Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Почему нельзя говорить нельзя детям – Надо ли говорить детям слово «нельзя» — запись пользователя Виточка (vlasenkova) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Воспитательные моменты

Почему нельзя говорить нельзя детям – Надо ли говорить детям слово «нельзя» — запись пользователя Виточка (vlasenkova) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Воспитательные моменты

Содержание

Почему детям слово «нельзя» говорить нельзя?

Прочитано: 2 805

Почему детям слово «нельзя» говорить нельзя? Очень интересный и спорный вопрос! Раньше родители не беспокоились о нежной психике детей и спокойно запрещали им все, что считали нужным. Сейчас же так поступать не советуют. Оказывается, есть слова и фразы, которые наносят вред детям, разрушают целостность их личности, мешают полноценному развитию. Но так ли это? Разбираемся в особенностях слова «нельзя».

Почему ребенку нельзя говорить нельзя

Споры, можно ли детям говорить слово нельзя, последнее время стали очень популярны. Психологи и родители, высказывающиеся против этого вида запретов, утверждают: «нельзя» коверкает личность.

Ребенок, которому все запрещают, растет:

  • без интереса к окружающему миру – апатичным, пассивным;
  • скупым на эмоции;
  • с заниженной самооценкой;
  • в конфронтации со всем миром.

Если часто и много, говорить ребенку нельзя, это дает плохой результат.

Впрочем, как это и бывает с всякими «перегибами».

На другой чаще весов – полная вседозволенность, развлечение детей нон-стоп, постоянная опека и полное отсутствие самостоятельности у чада.

Почему?

Да очень просто!

«Нельзя» в умеренном объеме обеспечивает целостность детской вселенной, создает границы, нормы, правила. Если их убрать, может получиться очень неприглядная картина. Которая, к тому же, будет дезориентировать малыша и мешать его полноценному развитию.

Вопрос надо ставить иначе. Не «можно ли говорить ребенку нельзя», а «как правильно говорить ребенку нельзя»!

Правильное «нельзя» для детей

Итак, всего хорошо в меру.

Говорить детям «нельзя» можно. И даже нужно, но с соблюдением некоторых нюансов.

  1. Только для значимых моментов. Запрещать разрешено все, что опасно для жизни, мешает нормальному социальному развитию, не соответствует нормам общества. Нельзя – совать пальцы в розетку, мучить животных и людей, кусаться и бить без причины.
  2. С объяснениями причин. Ребенок должен понимать обоснованность запрета. Тогда это будет не просто «каприз» родителей, а объективная необходимость.
  3. В ограниченном количестве. Есть замечательное правило: количество «нельзя» должно соответствовать возрасту малыша. Для 2-летнего крохи два «нельзя», для 7-летнего – семь.
  4. С корректировкой по возрасту. Тут все просто. Если садичному ребенку не стоит брать в руки нож и ходить одному через дороги, то школьнику это уже можно доверить.

Также в вопросе, можно ли детям говорить слово нельзя, члены семьи должны придерживаться единой политики: одинаково запрещать и одинаково разрешать. Любые конфликты будут вносить сумятицу и путать ребенка.

Хорошо, если получится предложить чаду альтернативу. Рисовать не на обоях, а в альбоме. Пинать не папу, а подушку.

Запреты, которые важны

Они не для детей, а для родителей.

«Нельзя» – достаточно безобидное слово. Просто в воспитательском ажиотаже ему прибавили жесткости, немотивированной агрессии. Этого нет.

Но есть слова, которые действительно не стоит говорить детям.

Их достаточно большой список, и знать его важно.

Также плохи злоупотребления частицей «не». Мозг ее просто пропускает, а значит, не-запреты, воспринимаются как разрешения.

А в остальном…

Мера, разумность, адекватный подход. И просто много общения с ребенком!

Интересные статьи:

Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ»

Ваш кроха растет. Его шаловливые ручки уже могут «наводить порядок» в самых неподходящих для этого местах. Для родителей это лишнее беспокойство, ведь кроха может не только испортить вещи, но и подвергнуть себя определенной опасности.

Начиная с годовалого возраста уже нужно приучать малыша к словам «нельзя», «нет». Вот только делать это нужно правильно, чтобы не вызвать у ребенка излишней агрессии и желания сделать наоборот.

Как малыши воспринимают запреты

Любой ребенок познает мир вокруг себя, а потому ему очень интересно, что будет, если он потрогает сковороду на плите или оденет штаны на голову. В случае запрета того или иного действия, возможно, последует реакция в виде слез или гнева. Это вполне нормально, так малыш выражает протест.

Ребенок еще не способен усваивать любые запреты с первого раза и может завтра сделать то же, что было нельзя сегодня. Это совсем не значит, что он действует вам назло, просто любые «нельзя» не воспринимаются им в глобальном смысле.

Еще одна особенность восприятия запретов у детей – неспособность переносить ситуацию на аналогичную. Если вы запретили ему трогать микроволновку, это еще не значит, что он не подойдет к миксеру. Не думайте, что малыш решил вам «насолить». Такова особенность восприятия, так что наберитесь терпения.

Советы взрослым

Не злоупотребляйте запретными словами

Самая распространенная ошибка родителей – слишком большое число запретов. Постоянно слыша слово «нельзя», ребенок просто перестает его воспринимать в нужном направлении. Слово становится постоянным спутником жизни и не воспринимается как запретное.

Не ставьте под угрозу интересы маленького исследователя. Позвольте ему вволю бегать на улице, трогать всевозможные предметы, гонять соседского кота. Любую одежду можно постирать, а руки с лицом вымыть.

Детишки в возрасте до трех лет не понимают, что одно и то же действие можно выполнять дома и нельзя на людях. Или, наоборот – на детской площадке можно играть с водой, а дома нежелательно. В таких случаях старайтесь объяснить ребенку ситуацию без применения запретных слов или отвлеките игрой.

Слово «нельзя» первые три года жизни вашего малыша должно относиться только к действиям, угрожающим безопасности крохи, а также агрессии относительно человека. Нельзя – это палец в розетке, ручки на горячей кастрюле, удары по стеклянным поверхностям, укусы или щипание людей. Все остальное не приносит абсолютно никакого вреда, а просто добавляет родителям хлопот и увеличивает время уборки дома.

После достижения ребенком трехлетнего возраста он начинает понимать больше. Он уже способен понимать различие между альбомом для рисования и обоями в прихожей, поэтому теперь запреты можно конкретизировать. Например, утюг можно трогать, когда он стоит на своем месте на полочке и нельзя – если мама гладит вещи.

Объясняем причину

Любой ваш запрет должен обязательно сопровождаться объяснением причины. Детка должна уяснить, что действие на самом деле опасно, оно не является вашей прихотью.

Объясняя, используйте те слова, значение которых ребенок уже знает. Говорите на понятном ему языке. Кроме слов, важно также физическое восприятие каждого «нельзя». К примеру, можно дать малышу дотронуться до горячего чайника на плите, но тогда, когда степень его нагрева уже не будет угрожать ожогами нежной коже ребенка.

Альтернатива запретам

Наш русский язык недаром называют великим и могучим, а вы должны использовать это по полной программе. К любому «нельзя» постарайтесь подобрать свое «можно» и использовать его почаще. Например, нельзя трогать сковороду на плите, но можно взять половник со стола. Такие «можно» отвлекают ребенка от запретных вещей, одновременно не мешая ему развиваться и познавать мир.

Уже в этом возрасте у малыша должны быть свои вещи, аналогичные предметам взрослых. Тогда вам не придется запрещать что-либо, достаточно будет объяснить, какой молоток папин, а какой – Колин. Интерес к вашим вещам у крохи пропадет, да и важности прибавится.

Читаем по теме:

Системный подход

Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе ребенок просто не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня стало вдруг доступным. Малыш может решить, что все «нельзя» зависят от настроения старших и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.

Такого же подхода должны придерживаться остальные члены семьи. Зачастую ведь случается, что у бабушки или папы можно то, чего мама не разрешает. А это негативно отражается на авторитете мамы. Вполне возможно, что в дальнейшем ребенок перестанет слышать ее «нельзя» и будет просить то же самое у других взрослых. Все запреты должны быть едиными, отменять их не стоит даже в случае слез и истерик.

В то же время можно проявлять некоторую гибкость. Можно разрешить ребенку немного больше, если он, например, болеет. Но в этом случае вы должны объяснить, что разрешение распространяется только на период болезни.

Избегайте провокационных моментов

Случается, что родители сами провоцируют детей на те или иные поступки. Например, ребенку неоднократно запрещали трогать папины бумаги, но как можно избежать искушения, если они постоянно лежат на столе и даже не убраны в ящик? Таких ситуаций масса.

Храните все важные документы в недоступном для ребенка месте, а еще лучше – под замком. То же самое касается любых ценных и хрупких вещей. Не искушайте малыша без надобности.

Отдельно хочется напомнить о правилах безопасности ребенка в доме. Оградите кроху от любых колющих и режущих предметов, острых углов, закройте доступ к розеткам, стеклам и зеркалам.

Читаем по теме: как обезопасить дом для ребенка.

Запрещаем правильно

  • В первую очередь следите за своей интонацией. Оставьте в стороне все крики и ругань, говорите спокойным тоном. Так малыш научится воспринимать сказанное, а не бояться вашего разгневанного вида. Но в то же время нужно показать крохе свое недовольство и обиду, чтобы он со временем начинал понимать, в каких случаях вы расстроены его поведением. И про угрозы тоже желательно забыть, если не хотите вместо уважения воспитать в ребенке страх.
    Читаем статью по теме: что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка?;
  • Уважайте кроху как личность. При любых конфликтах не употребляйте оскорбительные слова. Этим вы только понизите самооценку ребенка и вряд ли будете выглядеть в его глазах авторитетной личностью;
  • Сохраняйте благоразумие. Вспомните свои желания в детском возрасте. Чего вам хотелось больше всего? Может, есть возможность разрешить это своему ребенку, но с соблюдением мер предосторожности?;
  • По мере взросления все запреты должны корректироваться в соответствии с возрастом вашего чада. Ребенок растет, с каждым годом его способности развиваются и совершенствуются. Разрешите ему включать свет, помогать вам на кухне или орудовать ножницами над ненужной газетой, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности;
  • И самое главное – личный пример. Не требуйте от ребенка того, чего не можете делать сами. Отсутствие сквернословия, пунктуальность, уважение к старшим и многое другое можно воспитать только на примере личного положительного качества.

Постарайтесь, чтобы список запретов всегда был минимальным. Произносите слова «нельзя» и «нет» в крайне опасных ситуациях, а в другое время заменяйте их альтернативными «можно». Со временем вы увидите, что упрямство вашего ребенка уступит место послушанию.

Читаем по теме психологии и воспитания:

Смотрим видео: Как сказать ребенку НЕЛЬЗЯ

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»? Какие опасности несет это слово для детской психики и как правильно ставить запреты? — Автор Екатерина Данилова

Почему нельзя говорить ребенку "нельзя"? Какие опасности несет это слово для детской психики и как правильно ставить запреты?

Детям свойственно активно познавать мир, и в процессе своего развития, они зачастую слышат нарочитое «нельзя». Но имеет ли это слово влияние на детские поступки, и какие опасности оно несет?

Почему мы говорим «нельзя»?

В процессе познания окружающего мира, дети нередко сталкиваются с опасностями. Первая реакция родителей – слово «нельзя». Но почему мы говорим именно его?

Дело в том, что дети довольно активны и могут вступить в игру с опасными вещами. К примеру: игры с электричеством, стеклом, водой. Строгое «нельзя» служит некой подушкой безопасности и защитой ребенка от жесткого внешнего мира.

Однако если приглядеться к проблеме ближе, то можно отметить, что экстренные случаи, не являются основным источником злосчастного «нельзя». Порой, родители употребляют его в ситуациях, когда легко можно заменить слово, на доброжелательный разговор. Например, ребенок гладит бездомную кошку, раскрашивает гуашью рабочую тетрадь, берет конкретную игрушку, а родители в это время издают грубое «нельзя», опираясь на собственные убеждения и планы.

Чем опасно слово «нельзя»?

Так чем же опасно слово «нельзя» в воспитании ребенка? Неужели оно не так безобидно? Последствия регулярного использования в своей речи слова «нельзя»:

· Отсутствие интереса к миру

Активный малыш, который постоянно находится в поисках следующего интересного объекта для изучения, развивает многие психические процессы: память, внимание, мышление, а также, у ребенка формируется интерес к миру, мотивация к обучению. Что происходит, если каждая попытка крохи познать то или иное явление, сопровождается нарочитым «нельзя»? Интерес к миру постепенно пропадает, мотивация изучать – уходит. Зачастую дети, воспитанные словом «нельзя», испытывают трудности в школе и на развивающих занятиях. Они неохотно посещают школу, кружки и секции, а также, им трудно даются различные науки. Такого ребенка сложно удивить, у него отмечается ограниченный кругозор и постоянное чувство скуки.

· Заниженная самооценка, страх перед обществом и осуждением

Сказанное ребенку слово «нельзя», зачастую не подразумевает последующего «потому что», то есть дети с подобным воспитанием, воспринимают запрет суровым словом, как осуждение и предупреждение – «ты не сможешь преодолеть эту опасность». Такие дети вырастают в людей с сильно заниженной самооценкой. На уроках ребенок, который постоянно слышал в раннем детстве «нельзя», будет бояться отвечать перед всем классом, стесняться своих вкусов в одежде, музыке, кинематографе, бояться иметь своё мнение и высказывать его публично.

· Подавление эмоций

Дети, которым постоянно говорят «нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя плакать» и ставят много других запретов на право избавления от негативных эмоций, очень часто, будучи взрослыми людьми, испытывают проблемы с долгими, невысказанными обидами, неспособностью делиться переживаниями и высказываться даже самому себе. Естественно, все это отрицательно отражается на психике. Постоянная неуверенность в себе, чувство страха и тревоги, могут искалечить ребенку жизнь.

· Действия наоборот

Многие замечали, что слово «нельзя» — не находит отклика в душе ребенка. Дети равнодушны к запрету словом или вовсе сделают наоборот, если «нельзя» адресуется только им. То есть, если ребенку ставится запрет на конфеты, однако, вся семья их ест, то, скорее всего, малыш продемонстрирует свой протест обратным эффектом. «Нельзя» уже не будет иметь своей силы, так как ребенок не видит перед собой примера «как надо» и найдет тысячи способов, как добраться до «запретного плода».

Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос безынициативным, неспособным к достижениям и успехам человеком. Чтобы самооценка малыша в будущем была в норме, необходимо пересмотреть свои взгляды на такое частое и неприятное слово «нельзя» в воспитании ребенка.

Как правильно ставить запреты?

Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.

Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?

· Создайте безопасную предметно-развивающую среду

Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).

· Создайте доступное и комфортное пространство для творчества

Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?

· Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами

Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.

· Презентация запрета

Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.

· Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию

Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.

· Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно

Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин».

· Позвольте ребенку совершать ошибки

Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.

· Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения

Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.

· Не реагируйте на провокации

Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.

Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?

Полезные ссылки:

Почему нельзя говорить ребенку «нельзя» и «нет»?

Ваш ребенок активно растет, а его активные действия могут провоцировать просто удивительный «порядок» в самом неподходящем для такого состояния месте.У родителей такие действия вызывают только лишние переживания и стрессы, так как чадо может не просто попортить вещи, но и порезаться, удариться. Когда ребенку уже год, можно смело говорить ему «нет» и «нельзя». Но вот это делать надо только продуманно и правильно, чтобы у малыша не было агрессии, обид и ярого желания делать все наоборот.

Восприятие запретов ребенком

Каждый малыш активно познает мир, который находится вокруг него, а именно поэтому ему интересно, что же случится, когда он потрогает горячую сковороду на плите или же решит одеть штаны себе на голову. Если вы решите говорить ребенку «нет», может последовать бурная реакция, слезы и даже истерика. Это нормально, потому что ребенку надо выразить свой протест.

мама говорит нетМалыш попросту не может усвоить запрет с первого же раза, поэтому завтра точно сделает то, что еще сегодня нельзя было делать. И это не значит, что действия направлены назло вам, просто каждое «нет» не принимается во внимание так глобально, как вы решили его говорить ребенку.

Особенность восприятия детьми запретов состоит в том, что они попросту неспособны перенести сложившуюся ситуацию на аналогичную.

Если вы сказали ребенку «нет», это абсолютно не означает, что он не сделает чего-то другого, запрещенного. Не стоит думать, что малыш вам мстит – это лишь восприятие, поэтому надо набраться терпения. Каждое слово должно быть сказано ребенку обдуманно и правильно. Важно уметь объяснить и «достучаться» до малыша.

Основные советы родителям

Вам не стоит злоупотреблять разными запретными словами. Очень распространенная ошибка – слишком много «нет». Если ребенку приходится часто слышать это слово, он попросту перестает его воспринимать в нужном направлении, так как оно становится нормой. Не надо ставить под острую угрозу все интересы маленького исследователя. Можно разрешить ребенку бегать на улице, гонять кота или голубя, трогать предметы. Ведь одежду вы всегда можете постирать, а грязные руки помыть. Слово «нет» до достижения ребенком трех лет можно говорить исключительно по отношению к тем действиям, которые значительно угрожают здоровью малыша. Почему так?

Список основных запретов:

  • Засовывать пальцы в розетку.
  • Класть руки на горячие кастрюли или утюги.
  • Кусать и щипать человека.
  • Бить по стеклу и поверхностям из него.

Вам важно объяснить своему ребенку, почему к таким действиям вы применяете слово «нет». Даже с крохой можно договориться и обе стороны останутся довольными. Когда ребенку исполняется более трех лет, он понимает намного больше. Он сможет нормально воспринимать разницу между обоями и альбомом для рисования, поэтому каждый запрет можно сделать более конкретным.

Пример: утюг можно запросто трогать, но только когда он расположен на своем месте, а не в тот момент, когда мама активно гладит вещи. Все можно детально объяснить и показать.

Альтернатива запрету

Как можно заменить запрет? Категоричное и принципиальное «нет» с вашей стороны может вызвать слезы и агрессию. Вот почему вам надо продумать все действия и слова. К каждому запрету можно запросто подобрать то, что позволено. Не разрешайте ребенку трогать горячую кастрюлю, но дайте возможность использовать половник, ложку или другой безопасный для здоровья предмет. Так можно быстро и легко отвлечь ребенка от запрещенного и не вызвать истерики и крика.

Пояснение причины

Говорить с малышом можно и надо всегда и обо всем. Любой запрет объясняйте в форме взрослого разговора. Чадо должно понять, что действие действительно опасное, а ваши «нет» не являются обычной прихотью.

мама говорит нельзя

Говорить надо только теми словами, которые знает ребенок. Только так можно добиться желаемого результата. Вам надо доказать ребенку, почему нельзя делать то или иное действие. Он должен понять вас, остаться в хорошем настроении. В этом случае у вас будут построены нормальные и даже дружеские отношения на понимании.

Системные подходы

Почему это важно? Каждое категорическое «нет» должно быть запретом всегда, в любой сложившейся ситуации. Иначе малыш не сможет понять, почему же вчера что-то было запрещено, а уже сегодня позволено. Ребенок в таком случае решает, что все зависит только от настроения родителей, которые не могут четко дать понять, что позволено, а что категорически запрещено. Вам надо проконсультироваться со всеми, кто живет вместе с вами.

Помните, что любой скандал по поводу того или иного вопроса должен быть не на глазах у малыша, потому что он не будет воспринимать вас адекватно, будет спорить и устраивать те истерики, которых хотелось бы по максимуму избежать.

Но не забывайте о том, что некоторую гибкость все же потребуется проявлять, чтобы не выглядеть тираном в глазах своего ребенка. Вы можете запросто позволить ему значительно больше, когда наступает болезнь или же неприятное самочувствие, которое и без запретов родителей сильно огорчает и вызывает раздражение. Но и в этой ситуации надо правильно и обдуманно объяснить, что такое разрешение на определенные действия малыш получает исключительно на момент болезни, а потом границы будут восстановлены.

Нет провокационным моментам!

Бывают моменты, когда мама и папа просто провоцируют деток на определенные поступки. К примеру, вы запрещаете малышу трогать важные бумаги или документы, но как же избегать такого искушения, когда все это даже не убрано в ящик стола? Вот таких моментов просто огромное количество.

Рекомендуется хранить все важные вещи в полностью недоступном для ребенка месте, а вот еще лучше – под замком. Тот же момент касается и хрупких вещей, более дорогих. Не надо искушать свое чадо на поступки, за которыми следует наказание.

Помните об определенных правилах безопасности малыша в вашем доме. Постарайтесь оградить ребенка от режущих и колющих предметов, острых поверхностей и углов, закройте розетки, зеркала и стекла.

Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»?

Главная страница ➤➤ Каталог вопросов ➤➤ Здоровье ➤➤ Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»?

Дети активно интересуются окружающим миром. Поэтому попытках узнать о нем больше, нередко совершают действия, которые способны вызвать у родителей беспокойство и тревогу. Мама или папа, видя, что малыш пытается залезть на высокий стул или близко подойти к включенной кухонной плите, реагируют почти всегда одинаково. Они говорят ребенку «нельзя». Такая реакция вполне понятна: она призвана уберечь кроху от действий, которые могут повлечь за собой вред его здоровью, быть опасными для маленького человека. Но психологи предостерегают родителей: говоря малышу слово «нельзя» — вы мешаете ему полноценно развиваться.

Давайте узнаем в деталях — почему нельзя говорить ребенку «нельзя».

Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»: как злоупотребление этим словом может сказаться на развитии маленького человека

Фото на тему «Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»?»

Почему же нельзя говорить ребенку «нельзя» и по какой причине это слово следует исключить из воспитательного процесса? Вот что говорят по этому поводу детские психологи:

  • Во-первых, часто употребляемое родителями «нельзя» способно вызвать у ребенка постепенную потерю интереса к окружающему миру. Активный малыш находится в постоянном поиске все новых объектов для изучения. А этот поиск стимулирует развитие памяти, мышления, внимания, кроме того – так у крохи появляется мотивация к обучению. Если же ребенка ограждать от контакта с внешним миром и постоянно говорить ему «нельзя» при попытках изучить очередной объект — это приведет к тому, что окружающее постепенно перестанет интересовать маленького человечка. Дети, которые постоянно слышали от родителей слово «нельзя» в будущем испытывают трудности при обучении в школе. Они не проявляют активности и интереса на развивающих занятиях;
  • Во-вторых, формирование заниженной самооценки. Чем чаще ребенок слышит необоснованное «нельзя» — тем выше риски, что в дальнейшем маленький человечек будет жить с постоянной оглядкой на общественное мнение и сомневаться в собственных возможностях. Говоря ребенку «нельзя», следует подробно объяснять, по каким именно причинам он должен воздержаться от тех или иных действий. Иначе кроха будет воспринимать родительское «нельзя», как – «у тебя ничего не получиться». Такие детки могут стесняться себя, своих вкусовых предпочтений в музыке, одежде, бояться озвучить свое мнение перед окружающими;
  • В-третьих, подавление эмоций. Если ребенку все время указывают на то, что он должен сдерживать свои эмоции и говорят, что нельзя плакать, кричать, выражать недовольство и гнев, то малыш научиться копить этот негатив в себе, а не избавляться от него путем диалога. Во взрослой жизни кроха, который часто слышал нельзя будет долго носить в себе обиды, переживания, не признаваясь в негативе даже самому себе.

Что делать вместо того, чтобы говорить «нельзя»?

Фото на тему «Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»?»

Как видите, последствия частого употребления слова «нельзя» могут весьма негативно сказаться на развитии и эмоциональном состоянии ребенка. Поэтому желательно как можно реже употреблять его при общении с малышом и если у вас не получается совсем исключить слово «нельзя» — детально объяснять сыну или дочери, почему лучше всего избегать тех или иных действий.

Лучше всего если вместо слова «нельзя» вы будете использовать другие слова  — «горячо», «осторожно», «опасно». Так у ребенка выработается здоровая реакция на возможную опасность от контакта с различными предметами окружающего мира.

Еще один ключевой момент – говоря ребенку «нельзя» не нарушайте сами установленный запрет. Помните,что наиболее понятным примером для детей всегда являются не словесные объяснения, а поведение родителей.

Подборка по теме:

Что категорически нельзя говорить детям

Экология жизни: Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя

Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя. Капризничающие дети часто слышат от своих родителей фразы наподобие: «Будешь продолжать так себя вести, я уйду!».

 

© Елена Шумилова

Угроза «остаться одному» действует на ребенка подобно приговору и буквально означает для него то, что он лишен теперь родительской поддержки и любви, он нелюбим, и маме теперь все равно, что с ним будет.

Вот почему нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться необдуманными фразами.

«Не пей холодную воду, а то горло заболит».

Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.

«Не балуйся с едой.»

Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.

«Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь.»

Что значит сломаешь? Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: «вот вырастишь — узнаешь», «вырастешь — поймешь как трудно живется/зарабатывается и т.д.» А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.

«Хватит дурачиться/баловаться/беситься»

Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание «побыть клоуном» будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.

«Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!»

Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.

«Хватит реветь! Успокойся!»

Это всё равно что сказать: «Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя». Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.

«Упадешь, ударишься, больно будет».

Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова — это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.

«Я тебя не люблю» — самая страшная фраза, которую может услышать от вас ваш ребенок. Это всегда травма для малыша, ведь такие слова убеждают малыша в том, что «он плохой» и «больше не нужен». Никогда так не говорите, а всегда подчеркивайте, что вы любите своего малыша даже тогда, когда он плохо себя ведет и капризничает.

«Да, кому ты нужен!» — фраза, часто используемая родителями якобы для того, чтобы избавить ребенка от не имеющих под собой оснований детских страхов, в ответ на жалобную просьбу о защите: «Мама, меня хочет съесть страшное чудовище». Услышав такую фразу, ребенок может подумать, что, кроме вас, он не нужен вообще никому, и вы делаете большое одолжение, что живете с ним. Такой вывод может привести к заниженной самооценке, необщительности, комплексам и страхом перед общением. Поэтому помогая ребенку избавиться от детских страхов, скажите ему, что он для вас слишком дорог, чтобы вы позволили какому-либо чудовищу даже близко подойти к нему.

«Не будешь слушаться, придет плохой дядя (милиционер/Баба Яга/Леший и т.д.) и заберет тебя!»

Ребенок с крепкими нервами и хорошим чувством юмора, в лучшем случае, скоро перестанет реагировать на подобные заявления. А вот более тревожный малыш может пережить сильный испуг и заработать фобию.

Единственное, что добьются родители в результате применения подобных фраз, это повышенная тревожность, нервные срывы, ухудшение дисциплины и поведения у детей. Строить свой авторитете на страхе – это тупиковый путь, завоевать доверие и уважение можно гораздо более достойными и приятными для вас и ребенка способами.

«Ты плохой!» 

Детские психологи в один голос утверждают, что нельзя осуждать самого ребенка, можно лишь осуждать его поступки и действия. Нельзя говорить ребенку, что «он плохой», правильно говорить, что он «поступил плохо». Дети младшего возраста не подвергают сомнению наши слова, они безоговорочно верят всему, что мы им скажем. Если ребенку постоянно говорить, что он лентяй, жадина и грязнуля, то не удивляйтесь, что в конце концов он будет вести себя соответственно.

«Ничего у тебя не получится – дай, сделаю сама!» 

Такая фраза заранее программирует ребенка на неудачу. Постепенно у малыша появляется уверенность в том, что он неуклюжий, неловкий, неспособный и глупый неудачник, который не способен ничего сделать самостоятельно без помощи мамы. Такой ребенок очень не уверен в себе. Никогда не проявит инициативу. А зачем, ведь все равно ничего не получится. Поэтому, если вы слышите от своего ребенка заявление «Я сам!», поддержите малыша в его стремлениях, проявите терпение и обязательно похвалите.

«Надейся только на себя, никто тебе не поможет, ведь мир против тебя» — такие фразы могут услышать от своих родителей слабые, неуверенные и физически некрепкие дети, которых родители подобными утверждениями пытаются приучить к самостоятельности и способности постоять за себя. Но в итоге представляют и без того пугающий окружающий мир для ребенка еще более угрожающим и даже опасным. Ребенок становится настороженным, недоверчивым, замкнутым, избегает общения с детьми и взрослыми, ведь никогда не знаешь, откуда ждать подвоха. Важно формировать у ребенка позитивный взгляд на мир, и только ошибки в воспитании могут настроить его против окружающих.

«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как твоя сестра?», «Петя уже давно умеет читать, а ты даже букв не знаешь!» — подобные сравнения, особенно с братом и сестрой, очень болезненно воспринимаются детьми и вызывают чувство нездорового соперничества. Детям очень важно знать, что вы их любите просто так, а не за приобретенные навыки или особые таланты.

«Почему ты до сих пор танцуешь так плохо?», «Что ж ты не занял первое место?» — такие фразы показывают детям, что они никогда не будут достаточно хороши, чтобы удовлетворить все требования своих родителей. Чтобы заслужить сдержанное одобрение, придется прыгнуть выше головы и никогда не опускаться ниже вершины. Родителям стоит помнить, что детям очень важно их одобрение, особенно в те моменты, когда все получается не так, как хотелось бы. «Третье место? Это же замечательно! В следующий раз подготовимся еще лучше! Но я тобой очень горжусь!»

Поддержка и любовь родителей – это лучшая мотивация в достижении успехов.опубликовано econet.ru

«Что никогда нельзя говорить своим детям?» – Яндекс.Знатоки

Чтобы ответить на вопрос наиболее развернуто, я хочу опереться на одну из ключевых концепций транзактного анализа — школы психотерапии, о которой вы могли читать в книгах Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Жизненный сценарий — это совокупность впитанных извне представлений о том, как события моей жизни должны быть связаны друг с другом, по каким законам функционирует окружающая меня реальность, как мне с ней лучше взаимодействовать. Жизненный сценарий состоит из аксиом, полученных ребенком из посланий родителей в процессе взросления. Послания делятся на два типа: драйверы и предписания. Ниже приведены некоторые из них, выделенные Эриком Берном, а также наиболее распространенные поступки и слова, которые ведут к их формированию. Информацию об остальных предписаниях и драйверах, а также их сочетаниях, образующих жизненные сценарии, вы легко сможете найти в гугле.

Драйверы — это послания, сообщающие ребенку, как надо жить, и передающиеся напрямую, вербально.

  • радуй других – формируется, если родители транслируют идею, что человек определяется степенью вклада в благополучие других людей; во взрослой жизни зачастую присутствует жертвенность и пренебрежение собственными интересами ради чужих
  • будь совершенным – «нет предела совершенству», «тебе еще многому предстоит научиться», «результаты ЕГЭ еще ничего не значат» и другие фразы, культивирующие бесконечную погоню за абстрактным идеалом; во взрослой жизни может приобретать формы патологического перфекционизма и обесценивания собственных достижений

Предписания, наоборот, сообщают, как не надо жить, и косвенно транслируются через поведение родителей — точнее, через то, как ребенок интерпретирует их поведение.

  • не живи – если родители переживают сильный стресс в связи с воспитанием ребенка, он может заметить, что его присутствие сказывается на их благополучии; если послание закрепится, то уже взрослый человек может хронически испытывать чувство, что лучше бы его здесь не было, поэтому ему необходимо постоянно оправдывать свое существование перед собой и другими
  • не будь здоров – если внимание уделяется в большей мере во время болезни, то закрепившееся послание может создать во взрослой жизни установку, что «если я болею, то я могу сделать себе поблажки», которой человек может злоупотреблять, начиная с постоянным больничных на работе и заканчивая болезненностью своего внутреннего мира как способа получить внимание партнера в романтических отношениях

По правде говоря, транзактный анализ как будто намекает, что детям вообще ничего нельзя говорить, поскольку даже самые безобидные, на первый взгляд, фразы могут повлиять на их становление очень непредсказуемым образом. Тем не менее, это вынужденная необходимость. К счастью, что бы родители ни натворили, ближе к подростковому возрасту появляется возможность к изменению сформировавшегося жизненного сценария, однако это очень трудоемкий процесс, требующий в каком-то смысле сотрудничества между родителями и ребенком.

Итак, родившись, ребенок еще не обладает ни знаниями, ни способностями, чтобы самостоятельно хотя бы выживать, не говоря о том, чтобы жить, поэтому его благополучие чуть меньше, чем полностью зависит от родителей (или других значимых фигур, их заменяющих). Ребенку необходимо привлечь внимание родителей, чтобы косвенно удовлетворить свои потребности через их действия. Именно в раннем детстве на основе опыта взаимодействия с родителями и наблюдения за их поведением у ребенка закладываются базовые представления о том, как устроен мир, в который его «забросило». Можно сказать, что в этот период они являются «богами», от внимания и благоволения которых зависит наша жизнь, и способы достижения их расположения остаются с нами на протяжении всей жизни. Чем про более ранний возраст мы говорим, тем менее ребенок способен фильтровать входящую информацию, и тем менее вероятно, что удастся актуализировать прошлый опыт и выявить, как и какие представления были сформированы. К счастью, сценарии оставляют много следов: среди косвенных признаков можно обнаружить закономерность и выявить сценарный паттерн. Обнаружение — это первый шаг и необходимое условие для сознательного изменения жизненного сценария.

Необходимо обозначить, что хоть и следование жизненным сценариям может привести к деструктивным последствиям, их наличие сохраняет стабильность и устойчивость психики. Сам факт необходимости принимать ответственность за свою жизнь и постоянно совершать выбор, влияющий на мое будущее, является очень мощным источником стресса. Осознание себя не как скопления переживаний «здесь-и-сейчас», а как жизненного пути, протянутого во времени, требует слишком много ресурсов, чтобы быть регулярным. Невозможно постоянно строить долгосрочные перспективы своей жизни — хочется еще и жить. Сценарии обеспечивают человека системой координат, опираясь на которую жизнь приобретает структуру, план действий. Важно, что следование этому плану — это автоматический, неосознаваемый процесс, поэтому на него не нужно тратить никаких ресурсов. Сценарии значительно снижают степень неопределенности и экономят очень ограниченный запас ресурсов психики, поэтому их нужно модифицировать, а не разрушать под корень, иначе земля уйдет из-под ног.

Таким образом, несмотря на то, что проигрывание сценария может приводить к повторяющимся болезненным последствиям, человеку важно подтверждать свой сценарий, чтобы сохранить опору, определенность. Например, человек сокрушается насчет превратностей судьбы в романтических отношениях: «как вообще такое возможно? почему 5 из 6 моих партнеров оказались алкоголиками? знаешь, что еще смешнее? думаешь, последний им не был? ха! он им стал, пока мы были вместе». Такая ситуация могла сложиться по следующей причине: в детском возрасте дочь наблюдала, как мать строит общение с отцом-алкоголиком, и впитала наиболее эффективные способы коммуникации, поэтому самой простой и понятной для нее ситуацией в романтических отношениях является наличие алкоголизма у партнера. Героиня истории может неосознанно выбирать партнеров, у которых она обнаружила маркеры алкоголизма, которые ей хорошо известны из опыта наблюдения за отцом. Она может пользоваться готовым алгоритмом, даже если в нем будет прописано, что в конце нужно испытать боль — и она ее испытает, чтобы сохранить определенность, подтвердить свой сценарий: «я знала… я знала, что опять обожгусь об этих алкоголиков». Парадоксально, что даже если готовая программа действий не подходит под актуальную ситуацию (то есть, партнер не страдает алкоголизмом), иные траектории развития отношений вызывают интенсивную тревогу из-за высокой степени неопределенности, поэтому гораздо проще (девушке хорошо известны причины формирования алкоголизма) подогнать реальность в более удобное русло.

Чтобы не оставлять вас одних с этой информацией, держите ссылку для скачивания практики по обнаружению жизненного сценария, а его изменение — это отдельная и объемная задача, в выполнении которой вам может помочь психотерапевт, работающий в данном подходе. Кстати, на правах ведущего лаборатории самопознания MEtA, шепну вам, что одна из тем в программе курса — жизненные сценарии, так что приглашаю заинтересовавшихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *