Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Шагал третьяковская галерея – шесть фактов о Марке Шагале, или Новые панно художника в Третьяковке / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Шагал третьяковская галерея – шесть фактов о Марке Шагале, или Новые панно художника в Третьяковке / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее

Номер журнала: 

Специальный выпуск. Марк Шагал «ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!»

«Здравствуй, Родина!» — самая полная на сегодняшний день выставка живописных работ Марка Шагала (1887-1985) в России. Название ей дала одна из работ художника. Речь идет не только об очередной долгожданной встрече произведений знаменитого мастера с российским зрителем (последняя крупная выставка Шагала состоялась в ГТГ в 1992 году). Родина — большая и малая, утраченная и обретенная вновь — постоянно присутствовала в искусстве Шагала, что придавало неповторимое своеобразие его творчеству.

На протяжении многих лет Марк Шагал остается одним из самых востребованных на Западе художников российского происхождения. Его персональные выставки регулярно проводятся в престижных музеях и галереях Европы, Америки, Азии. Третьяковская галерея многократно предоставляла работы Шагала из своего собрания для международных проектов. Но в нашей стране значительная часть произведений из зарубежных коллекций никогда не экспонировалась. Впервые московская публика получила уникальную возможность увидеть собранные вместе произведения художника, созданные в разные годы — от ранних витебских работ до известных шедевров французского периода.

Особенность выставки в том, что она включает значительное количество первоклассных произведений Шагала из зарубежных коллекций. Московская публика увидит 27 важнейших для понимания творчества художника полотен из парижского Музея современного искусства (Центр Жоржа Помпиду). Среди них — знаковые работы: «Свадьба» (1910), «России, ослам и другим» (1911), «Ангел с палитрой» (1927-1936). Как «историческую картину такого масштаба, который в искусстве ХХ века не часто встречается» охарактеризовал триптих «Сопротивление. Возрождение. Освобождение» (1937-1952) Жан-Мишель Форе, директор Национального музея «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце. Из этого собрания на выставку поступило, помимо 8 первоклассных гуашей, уникальное трехметровое полотно «Авраам и три ангела», прежде ни разу не покидавшее его стен. Еще одна знаменитая, но неизвестная отечественной публике работа -«Желтая комната» из Фонда Бейелер в Швейцарии.

На выставке в Третьяковской галерее представлено более 180 экспонатов. В экспозицию вошли также работы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и других российских и зарубежных музеев и частных коллекций.

Экспозиция дает возможность проследить за изменениями в художественном языке Шагала, но, главное, увидеть «константы» его неповторимого искусства, где смешались фантазия и реальность, мечта и гротеск, визионерские представления, собственная и народная память, национальное и ритуальное мышление, элементы фольклора и невероятная, предельная искренность Шагала. Его принято называть «художником-поэтом», а его искусство, вслед за Аполлинером, — «сверхреальным». В шагаловском мире уживаются фольклорные персонажи, странные коровы, ослы, музыканты, торговцы и парящие над городом влюбленные. Город, над которым они взлетают, — Витебск. По признанию Шагала, Париж стал для него «вторым Витебском». Свой третий дом в последние двадцать лет жизни мастер обрел на Лазурном берегу в городке Сен-Поль-де-Ванс.

Для Шагала всегда была важна связь с Россией, остававшейся для художника неисчерпаемым источником тем, сюжетов и образов. На первом листе офортов — иллюстраций к «Мертвым душам» — в 1927 году автор надписал: «Дарю Третьяковской Галлерее со всей моей любовью русскаго художника к своей родине эту серию 96 гравюр…»

1. Одно из последних писем он закончил словами: «…желаю Вам, всем и моей родине счастья…»

Специально к выставке подготовлен каталог на русском и английском языках. Он содержит статьи отечественных и зарубежных специалистов о творчестве художника, свыше 600 иллюстраций, а также хронограф, включающий в себя более 100 фотографий из архивов наследников живописца. Каталог значительно расширяет рамки экспозиции и является самым полным изданием о Марке Шагале, вышедшим в России.

 

Жан Кадэ

Дамы и господа!

Вы пригласили нас, чтобы сегодня вместе с вами открыть крупнейшую из когда-либо проводившихся в России выставок, посвященную Марку Шагалу. Для меня это большая честь и огромная радость.

Мы воздаем сегодня должное самому яркому художнику XX века, родившемуся в России, великому мастеру, который был также очень привязан к Франции. Я рад приветствовать приехавшую по этому особенному случаю представительную делегацию, которая оказала содействие в предоставлении экспонатов. В нее входят члены семьи Марка Шагала — госпожа Белла Мейер и госпожа Мерет Мейер.

Я с большим удовольствием хотел бы отметить вклад Государственной Третьяковской галереи в этот необыкновенный проект. В нем также приняли участие и два крупнейших французских музея -Национальный музей современного искусства Центра Жоржа Помпиду и Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце, директора которых оказали нам сегодня честь своим присутствием. Итак, позвольте мне еще раз высказать слова моей глубокой благодарности вам, господин Валентин Родионов и госпожа Екатерина Селезнева, за это прекрасное событие.

В действительности, Третьяковская галерея на протяжении вот уже нескольких лет стоит в авангарде нашего культурного сотрудничества. Благодаря ей становится возможным увидеть здесь произведения, привезенные из Франции. При этом сотрудники Галереи одновременно проводят сразу несколько крупномасштабных мероприятий с разными известнейшими музеями нашей страны. Париж совсем скоро сможет ответить ей беспрецедентным мероприятием: первая большая ретроспектива произведений русского искусства второй половины XIX — начала XX века откроется в Музее Орсе 20 сентября этого года. Она будет состоять из произведений, большая часть которых никогда не выставлялась за пределами России. Вслед за этим событием осенью 2006 г. планируется осуществить проект, который нам очень дорог, — Москва и Санкт-Петербург одновременно будут принимать коллекции, включающие наиболее характерные произведения французского искусства периода 1860-1910 гг. Мы надеемся, что ему будет оказана финансовая поддержка французскими и российскими частными фондами. Как вы и сами видите, Франция всеми силами старается упрочить привилегированные отношения в области искусства, которые соединяют ее с Россией, сделать так, чтобы каждый год стал годом России во Франции и годом Франции в России и чтобы в самых крупных музеях сменяли друг друга, как это было в последние месяцы в Москве, произведения Матисса и Пикассо (в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), Болтански (в Музее архитектуры им. А.В.Щусева) и вот сегодня — Марка Шагала в Третьяковской галерее.

Следующая встреча во Франции пройдет меньше чем через три недели в рамках Книжного салона в Париже и будет посвящена литературе. Россия приглашена в качестве почетного гостя. И еще мы знаем, что Музей Лувра готовит большой проект к 2008 г.

Посольство Франции всегда стремится принять участие в осуществлении этих проектов. От его имени я рад поблагодарить всех тех, кто, как и вы сегодня, продолжает вносить свой вклад в развитие тесных творческих, человеческих и интеллектуальных связей между нашими двумя странами.

Жан Кадэ
Посол Франции
в Российской Федерации

 

Валентин Родионов

Когда возникла идея большой выставки Марка Шагала, она выглядела сначала абсолютной утопией. Во-первых, казалось невозможным собрать столько шедевров: владельцы обычно неохотно отдают лучшие произведения, составляющие гордость их коллекций, на выставки в другие города и страны. Во-вторых, это чрезвычайно дорогостоящий проект. Наконец, организация больших выставок с зарубежными участниками очень сложна. Однако желание реализовать проект было сильнее, чем наши опасения. Когда же мы приступили к его осуществлению, то с радостью обнаружили готовность многих партнеров — зарубежных и отечественных — пойти нам навстречу. И сегодня хочется поблагодарить тех, чей энтузиазм и добрая воля помогли разрешить все проблемы, сделав возможной долгожданную встречу художника с Россией.

Нашим главным союзником стало Федеральное агентство по культуре и кинематографии Министерства культуры Российской Федерации, без чьей организационной и финансовой поддержки проект вряд ли был бы воплощен. Эти усилия были подкреплены значительной финансовой помощью, оказанной Внешторгбанком.

Среди постоянных партнеров и друзей музея первым, как всегда, откликнулся Леонард Джанадда. В 1990 году именно Фонд Джанад-да помог Третьяковской галерее в реставрации бесценных панно Шагала для Еврейского театра; в Фонде Джанадда в Мартини они были впервые экспонированы. Эта выставка послужила началом их триумфального турне по всему миру.

В последние годы ни один крупный проект Галереи не обходится без поддержки компании «Бритиш Американ Тобакко Россия», и на этот раз оказавшей содействие в финансировании нашей выставки.

Из почти двухсот работ Шагала, экспонирующихся на выставке, 27 произведений предоставил Национальный музей современного искусства Центра Жоржа Помпиду; легендарное полотно «Авраам и три ангела» и гуаши «Библейского цикла» привез Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце; около четырех десятков замечательных работ пришли из собраний семьи. Наконец, в последний момент решился вопрос приезда на выставку знаменитой «Желтой комнаты» из Фонда Бейелер в Швейцарии — благодаря содействию владельцев и помощи парижской галереи Булакиа.

Выставка не была бы столь масштабной без тех важнейших произведений, которые предоставили нам Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и ряд российских музеев и частных коллекций.

Я хочу поблагодарить всех сотрудников Третьяковской галереи за высокий профессионализм и увлеченность, с которыми они работали над осуществлением этого многотрудного проекта.

Мы с волнением представляем вам итог совместных усилий многих участников — выставку Марка Шагала «Здравствуй, Родина!». Российская публика сможет увидеть и по достоинству оценить собрание произведений признанного классика ХХвека — от ранних витебских работ до шедевров французского периода, многие из которых экспонируются в России впервые.

К выставке был подготовлен каталог. В нем опубликованы статьи российских, французских, американских искусствоведов, которые представляют серьезный итог современных исследований творчества Шагала. Мы полагаем, что эта книга станет фундаментальным научным и справочным изданием для многих специалистов и ценителей искусства Шагала. Приятно сообщить, что издание английской версии каталога стало возможным только благодаря финансовой помощи Международного фонда Марка Шагала, куда обратилась за поддержкой проекта внучка Шагала Мерет Мейер. Эта удивительная женщина на протяжении трех лет самоотверженно помогала Третьяковской галерее в подготовке выставки. Мы выражаем искреннюю признательность и Жану-Луи Прату, президенту Комитета Марка Шагала, за неоценимые консультации.

Валентин Родионов
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

 

Леонид Синельников

Уважаемые друзья!
Я очень рад, что выставкой произведений Марка Шагала открывается новый, восьмой по счету год сотрудничества «Бритиш Американ Тобакко Россия» и Государственной Третьяковской галереи. Мы гордимся тем, что продолжаем вносить свой вклад в реализацию масштабных выставочных проектов, в пополнение коллекции музея новыми произведениями искусства и в техническое перевооружение Галереи.

Прожив большую часть своей жизни за границей, Марк Шагал считал себя русским художником. Сегодня при поддержке российских меценатов, и в том числе «БАТ Россия», Шагал вернулся на родину. Родной город Шагала, Витебск, я сам считаю очень близким мне городом — ведь в доме, расположенном на той же улице, где жил Шагал, родился мой отец. Папа хорошо помнил и много рассказывал мне о времени, когда Марк Захарович, вернувшись после революции в Витебск, возглавлял Комиссариат по культуре.

Приятно осознавать, что теперь российская публика сможет насладиться полным лиризма творчеством этого выдающегося художника, который, по словам Маяковского, «писал красками своего сердца стихи и поэмы».

Я благодарю всех сотрудников Третьяковской галереи, и особенно Екатерину Леонидовну Селезневу, куратора выставки Марка Шагала «Здравствуй, Родина!», за этот замечательный праздник. Уверен, что столь грандиозная выставка станет ярким событием в культурной жизни российской столицы в 2005 году.

Леонид Синельников
Председатель Совета директоров ОАО «БАТ-Ява», член Попечительского Совета Государственной Третьяковской галереи

Леонид Синельников

 

Андрей Костин

Может показаться удивительным и даже невероятным, но огромная часть произведений Марка Шагала на родине, в России, никогда представлена не была. И это несмотря на то, что творчество великого художника давно признано во всем мире, в том числе и дома, а времени, чтобы заполнить этот пробел, у нас, его соотечественников, было более чем достаточно.

Мне могут напомнить, что Марк Шагал родился и начал творить в Витебске, то есть в Белоруссии, — однако в сказанном нет противоречия. Сам художник считал своей родиной Россию и страдал из-за того, что она от него демонстративно отворачивалась. Какой грустной поэзией звучит письмо в Россию, написанное в 1927 году одному из адресатов Шагала: «… я почти оторван от России. Никто мне не пишет, и мне некому писать. Как будто и не в России родился… И кажется: ни к чему я там. А я не раз вспоминаю свой Витебск, свои поля… и особенно небо».

Сегодня справедливость восстанавливается, и в отечественной культуре Марк Шагал занимает место, которого по праву достоин. Еще одним шагом на этом пути станет выставка «Здравствуй, Родина!», озаглавленная так по названию одной из шагаловских работ. Благодаря Третьяковской галерее, показавшей творчество Шагала с такой впечатляющей полнотой, российские зрители смогут расширить свое представление об одном из самых выдающихся мастеров ХХ века.

Андрей Костин
Президент-Председатель
Правления
ОАО «Внешторгбанк»

Андрей КостинАндрей Костин

 

Жан-Мишель Форе (слева) и Мерет Мейер (в центре)
Жан-Мишель Форе (слева) и Мерет Мейер (в центре)

Невозможно описать словами то волнение, которое мы чувствуем сегодня, присутствуя на открытии выставки «Здравствуй, Родина!», те эмоции, которые нас захлестывают, когда мы ощущаем это напряженное разглядывание произведений Марка Шагала, видим внимательные глаза русской публики, погружаемся в эту особую атмосферу, насыщенную мгновениями многих волшебных открытий.

Но мы не можем даже представить себе то волнение, которое испытал бы наш дед, если бы ему довелось пережить вместе с нами эти мгновения счастья. Если бы нашему взгляду удалось воспарить над этими крышами и устремиться ввысь, это приблизило бы нас к ощущениям Шагала, сегодня, без сомнения, окрашенным в живые, яркие, поэтические цвета. Тем более что он навсегда сохранил сильные впечатления от того, как вдумчиво и углубленно русская публика рассматривает произведения искусства, пытаясь проникнуть в суть замысла художника.

Когда в 1973 году наш дед возвратился из путешествия в Россию, ставшего после его окончательного отъезда первым и последним свиданием с Родиной, я помню, как он вспоминал об этом русском взгляде — он много не говорил, он просто надолго замолкал, а спустя некоторое время, произносил: «Ах, вот ведь какая штука!»

Сегодня и нам выпала честь многое понять про этот «взгляд». Он аналогичен тому подлинному волшебству, которое в тишине исходит от собранных здесь вместе произведений мастера.

Мерет Мейер,
внучка художника

Жан-Мишель Форе (слева) и Мерет Мейер (в центре)

 

Жан-Мишель Форе (слева) и Мерет Мейер (в центре)

Мне довольно трудно выступать после сестры, сумевшей найти верные слова для выражения тех чувств, которые мы испытываем, находясь в Москве. Сегодня мы действительно чувствуем огромную благодарность, для нас большая честь вместе с вами открывать эту прекрасную выставку Шагала.

Я не знаю, смогу ли я сполна отблагодарить вас за то, что вы пришли — после стольких лет терпеливого ожидания этого дня, — для того чтобы вновь увидеть, а для некоторых, возможно, и в первые открыть для себя живопись Шагала.

Дедушка нам много рассказывал о своей России, по которой он так скучал. Он полагал, что единственное, что он может сделать для своей страны, — это писать картины. Он хотел поделиться с Родиной своей живописью, своим пониманием красоты и любви. И ничто не могло бы быть для него лучше, чем сегодняшний день.

Он всегда много работал. Это было дня него самым важным. Как он говорил, без труда ничего не добьешься. Это был его способ борьбы за свои идеалы. Он часто спрашивал нас, своих внуков, нашли ли мы любовь, есть ли у нас идеалы? Когда тебе немного лет, то довольно сложно понять суть этого вопроса. И только когда я выросла, я поняла и услышала то послание, которое он хотел нам передать. Писать картины было для него своеобразной молитвой, осознанием собственного «Я», борьбой за художественную свободу.

Благодарю вас за то, что вы пришли, чтобы принять участие в открытии этой замечательной, наполненной любовью выставки, прославляющей Шагала.

Белла Мейер,
внучка художника

 

  1. Цитата приводится в авторской орфографии

Жан-Мишель Форе (слева) и Мерет Мейер (в центре)

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

В Новой Третьяковке обновилась постоянная экспозиция

В Третьяковской галерее завершился первый этап работы над новой экспозицией искусства ХХ века. Музей вновь открывает для публики залы, в которых можно увидеть работы русских художников первой трети прошлого столетия, шедевры авангарда. 

Постоянная экспозиция в Новой Третьяковке строится на трех принципах: монографические залы, посвященные творчеству великих художников; залы коллекционеров; залы, представляющие во всем многообразии художественные направления первой трети ХХ века. 

6.jpg

В обновленной экспозиции к уже знакомым монографическим залам Василия Кандинского, Ильи Машкова, Петра Кончаловского добавились залы Владимира Татлина, Александра Дейнеки,а также Павла Филонова и его школы, Казимира Малевича и его учеников.

В экспозицию произведений Марка Шагала добавлена графика, ранние живописные работы, впервые выставляются иллюстрации к поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». 

2 (1).jpg

У публики впервые появилась возможность увидеть два «Черных квадрата» Малевича одновременно — в новой экспозиции первый вариант знаменитой работы «Черный супрематический квадрат» 1915 года демонстрируется вместе с более поздней версией 1929 года. 

1 (1).jpg

Одним из центров новой экспозиции стал открывшийся зал, посвященный уникальной коллекции русского авангарда Георгия Дионисовича Костаки. Большую часть своего собрания коллекционер передал Третьяковской галерее в 1977 году. Этот дар стал крупнейшим за всю историю музея, и сегодня наши зрители могут в полной мере осмыслить его ценность. 

В зале № 3 представлены художественные работы 1910-х годов, из которых в дальнейшем вырос знаменитый русский авангард. Среди них произведения Давида Бурлюка, Иосифа Школьника, Николая Кульбина, Александра Шевченко, Роберта Фалька, Нико Пиросмани.

Ждем вас в Новой Третьяковке! По средам постоянную экспозицию можно посетить бесплатно.

www.tretyakovgallery.ru

Уникальную выставку о Марке Шагале представят в Третьяковской галерее&nbsp

Уникальную выставку о Марке Шагале представят в Третьяковской галерее

Фото: Киселев Сергей / АГН «Москва»

23 ноября в Третьяковской галерее расскажут о творчестве Марка Шагала — одного из самых известных художников прошлого века, пионера абстрактной живописи.

Столичные музеи хранят историю далекого и близкого прошлого, напоминая о давно ушедших эпохах и рассказывая, как жили люди задолго до нашего рождения. На площадках московских выставочных пространств всегда много гостей — как жителей города, так и туристов, желающих прикоснуться к истории Первопрестольной. А в холодную пору — поздней осенью или в разгар зимы — люди собираются там особенно часто.

— История музейного дела в столице начинается в 1856 году, когда император Александр II решил восстановить Палаты бояр Романовых, обветшавшие и порушенные после ряда пожаров. Спустя четыре года здесь открылся музей, где одновременно могло быть не более восьми человек, — рассказывает москвовед Михаил Коробко. В то же время статус музея обрела Оружейная палата, в которой еще с XVII века был свой экспозиционный зал, а в 1862 году в Дом Пашкова перевели Румянцевский музей из Петербурга — одно из самых крупных собраний книг, монет и рукописей в Москве.

— В те годы очень большое значение имело создание всероссийских выставочных пространств. Они положили основу для культовых музеев столицы — Политехнического, Исторического, Музея на родного искусства и других, — замечает москвовед.

По его словам, частное коллекционирование внесло значимый вклад в развитие музейного дела. Так, в 1856 году известный купец Павел Третьяков основал Художественный музей, а спустя более 30 лет передал свое детище городу в дар, и Москва стала первым в России городом с публичным музеем национальной живописи.

— Очень важным событием для музейного дела столицы стало создание Музея изящной живописи, который открылся в 1912 году. В этом публичном музее можно было взглянуть на слепки и копии классических произведений мирового искусства, — продолжает Коробко.

Музей изящного искусства стал самым крупным из российских музеев европейского и мирового искусства. Сегодня он известен как Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.

В советскую эпоху, отмечает москвовед, музеи служили инструментом государственной пропаганды, а частных экспозиций в России и в столице и вовсе не было. Так продолжалось до распада СССР, и в 1993-м в Москве появился первый частный художественный музей. Им стал Русский национальный музей искусств.

На сегодняшний день в столице насчитывается свыше 400 музеев — государственных и частных.

Современные выставочные пространства становятся более интерактивными — на экспозициях задействуются мультимедийные технологии. В сегодняшних выставочных пространствах устраивают целые спектакли и перформансы с музыкальным сопровождением. Появляются музеи, где проводят захватывающие световые и лазерные шоу. К примеру, необычную экспозицию можно посмотреть в Центре фотографии имени братьев Люмьер. А кое-где на экспонаты можно не только смотреть, но и прикоснуться к ним и даже поиграть с ними. Например, в музее советских игровых автоматов.

В то же время концепция музеев меняется — их стали размещать не в исторических зданиях, а, например, на территории бывших заводов. Популярностью среди молодежи пользуются центр современного искусства Artplay, расположенный в здании, где был пивоваренный завод, а также выставочное пространство «Красный Октябрь», созданное на месте кондитерской фабрики.

Классические музеи тоже стараются идти в ногу со временем. В следующем году в Пушкинском музее откроется уникальная коллекция медиаискусства, куда войдут произведения классиков и современных художников.

— Эта коллекция — новый инструмент для того, чтобы осуществлять диалог между миром и искусством, между сегодняшним и прошлым, — рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марина Лошак.

Чтобы прикоснуться к прошлому, сегодня необязательно выходить из дома. В городе есть портал «Музейная Москва онлайн», на котором представлено более 37 тысяч снимков музейных экспонатов.

— Благодаря ресурсу все желающие могут узнать факты из истории столицы и жизни горожан, а также познакомиться с творчеством знаменитых фотографов и художников. Этот проект — хороший пример того, как цифровые технологии делают культуру и искусство доступнее, — сказал куратор ИТ-проектов в сфере культуры и туризма столичного Департамента информационных технологий.

Читайте также: Около четырех тысяч гостей посетили выставку Марка Шагала в Истре

Видео дня. Оливье vs крабовый салат: битва за новогодний стол

Читайте также

news.rambler.ru

Выставка Марка Шагала «Здравствуй, Родина!» открывается в Третьяковской галерее

С 26 февраля по 29 мая 2005 года Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку Марка Шагала «Здравствуй, Родина!».

«Здравствуй, Родина!» — самая полная на сегодняшний день выставка работ Марка Шагала (1887-1985) в России. Название ей дала одна из работ художника. Речь идет не только об очередной долгожданной встрече произведений знаменитого мастера с российским зрителем, но о том значении, которое играла в жизни и творчестве Шагала тема Родины — большой и малой, утраченной и обретенной вновь, постоянно присутствующей в его искусстве и питающей неповторимое своеобразие его творческого мира.

На протяжении многих лет Марк Шагал остается одним из самых востребованных на Западе художников российского происхождения. Его персональные выставки регулярно проводятся в престижных музеях и галереях Европы, Америки, Азии. Третьяковская галерея многократно предоставляла работы Шагала из своего собрания для участия в лучших международных проектах. Но в нашей стране значительная часть произведений из зарубежных собраний никогда не экспонировалась. Впервые московская публика получит уникальную возможность увидеть собранные вместе произведения художника разных периодов его жизни — от ранних витебских работ до известных шедевров французского периода.

Особенность выставки в том, что Третьяковской галерее удалось добиться прибытия в Россию значительного количества первоклассных произведений Шагала из зарубежных коллекций. Московская публика увидит 27 выдающихся, важнейших для понимания творчества художника полотен из парижского Музея современного искусства (Центр Жоржа Помпиду). Среди них этапные и знаковые работы: «Свадьба» (1910), «России, ослам и другим» (1911), «Ангел с палитрой» (1927-1936), триптих «Сопротивление. Возрождение. Освобождение» (1937-1952). Как «историческую картину такого масштаба, который в искусстве ХХ века не часто встречается», охарактеризовал его Жан-Мишель Форе, директор Национального музея «Библейское послание Марка Шагала» в Ницце. Из этого собрания на выставку поступило, помимо 8 первоклассных гуашей, уникальное трехметровое полотно «Авраам и три ангела», за всю историю существования музея прежде ни разу не покидавшее его стен. Еще одна знаменитая, но неизвестная отечественной публике работа — «Желтая комната» из Фонда Бейелер в Швейцарии.

На выставке в Третьяковской галерее представлено более 180 экспонатов. Кроме вышеупомянутых собраний, в экспозицию вошли работы из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, ряда российских музеев, отечественных и зарубежных частных коллекций.

Никогда ранее в нашей стране творчество Шагала не демонстрировалось настолько объемно. Экспозиция дает возможность проследить за изменениями в художественном языке Шагала, но, главное, вновь увидеть «константы» его неповторимого искусства, где смешивается фантазия и реальность, мечта и гротеск, визионерские представления, собственная и народная память, национальное и ритуальное мышление, элементы фольклора и невероятная, предельная искренность Шагала. Его принято называть «художником-поэтом», а его искусство, вслед за Аполлинером, — «сверхреальным». В шагаловском мире уживаются фольклорные персонажи, странные коровы, ослы, музыканты, торговцы и парящие над городом влюбленные. Город, над которым они взлетают, — Витебск. Его художник не переставал искать, даже покинув родину, и нашел на берегах Сены. По признанию Шагала, Париж стал для него «вторым Витебском». Свой третий дом мастер на последние двадцать лет жизни обрел на Лазурном берегу в городке Сен-Поль-де-Ванс.

Но всегда для Шагала была важна связь с Россией, остававшейся для художника неисчерпаемым источником тем, сюжетов и образов. На первом листе офортов — иллюстраций к «Мертвым душам» в 1927 году автор надписал: «Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей родине». Одно из последних писем он заканчивал словами: «…желаю Вам, всем и моей родине счастья…»

Специально к выставке подготовлен каталог на русском и английском языках. Он содержит статьи отечественных и зарубежных специалистов о творчестве художника, свыше 600 иллюстраций, а также развернутый хронограф жизни, сопровожденный более 100 фотографиями из архивов наследников живописца. Каталог значительно расширяет рамки экспозиции и является самым полными зданием о Марке Шагале, вышедшим в России.

jewish.ru

В Третьяковской галерее открылась выставка картин Марка Шагала

Он прожил почти век, был советским комиссаром, но мировую славу получил в эмиграции. В Москве открылась самая крупная выставка картин Марка Шагала. Она называется «Здравствуй Родина»: знаменитый художник — наш соотечественник.

Он родился в конце позапрошлого века в Витебске. Полотна привезли буквально со всего мира: из российских и зарубежных музеев, а также из частных коллекций. Посетители выставки впервые увидят собранные вместе произведения Шагала — от ранних витебских работ до шедевров французского периода.

Одним из первых экспозицию увидел наш корреспондент Александр Казакевич. По залам Третьяковской галереи он ходил вместе с внучками великого мастера.

Это так официально объявлено, что сегодня открытие крупнейшей выставки Марка Шагала. На самом деле выставку открыли чуть раньше, когда из Парижа прилетели две его внучки. Они зачарованно ходили среди еще несмонтированной гигантской экспозиции. Особенно долго задерживаясь у портретов Бэллы Шагал — их русской бабушки.

Мэрет Мэйер, внучка Шагала: «Это моя бабушка, а вот маленькая фигурка — это моя мама, здесь ей, наверное, всего годик».

Эти волшебные полеты и объятия Бэллы стали излюбленной темой Марка Захаровича. Мэрэт знает, что на бабушку она очень похожа.

Мэрет Мэйер, внучка Шагала: «Мою бабушку я знала только по картинам. Эта — моя любимая, всегда находилась в доме моих родителей и я всегда чувствовала, сколько нежности и любви исходит от нее».

Бэлла Мэйер, внучка Шагала: «Меня назвали в честь бабушки, поэтому она была моим идеалом, которому я всегда подражала».

Но именно внучки должны были сказать: получилось или нет собрать самые известные картины мастера со всего мира — из Третьяковки, Русского Музея в Санкт-Петербурге, музеев в Нью-Йорке, Париже, Ницце, частных коллекций. Так полно Шагала еще не собирали.

В Третьяковской галерее к Шагалу особое отношение, его здесь называют «кормильцем», потому что даже в самые трудные времена его картины всегда приглашались для участия в западных выставках — это оплачивалось, и пополняло небольшой бюджет Третьяковки.

Для сотрудников галереи здесь много сокровенных деталей. Это работы Шагала для еврейского театра. Когда он прилетал в СССР в 73-м, то плакал, увидев, что они сохранились, и ставил на работах свои автографы, путая от волнения латинские буквы и кириллицу.

Екатерина Селезнева, куратор выставки: «Мы все должны Шагалу, и поэтому мы сегодня читаем название как «Здравствуй, Шагал».

Загадочный человек и его волшебное искусство. Он Париж сравнивал с Витебском, откуда пришлось эмигрировать, а свои работы с творчеством Чарли Чаплина. Он тоже напоминал ХХ веку о маленьком человеке в его радостях и его любви. Шагал писал: «Быть может, Европа полюбит меня, а с ней моя Россия». Чтобы увидеть эти полотна вместе в Москву, настоящие ценители Шагала прилетели из Европы и Америки. Скажем, «Троицу» Шагала по его завещанию запрещается вывозить из музея Ниццы. Но вот она в Москве. В качестве исключения. И все посетители понимают, что еще раз подобное мировое явление мастера на родину может не повториться.

www.1tv.ru

шесть фактов о Марке Шагале, или Новые панно художника в Третьяковке / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Posta-Magazine собрал

самые интересные факты о художнике и о его работах.

За прошедшую четверть века панно, написанные для Еврейского театра, объездили весь мир, от тихоокеанского побережья Соединенных Штатов до Японии, побывали в 46 городах. А вот в Москве выставлялись лишь дважды: они были показаны после реставрации в 1991 году и на ретроспективной выставке Марка Шагала 2005 года. И вот, впервые за эти годы, у города появилась возможность включить их в состав постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Марк Шагал получил заказ на оформление театра в 1920 году, после переезда ГОСЕТа из Петрограда в Москву. Летопись гласит, что художник отозвался тогда на заказ с большим энтузиазмом. «Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра», — говорил он.

Всего за два месяца мастером было создано 9 панно, из которых сохранились, однако, только 7. После закрытия театра в 1949 году панно были переданы Третьяковской галерее и позднее отреставрированы. Сейчас экспозиция занимает зал № 9, а полюбоваться ею можно будет до середины декабря. После чего работы отправятся в Монреаль, на крупную выставку Марка Шагала, а затем снова вернутся домой.

Пока вы размышляете, стоит ли посмотреть на эти работы, Posta-Magazine собрал самые интересные факты о художнике.

Факт 1 — миф о рождении Марка Шагала

Будущий знаменитый художник-авангардист появился на свет в маленьком белорусском городе Витебске — там до сих пор жива легенда о том, что однажды в этом месте родится мальчик, который прославит город. В тот день, 7 июля 1887 года, в Витебске случился большой и страшный пожар, спаливший полгорода. Стихия не тронула лишь несколько домов, в том числе и тот, где родился Шагал. Позже художник расскажет, что именно по этой причине он всю жизнь испытывал тягу к перемене мест (кроватку с младенцем во время пожара постоянно переносили из угла в угол) и так часто на своих картинах изображал огонь, пощадивший его. Стихию он рисовал в виде петуха с растущим из туловища птицы огненным деревом. А красный цвет с тех пор означал для художника и жизнь и смерть одновременно.

Факт 2 — вражда с Малевичем и изгнание из Витебска

Легенда гласит, что Марк Шагал с Казимиром Малевичем враждовали всю жизнь. И что именно автор «Черного квадрата» изгнал «коллегу» из родного Витебска, заполонив весь город футуристическими плакатами и бюстами, что сильно оскорбило Шагала. «Гипсовые бюсты, которые наперебой заказывали скульпторам-недоучкам из моей школы. Боюсь, их всех давно размыло витебскими дождями. Бедный мой Витебск!» — писал он в своей книге.

Большую часть жизни Марк Шагал прожил во Франции. Но сначала уехал в Москву, причем по несколько более банальной причине — его вынудили на это захватившие власть красные комиссары. Тогда, в 1920-м году, художнику и заказали расписать Еврейский камерный театр, которым в то время руководил Алексей Грановский. Сорок дней потребовалось Шагалу, чтобы создать шедевр, но руководство театра осталось недовольно — за работу ему не заплатили. Позже так же с ним поступил и Станиславский во МХАТе.

Факт 3 — мировое признание

Разочарованный Шагал вскоре после этих событий покинул родину и отправился во Францию. Но, как известно, «нет худа без добра», со временем Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы — всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Специально по заказу президента Франции Шарля де Голля Шагал оформил плафон Гранд-опера в Париже, а вскоре после этого написал два панно нью-йоркскому Метрополитен-опера. В июле 1973 года в Ницце открылся музей, получивший название «Библейское послание», украшенный работами художника, который через некоторое время был удостоен правительством статуса национального.

Кстати, работы Марка Шагала, наряду с полотнами Пабло Пикассо и Хуана Миро, считаются самыми востребованными среди похитителей картин — на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более полутысячи его работ. А это ли не главный признак популярности автора?

Факт 4 — Шагал, сексуальная революция и женщины

Любвеобильного Шагала называют еще и зачинщиком сексуальной революции в живописи — за любовь к изображению обнаженных женщин. Первую натурщицу художника звали Тея Брахман. Она была дочерью известного витебского врача Вольфа Брахмана и первой любовью Шагала. У него не было денег на натурщиц, поэтому барышня позировала юному дарованию бесплатно.

Кстати, именно Тея познакомила Марка Шагала с его будущей женой и любовью всей жизни Беллой Розенфельд. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения из Парижа, а потом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Они родили дочь Иду и прожили в любви и согласии 19 лет, пока Белла не скончалась в Америке. Шагал погоревал и вскоре связал свою жизнь с разведенной женой ирландского художника Вирджинией Хаггард, с которой родил мальчика по имени Дэвид. Но Вирджиния оставила мужа, влюбившись в фотографа, и Шагал через несколько лет снова женился — на Валентине Бродской, дочери фабриканта и сахарозаводчика. Как и все другие его жены, она была из богатой семьи.

Факт 5 — ботаническая живопись vs распятия

Еще одна легенда гласит, что когда Марк Шагал был без настроения, он любил рисовать либо библейские сцены с непременным распятием, либо полевые цветы, среди которых особенно выделял чертополох и васильки. Обыватели предпочитали покупать вторые, чем сильно расстраивали художника.

Факт 6 — смерть в полете

Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, не оставляют равнодушным никого. Очередное предание гласит, что некая цыганка в свое время нагадала художнику, что тот проживет долгую и насыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин и умрет в полете. И что вы думаете — предсказание сбылось: 28 марта 1985 года 98-летний художник вошел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своего французского особняка, и во время этого короткого полета его сердце остановилось.

 

 

 

posta-magazine.ru

Шагал в Москве | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Номер журнала: 

Специальный выпуск. Марк Шагал «ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА!»

Каждый раз, когда мы семьей приезжали на юг навестить Шагала, нам казалось, что дедушка только и делает, что пишет картины в своей просторной, наполненной светом мастерской. Наблюдение за его работой было одним из сильнейших впечатлений моего детства.

Шагал держал длинные кисти с удивительной решительностью и буквально атаковал холст. Энергично, быстро и одновременно деликатно он наносил на поверхность множество красочных мазков, называя это «picoter» (тюкать). Иногда он оборачивался к нам, внукам, улыбался нежно, даже застенчиво и спрашивал, нравится ли нам картина. Вид у него при этом был слегка плутоватый, но одновременно немного неуверенный. И вдохновленный нашим ответом (разумеется, положительным), дедушка снова поворачивался к холсту, смотрел на него и приговаривал: «А теперь нужно прибавить еще чуть-чуть Шагала!»

Я любила, когда он брал мою руку и, перебирая пальцы, начинал рассказывать о своем детстве, о молодых годах, проведенных в России, и о своей огромной любви к нашей бабушке Белле. Ему хотелось, чтобы эти рассказы сформировали у нас те высокие представления, те идеалы, которые Белла смогла внести в их совместную жизнь.

Я слушала его поразительные истории о родной земле, о родителях, сестрах и брате, которых он так любил. И мне казалось, что я со всеми знакома — ведь их портреты, написанные дедушкой, висели на стенах и составляли неотъемлемую часть мира нашего детства.


Марк Шагал и Ида с внуками художника —
Мерет (слева), Беллой (в центре) и Питом. Ванс, 1962

Он рассказывал о том, как стал художником, о военных годах, о надежде на обретение новой художественной свободы, пришедшей с началом революции. С глубокой грустью он вспоминал, как уезжал из России, понимая, что никогда больше не сможет вернуться.

Его истории казались мне сказочными. Они состояли из волшебных образов, складывались в поэмы, как облака на небе; слова появлялись как бы из его картин, будто до этого дремали в слое краски. И не важно, что в них было правдой, а что вымыслом, — они навсегда вошли в мое детское сознание.


Вилла «Ле Коллин». Ванс, около 1955

Однажды произошло нечто исключительное: дедушка предложил мне, молоденькой студентке факультета истории искусств, изучить вместе с ним красочный слой его полотен. Он признался, что каждый раз, стоя перед чистым холстом, стремится постичь сущность серого, черного и белого. Шагал считал, что смог приблизиться к разгадке тайны цвета в своих ранних работах, и очень сожалел, что мы не можем вместе посмотреть эти произведения, оставшиеся в России.

Я часто мысленно возвращаюсь к тому разговору и, когда у нас появляется возможность снова увидеть работы молодого Шагала, всегда готовлюсь к этой встрече.

Как удивительна вибрация серого на сером в монументальном полотне «Видение», как торжественно звучит белое на белом в панно для Еврейского театра! Шагалу удалось пробудить и возвысить саму сущность цвета, его «химию» (как он назвал это позднее), которая заставляет светиться его шедевры.

Я помню, как в 1973 году дедушка возвратился в Париж после посещения Москвы и Ленинграда. Он ездил туда вместе с Вавой — в первый и последний раз после окончательного отъезда в 1922 году. Как счастлив был Шагал вновь повидать Россию, ее церкви и музеи, обнять двух своих сестер, по которым так скучал! Каким потрясением стала для него возможность заново открыть панно «шагаловской коробочки», чудесным образом тайно сохраненные! Панно были раскатаны перед ним в Третьяковской галерее, чтобы спустя пятьдесят лет он смог их подписать — в присутствии тех, у кого хватило смелости хранить их десятилетиями!

Я думаю, что и сегодня дедушка был бы очень взволнован свиданием с панно для Еврейского театра в городе, где они были созданы. На этот раз они экспонируются вместе с эскизами, эффектно дополняющими этот великолепный ансамбль. Впечатляющий состав выставки обогащен произведениями из российских и французских частных и музейных коллекций. Это культурное сотрудничество России и Франции в свое время было поддержано нашей матерью, организовавшей в конце 1960-х годов выставку Шагала в Гран-Пале в Париже. Открытие нынешней выставки также способствует прославлению замечательного союза двух культур — России и Франции, двух стран, которые мой дедушка так любил.

Перевод с французского Е.Л. Селезневой

Вернуться назад

Теги:

www.tg-m.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *