Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Сколько оставлять чаевых в россии в ресторане: Чаевые сколько принято давать официанту – Как правильно давать чаевые в России. Кому и сколько надо — Рамблер/финансы

Сколько оставлять чаевых в россии в ресторане: Чаевые сколько принято давать официанту – Как правильно давать чаевые в России. Кому и сколько надо — Рамблер/финансы

Правила чаевых – Коммерсантъ Санкт-Петербург

Как принято благодарить в разных странах

Отношение к чаевым сильно варьируется в различных странах. Туристам не всегда просто понять, насколько они уместны. «Деньги» выяснили, сколько принято давать на чай официантам, сотрудникам отелей и курьерам, доставляющим еду из ресторанов.

Нестабильность российской экономики вовсе не заставила путешествующих россиян отказаться от привычки оставлять в поездках чаевые. Как следует из недавнего опроса Tutu.ru, принципиально не оставляют чаевых 27% туристов. 33% благодарят персонал, если остались довольны обслуживанием. 22% всегда оставляют на чай сотрудникам ресторанов. Остальным профессиям повезло меньше: горничные в отелях получают небольшие суммы только от 11% туристов, а водители такси и экскурсионные гиды — лишь от 2–3%.

«Гости отелей часто просто не знают о принятой практике относительно чаевых»,— констатирует гендиректор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.

По ее словам, чаевые уместны в гостиницах абсолютно любого уровня и для любого персонала, сумма при этом может варьироваться от €1–2 до 10% от стоимости счета.

Например, горничным традиционно принято оставлять небольшую сумму на углу кровати. Но далеко не все гости на это идут. «Если портье, барменам и официантам чаевые предлагают в 90% случаев, то администраторы гостиниц и горничные получают их лишь в 20–30% случаев соответственно»,— объясняет госпожа Лысенкова.

Операционный менеджер отеля Holiday Inn Express Moscow-Baumanskaya Алексей Панамарев отмечает значительное сокращение объема оставляемых чаевых. По его оценкам, в сравнении с 2014 годом их объем сократился на 30–50%. Господин Панамарев указывает, что сотрудников ресторанов гости также все чаще обходят вниманием. По его словам, в заведениях, расположенных в отелях, чаевые оставляют намного реже, чем в независимых. Горничным, по мнению господина Панамарева, дополнительные суммы дают лишь в 1–5% случаев, а администраторов чаще благодарят шоколадками и другими подарками. Точно в таком же положении оказываются турагенты, рассказывает представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов. По его словам, благодарят за организованный отдых туристы обычно после возвращения из поездки: привозят небольшие сувениры, алкогольные напитки или местные сладости.

Основатель сети винных баров «Винный базар» Евгения Качалова рассказывает, что, хотя чаевые оставляют 90% гостей, суммы эти оказываются, как правило, незначительными и составляют только 7–8% от счета. «Четко 10% — это только сервис на банкетах или большие компании, когда на счет и чай гости складываются»,— рассказывает она. Госпожа Качалова добавляет, что то, оставит гость чаевые или нет, чаще зависит от времени суток, чем от формата заведения. Например, днем или во время ланча дополнительные суммы оставляют достаточно редко: гости считают, что это не принято.

Директор по логистике Delivery Club Иван Задохин рассказывает, что и доставляющим заказы курьерам в России чаевые оставляют редко: обычно это происходит в плохую погоду, при объемных заказах и в тех случаях, когда клиента не оказывается на месте и его приходится ждать. «Можно предположить, что таким образом пользователи доставки хотят не столько отблагодарить за услугу, сколько компенсировать некие неудобства курьера, выходящие за рамки его обыденной работы»,— рассуждает он.

Господин Задохин признает: единой практики относительно чаевых в мире не существует. Ситуация слишком сильно варьируется в зависимости от страны. Так, «лидером чаевых» считаются США, где принято благодарить практически весь персонал. Чаевые здесь даются в размере 15–20%: как правило, они составляют значительную часть заработка курьеров и сотрудников общепита.

Аналогичная традиция прижилась в Канаде. В странах Азии чаевые распространены намного меньше, а в Японии их вообще могут счесть за оскорбление. В Китае дополнительные суммы считается уместным оставлять лишь в заведениях высокого ценового сегмента. Аналогичная практика прижил

правила чаевых и истории официантов • INMYROOM FOOD

Чаевые — вполне распространенная и понятная практика в ресторанной сфере, которая позволяет поблагодарить официанта за хорошее обслуживание. В нашей стране эту сумму гость оставляет добровольно. Все зависит от того, понравился ли ему вечер: еда, атмосфера, обслуживание. 

Так подходят к вопросу о чаевых не везде. В некоторых странах чаевые включены в счет и взимаются как плата за обслуживание. В других государствах установлены негласные правила, которые определяют кому, сколько и когда давать. Универсальной точки зрения на этот вопрос не существует. 

KitchenMag делится полезной информацией о чаевых. Официанты комментируют. 

История происхождения чаевых

Чаевые — это особый вид благодарности сотрудникам из сферы услуг. В разное время такие вознаграждения оставляли продавцам продуктовых лавок, лакеям, портье, парикмахерам и, конечно же, официантам. 

Это вполне естественное поведение, ведь каждый человек хочет, чтобы услуги ему оказали быстро и на высшем уровне. Правда, отношение к таким поощрениям во многом зависит от менталитета населения, историко-культурных особенностей страны и многих других важных факторов. 

Проследить историю возникновения явления под названием «чаевые» довольно сложно. Они просочились в жизнь людей давным-давно. Согласно одной из популярных версий, появление чаевых связано с распространением чая в Великобритании. Когда напиток впервые завезли в Англию, он был доступен лишь привилегированным сословиям. Со временем чай стал массовым напитком, а в чайных салонах появились баночки с надписью T.I.P.S., куда леди и джентльмены могли положить деньги для более оперативного и быстрого обслуживания. 

По мнению экспертов-лингвистов, это всего лишь легенда. В Англии того времени люди не использовали аббревиатуры в своем лексиконе, поэтому такое происхождение чаевых вызывает сомнения. Эксперты считают, что слово tips скорее означало «поделиться чем-то с кем-то» и приняло значение чаевых в повседневной жизни людей. 

Где и сколько оставлять чаевых? – Блог Купибилет

Оставлять чаевые в заведениях — хороший тон, но личное желание каждого. В одних странах они обязательны, потому что чуть ли не единственный доход персонала. В других — вообще запрещены, и могут быть восприняты как пощёчина. Рассказываем, где и сколько принято оставлять на чай, чтобы не обидеть официанта. 

В Китае, Южной Корее, Японии и Сингапуре оставлять чаевые не принято, более того, они даже запрещены и могут быть расценены, как оскорбление. Обслуживающий персонал в этих странах получает хорошие деньги за свою работу и отдаётся ей полностью, поэтому гроши, которые вы оставляете будут лишними. Чаще всего в счёт уже включено 10% за обслуживание, так что этого достаточно. 

Чуть иначе с этим в Гонконге. В кафе или ресторане в счёт уже включено 10% за обслуживание, поэтому можно ничего не оставлять. А вот в такси водитель скорее округлит сумму, чтобы оставить сдачу себе. 

В Индонезии, если в счёт не включено обслуживание, можно оставить 5-10% от суммы чека, но не обязательно. Никто не обидится, если вы заплатите только по счёту. А вот в такси желательно самому округлить сумму. Где от вас точно будут ждать чаевых — это в аэропорту. Носильщики хитрые ребята и не соглашаются обычно на 2-3 доллара, им нужно больше. Поэтому, соглашаясь передать кому-то свои сумки, обговорите заранее размер чаевых. 

Если не оставите чаевые в ресторане, отеле или ещё где-то за обслуживание, то персонал будет оскорблён. Чтобы сменить их гнев на милость, 10% от счёта будет достаточно. 

А вот здесь, в отличие от Азии, чаевые (или как их тут называют — бакшиш) считаются традицией и местным этикетом. Их оставляют местные и туристы. В Омане, Иордании, ОАЭ, Египте, Тунисе, Марокко и Катаре приятным тоном считается 10, а то и 15% от суммы счёта. Причём по традиции, персонал сначала отказывается от них. Но это не значит, что надо забирать их обратно. После второй попытки «Да нет, что вы, возьмите» они охотно берут заслуженную плату за свои услуги. Это касается не только персонала в ресторане или отеле, но и таксистов. 

Во многих странах чаевые принято оставлять, если вам всё понравилось — это 10-15% от суммы. Часто у людей нет мелочи, поэтому при оплате картой можно самому прибавить сумму чаевых и оплатить по новому счёту. Бывает и так, что чаевые уже включены в итоговую сумму, если сомневаетесь, уточните этот вопрос у персонала. Но, например, в Венгрии надо не просто оставить сдачу или сотку форинтов на столе, а именно дать их лично в руки официанту. 

А в Италии, Португалии и Испании нет какого-то определённого процента чаевых. Поэтому вы можете сами округлить сумму или оставить пару евро на столе, или 10% от счёта — выбор за вами. Но в Италии есть ещё такое понятие, как «coperto». Обычно это 1-2 евро за сервировку стола, деньги идут напрямую владельцу ресторана. 

Во Франции чаевые включены в счёт и это даже подкреплено законодательством. В них входит не только поощрение за обслуживание, но и плата на воду и хлеб, которые вам приносят перед основными блюдами. Поэтому во Франции можно не париться, а платить по счёту и уходить.

Страна, где на чаевых и держится вся работа. Даже в простых закусочных или фастфудах иногда оставляют около 5% от суммы. Вроде и гроши, а кому-то приятно. Если речь о приличных ресторанах, то там всё зависит от суммы счёта, а чаевые стартуют от 15% и доходят аж до 30%. Даже если чаевые изначально включены в счёт, то всё равно надо оставить хотя бы 5-10% после еды. В некоторых заведениях даже может дойти до скандала, мол, почему вы не оставили чаевые, вам что-то не понравилось? Если не хотите после вкусного обеда вести напряжённый разговор с менеджером, лучше сразу дайте официанту на чай. 

 

В общем, если не знаете сколько оставлять, оставляйте 10% от счёта — это норма. А если не хотите оставлять чаевые в стране, где это принято, то у вас должны быть чёткие тому обоснования, на случай, если к вам подойдёт менеджер заведения. То, что вы жадина (допустим), не является оправданием. 


В нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешёвые билеты, делимся новостями и лайфхаками. Вэлкам!

Хотите подобрать билеты в путешествие?

Подобрать билеты