Уютный трикотаж: интернет магазин белорусского трикотажа

Затмение в китае: Во многих местах Китая можно было наблюдать полное лунное затмение (2)

Затмение в китае: Во многих местах Китая можно было наблюдать полное лунное затмение (2)

Содержание

Затмение солнца в Китае на неделю опередит Олимпиаду

By Reuters Staff, Рейтер

5 Min Read

ЦЗЯЮЙГУАНЬ, Китай (Рейтер) — Полное солнечное затмение, которое произойдет в узком коридоре над Арктикой и Сибирью в пятницу, к вечеру достигнет западных провинций Китая, где через неделю стартуют Олимпийские игры.

Солнечное затмение в городе Цзяюйгуань китайской провинции Ганьсу 1 августа 2008 года. Полное солнечное затмение, которое произойдет в узком коридоре над Арктикой и Сибирью в пятницу, к вечеру достигнет западных провинций Китая, где через неделю стартуют Олимпийские игры. (REUTERS/David Gray)

Первыми максимальной фазой затмения смогут полюбоваться канадцы: тень луны скроет от них солнце в 12.04 МСК. Затем эстафета перейдет к жителям Гренландии. Следующими станут сибиряки: например, в Нижневартовске солнце полностью скроется за луной на две минуты 27 секунд, в 14.31 МСК.

Заключительный аккорд прозвучит в Китае, перед самым закатом: к востоку от города Сиань, административного центра провинции Шанси.

Древние китайцы считали, что затмение солнца предвещает несчастье, и пытались отогнать поглотившего диск “дракона” барабанами, гонгами и колокольчиками.

В этом году полное исчезновение светила случится ровно за неделю до открытия Игр в Пекине.

На аэродром города Цзяюйгуань в провинции Ганьсу один за другим садятся самолеты. Туристы стремятся сюда, чтобы увидеть, как солнце примет форму серпа, темнота сгустится, на небе засияют звезды, а почерневший солнечный диск окутает сияние нежно-жемчужного цвета.

Особо любопытные туристы не побоялись отправиться и в горячие пески пустыни Синьцзян-Угурийского района.

“Ради этого я проделал путь из Калифорнии. На моем веку это уже 11- е затмение, я не хочу пропустить ни одного”, — сказал врач-онколог Дейв Болч, облаченный в футболку с изображением затмения.

Изучающие поверхность Солнца ученые ждут затмения, чтобы хотя бы на миг увидеть внешнюю корону — обычно плохо различимую крайнюю оболочку звезды.

“Сегодня мы хорошо оснащены, чтобы успеть разглядеть затмение. Внезапное наступление темноты — очень драматичное зрелище, способное вызвать страх. Поэтому его хотят увидеть тысячи туристов”, — сказал Джей Пасочофф, профессор Williams College, приехавший в Новосибирск, чтобы в 47- й раз за жизнь полюбоваться затмением.

Следующее произойдет 22 июля 2009 года, и за ним смогут наблюдать несколько сотен миллионов людей: коридор пройдет над Индией, севером Бангладеш и вдоль реки Янцзы до Шанхая — самых густонаселенных регионов планеты.

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ

Некоторые китайцы видят добрый знак как в затмении, так и в Олимпиаде — надеясь, что Игр начнется новая эра в развитии страны, и Китай снова станет современной, процветающей и влиятельной державой, каким был более тысячелетия назад. В те времена астрономы, жившие при дворе китайского императора, почитались во всем мире, а караваны верблюдов везли товары из Китая в далекие западные страны.

Астрономы древнекитайского царства Лу — нынешнего Шаньдуна — вели летопись солнечных затмений с 720 года до н. э . Упоминания о более ранних случаях содержатся в надписях на костях, предназначенных для гадания: люди вопрошали прорицателей, чего им ждать от этого явления природы.

Как рассказал Ф. Ричард Стивенсон, почетный профессор Университета Дурхам в Англии, зачастую солнечное затмение связывалось в сознании китайцев со смертью императора или императрицы, случившейся вскоре после того, как “дракон” поглотил лучезарный диск.

Китайские астрономы прекрасно понимали, в чем истинная причина затмений, и умели с точностью предсказывать их уже к 300 году н.э., однако суеверные вместе с царедворцами продолжали бить в бубны и барабаны, чтобы спугнуть “поедателя Солнца”.

Сейчас многие верят, что затмение может оказать влияние на их жизнь, однако придерживаются более философской точки зрения.

“Я родился во время солнечного затмения и всегда надеялся, что это принесет мне счастье. Но особых способностей у меня не оказалось, и я не могу сказать, что затмение стало для меня знаком судьбы”, — сказал водитель по имени Чжоу.

ДОСЬЕ

— Полное солнечное затмение происходит, когда Луна проходит по орбите между Землей и Солнцем, отбрасывая на него тень. Становится так темно, что на небе видны звезды, а вокруг “погасшего” диска различимо сияние короны.

— Первые упоминания о солнечном затмении относятся к 753 году до н. э. в ассирийских памятниках письменности. Однако китайские записи на костях для гадания еще более древние: сохранившиеся образцы датируются 1.300-1.100 годами до н. э.

— Астрономы царства Лу (в настоящее время провинция Шаньдун) вели вполне заслуживающие доверия летописи затмений уже с 720 года до н.э. К первому тысячелетию н.э. китайские придворные астрономы могли предсказать время затмения с точностью до 15 минут.

— Древнекитайские летописи затмений помогают отследить, как замедлилось вращение Земли.

— Затмение Солнца в 1919 году помогло подтвердить правильность выдвинутой Эйнштейном теории относительности.

— Солнечные затмения представляют огромный научный интерес, поскольку позволяют увидеть внешнюю корону Солнца — более холодную внешнюю атмосферу, которая светит менее ярко и плохо различима в обычное время.

— В настоящее время поверхность Солнца относительно спокойна: на ней меньше пятен, чем ожидали ученые.

— Следующее солнечное затмение произойдет 22 июля 2009 года .

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

Сегодня глубокая древность китайской истории считается самоочевидной. Однако еще в XIX веке это было не так. У многих европейских ученых того времени существовали глубокие сомнения по поводу столь глубокой древности китайской истории. В частности, им казалось весьма подозрительным, что сведения о существовании Древнего Китая известны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из китайских источников. И совершенно не подкрепляются иностранными свидетельствами.

Словарь Брокгауза и Ефрона, отражая мнения русских и немецких ученых XIX века, пишет по этому поводу следующее:

«Источники для изучения древнего периода китайской истории находятся ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В КИТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ… главнейшие из них —… книги и отчасти «Исторические записки» (Ши-цзи) Сы-ма-цяня (около I в. до Р.Х.), вместе с ОЧЕНЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОЙ «Бамбуковой летописью” (Чжу-шу-цзи-нянь)… новейшие же, как-то: летопись Тун-цзянь-ган-му (переведенная в прошлом столетии на французский язык иезуитом de Moyriac de Mailla), Лу-ши (сочинение сунского ученого Ло-би), Тун-цзянь-вай– цзи (экскурс к упомянутой летописи Тун-цзянь, XI в. после Р.Х.) и И-ши («Сводная история», начала XVII в. после Р.Х.), по своей отдаленности от трактуемой эпохи не имеют уже такого значения, как древнейшие, поэтому ПОЧТИ И НЕ ИЗУЧАЛИСЬ ЕВРОПЕЙСКИМИ УЧЕНЫМИ; «Сводная история» даже и совсем почти не затронута, главным образом благодаря ПОЛНЕЙШЕЙ СЫРОСТИ собранного в ней огромнейшего материала, выписанного дословно из всех предшествовавших сочинений, начиная с древнейших.

Вопросы о происхождении китайцев, о ДОСТОВЕРНОСТИ ОТНОСЯЩИХСЯ К ДРЕВНЕМУ ПЕРИОДУ СВЕДЕНИЙ, о ТОЧНОСТИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ, о СУЩЕСТВОВАНИИ ПИСЬМЕННОСТИ (! – Авт.) давно уже сделались предметом изысканий синологов, но все еще ОСТАЮТСЯ НЕРАЗРЕШЕННЫМИ сколько-нибудь удовлетворительно.

О каждом из них существует почти столько же отдельных, нередко диаметрально противоположных мнений, сколько более или менее крупных синологов. Большинство исследователей считает предков нынешних китайцев ПРИШЕЛЬЦАМИ, ДОСТИГШИМИ УЖЕ ИЗВЕСТНОЙ СТЕПЕНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ (это мнение неслучайно: манжуры действительно были пришельцами в Китае, а вся известная сегодня китайская история началась, как мы увидим, именно с них – Авт.)» [988:00], статья «Китай».

Итак, еще в XIX веке отношение ряда европейских ученых к китайским уверениям о собственной древности было весьма и весьма настороженным. Вероятно, поэтому китайцам и понадобилось подкрепить эти уверения какими-то доказательствами. И такие «доказательства» появились. Причем, самыми первыми из них стали астрономические датировки китайских СОЛНЕЧНЫХ ЗАТМЕНИЙ. Кстати – датировки АСТРОНОМИЧЕСКИ ОШИБОЧНЫЕ, как мы вскоре убедимся. Сообщается следующее:

«ПЕРВОЙ ДОСТОВЕРНОЙ ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ДАТОЙ можно считать 38-й год правления чжоуского Ли-вана или, по нашему летоисчислению, 842 г.

до Р.Х., к которому «Исторические записки» приурочивают свой счет по циклическим знакам. ГЛАВНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЭТОГО СЛУЖИТ ДОСТОВЕРНОСТЬ ЗАТМЕНИЯ, относимого к 6-му году правления чжоуского государя Ю-вана и, КАК ТЕПЕРЬ ДОКАЗАНО АСТРОНОМИЧЕСКИМИ ВЫЧИСЛЕНИЯМИ, ПРОИСШЕДШЕГО 29 АВГУСТА 775 г. ДО Р.Х.» [988:00], статья «Китай».

Что ж, давайте проверим эту САМУЮ ПЕРВУЮ из «достоверно установленных» дат китайской истории. Действительно ли в конце августа 775 года до н. э. в Китае произошло сколь-нибудь заметное солнечное затмение?

Нет, расчеты показывают, что ничего подобного не было. Более того, 29 августа 775 года н. э. на Земле вообще не было НИКАКОГО солнечного затмения. Ближайшее к этой дате солнечное затмение произошло на месяц раньше, 27 июля 775 года н. э. Но и оно совершенно не годится для «подтверждения» древне-китайской хронологии. Поскольку это было всего лишь частное солнечное затмение с максимальной фазой 0,75. Причем в Китае его не видели вовсе, поскольку полоса его максимальной фазы прошла гораздо западнее и севернее Китая – по северо-западу Сибири в окрестностях Новой земли.

В Пекине этого затмения вообще не было, а на северо-восточных границах Китая максимальная фаза затмения была настолько мала – всего лишь 0,15 – что его практически невозможно было заметить невооруженным глазом. (Расчеты были произведены с помощью программы StarCalc А.Е. Завалишина.)

Данное обстоятельство было, очевидно, замечено историками, хотя и с опозданием. Иначе трудно объяснить, что спустя некоторое время после выхода в свет Словаря Брокгауза и Ефрона дата этого важнейшего китайского затмения – которое, напомним, ПОСЛУЖИЛО ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ДОВЕРИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ К КИТАЙСКОЙ ХРОНОЛОГИИ – была ИЗМЕНЕНА.

Обратимся к современной нам монографии [1487:1]. Там это затмение, случившееся в 6-й год императора Ю-вана из династии Чжоу датировано уже по-другому. А именно, ПРИМЕРНО НА ГОД РАНЬШЕ – 6 сентября 776 года до н. э. Приведем одно из древне-китайских описаний этого затмения, согласно [1487:1] (остальные мало чем от него отличаются):

«6 сентября 776 год до н. э. Император Ю из династии Чжоу, 6-й год, 10-й месяц, новолуние день синьмао 28; при переходе в 10 месяц, в первый день месяца, произошло затмение Солнца [Шицзин, Сяоя]» [1487:1], с. 30.

Согласно династическим китайским таблицам, император Ю-ван из династии Чжоу правил в 781–771 годахдон. э. [1487:1], с. 405. Поэтому, как 775, так и 776 год до н. э. можно было бы считать 6-м годом его правления. И потому исправленная дата затмения – 776 год вместо 775-го – тоже вполне годилась бы для подтверждения китайской хронологии. Если бы не одно «но». Все дело в том, что и это затмение СОВЕРШЕННО НЕ БЫЛО ВИДНО В КИТАЕ.

На рис. d.13 мы приводим карту с изображением полосы солнечного затмения 5–6 сентября 776 года до н. э. Затмение было полным, но не для китайского наблюдателя. На географических долготах Китая полоса полной фазы проходила ПО СЕВЕРНОМУ ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ, причем – в сотнях километров от берега. На рис. d.13 хорошо видно, что город Пекин, отмеченный белым кружком, находится в точности на границе, отделяющей область совершенного отсутствия указанного затмения от полосы его частной фазы. При переходе через эту границу фаза затмения начинает медленно нарастать. Но даже в самом северном Китае она не превосходила ничтожной величины 0,1–0,2.

Расчеты показывают, что на географических долготах Китая и на широтах 40 градусов (Пекин) фаза затмения 5–6 сентября 776 года до н. э. составляла 0,05 – 0,08; на широтах 45 градусов (средняя Монголия) она равнялась 0,20 – 0,22.

Рис. d.13. Область видимости полного солнечного затмения 5–6 сентября 776 года до н. э. Черным кружком отмечена узкая полоса, где затмение было полным. На географических долготах Китая полоса полного затмения проходила по Северному Ледовитому океану примерно в 300 километрах от берега. Белым кружком отмечен Пекин, находящийся на границе области частной фазы затмения. Ни в Китае, ни в Монголии, ни даже в Забайкалье, это затмение не могло наблюдаться из-за слишком малой фазы. Расчет по программе StarCalc.

Даже на широтах 50 градусов (Забайкалье) фаза затмения была все еще очень мала и составляла всего лишь 0,36 – 0,47. Таким образом даже в Забайкалье фаза этого затмения была совершенно недостаточна, чтобы небо хоть сколько-нибудь потемнело. А между тем, в одном из китайских описаний затмения Ю-вана прямо сказано, что во время затмения «постепенно вернулся дневной свет» [1487:1]. То есть, дневной свет во время затмения Ю-вана заметно померкнул, а значит, ОНО БЫЛО ПОЛНЫМ ИЛИ БЛИЗКИМ К ПОЛНОМУ.

Таким образом, НЕТ СОВЕРШЕННО НИКАКИХ ОСНОВАНИЙ приравнивать китайское затмение, случившееся на 6-м году императора Ю-вана из династии Чжоу, и солнечное затмение 5–6 сентября 776 года до н. э. ВООБЩЕ НЕ ВИДИМОЕ НИ В КИТАЕ, НИ В ЕГО ОКРЕСТНОСТЯХ. А других подходящих реальных затмений для дат, способных подтвердить китайскую хронологию эпохи Чжоу, НЕТ. Таким образом, нельзя говорить о том, что астрономические расчеты якобы подтверждают китайскую хронологию времен Чжоу. Они ее никак не подтверждают. Они ей ПРОТИВОРЕЧАТ.

Нам могут возразить, что сегодня известно и множество других китайских записей о солнечных затмениях, часть из которых действительно соответствует китайским древним датам. Да, такие затмения имеются. Их список приведен в издании [1487:1]. Но по отношению к ним возникают следующие вопросы:

– Когда эти записи затмений вошли в научный оборот? Если они были хорошо известны еще до начала XX века, то почему тогда европейским ученым XIX века пришлось доказывать китайскую хронологию не с помощью этих замечательных китайских записей, а с помощью отсутствующего в природе китайского затмения 775 или 776 года до н. э.?

– Когда была впервые составлена ВЫБОРКА АСТРОНОМИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ китайских солнечных затмений? Например – приведенная в [1487:1], или другая, подобная ей?

Поясним смысл этого вопроса. Как уже говорилось выше, из китайских источников можно было бы почерпнуть гораздо больше записей о солнечных затмениях. Но если верить ВСЕМ таким записям, то солнечные затмения в Древнем Китае должны были бы происходить чуть ли не каждый год. Что невозможно. Поэтому большинство таких записей, очевидно, ошибочны. Вопрос – есть ли среди них правильные и как их отделить от ложных?

Нетрудно сообразить, что для того, чтобы произвести этот отсев ложных затмений, необходимо ЗАРАНЕЕ ЗНАТЬ ИХ ДАТЫ. Хотя бы приблизительно. И тогда с помощью расчетов, действительно, можно проверить, какие именно затмения происходили в Китае, а какие – нет. Но предъявлять потом полученный список «правильных» затмений в качестве ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДАТИРОВОК, С САМОГО НАЧАЛА ЗАЛОЖЕННЫХ В ЕГО РАСЧЕТ, – явная бессмыслица! А точнее, говоря, ПРОСТО ОБМАН. Поэтому вопрос о том – когда была составлена выборка якобы «правильных» китайских солнечных затмений и как именно их отделили от «неправильных» – чрезвычайно важен.

Сегодня с помощью астрономических программ нетрудно рассчитать солнечные затмения в прошлое. А значит, легко можно выбрать из хаоса китайский записей о солнечных затмениях лишь те, которые СЛУЧАЙНО совпали (или оказались близки) с каким-то реальным затмением в том же самом году. При такой частоте упоминаний о солнечных затмениях, как в китайских хрониках, вероятность подобного случайного совпадения не столь уж мала. Таким образом, вполне можно было бы набрать список «правильных затмений», подобный приведенному в [1487:1]. Но как легко сообразить, такой список ровным счетом ничего не доказывает, несмотря на множество астрономических «попаданий в точку».

Поэтому мы и спрашиваем – когда появились первые опубликованные списки китайских солнечных затмений, подобные приведенным в [1487:1]? В источниках XIX века их нет. По крайней мере, нам найти их там не удалось. Возникает впечатление, что подобные списки появились лишь в конце XX века. Когда возможности вычислительной астрономии уже позволяли их ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО СОЗДАВАТЬ НА ОСНОВЕ КИТАЙСКОЙ ХРОНОЛОГИИ. Отсеивая те китайские записи, которые противоречат хронологии Древнего Китая. Но, как мы уже говорили, использование подобных списков с целью ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОЙ САМОЙ ХРОНОЛОГИИ КИТАЯ, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ ОНИ БЫЛИ СОБРАНЫ – совершенно недопустимо. Это порочный круг.

В этом смысле наиболее ценны для хронологии не просто какие-нибудь китайские солнечные затмения, а достаточно ЗНАМЕНИТЫЕ затмения. Поскольку они, в отличие от общей массы других затмений, уже достаточно давно заняли выделенное положение. Они являлись предметом обсуждений и споров еще в

XVIII–XIX веках, когда производить астрономические расчеты было далеко не так просто, как сегодня (хотя тоже возможно). Кроме того, такие затмения обычно окружены разными рассказами и легендами, в которых могут содержаться ценные для датировки дополнительные сведения.

К числу таких достаточно знаменитых затмений относится и затмение Ю-вана, о котором мы подробно говорили выше. Оно, как мы видели, обсуждалось еще учеными XIX века, поскольку созданный в то время Словарь Брокгауза и Ефрона считает его древнейшей астрономической вехой китайской истории. Кстати, это – ЕДИНСТВЕННОЕ китайское затмение, которое упоминает Словарь.

Таким образом, затмение Ю-вана – достаточно известное, знаменитое затмение. И что же мы увидели? Оно ПРОТИВОРЕЧИТ китайской хронологии, вместо того, чтобы ее подтвердить.

Кроме затмения Ю-вана у китайцев есть и еще одно знаменитое солнечное затмение. Даже более знаменитое, чем затмение Ю-вана. О нем много и подробно пишут китайские источники. Затмение это настолько интересно, что мы посвятим ему отдельный раздел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Китайские затмения

2. Китайские затмения Затмения в китайских хрониках описаны очень неопределенно, например, не указывается фаза, место наблюдения и т.п. Морозов справедливо отмечает, что при такой туманности описаний затмения служить для датировки не могут, поскольку для каждого

1. 2. 1. Что получается, когда мы читаем китайские тексты, переводя китайские имена

1. 2. 1. Что получается, когда мы читаем китайские тексты, переводя китайские имена В китайской истории по-видимому присутствует множество имен и названий из привычной нам Европейской истории Средиземноморья. Правда, увидеть этот факт сегодня по современным публикациям

11.1.2. КИТАЙСКИЕ ЗАТМЕНИЯ

11.1.2. КИТАЙСКИЕ ЗАТМЕНИЯ Затмения в китайских хрониках описаны ОЧЕНЬ НЕОПРЕДЕЛЕННО, например, не указываются фаза, место наблюдения. Н. А. Морозов справедливо отмечает, что при такой туманности описаний, затмения служить для датировки не могут, поскольку для каждого

1.2. Солнечные пятна на китайской посуде 4-го тысячелетия до н. э

1.2. Солнечные пятна на китайской посуде 4-го тысячелетия до н. э Китайскими археологами было найдено «убедительное доказательство» древнекитайских наблюдений солнечных пятен. Это — глиняные черепки, выкопанные в Китае и датированные 6-м тысячелетием до настоящего

Глава 3 Китайские затмения

Глава 3 Китайские затмения 3. 1. Затмения Солнца и Луны как средство проверки китайской хронологии Наше исследование китайских затмений мы начнем с вывода Н.А. Морозова. Он сделал его после того, как подробно ознакомился с китайскими записями затмений, а также с работами

3.1. Затмения Солнца и Луны как средство проверки китайской хронологии

3.1. Затмения Солнца и Луны как средство проверки китайской хронологии Наше исследование китайских затмений мы начнем с вывода Н.А. Морозова. Он сделал его после того, как подробно ознакомился с китайскими записями затмений, а также с работами астрономов XIX века, усердно

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии

3.2. Китайские солнечные затмения и их важность для китайской хронологии Сегодня глубокая древность китайской истории считается самоочевидной. Однако еще в XIX веке это было не так. У многих европейских ученых того времени существовали глубокие сомнения по поводу столь

3.4. Китайские лунные затмения

3.4. Китайские лунные затмения В книге «Археоастрономия Восточной Азии» [1487:1] приведен список древних китайских, японских, корейских и вьетнамских ЛУННЫХ ЗАТМЕНИЙ. Он занимает 43 страницы и содержит сотни записей. При этом, китайские затмения начинаются с 13 марта 1065 года ДО

7.3. Что получается, если читать китайские летописи, переводя китайские имена на русский язык

7.3. Что получается, если читать китайские летописи, переводя китайские имена на русский язык Иероглифический способ записи был, по-видимому, занесен в Китай из Египта. Возможно, это произошло еще в XII–XIII веках. Но не исключено — и даже очень вероятно — что иероглифы в Китай

«Положительная программа» статистической хронологии, т.

 е. восстановление правильной хронологии и истории древности

«Положительная программа» статистической хронологии, т. е. восстановление правильной хронологии и истории древности Выделение событийных оригиналов в «учебнике по истории» и построение непротиворечивой версии глобальной истории — это положительная программа

Глава II. Солнечные и лунные затмения в русских после-несторовских летописях как показатель их правдивости

Глава II. Солнечные и лунные затмения в русских после-несторовских летописях как показатель их правдивости Применим теперь астрономический метод проверки. В «Начальной псевдо-летописи» за первые 200 лет, как я уже говорил, не показано ни одного затмения, ни солнечного, ни

1.2. Солнечные пятна на китайской посуде 4 тысячелетия до н.э

1. 2. Солнечные пятна на китайской посуде 4 тысячелетия до н.э Китайскими археологами было найдено якобы «убедительное доказательство» древне-китайских наблюдений солнечных пятен. Это – глиняные черепки, выкопанные в Китае и датированные 6-м тысячелетием до настоящего

3. Китайские затмения

3. Китайские затмения 3.1. Затмения Солнца и Луны как средство проверки китайской хронологии Наше исследование китайских затмений мы начнем с вывода H.A. Морозова. Он сделал его после того, как подробно ознакомился с китайскими записями затмений, а также с работами

3.1. Затмения Солнца и Луны как средство проверки китайской хронологии

3.1. Затмения Солнца и Луны как средство проверки китайской хронологии Наше исследование китайских затмений мы начнем с вывода H.A. Морозова. Он сделал его после того, как подробно ознакомился с китайскими записями затмений, а также с работами астрономов XIX века, усердно

3.

4. Китайские лунные затмения

3.4. Китайские лунные затмения В книге «Археоастрономия Восточной Азии» [1487:1] приведен список древних китайских, японских, корейских и вьетнамских ЛУННЫХ ЗАТМЕНИЙ. Он занимает 43 страницы и содержит сотни записей. При этом, китайские затмения начинаются с 13 марта 1065 года ДО

История затмения | Полное солнечное затмение 2017

История затмений

Самые ранние записи, которые мы имеем, показывающие, что люди обращали внимание на затмения каким-либо официальным образом, имеют возраст около 5000 лет.


В 1999 году ирландский археоастроном Пол Гриффин исследовал мегалитический памятник Loughcrew Cairn L в Ирландии и обнаружил набор спиралевидных петроглифов, которые могут соответствовать солнечному затмению, которое произошло 30 ноября 3340 г. до н.э. Символы отображают последовательное кодирование солнца, луны и горизонта, а также 92 трека полных солнечных затмений, только один для 3340 г. до н.э., видимый на этом месте, показал те же геометрические отношения.


Древние китайские записи — в частности, Шу Цзин — о солнечном затмении, которое произошло (наиболее вероятно) 22

Солнце День Земли 2009 Баннер, показывающий траекторию полного солнечного затмения в Китае.

Октябрь 2134 г. до н. э. включают отрывок, который переводится на английский язык как «Солнце и Луна не встретились гармонично.


В Древнем Китае солнечные и лунные затмения считались небесными знаками, предсказывающими будущее Императора. Древние китайцы считали, что солнечные затмения происходят, когда небесный дракон пожирает солнце. Также считали, что этот дракон нападает на Луну во время лунных затмений. На китайском языке затмение называлось «ши», что также означает «есть».

В одном древнем китайском отчете о солнечном затмении солнечное затмение описывается как «съеденное солнце». В древнем Китае существовала традиция стучать в барабаны и горшки и издавать громкий шум во время затмений, чтобы отпугнуть дракона. Китайский император Чжун Кан (2159 г. до н. э.).– 2146) узнал о затмении, когда услышал сильный шум на улицах, когда его подданные пытались прогнать дракона, пожирающего солнце. Они увенчались успехом, но два придворных астронома императора, Си и Хо, как сообщается, были обезглавлены за то, что не смогли предсказать событие.


Вавилонская таблица солнечных затмений, в которой перечислены затмения между 518 и 465 годами до н.э.).
Изображение предоставлено NASA Sun Earth Day

Вавилонские глиняные таблички , такие как приведенная ниже, содержат физические записи древних затмений, наблюдаемых людьми, в данном случае между 518 и 465 годами до нашей эры. Вавилонские астрологи вели тщательные записи небесных явлений, включая движения Меркурия, Венеры, солнца и луны, на табличках, датируемых с 1700 по 1681 год до нашей эры. Более поздние записи идентифицировали полное солнечное затмение 31 июля 1063 г. до н.э., которое «превратило день в ночь», и известное затмение 15 июня 763 г. до н.э., зарегистрированное ассирийскими наблюдателями в Ниневии. Тщательно отмечая местные лунные и солнечные затмения, вавилонские астрономы смогли с достаточной точностью предсказать лунные, а затем и солнечные затмения. Их инструментом был так называемый Сарос-цикл: это период в 223 синодических месяца (или 18 лет и 11,3 дня), после которого повторяются лунные и солнечные затмения. Ссылка: http://sunearthday.nasa.gov/2006/locations/babylon.php

Есть много историй о том, как затмения использовались для предсказания важных политических событий, и почти все человеческие цивилизации с письменной историей относились к полным солнечным затмениям со страхом и ужасом до появления математических схем для предсказания того, когда они произойдут.


Древние греки также записали события затмения. Поэт Архилох говорил о полном солнечном затмении 6 апреля 647 г. до н. э. в мифических терминах:
«Нет ничего безнадежного, ничего невозможного, ничего чудесного, ибо Зевс, отец олимпийцев, из полудня сделал ночь, скрывая свет сияющего Солнца, и напал на людей тяжкий страх. ”

Около 460 г. до н.э. греческий историк Геродот писал, что Фалес смог предсказать год, когда произойдет полное солнечное затмение. Подробности того, как было сделано это предсказание, не сохранились. Затмение произошло либо в 610 г. до н.э., либо в 585 г. до н.э. По-видимому, использованный метод сработал только один раз, потому что то, что известно из греческой научной истории, не предполагает, что этот метод когда-либо надежно использовался снова. Говорят, что Фалес посетил Египет и из эмпирических правил, использовавшихся там для межевания земли, принес в Грецию идеи дедуктивной геометрии, позже систематизированные Евклидом. До 450 г. до н. э. Метон понял, что один период из 235 лунных месяцев (19лет) приведет к возврату популярного лунного календаря к синхронности с солнечным, сезонным календарем.

В это время одна и та же лунная фаза будет записана в одно и то же время солнечного календарного года. Этот период также дает приблизительное представление о том, когда лунное затмение повторится в том же географическом месте.

Знаменитый греческий астроном Птолемей (около 150 г. н.э.) записал свои наблюдения затмений в Альмагесте и показал, что у него есть сложная схема для предсказания как лунных, так и солнечных затмений. Птолемей, например, знал детали орбиты Луны, включая ее узловые точки.

Он также знал, что солнце должно находиться в пределах 20 градусов 41′ от узловой точки, чтобы произошло затмение. Исходя из этой информации, Птолемей вычислил, что в течение семи месяцев в одной и той же части мира может произойти до двух солнечных затмений. Лунные затмения было особенно легко рассчитать из-за огромной площади, покрытой земной тенью на Луне. Однако солнечные затмения требовали гораздо больших знаний.

Таким образом, ко второму веку нашей эры полные солнечные затмения можно было предсказывать с достаточной точностью. Для растущей части человечества они были уже не посланиями враждебных богов или сверхъестественных сил, а просто интересной закономерностью обращения Луны и Земли вокруг Солнца.

Вавилонская таблица солнечных затмений, в которой перечислены затмения между 518 и 465 годами до н.э.).
Изображение предоставлено: NASA Sun Earth Day

Вавилонская таблица солнечных затмений, в которой перечислены затмения между 518 и 465 годами до нашей эры).
Изображение предоставлено NASA Sun Earth Day


Более свежие отчеты также дошли до нас через многочисленные записи о затмениях на протяжении веков. Британский поэт Джон Мильтон пишет в «Потерянном рае»;

«Как когда Солнце, вновь взойдя, Глядит сквозь горизонтальный туманный воздух, Лишенный своих лучей, или из-за Луны, В тусклом затмении гибельные сумерки На полнароды льют и страхом перед переменами Смущают монархов».

Солнечные затмения, по общему мнению, были событиями чудесного и волшебного масштаба. Сегодня мы, конечно, очень хорошо понимаем затмения. Мы знаем, как и почему они происходят, когда и где они происходят. Мы видели затмения из космоса. Мы даже использовали затмения, чтобы исследовать законы физики и открывать новые миры за пределами Солнечной системы. Тем не менее солнечные затмения сохраняют свою древнюю магию и за ними интересно наблюдать.


Многие научные открытия были сделаны во время солнечных затмений. Уникальная способность Луны покрывать диск Солнца позволила исследовать корону и хромосферу, а также проверить общую теорию относительности. В следующей таблице перечислены некоторые из этих важных научных открытий. Более полный список важных солнечных затмений в истории можно найти по адресу https://eclipse.gsfc.nasa.gov/SEhistory/SEhistory.html .


Альберт Эйнштейн с сэром Артуром Эддингтоном.
Изображение предоставлено Smithsonian.com


Солнечная корона

На самом деле мы не знаем, как давно люди заметили эффектную корону нашего солнца, но вполне вероятно, что мы восхищались ею с тех пор, как существовали люди. Первое западное описание короны во время полного солнечного затмения, вероятно, было сделано Люсьеном в 932 г. до н.э. «… по краю виден своего рода свет, который не дает тени [луны] быть глубокой и абсолютной». Некоторые древние петроглифы и другое примитивное искусство, кажется, предполагают солнечный диск с теми или иными «выступами», но мы не можем быть уверены в этой интерпретации.

Подробнее


SDO НАСА становится свидетелем двойного затмения

Рано утром 1 сентября 2016 года Обсерватория солнечной динамики НАСА, или SDO, зафиксировала пересечение Земли и Луны перед Солнцем. SDO постоянно следит за Солнцем, но во время полугодовых сезонов затмений 90 040 Земля ненадолго блокирует линию обзора SDO каждый день — следствие геосинхронной орбиты SDO. 1 сентября Земля полностью затмила Солнце с точки зрения SDO, как раз в тот момент, когда Луна начала свое путешествие по диску Солнца.

Подробнее


Архив изображений исторического затмения

Высокогорная обсерватория Национального центра атмосферных исследований предоставляет архив качественных изображений солнечных затмений, начиная с 1869 года.

Как давным-давно говорили о затмениях? Ознакомьтесь с этой подборкой газетных статей за 1800–1930 годы, чтобы ознакомиться с историями о затмениях до эпохи Интернета. Вот несколько примеров историй о затмениях, опубликованных в различных американских газетах и ​​журналах в период с 1800 по 19 1919 года.30.

Подробнее


История на пути

Путь полного солнечного затмения 21 августа 2017 г. был пересечен следами 15 предыдущих затмений над континентальной частью США в период с 15:03 по 1970 год.

Солнечные затмения настолько редки, что вы не найдете много музыки на такую ​​конкретную тему! На самом деле это странно, потому что полные солнечные затмения всегда привлекали наше внимание, но, возможно, это не то, о чем хочется петь, если вы беспокоитесь о конце света!

Подробнее

Солнечные затмения в древнем Китае

«Небесная собака ест солнце!» Древние китайские сельские жители, вероятно, заплакали бы, если бы увидели, как солнце скрывается за тенью.

В то время как миллионы людей наслаждались полным солнечным затмением от побережья до побережья в Соединенных Штатах в понедельник, в древнем Китае это событие собирало целые деревни, чтобы кричать, зажигать петарды, бить в гонг и бить в барабан — в все, поднимайте как можно больше шума, чтобы отпугнуть злого пожирающего солнце зверя.

Эта вера породила китайское название солнечного затмения 日食 (rìshí, букв. «пожираемый солнцем»). Та же «небесная собака» (天狗) обвинялась в лунном затмении, или 月食 (юэши, букв. «пожиратель луны»).

Если оставить в стороне народные суеверия, китайские ученые, похоже, уже давно научились предсказывать солнечное затмение. Они упоминаются в событии, записанном в Книге Документов или Шаншу (《尚书》), конфуцианской классике, предположительно написанной в 5 веке до н.э.: Под властью короля по имени Чжункан в доисторической династии Ся (считается, что она существовала между 21 и 17 веками до н. , что привело к большой панике, когда это произошло. Генерала послали казнить его за халатность.

Из-за отсутствия исторических записей в этот ранний период никто точно не знает, когда именно произошло это затмение. Но это было интригующей загадкой для историков и астрономов на протяжении всей истории Китая, в том числе для Иоганна Адама Шаля фон Белла, миссионера-иезуита, который работал астрономом у цинского императора. Помимо написания двух статей о солнечных затмениях во время своего пребывания в Китае, Шалль фон Белл также правильно предсказал солнечное затмение, которое произошло в первый день восьмого лунного месяца в 1644 году9. 0005

В другом случае предполагаемое солнечное затмение утром было зарегистрировано в Bamboo Annals (《竹书纪年》), исторической записи, которая, как считается, восходит к 3 веку до н.э.: «В первый год царя И (из Чжоу), дважды рассветал в городе Чжэн». Многие более поздние ученые полагали, что этот отрывок относится к полному солнечному затмению, которое произошло утром. Во время недавнего полного солнечного затмения в 1997 году наблюдатели из Синьцзяна на западе Китая сказали, что это было именно то, что описано в древнем тексте.

Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу, проект 1996 года по заказу государства по определению временных рамок и местонахождения трех древнейших зарегистрированных династий Китая, это затмение было названо важным потенциальным доказательством для датировки этих исторических периодов. Однако ученые подвергли критике оценку описания в этих текстах — в конце концов, они могли быть ложными, метафорическими или даже древней канцелярской ошибкой.

В общей сложности китайские астрономы вели учет солнечных затмений за последние 4000 лет, насчитывая более 1000 случаев, большинство из которых впоследствии были признаны исчерпывающими и точными. Помимо того, что эти записи служат перекрестными ссылками для историков по датам и местам исторических событий, они удобны для изучения изменений во вращении Земли за последние тысячелетия.

Запись и предсказание солнечного затмения были важны, поскольку астрономические события были тесно связаны с государственными делами в древнем Китае, особенно со второго века до нашей эры, когда ученый Дун Чжуншу (董仲舒) разработал понятие «взаимодействия между небом и человечеством» (天人感应) для определения легитимности монарха. Считалось, что законный император назначается небом в качестве его представителя.

В соответствии с этой доктриной любое стихийное бедствие или редкое природное явление, такое как солнечное затмение, рассматривалось как предупреждение свыше для правителя, чтобы он исправился или потерял право управлять королевством. В 178 г. до н.э. император Вэнь из династии Хань начал традицию публичной самокритики императора всякий раз, когда происходит солнечное затмение, беря на себя ответственность за «предзнаменование» и обещая исправить свои моральные или административные проступки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *