семейных устоев и равноправии полов, чувств и материальных ценностей, жажды свободы с трагедией её обретения.Информация предоставлена Организатором
ЖанрыПремьеры, Иммерсивный
Возраст18+
Дата премьеры1 декабря 2022
Продолжительность2 часа 30 минут
Участники
9Мигель
Режиссёр
Кристина Асмус
Актер
Дарья Мороз
Актер
Валерия Шкирандо
Актер
Алексей Карпенко
Актер
Кирилл Нагиев
Актер
Роман Евдокимов
Актер
Елизавета Шакира
Актер
Анвар Халилулаев
Актер
Специальные предложения
Место проведения
Особняк «Дашков, 5»
АдресДашков пер.
, 5
Парк культуры
Подборки «Афиши»
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Москве
-20% на новогоднее ледовое шоу Татьяны Навки
Ваш тайный Санта: каникулы для взрослых в Питере
самых ярких, блестящих и веселых новогодних елок Москвы
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Иммерсивное шоу «Вернувшиеся»
- Анонс
—
Первое настоящее иммерсивное шоу в Санкт-Петербурге.
Театральный проект с эффектом полного погружения в особняке на Дворцовой набережной приглашает окунуться в реалистичное шоу по пьесе Ибсена «Привидения».
В Петербурге премьера шоу состоялась в октябре 2019 года и уже спустя 3 месяца «Вернувшиеся» стали победителями премии KudaGo в номинации «Театр: спектакль года».
Театр на Дворцовой набережной — это четырехэтажный особняк XVIII века в самом центре культурной столицы, 50 уникальных оборудованных комнат, 18 персонажей шоу и три часа глубокого погружения в мир людских пороков и желаний.
В основу постановки иммерсивного драматического спектакля «Вернувшиеся» легла пьеса «Привидения» знаменитого норвежского писателя и отца новой драмы Генрика Ибсена. Драматургия дуализма и выбора – это то, чем одержимы и гонимы ибсеновские персонажи. Все события, произошедшие в доме семьи Алвингов, это настоящий мини-сценарий жизни, где каждый найдёт отражение себя.
Что ждёт зрителей внутри?
Этот спектакль — глубокое художественное произведение и в то же время эксперимент по развитию самосознания, где зритель (а вернее, соучастник) взаимодействует с героями и пространством, может увидеть свою жизнь со стороны и испытать сильное личное переживание.
Всё начинается в ту самую секунду, когда зритель входит в особняк.
Автор пьесы Генрик Ибсен — основатель новой драмы, направления в драматургии рубежа XIX-XX веков, которое заостряет внимание не на внешних обстоятельствах, а на внутреннем мире героев. Язык новой драмы близок к разговорному, а её проблематика затрагивает те моменты социальной жизни, которые обычно замалчиваются. Ибсен — один из самых востребованных драматургов на современной сцене. Одна из ключевых тем спектакля — тема выбора. Каждый человек окружён тысячами возможностей и создаёт свою жизнь, принимая решения, порой непростые. Происходящее в доме Алвингов — это наша жизнь в миниатюре. Выбор движет героями пьесы Ибсена, делая их отражением самих зрителей. Ещё одна яркая особенность спектакля — принцип дуализма, позволяющий максимально подробно и красочно раскрыть историю за отведённое время. Дуальность выражена и в противопоставлениях: семья и равноправие полов, чувства и деньги, жажда свободы и трагедия её обретения, быт и высокие мечты.
Об исполнителях
В спектакле играют любимые многим актеры, часть из которых известна зрителю еще по шоу «Безликие». Уникальная труппа, владеющая специальными техниками иммерсивного жанра. Актеры так же хорошо оснащены физической и пластической формой; благодаря режиссеру и хореографу шоу Мигелю, в постановку включено множество разнообразных хореографических сцен. Некоторые исполнители известны петербуржцам по своим работам в БДТ, театре им. Ленсовета, МДТ, Мюзик-холле и других классических театрах культурной столицы.
Перед посещением шоу обязательно ознакомьтесь с правилами шоу.
·Шоу строго 18+. При входе необходимо предъявить паспорт.
·Билет можно предъявить также в электронном виде с экрана вашего смартфона.
·Вход в особняк осуществляется по времени, указанному на ваших билетах.
· Организаторы оставляют за собой право отказать нарушителям правил в посещении шоу без возмещения стоимости билета.
·Общая продолжительность шоу — до 3х часов.
·Организаторы рекомендуют всем гостям путешествовать в шоу поодиночке для максимального погружения в атмосферу особняка. Тем интереснее будет после поделиться своими впечатлениями с друзьями.
·В шоу использованы современные световые и звуковые эффекты — они могут стать причиной сильного эмоционального потрясения, поэтому мы не рекомендуем посещать шоу беременным женщинам и лицам, страдающим от клаустрофобии и эпилепсии.
·Во время проведения шоу строго запрещена любая фото-, кино- и видеосъемка. Вся техника (включая телефоны, смартфоны, планшеты, фото- и видеокамеры) должна быть отключена.
·Повторный вход в особняк запрещен на протяжении всего шоу. Исключение составляют форс-мажорные обстоятельства. Обязательно предупредите администраторов и службу безопасности особняка.
На шоу доступно 2 вида билетов:
1. Входной билет.
2. VIP-билет (Обладатель VIP-билета сможет увидеть расширенную версию шоу, получит гарантированный персональный театральный опыт с героями спектакля, ресторанное обслуживание в комфортной lounge-зоне и доступ к бару с напитками).
Внимание: шоу 18+, организаторы могут потребовать паспорт на входе и отказать в посещении без компенсации стоимости билета
Билеты https://moshkov2.ru/vernuvshiesya/bilety/
Теги Иммерсивный спектакльГенрик Ибсен (1828-1906) и его пьеса «Кукольный дом» (1879)
Норвежский драматург Хенрик Ибсен (1828-1906) сделал себе настоящее имя в середине девятнадцатого века, когда он занялся традиционной моделью брака и ролью о женщине в доме в пьесе « Кукольный дом », впервые поставленной в Копенгагене, Дания, в декабре 1879 года. Героиня Ибсена Нора шокировала современную публику тем, что бросила мужа и детей в попытке найти себя — попытка, в значительной степени неслыханная для период времени. Женщины девятнадцатого века должны были оставаться дома и с удовольствием заботиться о своих мужьях и детях. Прямая критика Ибсеном этой социальной нормы поставила его в центр споров о гендере и роли женщин в то время, когда в Северной и Западной Европе создавалось множество женских феминистских организаций.
Хенрик Ибсен родился в состоятельной купеческой семье в Шиене, Норвегия, в 1828 году. После женитьбы на Сюзанне Торесен он перевез свою семью в Италию в 1858 году, пытаясь добиться финансового успеха. В течение следующих 27 лет Ибсен жил в своего рода добровольном изгнании в Италии и Германии, прежде чем вернуться в свою родную Норвегию до своей смерти в 1906 году. Хотя Ибсен написал большую часть своих работ, живя в Италии или Германии, он часто использовал Норвегию в качестве своего окружения. Его пьесы были противоречивы как по содержанию, так и по драматическому стилю. Ожидалось, что театр девятнадцатого века будет отражать модель мира со строгой моралью, которая соответствует представлениям общества о семейной жизни и приличиях. Однако Ибсен редко соответствовал этим ожиданиям и использовал свои пьесы как средство социальной критики. Хотя он никогда прямо не называл себя феминисткой, многие работы Ибсена, в том числе его самые плодотворные, Кукольный дом, показал, что он много думал о гендерных отношениях и нормах.
Его идеи отражали растущее формирование женских организаций, выступающих за избирательное право и равные политические и социальные права в конце века.
« Кукольный дом » Ибсена, возможно, является его самым большим заявлением о женщинах и гендерных отношениях. В центре пьесы семья Хельмеров: Нора, Торвальд и их дети. Ибсен демонстрирует неравенство в динамике власти между Норой и Торвальдом в начале пьесы. Торвальд был бы нежен с Норой, но называя ее своим маленьким «жаворонком» и «белкой», одновременно отчитывая ее за то, что она слишком много тратит на рождественские подарки или поедает миндальное печенье. Для Торвальда Нора всегда была его «маленьким» чем-то, по-видимому, символизирующим как его обладание ею, так и его взгляд на нее как на меньшее, чем полноценное человеческое существо. Через появление ее старой подруги миссис Линде и раскрытие ее давней лжи Торвальду о ссуде, которую она взяла, чтобы помочь им в финансовом отношении, Нора приходит к осознанию того, что она была сторонним наблюдателем в ее собственном браке и семье.
Поняв, что она была просто соучастником Торвальда, и до замужества с отцом Нора решает покинуть свою семью и отправиться в путь самостоятельно.
Спектакль бросил вызов основным представлениям общества о семье и роли женщин и мужчин в отношениях. Нормы девятнадцатого века все еще ограничивали женщин домашней сферой и обычно рассматривали женщин как легкомысленных и неспособных принимать трудные или сложные решения. Персонаж Норы прямо бросает вызов этому представлению, поскольку она приняла то, что можно было бы считать чисто мужским решением, взяв тайный кредит за спиной своего мужа. Внезапное осознание Норой того, что она на самом деле не довольна своей жизнью и просто играет роль, стало угрожающим для многих современных консервативных мужчин. Она представляла женщин, бросающих своих мужей и детей, и означала распад семьи.
В конце концов, то, что Нора оставила своих детей, было, пожалуй, наиболее трудным для восприятия современными зрителями, поскольку женщины должны были в первую очередь заботиться о детях из-за их естественных инстинктов.
В этой пьесе Ибсен критикует идеал брака девятнадцатого века и демонстрирует — через Нору — как жизнь без какой-либо индивидуальности или выбора неудовлетворительна и даже пуста. Эта смелая критика, безусловно, заработала Ибсену репутацию противоречивого человека, но по мере развития общества пьеса и другие произведения Ибсена становились все более и более популярными. К ХХ веку 9«0003 Кукольный дом » — самая популярная пьеса в мире.
Ибсен и Кукольный дом остаются очень актуальными и сегодня, поскольку они посылают сообщение о социальной ответственности и признании наших собственных социальных позиций. Ибсен мог легко написать пьесы, которые следовали бы очень жестким театральным «правилам» девятнадцатого века, но вместо этого он решил использовать свой писательский талант, чтобы привлечь внимание к проблемам в обществе, независимо от связанного с ними дискомфорта. Хотя некоторые женские организации становились все более и более распространенными во время публикации Ибсена, большинство групп избирательного права и равных прав не были в полном разгаре до 1880-х и 189-х гг.
0 с. Ибсен, должно быть, знал и, вероятно, приветствовал споры, которые возникнут вокруг этой пьесы. Ибсен показывает, что, даже если мы не принадлежим к определенной группе или демографической группе, все равно важно оценить их место в нашем обществе и увидеть, что мы можем улучшить. Точно так же осознание Норой своего положения в жизни как соучастника своего мужа остается очень актуальным в современном обществе. Я считаю, что, не примирившись с нашими собственными политическими, социальными или экономическими реалиями, мы остаемся бессильными изменить их.
Всем, кто интересуется более доступной версией пьесы, я рекомендую экранизацию «Кукольный дом » 1973 года, которую можно найти на YouTube.
Джессика Томпсон , химия, класс 2020
Источники
Литература и веб -сайты- BASESER, ABDUL A., SOFIA DILDAR и FAREHA. «Использование символического языка в «Кукольном доме» Ибсена: феминистская перспектива».
Язык в Индии 13, вып. 3 (2013). http://www.languageinindia.com/march3013/baseer.pd - Фукс, Рэйчел и Виктория Томпсон. Женщины в Европе девятнадцатого века, 137–154 и 162–176. Бейзингсток и Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2005.
- «Генрик Ибсен». Википедия, по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Henrik_Ibsen (по состоянию на 13 апреля 2018 г.).
- Ибсен, Хенрик. Кукольный дом. Перевод Уильяма Арчера. Лондон: Т. Фишер Анвин.
- Рекдал, Энн М. «Женское наслаждение: анализ произведения Ибсена Et dukkenhjem». Скандинавские исследования 74, вып. 2 (2002): 149-180.
- Изображение 1: Источник
- Изображение 2: Источник
- Изображение 3: Источник
Генрик Ибсен | Биография, пьесы и факты
Ибсен, Хенрик
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 20 марта 1828 г. Шиен Норвегия
- Умер:
- 23 мая 1906 г.
(78 лет)
Осло
Норвегия
- Известные работы:
- «Кукольный дом» «Враг народа» «Бренд» «Катилина» «Призраки» «Гедда Габлер» «Маленький Эйольф» «Любовная комедия» «Пер Гюнт» «Росмерсхольм» «Император и Галилеянин» «Дама с моря» «Мастер-строитель» «Претенденты» «Дикая утка»
- Механизм/стиль:
- реализм
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Почему Генрик Ибсен важен?
Генрик Ибсен — крупнейший норвежский драматург конца 19 века, представивший на европейской сцене реалистические современные пьесы, призванные разоблачать социальные пороки. Он писал пьесы о обыкновенных людях, но извлекал из них озарения сокрушительной прямоты, великой тонкости и случайных вспышек редкой красоты.
Каким было детство Генрика Ибсена?
Хенрик Ибсен родился в Шиене, небольшом лесопромышленном городке на юге Норвегии. Его отец был уважаемым торговцем в сообществе до 1836 года, когда он обанкротился.
Чем занимался Генрик Ибсен?
Сначала в Бергене, а затем в Норвежском театре в Христиании Генрик Ибсен работал режиссером и драматургом, пытаясь создать «национальную драму». Его ранние пьесы не имели успеха, и Норвежский театр обанкротился. Он покинул Норвегию в 1864 году и написал большую часть своих лучших работ за 27 лет жизни за границей.
Что написал Генрик Ибсен?
Генрик Ибсен писал пьесы. Его ранние произведения написаны в стихах, а более поздние — в прозе. Самые известные пьесы Ибсена включали Кукольный дом , Гедда Габлер , Пер Гюнт , Дикая утка , Бранд и Росмерсхольм .
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Хенрик Ибсен , полностью Хенрик Йохан Ибсен , (род.
20 марта 1828, Шиен, Норвегия — умер 23 мая 1906, Христиания [ранее Христиания; ныне Осло]), крупный норвежский драматург конца 19 века, который представил на европейской сцене новый порядок морального анализа, который был помещен на строго реалистический фон среднего класса и развивался с экономией действий, проницательным диалогом и строгим мышлением.
Молодость
Ибсен родился в Шиене, маленьком неуклюжем городке на юге Норвегии. Его отец был уважаемым торговцем в обществе до 1836 года, когда он навсегда обанкротился. В результате он погрузился в ворчливую нищету, которую замкнутая и мрачная религиозность его жены никак не смягчала. Не было искупления семейных несчастий; как только он смог, в возрасте всего 15 лет, Хенрик переехал в Гримстад, деревню с населением около 800 человек в 70 милях (110 км) вниз по побережью. Там он скудно зарабатывал на жизнь учеником аптекаря, ночами готовясь к поступлению в университет. И в этот период он использовал свои немногочисленные минуты досуга, чтобы написать пьесу.
Первые постановки и режиссура
Эта работа, Катилина (1850; Катилина ), выросла из латинских текстов, которые Ибсен должен был изучить для своих университетских экзаменов. Хотя это и не очень хорошая пьеса, она показала естественную склонность к театру и воплотила темы — мятежный герой, его деструктивная любовница, — которые будут занимать Ибсена всю его жизнь. В 1850 году он уехал в Христианию (известную с 1925 года под старым названием Осло), готовился там к вступительным экзаменам и поселился в студенческом квартале, но не в классах. Ибо театр был у него в крови, и в возрасте всего 23 лет он получил должность директора и драматурга в новом театре в Бергене, где ему приходилось каждый год писать новую пьесу.
Это была замечательная возможность для молодого человека, стремящегося работать в драме, но это привело Ибсена к ряду страшных проблем, с которыми он был плохо подготовлен. В средневековых исландских сагах Норвегия обладала героической, суровой литературой уникального великолепия, но на сцене, на которой эти материалы должны были быть поставлены, тогда господствовала салонная драма французского драматурга Эжена Скриба и актеры, актерские традиции.
и язык Дании. Из этих материалов молодому Ибсену было предложено создать «национальную драму».
Сначала в Бергене, а затем в Норвежском театре в Христиании с 1857 по 1862 год Ибсен пытался из несочетаемых ингредиентов приготовить вкусное драматическое блюдо. Помимо написания пьес, которые были ему не по душе и неприемлемы для публики, он много занимался режиссурой. Он был слишком заторможен, чтобы стать сильным режиссером, но слишком умен, чтобы не извлечь из своего опыта много практической сценической мудрости. После того, как он переехал в Христианию и после женитьбы на Сюзанне Торесен в 1858 году, он начал развивать качества независимости и авторитета, которые раньше были скрыты.
Две из последних пьес, написанных Ибсеном для норвежской сцены, несут признаки новой духовной энергии. Kjaerlighedens komedie (1862; Комедия любви ), сатира на романтические иллюзии, была крайне непопулярна, но выражала подлинную тему антиидеализма, которую Ибсен вскоре сделал своей собственной, и в Kongsemnerne (1863; ) Претенденты ) он драматизировал таинственную внутреннюю власть, которая делает человека мужчиной, королем или великим драматургом.
Эта одна пьеса была фактически национальной драмой, которую Ибсен так долго искал, и вскоре она будет признана таковой. Но это произошло слишком поздно; хотя пьеса была хороша, театр в Христиании обанкротился, а карьера Ибсена как сценариста, по-видимому, подошла к концу.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Самостоятельное изгнание:
Пер Гюнт , Кукольный дом и Призраки Но смерть его театра стала освобождением Ибсена как драматурга. Не заботясь о публике, которую он считал мелочной и нелиберальной, не заботясь о традициях, которые он считал пустыми и претенциозными, теперь он мог писать для себя. Он решил уехать за границу и подал заявку на небольшой государственный грант. Он был удостоен ее части и в апреле 1864 года уехал из Норвегии в Италию. В течение следующих 27 лет он жил за границей, в основном в Риме, Дрездене и Мюнхене, возвращаясь в Норвегию только с короткими визитами в 1874 и 1885 годах.
вкус во рту.
С собой в ссылку Ибсен привез фрагменты большой полудраматической поэмы, получившей название Марка . Его центральная фигура — динамичный сельский пастор, который занимается своим религиозным призванием с пламенной искренностью, которая превосходит не только все формы компромисса, но и все следы человеческого сочувствия и тепла. «Все или ничего» — это требование, которое его бог предъявляет к Брэнду, а тот, в свою очередь, предъявляет к другим. Он моральный герой, но он также моральный монстр, и его сердце разрывается от страданий, которые его моральная программа требует, чтобы он причинил своей семье. Он никогда не колеблется, никогда не перестает возвышаться над окружающими его мелкими соглашателями и духовными ленивцами. Однако в последней сцене, где Бранд стоит в одиночестве перед своим богом, из лавины гремит голос, который, хотя и сокрушает пастыря физически, но и отвергает всю его нравственную жизнь: «Он — бог любви», — говорит голос из на высоком.
Таким образом, пьеса является не только обличением ограниченности, но и трагедией духа, превосходящего ее. Поэма поставила читателей не просто перед выбором, а перед тупиком; героическая альтернатива была также разрушительной (и саморазрушительной) альтернативой. В Норвегии Клеймо пользовалось огромным успехом, несмотря на то, что (и отчасти из-за этого) его основное значение было столь тревожным.
Вслед за Брэндом (1866 г.) последовал Пер Гюнт (1867 г.), еще одна драма в рифмованных куплетах, представляющая совершенно противоположный взгляд на человеческую природу. Если Бранд — моральный монолит, то Пер Гюнт — прыгающий блуждающий огонек, жизнерадостный и эгоцентричный оппортунист, бесцельный, уступчивый и совершенно беспринципный, но остающийся милым и любимым негодяем. Дикая и насмешливая поэзия Пер Гюнт закончился тем, что затмил Марку в народном мнении. Но эти две фигуры являются взаимозависимыми и противоположными типами, которые под разными личинами проходят через большую часть классического творчества Ибсена.
Как Дон Кихот и Санчо Панса, они являются универсальными архетипами, а также незабываемыми личностями.
Этими двумя поэтическими драмами Ибсен выиграл битву с миром; сейчас он сделал паузу, чтобы обдумать свое будущее. Философско-историческая драма о римском императоре Юлиане Отступнике давно была у него на уме; он закончил ее в 1873 году под названием Kejser og Galilaeer ( Император и Галилеянин ), но в 10-актной форме, слишком расплывчатой и дискурсивной для сцены. Он написал современную сатиру, De unges forbund (1869; Лига молодежи ), а затем, после многих предварительных набросков, прозаическую сатиру на политику маленького городка, Samfundets støtter (1877; Столпы общества ). Но Ибсен еще не нашел своего собственного голоса; когда он это делал, его эффект заключался не в критике или реформировании общественной жизни, а в том, чтобы взорвать ее. Взрыв произошел с Et dukkehjem (1879; Кукольный дом ).
В этой пьесе рассказывается об очень обычной семье — управляющем банком по имени Торвальд Хельмер, его жене Норе и их троих маленьких детях. Торвальд мнит себя этичным членом семьи, а его жена берет на себя роль довольно безответственной, чтобы польстить ему. В эту уютную, чтобы не сказать удушающую обстановку вторгаются несколько упрямых посторонних, один из которых угрожает разоблачить мошенничество, которое когда-то совершила Нора (без ведома мужа), чтобы получить ссуду, необходимую для спасения его жизни. Когда муж Норы, наконец, узнает об этой опасной тайне, он возмущается и отрекается от нее, опасаясь за свою социальную репутацию. Совершенно разочаровавшись в своем муже, которого она теперь считает пустым мошенником, Нора заявляет о своей независимости от него и их детей и уходит от них, хлопнув дверью дома за собой в финальной сцене.
Публика была шокирована отказом Ибсена в Кукольный дом наскрести (как сделал бы любой другой современный драматург) «счастливый конец», каким бы дрянным или надуманным он ни был.
Но это было не по пути Ибсена; его пьеса была о том, чтобы познать себя и быть верным себе. Торвальд, который все время думал, что он стойкий этический агент, оказывается лицемером и слабым компромиссом; его жена не только этический идеалист, но и деструктивный, такой же суровый, как Бранд.
Сеттинг Кукольный дом обычен до прозрачности. В сюжете Ибсена с холодной точностью используется процесс, известный как «аналитическое изложение». Секретный план (подделка Норы) вот-вот будет завершен (теперь она может завершить выплату кредита), но, прежде чем можно будет сделать последний шаг, нужно сказать немного правды, и весь обман раскроется. Это модель сценического действия, одновременно простая и мощная. Ибсен часто использовал эту технику, и это принесло ему международную аудиторию.
Следующая пьеса Ибсена, Gengangere (1881; Призраки ), вызвала еще большее смятение и отвращение, чем ее предшественница, показывая худшие последствия сокрытия еще более неприглядных истин.
Якобы темой пьесы является врожденная венерическая болезнь, но на другом уровне она имеет дело с силой укоренившегося морального загрязнения, подрывающего самый решительный идеализм. Даже после того, как развратный капитан Алвинг окажется в могиле, его призрак не упокоится. В пьесе лживый мемориал, воздвигнутый его условно настроенной вдовой в его память, сгорает, даже когда его сын сходит с ума от унаследованного сифилиса, а незаконнорожденная дочь неумолимо продвигается к своей судьбе в борделе. Пьеса представляет собой мрачное исследование заразы, распространяющейся в семье под прикрытием робко респектабельных взглядов овдовевшей миссис Алвинг.
Пьеса о сифилисе вдобавок к пьесе о том, как жена бросила семью, закрепила за Ибсеном репутацию Плохого Старика, но прогрессивные театры в Англии и по всему континенту начали ставить его пьесы. Его зрители часто были немногочисленны, но их было много, и они очень серьезно относились к его пьесам. Так же поступали и критики с традиционными взглядами; они поносили Ибсена, как будто он осквернил все святое и святое.
Ответ Ибсена принял форму прямой драматической контратаки. Доктор Стокманн, герой En folkefiende (1882; Враг народа ), действует как личный представитель Ибсена. В пьесе он врач, которому поручено инспектировать общественные бани, от которых зависит процветание его родного города. Когда он обнаруживает, что их вода загрязнена, он публично заявляет об этом, хотя городские власти и горожане пытаются заставить его замолчать. Когда он все еще настаивает на том, чтобы говорить правду, его официально объявляют «врагом народа». Несмотря на то, что доктор Стокман изображается как жертва, он, как и все идеалистические правдивые рассказчики Ибсена после Бранда, также несет в себе глубокую деструктивность. (Его нападки на бани все-таки разорят город, просто по сравнению с правдой ему на это наплевать.) Следующая пьеса Ибсена сделает этот минорный аккорд доминирующим.
В « Вильданден » (1884; «Дикая утка» ) Ибсен полностью изменил свою точку зрения, представив на сцене беспричинного, деструктивного рассказчика правды, чье принуждение наносит катастрофические страдания семье беспомощных невинных.
С помощью ряда утешительных иллюзий Ялмар Экдал и его маленькая семья живут несколько убого, но по существу весело. На этих беспомощных слабаков спускается страстный правдолюб Грегерс Верле. Он отрезает моральные устои (какими бы обманчивыми они ни были), на которых жила семья, оставляя их подавленными и разбитыми бременем вины, невыносимой тяжестью. Опустошение, причиненное семье Экдалей, скорее патетично, чем трагично, но развитие действия достигает своего рода скорбной поэзии, совершенно новой для Ибсеновского репертуара.
Каждая из этой серии классических современных драм Ибсена вырастает из предыдущей, расширяя или переворачивая ее; они образуют неразрывную нить. Последняя часть последовательности — Росмерсхольм (1886 г.), в которой варианты разрушительного святого (Бранд) и слишком человеческого мошенника (Пэр) снова пытаются определить свою личность, но на этот раз на уровне моральной чувствительности. это придает пьесе особую атмосферу серебряной безмятежности.
Язык в Индии 13, вып. 3 (2013). http://www.languageinindia.com/march3013/baseer.pd
(78 лет)
Осло
Норвегия