15 величайших фильмов, получивших «Золотую пальмовую ветвь»
Не всегда киноманы разделяли мнение жюри, но мы отобрали 15 фильмов-победителей, которые стали хитами и у зрителей, а не только у критиков и судей.
Весь этот джаз / All That Jazz
Полубиографический музыкальный фильм режиссёра и хореографа Боба Фосси наряду с «Золотой пальмовой ветвью» получил четыре Оскара.
«Весь этот джаз» вобрал лучшие элементы голливудских мюзиклов, головокружительный темп и захватывающую яркость, вдохновив целое поколение кинематографистов. В основе картины – история хореографа и режиссёра Джо Гидеона, который ведёт необузданный образ жизни, что приводит его к инфаркту. Но даже угроза смерти не может повлиять на привычки хореографа.
Шербурские зонтики / Les Parapluies de Cherbourg (1964)
«Шербурские зонтики» – движущийся в безупречном темпе, окрашенный мягкими, но чувственными цвета, меланхоличный и ностальгичный фильм-опера, построенный таким образом, что боль и проблемы героев в высшей степени реалистичны и понятны зрителю. Катрин Денёв и Нино Кастельнуово исполнили роли влюбленных, вокруг которых вращается повествование. Режиссировал этот фильм Жак Деми, а музыку написал Мишель Легран.
Париж, Техас / Paris, Texas (1984)
Название фильма Вима Вендерса происходит от небольшого техасского городка. Это трогательная, меланхоличная и в то же время эмоциональная история о Трэвисе (Гарри Дин Стэнтон), немолодом мужчине, который пропал четыре года назад, но неожиданно обнаружился в пустыне неподалёку от мексиканской границы. Он ищет свою жену и сына, надеется на попытку восстановить отношения с близкими, но ближе к финальному повороту обостряются его болезненные воспоминания.
Дерево для башмаков / L’albero degli zoccoli (1978)
На съёмки этого фильма Эрманно Ольми вдохновился историей, услышанной от собственного деда. В основе восхитительного шедевра итальянского кинорежиссёра лежат самые будничные события из жизни нескольких крестьянских семей Ломбардии в конце 19 века. Готовясь к съёмкам, Ольми несколько месяцев провёл в сельской местности, пообщался с местными жителями и многих взял в актёры, что сказалось на натуральности картины. Это вполне обычное, но полностью захватывающее повествование, снятое с огромной широтой, глубиной и искренностью.
Белая лента / Das weiße Band (2009)
В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, в немецкой деревне происходит ряд загадочных происшествий. В фильме поднимается масса вопросов, но почти нет ответов. События, в которые втянуты многие взрослые и дети, похоже, странным образом связаны между собой. Разобраться в них пытается местный учитель.
Это чёрно-белая кинолента Михаэля Ханеке о природе зла и воспитании детей, которым суждено стать нацистским поколением.
4 месяца, 3 недели и 2 дня / 4 luni, 3 săptămâni şi 2 zile (2007)
Действие румынского фильма происходит в 1980-е годы и сосредоточено на двух подружках-студентках. Одна из них собирается сделать нелегальный аборт, а приготовлениями, в том числе подкупом врача, приходится заниматься второй.
Фильм Кристиана Мунджиу смотрится почти как документальный и произвёл сильное впечатление на обозревателей, критиков и зрителей, когда вышел на экраны. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а также ряд других международных наград. Особой похвалы удостоился режиссёр и исполнительницы главных ролей – Анамария Маринка и Лаура Василиу.
Криминальное чтиво / Pulp Fiction (1994)
«Криминальное чтиво», пожалуй, один из самых культовых фильмов всех времён. Именно эта картина принесла мировую славу Квентину Тарантино. Фильм показал свежий взгляд на уже затёртый жанр, сумел вдохнуть новую жизнь не только в криминальные и мафиозные фильмы, но и в американское кино в целом. Герои картины в своих преступных начинаниях совершают ошибки, затем их исправляют и постоянно ведут диалоги, которые сохранили остроту по сей день, и прекрасно дополняют разыгрываемые сцены.
Разговор / The Conversation (1974)
В 1974 году этот психологический детектив Фрэнсиса Форда Копполы был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм года», но режиссёр обошёл сам себя, и награда досталась ему за «Крёстного отца 2». Тем не менее «Разговор» удостоился множества других наград. Это история о человеке, который специализируется на подслушивании разговоров. Выполняя очередной заказ, он понимает, что планируется убийство, но сумеет ли он его предотвратить?
Фотоувеличение / Blowup (1967)
Знаменитый фильм Микеланджело Антониони, действие которого происходит в Лондоне. Томас – успешный молодой фотограф, чьи интересы сфокусированы на поп-музыке, сексе, моде и наркотиках. Однажды он скрыто фотографирует в парке мужчину и женщину. Она замечает его и следует за фотографом до самой студии, требуя отдать ей плёнку. После проявки, при фотоувеличении Томас замечает в кадре незнакомца с пистолетом и труп. Вернувшись в парк, он находит тело мужчины. Фотограф пытается рассказать об убийстве, но ему никто не верит. Тем временем все негативы в его студии пропадают и теперь сложно определить, где реальность сменяется игрой воображения.
Таксист / Taxi Driver (1976)
Фильм Мартина Скорсезе о психически неуравновешенном таксисте по имени Трэвис. Главный герой, великолепно сыгранный Робертом Де Ниро, живёт сам по себе, страдает бессонницей, работает по ночам. Он социопатичный ветеран Вьетнамской войны, выброшенный на обочину жизни. Каждую ночь Трэвис бродит в одиночестве, видит воров, проституток, сутенёров… и в какой-то момент решает «очистить» город.
В фильме показана истинная человеческая драма героя, который от отчаяния сам бросает беспощадный вызов обществу и системе.
Сладкая жизнь / La dolce vita (1960)
«Сладкая жизнь» – культовая сатирическая трагикомедия Федерико Феллини. Этот чёрно-белый фильм считается кульминационной точкой в карьере легендарного режиссёра и одним из самых кассовых фильмов в его творчестве. Потрясающе хороша сцена с Марчелло Мастроянни и Анитой Экберг у фонтана Треви в Риме.
Древо жизни / The Tree of Life (2011)
«Древо жизни» – это размышления о смысле жизни глазами юноши. Самый загадочный американский режиссёр Терренс Малик снял кино, затрагивающее духовно-чувственную сторону человеческого бытия. Пытаясь объединить макрокосм и микрокосм, с помощью музыки и видеоряда автор отображает течение жизни – от ее возникновения, «начала» времен, и до жизни конкретной среднестатистической американской семьи середины XX века. Отдельного внимания заслуживают удивительные картины зарождения Вселенной.
Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)
Военная драма Френсиса Форда Копполы оказала огромное влияние ещё в конце 70-х годов, когда многие американцы не поддерживали бессмысленную войну во Вьетнаме. «Мой фильм – это не кино, мой фильм не о Вьетнаме, это и есть Вьетнам. Это то, что происходило в действительности», – сказал режиссёр. Персонаж Марлона Брандо, полковник Курц – это всенародная боль, отображённого времени. Сценарий отчасти основан на повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1902).
Третий человек / The Third Man
«Третий человек» Кэрола Рида – признанная классика кинематографа и один из величайших фильмов в истории. В 1999 году Британский институт кино назвал его лучшим британским фильмом всех времён.
Этот нуарный детектив снят по одноимённому роману Грэма Грина. В нём повествуется об американском писателе, который по приглашению давнего друга приезжает в послевоенную Вену, но узнаёт, что его товарищ на днях погиб от несчастного случая. Пообщавшись со знакомыми покойного, герой узнаёт о своём друге факты, с которыми не может примириться, и пытается разгадать его внезапную смерть.
Вечность и один день / Mia aioniotita kai mia mera (1998)
Не многие коллеги режиссёра Теодороса Ангелопулоса обладают таким же терпением, проницательностью, способностью анализировать человеческую уязвимость и показывать всё это размеренно и сдержанно. Создаётся впечатление, что его камера вальсирует в восхитительной тишине, нашептывая образы, которые для зрителей становятся осязаемыми.
«Вечность и один день» – самая личная работа греческого режиссёра. В нём рассказывается о пожилом поэте, жить которому остался один день. Врачи советуют ему не покидать больницу, но старику необходимо пристроить своего пса и помочь новому другу – албанскому мальчику.
Смотрите также:
| |||
| |||
Вечность и один день Mia aioniotita kai mia mera
| |||
Золотая пальмовая ветвь за лучший короткометражный фильм | |||
Интервью L’interview
| |||
| |||
Жизнь прекрасна La vita è bella
| |||
| |||
Торжество Festen Зимние каникулы
| |||
Приз жюри за короткометражный фильм | |||
Врун Gasman Horseshoe
| |||
| |||
Питер Муллан — Меня зовут Джо Peter Mullan — My Name Is Joe
| |||
| |||
Элоди Буше — Воображаемая жизнь ангелов Élodie Bouchez — La Vie rêvée des anges Наташа Ренье — Воображаемая жизнь ангелов
| |||
| |||
Джон Бурмен — Генерал John Boorman — The General
| |||
| |||
Генри Фул Henry Fool
| |||
| |||
Бархатная золотая жила Velvet Goldmine
| |||
| |||
Танго Tango
| |||
| |||
Марк Левин — Слэм Marc Levin — Slam
| |||
| |||
Якуб — 1-е место Овцекрад — 2-е место Мангвана — 3-е место
| |||
| |||
Киллер Tueur à gages
| |||
| |||
Один против всех Seul contre tous
| |||
| |||
Для умерших младенцев Por un infante difunto
| |||
| |||
Открытые тела Les corps ouverts Rue bleue
| |||
| |||
Rue bleue
| |||
Приз ФИПРЕССИ — конкурсная программа | |||
Дыра Dong
| |||
Приз ФИПРЕССИ в параллельных программах | |||
Счастье Happiness
| |||
| |||
Вечность и один день Mia aioniotita kai mia mera
| |||
Приз молодежного жюри (иностранное кино) | |||
Последняя ночь Last Night
| |||
Приз молодежного жюри (французское кино) | |||
Внутренние районы L’arrière pays
| |||
| |||
Западный Бейрут West Beyrouth (À l’abri les enfants)
|
| |||||
| |||||
Древо жизни The Tree of Life
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Однажды в Анатолии Bir Zamanlar Anadolu’da Мальчик с велосипедом
| |||||
| |||||
Полисс Polisse
| |||||
| |||||
Купальник 46 Badpakje 46
| |||||
| |||||
Жан Дюжарден — Артист Jean Dujardin — The Artist
| |||||
| |||||
Кирстен Данст — Меланхолия Kirsten Dunst — Melancholia
| |||||
| |||||
Николас Виндинг Рефн — Драйв Nicolas Winding Refn — Drive
| |||||
| |||||
Примечание Hearat Shulayim
| |||||
| |||||
Пабло Джорджелли — Акации Pablo Giorgelli — Las acacias
| |||||
| |||||
| |||||
Письмо Der Brief
| |||||
| |||||
| |||||
Остановка на перегоне Halt auf freier Strecke Ариран
| |||||
| |||||
Елена
| |||||
| |||||
Укрытие Take Shelter
| |||||
| |||||
Укрытие Take Shelter
| |||||
| |||||
Акации Las acacias
| |||||
| |||||
Блу Blue
| |||||
| |||||
Воскресенья Dimanches
| |||||
| |||||
Алексис Иванович, вы мой герой Alexis Ivanovitch vous êtes mon héros
| |||||
| |||||
Акации Las acacias
| |||||
| |||||
Джафар Панахи Jafar Panahi
| |||||
| |||||
Гиганты Les géants
| |||||
| |||||
Дыхание Atmen
| |||||
| |||||
Гиганты Les géants
| |||||
| |||||
Гавр Le Havre
| |||||
| |||||
Управление государством L’exercice de l’État
| |||||
| |||||
Снежный город Snowtown
| |||||
| |||||
Где бы ты ни был This Must Be the Place
| |||||
| |||||
Кросс
| |||||
|
| |||
| |||
Мужчина и женщина Un homme et une femme Дамы и господа
| |||
Золотая пальмовая ветвь за лучший короткометражный фильм | |||
Скейтер Skaterdater
| |||
| |||
Элфи Alfie
| |||
| |||
Пер Оскарссон — Голод Per Oscarsson — Sult
| |||
| |||
Ванесса Редгрейв — Морган: Подходящий клинический случай Vanessa Redgrave — Morgan: A Suitable Case for Treatment
| |||
| |||
Сергей Юткевич — Ленин в Польше Lenin v Polshe
| |||
| |||
Полуночные колокола Campanadas a medianoche Скейтер
| |||
| |||
Мирча Мурешан — Восстание Mircea Muresan — Rascoala
| |||
| |||
Орсон Уэллс — Полуночные колокола Orson Welles — Campanadas a medianoche
| |||
| |||
Молодой Тёрлесс Der Junge Törless
| |||
| |||
Мужчина и женщина Un homme et une femme
|
| |||||
| |||||
Любовь Amour
| |||||
| |||||
| |||||
Молчание Sessiz — Be Deng
| |||||
| |||||
| |||||
За холмами Dupa dealuri
| |||||
| |||||
После Люсии Después de Lucía
| |||||
| |||||
| |||||
Реальность Reality
| |||||
| |||||
Доля ангелов The Angels’ Share
| |||||
| |||||
Мадс Миккельсен — Охота Mads Mikkelsen — Jagten
| |||||
| |||||
Кристина Флютур — За холмами Cristina Flutur — Dupa dealuri Козмина Стратан — За холмами
| |||||
| |||||
Карлос Рейгадас — После мрака свет Carlos Reygadas — Post Tenebras Lux
| |||||
| |||||
Бен Зайтлин — Звери дикого Юга Benh Zeitlin — Beasts of the Southern Wild
| |||||
| |||||
Шейлин Вудли Shailene Woodley
| |||||
| |||||
Эзра Миллер Ezra Miller
|
| |||
| |||
Сноровка… и как ее приобрести The Knack …and How to Get It
| |||
Золотая пальмовая ветвь за лучший короткометражный фильм | |||
Увертюра Nyitany
| |||
Приз жюри за короткометражный фильм | |||
И.С. Бах: Фантазия соль-минор Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll
| |||
| |||
Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном Kaidan
| |||
Особый приз жюри за лучший короткометражный фильм | |||
Месье Плато Monsieur Plateau
| |||
| |||
Теренс Стэмп — Коллекционер Terence Stamp — The Collector
| |||
| |||
Саманта Эггар — Коллекционер Samantha Eggar — The Collector
| |||
| |||
Ливиу Чулей — Лес повешенных Liviu Ciulei — Padurea spânzuratilor
| |||
| |||
317-й взвод La 317ème section Холм
| |||
| |||
Магазин на площади Obchod na korze Жили-были старик со старухой
| |||
| |||
Вечный танец Az életbe táncoltatott leány Цирковой ангел Увертюра Петух, поющий в полночь
| |||
| |||
Сноровка… и как ее приобрести The Knack …and How to Get It
| |||
| |||
Гордые сыны Тараумары Tarahumara (Cada vez más lejos)
| |||
| |||
Йойо Yoyo
| |||
| |||
Йойо Yoyo Тростник
|
Каннский кинофестиваль — Википедия
Международный каннский кинофестиваль | |
---|---|
Festival international du film de Cannes | |
Красная ковровая дорожка Каннского кинофестиваля | |
Дата проведения | с 1946 года |
Место проведения | Франция, Канн |
Междунаро́дный Ка́ннский кинофестива́ль (фр. Festival international du film de Cannes) — ежегодный кинематографический фестиваль, проводимый в конце мая в курортном городе Канн (Франция) на базе Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазет. Аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) в числе 15 конкурсных фестивалей игровых фильмов (так называемые «фестивали категории А»).
Каннский кинофестиваль является одним из старейших (задуман в 1939, впервые проведён в 1946 году) и самых престижных[1][2] в мире.
Идея проведения международного кинофорума во Франции возникла в связи с ростом популярности фестиваля в Венеции. Формат итальянского фестиваля в начале и середине 1930-х был весьма спорным. Франция и другие ведущие европейские кинодержавы оказывались слабо представлены, сравнительно со страной-организатором. Фестиваль 1938 года, в котором один из главных призов завоевала «Олимпия» Лени Рифеншталь, закончился скандалом. В знак протеста возможному вмешательству в ход фестиваля администрации Гитлера, американская и британская делегации покинули форум. В результате французская сторона пришла к решению о проведении собственного фестиваля с независимым жюри и широким представительством всех стран[3].
Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939. Инициатором проведения Каннского фестиваля 1939 стал министр образования Франции Жан Зэй. Почётным Председателем жюри был назначен Луи Люмьер. В программу были включены американский фильм «Волшебник страны Оз» и советский фильм «Ленин в 1918 году». Однако открытие фестиваля было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной[4]. Впервые проводился в 1946 году с 20 сентября по 5 октября в курортном городе Канн на французском Лазурном Берегу. Самым первым в фестивальной программе был продемонстрирован советский документальный фильм «Берлин» режиссёра Юлия Райзмана.
Современный масштаб и престиж Каннский фестиваль приобрёл после 1951 года, когда председателем жюри в течение двух лет был Жан Кокто[3]. С 1952 года проходит ежегодно в мае[5]. Место проведения — Дворец фестивалей и конгрессов (в 1968 г. из-за студенческих волнений фестиваль был прерван, и вручения призов не производилось).
Благодаря большому вниманию средств массовой информации, этот фестиваль посещают звёзды мирового кино. Также он популярен и среди кинопродюсеров, подготавливающих здесь новые проекты и продающих уже готовые.
Процесс отбора фильмов участников показа и победителей включает несколько стадий. Претендентом на показ в официальной и неофициальной программе Каннского фестиваля может стать любая картина, отвечающая предварительным условиям. Предлагаемые к отбору фильмы должны быть снятыми в течение двенадцати месяцев, предшествующих Каннскому фестивалю, и не участвовавшими в конкурсной программе других кинематографических форумов. Длительность:
- Короткометражный фильм — до 15 минут с титрами
- Полнометражный фильм — свыше 60 минут[6]
До конца 1970-х страны сами выдвигали картины на фестиваль, теперь выбирает сам фестиваль[7]. Специальная комиссия отбирает из отвечающих конкурсным требованиям кандидатов тех, которые будут участвовать в[8]:
- Основной конкурсной программе фестиваля. Из этой программы жюри и выбирает обладателя «Золотой пальмовой ветви»;
- Программе «Особый взгляд»;
- Программе короткометражных картин;
- Программе Синефондасьон (Cinefondation) — программе студенческих картин;
а также в других конкурсных, почётных и внеконкурсных программах фестиваля.
Главный приз Каннского кинофестиваля вручался помимо игровых фильмов также и документальным лентам («Фаренгейт 9/11», «В мире безмолвия»).
В 2008 году бюджет фестиваля составил около 20 млн евро.
Решение о вручении призов кинофестиваля принимает жюри, состав которого определяет дирекция фестиваля. В состав жюри входят ведущие мастера мировой кинематографии: режиссёры, актёры, критики[9].
Председателями были Жорж Юисман (1946-49), Андре Моруа (1951, 1957), Морис Женевуа (1952), Жан Кокто (1953-54), Марсель Паньоль (1955), Морис Леман (1956), Марсель Ашар (1958-59), Жорж Сименон (1960), Жан Жионо (1961), Тэцуро Фурукаки (1962), Арман Салакру (1963), Фриц Ланг (1964), Оливия де Хэвилленд (1965), Софи Лорен (1966), Алессандро Блазетти (1967), Андре Шамсон (1968), Лукино Висконти (1969), Мигель Анхель Астуриас (1970), Мишель Морган (1971), Джозеф Лоузи (1972), Ингрид Бергман (1973), Рене Клер (1974), Жанна Моро (1975, 1995), Теннесси Уильямс (1976), Роберто Росселлини (1977), Алан Пакула (1978), Франсуаза Саган (1979), Кирк Дуглас (1980), Жак Дере (1981), Джорджо Стрелер (1982), Уильям Стайрон (1983), Дирк Богард (1984), Милош Форман (1985), Сидни Поллак (1986), Ив Монтан (1987), Вим Вендерс (1989), Бернардо Бертолуччи (1990), Роман Полански (1991), Жерар Депардьё (1992), Луи Маль (1993), Клинт Иствуд (1994), Фрэнсис Форд Коппола (1996), Изабель Аджани (1997), Мартин Скорсезе (1998), Дэвид Кроненберг (1999), Люк Бессон (2000), Лив Ульман (2001), Дэвид Линч (2002), Патрис Шеро (2003), Квентин Тарантино (2004), Эмир Кустурица (2005), Вонг Карвай (2006), Стивен Фрирз (2007), Шон Пенн (2008), Изабель Юппер (2009), Тим Бёртон (2010), Роберт Де Ниро (2011), Нанни Моретти (2012), Стивен Спилберг (2013), Джейн Кэмпион (2014), Итан и Джоэл Коэны (2015), Джордж Миллер (2016), Педро Альмодовар (2017), Кейт Бланшетт (2018), Алехандро Гонсалес Иньярриту (2019).
Золотая пальмовая ветвьСамым почётным призом является присуждаемая за лучший фильм «Золотая пальмовая ветвь» (фр. Palme d’Or). Иногда (последний раз в 1997) «Золотая пальмовая ветвь» присуждается сразу нескольким фильмам.
Другие награды Каннского фестиваля, присуждаемые жюри:
Непостоянные премии присуждаемые жюри:
Особые премии:
Премии независимых жюри:
Почётные награды:
Единственным полнометражным советским (российским) фильмом, который выиграл главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — остаётся картина «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова, удостоенная этой награды в 1958 году.
Фильм «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера получил главный приз — «Гран-при» 1-го Каннского фестиваля (в числе одиннадцати фильмов, награждённых этим призом в 1946 году).
Фильм «Большая семья» (1955 года) режиссёра Иосифа Хейфица — самый «титулованный» за всю историю Международного Каннского Кинофестиваля — завоевал 16 призов (в номинации «Лучший актёрский ансамбль» — 16 человек).
Фильм «Сорок первый» режиссёра Григория Чухрая, в 1957 году получил специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
Гран-при получали советские фильмы «Солярис» Андрея Тарковского (1972), «Сибириада» Андрея Кончаловского (1979), «Покаяние» Тенгиза Абуладзе (1987) и «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994).
Призом лучшему режиссёру награждались: Сергей Васильев («Герои Шипки») в 1955 году, Сергей Юткевич («Отелло») в 1956 году и («Ленин в Польше») в 1966 году, Юлия Солнцева («Повесть пламенных лет») в 1961 году, Андрей Тарковский («Ностальгия») в 1983 году и Павел Лунгин («Такси-блюз») в 1990 году.
Приза «Золотая камера» за лучший режиссёрский дебют удостаивались фильмы «Робинзонада, или мой английский дедушка» Наны Джорджадзе в 1987 году и «Замри — умри — воскресни!» Виталия Каневского в 1990 году.
Даже просто показ в основной конкурсной программе фестиваля считается успехом для картины и режиссёра. В новейшей истории России в неё попадали:
В новейшей истории России в программу «Особый взгляд» попадали:
В программу «Cinéfondation[en]», существующую с 1998 года, попадали:
Участники основной конкурсной программы:
Участники программы «Особый взгляд»:
- Основная статья: Кинорынок Каннского кинофестиваля (англ.)русск.
- Дунаевский А.Л. Каннский кинофестивальː 1939-2010. — СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2010. — 687 с. — (Дом кино). — 2000 экз. — ISBN 978-5-367-01340-5.